Как сделать родной язык 4 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 30.08.2024

Решение

Может ли слово иметь несколько корней?
Есть в русском языке слова, которые называются сложными, потому что имеют два корня. Такие слова образованы, обычно, благодаря слиянию двух слов.
Например, мор е ход - человек, который ходит в море, звезд о пад - падают звёзды.
В сложных словах между двух корней всегда есть соединительная гласная. Это буквы "о" и "е". Они так же являются орфограммой - безударная гласная.
Есть правила выбора соединительной гласной при образовании сложных слов:
1 . Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
2 . Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать "О", если на мягкий – "Е". Буква "Е" бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.
Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.
Мног о летний – много лет, буква соединительной гласной О.
Пут е водитель – путь и водить, буква соединительной гласной Е.
Древн е русский –древний и Русь, буква соединительной гласной Е.
Вод о плавающие – вода и плавать, буква соединительной гласной О.
Леж е бока - лежать и бок, буква соединительной гласной Е.
Интересно что однокоренными словами для сложного слова будут как слова, содержащие первый корень, так и слова, содержащие второй.
Например, глаз о мер , для этого сложного слова однокоренными будут слова глаз , глазеть , глазной , а так же мера , мерить .
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что слова с несколькими корнями, а именно с двумя, существуют и называются сложными.

Данные виды работ позволяют проверить знания учащихся по родному русскому языку в 4 классе. Повторяются темы: "Что такое фразеологизмы?", "О словарях", работа с текстами, разбор слов по составу, составление предложений со словосочетаниями.

Оценить 19201 0

Составь предложение с сочетаниями слов.

Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя,

с добрым утром, доброго пути.

Составь предложение с сочетаниями слов.

Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя,

с добрым утром, доброго пути.

Составь предложение с сочетаниями слов.

Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя,

с добрым утром, доброго пути.

Составь предложение с сочетаниями слов.

Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя,

с добрым утром, доброго пути.

Составь предложение с сочетаниями слов.

Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя,

с добрым утром, доброго пути.

Соедини фразеологизм с его значением.

Жить в постоянной ссоре, вражде

Называют вялых, неповоротливых людей, которые от всякой беды, от трудного дела руки опускают

Грызутся как собаки

Говорить о чём-либо несуразном, смехотворном до нелепости

Как курица лапой

Когда очень холодно

Написано так плохо и неразборчиво, что невозможно написать

Чем занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ?

О чём можно узнать в словаре ИНОСТРАННЫХ СЛОВ?

Соедини фразеологизм с его значением.

Жить в постоянной ссоре, вражде

Называют вялых, неповоротливых людей, которые от всякой беды, от трудного дела руки опускают

Грызутся как собаки

Говорить о чём-либо несуразном, смехотворном до нелепости

Как курица лапой

Когда очень холодно

Написано так плохо и неразборчиво, что невозможно написать

Чем занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ?

О чём можно узнать в словаре ИНОСТРАННЫХ СЛОВ?

Найди и подчеркни в тексте предложения, в которых говорится о пении соловья.

Выпиши из этих предложений глаголы.

Найди и подчеркни в тексте предложения, в которых говорится о пении соловья.

Выпиши из этих предложений глаголы.

Найди и подчеркни в тексте предложения, в которых говорится о пении соловья.

Выпиши из этих предложений глаголы.

Контрольная работа за 1 четверть

Объясни значения следующих фразеологизмов:

Держать ушки на макушке__________________________________

Точить на уроках балясы____________________________________

Вставьте пропущенные буквы:

Лист..я на д..рев..ях и кустарниках окр..пли, раскрылись и на них может удержаться, не скатываясь, светлая капля р..сы или д..ждя.

Объясни значения слов:

Составь предложения с сочетаниями слов: доброе слово, с добрым утром, доброго пути

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разбери слова по составу: добродушный, добросовестный, добросердечный


Содержимое разработки

Урок по родному языку (русский)

Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

Тип урока: усвоение новых знаний

обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с особенностями данного явления русского языка.

Развивать умение сравнивать, анализировать обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к родному языку, умение работать согласованно, справедливо оценивать работу друг друга, воспитывать взаимоуважение.

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Распознавать и понимать значение устаревших слов: тятя, батька, батюшка, маменька, матушка, наитие, уйма, родословие…

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование:

Презентация по теме урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Проверяю готовность класса к уроку

Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.

Готовятся к занятию

-В новом учебном году мы с вами на уроке русского родного языка будет работать с учебником.

-Обратите внимание на обложку учебника. Что на нем изображено?

-А в честь кого этот памятник?

- Что вы мне можете рассказать о Петре Первом?

-Петр Алексеевич , известный как Петр Великий , был царём России с 1682 года до своей смерти 8 февраля 1725 года . Петр Великий известен тем, что начал модернизацию России и превратил ее в крупную морскую державу. Он принимал участие в нескольких войнах, в основном в Азовских походах против Османской империи и Великой Северной войне против Швеции .

-А как вы думаете, почему именно его автор учебника разместил на обложке?

-Теперь обратим свое внимание на условные обозначения.

Был царем в России, модернизировал Россию.

Определение темы и цели урока.

-У меня на доске записана пословица, прочитайте ее.

-Как вы понимаете ее смысл?

-А что такое пословица?

Посло?вица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. (Записать)

-Как вы думаете о чем на уроке мы будем с вами говорить?

- -Правильно сегодня мы поговорим о пословицах, поговорках и фразеологизмах, связанных с семьей, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

Ответы на вопрос учителя.

Работа с новым материалом

-Откройте учебник на стр. 4. Как называется раздел?

-Что в этом раздели будем изучать?

-Хорошо, смотрим упр.1.Читаем задание. Что нужно сделать?

-О чем говорится в стихотворении?

-Какие необычные принадлежности вы нашли?

-Молодцы! Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом, синонимом. Фразеологизмы — это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. (Записать)

-Приведу вам примеры, а вы его значение.

- Грызть гранит науки.

-В теперь найдем фразеологизмы в стихотворении.

-А школьные вычистить перья!

-Точить на уроках балясы!

-Строить гримасы.

-Валять дурака!

-Ушки держать на макушке!

-Следующее упр.6 на стр. 9-10.

-Читаем задание. Что нужно сделать?

-О чем же говориться в первом отрывке?

-Выполняем первое задание, нужно выписать все слова называющие школьные отметки.

-Русский язык: прошлое и настоящее.

- Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

-Прочитать текст. Найти необычные школьные принадлежности. Рассказать, что о них мы знаем.А так же выписать фразеологизы.

- Человек энциклопедических знаний

- Очень старательно и упорно учиться.

- Давать разумные советы

-Пустословить, бесцельно проводить время.

-Корчить смешные лица.

-Вести себя осмотрительно.

-Прочитать отрывок и выполнить два задания.

Проводит подготовленный ученик.

Самостоятельная работа


В ариант 1


Иднивид.карточки на 2 варианта.

Проверка работы

-Работы проверяет ученик.

Коллективная проверка при помощи документ-камеры.

Итог урока –

обобщение знаний, рефлексия урока

-Учитель задает вопросы:

Что нового узнали?

Что больше всего понравилось в уроке?

Отвечают на вопросы.

1.написать в тетрадь 5 пословиц о семье

2. сочинение по пословице

Запись в дневник.


-75%

Методическая разработка тематического познавательного классного часа для 4 класса

Автор: Рудакова Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 62, город Нижний Новгород

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Возраст детей: 4 класс

Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.

Содержание:

I. Мотивация. Поиск проблемы.

Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

Автор - Л. Измайлов

Режиссёр - В. Кремнев

В ролях - Костя Лазарев, С. Мишулин

Хронометраж - 2 мин. 39 с.

Над чем вы сейчас смеялись?

Ну и что, может так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?

(Так говорить нельзя. Это некрасиво, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные, невоспитанные люди. С таким собеседником неприятно разговаривать).

Что бы вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?

(Мальчику нужно учиться правильно и красиво говорить.)

А вам нужно этому учиться, или вы и так уже научились правильной, красивой речи?

Наш классный час мы посвящаем русскому языку.

Тема: Русский язык – мой родной язык.

Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.

Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.

III. Справка о русском языке

- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому.


- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков.


- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками.


- И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.

- С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин.



Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.

IV. Игры с русским языком

В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.

Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.

Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.

Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.

И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.

Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.

Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.

Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.

Казнить пленника нельзя помиловать!

Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!

Строить здесь нельзя сносить!

Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!

Говорить на уроке нельзя молчать!

Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!

Догадайся, какой фразеологизм изображён на рисунке и с его помощью закончи предложение.

Я сегодня так устал, что всю ночь спал….


Свои вещи нужно содержать в порядке,….


Вася, почему ты не садишься делать уроки, что ты ….

Лёва …. и начал кричать и топать ногами.


Почему ты не говоришь правду, а всё время ….



Я сделал всё правильно и аккуратно так, что ….


Вспомните поговорки и дополните их словами-антонимами.

….едешь, ….будешь. / Ответ: Тише едешь, дальше будешь.

В одно ухо …., в другое - …. / Ответ: В одно ухо вошло, в другое – вышло.

….дождь растит, ….. гноит. / Ответ: Весенний дождь растит, осенний – гноит.

Волос …. да ум….. /Ответ: Волос длинный, да ум короткий.

Ученье - …. а не ученье - …./ Ответ: Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Готовь сани …., а телегу - …./ Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Читайте также: