Как сделать порт для сабвуфера

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 01.09.2024

В целях усовершенствования недорогой покупной акустической мультимедиа системы можно идти разными путями. Первый заключается в переделке корпуса.

Зачем переделывать корпус, если обученные инженеры-разработчики наверняка всю физику-акустику уже высчитали и размеры ящика колонки оптимизировали? – спросите вы, и будете правы лишь в том, что этим вопросом следует задаться в первую очередь. Замечу – здесь и далее по тексту под корпусом имеется в виду акустическое оформление, включающее в себя не только размеры, материалы и формы ящика, но и другие акустические элементы – например, фазоинвертор, который лихо добавляет ж а ру на басах. Сегодня абсолютное большинство колонок, включая дорогущие Hi-Fi, выпускается, будучи пробуравленными фазоинверторами. В демократичной мультимедиа-акустике порты фазоинверторов представляют собой простейшие трубки, как правило, пластмассовые. Одним концом трубка выходит наружу, а другим – уходит в глубь корпуса. Такая вот вентиляционная дыра получается. О коварстве фазоинвертора уже был разговор ранее, так что сейчас продолжим его в новом свете.

Вместо теории

Так вот, инженеры-фирмачи, может быть, что-то и высчитывали, но руководствовались они, прежде всего, указанием свыше вписаться в требуемую себестоимость. К примеру, чтобы отпускная цена разрабатываемой акустики ни в коем случае не перешагнула 50 у.е. А изготовление правильного акустического оформления - дело хлопотное, влетающее в копеечку.

Если следовать канонам создания акустических систем, сначала выбирается низкочастотный динамик, экспериментально определяются упругость и гибкость его подвижной системы (самого подвеса и центрирующей гофрированной шайбы вместе взятых), затем вычисляются оптимальная упругость и гибкость воздуха в ящике и эффективный диаметр диффузора, после чего по некой эмпирической номограмме находится объём ящика. Иногда для прикидки объема закрытого ящика (в литрах) пользуются формулой 1 :

Жан-Пьеро МАТАРАЦЦО Перевод с итальянского Е. Журковой

dinamic55-1.jpg

Рис 1. Схема резонатора Гельмгольца. То, от чего все происходит.

dinamic55-2.jpg

Рис 2. Классическая конструкция фазоинвертора. При этом часто не учитывают влияние стенки.

dinamic55-3.jpg

Рис 3. Фазоинвертор с тоннелем, концы которого находятся в свободном пространстве. Здесь влияния стенок нет.

dinamic55-4.jpg

dinamic55-5.jpg

dinamic55-6.jpg

Рис 6. Щелевой тоннель, расположенный далеко от стенок ящика.

dinamic55-7.jpg

dinamic55-8.jpg

Рис 8. Тоннель в форме усеченного конуса.

dinamic55-9.jpg

Рис 9. Основные размеры конического тоннеля.

dinamic55-10.jpg

Рис 10. Размеры щелевого варианта конического тоннеля.

dinamic55-11.jpg

Рис 11. Экспоненциальный тоннель.

dinamic55-12.jpg

Рис 12. Тоннель в форме песочных часов.

dinamic55-13.jpg

Рис 13. Основные размеры тоннеля в форме песочных часов.

dinamic55-14.jpg

Рис 14. Щелевой вариант песочных часов.

Магические формулы

где Fb – частота настройки в Гц, с – скорость звука, равная 344 м/с, S – площадь тоннеля в кв. м, L – длина тоннеля в м, V – объем ящика в куб. м. = 3,14, это само собой.

Здесь частота – в герцах, объем – в литрах, а длина и диаметр тоннеля – в миллиметрах, как нам привычнее.

Полученный результат ценен не только тем, что позволяет на этапе расчета получить значение длины, близкое к окончательной, дающей требуемое значение частоты настройки, но и тем, что открывает определенные резервы укорочения тоннеля. Почти один диаметр мы уже выиграли. Можно укоротить тоннель еще больше, сохранив ту же частоту настройки, если сделать фланцы на обоих концах, как показано на рис. 5.

Теперь, кажется, все учтено, и, вооруженные этой формулой, мы представляемся себе всесильными. Именно здесь нас и ждут трудности.

Первые трудности

Формулу свою Смолл вывел в привычных для него единицах, так что диаметр динамика Ds, максимальный ход диффузора Xmax и минимальный диаметр тоннеля Dmin выражаются в дюймах. Частота настройки фазоинвертора – как обычно, в герцах.

Простое решение для небольших проблем

Среднее решение для проблем побольше

Решение промежуточной сложности заключается в использовании тоннеля в форме усеченного конуса, как на рис. 8. Мои эксперименты с такими тоннелями показали, что здесь можно уменьшить площадь сечения входного отверстия по сравнению с минимально допустимой по формуле Смолла без опасности возникновения струйных шумов. Кроме того, конический тоннель намного менее склонен к органным резонансам, нежели цилиндрический.

Таблица 2 составлена для исходного тоннеля диаметром 100 мм. Это подойдет для большинства сабвуферов с головкой диаметром 300 мм.

Если решите пользоваться программой самостоятельно, помните: тоннель в форме усеченного конуса делается с углом наклона образующей a от 2 до 4 градусов. Этот угол больше 6 – 8 градусов делать не рекомендуется, в этом случае возможно возникновение завихрений и струйных шумов на входном (узком) конце тоннеля. Однако и при небольшой конусности уменьшение длины тоннеля получается довольно значительным.

Тоннель в форме усеченного конуса не обязательно должен иметь круглое сечение. Как и обычный, цилиндрический, его иногда удобнее делать в виде щелевого. Даже, как правило, удобнее, ведь тогда он собирается из плоских деталей. Размеры щелевого варианта конического тоннеля приведены в следующих столбцах таблицы, а что эти размеры означают, показано на рис. 10.

Замена обычного тоннеля коническим способна решить много проблем. Но не все. Иногда длина тоннеля получается настолько большой, что укорочения его даже на 30 – 35% недостаточно. Для таких тяжелых случаев есть.

. экстремальное решение для больших проблем

Что означают размеры в таблицах 3 и 4, станет ясно из рис. 13. D и d – это диаметр цилиндрической секции и наибольший диаметр конической секции, соответственно, L1 и L2 – длины секций. Lmax – полная длина тоннеля в форме песочных часов, приводится просто для сравнения, насколько короче его удалось сделать, а вообще, это L1 + 2L2.

Технологически песочные часы круглого поперечного сечения делать не всегда просто и удобно. Поэтому и здесь можно выполнить его в виде профилированной щели, получится, как на рис. 14. Для замены тоннеля диаметром 80 мм я рекомендую высоту щели выбрать равной 50 мм, а для замены 100-миллиметрового цилиндрического тоннеля – равной 60 мм. Тогда ширина секции постоянного сечения Wmin и максимальная ширина на входе и выходе тоннеля Wmax будут такими, как в таблице (длины секций L1 и L2 – как в случае с круглым сечением, здесь ничего не меняется). Если понадобится, высоту щелевого тоннеля h можно изменить, одновременно скорректировав и Wmin, Wmax так, чтобы значения площади поперечного сечения (h.Wmin, h.Wmax) остались неизменными.

Матараццо Ж. Опубликована: 2005 г. 0 0


Вознаградить Я собрал 0 0

Многие пользователи уже используют наш сервис для быстрого расчета их коробов и экономят время, чтобы потратить его на действительно важные вещи.

Расчет короба

Основная цель это быстрый, простой и точный расчет корпуса для вашего динамика

Мобильность

Сервис доступен как на десктопе, так и на мобильных устройствах

База данных

Огромная база данных, более 300 производителей, более 5000 динамиков

Подбор динамика

Подбор динамика под уже существующий у вас корпус или пространство в багажнике автомобиля

Сообщество

Получайте помощь, помогайте другим, делитесь своими проектами

Сервис фактически бесплатный за исключением мелких ограничений

Расчет короба

Спроектируйте ваш корпус в считанные минуты и начните изготовление

Различные оформления

Доступен расчет для закрытого, фазоинверторного, бандпассов 4го и 6го порядков. Расчет для нескольких динамиков, различные схемы подключения. Расчет портов типа труба и слот, также учет раскрывов.

Расчет короба

Расчет и визуализация короба, итоговый чертеж деталей короба. Учет объемов вытесняемого различными объектами внутри корпуса, такими как динамик, порт.

Все связано

Все работает вместе, поэтому когда вы меняете объем оформления, либо меняется объем вытесняемый чем-либо внутри короба, нет необходимости пересчитывать все заново, программа сделает это сама.

Мастер помошник

Вы новичок в построении коробов? Не знаете, с чего начать? Попробуйте наш мастер помошник по проектированию коробов для начинающих. Просто ответьте на несколько вопросов, и вы получите результат.

Выберите динамик из базы данных.

Выберите оформление и ответьте на несколько вопросов.

Выберите шаблон короба и введите размеры.

Мобильность

Производите проектирование вашего корпуса как на стационарном компьютере или ноутбуке, так и на мобильных устройствах. Скачайте приложение для своего смартфона и проводите расчеты у вас в телефоне.

База данных

Нет больше необходимости вводить параметры динамика вручную и учитывать различные системы исчисления (что снижает вероятность ошибки), просто выберите динамик из базы и начинайте проектировать свой короб.

Подбор динамика

Хотите уместить ваш корпус в отведенном пространстве в комнате, в багажнике автомобиля или подобрать динамик под готовый короб? Нет больше необходимости перебирать тысячи динамиков, используя наш сервис вы можете подобрать себе динамик в считанные минуты.

Под объем

Используйте этот вид подбора, если вам известен объем вашего пространства.

Под готовый короб

Есть готовый короб? Измерьте его размеры. Программа посчитает примерный полезный объем вашего короба, а также его настройку.

Под пространство

Вы знаете какую область вы готовы выделить под корпус? Введите его размеры, программа сама посчитает примерный полезный объем вашего пространства.

Сообщество

Отзывы

Пишите отзывы к динамикам, чтобы помочь другим пользователям сделать их выбор.

Общие проекты

Делитесь вышими проектами с сообществом, копируйте ссылки на ваши расчеты и делитесь ими через социальные сети, форумы и так далее.

Обсуждения

Спрашивайте, чтобы получить помощь. Отвечайте, чтобы помочь другим. Обсуждайте различные вопросы.

Вы можете использовать WEB версию почти бесплатно и мобильные приложения с некоторыми ограничениями. Чтобы получить полный доступ вы должны поддержать проект.

Сегодня самым популярным акустическим оформлением как домашних, так и студийных АС заслуженно считается фазоинверторное. Применение фазоинвертора — это простой и недорогой способ получить достаточное количество низких частот без использования большой площади излучающей поверхности динамиков и шкафоподобных корпусов. Однако, как и другие рациональные решения в электроакустике, применение фазоинверторов имеет недостатки. И недостатки критично сказываются на верности воспроизведения. Среди самых вредных недостатков этих АС можно выделить бубнение, турбулентное гудение, резонансное дребезжание, уханье и прочие “злокачественные” особенности ФИ-звучания.



От всего вышеописанного хочется избавиться. Сложно найти меломана, который хотя бы раз не ругал фазоинверторную акустику и не искал альтернативу. С последней всё не так просто. Среди возможных вариантов относительное распространение получила лабиринтная акустика. Проблема лабиринтов в том, что они не технологичны и требуют высокой культуры производства, что закономерно отражается на стоимости. Относительно бюджетный вариант лабиринта — трансмиссионная линия, она позволяет добиться плавной АЧХ, при этом сохранить высокое звуковое давление в НЧ диапазоне, но менее требовательна к расчетам, производственным затратам и конструктивно проще классической лабиринтной акустики. Под катом речь о её истории, особенностях и современном применении.

Общие сведения

Трансмиссионная линия представляет собой полый волновод переменного или постоянного сечения. Один конец волновода закрыт, второй открыт. Динамический излучатель размещается со стороны закрытого конца. Труба, как правило, свернута и качественно задемпфирована. Суть в том, чтобы уменьшить амплитуду колебаний диффузора динамического излучателя в области наиболее низких частот вблизи резонансной частоты трубы и при этом компенсировать уменьшение отдачи от динамика собственными колебаниями трансмиссионной линии в основной, наиболее низкочастотной моде.

В подавляющем большинстве случаев этого можно добиться, когда длина трансляционной линии совпадает с четвертью длины колебаний на частоте собственного резонанса динамика. Гапоненко в своей книге “Акустические системы своими руками” описывает это следующей формулой:


Где L — т.н. “акустическая” длина, которая превышает реальную геометрическую длину линии на величину:


где S — площадь поперечного сечения трансляционной линии.

Иными словами, необходимо настроить корпус на резонансную частоту, при которой воздух на выходе из волновода будет двигаться синфазно с колебаниями диффузора. Правильно спроектированная трансмиссионная линия характеризуется высокой точностью в НЧ диапазоне при сохранении достаточно мощных, акцентированных басов.


Суть в том, что спроектировать ТЛ легче, чем другие типы лабиринтного оформления, при этом типичных фазоинверторных проблем не будет. Характерные гундосые и турбулентные призвуки не характерны для такой акустики. Главным достоинством таких АС является верность воспроизведения в НЧ диапазоне, при этом с сохранением достаточно небольших габаритов.

“Обратной стороной” трансляционной линии, как и у конструктивно родственных лабиринтов, является критичность к верному расчету. Значительные ошибки при расчетах существенно отразятся на звуке, проявятся ненужные дребезжащие резонансы, либо внушительная неравномерность АЧХ. Радует здесь то, что рассчитать её проще, чем более сложные типы лабиринтов.

Хорошо забытая труба Войта

Самое раннее упоминание об использовании трансмиссионной линии, которое мне удалось обнаружить — это опыт Пола Войта. Этого пионера электроакустики мир предпочел забыть знает, как отца электродинамического излучателя. В 1930-м Войт разработал, запатентовал и даже пустил в ограниченную серию акустические системы с трансмиссионной линией оригинальной конструкции.


Дело в том, что в то время Войт разрабатывал АС для кинотеатров, которые традиционно для того времени оформлялись в рупоры. Затем он переключился на радиоприёмники и домашнюю акустику, где применяемый им широкополосный двухдиффузорный динамик с механическим кроссовером не отличался мощным низом. Это вызвало необходимость в поиске нового акустического оформления более подходящего для подобных АС.

Начав разработку, он экспериментировал и в определенный момент решил установить динамик в не очень традиционном месте, т.е. не в начале конусовидного рупора, а на одной из его сторон. В такой конструкции порт используется для регулировки заднего потока. Сама регулировка осуществляется увеличением, либо уменьшением количества демпфирующего материала в зависимости от типа используемого драйвера. Резонансная частота зависит от длины волновода, а также положения динамика.


Современный вариант TQWT

Трансмиссионная линия, названная позже трубой Войта — в разрезе очень напоминает классический рупор, снабженный дополнительными стенками. Сам Войт назвал динамик TQWT (Tapered Quarter Wave Tube) — конической четвертьволновой трубой. Такое название корпус получила по той причине, что как и во всех других классических типах ТЛ, для первой моды в трубе умещается четверть длины волны, для второй три четверти, для третьей пять и т.д.


Относительным недостатком такой конструкции является невозможность выбрать низкую частоту среза, так как в этом случае можно получить выраженные искажения на НЧ. В остальном оформление позволяет создать сравнительно компактную напольную акустику с “ровными” НЧ, близкую по характеристикам к более сложным лабиринтам.

TQWT — практически не применяется в массовой акустике, но очень часто используется радиолюбителями при создании собственных АС. Проблема в том, что полноценной, развитой теории, описывающей акустические процессы TQWT-систем, пока нет, чего нельзя сказать о хорошо описанных фазоинверторах.

ATL — трансмиссионная линия в полочниках

Когда упоминаются трансмиссионные линии, как правило речь идёт о напольных системах. Считается, что формфактор и объем полочников требуют максимально компактных решений, коим является фазоинвертор. Однако есть компания, которая нашла сравнительное эффективное конструкторское решение по трансмиссионной линии в полочниках. Основатели и разработчики из PMC являются принципиальными противниками ФИ-акустики и убеждены, что будущее за их инновацией. PMC одна из немногих современных компаний, которые специализируются на АС с трансмиссионной линией.

За десятилетия существования компания разработала десятки моделей для студийных и домашних АС с трансмиссионной линией, некоторые из которых существуют до сих пор. До 2000-х годов они производили преимущественно напольные системы, так как классическая ТЛ зачастую предполагала именно такой формфактор.




Относительный минус этой конструкции в том, что по сложности и технологичности ATL близка к прочей лабиринтной акустике, что гарантированно увеличивает стоимость. Радует лишь то, что один из руководителей PMC Питер Томас считает, что:

”мы действительно верим в то, что с повышением цены должно расти и качество… наши покупатели далеко не дураки.” (из интервью Саше Метсону в 2010 году)."

Итог и несколько слов в защиту ФИ

Несмотря на ощутимые минусы фазоинверторной акустики, физика её работы хорошо описана, и большинство акустических эффектов предсказуемы. Это безусловно позволяет получить прогнозируемый результат, что очень важно при массовом производстве. Ряд компаний освоили трансляционные линии, однако она остается менее технологичной и более дорогой.

Возможно, в определенный момент трансмиссионные линии станут достаточно доступными и массовыми, но это произойдет не раньше момента, когда будут теоретически описаны основные процессы, происходящие в трансмиссионной линии. Если говорить о массовых и недорогих (до $500) АС найти что-то кроме ФИ и колонок с пассивным излучателем будет крайне сложно.

Тем, кому надоели проблемы фазоинверторных АС, при этом эстетика или габариты помещений не позволяют применять закрытый ящик, пожалуй, стоит задуматься над приобретением или созданием собственной трансмиссионной линии. Я буду признателен за любые мнения относительно трансляционной линии, особенно интересны люди, которым доводилось самостоятельно создавать такие АС.

Традиционная реклама
Мы продаём акустические системы, в нашем каталоге представлены как традиционная акустическа с ФИ, так и АС с другими типами акустического оформления, в том числе с трансляционной линией.

Читайте также: