Как сделать реферирование статьи

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Уметь анализировать английский текст - это уже огромный прорыв в изучении языка. И неважно, лингвист вы или обычный студент. Если вы видите главную идею, особые "приметы" рассказа или статьи, значит, вы сможете его лучше понять и осмыслить. А это важно не только в плане языковых знаний, но и в плане общего развития. Итак, представим, что вам нужно сделать пересказ текста на английском. Какие общие фразы и структуры для этого использовать?

Говоря научным языком, реферирование статьи на английском довольно сложное дело с первого взгляда. Но на самом деле это не так. Если вы дочитаете до конца, то это занятие покажется сущим пустяком, а может даже очень увлекательным занятием. Ведь любой автор пишет не просто так, а с каким-то смыслом, проводит какую-то мысль и идею. Увидеть это вас никто не научит. Все зависит от вашего личного умения. А вот грамотно преподнести всю структуру — это, пожалуйста.

Как составлять анализ текста на английском языке?

Для начала давайте разберемся, в чем суть реферирования статьи на английском. Это не просто краткое содержание, пересказ, а анализ. Вам необходимо выделить главную идею, описать главных героев или события, факты. Для всего этого есть вводные структуры, которые необходимо знать. Итак, с чего начать и чем закончить? Мы приведем вам в пример несколько фраз. А вы выбирайте наиболее понравившиеся.

1. Название статьи, автор, стиль.

The article I’m going to give a review of is taken from… — Статья, которую я сейчас хочу проанализировать из…

The headline of the article is — Заголовок статьи…

The author of the article is… — Автор статьи…

It is written by — Она написана …

The article under discussion is … — Статья, которую мне сейчас хочется обсудить, ….

The headline foreshadows… — Заголовок приоткрывает

2. Тема. Логические части.

The topic of the article is… — Тема статьи

The key issue of the article is… — Ключевым вопросом в статье является

The article under discussion is devoted to the problem… — Статью, которую мы обсуждаем, посвящена проблеме…

The author in the article touches upon the problem of… — В статье автор затрагивает проблему….

I’d like to make some remarks concerning… — Я бы хотел сделать несколько замечаний по поводу…

I’d like to mention briefly that… — Хотелось бы кратко отметить…

I’d like to comment on the problem of… — Я бы хотел прокомментировать проблему…

The article under discussion may be divided into several logically connected parts which are… — Статья может быть разделена на несколько логически взаимосвязанных частей, таких как…

3. Краткое содержание.

The author starts by telling the reader that — Автор начинает, рассказывая читателю, что

At the beginning of the story the author — В начале истории автор

describes — описывает

depicts — изображает

touches upon — затрагивает

explains — объясняет

introduces — знакомит

mentions — упоминает

recalls -вспоминает

makes a few critical remarks on — делает несколько критических замечаний о

The story begins (opens) with a (the)

description of — описанием

statement — заявлением

introduction of — представлением

the mention of — упоминанием

the analysis of a summary of — кратким анализом

the characterization of — характеристикой

(author’s) opinion of — мнением автора

author’s recollections of — воспоминанием автора

the enumeration of — перечнем

The scene is laid in … — Действие происходит в …

The opening scene shows (reveals) … — Первая сцена показывает (раскрывает) …

We first see (meet) … (the name of a character) as … — Впервые мы встречаемся с (имя главного героя или героев)

In conclusion the author

dwells on — останавливается на

points out — указывает на то

generalizes — обобщает

reveals — показывает

exposes — показывает

accuses/blames -обвиняет

mocks at — издевается над

gives a summary of -дает обзор

4. Отношение автора к отдельным моментам.

The author gives full coverage to… — Автор дает полностью охватывает…

The author outlines… — Автор описывает

The article contains the following facts…./ describes in details… — Статья содержит следующие факты …. / подробно описывает

The author starts with the statement of the problem and then logically passes over to its possible solutions. — Автор начинает с постановки задачи, а затем логически переходит к ее возможным решениям.

The author asserts that… — Автор утверждает, что …

The author resorts to … to underline… — Автор прибегает к …, чтобы подчеркнуть …

Let me give an example… — Позвольте мне привести пример …

5. Вывод автора.

In conclusion the author says / makes it clear that…/ gives a warning that… — В заключение автор говорит / проясняет, что … / дает предупреждение, что …

At the end of the story the author sums it all up by saying … — В конце рассказа автор подводит итог всего этого, говоря …

The author concludes by saying that../ draws a conclusion that / comes to the conclusion that — В заключение автор говорит, что .. / делает вывод, что / приходит к выводу, что

6. Выразительные средства, используемые в статье.

To emphasize … the author uses… — Чтобы акцентировать внимание … автор использует

To underline … the author uses… Чтобы подчеркнуть … автор использует

To stress… — Усиливая

Balancing… — Балансируя

7. Ваш вывод.

Taking into consideration the fact that — Принимая во внимание тот факт, что

The message of the article is that /The main idea of the article is — Основная идея статьи (послание автора)

In addition… / Furthermore… — Кроме того

On the one hand…, but on the other hand… — С одной стороны …, но с другой стороны …

Back to our main topic… — Вернемся к нашей основной теме

To come back to what I was saying… — Чтобы вернуться к тому, что я говорил

In conclusion I’d like to… — В заключение я хотел бы …

From my point of view… — С моей точки зрения …

As far as I am able to judge… — Насколько я могу судить .

My own attitude to this article is… — Мое личное отношение к

I fully agree with / I don’t agree with — Я полностью согласен с/ Я не согласен с

It is hard to predict the course of events in future, but there is some evidence of the improvement of this situation. — Трудно предсказать ход событий в будущем, но есть некоторые свидетельства улучшения.

I have found the article dull / important / interesting /of great value — Я нахожу статью скучной / важной/ интересной/ имеющую большое значение (ценность)

Таким образом, чтобы хорошо проанализировать статью, необходимо ее несколько раз прочитать. Первый — ознакомительный, определяете стиль, тему. Второй — обращаете внимание на детали, на поведение героев, пытаетесь кратко передать основное содержание. Затем опять просматриваете и ищите то, что же автор хотел донести до читателя, что он для этого использовал. Ну а затем, продумываете свое отношение к прочитанному.

Реферирование — процесс аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: основных положений, фактических данных, результатов, выводов.

Содержание

Общая характеристика процесса. Виды рефератов

Реферирование — процесс аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений: основных положений, фактических данных, результатов, выводов. Как и аннотирование, реферирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания и представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными интеллектуальными и временными затратами. Умение реферировать предполагает специальную профессиональную подготовку, причем зачастую не только информационно-библиографическую, но и в той области, к которой относятся реферируемые документы.

Реферирование является распространенным технологическим процессом, широко используемым в издательской, информационной и библиографической деятельности. Особое место реферирование занимает в работе всероссийских, отраслевых и региональных органов информации, занимавшихся подготовкой и выпуском реферативных журналов, реферативные сборников, экспресс-информации. В библиотеках документы реферирую! при составлении реферативных указателей литературы, подготовке реферативных обзоров, тематических подборок и дайджестов.

Реферат - это вторичный документ, результат аналитико-синтетической переработки информации, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы.

Реферат выступает в качестве объекта стандартизации в ГОСТе 7.9-95 и ОСТе 29.130-97, где он определяется следующим образом:

ГОСТ 7 .9 -9 5 Реферат и аннотация. Общие требования ОСТ 2 9 .1 3 0 -9 7 Издания. Термины и определения
Реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата Реферат — произведение, содержащее краткое изложение содержания какого-либо произведения или издания (его части) с основными фактическими сведениями и выводами

Основными функциями реферата как вторичного документа являются:

  1. информационная — реферат представляет информацию о документе и устраняет необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя второстепенный интерес;
  2. поисковая — реферат используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документом и информации.

Классификация рефератов может осуществляться по многим признакам:

  • их принадлежность к определенной области знания (например, рефераты по общественным, гуманитарным, естественным, точным, техническим и прикладным наукам; отраслям экономики);
  • способ характеристики первичного документа (например, общие рефераты или рефераты-конспекты, последовательно излагающие в общем виде содержание всего первичного документа; специализированные или проблемно-ориентированные рефераты, акцентирующие внимание читателя на отдельных темах или проблемах первичного документа);
  • количество источников реферирования (например, монографические, то есть составленные на один первичный документ; рефераты-фрагменты, составленные на отдельную часть первичного документа, его главу, раздел, параграф; обзорные или сводные, групповые рефераты);
  • форму изложения (например, текстовые, табличные, иллюстративные или смешанные рефераты);
  • объем или глубину свертывания (например, краткие, объем которых ограничен ГОСТом 7.9-95 и не должен превышать 850 печатных знаков, и расширенные рефераты, объем которых не лимитируется ГОСТом и может составлять 10-15% от объема первичного документа, в зависимости от его ценности, новизны, и доступности);
  • составитель реферата (например, авторские — авторефераты или неавторские, составленные работником реферативной или иной информационно-библиографической службы);
  • степень формализации реферирования (например, интеллектуальные рефераты, составленные человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации или формализованные рефераты, составленные на основе формализованных методик — анкетные, аспектные рефераты, рефераты-экстракты);
  • способ подготовки (интеллектуальный или ручной и автоматизированный).

Объектами реферирования являются научные статьи (теоретические, экспериментальные, методические, описательные и т. д.), главы из книг (монографий, сборников трудов и т. д.), патентные документы, депонированные рукописи. Не подлежат реферированию стандарты, технические условия, инструкции, прейскуранты, каталоги оборудования, справочные издания (энциклопедии, словари, справочники), информационные и библиографические издания, тезаурусы, классификационные схемы и др.

Текст реферата должен отличаться ясностью и конкретностью, четкостью, лаконизмом, то есть отсутствием второстепенной информации: доказательств, рассуждений, описаний, примеров. В нем не должны использоваться громоздкие предложения и сложные грамматические обороты, затрудняющие понимание содержания. В реферат не включают сведения, отраженные и библиографическом описании документа. Не допускаются (кроме исключительных случаев наличия очевидных неточностей) критические замечания референта или его произвольная интерпретация текста.

Основные этапы реферирования

Процесс составления реферата предполагает последовательное осуществление шести этапов:

  1. Ознакомительное чтение, предварительный анализ. Изучение реферируемого документа начинается со знакомства с заглавием, справочным аппаратом издания (введением или предисловием, оглавлением), рубриками внутри текста, выводами и резюме. Цель предварительного анализа — получить представление о первичном документе в целом, его проблематике и структуре.

2. Внимательное чтение, углубленный анализ. Цель — анализ первичного документа и исключение несущественных сведений или сведении, не относящихся к основному содержанию документа. В результате углубленного анализа референт должен получить четкое представление об объекте работы, его свойствах, преимуществах и недостатках, о цели работы, применявшихся методах, об основных результатах и выводах автора, о степени реализации и области применения сведений из первоисточника. Необходимо отметить противоречивые и недоказанные положения, высказанные автором первичного документа.

В ходе анализа текста первичного документа осуществляется оценка значимости составляющих его элементов с точки зрения целесообразности отражения их в реферате. Выделяются:

  • элементы, которые обязательно должны быть отражены в реферате;
  • новые идеи и гипотезы, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новые явления, процессы и т. д. Эта группа элементом подлежит максимальному отражению в реферате; здесь допустимы лишь текстовые сокращения без потери информации, на пример, замена громоздких рассуждений более лаконичными фразами;
  • сведения, не являющиеся принципиально новыми: традиционные методы, формульный, цифровой материал и т. п. Эти данные oтражаются в реферате избирательно, в зависимости от их значимости и целей реферирования, и могут быть представлены в реферате в обобщенном или аннотированном виде;
  • аргументы, пояснения, примеры и другая информация разъяснительно-иллюстративного характера. Эта группа элементов, кик правило, либо не включается в реферат, либо представляется и аннотированном виде.

3. Определение вида реферата — расширенный или краткий, общий или специализированный. Выбор вида реферата зависит от вида реферируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания.

4. Определение структуры реферата в зависимости от его вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств.

5. Синтез информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата. В ходе синтеза обеспечивается последовательное краткое изложение основного смыслового содержания первичного документа, достигается связность и логичность представления информации. С этой целью проводится процедура редактирования текста реферата.

6. Оформление реферата в соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95.

Формализованная методика реферирования

Назначение формализованной методики составления рефератов заключается в снижении субъективности действий человека, извлекающего наиболее важные сведения из первичного документа и представляющего их в сжатом виде, в повышении качества подготавливаемых вторичных документов, а также в снижении временных и интеллектуальных затрат на их подготовку.

Одним из видов формализованной методики является экстрагирование извлечение из первичного документа наиболее ценных в смысловом отношении фрагментов текста. Для этого:

  • определяется набор сведений (аспектов содержания), которые следует обязательно включить в состав реферата;
  • с использованием маркеров и индикаторов из текста первичного документа выделяются имеющиеся в нем основные аспекты содержания;
  • по заранее установленным правилам на основе выбранных из текста первичного документа аспектов содержания составляется, а затем редактируется реферат.

Аспекты содержания, выделяемые в ходе анализа первичного документа, но относительно самостоятельные части текста, обладающие смысловым единством. Их выявлению способствует использование маркеров — характеристических слов или словосочетании, однозначно определяющих тот или иной аспект содержания. Каждый аспект обладает своим специфическим набором маркеров, причем в текстах различных областей знания маркеры одних и тех же аспектов не имеют существенных отличий. Задать полный список маркеров для каждого аспекта содержания невозможно в силу богатства естественного языка, его вариативности. Примерный перечень маркеров, отражающих основные наиболее часто встречающиеся в текстах научных документов аспекты содержания, приведен в Приложении.

Индикаторы представляют собой устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателя на отдельных фрагментах текста. В отличие от маркеров, индикаторы не привязаны жестко к конкретному аспекту содержания, а являются своего рода указателями развития авторской мысли в тексте.

Можно выделить следующие виды индикаторов:

Для поаспектного анализа текста и экстрагирования его значимых фрагментов используют планы-макеты рефератов.

План-макет поаспектного анализа документа при реферировании

  1. Целевая установка
  2. Предлагаемый вариант решения (или объект, предмет рассмотрения)
  3. Особенности предлагаемого варианта решения
  4. Назначение или область применения предмета рассмотрения
  5. Место проведения исследования
  6. Методы исследования
  7. Экспериментальная проверка
  8. Оборудование или технические средства реализации
  9. Результаты
  10. Выводы
  11. Преимущества предлагаемого варианта решения
  12. Рекомендации.

В реферируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты из приведенного перечня. В этом случае они опускаются, однако последов, тельность изложения сохраняется.

Приведенный план-макет является универсальным, то есть пригодным для реферирования документов любой отраслевой принадлежности и посвященных описанию исследований. Область его применения ограничена только сферой деятельности авторов публикаций — научно-исследовательскими разработками.

Возможно и целесообразно составление планов-макетов на документы с описанием производственно-практического опыта. Кроме того, практикуется разработка планов-макетов рефератов, учитывающих отраслевую принадлежность документов и одновременно сферу деятельности, в рамках которой он был создан. Ниже приведены примеры подобных специализированных планов-макетов.

План-макет поаспектного анализа документа с описанием оборудования (приборов, элементов оборудования)

  1. Назначение
  2. Особенности конструкции
  3. Технические характеристики и эксплуатационные возможности
  4. Существо описания (теория, оборудования; проектирование; производство; модернизация; внедрение; эксплуатация и ремонт).

План-макет поаспектного анализа документа с описанием лекарственного препарата

  1. Наименование препарата
  2. Структура, состав, свойства
  3. Назначение
  4. Способ производства или приготовления
  5. Показания и противопоказания
  6. Дозировка
  7. Опыт и результаты применения
  8. Существо описания ( исследование, разработка, производство; использование и т. д.).

В зависимости от отраслевой принадлежности первичных документов, объектов описания и существа публикаций существуют сведения, включение которых в реферат считается обязательным. К ним относятся:

  • название страны и организации, в которых выполнена работа;
  • марки и наименования оборудования, материалов, сырья;
  • названия теории, методик;
  • данные о достоверности (время наблюдения; количество испытанных образцов; масштабы внедрения и т. д.);
  • сведения об экономической эффективности, затратах, препятствиях и трудностях.

При объединении в единое целое выявленной в ходе анализа первичного документа информации рекомендуется использовать основные способы реферативного изложения текста, а именно:

  • цитирование, то есть дословное воспроизведение фрагментов первичного документа;
  • перефразирование, которое предполагает частичное изменение (сокращение, объединение, замену, группировку и т. п. процедуры) отдельных фрагментов текста первичного документа;
  • замещение — замену фрагмента текста (предложения в целом, его части, словосочетания или слова).

На этапе редактирования рефератов операции замещения, опущения и совмещения могут использоваться одновременно. Примеры редактирования предложений, извлеченных из текста первичного документа, приведены и Приложении.

Приложение

Перечень маркеров наиболее распространенных аспектов содержания научных документов

Использование операций опущения, замещения и совмещения при редактировании предложений, подлежащих включению в реферат

Предложения, включенные в реферат-экстракт
Неправильно Правильно
Замещение
Проанализируем опыт работы с базами данных ВИНИТИ Анализируется опыт работы с базами данных ВИНИТИ
Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом при СМУ Методика рассчитана на отработку навыков управления самолетом при сложных метеорологических условиях
Опущение
В данной работе предлагается количественный метод оценки информативности научных документов Предлагается количественный метод оценки информативности научных документов
Таким образом, эксперимент, описанный в данной статье, показал, что больше половины информации, содержащейся в
научных книгах, нельзя выявить из-за ограниченных поисковых возможностей каталогов
Эксперимент показал, что больше половины информации, содержащейся в научных книгах, нельзя выявить из-за
ограниченных поисковых возможностей каталогов
Замещение + опущение
Нами будут рассмотрены роль и место персональных ЭВМ в информационно-библиотечной технологии Рассматривается роль и место
персональных ЭВМ в информационно-библиотечной технологии
Совмещение
Предпринята попытка оценить творческую активность сотрудников НИИ. При этом в качестве показателя творческой
активности сотрудников НИИ использовалось отношение числа оригинальных публикаций к суммарному числу оригинальных и повторных публикаций
Предпринята попытка оценить творческую активность сотрудников НИИ, использовав в качестве ее показателя отношение числа оригинальных публикаций к суммарному числу оригинальных и повторных публикаций
Замещение + опущение + совмещение
В данной статье авторы описывают способ раскроя круглого леса на доски резанием. Предлагаемый способ раскроя резанием отличается тем, что подлежащее раскрою бревно подают на неподвижный нож со скоростью, превышающей скорость расщепления древесины Описывается способ раскроя круглого леса на доски резанием, при котором подлежащее раскрою бревно подают на неподвижный нож со скоростью, превышающей скорость расщепления древесины


26.09.2020, 4851 просмотр.

Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, напр., нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем и др. Реферату присуще постоянство структуры:

  • 1) заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы);
  • 2) собственно реферативная часть, включающая изложение основных положений текста-первоисточника;
  • 3) анализ, изложение результатов и выводов;
  • 4) заключительная часть (возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике, или к позиции автора по этим вопросам).

В зависимости от того, для каких целей пишется реферат, выделяются:

Индикативный реферат (реферат-резюме), который максимально кратко излагает выводы, результаты проведенной работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается.

Информативный реферат (реферат-конспект), который, в свою очередь, может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам).

Индикативный реферат сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, реферат-резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.

Информативный реферат предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту.

При составлении обзорного реферата используются приемы сопоставления, сравнения и обобщения. Предполагается не последовательное изложение содержания работ, а выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций на близкую тему. Это определяет использование сложных предложений со значением сравнения, условия, причины, следствия и т.п.

Реферирование используется для переработки в основном научной и технической литературы, содержащей новую для учащегося информацию.

Объем реферата может зависеть от того, как он будет в дальнейшем использоваться: для цитирования в своей работе, при выработке новой концепции исследования или для пополнения банка данных этой отрасли знаний.

Поскольку реферат относится к одному из книжно-письменных жанров, постольку в нем используются а) глаголы и отглагольные существительные, модальные слова, б) конструкции, типичные для научного стиля речи.

а) Существительные, используемые при замене некоторых глаголов и предикативных слов:

есть, иметься, существовать — существование, наличие (чего); нет, не имеется, не существует — отсутствие (чего); нужно / следует / должен / требуется — необходимость (чего); нельзя / не следует — невозможность, недопустимость (чего); позволяет что — возможность (чего); нуждаться (в чем) — потребность (в чем).

б) Пассивные и безличные конструкции: доказано, что; следует доказать, что;

причастные и деепричастные обороты;

компрессированные структуры, соответствующие придаточным предложениям, напр.: из-за ухудшения положения населения = так как ухудшалось положение населения и т.п.

В реферате, как и в других жанрах научной прозы, связь между предложениями и фрагментами осуществляется средствами связи, получившими название скрепы и указывающими:

  • — на порядок изложения информации: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д., прежде всего, сначала, затем, после этого, наконец и другие подобные слова и выражения;
  • — на выделение главной темы или актуальных для изложения других частей текста (главная, любопытная деталь, знаменательный факт), для этого используются слова: должен отметить, следует подчеркнуть, важно, необходимо отметить и др.;
  • — на присоединение дополнительного материала — аргументации с помощью слов: например, пример тому, так, кроме того, мало того, допустим;
  • — на оценку информации с точки зрения ее достоверности, вводимую словами: как известно, действительно, на самом деле, разумеется, безусловно, вероятно;
  • — на пояснения: иными словами, иначе, то есть;
  • — на источник информации: по данньич X, по словам X, из трудов X и др. [2]

При составлении реферата полезно использовать модель реферата научной статьи [2] .

Модель реферата научной статьи

I. Вводная часть реферата

называется носит название озаглавлена под заголовком опубликована в под названием

II. Тема статьи, ее общая характери- стика

Тема статьи —. Статья на тему.

Статья представляет собой

III. Проблема статьи

речь идет (о чем?) говорится (о чем?) рассматривается (что?)

(чему?) (чего?) анализ (чего?) изложение (чего?)

сводится (к чему?) заключается (в чем?) состоит (в чем?)

IV. Композиция статьи

делится на. части (-ей) состоит из. частей начинается (с чего?) заканчивается (чем?)

V. Описание основного содержания

формулируется (что?) дается определение (чего?)

В начале статьи

Далее дается общая характеристика

останавливается (на чем?)

В основной части В статье также з;

касается (чего?) излагается (что?) приводится аргументация (чего? В пользу чего? Против чего?)

научное описание (чего?)

В статье также затронуты такие вопросы, как.

VI. Иллюстрация автором своих положений

Автор приводит ссылается на

подтверждающие, иллюстрирующие его положения

VII. Заключение, выводы автора

приходит к. подводит нас к.

выводу, что. заключению.

В конце статьи подводятся итоги (чего?)

В заключение автор

говорит, что. утверждает, что.

В заключение говорится, что. (о чем?)

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)

VIII. Выводы и оценки референта

можно необходимо хотелось бы

Таким образом, в статье

нашло отражение. убедительно доказано. получили исчерпывающее освещение.

Оценивая работу в целом, можно утверждать. Безусловной заслугой автора является.

Может быть предложена следующая последовательность этапов обучения реферированию:

  • 1) подготовительные упражнения на уровне предложения и микротекста (действия по компрессии и трансформации);
  • 2) переход на уровень текста, выделение основной информации с помощью вопросов и других заданий, создание учебного текста-реферата по образцам с использованием связочных средств;
  • 3) работа с научными текстами, отражающими общие темы учебнопрофессиональной сферы общения.

ОБРАЗЕЦ ИНФОРМАТИВНОГО РЕФЕРАТА

Зезина М. Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 50—60-е годы / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. М.: Диалог МГУ, 1999. 398 с.

В книге рассматривается динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в различных политических условиях сталинского правления, борьбы за власть Хрущева и первых лет брежневского руководства.

Основное внимание в книге уделяется небольшой по численности и пестрой по составу группе интеллигенции, профессионально занимающейся творческой деятельностью в области литературы и искусства. Это узкий слой, сосредоточенный главным образом в Москве и Ленинграде, тесно спаянный творческими, личными и семейными связями.

Художественная интеллигенция рассматривается с одной стороны как респондентская группа, отражавшая общественные настроения и мнения, с другой — как группа влияния, идеи и взгляды которой воспринимались широкой общественной средой. Особое внимание уделяется деятельности творческих союзов; властные структуры изучаются на уровне центральных партийных и государственных органов.

В работе исследуются социальные аспекты положения деятелей литературы и искусства, система и размеры оплаты труда, уровень жизни, наличие привилегий. Иерархическая система распределения, отмечает автор, играла роль важного рычага воздействия на интеллигенцию.

Анализ литературно-художественных дискуссий 50—60-х годов дает возможность выявить мировоззренческие установки интеллигенции, позиции и характер разногласий между группировками, типы социального поведения.

О. В. Большакова

ОБРАЗЕЦ ИНДИКАТИВНОГО РЕФЕРАТА

В книге рассматривается динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в 50—60-е годы.

Отмечается кризис советской художественной культуры начала 50-х годов, перечисляются причины, создавшие новые условия для сотрудничества художественной интеллигенции и власти.

Подчеркивается особая роль московской и ленинградской творческой интеллигенции.

В книге исследуются аспекты положения творческой интеллигенции, особо отмечается иерархическая система распределения.

Далее в книге анализируются литературно-художественнные дискуссии 50—60-х годов, что выявляет мировоззренческие установки интеллигенции.

В заключение показаны пути художественной интеллигенции к диссидентству и к жизни по двойной морали.


Реферат научной статьи представляет собой краткое изложение документа с указанием основных целей, поставленных перед исследователем, выбранной методологии и достигнутых результатов, а также проведением анализа научной деятельности автора статьи. Как написать реферат? Какие требования предъявляются к работе? Как правильно дать оценку материалу? Читайте далее.

Оценка научной статьи: пример

Главной задачей анализа научных статей в реферате является оценка публикации, указывающая значимость, новизну, актуальность и достоверность проведенного исследования. Умение правильно анализировать представленный материал позволяет:

  • развить мышление;
  • разработать или усовершенствовать личный стиль реферирования;
  • выработать дискуссионность.

Для каких целей проводится анализ научных статей? Анализирование материала позволяет решить следующие задачи:

  • дать оценку профессионализму автора в таких областях, как соблюдение требований, предъявляемых к научным работам, соблюдение стилистики публикации, достоверность представленных материалов и так далее;
  • проверить публикацию на наличие/отсутствие плагиата;
  • оценить аргументированность полученных результатов и возможность их применения на практике.

Отзыв на научные статьи пишется по определенному образу. Перед составлением оценки рекомендуется:

  1. Распечатать материал, что позволит в ходе прочтения делать какие-либо пометки на полях документа.
  2. Проверить соответствие нумерации полученного документа начальному источнику публикации в журнале или ином печатном издании, что позволит избежать ошибок при ссылке на текст автора.
  3. Внимательно прочитать публикацию несколько раз. Первое прочтение является ознакомительным и позволяет создать собственное мнение о публикации. В ходе второго прочтения рекомендуется определить и изучить все научные термины. При третьем прочтении проверяется достоверность представленных статических данных, тезисов и так далее.
  4. Анализировать текст можно только после полного усвоения материала.


План анализа

Чтобы корректно составить анализ публикации по научной теме рекомендуется использовать следующий план:

  1. Данные о месте размещения публикации и авторе работе. В этом подразделе указываются:
    • ФИО автора, ученая степень или звание (при наличии), место работы и занимаемая должность;
    • название печатного издания, авторитетность, Science Index (индекс цитирования);
    • соответствие материала названию публикации;
    • соответствие работы выбранному научному стилю;
    • наличие/отсутствие гранта.
  2. Актуальность материала. Важно отметить, как давно была напечатана статья и насколько материал востребован в науке или обществе.
  3. Новизна работы и наличие особого вклада автора в современную науку.
  4. Стилистический анализ публикации, в ходе которого устанавливаются:
    • соответствие текста требованиям, выдвигаемым к научным работам;
    • уместность использования специализированных терминов и фраз-клише;
    • количество, точность и необходимость приведения цитат;
    • наличие/отсутствие аргументированной доказательной базы;
    • целостность публикации.
  5. Обзор использованных литературных источников: количество и качество начального материала, а также соответствие литературы тематике работы.
  6. Факторный анализ научного труда, оценивающий точность и объективность:
    • начальной информации;
    • статистических данных и иных сведений, подтвержденных официальными документам;
    • проведенных экспериментов;
    • сделанных выводов;
    • заключения;
    • точек зрения иных экспертов, приведенных в статье.
  7. Теоретическая и практическая ценность исследования, позволяющая ответить на следующие вопросы:
    • Какие новшества публикация дает науке?
    • Нужен ли результат теории далее?
    • Была ли перед публикацией работы проведена апробация?
    • Где и как можно применить полученные знания?
    • Могут ли итоги исследования изменить существующую практику?
  8. Обоснованность сделанных выводов и соответствие результатов фактам, представленным в тексте.

После написания отзыв необходимо проверить на наличие грамматических и орфографических ошибок, правильность стилистического оформления и при необходимости отредактировать.


Пример анализа научной работы


Реферирование научных статей

Анализ публикации может являться как отдельной работой, так и составляющей частью реферата. Реферирование научной статьи – это краткое изложение труда ученого с раскрытием основных аспектов, к которым относятся цели работы и полученные результаты.

В настоящий момент времени выделяют:

  • индикативный реферат, выполняемый в форме резюме и отражающий исключительно основные данный научного труда;
  • информативный реферат, выполняемый в форме конспекта или изложения и отражающий более полную информацию о первоисточнике.

Структура реферата научной статьи

Что должно указываться в реферате? Согласно установленному образцу, доклад состоит из следующих разделов:


Чтобы оформить реферат – рецензию по образцу рекомендуется соблюдать следующий порядок работы:

  • изучение материала с определением всех терминов, хода ведения исследовательской деятельности, новизны и значимости труда;
  • обзор дополнительной литературы (при необходимости);
  • выделение основной проблемы и выдвигаемой гипотезы;
  • анализ статьи с выявление особо значимых тезисов;
  • определение структуры реферата;
  • написание текста;
  • проверка грамотности.

Требования к содержанию

Реферат должен составлять не более 15% объема литературного источника. Основные требования к оформлению работы представлены в ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ Р 7.0.11-2011. Дополнительные требования могут регламентироваться внутренними правилами высшего учебного заведения и методическими рекомендациями.

Правильно написанный реферат:

  • максимально полно соответствует тексту реферируемой работы;
  • не искажает начальные данные, полученные итоги и иную информацию, отраженную в работе;
  • лаконичен и структурирован;
  • соответствует требованиям по объему и оформлению.

Написание рефератов с проведением полного анализа научного труда позволяет научиться студентам, магистрантам, аспирантам знакомиться с научным стилем написания работ, анализировать собранную информацию, выделять главные мысли работы и излагать материалы в сжатом виде.

Готовые рефераты способствуют быстрому поиску необходимой для научной деятельности работы и быстрого ознакомления с основной статьей без детального прочтения объемного материала.

Реферат научной статьи

Реферат научной статьи – это краткое изложение содержания научной статьи с раскрытием ее научных результатов и выводов. Реферирование статьи как научного труда необходимо для того, чтобы обеспечить возможность быстрого ознакомления комиссии или совета с результатами объемного научного исследования.

Реферирование научной статьи

Реферирование научной статьи, в отличие от аннотации, содержит справочную информацию о дате публикации работы, источнике опубликования и т.д. Иногда при поиске научных данных возникает необходимость обработки большого объема информации без ознакомления с полным текстом научной работы. Рефераты подобного рода облегчают ученым поиск нужной информации. Цель такого реферата – предоставить читателю полные данные о научных результатах, содержащихся в статье.

Рефераты могут быть информативными и индикативными. Первый вид реферата является наиболее распространенным. В нем содержатся полные данные о предмете исследования, методах и результатах научного изыскания.

Второй вид реферата также называют рефератом-резюме. В нем содержится более краткая информация, которая тесно связана только с темой исследования, в таком реферате методы исследования почти не освещаются. Также реферирование может быть обзорным, аналитическим.

Анализ научной статьи

Анализ статей научных в реферате излагается без исторических экскурсов, пространных изложений мнений ученых по исследуемому вопросу. Материал подается в кратком виде, излагаются лишь факты, имеющие первостепенное значение для раскрытия темы. Для сжатия информации первичного документа используются графики, диаграммы, специальные термины. По общему правилу объем реферата составляет до 15 % от первоисточника.

Реферирование должно выполнить две задачи:

  • выделение главного в работе;
  • краткое описание главного в работе.

Пример последовательности действий для облегчения написания качественного анализа-реферата:

  1. Тезисно ознакомьтесь со статьей, обращая особое внимание на заголовки, наглядный материал;
  2. Определите основную тему текста;
  3. Далее детально проанализируйте текст, выделите основные мысли автора;
  4. Помечайте абзацы, несущие основную смысловую нагрузку;
  5. Определите информацию, которую можно не включать в реферат;
  6. Сформулируйте смысл каждого помеченного абзаца одним предложением;
  7. Сформулируйте главный вывод всего реферата;
  8. Подробный план текста реферата готов, работу можно реферировать.

Обзор научной статьи

Реферативный обзор – это краткое изложение статьи и оценка ее выводов. Цель обзора – кратко довести до читателя суть статьи и побудить его к более детальному ее изучению. В обзоре приводятся данные, полученные автором в ходе исследования, а также дается оценка указанных данных. В обзоре не приводятся дополнительные данные.

Примерная структура обзора:

  • Основные выводы и результаты исследования;
  • Положительные, сильные стороны работы;
  • Пробелы и противоречия .

Распространенными ошибками при написании обзора являются:

  1. Слишком много информации, включение второстепенной информации, которую можно было опустить;
  2. Слишком мало информации, в обзор не включены основные выводы автора;
  3. Перенасыщение текста терминологией;
  4. Нарушение специфики научного стиля.

Оценка научной статьи

Оценка научной статьи проводится по следующим критериям:

  • научность (оцениваются примененные методы, новизна работы;
  • убедительность (достоверность цитат, аргументированность выводов);
  • актуальность (значимость проблемы в современных реалиях);
  • практичность (оценка возможности применения на практике);
  • логичность и полнота изложения.

Отзыв на научную статью

В отзыве на научную статью, кроме сжатого разбора ее содержания, приводится собственное мнение рецензента. Отзыв пишется в форме рассуждений.

Используйте следующие речевые обороты при написании отзыва:

  1. автором в статье подробно освещена проблема…
  2. автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  3. данная статья является образцом нестандартных методов…
  4. название статьи отражает саму ее суть…
  5. автор пишет о проблеме.
  6. необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  7. необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  8. суть данной статьи заключается в том, что…

Итак, реферирование научных статей – отдельный жанр изложения. Он характеризуется краткостью изложения, компрессией фактов, освещенных в статье. Такие виды рефератов как отзыв, оценка требуют изложения собственного мнения.

Читайте также: