Как сделать сильные руки ребенку

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 01.09.2024

Нарушение мелкой моторики у детей – это расстройство кистевого и пальцевого праксиса, сопровождающееся трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).

МКБ-10

Нарушение мелкой моторики у детей

Общие сведения

Нарушение мелкой моторики у детей

Причины

Точные тонкие движения кисти и пальцев рук обеспечиваются согласованной работой нервной, костно-мышечной, зрительной систем. При повреждении любого из этих звеньев развиваются нарушения мелкой моторики, выраженные в той или иной степени. У детей расстройства ручного праксиса чаще всего вызываются следующими факторами:

  • Перинатальная патология. Главная роль здесь отводится гипоксически-ишемическим повреждениям ЦНС. Последствиями перинатальной энцефалопатии в старшем возрасте могут быть минимальная мозговая дисфункция, ДЦП, эпилепсия, ЗПРР, олигофрения. Неблагоприятные последствия для последующего моторного развития имеют родовые травмы головы и ШОП.
  • Недоношенность. От 30 до 50% детей, рожденных с малым гестационным возрастом, имеют отставание в физическом и психомоторном развитии. Это связано с более частыми отклонениями в неврологическом статусе, дефектами зрения, двигательными нарушениями у недоношенных детей по сравнению с рожденными в срок.
  • Нейроинфекции. Последствием энцефалитов, церебеллитов, менингитов может выступать атаксия у детей. Поражение мозжечка всегда сопровождается нарушением координации произвольных движений.
  • Травмы головы. Двигательные и неврологические расстройства у детей нередко сохраняются в отдаленном периоде после перенесенной ЧМТ. Чаще всего они выражаются в снижении скорости движений, нарушении координации, реже возникают парезы и плегии конечностей.
  • Травмы и патологии верхних конечностей. Следствием переломов, ожогов рук, оперативных вмешательств могут становиться контрактуры суставов, ограничивающие движение кистей и пальцев. Мелкомоторные функции также ограничены у детей с врожденными аномалиями верхних конечностей – синдактилией, клинодактилией, эктродактилией.
  • Наследственные заболевания. Нарушения мелкой моторики отмечаются у значительного числа детей, имеющих генетические патологии. Как правило, это синдромы, ассоциированные с умственной отсталостью и физическим недоразвитием (Дауна, Ангельмана, Корнелии де Ланге, Мартина-Белл и мн. др.).
  • Нарушения зрения. Планирование точных движений невозможно без хорошей ориентировки в пространстве. Если у ребенка существенно снижена функция зрительного анализатора, имеется косоглазие или амблиопия, то формирование мелкой моторики также значительно страдает.

Нарушение моторики обнаруживается у детей с СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, речевой патологией (алалией, заиканием, дизартрией). Моторная недостаточность у взрослых чаще бывает связана с перенесенным инсультом, прогрессирующей болезнью Паркинсона, спиноцеребеллярной атаксией, последствиями черепно-мозговых травм, опухолями мозга.

Патогенез

Формирование тонкой ручной координации у детей тесно связано с созреванием двигательного отдела головного мозга, образованием связей между ним и другими церебральными структурами (зрительным, речевым центрами). Около 2/3 площади двигательной коры в мозге отвечают за регуляцию движений кисти руки. Эти двигательные центры располагаются в непосредственной близости от моторного центра речи, поэтому при работе мышц руки неизбежно активизируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речевой функции.

Развитие мелкой моторики в основном приходится на дошкольный возраст и заканчивается к 6-7 годам. Старшие дошкольники должны хорошо владеть тонкими манипулятивными действиями, в т. ч. с карандашом, кисточкой для рисования и пр. Развитость моторики характеризуется такими качествами, как скорость, сила, точность, ловкость. Эти навыки коррелируют с возможностью выполнения бытовых действий, предметной и конструктивной деятельностью, освоением навыка письма.

В основе механизма нарушения мелкой моторики лежат расстройства центрального или периферического звена двигательного анализатора. Стойкие расстройства пальцевого и кистевого праксиса возникают в результате мышечной дистонии, парезов, гиперкинезов, функциональной неполноценности руки, дефектов зрения. При этом страдает не только двигательная сфера, но и речевое, сенсорное, интеллектуальное развитие ребенка.

Классификация

С учетом этиопатогенетических механизмов различают 3 варианта расстройства тонкой моторики:

  • нарушение зарождения нервного импульса – в этом случае сигнал, необходимый для выполнения действия, в нейронах коры не возникает. Такая ситуация наблюдается при очаговых поражениях головного мозга: инсульте, опухолях, травмах.
  • нарушение нейротрансмиссии – сбой происходит на уровне нейронной цепи, когда из-за отсутствия связи между нервными клетками возникший импульс не может достичь своей цели. Данный механизм типичен для нейродегенеративных заболеваний, в частности, болезни Паркинсона.
  • нарушение приема импульса – нервный сигнал не воспринимается органами движения в силу нарушения периферической иннервации, из-за чего не возникает адекватного двигательного ответа. Отмечается при ДЦП, травматическом повреждении конечностей.

Симптомы

Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь, они испытывают трудности в самообслуживании: раздевании и одевании, приеме пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и кнопки, шнуровать ботинки, завязывать банты, неправильно держат вилку и ложку. Страдает точность, быстрота, координация действий.

Также отмечается несформированность продуктивной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, раскрашивание, аппликация, собирание конструктора, т. к. их неловкость не позволяет достичь ожидаемого результата. В процессе рисования они неправильно держат кисточку, не регулируют силу нажима на карандаш, не соблюдают масштаб и границы строки, листа. Характерно плохое владение ножницами при вырезании. При этом грубых двигательных расстройств у ребенка может не быть.

Практически всегда дети с неразвитой мелкой моторикой испытывают речевые проблемы. Они могут быть выражены в различной форме и степени: от функциональной дислалиии и стертой дизратрии до заикания и ОНР разного уровня. Также у детей с нарушением моторики затруднено формирование графомоторных навыков, необходимых для перехода к письму.

Осложнения

Следствием низкого уровня сформированности мелкой моторики становятся школьные трудности. Дети имеют неаккуратный, неразборчивый почерк. Несовершенства устной речи часто приводят к развитию дисграфии. Характерна плохая успеваемость по трудовому обучению, рисованию. Дети стараются не участвовать в коллективных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, требующих выполнения действий на скорость. Все это приводит к снижению познавательной активности, мотивации к обучению.

Диагностика

Оценка двигательного, нервно-психического, речевого статуса детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться коллегиально командой специалистов: детским неврологом, ортопедом, офтальмологом, психологом, логопедом-дефектологом. При необходимости выполняется комплекс медицинской диагностики: ЭЭГ, ЭМНГ, рентгенография верхних конечностей, визометрия, церебральная МРТ. Непосредственное обследование моторных функций включает:

  • пробы на статическую и динамическую координацию движений (воспроизвести пальцевую и кистевую позу, совершить движения пальцами рук);
  • выполнение предметных действий (со шнурками, пуговицами, лентами);
  • исследование сформированности графомоторных навыков (рисование, обводка, штрихование, копирование рисунка/текста).

Важным диагностическим направлением является обследование уровня речевого развития детей. Исследуется связная речь, лексический запас, грамматическая составляющая, фонематическое восприятие. Выясняются нарушения звукопроизношения, просодики, темпа и ритма речи.

Коррекция нарушений мелкой моторики у детей

Развивающая среда

С дошкольниками необходимы занятия ручным трудом: лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста. Для тренировки моторных навыков полезно собирать вместе с ребенком мозаику, паззлы, конструктор, изготавливать аппликации, поделки из природных материалов. Дети постарше могут быть вовлечены в творческую деятельность – бисероплетение, квиллинг и др. Для укрепления кисти, стимуляции воображения, памяти, речевого аппарата рекомендуется игра с пальчиковыми куклами, проведение пальчиковой гимнастики.

Специальная помощь

Детям с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата может быть показан подбор специальных ортопедических приспособлений, занятия ЛФК, массаж рук, проведение корригирующих операций. При нарушениях зрительной функции необходима ее очковая или хирургическая коррекция.

Дети с плохо развитой мелкой моторикой нуждаются в логопедической помощи. На логопедических занятиях используются пальчиковые игры, самомассаж кистей рук, суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводится артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнению упражнений на обводку, раскрашивание, штриховку, написанию графических диктантов.

Прогноз и профилактика

Развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с самого раннего детства. Особо пристальное внимание следует уделять ее формированию у детей с неврологическими и двигательными нарушениями. Для этого не обязательно использовать дорогостоящие тренажеры, многие пособия под силу изготовить самим родителям из подручных материалов. По мере совершенствования мелкой моторики нивелируются и многие другие проблемы (с мышлением, речью, письмом). Профилактика пальцевой диспраксии заключается в предупреждении факторов риска (перинатальной патологии, травм) и своевременной коррекции возникших последствий.

1. Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Носова В.Р., Леонова М.Б.// Евразийский научный журнал. – 2016.

3. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения/ Викторова О.Е.// Проблемы современного педагогического образования. – 2018.

4. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях МОУ/ Филактова М.Н.// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте. По узи головы всё нормально ? При этих поддергиваниях закатывания глаз не бывает, правильно ?

фотография пользователя

Светлана, нсг делали, все хорошо. Когда ложимся в ночь. С 10 до часу ночи спит нормально. А потом начинает дёргаться и до утра это все. Поднимаю, укачиваю, кладу, немного поспит и все заново

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте.
Это могут быть доброкачественные миоклонии сна, которые с возрастом проходят и не требуют лечения.
Но на всякий случай лучше пройти ЭЭГ сна.
Соблюдайте режим дня. Ограничьте телевизор и гаджеты в присутствии ребенка.
Для нормализации сна можно подавать дормикинд 1 т 3 раза в день 1 месяц, таблетку растворяете в одной чайной ложки молока или смеси.

Алина, здравствуйте. Спасибо за ответ. Ещё периодически бывает, как будто мышцы зажимаются и она вся сковывается, как буд то в комочек собирается и начинает плакать тогда

фотография пользователя

Скорее всего это проявление эмоций, может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости.
ЭЭГ будет не лишним.

фотография пользователя

Здравствуйте. Так как по узи все хорошо - то скорее всего либо беспокоит животик ( как стул, регулярный, аппетит?), так же может быть повышенная нервная возбудимость.
попробуйте чуть по туже пеленать некоторое время.
Подавайте Магне Б6 в ампулах - 1 ампулу делить на 3 части и давать 3 раза в день после еды, с водичкой - 2 недели.
+ Глицин 100 мг по пол таблетки растирать и за щеку 2 раза в день - 3 недели.
Педиатру покажите хорошему, анализ кала на копрологию.

Яна, добрый день! Несколько раз меняли смесь, не подходила. Сейчас наконец-то выбрали. Кушает хорошо, стул через день. Может животик, конечно, и болит, но она не плачет. Когда у нас до 1.5 месяцев были колики, она целыми вечерами плакала. А это просто ножки, ручки "летают", кряхтит ночью, но не плачет.

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте у детей двух с половиной месяцев бывают доброкачественные о
Миоклонии Что необходимо сделать эээ видео мониторинг сна для исключения другой патологии Здоровья

фотография пользователя

фотография пользователя

Да, все показатели в норме. Необходимо исключать синдром беспокойных ног, при котором руки тоже могут быть задействованы. Необходимо сдать анализ крови на сывороточное железо, ферритин, глюкозу, витамины В. Часто нехватка этих микроэлементов приводит к развитию данной патологии. Если обычная нормализация режима, ванны с седативными сборами не помогают, можно подключить пантогам 250мг 1\8т 2р в день- 3 дня, затем увеличить до 1\4т 2р в день, последний прием не позже 17-00. - от 1 до 3 месяцев.

Надежда, спасибо за ответ! Мы сдадим анализы. Я понимаю, что если все показатели будут в норме, то этот синдром можно исключит? Или как он исключается?

фотография пользователя

критериями диагностики синдрома беспокойных ног, согласно последним данным международной группы экспертов являются:

навязчивые желания двигать конечностями в связи с дискомфортом в них.
Двигательное беспокойство; при этом больной осознаёт, что вынужден совершать движения, и использует различные двигательные стратегии для облегчения или избавления от неприятных ощущений.
Усиление или появление симптомов в покое (когда больной лежит или сидит) и частичное или временное их устранение при движениях.
Симптомы обязательно усиливаются к вечеру или ночью

фотография пользователя

иногда нарушение носит наследственный характер. Также, я согласна с коллегами, надо выполнить ночной ээг-видеомониторинг для исключения эпилепсии. Неплохо было бы видео посмотреть


— Когда мы говорим о красивых спортивных женских руках, речь не идет о перекачанных руках с огромными бицепсами и трицепсами. Речь о таком состоянии, когда все развито в меру. Функция бицепса — сгибание руки в локтевом суставе, трицепса — разгибание. Но не стоит также забывать о плечах, которые отводят руки в сторону, а также сгибают и разгибают плечо. Эти мышцы создают образ завершенной красивой руки.

Вы должны прекрасно понимать, что натренированность рук вряд ли будет заметна, если они покрыты большим слоем подкожного жира. Поэтому наряду с тренировкой мышц не забывайте о правильном питании. Создайте небольшой дефицит калорийности, если у вас есть лишний вес.

Как подготовиться к тренировкам

— По статистике, у женщин плечевой пояс слабее, чем у мужчин. Поэтому для тренировки мышц достаточно небольшого отягощения. Вам понадобится несколько пар гантелей весом от 1 до 5 кг и набор фитнес-резинок.

  1. Если вы новичок, то, скорее всего, оптимальное отягощение для вас — гантели весом от 1 до 3 кг.
  2. Если у вас продвинутый уровень — возьмите гантели весом от 4 до 6 кг.
  3. С фитнес-резинками все просто: стало легко делать упражнение — возьмите резинку с более сильным натяжением.

Домашний комплекс упражнений, представленный ниже, выполняйте 2 раза в неделю. Комплекс состоит из 11 упражнений. Для новичков я советую делать не более 4 упражнений, для продвинутых — 4-7, для опытных — 7-11.

  • Если у вас есть проблемы со здоровьем, перед тем как приступать к тренировкам, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
  • Прежде чем выполнять комплекс, сделайте динамическую разминку 7-10 минут.

Комментарии к выполнению упражнений — под видео.
Внимательно изучите их, чтобы убедиться, что вы все делаете правильно.

Упражнения на бицепс

Упражнение можно выполнять сидя или стоя. Возьмите гантели в руки таким хватом, как будто вы держите молоток — ладони смотрят друг на друга. Выпрямите спину, чтобы в пояснице появился естественный изгиб, расправьте плечи. Локти зафиксируйте по бокам туловища. На выдохе плавно поднимите руки до уровня плеч. Зафиксируйте это состояние на 1 секунду. На вдохе опустите вниз.

Подъем рук делайте 1-2 секунды, опускание — 3. Подберите вес таким образом, чтобы к десятому повторению наступило утомление. Сделайте 2-3 подхода по 10-12 повторений.

Во время выполнения упражнения не раскачивайте корпус, не разводите локти в сторону. Следите за правильным дыханием.

Сядьте на скамью или стул. Руки опустите вдоль корпуса, прижмите локти к бокам, разверните ладони наружу. Немного согните руки в локтях. На выдохе поднимите руки до уровня плеч, задержитесь на 1 секунду и на вдохе опустите гантели, не разгибая локоть до конца.

Сделайте 2-3 подхода по 10-12 повторений.

  • Упражнение 3. Концентрированный подъем на бицепс.

В положении сидя уприте локоть во внутреннюю часть бедра. На выдохе плавно поднимайте гантель до ощущения полного сокращения бицепса, опускайте гантель на вдохе.

Сделайте 2-3 подхода по 10-12 повторений.


Упражнения на трицепс

  • Упражнение 4. Разгибание одной рукой из-за головы.

Эффективное упражнение для трицепса, но требует безупречного соблюдения техники.

Сядьте на скамью, сделайте вдох и опустите гантель за голову до ощущения растяжения в трицепсе. На выдохе плавно разогните руку в локтевом суставе, но не до конца. Следите за тем, чтобы рука была практически перпендикулярна полу. Выполните 2 подхода по 12-15 повторений.

В положении стоя прогнитесь в пояснице, расправьте плечи и наклонитесь до уровня, практически параллельного полу. Если сделать это проблематично, то до угла 20-30 градусов. Прижмите локти к бокам. На выдохе плавно и синхронно разгибайте руки в локтевом суставе и делайте паузу на 1 секунду. На вдохе опускайте гантели вниз.

Сделайте 2 подхода по 12-15 повторений.

  • Упражнение 6. Разгибание руки с эспандером (фитнес-резинкой).

В положении сидя или стоя зафиксируйте резинку на уровне плеча. На выдохе плавно разгибайте руку и сделайте паузу в нижней точке амплитуды на 1 секунду. На вдохе вернитесь в исходное положение.

Сделайте 2 подхода по 10-12 повторений.

Расположите руки на ширине плеч на скамье или устойчивом стуле. Согните ноги в коленях и упритесь пятками в пол. Поясница должна быть на расстоянии 10-15 см от стула, спина прямая.

На вдохе плавно согните локти и опуститесь вниз до уровня, пока плечо не станет параллельным полу. Старайтесь держать спину максимально близко к скамье. На выдохе вернитесь в исходное положение.

Выполняйте упражнение только в умеренном темпе. Сделайте 2-3 подхода по 10-12 повторений.


Упражнения на плечи

  • Упражнение 8. Упражнение для вращательной манжеты плеча.

С помощью этого упражнения тренируется вращательная манжета плеча, от которой зависит стабильность плечевого сустава.

Поднимите руки, согнутые под прямым углом, до уровня плеча, локти разведите в сторону. На вдохе плавно опускайте руки до параллели с полом. На выдохе возвращайтесь в исходное положение. Не опускайте локти вниз.

Сделайте 2 подхода по 12 повторений.

Согните руки в локтевом суставе на 15-30 градусов. На выдохе делайте подъем до уровня плеч, разворачивайте кисти таким образом по мере движения, чтобы мизинец был выше большого пальца. Представьте, что вы выливаете воду из кувшина в верхней точке амплитуды. Вверху сделайте паузу на 1 секунду. На вдохе опустите гантели вниз.

Сделайте 2-3 подхода по 12 повторений.

Слегка согните руки в локтевом суставе. Разверните ладони так, как будто вы держите стакан. На выдохе поднимайте гантели перед собой до уровня плеч, на вдохе вернитесь в исходное положение.

Сделайте 2-3 подхода по 12 повторений.

Сядьте прямо. Расположите гантели на уровне ушей. Кисти должны находиться строго под локтями. На выдохе плавно поднимайте руки, немного сводя их в верхней точки амплитуды. Не распрямляйте до конца локти. На вдохе опускайте гантели до уровня ушей.

Нарушение мышечного тонуса у детей грудного возраста


Очень часто у малышей в возрасте до одного года внимательная мама определяет слишком сильное напряжение мышц в ручках и ножках, или наоборот мышцы слишком расслаблены. При осмотре невролога определяется нарушение мышечного тонуса.

Тонус мышечный (лат. tonus от греч. tonos – натяжение, напряжение), состояние легкого физиологического сокращения мышцы в покое, обеспечивающее ее готовность к работе. (Г. Г. Шанько). Другими словами тонус-это напряжение мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения его движений.

До рождения внутриутробно ребенок находится в позе эмбриона, когда ручки и ножки согнуты и прижаты к телу. После рождения в течение первых трех месяцев жизни сохраняется физиологический гипертонус мышц сгибателей. К 3-м месяцам тонус мышц сгибателей и разгибателей выравнивается и наступает состояние, которое мы характеризуем как нормотония. При этом ручки и ножки малыша разгибаются гораздо легче, пальчики кистей рук уже редко зажаты в кулачок.

Изменения мышечного тонуса могут проявляться в виде

  • мышечной гипертонии или мышечного гипертонуса,
  • мышечной дистонии,
  • мышечной гипотонии или мышечного гипотонуса.

Если ручки и ножки малыша сильно прижаты к телу, трудно их разогнуть, малыш плачет, запрокидывает голову назад – это связано с чрезмерным мышечным напряжением. Количество импульсов, которое поступает из центральной нервной системы к мышцам значительно увеличено.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп.

Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности. Если мышечный гипертонус выражен не резко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие ребенка может проявляться в легкой задержке двигательных навыков. А также бывает, что моторное развитие идет по возрасту и ребенок вовремя начинает сидеть, вставать и ходить, но при этом упор ног у ребенка осуществляется на носочек, что приводит к нарушению походки. Длительная ходьба на носочках может привести к укорочению ахилловых сухожилий, что исправляется только оперативным лечением.

Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность. Сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать, в зависимости от уровня поражения нервной системы. Гипотония может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни.

Синдром двигательных нарушений у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией – состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, то есть мышечный тонус постоянно меняется. О мышечной дистонии также говорят, когда у ребенка одни мышцы слишком расслаблены, а другие наоборот, слишком напряжены.

Выраженный синдром мышечной дистонии может привести к задержке моторного развития или к двигательным нарушениям (например нарушение походки). Синдром преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Нарушения мышечного тонуса часто обусловлены возникновением проблем в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга, и чаще всего являются следствием гипоксии и ишемии. Гипоксия – это состояние, при котором организм малыша, центральная нервная система испытывают недостаток кислорода. Ишемия – это нарушение кровоснабжения тканей, ведущее к гипоксии.

Нарушение мышечного тонуса встречаются при серьезных тяжелых заболеваниях нервной системы, таких как различные формы миопатий, спинальные мышечные атрофии, миастения, а также быть следствием воспалительных, сосудистых и травматических заболеваний нервной системы, всегда отмечается при детском церебральном параличе.

При необходимости специалист назначит дополнительные методы исследования:

  • Нейросонография
  • Доплерографическое исследование мозгового кровотока
  • Консультация окулиста.

Лечение нарушений мышечного тонуса

В большинстве случаев у детей с легкими нарушениями мышечного тонуса удается восстановить работу центральной нервной системы и достичь нормотонии.

Читайте также: