Как сделать повышение каждого звука на один полутон с помощью диеза или бекара
Символы альтерации изменяют высоту ноты, на которую воздействуют.
Основные символы альтерации приведены в таблице.
Длина воздействия знаков альтрации
- Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке .
Ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с кварто-квинтовым кругом тональностей.
Сейчас нам необходимо вспомнить материалы 1 урока нашего курса "Нотная грамота", а именно строение октавы:
Мы видим основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от клавиши до и одновременно слева от клавиши ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть.
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если есть фортепиано, будет хорошо, если Вы проверите нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей. И эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Диез. Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона). Говорят, что ступень (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение (основной ступени) на полтона называют словом диез. Этот звук - производная ступени. Своего названия не имеет, поэтому использует название основной ступени. В данном случае это - до-диез. Обозначается диез символом решётки, посмотрите на рисунок:
На рисунке обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки - это нота до, а с решёткой - до-диез.
Бемоль. Теперь рассмотрим ту же самую чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре. Звук "чёрной клавиши" ниже ноты ре на полтона. Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук - тоже производная ступени. Как и диез, своего названия не имеет, за основу берёт название основной ступени. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на картинке приводим обозначение бемоля:
Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой "до" и одновременно левее клавиши с нотой "ре". Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота "до-диез", либо нота "ре-бемоль" - всё зависит от того, какую ноту берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль. Повышение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-диезом. А понижение основной ступени на 2 полутона (тон) называют дубль-бемолем. Используется не часто, просто знайте, что такое тоже есть.
Простой пример: до-дубль-диез - это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.
Бекар. Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза, посмотрите на рисунок (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ):
Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар - отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.
Альтерация. Описанное повышение и понижение звуков и называют альтерацией.
Зона действия знаков альтерации. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на весь такт. Такие знаки называются случайными. Случаный знак действует на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.
Читаем ноты слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (перед первой нотой ре стоит знак бемоль, который действует до конца такта и понижает следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (действие знака бемоль из 1 такта закончилось в 1 такте, поэтому 2 такт начинается с ноты ре. П еред следующей нотой до стоит знак диез, который действует до конца воторого такта и повышает следующие ноты до на полтона ).
Важно, что действие знака распространяется непосредствено на ноту, перед которой он установлен. В нашем примере в 1 такте знак бемоль действует только на ноту ре 2 октавы. Если бы в первом такте была бы еще нота ре 1 или 3 октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. Такие знаки альтерации называются ключевые.
Ключевые знаки альтерации указываются в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеют действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. Д ействие ключевых знаков распространяется на всё произведение.
Пример использования диезов при ключе:
Ключевые знаки указывают, что все ноты, соответствующие расположению присутствующих в ключе знаков альтерации, должны играться с повышением или понижением на полутон. У нас, например (см. рисунок), диезы стоят между третьей и четвертой линейками нотного стана (место звука "до") и на пятой линейке (звук "фа"). Значит, все ноты до и фа, встречающиеся в произведении, должны быть повышены на полутон. Причем, не имеет значения, в какой октаве находятся эти звуки: все ноты ДО и ФА должны играться как до-диез и фа-диез (если перед этими нотами не стоит знак бекар).
Итоги 4 урока. Теперь мы знаем, что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.
Полутон — наименьший музыкальный интервал между двумя нотами.
Чтобы изменить звук, повысить или понизить его на полутон, используются следующие знаки:
- Полутон соответствует продвижению на один лад на гитаре.
На рис. 9 проясняется использование диезов для обозначения повышения и, напротив, на рис. 10 показано использование бемолей для обозначения понижения звука на полтона.
Проанализировав эти два примера, вы увидите, что между нотой До и нотой Ре находится промежуточный звук, который можно определить как До-диез , если будем считать по восходящей, или как Ре-бемоль , если считать по нисходящей.
Таким же образом как До-диез соответствует Ре-бемолю , проявляется сходство в следующих парах звуков:
Октава — музыкальный интервал от ноты До и до следующей ноты До (или поднимаясь вверх, к более высокому звуку, или опускаясь вниз, к более низкому звуку), содержит 12 полутонов: при этом важно отметить, что интервалы между Ми и Фа , а также Си и До составляют полутон и соответственно в них не применимы знаки альтерации.
Каждый новичок, желающий разобраться в музыкальной теории, сталкивается со множеством непонятных и оттого страшных терминов, а именно: диез, бемоль и бекар.
Как бы жутко они не звучали, на деле знаки альтерации просто необходимы и не так сложны, как их рисуют.
Введение в теорию
Прежде чем переходить к терминологии знаков, следует разобраться со словом "альтерация", в частности, какое отношение оно имеет к данной теме.
Альтерация - это явление, при котором основные (натуральные) ступени лада видоизменяются. Они могут как повышаться (идут вверх по клавишам), так и понижаться (движение идет вниз).
Если погружаться в этимологию, то слово alteratio в переводе с латинского обозначает "другой".
Благодаря альтерации от каждой ступени возможно построить абсолютно любой лад (мажорный, минорный, лидийский, неаполитанский и другой).
Также под данным термином может подразумеваться и обострение неустойчивых звуков ладового тяготения к нотам, входящим в тоническое трезвучие. В таком случае видоизменяться будут только те звуки, которые находятся на расстоянии в большую секунду от устойчивых ступеней.
В мажоре это будет выглядеть таким образом:
- вторая ступень повысится или понизится;
- четвертая повысится;
- шестая понизится (гармонический вид мажорной гаммы).
- вторая ступень пойдет вниз;
- четвертая может пойти как вверх, так и вниз;
- седьмая всегда будет тяготиться к первой (гармонический вид минорной гаммы).
Ладовое повышение или понижение в музыке дает яркий выразительный эффект.
Диез. Что это?
Существует всего 3 вида знаков альтерации: диез, бемоль и бекар.
Первый из них - обладает эффектом повышения звука на полутон. Полутон представляет собой самое короткое расстояние между нотами, которое только может быть в музыке.
Однако в музыке все довольно непросто и часто запутанно. При чтении партитур может встретиться непохожий на решетку символ, больше выглядящий как крест. Данный знак носит название дубль-диез. Это - знак альтерации, также повышающий звук, но уже на целый тон (образуется по схеме: полутон + полутон).
На практике выглядит подобным образом.
Бемоль. О чем речь?
Разобравшись с диезом, встает очевидный вопрос: "Тогда что означает бемоль?". Два этих знака являются противоположностями, "антонимами" друг друга. Исходя из этого, бемоль делает все в точности да наоборот - понижает звук на полутон.
На нотном стане он походит на букву русского алфавита - мягкий знак.
Если принцип бемоля такой же, как и у диеза, очевидно наличие и дубль - бемоля, который понижает ноту на целый тон. Однако в записи его узнать намного проще: рядом добавляется такой же знак.
Наглядный пример представлен ниже.
Бекар. Что за символ?
Если с эффектом повышения-понижения все ясно, то для чего же тогда нужен знак бекар? Все просто - он отменяет все выше описанные символы. Его действие распространяется только на ту ноту, перед которой он стоит, и длится во временном промежутке один такт.
В прошлом для отмены дубль-диезов и дубль-бемолей использовался дубль-бекар, но затем для подобных случаев стал применяться обычный бемоль без какого-либо удвоения.
В нотах похож на цифру "4", но вместо треугольника сверху закрывается квадратом.
Диезы, бемоли и бекары на нотном стане
Когда теория становится понятной и термины перестают казаться ужасающими, настает время для практического ознакомления с изученным материалом.
Главное правило, которое стоит запомнить, звучит так: все знаки альтерации ставятся перед нотами.
Если в устной речи произносится: "до-диез", - то при доскональном чтении партитуры будет наоборот: "диез-до".
Данный принцип распространяется только на те ситуации, когда знаки являются временными и звучат либо в качестве средства выразительности, либо как промежуточный переход в другую тональность. Они действуют всего раз и только для одного звука.
Ключевые диезы и бемоли
Отличие ключевых знаков альтерации заключается в следующем: они указываются в самом начале нотного стана после ключа и их действие распространяется на все произведение. Диезы и бемоли обозначают тональность, в которой написано все сочинение или отдельная его часть.
Стоит уточнить, что при ключе знаки альтерации могут быть либо только диезными, либо бемольными. Смешение невозможно, так как данная ситуация подчиняется законам гамм: тональность содержит в себе или бемоли (например, до минор), или диезы (ре мажор).
Стоит уточнить
У многих при упоминании знаков альтерации сразу всплывает в воображении черная клавиша. Несомненно, данная ассоциация имеет место быть, однако далеко не во всех случаях.
Если при ключе стоят какие-либо знаки, это уже говорит о том, что в нотах имеются пониженные или повышенные звуки, и при временных диезах/бемолях, встречающихся по ходу произведения, черные клавиши могут преобразоваться в белые.
Так, например, в ми миноре ключевым знаком альтерации будет является фа-диез, но при определенных обстоятельствах в одном из тактов может встретиться либо фа-бекар, либо фа-дубль-диез, что изменит клавишу с черной на белую.
Такая же ситуация будет и с белыми клавишами фа и си. Повышение их на полтона, а именно: с ми на ми-диез и с си на си-диез не сделает их черными, так как между ними этой клавиши попросту нет.
В заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: данная статья наглядно объяснила, что означают диезы, бемоли и бекары, и смогла доказать, что на практике "черт не так страшен, как его малюют".
Знаки альтерации являются неотъемлемыми деталями музыкального конструктора, которые стоят отдельного внимания и подробной проработки.
Читайте также: