Как сделать синдром отличника

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.
И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: "Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка". Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его "программистов" это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют "подавать гостям", как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

Но подобное программирование – не вина "программистов", а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм "Первоклассница". Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

Вообще система "брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", вроде "пятилетки в три года", сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей "воспитать совершенно другого человека, человека новой формации" вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система "либо пятёрка, либо ноль" присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: "мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас". То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз.

Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:
- показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно;
- забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;
- и наконец, родители, говорящие "мы были отличниками - и ты должен", сами все ещё остаются в бинарной системе "5-0" и туда же загоняют собственных детей.

Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:
- либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию "вообще не хочу учиться";
- либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки.
И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях "поставят ли мне за это очередную пятёрку". О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку "хорошо". Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить "четыре" ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа "5-0" уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца. Особенно если приправляется родительским "Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!"

Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву "А"? И если ребёнок по "таким лёгким предметам" приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют "либо пятёрка, либо ты ничтожество". Ребёнку фактически передают свой личный страх: "Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей". Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница.

Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх "не отличной оценки".

Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится "на отлично". А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек "непременно хочет именно пятёрку". Скорее он панически боится получить "не пятёрку". Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе, и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего "снизить оценку на балл".

Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия "самооценка" носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации.

При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха "оказаться нулём".

Вообще зависимость от пятёрок, как и любая зависимость, имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи "не получить пятёрку" ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: "Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!" Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой "не пятёрки" у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему "что теперь с этими проблемами делать".

Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

Если же самому человеку система "5-0" становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность. Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное "но": человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают "не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться". Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии "правильности, полноты и качества" знаний, умений и достижений.

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
© Нарицына Марина
психолог, психоаналитик
г. Москва

Нужно ли ребёнку быть отличником? Всегда ли это хорошо? Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.

Считается, что быть отличником – это хорошо. Вот только дети-отличники зачастую не выглядят счастливыми, а комплекс отличника, сформированный в детстве, сопровождает человека всю жизнь.


Комплекс отличника

Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:

Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.

Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.

Отличник в школе

В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства.


Отличники бывают трех типов:

2. Упорный отличник – ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и – все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.

3. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.

Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он – пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции.

Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.

Как статус отличника перерастает в синдром

Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение – каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки – гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника – ничего не значит, а получить более низкую оценку – позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.


Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку:

- педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке;

- родители ищут причины в отсутствии старания;

- сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.

Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими.

Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.

Отличник в жизни

Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем:

  • В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии.
  • В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью. Они плохо переносят критику, чужие успехи, игнорирование. Их ставят в пример сотрудникам, а сами коллеги не одобряют подобных рвений. Отсутствие постоянного одобрения тяжело переживается.
  • В воспитании детей. Родители с комплексом отличника очень требовательны к собственным детям. Они прикладывают массу усилий, чтобы добиться от детей высоких результатов и очень переживают, если дети их разочаровывают. Дети с сильной психикой могут выражать протесты, а слабые дети приобретают психологические проблемы, включая синдром отличника.
  • В общении с людьми. Перфекционисты редко имеют друзей. Они критикуют тех, кто не соответствует идеалу, и конкурируют с равными себе. При этом им требуется постоянное признание, и они не приемлют отрицательных отзывов.

Как видим, комплекс отличника не приносит счастья.


Как помочь ребенку-отличнику

Чтобы стремление к отличной учебе не переросло в синдром отличника, помогите своему ребенку:

1. Поощряйте успехи.

2. Не ругайте детей за ошибки, а учите их исправлять.

3. Не требуйте от ребенка невозможного. Ставьте посильные задачи.

4. Учите детей ценить в людях человеческие качества.

5. Не проецируйте школьную успеваемость на личностные отношения в семье. Любовь к ребенку не должна зависеть от отметок.

6. Берегите здоровье своих детей, не перегружайте его дополнительными занятиями.

И, главное, самое важное на свете – это сам ребенок. Личность ребенка нельзя оценить по пятибалльной системе – она бесценна.

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Замечено, что дети, которые недостаточно упорно учились в школе, оказываются более смышлеными и успешными в реальной жизни, чем отличники. Казалось бы, что же плохого в желании всегда и во всем достигать успеха и быть первым? Ничего, пока это желание имеет приемлемые рамки. Если же это становится самоцелью, такой человек зависим от мнения общества, и болезненно переносит любую критику или недостаток внимания. Синдром отличника это то, что во взрослой жизни называют перфекционизмом – когда человек не способен принять неидеальность своих результатов в чем-то и очень сильно страдает из-за этого.

Код по МКБ-10

Причины синдрома отличника

Проблемы, к которым может привести патологический синдром отличника

Синдром отличника опасен эмоциональным и психическим истощением, особенно для детей. Опасность в том, что у ребенка развивается неготовность потерпеть поражения, принимать трудности и, конечно, неуверенность в себе. Это ведет к тому, что ребенок будет добиваться результата во вред себе и своему здоровью, а поскольку невозможно всегда выигрывать во всем, это неизменно приведет к депрессии.

trusted-source

[1], [2], [3]

Симптомы синдрома отличника

Синдром отличника у ребенка проявляется в том, что он очень тяжело, горестно переживает любую отметку, отличающуюся от самой высокой. Недостаточно хорошо выполненное задание становится причиной трагедии и отсутствия желания продолжать учебу дальше.

Дети с синдромом отличника способны легко пожертвовать развлечениями и общением с друзьями ради первенства в учебе.

Поскольку главной мотивацией в учебе для ребенка с патологическим синдромом отличника служат не знания, а достижение любой ценой самой высокой оценки, а также одобрение и восхищение окружающих, такой ребенок отличается зависимостью от мнения других людей и нестабильной самооценкой. Когда его похвалят, она сильно завышается, но стоит покритиковать – он расстраивается и может даже обидеться. Также симптомом служит болезненная ревность ребенка к похвалам и высоким отметкам других детей.

Ребенок, которому в детстве родители не дали чувства защищенности и принятия таким как он есть, не показали что его любят безусловно, а не за достижения, вынужден разбираться с проблемой нестабильной самооценки. Даже будучи взрослыми, таким людям очень сложно осознать, что с ними дружат не из-за выгоды, или полюбили не за соответствие идеализированному стандарту супруга/отца/друга/работника, а за их личные достоинства, которых они сами чаще всего даже не осознают.

Синдром отличника у взрослых зачастую проявляется в комплексе нескольких признаков:

  • повышенное чувство ответственности;
  • чувство вины за возможную неудачу;
  • завышенные требования к окружающим людям;
  • неумение расставить приоритеты, попытка быть успешным во всех сферах;
  • неумение проигрывать.

Диагностика синдрома отличника

Необходима дифференциальная диагностика патологии от желания самореализоваться. В настоящее время проблема нормального и патологического типов синдрома отличника или перфекционизма осве­щена в нескольких сравнительных исследованиях, однако отсутствие психо­диагностической методики, позволяющей диф­ференцировать типы перфекционизма, выступает основным препятствием для четкой дифференциальной диагностики.

На сегодняшний день, для определения типа перфекционизма у взрослого человека (нормальный, патологический) используется дифференциальный тест перфекционизма, который предусматривает опрос на 45 и/или 24 пункта, где испытуемый определяет степень согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Для прохождения этого теста нужно желание и честность в ответах. В конце подсчитываются балы, и определяется результат.




trusted-source

[4], [5], [6]

К кому обратиться?

Лечение синдрома отличника

Если вы наблюдаете у своего ребенка симптомы зарождающегося патологического перфекционизма, старайтесь больше проявить к нему свою любовь на доступном для него языке:

  • чаще обнимайте его, без повода;
  • уделяйте внимание, интересуйтесь происходящим в его жизни;
  • слушайте его, узнавайте его чувства к тем вещам, которыми он с вами делится, помогайте советом, если он вас об этом просит;
  • говорите ему слова поддержки, дайте ему понять, что он более важен для вас, нежели его результаты, что его неудачи не определяют вашего отношения к нему;
  • проводите вместе свободное время, занимайтесь вместе чем-то, что его увлекает;
  • не сравнивайте его с другими детьми, лучше покажите прогресс или регресс с ним прежним.
  • если он уделяет слишком много времени занятиям, предлагайте ему отвлечься, погулять с друзьями.

Взрослым людям, заметившим в себе признаки этой патологии, рекомендуется иногда специально нарушать устоявшиеся привычки и личные стереотипы, а также избавиться от страха неудачи:

Если вам выполнение этих советов дается с трудностью, лучшим выходом будет, если вы обратитесь за помощью к хорошему, проверенному специалисту.

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Как поставить себе диагноз?

Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности:

  • болезненное восприятие даже незначительной критики;
  • постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового; своих успехов с результатами окружающих;
  • зависть в случае лучшего результата у соперников;
  • изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других;
  • склонность к депрессии в результате неудач и ошибок;
  • зацикливание на ошибках и провалах;
  • постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей [И. Базенков, 2020].

Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями.

Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух – это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно.

Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности – это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих.

Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить.

Посмотрим, как развивается синдром отличника у ребенка/подростка.

Диалог №1

— Привет, мам. Я вернулся.

— Привет, Артем. Как прошла контрольная?

— Я написал почти все, в последнем задании только не успел решить два пункта.

— Почему не успел? А другие успели?

— Не знаю. Машка, наверное, успела, отличница наша.

— А чем ты хуже Машки? Почему ты не записал последние пункты?

— Мам, мне не хватило времени.

— Небось снова помогал своим друзьям-оболтусам. Вечно тебя это подводит, Артем… От этого и получаешь вечно четверки по математике, хотя знаешь ее не хуже остальных!

— А что, я, как крыса, должен был только сам все написать?

— Не как крыса, а как честный ученик. Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала!

Диалог №2

— Привет, Алена! Пошли сегодня в кино?

— Привет. Нет, я не могу сегодня.

— У тебя какие-то дела?

— Да, мне нужно подготовиться к конференции по биологии. Послезавтра буду выступать перед преподавателями и экспертами.

— А если мы всего часок погуляем? Свежий воздух полезен, отвлечешься немного…

— Не могу. Родители не отпустят. Хотят, чтобы я непременно призовое место заняла, чтобы были дополнительные баллы при поступлении…

— Ну хорошо. Как твой настрой?

— Эта биология у меня в печенках уже сидит. Знаю свое выступление наизусть, но все равно боюсь что-то во время выступления забыть.

— Все обязательно получится, не переживай.

— Спасибо за поддержку.

В этом диалоге между двумя подругами можно разглядеть довлеющую силу родителей Алены. Посмотрим чуть подробнее:

Итак, девушка находится под давящим авторитетом родителей, которым важнее всего успешное выступление ребенка, заработок дополнительных баллов при поступлении в вуз.

Почему нам вообще приходится говорить о том, что синдром отличника – это негативное и нежелательное явление? Ведь в данном случае, толкая человека на действия, мы приводим его к отличному результату, фактически, он добивается успеха.

Если вы страдаете перфекционизмом, надеемся, что вам удается успешно бороться с этой проблемой. А как понять, страдаете ли вы синдромом отличника? В рамках психологической науки существует несколько тестов, способных отразить имеющиеся проблемы, но не напрямую, а в составе комплексной оценки качеств личности. Среди таких тестов и опросников приведем:

  • патохарактерологический диагностический опросник им. А. Е. Личко (составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций);
  • стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик (показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т.д.);
  • шкала самооценки Дембо-Рубинштейн (шкалы здоровья, ума, характера и счастья, позволяющие вместе сформировать уровень самооценки личности);
  • многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта (раскрывает уровень перфекционизма и соотношение его составляющих у личности).

Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными (слегка упрощенными) версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу.

Как избавиться от синдрома отличника?

Совет №1. Осознайте

На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия.

Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям.

Совет №2. Откройте глаза шире

И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает.

Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они? Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания?

Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т.д. Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. Если же кто-то, довольно приближенный к вам, оказывает именно такое влияние, то, возможно, у этого человека какие-то внутренние проблемы, связанные с нереализованным потенциалом, и он/она пытается переложить их на вас. А это, как минимум, нечестно…

Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого (порой совершенно не авторитетного) мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе.

Совет №3. Разрешайте себе шалить

Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок – это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих. Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, т.к. быть балованным, шалить – это проявлять себя, давать свободу своим действиям. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного.

Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает. Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом – практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве. Вы неидеальны, и это здорово!

Совет №4. Долой сравнения

Вы – отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно.

Невозможно быть лучшим во всем: варить самый лучший кофе, писать самые лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром. В конце концов, это скучно и занудно, ведь интерес жизни в том, чтобы учиться чему-то новому, открывать в себе новые грани, взаимодействовать с другими и получать у них опыт. В случае же, когда вы и так все выполняете идеально, вам нечему учиться, нечего узнавать. Поэтому не бойтесь быть профаном – как правило, это начало увлекательного путешествия.

Смещайте фокус с результата к процессу, наслаждайтесь обучением, поэтапным ознакомлением с разными видами деятельности, занимайтесь над тем, к чему распложена у вас душа, а не то, что популярно среди знакомых или высоко ценится в обществе. Если вам нравится класть плитку на пол – почему бы не заняться этим и не добиться высокого мастерства? Наслаждаетесь чистотой в помещениях и аккуратностью обстановки? Откройте свою клининговую организацию. Ставьте в приоритет именно свои потребности.

Совет №5. Пройдите онлайн-программу

Но, что самое главное, посредством увлекательных занятий с действенными упражнениями и техниками, вы придете к осознанности, узнаете свои скрытые проблемы, что уже является немаловажным шагом на пути их исправления.

Совет №6. Ознакомьтесь с книгами

Укажем также художественные книги, относящиеся к теме:

Несколько рекомендаций для родителей

Помимо указанных методов по избавлению от синдрома отличника у взрослых, настоятельно рекомендуем вам относиться с особым вниманием к данной проблеме, если вы родитель. Помните: в ваших руках формирование будущей личности, поэтому постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

  • проявляйте любовь – это самое главное и базовое правило, ведь только человек, окруженный любовью, может чувствовать себя полноценным и нужным миру;
  • хвалите ребенка, обращайте внимание не на оценку, а на способность сделать что-то самостоятельно;
  • не сравнивайте его с другими, анализируйте только его прогресс, указывайте на взлеты и падения исключительно своего ребенка;
  • концентрируйтесь не только на его отметках, но и на том, с кем он общается, как воспринимает педагогов, что ему еще интересно;
  • поработайте над своими проблемами, т.е. задумайтесь: возможно, корень ваших упреков в плохих отметках кроется в ваших нереализованных амбициях или аналогичном отношении к вам ваших родителей [Фоксфорд, 2021].

И еще: чтобы понять всю опасность данного синдрома при воспитании детей и последующем формировании взрослого человека, прочитайте три данные истории [Сноб, 2021].

А мы переходим к выводам.

Заключение

Помните свои школьные годы? По сути, это маленькая жизнь, т.к. включает в себя целых 11 лет, немалое количество знакомых, большой академический опыт, но, что самое важное, опыт социализации. Конечно, главная задача во время школьных лет для любого ученика – это захватить как можно больше знаний, вырасти как личность, но последнее дается только с учетом того, что мы общаемся со сверстниками, старшими и младшими, выстраиваем коммуникации и обретаем опыт взаимодействия, который впоследствии сыграет колоссальную роль.

Воспитание в своем ребенке лидерских качеств, насаждение ему зерен амбиций и ежедневная мотивация должны проходить в здоровом ключе. Только задумайтесь: в школах Швеции до 6 класса запрещается ставить оценки, чтобы ребенок не чувствовал конкуренцию и стресс. В риксдаге регулярно поднимают вопрос о системе оценивания учеников, т.к. данная тема считается щепетильной вследствие сложности подбора справедливых критериев оценивания [ru.sweden.se]. В нашей стране сложилась другая практика, и это означает, что нужно подстраиваться именно под нее.

Перестаньте обращать внимание на детей своих друзей, учащихся лучше, хватит пытаться привить своему ребенку то, чего вы не смогли приобрести, не уповайте на то, что он достигнет всего того, что у вас не получилось. Это отдельная личность со своими особенностями, и, возможно, получение исключительно отличных оценок загонит растущего человека в психологический дискомфорт. Умейте быть чуткими по отношению к своим детям, а также по отношению к себе.

Желаем вам удачи!

И в заключение предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний:

Читайте также: