Как сделать тематический подбор литературы для научного исследования

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 29.08.2024

Теоретический материал. Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы следует начинать со знакомства с литературой. Необходимая литература по теме работы подбирается студентом-выпускником при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами и имеющиеся в различных библиотеках. При подготовке работы используются монографии, учебники, учебные пособия, авторефераты диссертаций, справочники, а также материалы информационной сети Internet и др. Также могут быть использованы патентные документы, каталоги, сборники научных трудов, материалы научно-практических конференций, статьи в журналах и т.д.

При изучении литературы по выбранной теме желательно соблюдать следующие рекомендации:

1) четко разобраться, что является теоретической базой
исследования;

2) начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий и журнальных статей, после этого использовать специальные материалы (законы, нормативные акты, инструктивные материалы использовать только последних изданий);

3) при изучении литературы не стоит стремиться освоить всю информацию, заключённую в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в дипломной работе;

4) изучая литературные источники, следует тщательно оформлять выписки, снимать ксерокопии, выписывать библиографические данные, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться; конспектирование и систематизацию получаемой информации следует проводить по разделам дипломной работы, предусмотренным планом;

5) ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме; опираясь на авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически.

Особой формой материала являются цитаты, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.

Фактический материал. Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы, и составить специальный план его сбора в период преддипломной практики.

Студент в период преддипломной практики должен изучить и собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия сервиса, где он проходит практику, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу предприятия. Затем необходимо обобщить собранный материал, определить его достоверность и достаточность для выпускной квалификационной работы.

Характер и объем собранного материала зависит от особенностей выбранной методики исследования, которая может предполагать использование таких методов, как:

– эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент);

– анализа и синтеза;

– эвристические (аналогия, идеализация);

Выпускную работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а проблему исследования освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений в области сервиса. Ценность работы определяется актуальностью темы исследования, глубиной проработки теоретического материала, возможностью применения результатов дипломного проектирования на предприятиях сервиса и в учебном процессе факультета.




Требования к структуре и содержанию пояснительной записки

Пояснительная записка к ВКР должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел работы и состоять из содержания, введения, трех-четырех разделов, заключения, списка литературы, приложений и сопровождаться рисунками, фотографиями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами и т.п.

В каждом разделе должно быть, как правило, 3-4 подраздела.

Структурные элементы пояснительной записки работы представлены на рис. 4.1.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы (см. приложение Б) и служит источником информации для обработки и поиска документа. Титульный лист выдается студенту и заполняется им черной гелиевой ручкой чертежным шрифтом или набирается им самостоятельно на компьютере по установленной форме.

Задание

В соответствии с темой студенту выдается задание на выпускную квалификационную работу, составленное руководителем (и при необходимости консультантами) и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания работы (см. приложение В).

Шаблонность заданий, повторение из года в год одних и тех же заданий не допускается, т.к. это снижает как учебную, так и исследовательскую ценность дипломных работ.

Задания должны быть индивидуализированы. Каждое задание должно быть тщательно продумано в научном и методическом отношении, отвечать уровню подготовки студентов и составляться с учетом времени, отводимого на выполнение дипломной работы.

В задании руководитель четко формулирует исходные данные и перечень подлежащих разработке вопросов.

Задание помещается в пояснительной записке после титульного листа и является ее второй страницей.

Рисунок 4.1 – Структура пояснительной записки выпускной

Содержание

Содержание выпускной квалификационной работы размещают после задания, и по объему оно не должно превышать две страницы.

Содержание включает в себя названия всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующей части работы. За образец оформления содержания можно использовать содержание данного учебного пособия.

С содержания начинается нумерация пояснительной записки. Содержание является третьей страницей пояснительной записки дипломной работы.

Введение

Введение – важная постановочная, ответственная часть работы, имеющая свою внутреннюю логику. Следует обратить внимание на то, что во введении должна быть отражена последовательность исследовательских шагов, т.е. логика исследования: актуальность – объект – предмет – цель – задачи – гипотеза – методы исследования – новизна.

Актуальность.Актуальность может быть определена как важность, значимость, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к дипломной работе.

Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования, необходимость изучения данной темы и т.д., охарактеризовать особенности современного состояния экономики, производства, образования и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.

При определении актуальности используют принятые в научной сфере стереотипные выражения (клише):

Следующий логический шаг исследования – определение объекта и предмета исследования.

Предмет исследования – более узкое понятие, чем объект. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмете фиксируется то свойство объекта, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Если объект исследования – это поле научных поисков, то предмет – точка в этом поле.

Таким образом, если предмет найден, то исследование обещает быть не беспредметным, не пустым разговором, не нагромождением бесполезного для практики материала. Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию.

Далее логично перейти к формулировке центрального момента работы – ее цели.

Цель исследования.Уже в начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель.

Цель исследования – это то, чего необходимо достичь в итоге выполнения ВКР, т.е. это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач, сформулированных в дипломной работе. Сформулировать цель – значит показать то, что выносится на защиту.

Приведем примеры корректно сформулированных целей:

- выявить условия рационального использования инновационных технологий в сервисной деятельности предприятия;

- разработать эффективную систему мер, направленных на управление качеством на предприятии сервиса;

- наметить пути модернизации технических средств на предприятии сервиса;

- разработать бизнес-план создания конкурентоспособного предприятия сервиса и т.д.

Принятые клише:

При выработке цели и задач исследования может потребоваться построение гипотезы – важного инструмента научного метода.

Гипотеза.Гипотеза – это научное предположение, допущение, требующее доказательства. Формулируя гипотезу, студент строит предположение, каким образом намерен достичь поставленной цели исследования.

Для выдвижения гипотезы необходимы: тщательное изучение состояния дела; научная компетентность; диагностические обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов; подробный
анализ.

Гипотеза: диагностика удаленных объектов сервиса будет осуществляться эффективно, если:

- будет разработан модуль системы сервиса эксперимента, гибко настраиваемый на задачи диагностики машин приборов;

- будет разработана система мобильного оборудования комплексной диагностики индивидуальной техники.

Сформулированные цель и гипотеза дипломного исследования логически определяют его конкретные задачи.

Задачи исследования.Задачи исследования в работе обычно выполняют в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести… и т.д.). Формулировку этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов ВКР. Это важно и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач предполагаемого исследования.

- выявить особенности спроса на услуги в данном районе, платежеспособность населения, удаленность от действующих сервисных центров, прогноз структуры услуг (провести маркетинговое исследование);

- выявить возможности имеющейся персонала для выполнения задач сервиса;

- разработать бизнес-план предприятия сервиса;

- определиться (рассчитать затраты) с арендой либо строительством помещений;

- выявить возможности авторизации будущего центра по всему спектру услуг

Примерные клише:

Следующий раздел аппарата исследования – это методы исследования.

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезу, разрешить поставленную проблему. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. Они обычно специфичны на каждом из этапов исследования. Исследовательские методы группируют по различным признакам. По уровню проникновения в сущность изучаемого выделяют группы методов эмпирического исследования, теоретического исследования и метода обработки данных.

Методы эмпирического исследования основаны на опыте, практике, эксперименте:

- наблюдение, беседа, опрос, тестирование;

- изучение продуктов деятельности;

Для обработки данных измерений практически во всех областях научного знания базовыми являются статистические методы.

Для продуктивного исследования использование одних эмпирических методов недостаточно. Широко используются и методы теоретического поиска, связанные с анализом и синтезом, абстрагированием и конкретизацией, моделированием, мысленным экспериментом и т.д.

Вполне правомерно считать самостоятельной методикой исследования изучение и использование передового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта.

Самостоятельный, весьма распространенный и необходимый метод исследования сервисной деятельности представляет собой опытная работа. Опытная работа определяется как метод внесения в процесс оказания услуг преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов.

- изучение и анализ специальной литературы;

- изучение передового опыта в автосервисе;

- изучение результатов инноваций в автосервисе;

- сравнение, анализ результатов, обобщение.

Новизна. Определение новизны работы относится ко всему исследованию в целом. Новизна исследования в зависимости от его характера и сущности может формулироваться по-разному.

Новизна научного исследования имеет различные уровни: конкретизации, дополнения, преобразования [9]. Уровни новизны характеризуют место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.

Уровень дополнения – полученный результат расширяет известные положения. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее («разработанный модуль расширяет возможности диагностики удалённой индивидуальной техники).

Для работ, связанных с разработкой оборудования новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее представления и практические достижения.

Введение должно заканчиваться кратким содержанием структуры и объема пояснительной записки выпускной работы.

Представленный материал состоит из введения, четырех глав основной части, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, формулируются цели, задачи, предмет, объект, гипотеза, а также характеризуются приемы и методы исследования, определяется новизна.

Первый раздел содержит обзор литературы, концептуальную, методологическую и методическую оценку изучаемой проблемы. В нем рассматриваются основные теоретические положения выбранной темы, проводится анализ различных подходов, формулируется собственный взгляд на проблему.

Второй раздел представляет аналитическую часть работы. Здесь приведено описание объекта исследования, его диагностика, сформулированы выводы по результатам деятельности предприятия.

В третьем разделе, который разрабатывался на основе результатов анализа объекта исследования, а также специальной литературы, рассмотрен технологический процесс производства услуг, существующий на данном предприятии. Здесь формулируются рекомендации по совершенствованию состояния и деятельности объекта, обосновывается целесообразность их внедрения на данном предприятии.

В четвертом разделе представлен расчет себестоимости услуг, производимых по новой схеме и сравнение с прежними условиями производства услуг.

В заключении работы кратко сообщаются основные теоретические положения, приводятся выводы по результатам исследования работы предприятия, в обобщенном виде раскрывается необходимость внедрения практических рекомендаций по совершенствованию текущей и перспективной деятельности предприятия.

В работе имеется 10 иллюстраций и 6 приложений.

Библиография насчитывает 49 источников.

Введение в пояснительной записке помещается после содержания. Объем введения должен составлять 2-4 страницы текста.

Научно-исследовательская работа (НИР) – самостоятельно проведенное исследование, раскрывающее его знания и умения их применять для решения конкретно практических задач.

Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность ученика грамотно пользовать специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами научно–исследовательской работы являются:

· развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

· проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

· демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

· привитие интереса к научной деятельности.

Обычно алгоритм написания научной работы включает в себя:

· Анализ источников и научной литературы.

· Написание предварительного варианта текста.

· Внесение необходимых дополнений и изменений.

Начать, безусловно, нужно с выбора темы.

Тема должна быть по возможности интересной лично для вас. Кроме того, при написании работы важно избегать как слишком широких, так и слишком узких тем. Более узкая тема предпочтительнее потому, что для более глубокого раскрытия проблемы можно будет найти необходимое количество источников и литературы, а также уложиться в установленные сроки написания и стандартные объемы текста.

Следующим важнейшим пунктом выполнения НИР является составле­ние плана. Продуманный и четкий план избавит вас от лишней работы, удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что вы найдете по вашей проблеме, и даже сверх того. Кроме того, он позволит вам спланировать график написания работы.

План работы по сути дела является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы.

В соответствии со стандартными требованиями НИР должна включать в свою структуру следующие пункты: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и источников.

Во введениинеобходимо:

– показать актуальность выбранной темы и степень ее научной разработан­ности,

– объяснить, почему вы выбрали именно эту тему,

– сформулировать цели и задачи исследования,

– перечислить основные источники и историографию проблемы, сгруппи­ровав их и составив примерную периодизацию,

– охарактеризовать методы исследования.

При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна быть адекватна названию темы работы, а формулировка задач – соотноситься с названиями соответствующих разделов и подразделов.

Основная часть работы представляет собой развернутое изложение полученных результатов. Обычно она включает 2-4 главы, которые, в свою очередь, могут делиться на нужное количество параграфов. При составлении плана основной части курсовой работы следует руководствоваться правилами:

· Каждый последующий раздел должен быть логически увязан с предыду­щим как по названию, так и по содержанию.

· Содержание данного раздела должно полностью соответствовать его на­званию. Нельзя допускать совпадения названий разделов и подразделов друг с другом и с темой работы.

· Названия разделов и подразделов должны состоять из одного предложе­ния.

В заключении следует кратко изложить основные выводы по работе. Они должны наглядно продемонстрировать ваше умение строить итоговые умозаключения.

Лекция 2.

Составление плана написания НИР.

После утверждения темы научным руководителем составляется рабочийплан на весь период подготовки и защиты НИР.

Рабочий план учитывает все формы и виды работы с указанием этапов и установлением календарных сроков выполнения отдельных операций. План также утверждается научным руководителем.

Календарный план помогает логически выстроить последовательность основных этапов работы над научным исследованием, он дисциплинирует ис­полнителя и организует его работу.

При составлении календарного планирования следует учитывать:

1) определение и конкретизацию комплекса задач, через реализацию которых достигается цель работы;

2) сроки выполнения отдельных этапов работы:

а) поиск и анализ научной литературы и источников в соответствии с темой исследования,

б) изучение объектов, методов, приемов и методик научного исследования и оценки его результатов,

в) разработка программы исследования по конкретным срокам;

3) написание чернового варианта работы;

4) обсуждение текста с научным руководителем и переработка текста;

5) оформление окончательного варианта дипломного сочинения;

6) процедуры, связанные с рецензированием готовой работы и её публичной защитой.

При планировании этапов работы над сочинением, особенно по написанию отдельных разделов, целесообразно оставлять резерв времени для возможных переделок и доработок.

Примерный план может быть таким (на примере курсовой работы студента):

Примерный план может быть таким (на примере курсовой работы студента):

Л екция 3.

Сбор материала

Научная литература — совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия. Как правило, научная работа не считается завершённой, если она не была опубликована.

Истори?ческие исто?чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события

Поиск литературы и источников.

Можно на­чать поиск литературы с энциклопедии, в которой после статьи о том или ином яв­лении всегда приводится список базовой литературы по этому во­просу.

Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Если вам из­вестны фа­милии авторов интересующих вас работ, то их можно найти в ал­фавитном ката­логе. Если же вы пренебрегли предыдущими советами, то поиск нужно начать с систематиче­ского каталога. Получив на руки зака­занную литературу, вы обнару­жите там ссылки на другие научные труды, ко­торыми вам тоже следует воспользо­ваться.

По некоторым проблемам исторической науки существуют различные биб­лиографические справочники и указатели, которые могут оказать сущест­венную по­мощь в поиске нужной литера­туры. Справки о подобного рода указателях можно получить в научно-биб­лиографическом отделе научной библиотеки университета, где также можно получить квалифицированную консультацию по всем вопросам библиогра­фии.

Задача поиска нужных материалов значительно упрощается, если вы исполь­зуете Интернет.

Сбор материала сопровождается обязательной фиксацией разнообраз­ных сведений, извлеченных из источников и специальной литературы. Вы­писки из книг и документов, описание исследовательских материалов, свои замеча­ния, выводы и обобщения – все это требует последовательной и чет­кой за­писи. Опыт многих ученых показывает, что наиболее удобно делать выписки на специальных карточках.

Библиографические карточки являются почти готовым материалом для составления списка использованных источников и литературы по общеприня­тым правилам.

На библиографических карточках расписываются все использованные материалы: монографии, статьи, рецензии, архивные и опубликованные ис­точники.

Библиографические карточки могут составляться таким образом:

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. М.: Наука , 1987. – 440 с.

В рабочих карточках повторяется библиографическое описание материала, а далее делаются выписки и замеча­ния.

Расположение материала в рабочей карточке может быть различным. Предла­гаем на выбор два варианта:

Вариант 1

Дружинин Н.М. Воспоминания и мысли историка / Н.М. Дружинин 2-е изд. – М.: Наука, 1979. – 158 с.

Вариант 2

Глава 1. Ведущая роль теории и методологии в научном познании. – С. 14. Глава 2. Место истории в системе наук. – С. 55. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. М.,1987. 440 с. Наука как система знания имеет сложную структуру, состоящую из целого ряда компонен­тов. Высшей формой научного знания является теория. Наука является не только средоточением имеющегося научного знания, но основой для получения новых знаний для выработки мето­дов научного познания. Это привело к возникнове­нию специального учения о методах научного познания. Таким учением является методоло­гия. Предметом познания исторической науки явля­ется раскрытие человеческой деятельности как естественноисторического, поступательно-про­грессивного, внутренне обусловленного и зако­номерного процесса во всём его многообразии, про­странственной и временной конкретности.

В рабочих карточках необходимы поля для пометок. При переходе на следующую карточку библиографические данные должны быть кратко повто­рены. Рабочую карточку целесообразно заполнять только с одной стороны.

Обоснованиями для классификации исследовательских материалов и рубрикации картотеки могут быть различные признаки, как частные, так и об­щие. К последним относятся, например, следующие: хронологическая по­сле­до­вательность публикации источников и литературы, проблемно-темати­че­ский принцип, расположение по авторам, направлениям, школам, концеп­циям, ре­гиональным, го­сударственным, языковым особенностям и т.д.

Исследование кон­кретной темы НИР це­лесооб­разно начинать с изучения выявленной литературы, затем опублико­ван­ных источников и, наконец, неопубликованных. Этот путь яв­ляется наи­более эффективным, но не единственным. Нередко изучение темы начинается с ис­точников.

Для осмысления изучае­мой темы начинать работу полезно с прочте­ния общих теоретиче­ских работ как отечественных, так и зарубежных иссле­дова­телей.

Также необходимо сосредоточить внимание на изучении новейших публикаций, связанных с темой. Это дает возможность понять, как рассмат­ривается вопрос на современном этапе, вы­явить степень изученности темы, уяснить концепции предшест­венников, учесть источники, введенные в науч­ный оборот. Все это необходимо для уяснения научной актуальности про­блемы, ее но­визны, достоверности наблюдений и выводов.

Проделав всю эту работу, студент получает возможность соста­вить предварительный вариант плана сочинения, то есть опреде­лить его струк­туру. Дальнейшую работу над изучением литера­туры и источников необхо­димо вести целенаправленно, в соответ­ствии с планом.

Лекция № 4

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, следует подобрать соответствующую литературу. Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно.

1)библиографические каталоги (систематические, предметные и алфавитные), тематические библиографии в библиотеке университета и города;

2) указатели статей и материалов, опубликованных в экономических журналах за определённый год, в последнем номере того или иного журнала;

3) фактические материалы: нормативные и правовые документы, статистические сборники и справочники, информационные бюллетени по экономическим вопросам, отчетные данные по кварталам и за год по стране и по странам мира, и др.

Список литературы должен содержать не менее 15 источников. Среди них:

- отечественные и переводные учебники по макроэкономике (2-4 источника);

- первоисточники – труды выдающихся представителей экономической мысли – У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, К. Маркса, Дж. М. Кейнса, П. Самуэльсона, А. Маршалла и др. (2-3 источника);

- монографии и научные статьи в научных и периодических изданиях (10-12 источников);

- статистические сборники и справочники;

- энциклопедии и экономические словари.

Для актуализации содержания курсовой работы необходимо использовать литературные источники, изданные за последние 3-5 лет. В порядке исключения по согласованию с руководителем могут использоваться ранее изданные литературные источники.

Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. В списке литературы должно быть не менее десяти статей в научных изданиях за последние 2–3 года.

Информацию, раскрывающую темы курсовых работ по макроэкономике можно найти в следующих периодических изданиях:

Белорусские журналы:

Белорусский фондовый рынок; Вестник БГЭУ; Вестник БГУ (серия "Экономика"); Белорусский экономический журнал; Финансы, учет, аудит; Банковский вестник; Экономика Беларуси; Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь.

Российские журналы:

Банки; Банковское дело; Эксперт; Маркетинг и менеджмент; Вестник МГУ, серия 6: Экономика; Внешняя торговля; Вопросы экономики; Деловая жизнь; Деловые люди; Деньги; Деньги и кредит; Маркетинг; Мировая экономика и международные отношения; Общество и экономика; Право и экономика; Предпринимательство; Российский экономический журнал; Рынок ценных бумаг; Страховое дело; США: экономика, политика, идеология; Человек и труд; Экономика и организация промышленного производства (ЭКО); Экономист; Экономические и социальные перемены; Финансы; Финансист; Экономика и жизнь.

Получить данные по интересующей теме можно также при помощи систем поиска и каталогов системы “Internet”. Например,

При изучении литературы можно использовать выписки, то есть близкое к тексту изложение материала. Каждая выписка, как и цитата, должна быть сопровождена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.

3.Оформление задания по выполнению курсовой работы (составление плана и графика выполнения курсовой работы. Согласование плана курсовой работы с научным руководителем).

После ознакомления с литературой по избранной теме и уяснения примерного содержания курсовой работы, студент составляет план работы, который обязательно согласовывается с научным руководителем и отражается в задании по выполнению курсовой работы (бланк задания представлен в Приложении Б).

План определяет структуру работы, логику изложения. При составлении плана студент может руководствоваться содержанием изученных первоисточников, планами семинарских занятий и лекций. Не допускается мелкое дробление темы и вынесение в план второстепенных вопросов, т.к. это ведет к поверхностному изложению темы.

Тема и план курсовой работы утверждаются руководителем, после чего никакие изменения ни в названии темы, ни в формулировке вопросов плана без согласования с преподавателем не допускаются.

Руководителями курсовых работ назначаются профессора, доценты, старшие преподаватели, высококвалифицированные ассистенты и аспиранты со стажем работы.

Рабочий план должен в обязательном порядке включать в себя следующие составные элементы:

2.Основная часть работы, которая состоит, как правило, из 3-х разделов (или глав при наличии подпунктов в каждом разделе). Первый раздел имеет теоретический характер. Последующие разделы, как правило, посвящены анализу состояния экономики, ее агентов (макросубъектов), компонент, и др., выделение проблем макроэкономического функционирования экономики. Анализ исследуемой проблемы проводиться с обязательным привлечением статистических данных за последние 5 и более лет, выявлению преимуществ и недостатков проводимой экономической или иной политики, предложений по устранению недостатков и предложения по стимулированию экономики.

3. Заключение. В заключенииделаются выводы, к которым пришел студент в ходе научного исследования, и представляют собой обобщение важнейших положений, выдвинутых и рассмотренных в курсовой работе. Заключение должно быть кратким, в сжатой форме показать результат работы. Выводы излагаются по каждому разделу (или главе, если есть подпункты) и пишутся тезисно (кратко по изложенному материалу).

При подготовке плана курсовой работы следует учитывать, что излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой потребление, сбережения и инвестиции в модели установления макроэкономического равновесия Кейнса).

В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям Республики Беларусь. Отсутствие материалов, относящихся к условиям экономики Беларуси (или другой страны, если таковая заявлена в плане как страна исследования), рассматривается как серьезный недостаток плана и самой курсовой работы.

4. Написание разделов (или глав при наличии подпунктов) курсовой работы(на основании обработки теоретического и статистического материала), формулирование выводов, заключений и обобщений по результатам исследования.

Курсовая работа по макроэкономике является самостоятельным теоретическим исследованием, имеющим внутреннее единство, творчески выполненным студентом на основе изучения широкого круга отечественной и зарубежной литературы. В ней необходимо раскрыть содержание выбранной темы, продемонстрировать уме­ние анализировать и обобщать материал, увязывать вопросы экономической теории с хозяйственной мировой и отечественной практи­кой, сформулировать выводы и предложения по выбранной тематике. Теоретические положения должны подтверждаться конкрет­ным фактическим и статистическим материалом. В каждой теме необходимо глубоко проанализировать основные черты нынешнего состояния экономики нашей страны и экономики зарубежных стран.

Курсовая работа не должна составляться из фрагментов статей, монографий, пособий. Кроме простого изложения фактов и цитат, в курсовой работе должно проявляться авторское видение проблемы и ее решения.

Не следует механически использовать готовые тексты (такая работа называется плагиатом и оценивается неудовлетворительно). Нужно излагать текст самостоятельно. Если вы излагаете мысль какого-то автора, укажите ее источник.

Все статистические данные должны сопровождаться ссылкой на их источник. Сравнивая позиции различных авторов, следует сделать аргументированные собственные выводы: почему, то или иное утверждение кажется вам более справедливым.

В процессе работы студент может столкнуться с таким положением, когда в экономической литературе ведется дискуссия по той или иной проблеме экономики и нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В этом случае студент должен представить существующие точки зрения и высказать свое собственное мнение по данному вопросу.

Цитаты, отрывки из текстов книг, журналов, содержащие положения принципиального характера, ссылки на цифровой материал необходимо оформлять сносками, указывая в конце предложения в квадратных скобках номер источника по списку литературы и номер страницы. Сноски также можно делать внизу страницы, указывая фамилию автора, название источника и его выходные данные.

Структура работы включает:

1. титульный лист;

2. задание по выполнению курсовых работ, подписанное руководителем;

3. рецензия руководителя;

6. основная часть (3 раздела или главы);

8. список использованных источников;

9. приложения (при необходимости).

Титульный лист

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: - название высшего учебного заведения и ведомства к которому оно относится; -название кафедры; -тема курсовой работы; -факультет, группа студента; -фамилия, имя, отчество студента, выполнившего работу; -фамилия, имя, отчество научного руководителя и его ученая степень, ученое звание (должность); город и год выполнения.

Образец титульного листа приведен в приложении А.

4.2 Бланк задания по выполнению курсовой работы студентом ( Приложение Б).

Пример - заполнения задания и составление плана курсовой работы.

ЗАДАНИЕ

по выполнению курсовой работы студентом

______Иванов Иван Александрович____________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (при наличии))

Форма получения образования ___очная (дневная)____________ группа _____Б-21______

Тема курсовой работы ____Особенности и проблемы инфляционных процессов в Республике Беларусь на современном этапе

Период (годы) исследования ____________2007-2017______________

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Особые задания (требования) (при наличии) __MS WORD, MS EXCEL; методы: анализа, синтеза, агрегирования, моделирования и др._______________________________________________________

(программная среда, применяемые методы, аннотация на иностранном языке и др.)

Срок сдачи студентом законченной курсовой работы _____02.05.2017__________________

Задание принял к исполнению 15.02.2017 ____ _И.А.Иванов__

(дата) (подпись)(инициалы, фамилия)

Руководитель курсовой работы _______ Л.Н.Кривошеева___

(подпись) (инициалы, фамилия)

Рецензия руководителя

В рецензии руководитель должен отразить следующее:

· актуальность темы курсовой работы;

· степень решения поставленных цели и задач;

· умение студента пользоваться литературными источниками по теме работы;

· логика построения работы;

· наличие критического обзора литературы по теме работы, его полнота и последовательность;

· степень полноты проведенного анализа;

· наличие собственных результатов, выводов и предложений;

· практическая значимость работы;

· недостатки и слабые стороны работы;

· качество оформления работы;

· предварительная оценка, что является основанием для допуска к защите (или не допуска).

Содержание курсовой работы

Содержание курсовой работы включает в себя названия всех структурных частей работы (введение, названия глав или разделов, заключение, список использованных источников, приложения) с указанием номеров страниц, на которых приведены заглавия соответствующих частей курсовой работы.

Введение

Введение представляет собой вступительную часть курсовой работы, в которой должны быть отражены следующие аспекты: современные проблемы, касающиеся темы работы; актуальность темы; цель и задачи выполнения курсовой работы; объект и предмет исследования; методы, используемые в исследовании; характеристика литературных источников, применяемых при написании работы. Объем введения должен составлять 2–3 страницы машинописного текста.

Во введении дается ретроспектива вопроса, очерчивается круг проблем, нуждающихся в исследовании. Далее раскрывается актуальность темы, ее значимость на современном этапе развития экономики. Следует указать уровень разработанности темы в отечественной и зарубежной экономической литературе, необходимость написания работы для решения конкретной задачи.

Затем во введении формулируются цель и задачи, решаемые при написании курсовой работы.

Цель должна отражать главный результат, который предполагается достичь при написании курсовой работы.

Задачи – это конкретные вопросы, освещение которых будет способствовать достижению поставленной цели.

Также во введении указываются объект и предмет исследования. Объект курсовой работы – это часть реального мира, которая исследуется и преобразуется в ходе написания работы. Предмет курсовой работы предопределяется ее целью и задачами.

Далее во введении перечисляются методы и методические приемы, используемые в работе. Как правило, основными общенаучными методами, применяемыми в курсовых работах, являются диалектический материализм, индукция и дедукция, анализ и синтез, абстракция, агрегирование и др.

К экономико-математическим методам, наиболее часто применяемым в курсовых работах по экономическим направлениям, относятся метод сводки и группировки, индексный метод, метод сравнения, метод абсолютных, относительных и средних величин, методы экстраполяции и др.

На современном этапе в связи с развитием программного обеспечения вузов широкое применение получили методы экономико-математического моделирования.

Так же во введении указываются объем и структура курсовой работы, количество таблиц, рисунков, литературных источников и приложений.

В завершении введение содержит характеристику литературных источников, используемых в работе. Кроме того, во введении дается перечень статистической информации, используемой при написании работы.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Приступая к исследованию, мы движемся одновременно в двух направлениях: с одной стороны, проводим наблюдения над эмпирическим материалом — собираем факты, обращаемся к готовым базами данных и архивам, проводим опросы, эксперименты и анализируем их результаты, а с другой — начинаем изучать научную литературу по теме.

Почему необходимо читать научную литературу по теме?

Обращение к работам предшественников важно по нескольким причинам:

  • • прежде всего, ценность научного знания во многом связана с его преемственностью: результаты уже признанных научным сообществом работ становятся основой для постановки новых вопросов и исследовательских задач. Иначе говоря, мы читаем для того, чтобы правильно поставить исследовательский вопрос, нащупать корректную цель работы, выяснить, что уже разработано, какие проблемы уже решены и над чем нужно работать дальше;
  • • обращаясь к изучению проблемы, мы оказываемся в курсе научной дискуссии по нашей теме. Мы вступаем в полемику с одними авторами, оспариваем их точку зрения, при этом поддерживаем позицию других, видим выделенные ими закономерности в нашем материале. В осмыслении научной дискуссии формируется наша собственная позиция, что позволяет нам самостоятельно и ответственно подходить к анализу и интерпретации данных и вести наше исследование в контексте накопленного в науке знания, отвечать на актуальные научные вопросы;
  • • в работах предшественников мы находим инструментарий исследования, который можно и нужно использовать в нашей работе (при соответствующих ссылках). Благодаря изучению научной литературы мы осваиваем терминологический аппарат, стандартные процедуры сбора и анализа материала, методики сбора данных, проведения опросов и экспериментов, методологию исследования;
  • • в трудах исследователей, обращавшихся к проблемам, сходным с нашей, к близким нам темам, можно найти материал для анализа, данные прошлых лет и других регионов, примеры и образцы (кейсы), обсуждение которых бывает важно для решения новых задач;
  • • в уже опубликованных трудах можно найти ценную библиографию: как сами библиографические списки, так и обзор литературы по теме, начиная с классических работ и завершая новейшими, позволяющий составить представление о положении дел в изучаемой области и расширить исследовательский кругозор. Очень полезно прочитать и законспектировать такие работы, сохранив точные выходные данные указанных в них публикаций;
  • • подход к изложению результатов исследования, использованный предшественником, служит образцом для начинающего автора. На примере статей и монографий состоявшихся ученых стоит учиться ставить задачу, строить работу, подавать материал, формулировать наблюдения, интерпретировать данные. Иначе говоря, в работах предшественников мы находим модели академического письма и образцы стиля.

Важно иметь в виду, что по тому, насколько мы эрудированны в своей области, насколько знакомы с работами предшественников, судят о нашей профессиональной подготовке и исследовательской квалификации.

По характеру ссылок читатель определяет, к какому научному направлению принадлежит та или иная учебно-научная работа.

Во всех случаях необходимо корректно ссылаться на цитируемые исследования (см. параграф 5.3).

Как нужно читать научные работы по теме. Основы критического чтения

Чтение работ предшественников требует целого ряда умений.

Во-первых, нужно научиться точно реконструировать исследовательский вопрос, поставленный в работе. Желательно понимать, почему вопрос поставлен именно так, на какие знания он опирается, какие идеи, иногда прямо не высказанные в работе, послужили основанием для ключевых утверждений. Для этого, в частности, важно разобраться с терминологией, не пренебрегать словарями, энциклопедиями и справочниками по своей специальности.

Во-вторых, важно научиться самостоятельно выявлять и формулировать тезис прочитанного текста: главное утверждение, которое доказывается или опровергается в работе. Именно тезис организует текст как систему, ему подчинены все рассуждения, объяснения, аргументы и примеры. При этом автор не всегда явным образом формулирует тезис, но обычно у автора есть главная идея, позиция, которую он обосновывает в работе.

В-третьих, необходимо самостоятельно осмысливать, анализировать представленные в работе данные и соотносить результаты с выводами автора. Такая аналитическая работа позволяет оценить доказательность авторских суждений и служит основой реферирования источника.

В-четвертых, нужно стараться привести собственные примеры, подтверждающие и опровергающие положение автора, соотнести изучаемую работу с другими работами по теме. Необходимо научиться ранжировать авторские аргументы, оценивать их весомость, убедительность, взаимную соотнесенность.

В-пятых, чтение должно быть непредвзятым, максимально объективным. Критическое чтение предполагает не заведомое, огульное осуждение или бездумное восхищенное принятие авторских взглядов, а анализ позиции автора, диалог с читаемым текстом. Читатель-исследователь должен быть готов защищать авторское мнение и вступать с ним в уважительную аргументированную дискуссию.

Как отбирать научную литературу по теме.

Как разобраться во множестве публикаций

Подобрать и освоить литературу по новому для читателя исследовательскому вопросу нелегко. Начинающий исследователь не всегда может сразу разобраться в сложном научном тексте, увидеть смысл, вычленить по-настоящему важное и ценное. Чтобы сориентироваться в научной дискуссии, увидеть, что важного содержится в той или иной работе того или иного исследователя, полезно читать научные обзоры в журналах и обзор литературы по теме в монографиях и диссертациях.

Приступая к составлению библиографии к работе, стоит начать с учебников и пособий, содержащих списки рекомендованной литературы, с научных справочников, в которых тоже указываются основные работы по теме, с реферативных изданий и указателей (например, указателей ИНИОН [1] ), а затем переходить к литературе, указанной в ключевых работах по теме.

Какие публикации должны входить в список литературы в конце работы?

Прежде всего, нужно знать, что в списке литературы не должно значиться публикаций, на которые мы не ссылаемся в работе, даже если мы их читали. И, разумеется, некорректно включать в библиографию работы такие труды, которые мы не читали.

При этом важно не забыть указать в библиографии все те публикации, которые мы так или иначе используем в своей работе. Иначе говоря, в тексте нашей работы не должно быть упоминаний чужих работ или ссылок, не ведущих к списку литературы.

Все работы, которые войдут в список литературы к эссе или курсовой, действительно должны быть внимательно изучены, прочитаны, осмыслены.

Какие публикации стоит включать в библиографию по теме?

С точки зрения содержания

При составлении списка литературы по теме эффективным будет двигаться в двух направлениях. С одной стороны, необходимо прицельно и последовательно читать работы по нашей конкретной теме и проблеме (их можно искать по ключевым словам в каталогах библиотек, базах диссертаций и архивах журналов). С другой стороны, важно параллельно просматривать работы, связанные с проблемой косвенно: например, такие, в которых рассматривается более общая тема, включающая нашу; такие, в которых используются те же методы или похожие данные.

Читая литературу по теме, нужно выявить имена авторов, специально занимающихся близкими к нам вопросами, найти и изучить их работы по проблематике, сходной с нашей, начиная с новейших, последних публикаций.

При этом нельзя пренебрегать и чтением классических исследований и современных монографий в интересующей нас области (основные классические труды указаны в учебниках и справочниках).

С точки зрения качества и научного авторитета

При отборе научной литературы для эссе или курсовой важно опираться на надежные источники. Надежность и авторитетность текста определяется по ряду признаков.

Прежде всего, ни в коем случае нельзя использовать в работе анонимные тексты и тексты без указания выходных данных публикации (названия статьи; названия издания — книги, журнала; указания на место и время публикации). Важно, чтобы у публикации был идентификационный номер (ISBN, ISSN) и указан научный редактор.

Очень важно выяснить, с какими изданиями мы имеем дело. Авторитетны те журналы, которые входят в базы цитирования (РИНЦ, Scopus, Web of Science и др.) и рекомендованные для публикаций результатов исследования Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации. Обращайте, пожалуйста, внимание на то, какой организацией выпускается журнал (университетом, исследовательским институтом), каковы специализация и научный статус главного редактора и членов редколлегии, проходят ли статьи обязательное для авторитетных изданий предварительное рецензирование. В частности, авторитетны монографии и справочники, изданные по решению ученых советов университетов или институтов, входящих в систему Российской академии наук.

Что нужно знать об авторах публикаций?

Серьезный исследователь обязательно поинтересуется тем, каково образование автора читаемой работы, каковы его специализация и научный опыт, в каких изданиях он публикует результаты исследований, кто и как его цитирует. Если мы обращаемся к работам молодых исследователей, важно знать, под чьим руководством и в какой организации, в рамках какой научной школы написана работа.

Как работать с текстом чужой работы:

При чтении важно делать записи или даже составлять последовательный конспект. Это не только дает возможность сохранить ключевые идеи автора и важные цитаты, но помогает проанализировать содержание работы.

Очень удобно делать ранжированные выписки: фиксировать тезисы, объяснения, аргументы, примеры, позволяющие понять позицию автора исследования.

Эти выписки, так же как и цитаты, необходимо сопровождать точной библиографической ссылкой (указать фамилию и инициалы автора, название и выходные данные работы (см. раздел 5)). Желательно фиксировать в конспекте и страницы, на которых изложена записанная нами мысль или находится цитата: эти данные будут необходимы для корректного оформления нашей работы, а восстанавливать их трудно.

Собственные комментарии нужно четко отделять от слов автора с помощью размера и типа шрифта, выделений (курсив, разрядка, полужирный, подчеркнутый), можно использовать цветовые выделения и отступы.

Продуманный конспект вовсе не пустая потеря времени. Он поможет осмыслить концепцию автора, облегчит написание обзора литературы по теме и, вероятно, будет служить нам в течение многих лет исследовательской работы.

Читайте также: