Как сделать тень в компасе 3д

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Сегодня Компас 3D является одной из самых популярных программ, предназначенных для создания 2D чертежей и 3D моделей. Большинство инженеров используют именно ее для того, чтобы разрабатывать планы зданий и целых строительных площадок. Также она широко используется для инженерных расчетов и других подобных целей. В большинстве случаев первой программой для 3D моделирования, которую учит программист, инженер или строитель, является именно Компас 3D. А все потому, что пользоваться ей очень удобно.

Ну а сегодня мы рассмотрим создание чертежей в Компас 3D.

Создание фрагментов

Кроме полноценных чертежей, в Компасе 3D можно создавать отдельные фрагменты деталей также в формате 2D. От чертежа фрагмент отличается тем, что в нем нет шаблона для Ватмана и вообще он не предназначен для каких-то инженерных задач. Это, можно сказать, полигон или тренировочная площадка для того, чтобы пользователь мог попробовать чертить что-либо в Компасе 3D. Хотя фрагмент потом можно перенести на чертеж и использовать при решении инженерных задач.


Для создания фрагментов, как и для чертежей, есть специальная панель инструментов. Она всегда располагается слева. Там есть следующие разделы:


Чтобы узнать, как работает каждый из этих элементов, нужно просто воспользоваться ним. В этом нет абсолютно ничего сложного, и если Вы учили в школе геометрию, сможете разобраться и с Компасом 3D.



После этого курсор изменится на квадрат, которым нужно указать прямую, касательно к которой будет проводиться окружность. После нажатия на нее пользователь увидит две окружности с двух сторон прямой. Нажав на одну из них, он зафиксирует ее.




Как видим, при вводе текста внизу тоже отображаются его свойства, такие как размер, стиль линии, шрифт и многое другое. После того, как фрагмент создан, его нужно сохранить. Для этого достаточно нажать кнопку сохранения на верхней панели программы.



Создание деталей


Там пункты панели инструментов несколько отличаются от того, что есть при создании фрагмента или чертежа. Здесь мы можем видеть следующее:


Самое главное, что нужно понимать при создании детали – это то, что здесь мы работаем в трехмерном пространстве в трех плоскостях. Для этого нужно мыслить пространственно и сразу наглядно в уме представлять, как будет выглядеть будущая деталь. Кстати, практически такая же панель инструментов используется при создании сборки. Сборка состоит из нескольких деталей. К примеру, если в детали мы можем создать несколько домов, то в сборке мы можем нарисовать целую улицу с домами, созданными ранее. Но сначала лучше научиться делать отдельные детали.







Теперь можно попытаться поставить на получившейся фигуре столб сверху. Для этого откроем ее верхнюю плоскость как эскиз, и нарисуем по центру круг.



После всего этого у нас получилась примерно такая фигура.



Вышеперечисленные задачи является основными в Компас 3D. Научившись выполнять их, Вы научитесь пользоваться этой программой в целом. Конечно, чтобы описать все функциональные особенности и процесс использования Компаса 3D, придется написать несколько томов подробной инструкции. Но и самостоятельно эту программу тоже можно изучить. Поэтому можно сказать, сейчас Вы сделали первый шаг на пути к изучению Компас 3D! Теперь попытайтесь таким же образом нарисовать свой стол, стул, книгу, компьютер или комнату. Все операции для этого уже известны.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Самоучитель Компас-3D v16/15/14/13 описывает сферы применения этой системы, ее конфигурации: машиностроения и приборостроения. Учебник по программе Компас-3D подробно представляет интерфейс программы и ее составных частей. Самоучитель по Компасу содержит скриншоты панелей программы и рабочих окон. Это позволяет не только быстро изучить уроки работы в Компас 3D, но и быстро настраивать удобную конфигурацию Вашей рабочей среды.

В самоучителе Компас-3Д для начинающих располагается материал в форме уроков по трехмерному моделированию и двухмерному черчению. В которых описывается как работать в КОМПАС-3d, а так же показаны все существующие возможности для автоматизации проектирования в Компас-3D, советы, по настройке интерфейса, сведения для начала работы, советы по нанесению размеров на чертеж, редактированию геометрии и многое другое.

Учебник поможет освоится и получить новые знания любому пользователю, который работает в программе Компас-3D: от учеников старших классов и студентов технических ВУЗов до работников на крупных машиностроительных предприятиях.

КОМПАС-3D Home для чайников. Основы 3D-проектирования.

Если вы недавно приобрели принтер, но уже осознали, что печатать чужие модели вам неинтересно, то этот цикл статей для вас. В своих статьях я попробую научить вас создавать собственные модели в программе Компас.

КОМПАС-3D Home — это доступная даже ребёнку система трехмерного моделирования, обладающая полными возможностями профессиональных пакетов.
КОМПАС-3D Home разработана российской компанией АСКОН на основе профессиональной системы КОМПАС-3D, которая существует на рынке уже более 26 лет.
Система полностью русскоязычная, включая все мануалы и справки, что безусловно упростит вам дальнейшее изучение.

Видео. Урок 1 (часть первая) — Видео уроки Компас 3D

Заполнив несложную форму, мы получаем на электронную почту ссылку на архив. Скачиваем архив, не забываем распаковать его и устанавливаем программу. Надеюсь этот процесс не будет для вас затруднителен.

При первом запуске появляется окно Вид приложения — просто нажмите Ок. Настройка вам пока не понадобится.

После запуска программы мы видим стартовую страницу:


Создадим деталь — для этого просто кликните соответствующий значок на стартовой странице. Эскиз — основа любой модели. Основой любой операции является эскиз. Эскизы располагаются на плоскостях или гранях модели.

Для построения эскиза необходимо нажать кнопку Эскиз на панели Текущее состояние и выделить нужную плоскость.


После этого вы переходите в режим эскиза — изображение разворачивается на плоскость экрана. В правом углу появляется значок режима эскиза.

Создадим прямоугольник. Для этого выберите команду Прямоугольник в панели Геометрия.


Вы можете либо кликнуть в двух произвольных местах на экране, либо ввести значения с клавиатуры. Введем значение высоты 50 мм — нажмем Enter, затем введем значение ширины 50 мм — нажмем Enter. Кликните в любой точке для размещения получившегося квадрата.


Теперь можно выйти из режима эскиза.
Для этого либо снова кликните на кнопку эскиза на панели Текущее состояние, либо на значок режима эскиза в правом верхнем углу рабочего поля модели.


Операция выдавливания

Теперь у нас есть эскиз, и мы можем выполнить операцию. Запустите команду Операция выдавливания на панели Редактирование детали.


У вас получился куб или параллелепипед, в зависимости от ваших действий.


Сохраните его — для этого нажмите Сохранить в стандартной панели или Ctrl+S с клавиатуры. Выберите нужную папку для сохранения.


Чтобы передать вашу модель на принтер, вам необходимо сохранить её в Stl-формат.
Для этого в меню Файл выберите Сохранить как.

В открывшемся окне выберите формат Stl в списке тип файла


После этого кликните на треугольник справа от кнопки Сохранить — в открывшемся списке выберите Сохранить с параметрами.


Откроется окно Параметры экспорта в Stl. В данном случае ничего менять не нужно — просто нажмите Ок.

Создание деталей в КОМПАС не составит для Вас труда, если Вы хорошо ориентируетесь в функционале КОМПАС-График. Основа трехмерного проектирования — создание эскизов, перемещение которых в пространстве и позволяет получить объемные тела. Эскиз можно сравнить с фрагментом, для его построения используются команды построения геометрических примитивов: отрезков, окружностей, прямоугольников и др.

Если же говорить про способы создания детали, то их не так уж и много. Существует 4 формообразующие операции:

  • выдавливания;
  • вращения;
  • по траектории;
  • по сечениям.

Правда, существуют и другие способы построения, но они встречаются намного реже. Например, гибридное моделирование, работа с листовым телом, булевы операции.

Получается любая деталь состоит из простейших объемов, каждый из которых выполнен одной из 4-х формообразующих операций.

С чего начать создание детали

Каждая деталь состоит из последовательности формообразующих операций, формообразующие операции в свою очередь работают на базе эскизов. Первым делом стоит определиться на какие простейшие объемы можно разбить деталь, чтобы каждый из объемов выполнить в отдельной операции и в совокупности получить единую деталь.

Пошаговая инструкция построения детали

Разберем небольшой пример. Нам нужно создать деталь Упор. Конечная модель представлена на скриншоте:

Как в КОМПАС создать деталь

За одну операцию данную деталь не построить, поэтому нужно проанализировать геометрию и определиться на какие части будет поделено тело. Не важно получится у Вас 3 части или 10, Вы должны только определиться: как сделать деталь быстрее и проще. Например, можно у детали Упор построить основание сразу с четырьмя крепежными отверстиями, а можно вначале операцией выдавливания выдавить прямоугольник, а отверстия добавить в следующей операции. Оба варианта будут правильными, главное выбрать удобный и понятный именно Вам.

  • операция выдавливания основания;
  • операция построения на основании усеченного конуса;
  • операция вычитания четырех сквозных отверстий;
  • операция вычитания глухого отверстия.

С последовательностью определились, следующий шаг выбрать плоскость для построения первого эскиза и направление выполнения операции. Плоскость и направление повлияют на последующее отображение данной модели в ассоциативных видах чертежа.

Если выбрать в качестве базовой плоскости для основания системную плоскость ZX, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Если же исходной плоскостью будет плоскость XY, то вид Спереди будет выглядеть вот так:


Ничего страшного в таком представлении нет, просто понадобятся дополнительные действия, чтобы ассоциативный чертеж соответствовал представлению конструктора о расположении видов.

Для правильного построения советуем изначально в пустом файле Детали выбрать нужную ориентацию на Панели быстрого доступа и после этого приступать к построению.


В нашем случае, если в качестве основания принимается прямоугольная бобышка, удобнее всего выбрать вид Сверху и выполнить построение первого эскиза на плоскости ZX.

Эскизы можно строить на плоскостях и плоских гранях. В нашем случае для построения первого эскиза используется системная плоскость ZX. Строить её не нужно, в новой детали системные плоскости: ZX, ZY, XY присутствуют по умолчанию.

Для создания эскиза выбираем плоскость ZX. Сделать это можно либо кликнув по плоскости в окне модели:

Выбор плоскости в окне модели

Либо указав её в Дереве модели:

Выбор плоскости в дереве


Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости


Или с контекстной панели, которая появляется при выделении плоскости


После запуска команды, выбранная плоскость разворачивается в плоскость экрана и доступными становятся команды построения геометрических примитивов. Работу в эскизе можно сравнить с работой во фрагменте или чертеже КОМПАС-График.




После вызова команды необходимо первым кликом указать центр прямоугольника, а вторым указать одну из вершин. Прямоугольник построим произвольных размеров, необходимые значения по горизонтали и вертикали зададим позже проставив управляющие размеры.



При простановке авторазмера достаточно кликнуть на одном из вертикальных отрезков и в месте расположения размерной надписи, а затем по одному из горизонтальных отрезков и также в месте расположения его размерной надписи.

После простановки размера появляется окно:


В данном окне необходимо ввести значение размера. В нашем случае это 160 у горизонтального размера и 100 у вертикального.



Эскиз готов, 4 сквозных отверстия мы выполним позже, поэтому на данном эскизе их изображать необходимости нет. Если же мы решили бы выполнить отверстия в этой же операции, то нужно было бы построить следующий эскиз:


Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:




Основание построено, для последующих эскизов можно использовать плоские грани основания. Способов создавать эскизы и операции несколько, в текущем примере мы рассмотрим один, чтобы не перегружать статью.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 70.




Следующий шаг — добавить на деталь отверстия и скругления. Начнем с отверстий. Выделим верхнюю грань основания и создадим новый эскиз. Способы вызова команды рассматривали ранее, поэтому останавливаться подробнее на этом не будем.




После построения окружности ставим к ней авторазмер и задаем его значение = 15.


Также ставим 2 размера от начала координат — один вертикальный, другой горизонтальный. Значение вертикального размер 35, горизонтального 65.



Строим 2 отрезка произвольной длины — один вертикальный, второй горизонтальный. Точка привязки начальной точки отрезков — начало координат.



Укажем одну из построенных осей. В итоге произойдет симметричное копирование и эскиз будет выглядеть вот так:





В итоге получим деталь с четырьмя отверстиями


На верхней гране усеченного конуса создаем эскиз





Деталь должна выглядеть следующим образом:


Осталось указать на детали скругления и фаски.

Команда скругление

Задаем на Панели параметров радиус скругления. В нашем случае у вертикальных ребер основания радиус равен 10 мм. Кликаем по всем четырем ребрам, в итоге получаем вот такое изображение:







Ключ к достижению отличных результатов в области 3D моделирования — работать в тех программах, которые Вы знаете лучше, совершенствовать навыки именно в этих программах, выжимать из них максимум, и уже потом искать для себя что-то новое или дополнительное.

Все наши 3D модели мы разрабатываем в CAD системе АСКОН Компас 3D V16 . Для визуализации и рендеринга (Получения фотореалистичных изображений) мы используем MAXON CINEMA 4D R16 . Расчёт прочности наших моделей мы предпочитаем вести при помощи ANSYS Workbench R15 .

Далее рассмотрим взаимосвязь этих приложений, а также способы получения фотореалистичных изображений более-менее хорошего качества (нет предела совершенству).

Каждый проектировщик выбирает для себя то приложение, которое для него более удобное, в котором он быстро ориентируется и может быстро и качественно выполнять те или иные задачи.

Основные преимущества CAD системы Компас 3D:

Многие перечисленные преимущества не развиты, либо отсутствуют в принципе в конкурентных системах.

Методика разработки 3D моделей зависит от назначения полученной модели. Таким образом, можно выделить три основных подхода к моделированию:

  • для создания чертежей с модели ;
  • для расчёта конструкции методом конечных элементов;
  • для 3D визуализации (рендеринга) деталей.

Все три подхода различаются между собой, рассмотрим подробнее:

Моделирование для разработки сборочных и деталировочных чертежей

Требования, которым должны отвечать 3D модели для формирования на их основе качественных сборочных и деталировочных чертежей, включают в себя:

  • каждая деталь должна быть выполнена отдельно от остальных;
  • наименования деталей и расположение их по слоям значительно упростят работу со сборочным чертежом и спецификациями.

Таким образом, 3D модель, выполненная в Компас 3D должна представлять собой сборку, состоящую из отдельных деталей. Сварочные швы здесь не изображаются, края деталей имеют только ту обработку, какую они должны иметь в действительности — если не предусмотрены фаски и скругления — края моделей должны быть ровными, острыми. На рисунке ниже представлен пример 3D модели, выполненной в Компас 3D V16.

Пример 3D модели для чертежа (1) Пример 3D модели для чертежа (2)

Пример 3D модели хорошо отражает все особенности выполнения — отсутствие сварных швов и лишних скруглений, для упрощённой ориентации все отдельные детали модели (состоящие в свою очередь из составных частей) окрашены в различные цвета.

Моделирование для проведения прочностных расчётов

Кардинальным образом 3D модели для разработки чертежей и проведения расчётов методом конечных элементов (МКЭ) не отличаются. Однако есть следующие основные моменты, которых стоит придерживаться:

На рисунке Выше представлена модель, где сварные швы выполнены скруглениями (вручную). Данный метод позволяет провести более точные расчёты при проектировании особо ответственных деталей и конструкций. При этом нет смысла отображать и передавать в расчёт болтовые соединения, так как их число принято с запасом.

Моделирование для 3D визуализации (рендеринга)

3D модели, на основе которых необходимо сделать качественную визуализацию (рендеринг) необходимо подготовить с учётом следующих требований:

  • в модели должны быть только те части, и поверхности, которые будут видны при визуализации. Таким образом, трубчатые элементы необходимо делать сплошными, чтобы не передавались внутренние грани и поверхности;
  • количество деталей в общей 3D модели должно быть оптимизировано. Сложные одинаковые детали лучше сделать отдельными, чтобы потом их можно было расставить вручную (данное требование обоснуем позже);
  • очень длинные детали (соотношение длины к поперечному размеру более 50 приблизительно) лучше сделать составными;
  • винтовые элементы, которые на рендерах будут хорошо видны лучше сделать вручную ещё в своей CAD-системе — Компас 3D.

На модели на рисунке выше представлена крановая пристёжка, оптимизированная для текстурирования и рендеринга — модель объединена в составные части, выполнены скругления в местах сварных швов, фланцы (как самые сложные части) отделены в самостоятельные элементы — в одном экземпляре для последующей расстановки в сцене. Есть ещё одна желательная функция, которая, к сожалению, здесь не была выполнена — не допускать острых углов, придать всем кромкам хоть какое-нибудь скругление — ведь в природе не бывает абсолютно острых углов. Однако, эти погрешности видны только при рендеринге близких видов.

Ошибки топологии возникают потому, что Компас моделирует поверхности (тела) при помощи вычислений — не работает непосредственно с полигонами, как 3D редакторы, а производит вычисления. При возникновении ошибок вычислений — получаем ошибочную топологию.

В жизни каждого проектировщика, который действительно любит проектировать, создавать, придумывать, рано или поздно возникает тяга к совершенствованию, предпринимаются попытки развиваться в этой области, создавать что-то более красивое, похожее на реальность. Здесь на помощь приходят программы для 3D рендеринга, визуализации и интерактивного представления моделей.

Среди тех программ, которые мы предпочитаем использовать для достижения наилучших результатов можно выделить следующие:

  1. АСКОН Компас 3D V16 для создания 3D моделей.
  2. MAXON CINEMA 4D для настройки и рендеринга моделей.
  3. Unreal Engine 4 для рендеринга в реальном времени и создания анимации.

В следующих статьях мы более подробно рассмотрим о ключевых методах взаимодействия между приложениями, а также увидим некоторые уже наработанные результаты.

С недавнего времени Компас 3D обладает собственным рендером — ArtisanRendering. Однако на просторах интернета не удаётся найти привлекательных примеров работ. Поэтому пока не будем обращать внимания на него.

С недавнего времени мы продвигаем технологию передачи 3D моделей из Компас 3D в сторонние приложения для рендеринга в реальном времени. Для этой цели как нельзя лучше подходит игровой движок Unreal Engine 4.

Рассмотрим некоторые промежуточные результаты на конкретном примере. Стоит заранее упомянуть о том, что на следующих картинках все модели выполнены в Компас 3D V16.

Частный дом в Компас 3D (1) Частный дом в Компас 3D (2)

Коттедж Компас 3D, модель здания, частный дом 3D

3D модель Патио для добавления в сцену (1)

На картинке сверху показана 3D модель Патио (открытого места для отдыха). Данная модель была спроектирована после формирования общей сцены в Unreal Engine 4, для её дополнения.

На следующих рисунках представлены эти же 3D модели из Компаса 3D в приложении CINEMA 4D — здесь были выполнены развёртки UV-координат, а также присвоение цветов отдельным поверхностям для автоматического формирования id материалов — для удобства последующего наложения материалов в Unreal Engine:

Настройка модели Компас 3D в CINEMA 4D (1) Настройка модели Компас 3D в CINEMA 4D (2) Настройка и развёртка модели Компас 3D в CINEMA 4D (3) Настройка и развёртка модели Компас 3D в CINEMA 4D (4)

Экспорт моделей Компас 3D в Unreal Engine 4 производится из CINEMA 4D при помощи формата .fbx.

Для передачи групп сглаживания — модель FBX нужно скачала открыть при помощи 3DsMax и включить автоматическое сглаживание с ограничением угла, и пересохранить в том же формате .fbx.

По результатам всех манипуляций и наложения текстур получаем следующее:

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (1) 3D модель Компас в Unreal Engine 4 (2) 3D модель Компас в Unreal Engine 4 (3)

Лестницы также выполнялись в Компасе 3D. С развёрткой пришлось немного повозиться, но в итоге всё получилось отлично.

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (4) 3D модель Компас в Unreal Engine 4 (5)

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (6) 3D модель Компас в Unreal Engine 4 (7)

На чердаке дома применён материал ковра — выглядит очень прилично, особенно с учётом того, что на рендер затрачиваются доли секунды — всё происходит в реальном времени с частотой кадров не менее 45 в секунду.

3D модель Компас в Unreal Engine 4

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (8)

Дорожки выполнены из типовой модели, выполненной в Компасе 3D, с ручным текстурированием (потёртостями по углам), с тиражированием по сплайну. Даже уличные светильники выполнены в Компасе 3D V16:

3D модель Компас в Unreal Engine 4

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (9)

Плавательный бассейн также выполнен в Компасе 3D. С развёрткой криволинейных ступеней пришлось, конечно, повозиться, но результат того стоил:

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (10) 3D модель Компас в Unreal Engine 4 (11)

Вот, что в итоге получилось из 3D модели Патио:

Unreal Engine 4 archiviz, архитектура unreal engine 4

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (12)

В планах выполнить текстуры-маски для лёгких загрязнений и потёртостей, ведь слишком идеальных поверхностей в реальности почти нет.

3D модель Компас в Unreal Engine 4 (13) 3D модель Компас в Unreal Engine 4 (14) 3D модель Компас в Unreal Engine 4 (15)

Движение пламени и облаков происходят в реальном времени, производя непередаваемые впечатления, особенно после статичных кадров из CINEMA 4D.

Визуализация моделей в Unrial Engine 4 занимает гораздо больше времени, чем в CINEMA 4D. Конечно, в конце концов всё компенсируется результатом. Ввиду значительных трудозатрат — стоимость данных услуг также превышает привычную визуализацию.

В данной публикации рассмотрены этапы создания 3D-модели корпуса начиная с указания свойств модели и заканчивая добавлением элементов оформления и технических требований, для последующего создания рабочего чертежа с готовой 3D-модели.

Итак исходные данные: наш чертеж (процесс его создания можно просмотреть в папке C:\Program Files\ASCON\KOMPAS-3D V14\Tutorials предыдущих версиях и в зависимости от разрядности установленного Компас-3D и вашей системы)

Корпус _ АБВ

Жмем Файл -> Cоздать -> Деталь. Альтернативный способ:

2

Открывается окно создания новой детали. Выбираем начальную ориентацию модели XYZ.

Выбор начальной ориентации модели не оказывает влияния на ход ее моделирования и на ее свойства. От этого будет зависеть только ее ориентация в пространстве при выборе одной из стандартных ориентаций.

3

Вводим свойства детали: щелкаем на свободном поле ПКМ(правой кнопки мыши) и в контекстном меню выбираем соответствующий пункт контекстного меню:

4

В поле Обозначение вводим шифр чертежа, в поле Наименование вводим название детали: Корпус и выбираем цвет.

5

Переключаемся на вкладку Параметры МЦХ. Двойной клик ЛКМ(левой кнопки мыши) в поле Обозначение и выбираем материал нашей детали из списка -> Сталь 10 ГОСТ 1050-88 -> Ок.

Выбрать из списка (Выбрает материал из справочного файла плотностей, который используется системой КОМПАС-3D по умолчанию. На экране появляется диалог выбора плотности материала);

Выбрать материал из справочника (Запускается процесс выбора материала из Справочника Материалы и Сортаменты);

Удалить (Удаляет обозначение материала, отображающееся в ячейке);

Выбрать из справочника (Работает только если выбран способ Расчет по плотности. Значение плотности материала было взято из справочного файла плотностей или Справочника Материалы и Сортаменты);

Ручной ввод (Работает только если выбран способ Расчет по плотности. Задать значение плотности вручную. Поле Плотность становится доступно для ввода числового значения).

6

После всего жмем Создать объект (Ctrl+Enter). Затем сохраняем деталь: нажав по соответствующему значку или нажав Ctrl+S.

8

Так как мы ввели название и обозначение то имя детали создается автоматически.

7

Заполняем поля автора, организации и вписываем комментарий(не обязательно) -> Ок.

9

Далее приступаем к непосредственному созданию детали корпуса.

Система КОМПАС-3D располагает разнообразными операциями для построения объемных элементов и поверхностей, четыре из которых считаются базовыми:

Операция выдавливания — Выдавливание эскиза перпендикулярно его плоскости.

Операция вращения — Вращение эскиза вокруг оси, лежащей в его плоскости.

Кинематическая операция — Перемещение эскиза вдоль направляющей.

Операция по сечениям — Построение объемного элемента или плоскости по нескольким эскизам (сечениям).

Создаем эскиз сечения корпуса на плоскости ZY.

10

Для удобства отображения некоторые панели будут в горизонтальном положении (по умолчанию вертикальны).

Инструментом Непрерывный ввод объектов создаем эскиз с произвольными размерами.

11

Обратите внимание на то что при такой ориентации ось Y направлена вверх, а в эскизе она направлена вниз Сочетанием клавиш ALT+->(стрелка влево) вращаем эскиз до нужного положения (ось Y направлена вверх).

34

Переходим на вкладку Параметризация.

13.1

Инструментом Коллинеарность выбираем две верхние и 2-е нижние линии (что бы при дальнейших перестроениях они были на одном уровне).

13,2

Инструментом Объединить точки выбираем начало координат и середину линии (обведены на эскизе).

57

Инструментом равенство длин задаем лини которые равны между собой (при перестроении модели сохраняются пропорции).

36

Для сохранения симметрии и пропорций можно было использовать переменные при образмеривании об этом я расскажу в следующих статьях.

Переходим на вкладку Размеры.

16

Инструментом Авторазмер задаем необходимые размеры.

35

Выходим с эскиза: (1 вариант появился в 15-й версии(показывает в каком режиме находится в данный момент, аналог такого в SoliWorks), 2-й ПКМ на свободном поле и 3-й на панели инструментов.

22

Инструментом Выдавливание (средняя плоскость) создаем первые очертания нашего корпуса.

20

После жмем Создать объект (Ctrl+Enter) и смотрим на результат:

21

Инструментом Простое отверстие создаем отверстие через всю деталь. На вкладке параметры задаем необходимые параметры(D=16, через все).

24

На вкладке Размещение указываем место положение отверстия: Выбираем начало координат.

25

Завершаем операцию нажатием Создать объект (Ctrl+Enter).

Отверстие диаметром 24 мм и глубиной 12 мм создадим операцией Вырезать выдавливанием.

Создаем эскиз на поверхности и выдавливаем на глубину 12 мм.

27

Следующим этапом будет создание ребер жесткости.

Создаем эскиз на плоскости ZY согласно чертежа. Инструментом Непрерывный ввод объектов создаем замкнутый профиль 1 -> 2 -> 3 -> 1, Угол между линиями 12 и 23 55 град. Создаем симметрично такой же эскиз.

28

Операцией Выдавливание с параметром средняя плоскость создаем ребра жесткости толщиной 4 мм.

Предпоследним этапом будет создание 4-ех отверстий с зенковкой.

При помощи одноименной операции создаем отверстие с зенковкой с параметрами D=12, зенковка 1,6х45.

29

На вкладке размещение указываем точное положение отверстия с зенковкой:

30

Завершаем создание объекта (Сtrl+Enter).

При помощи инструмента Массив создаем остальные 3 отверстия с зенковкой.

Завершаем создание объекта.

33

В итоге мы создали деталь корпуса:

Завершающим этапом создания 3D модели корпуса будет задание Технических требований и Элементов оформления.

Добавление Элементов оформления:

42

Для данной модели нам необходимо указать:

43

Запускаем инструмент Шероховатость и выбираем плоскость которой задаем это значение -> выбираем плоскость в которой будет отображаться значение шероховатости -> в поле Текст, двойной клик ЛКМ и в открывшемся окне также Двойной клик ЛКМ и выбираем значение из списка.

45

В качестве базы задана ось отверстия в центре детали.

Создаем ось: Операции -> Ось -> Конической поверхности -> Задаем отверстие ->ОК.

56

Задаем базу: Элементы оформления -> База.

49

Указываем на созданную нами ось -> задаем плоскость в которой будет отображаться обозначение (ZY), Завершаем выполнение операции созданием объекта.

50

51

Запускаем инструмент Допуск формы, в панели свойств (жмем по значку таблица) и задаем допуск перпендикулярности(из выпадающего списка) 0,1(двойной клик ЛКМ в поле и выбираем из списка).

52,4

Базу выбираем ссылкой жмем на значок ссылки и в открывшемся окне выбираем необходимую нам базу. Также выбираем плоскость ZY в которой будет идти отображение допуска.

52,5

53

Выбираем поверхность на которой будем маркировать -> выбираем плоскость в которой будет идти отображение -> завершаем создание объекта.

54

В итоге у нас получилась такая модель:

55

Добавляем технические требования: Вид -> Технические требования.

37

Справа появится панель ввода технических требований. Для ввода технических требований: Вставить -> Текст.

38

Открывается окно текстовых шаблонов откуда мы выбираем: ПКМ -> выделить.

39

После того как выбрали необходимые текстовые шаблоны жмем

40

И в панельке появляются выбранные нами текстовые шаблоны:

41

Далее можно закрыть панельку, теперь при создании чертежа с данной модели, при добавлении первого вида, автоматически будут добавляться и технические требования.

В данной публикации расписан процесс создания 3D модели корпуса с минимальным количеством операций. Эту 3D модель можно создать с использованием других операций и другой последовательностей. Набор инструментов представленных в Компас 3D позволяет в полной мере проявить свое инженерное творчество.


Центрировать
изображение

Опция, включающая центрирование

изображения модели во

время изменения ее ориентации, в том числе при автоматическом
изменении ориентации во время создания эскизов и операций (это
изменение происходит, если включены опции

редактировании эскиза и При создании операции
соответственно).

Сохранять
текущий масштаб
окна

Опция, включающая сохранение масштаба, установленного в окне
модели, при изменении ее ориентации.
Если опция отключена, то после изменения ориентации, в том
числе после автоматического изменения ориентации во время
создания эскизов и операций, масштаб отображения модели
изменяется (см. таблицу 78.4).

При
редактировании
эскиза

Опция, включающая автоматическую установку ориентации
Нормально к при создании нового эскиза.При выходе из режима
эскиза модель возвращается в прежнюю ориентацию. Если
ориентация модели была изменена во время работы с эскизом, то
при последующем его редактировании эта ориентация
восстанавливается. Если опция

При редактировании эскиза

отключена, то ориентация модели во время создания и
редактировании эскиза не изменяется.

При создании
операции

Опция, включающая автоматическую установку указанной
ориентации при создании нового формообразующего элемента,
листового тела или новой поверхности. Для указания ориентации
разверните список и выберите нужную строку.
При выходе из операции текущая ориентация модели сохраняется.
При редактировании операций ориентация модели не изменяется.

Центрирование

— совмещение центра габаритного параллелепипеда мо!

дели (параллелепипеда, построенного через точки модели, наиболее уда!
ленные от начала координат) с центром окна документа. Центр окна опре!
деляется без учета области, занимаемой Деревом построения.

Читайте также: