Как сделать природоохранную зону
Добавил пользователь Alex Обновлено: 31.08.2024
Публичная карта водоохранных зон водоемов России -->
Водоохранная зона — в законодательстве Российской Федерации это территория, которая примыкает к береговой линии (границе водного объекта) моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Действующее законодательство значительно ограничивает застройку земельных участков вблизи воды. Специальные жесткие режимы устанавливаются на водных объектах, которые используются для питьевого водоснабжения. Нередко подобные случаи доходят до судебных разбирательств, и часто суды выносят решение о сносе таких домов или изъятии земельных участков.
Рассказываем, какими законами регулируется застройка рядом с водой, можно ли строить в зонах санитарной охраны и как возвести дом, чтобы потом его не снесли.
Зимой и весной 2020 года в суды Московской области поступил ряд исков о сносе домов близ воды, а также о требовании вернуть земельные участки в государственную собственность.
Что такое самовольная постройка
Особенность регулирования застройки у воды
Строительство рядом с речками и водоемами накладывает ряд дополнительных ограничения на застройку и оборот земельных участков. Особенно жесткие меры применяются для водных объектов, которые являются источниками водоснабжения. На этих территориях устанавливают водоохранные зоны. Они делятся на три пояса регулирования, в которых либо полностью запрещено любое строительство, либо действуют различные ограничения.
Согласно Водному кодексу, нельзя строить здания в пределах береговой полосы, которая обычно составляет от 5 до 20 м в зависимости от протяженности водоема. Водоохранные зоны составляют от 50 до 200 м и также зависят от протяженности водоема. В пределах водоохранных зон можно строить при наличии сооружений, защищающих воду от загрязнений (канализации, локальные очистительные сооружения), поясняет адвокат Шейкин.
Для источников питьевой воды предусматриваются еще и санитарные зоны, которые составляют не менее 100 м. В пределах этих зон запрещается любое строительство, кроме объектов, необходимых для эксплуатации и водного объекта.
Постановлением СНК РСФСР № 696 на канале имени Москвы установлена зона санитарной охраны (ЗСО) второго и третьего поясов, которая включает в себя километровую полосу в обе стороны от уреза воды в канале на всем его протяжении от Иваньковского водохранилища до Клязьминского водохранилища включительно. Решением исполкомов Моссовета и Мособлсовета от 17.04.1980 № 500-1143 был утвержден проект установления красных линий границ ЗСО.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. В соответствии с СанПиН первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. В этом поясе запрещено любое строительство. Второй и третий пояса ограничений в некоторых случаях допускают строительство жилья при обязательном соблюдении требований, направленных на предупреждение загрязнения источников водоснабжения, говорит юрист Еремин.
Сведения об установленных зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения могут содержаться в Едином государственном реестре недвижимости. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должны отображаться на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Если самострой. Как защитить права?
В последнее десятилетие на берегах наших водоемов в городах и селах страны было построено множество объектов частной недвижимости. Но при этом совершенно не соблюдались законодательные нормы, по большому счету, они никого не интересовали. А ведь строительство в таких местах является незаконным. Более того, прибрежные районы водоемов имеют особый статус. Неспроста ведь эти территории охраняются законом, наверное, есть в них что-то важное, особенное… Давайте поговорим об этом более подробно.
Что такое водоохранная зона
Вначале следует немного разобраться в терминологии. Водоохранная зона, с точки зрения законодательства, – это земли, примыкающие к водоемам: рекам, озерам, морям, ручьям, каналам, водохранилищам.
На этих участках установлен особый режим деятельности для предотвращения засорения, загрязнения, порчи и истощения водных ресурсов, а также для сохранения привычной среды обитания животного и растительного мира, биологических ресурсов. На территории водоохранных зон устанавливают специальные защитные полосы.
Изменение законодательных норм
В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России. В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример. До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема). Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту.
Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ. Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день?
Водоохранные зоны водных объектов: современные реалии
Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65). Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек длиной более пятидесяти километров ограничены территорией не более двухсот метров. И органы исполнительной власти на данный момент не имеют права устанавливать свои нормы. Мы явно видим, что водоохранная зона реки, пусть даже самой большой, составляет не более двухсот метров. А это в несколько раз меньше прежних нормативов. Это что касается рек. А как обстоят дела с прочими акваториями? Здесь ситуация еще печальнее.
Водоохранные зоны водных объектов, таких как озера, водохранилища, уменьшились в размерах в десять раз. Вдумайтесь только в цифру! В десять раз! Для водоемов, площадь которых свыше полукилометра, ширина зоны теперь составляет пятьдесят метров. А ведь изначально было пятьсот. Если же акватория менее 0,5 км, то водоохранная зона Новым кодексом вообще не установлена. Это, видимо, следует понимать как то, что ее просто нет? Логика в данной ситуации совершенно не ясна. Размеры размерами, но любой водоем имеет свою экосистему, вторгаться в которую не следует, иначе это грозит нарушением всех биопроцессов. Так разве можно оставлять пусть даже небольшое озеро без защиты? Исключением стали только те водные объекты, которые имеют важное значение в рыбном хозяйстве. Мы видим, что водоохранная зона претерпела не самые лучшие изменения.
Серьезные запреты в старой редакции Земельного кодекса
Ранее законом определялся специальный режим на территории водоохранной зоны. Он был составляющей частью в едином механизме комплекса мер по улучшению гидробиологического, санитарного, гидрохимического, экологического состояния озер, рек, водохранилищ и морей, а также благоустройства окружающих территорий. Этот специализированный режим состоял в том, что запрещалась практически любая деятельность в водоохранных зонах.
В таких местах не разрешалось разбивать дачные участки и огороды, устраивать стоянки автотранспортных средств, удобрять почву. А самое главное - запрещалось строительство в водоохранной зоне без согласования с компетентными органами. А также под запрет попадала и реконструкция зданий, проведение коммуникаций, добыча полезных ископаемых, земельные работы, обустройство дачных кооперативов.
Что раньше запрещалось – теперь разрешено
Новый же кодекс содержит всего лишь четыре запрета из десяти, ранее имевших место:
- Не разрешается удобрение почвы сточными водами.
- Такая территория не может становиться местом размещения могильников скота, кладбищ, захоронения ядовитых, химических и радиоактивных веществ.
- Не допускается проведение авиационных мер борьбы с вредителями.
- Прибрежная полоса водоохранной зоны - не место для движения, парковки или стоянки машин и другой техники. Исключением могут быть только специализированные участки с твердым покрытием.
Защитные полосы ограждены сейчас законодательно только от распашки земель, от обустройства пастбищ для скота и лагерей.
Другими словами, законодатели дали добро размещать в прибрежной полосе дачные кооперативы, мойку машин, ремонт, заправку автомобилей, предоставлять территории под строительство и т. д. По сути, разрешается строительство в водоохранной зоне и на береговой линии. Более того, даже исключено из закона обязательство согласования всех видов деятельности с компетентными структурами (такими как "Росводоресурс"). Но самым непонятным является то, что с 2007 года разрешили приватизировать землю в таких местах. Т. е. любая природоохранная зона может перейти в собственность частных лиц. А далее с ней смогут сделать все что угодно. Хотя ранее в ст. 28 ФЗ был прямой запрет на приватизацию этих земель.
Итоги изменения Водного кодекса
Мы видим, что новое законодательство гораздо менее требовательно к охране прибрежных территорий и водных ресурсов. Изначально такие понятия, как водоохранная зона, ее размеры и размеры защитных полос, были определены еще законами СССР. Они основывались на географических, гидрологических, почвенных нюансах. Учитывались также возможные ближайшие изменения берега. Преследовалась цель сохранить водные ресурсы от загрязнения и возможного истощения, сохранения экобаланса прибрежных зон, поскольку они являются местом обитания животных. Водоохранная зона реки была установлена единожды, и правила действовали на протяжении нескольких десятилетий. Они не менялись до января 2007 года.
Не наблюдалось никаких предпосылок для упрощения режима водоохранных зон. Экологи отмечают, что единственная цель, которая преследовалась законодателями при внесении таких кардинальных изменений, - это просто дать возможность узаконить стихийную массовую застройку береговой территории, которая нарастала в последние десять лет. Однако все то, что было незаконно построено в период действия старого закона, не может быть узаконено с 2007 года. Это возможно лишь в отношении тех сооружений, которые возникли, начиная с момента вступления в силу новых норм. Все то, что было ранее, естественно, подпадает под более ранние нормативные акты и документы. А значит, не может быть узаконено. Вот такая коллизия возникла.
К чему может привести либеральная политика
Установление такого мягкого режима водоемов и их береговых зон, разрешение строить сооружения в этих местах будет пагубно влиять на состояние близлежащих территорий. Водоохранная зона водохранилища призвана оградить объект от загрязнения, от негативных изменений. Ведь это может привести к нарушению очень хрупкого экологического баланса.
Что, свою очередь, повлияет на жизнь всех организмов и животных, обитающих на этой территории. Прекрасное озеро в лесу может превратиться в заросшее болото, быстрая река - в грязную затоку. Да мало ли таких примеров можно привести. Вспомните, как много раздавалось дачных участков, как люди с благими намерениями пытались облагородить землю… Только вот незадача: возведение тысячи дач на берегу огромного озера привело к тому, что оно превратилось в жуткое вонючее подобие водоема, в котором и купаться-то уже нельзя. А лес в округе изрядно поредел после участия людей. И это еще не самые печальные примеры.
Масштабы проблемы
Водоохранная зона озера, реки или другого водоема должна находиться под пристальным вниманием закона. Иначе проблема одного загрязненного озера или хранилища может перерасти в глобальную проблему целого региона.
Чем больше водоем, тем более сложной является его экосистема. К сожалению, нарушенный природный баланс невозможно восстановить. Будут гибнуть живые организмы, рыбы, растения и животные. А изменить что-либо будет уже невозможно. Стоит, наверное, задуматься над этим.
Вместо послесловия
В нашей статье мы рассмотрели актуальную на сегодня проблему водоохранных объектов и важность соблюдения их режима, а также обсудили последние изменения Водного кодекса. Хотелось бы верить, что смягчение норм в отношении охраны водоемов и прилегающих территорий не приведет к катастрофическим последствиям, и люди будут разумно и бережно относиться к окружающей среде. Ведь тут многое зависит от нас с вами.
Прежде чем затевать строительство на участке земли, подпадающем в водоохранную зону (на берегу водоема), следует понять, какие ограничения по строительству существуют в водоохранной зоне, как получить разрешение на строительство и выяснить, нужно ли согласование с федеральным агентством по рыболовству. Для уточнения всех этих вопросов обратимся к действующему законодательству и посмотрим какие нормы строительства в водоохранной зоне приняты в 2021 году, а также разберем, можно ли строить дома на берегу реки, озера или моря.
Что такое земли водоохранной зоны
Обратимся к Водному кодексу (ст. 65) и выясним что такое земли водоохранной зоны. Это земли, которые примыкают к берегам водоемов и ограничения в их использовании связаны в первую очередь с тем, чтобы защитить моря, реки, озера, водохранилища, ручьи и другие водные объекты от загрязнений. Помимо водоохранной зоны, кодекс содержит понятие – прибрежные полосы. Они подлежат особой дополнительной защите. Вот почему, покупая участок у берега следует заранее выяснить можно ли строить дома в водоохранной зоне и какие ограничения есть по строительству.
Чтобы уточнить, на каком расстоянии от реки (моря, озера, ручья) можно строить дом обратимся снова к Водному кодексу (ст.6). Оказывается, что все водные объекты находятся в государственной и муниципальной собственности и являются местами общего пользования (за редким исключением). Закон устанавливает, что нельзя пресекать никаким сооружением 20 метров до береговой линии любого водоема, а если это ручей или маленькая речка (протяженностью до 10 км), то 5 метров. Таким образом, в 20 метрах от водоемов не только нельзя строить дома, но и ставить заборы для ограждения территории. Покупая участок у водоема – помните об этом! Что касается размеров водоохранной зоны, то в зависимости от водного объекта она варьируется от 50 до 500 метров.
Строительство дома в водоохранной зоне – как и где получить разрешение на строительство
Помимо общего порядка оформления недвижимости, который регламентируются Градостроительным кодексом и законами о кадастровой деятельности в местной администрации следует уточнить, какие правила строительства дома действуют именно на ваш участок, расположенной в водоохранной зоне. Так, для каждого участка земли, существуют индивидуальные возможности сочетания видов разрешенного использования. Например, ваш участок расположен в водоохранной зоне. Водный кодекс не запрещает строительство жилых домов, но вводит некоторые ограничения по строительству. Поэтому, планируйте постройки с учетом разрешений на строительство в водоохранной зоне и согласовывайте строительство заранее.
Водоохранная зона, какие ограничения по строительству
Пользование землей и водой предполагает ряд ограничений, не только по ловле рыбы, купанию, парковке машин, но и по распашке земель и строительству. Поэтому, покупая участок в водоохранной зоне, поинтересуйтесь какие существуют ограничения по строительству на вашем участке.
Основные ограничения по строительству в водоохранной зоне установлены Водным кодексом (ст. 65), Постановлением Правительства от 10.01.2009 № 17 об установлении границ водных объектов, а также приказами Минприроды и другими актами. Главное ограничение – это строительство такого объекта, который будет загрязнять расположенный вблизи водный ресурс. Требования предъявляются, в первую очередь, к водоотведению и канализованию. Остальные ограничения, могут регламентироваться и устанавливаться местными законами.
Таким образом, мы выяснили, что строительство в границах водоохранных зон разрешено, но требования к объекту ужесточены.
Согласование строительства с федеральным агентством по рыболовству – как и где получить.
Кто должен получать согласование с Росрыболовством
Все действия по оформлению разрешающей документации ложатся на плечи собственника, поэтому на вопрос, кто должен получать согласование с Росрыболовством ответ очевиден – собственник земельного участка, который затеял стройку. Для согласования необходимо собрать пакет документов, это можно сделать самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам.
Порядок согласования
Обращаемся в местный отдел архитектуры и уточняем разрешено ли строительство в водоохранной зоне и требуется ли согласование с рыболовством. Если согласование необходимо, тогда обращаемся с заявлением и пакетом документов в территориальное управление федерального агентства по рыболовству, либо через МФЦ или Госуслуги. В заявлении необходимо указать источник водоснабжения и тип канализации.
Документы для согласования
- Заявление
- паспорт
- правоустанавливающие документы на участок
- ГПЗУ
- иные документы, которые могут потребоваться в отдельных случаях
Сроки рассмотрения территориальными агентствами по рыболовству заявления на согласование
Для Федерального агентства по рыболовству и его территориальных управлений существует единый срок рассмотрения заявления на согласование строительства – 30 календарных дней с момента обращении. По истечении этого срока Росрыболовство выносит заключение о согласовании строительства либо отказ в согласовании с пояснением такого отказа.
Запрет на строительство домов и прочих объектов в водоохранной зоне в 2021 году
Подведем итоги и определим, какие существуют запреты на строительство домов и прочих объектов в водоохранной зоне в 2021 году:
Читайте также: