Как сделать самоуправление в деревне

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 28.08.2024

Для создания ТОС необходимо образовать инициативную группу из числа граждан, проживающих на соответствующей территории (не менее 3 человек старше 16 лет).

- определяет председателя, заместителя председателя и секретаря инициативной группы;

- определяет название ТОС и подготавливает проект Устава ТОС;

- определяет предполагаемые границы ТОС. Обратите внимание, что границы рекомендуется определять с учетом перспектив на ближайшие несколько лет.

- обращается в администрацию поселения с заявлением о выдаче справки о численности граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих на территории создаваемого ТОС, и о помощи в получении схемы и описания границ территории создаваемого ТОС; Образец

- обращается в Совет народных депутатов поселения с заявлением о рассмотрении предложений по границам создаваемого ТОС; Образец

- на основании данных о численности граждан определяет форму проведения учредительного мероприятия (если численность граждан, достигших 16-летнего возраста, проживающих в предполагаемых границах ТОС, до 300 человек, то форма учредительного мероприятия – собрание, если более 300 человек – конференция);

- назначает дату, время, место проведения учредительного мероприятия;

- в случае если требуется проведение учредительной конференции, определяет территории проживания граждан, на которых будет проводиться собрание граждан по избранию делегатов на учредительную конференцию;

- подготавливает повестку дня учредительного мероприятия и заблаговременно оповещает о проведении мероприятия жителей (посредством расклейки объявлений, размещения информации в социальных сетях и т.п.) и администрацию поселения; Образец объявления

Примечание: Деятельность инициативной группы оформляется протоколом.

Этап 2. Проведение учредительного мероприятия.

ВАЖНО! Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

1. Открытие мероприятия проводит представитель инициативной группы.

2. Представитель инициативной группы предлагает участникам мероприятия избрать из своего состава председателя и секретаря собрания (конференции). Порядок избрания определяется собранием (конференцией).

3. Утверждается повестка учредительного мероприятия.

4. На учредительном мероприятии должны быть обсуждены и приняты решения по следующим вопросам:

- об учреждении ТОС;

- определение основных направлений деятельности ТОС;

- принятие устава ТОС;

- избрание председателя, заместителя председателя и секретаря органа ТОС;

5. Принятие решения. Примечание: решение на собрании/конференции считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа участников собрания (делегатов, присутствующих на конференции).

Этап 3. Оформлении документов, принятых на учредительном мероприятии.

Решения, принятые на учредительном собрании (конференции) оформляются протоколом.

Требования к протоколу:

- должен содержать данные о дате и месте проведения;

- должно быть указано общее число участников учредительного собрания (избранных делегатов, имеющих право принимать решение на конференции количество делегатов);

- указываются принятые решения;

- подписывается председателем и секретарем;

-должен быть пронумерован, прошит, склеен и заверен на склейке подписями председателя и секретаря.

Для регистрации Устава ТОС уполномоченные лица представляют в администрацию поселения в срок не позднее 10 дней со дня принятия Устава ТОС следующие документы:

1. Заявление на имя главы администрации поселения с просьбой зарегистрировать устав территориального общественного самоуправления.

2. Устав ТОС, который должен быть прошнурован, заверен подписью избранного председателя, иметь пронумерованные страницы, - в 2 экземплярах.

3. Надлежаще заверенную копию решения Совета народных депутатов поселения об утверждении границ территориального общественного самоуправления.

4. Протокол учредительного мероприятия.

Администрация поселения в течение 30 дней с момента поступления документов должна принять решение о регистрации или отказе в регистрации Устава ТОС.

В случае регистрации Устава ТОС администрация:

- вносит соответствующую запись в Реестр Уставов ТОС в поселении;

- направляет заявителю в срок не более 5 дней Устав ТОС с отметкой о регистрации и печатью администрации поселения свидетельство о регистрации Устава ТОС, подписанное главой администрации поселения.

В случае принятия решения об отказе в регистрации Устава ТОС направляет заявителю мотивированный ответ и при необходимости сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю причины отказа и оказывают помощь в устранении недостатков.

О государственной регистрации ТОС в качестве юридического лица можно прочитать здесь.

Для раскрытия данной темы, в статье будут даны ответы на следующие вопросы:

Территориальное общественное самоуправление как вид местного самоуправления

Вместе с этим, для граждан предоставлены различные способы осуществления своей власти на местном уровне, к которым относятся:

  1. Местный референдум;
  2. Муниципальные выборы
  3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  4. Сход граждан;
  5. Правотворческая инициатива граждан;
  6. ТОС;
  7. Публичные слушания;
  8. Собрания и конференции граждан;
  9. Опрос граждан;
  10. Обращения граждан в органы местного самоуправления;
  11. Другие способы осуществления власти на местном уровне.

Территориальное общественное самоуправление

Наиболее выделяющимся способом осуществления населением местной власти является создание ТОС. Это связано с тем, что жители определенных территорий создают ТОСы на долговременную перспективу, которые в свою очередь будут существовать продолжительное время.

Безусловно, если цель, ради который был создан тот или иной ТОС была решена, то ТОС может прекратить свою деятельностью. Однако не следует спешить с этим, так как данная форма осуществления власти населения на местах может разрешать не одну, а целый комплекс задач, связанными с:

  1. Благоустройством дорог;
  2. Строительством детских площадок, для проведения досуга;
  3. Проведением спортивных и культурных мероприятий;
  4. Помощью органам местного самоуправления в решении поставленных перед ними вопросов.

А также с иной деятельностью, направленной на благоустройство территорий, создание благоприятных условий жизнедеятельности, на защиту прав и интересов граждан, проживающих на определенной территории.

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Формы территориального общественного самоуправления

Возникает вопрос, на какой именно территории может быть создан ТОС? Ответ на этот вопрос также дан в вышеуказанном ФЗ, в соответствие с которым граждане вправе осуществлять местную власть в рамках ТОС на таких территориях, как подъезд жилого дома, жилой дом, объединение жилых домов, жилой микрорайон, села, не являющиеся поселениями, другие территории проживания граждан.

При этом территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданам в форме собраний, конференций или специальных органов ТОС, созданными на данных конференциях и собраниях гражданами, проживающими на определенной территории. Необходимо подробнее остановиться на вышеперечисленных формах осуществления территориального общественного самоуправления.

Первой из перечисленных форм является - собрание граждан.

Посредством собрания граждане могут осуществлять властные полномочия самостоятельно на определенной территории муниципалитета для обсуждения и выделения наиболее важных вопросов, задач, проблем, которые необходимо разрешить посредством создания различных проектов, а также для получения информации от органов местного управления о том, каким образом могут быть удовлетворены интересы граждан и разрешены проблемы связанные с благоустройством территорий и комфортным проживанием граждан.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС правомерно, если в нем участвует не менее одной трети жителей определенной территории, каждый человек из которых достиг шестнадцатилетнего возраста.

Следующей формой организации территориального общественного управления является конференция граждан, которая представляет вариацию собрания граждан. В рамках данной конференции, представители населения собираются для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию определенных органов муниципального образования, которые связаны также с определением потребностей и интересов граждан, касающихся территориального общественного управления. В данном случае, конференция граждан служит помощником в разрешении вопросов местного значения для органов местного самоуправления и даже разрешает задачи, входящие в компетенцию данных органов.

Полномочиями конференции и собрания являются:

  1. определение структуры органов ТОС;
  2. принятие устава ТОС и внесение в него различных правок;
  3. избрание органов ТОС;
  4. определение направлений деятельности ТОС;
  5. утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
  6. рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.


Органы территориального общественного самоуправления

Еще одной формой организации территориального общественного управления является создание и учреждение определенных органов. Действуют данные органы на основании устава ТОС.

Органами ТОС являются:

  1. председатель ТОС (староста);
  2. исполнительно-распорядительные органы;
  3. общественные комиссии;
  4. контрольно – ревизионные комиссии.

К полномочиям органов ТОС относятся:

  1. представление интересов граждан, проживающих на определенной территории;
  2. способствование осуществлению решений, которые были приняты на собраниях, конференциях граждан;
  3. исполнение деятельности, связанной с благоустройством территорий или за счет проживающих на данной территории граждан или на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправление с использованием местных бюджетных денежных средств;
  4. внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов.

Устав территориального общественного самоуправления

Для того, чтобы ТОС начал осуществление своей деятельности и достижении поставленным перед ним задач, оно должно быть учреждено с момента регистрации его устава уполномоченным на это органом местного самоуправления.

Устав ТОС содержит следующие положения:

  1. название территории, на которой действует ТОС;
  2. цели, задачи, формы, направления деятельности ТОС;
  3. порядок формирования, прекращения полномочий органов ТОС;
  4. порядок принятия решений;
  5. порядок приобретения имущества, его пользования и распоряжения;
  6. порядок прекращения деятельности ТОС.

Необходимо заметить, что ТОС может быть создан как с образованием юридического лица в форме НКО, так и без его образования.

Если гражданами было принято решение создать ТОС без образования юридического лица, тогда его регистрация производится в органах местного самоуправления. При этом на осуществление намеченных планов гражданами они могут использовать исключительно собственные средства и средства из местного бюджета, если есть данная статья расходов.

Однако создание ТОС в качестве юридического лица имеет намного больше преимуществ. Так, на реализацию намеченных проектов можно использовать не только средства граждан и средства из муниципального бюджета, но и средства, выигранные в грантовых конкурсах, которые проводятся ежегодно и ждут каждого желающего попробовать свои силы.

Следующим преимуществом ТОС как юридического лица является возможность заключения договоров, как с органами местного самоуправления, так и с иными НКО, для осуществления совместной деятельности, для объединения общих усилий и достижения наиболее высоких результатов в улучшении комфорта жизни населения на определенных территориях.

Вместе с этим, у ТОС появляются дополнительные обязанности в связи с созданием юридического лица, которые связаны с осуществления финансовой и статистической отчетности, отчетами о деятельности ТОС.

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

*Стоимость в Москве и МО , СПБ и Лен.области составляет соответственно: 2000, 5000, 7000 рублей

В заключение необходимо обозначить, что во многих субъектах Российской Федерации существуют ТОС, благодаря которым, граждане достигают поставленных целей, благоустраиваются территории, развивается инфраструктура, проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Более того, достижение высоких результатов способствует еще большему вовлечению населения в участие в местных инициативах, а также в создание собственных проектов, направленных на благоустройство территорий и разрешение иных вопросов местного значения. Вместе с этим, органы местного самоуправления всегда стремятся поощрять проекты граждан посредством проведения различных конкурсов, по результатам которых награждаются победители. Информация о различных конкурсах, в которых могут участвовать ТОСы может быть размещена на официальных сайтах администраций регионов или официальных сайтах существующих ТОСов в регионе. Это мотивирует граждан стремиться делать свои территории лучшими, самыми благоустроенными и комфортными, как для проживания, так и для проведения различного досуга.

Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления

В 2016 году на территории Российской Федерации была учреждена Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления. В соответствии с ее Уставом данная организация осуществляет деятельность различной направленности:

  1. оказывает юридическую помощь населению;
  2. занимается просветительской деятельностью;
  3. осуществляет волонтерскую деятельность;
  4. информирует граждан о проделанной работе;
  5. участвует в формировании нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности органов ТОС;
  6. поддерживает социально ориентированные проекты;
  7. проводит различные конкурсы на определение лучшего проекта ТОС.

Органами управления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления являются:

  • Общее собрание членов;
  • Правление;
  • Директор;
  • Ревизионная комиссия.

Члены Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления

В соответствие с Уставом Ассоциации ее члены имеют некоторые особенности в отличие от членов иных некоммерческих организаций. Членами данной Ассоциации являются:

Все вышеперечисленные участники должны разделять цели и задачи данной Ассоциации.

Данная организация имеет собственный сайт, включающий разделы по различным тематикам. Перейдя на сайт, можно узнать об истории организации, органах управления, услугах и новостях.


Создание ТОС

Для начала необходимо рассмотреть процедуру регистрации ТОС без образования юридического лица.

Одной из особенностей регистрации ТОС является то, что ТОС создается по желанию граждан, которые проживают на определенной территории. Именно они формируют инициативную группу, в которую могут входить лица, достигшие 16 лет, а их общее количество не должно быть меньше трех человек. В соответствии с тем, что ТОС осуществляет свою деятельность на определенной территории, инициативная группа должна определить ее границы, после чего назначается дата проведения учредительного собрания. Граждане, проживающие на территории, на которой создается ТОС, должны быть уведомлены о вышеуказанной дате.

Существует несколько способов информирования населения о собрании:

После того, как все граждане проинформированы о собрании, начинается его проведение либо в форме учредительного собрания, либо в форме конференции.

На собрании решается большой спектр вопросов: об избрании председателя и секретаря, о создании ТОС, о принятии Устава, об избрании высшего органа управления и исполнительного органа. После окончания собрания составляется протокол о его проведении.

Следующим шагом является подача документов Председателем ТОС в администрацию муниципального образования для регистрации Устава данного ТОС. Одним из таких документов является заявление о создании ТОС, которое подается на имя главы муниципального образования, подписываемое Председателем ТОС с указанием адреса места жительства заявителя и контактными данными для связи с данным лицом.

Также в администрацию необходимо предоставить:

  • решение об установлении границ территории, на которой создается ТОС и на которой он будет осуществлять свою деятельность;
  • протокол учредительного собрания или конференции;
  • лист регистрации лиц, принимавших участие в вышеуказанном собрании;
  • лист с указанием членов инициативной группы.

Все документы должны быть аккуратно оформлены и содержать подписи заявителя. Максимальный срок регистрации Устава ТОС - не более тридцати дней.

Процедуры регистрации ТОС без образования юридического лица и с созданием такового похожи. Но есть основное отличие: при создании ТОС в качестве юридического лица, организация регистрируется не в администрации муниципального образования, а в Управлении Министерства Юстиции России определенного субъекта. Это связано с приобретением особого статуса – юридического лица, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Документы, которые подаются на регистрацию в Министерство Юстиции, идентичны документам другим организационно-правовым формам НКО.

Мы продолжаем разбираться в механизмах взаимодействия муниципалитета и пермяков. От простых форм двигаемся к проактивным и содержательным. В данной статье рассмотрим, как устроена система территориального общественного самоуправления (сокращённо ТОС). Разберёмся в том, зачем нужны ТОС, как они функционируют и какие возможности для влияния предоставляют горожанам.

Суть формы

Пермь является одним из лидеров в стране по уровню развития ТОС. Они появились у нас ещё в 1990-х годах и в середине десятых пережили новый виток развития. Муниципалитет уделяет много внимания этой общественной единице, предоставляя финансовую, имущественную, информационную и методическую поддержку. Ежегодно городской бюджет тратит более 25 миллионов рублей на их деятельность. А всего в Перми действует 105 ТОС-ов.

ТОС это организация, объединяющая людей по месту жительства для реализации локальных инициатив. ТОСы занимаются широким спектром вопросов, начиная от дворовой уборки и самодеятельности до программ инициативного бюджетирования, общественного контроля, просветительских программ и организации межсекторного взаимодействия.


Фото: Иван Козлов

Правовой фундамент

Правовой базой для ТОСов служит Конституция, федеральный закон о местном самоуправлении и Устав Перми. Активность пермских ТОСов регламентируется Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми. Найти его можно здесь. Там же есть полный список ТОС со всеми контактами.

Войти в состав органов ТОСа может любой гражданин старше 16-ти лет, постоянно или преимущественно проживающий в Перми. ТОС может быть создан от отдельного подъезда до целого микрорайона.

Основой деятельности ТОС являются общие собрания и конференции жителей, советы и комитеты ТОСа, а также деятельность конкретных выборных лиц председателей, старост, старших по дому или по подъезду.

Согласно Положению полномочия ТОСов действительно широкие, включают в себя 30 пунктов и могут быть ещё расширены. Если обозначить ключевые компетенции, ТОСы могут: разрабатывать программы развития своих территорий, участвовать в общественном контроле, организовывать досуг населения, вносить предложения для муниципалитета, выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению, инициировать публичные слушания, заниматься хозяйственной деятельностью, создавать организации, защищать права жителей и т. д. Широкий спектр возможностей.

Но широкие полномочия создают почву для возможных злоупотреблений. Создав ТОС, его руководство не всегда согласовывает свою позицию с самими жителями. Начинает высказываться от их имени по разным вопросам, особенно в поддержку инициатив власти. Хотя без проведения общего собрания жителей они не могут этого делать. И многие председатели слишком много на себя берут, их тоже надо контролировать. Тем не менее, ТОС это перспективная площадка по отстаиванию горожанами своих интересов. Поэтому, как минимум, стоит узнать, есть ли ТОС на вашей территории, а если нет, то можно создать свой.


Фото: Иван Козлов

Как создать ТОС

Создать ТОС более чем реально. Подробная инструкция есть в Положении о ТОС. Кратко разберем основные шаги.

Вам надо найти 5 единомышленников-соседей старше 16-ти лет. Дальше подается заявление в администрацию района, после её одобрения необходимо провести собрание и зафиксировать это Протоколом. В повестке дня собрания должно значиться образование ТОС и подготовка проекта Устава. За образец можно взять Устав любого другого ТОСа и внести свои данные.

Далее следует утвердить границы ТОСа, для этого необходимо подать заявление в администрацию Перми и назначить дату проведения учредительного собрания, на которое пригласить жителей данной территории. Приглашать надо не позднее, чем за 15 дней до проведения мероприятия. Лично, по телефону, через объявления на подъездах и т. д.

Затем проводим учредительное собрание граждан. Пришедшие обязательно должны отметиться в листе регистрации. Собрание будет правомочным, если придёт не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Итоги собрания оформляются протоколом.

После собрания избранный председатель ТОС подает документы в администрацию для регистрации Устава ТОС. Процедура может занять до 30 дней.

Если всё прошло успешно, то дальше стоит зарегистрировать ТОС ещё и в качестве юридического лица, для ведения хозяйственной и иной деятельности. Чаще всего ТОС регистрируют как некоммерческую организацию, хотя возможно и как коммерческую. Надо подать документы в Минюст России по Пермскому краю: заявление, учредительные документы, протокол собрания, квитанцию об оплате госпошлины.

Когда получите все регистрационные документы, нужно заказать печать ТОС и подать заявление в налоговую службу о постановке на учёт. Предоставить сведения о среднесписочной численности работников и открыть расчетный счёт в банке.

Не сказать, что совсем простая процедура регистрации, но и ничего сверхсложного в ней нет. Вполне реально.


Фото: Иван Козлов

Зачем мне ТОС

ТОС легитимизирует вас как лидера общественного мнения. Депутаты проходят через выборы, что даёт им власть. ТОС даёт вам право представлять и действовать от имени жителей вашей территории (только не забывайте предварительно уточнять это мнение). Это, по сути, гражданское представительство.

Благодаря ТОС вы усиливаете свою переговорную силу с органами власти. Вы уже не просто энтузиаст-одиночка, а представитель общественного самоуправления. За вами стоят люди. С вами начинают считаться, ваше мнение уже нельзя проигнорировать.

Вы получаете мощный канал коммуникации с муниципалитетом. Не просто даёте обратную связь, но и становитесь участником процесса выработки, принятия и реализации муниципальных решений.

Через ТОС вы сможете привлекать ресурсы для развития своей территории, претендовать на бюджетные средства, участвовать в грантовых конкурсах от муниципальных до федеральных. Сможете мобилизовать местный волонтёрский потенциал и привлечь местный бизнес.

У вас появится возможность серьёзно облагородить территорию проживания, быстрее и эффективнее решать вопросы ремонта дорог и тротуаров, вопросы ЖКХ, водоснабжения, обустройства детских площадок и т. д.

Вы получите рычаги воздействия в виде механизмов общественного контроля. Сможете оказывать давление на муниципалитет, особенно во время избирательных кампаний.

Кроме того, ТОСы являются кузницей управленческих кадров, и это хороший трамплин для дальнейшей политической или управленческой карьеры. Приобретёте необходимые навыки и связи.

Разумеется, появятся и соблазны, возможно, и ответное давление на вас. Всё это будет. Рецепт один не забывать о миссии, ради которой начинали заниматься общественной деятельностью.

ТОС это действительно хороший инструмент для гражданского влияния. Только от вас зависит, каким будет содержание его деятельности: реальным или имитационным. В любом сообществе можно найти близких инициативных людей, которые не хотят пассивно ждать улучшений, а готовы сами объединиться и начать что-то делать своими руками.

ТОС это не просто форма участия жителей в местном самоуправлении, но и значимый институт гражданского общества, и способ вовлечения в общественную жизнь широких слоев жителей Перми.

chto-takoe-tos

Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).

zechem-nuzhen-tos

Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии. Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью. ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.

ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА. Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д. Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44. Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии. Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб. Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.

Для чего нужно общественное самоуправление?

Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.

Как финансируется территориальное самоуправление?

Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.

Очевидная польза ТОС

Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.

Для субъекта федерации:

  1. Эффективные рычаги управления территориями.
  2. Инструменты выявления, актуализации и мобилизации собственных внутренних резервов территории, ее бизнеса и общественности для решения задач по содержанию и развитию данной территории.
  3. Возможность экономии бюджетных средств по ряду социально-значимых направлений расходов с перспективой увеличения бюджетных инвестиций в развитие реальных секторов экономики.
  4. Механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти и их руководителей.
  5. Гарантия формирования и активизации конструктивно настроенного электората и, в целом, гражданского общества.
  6. Вклад в формирование позитивного имиджа и узнаваемого бренда субъекта Федерации, рост инвестиционной привлекательности территории.

Для муниципального образования:

  1. Социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением.
  2. Состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры.
  3. Гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально-значимых сферах.
  4. Гарантия выявления и вовлечения в управленческий инструментарий скрытых или не актуализированных социально-экономических ресурсов территории, что, в т.ч. повышает инвестиционную привлекательность территории.
  5. Гарантия экономии расходов бюджета по социально-значимым направлениям за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства.
  6. Возможность полного контроля органа МСУ за эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств.
  7. Самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества.
  8. Механизм выявления и формирования конструктивного электората, оздоровления социального климата, повышения уровня удовлетворенности граждан условиями жизни в муниципалитете.
  9. Возможность для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ. 10. Механизм воспитания грамотного, социально ответственного и активно- го собственника и налогоплательщика.

Для населения самоуправляющейся территории:

  1. Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении.
  2. Каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение соседей.
  3. Каждый житель может воспользоваться механизмами ТОСа для создания своего позитивного политического имиджа, для старта в своей политической или управленческой карьере.
  4. Каждый житель может установить надежные рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц органов власти.
  5. Жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью бюджетных расходов.

Как создать ТОС?

1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)

2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.


Этапы учреждения ТОС

Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:

1.Избрать Председателя и секретаря собрания.

3.Проголосовать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)

4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС

Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).

Инициативная группа подает заявление об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории муниципального образования.
  2. Территория, на которой осуществляется ТОС, как правило, должна составлять единую территорию.

Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:

1. ФИО
2. Адрес места жительства.
3. Паспортные данные подписавшихся.

3. Подписанное инициативной группой жителей заявление, а также согласованный с Администрацией пакет документов по данному вопросу — описание границ территории и схема территории, на которой планируется ТОС; справка о численности населения, проживающего на соответствующей территории и достигшего 16-летнего возраста, — направляются в городскую думу для принятия решения об установлении границ территории ТОС.

Читайте также: