Как сделать поклон

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 29.08.2024

Земной поклон (сажда, саджда, суджуд) является одним из элементов намаза, который отражает суть ислама как такового – покорность верующего своему Создателю. Каждый из ракаатов в молитве обязательно содержит в себе пару земных поклонов. Отметим при этом, что саджду мусульманин может выполнять ещё в нескольких случаях.

Порядок совершения суджуд саху

Если во время коллективной молитвы ошибку допустит имам, то земной поклон необходимо сделать всему джамаату. Когда ошибается один из членов общины, читающей намаз, то суджуд саху не является ни для кого иного обязательным действием.

Конкретные случаи, когда нужно совершить суджуд саху

Если молящийся по какой-то причине забудет сесть для чтения ташаххуда во втором ракаате, то ему необходимо оценить своё состояние. В случае, если он близок к сидячему положению, ему необходимо занять положение при кууде (сидении) и прочитать ташаххуд, а далее совершить намаз по обычному распорядку. В конце молящемуся не нужно делать суджуд саху. Однако если верующий, забыв о необходимости сидения во втором ракаате, встанет на третий ракаат и будет ближе к стоячему положению, то в этом случае ему нужно продолжить чтение намаза, не возвращаясь к ташаххуду и сидению во втором ракаате. В конце молитвы ему следует совершить земной поклон при ошибке.

Если верующий забыл сесть на чтение ташаххуда и салавата в последнем ракаате намаза, то и тут возможны две ситуации. Когда в рамках лишнего ракаата он ещё не сделал земного поклона, то молящемуся следует сесть, прочитать ташаххуд, сделать приветствие и суджуд саху, а далее завершить молитву в обычном порядке. Если верующий вспомнит о своей ошибке только при совершении или после земного поклона лишнего ракаата, то его молитва перестаёт засчитываться как обязательная (когда человек читает именно её) и переходит в разряд нафль (добровольных). В итоге необходимо заново перечитать целый намаз.

В ситуации, когда молящийся сел на чтение ташаххуда в четвёртом ракаате, но при этом снова встал на продолжение молитвы, то ему снова нужно оценить ситуацию. Если он вспомнил об ошибке до земного поклона лишнего ракаата, то ему следует сразу же сесть, прочитать ташаххуд, сделать земной поклон при ошибке и завершить намаз в обычном порядке. Однако если человек всё же успел уйти на земной поклон в рамках дополнительного ракаата, он дополняет свой намаз до шести ракаатов, делает суджуд саху и заканчивает намаз в обычном порядке.

Отдельного упоминания заслуживает вопрос того, как поступать верующему, если он не помнит, какое именно количество ракаатов он совершил. В этом случае есть несколько возможных вариантов развития событий. Если он впервые столкнулся с забывчивостью относительно числа ракаатов, то ему следует заново перечитать молитву с самого начала. В ситуации, когда это повторяется с ним периодически, молящемуся следует взять за основу то количество ракаатов, в отношении которого он точно уверен, и сделать в конце дополнительный земной поклон. Если же верующий не уверен относительно того, сколько ракаатов намаза он совершил, то ему стоит продолжить совершение молитвы, взяв в качестве основы меньшее количество ракаатов. В конце необходимо также сделать суджуд саху.

Земной поклон при чтении Корана

Другим видом земного поклона, который верующие должны совершать – это саджда тилява (земной поклон при чтении Священного Корана). В Книге Всевышнего в 14 местах встречаются аяты со специальным обозначением, указывающим на необходимость совершения саджда тилява:

Перевод: Услышали и повиновались, наш Господь. Прости нас. К тебе наше возвращение.

Если кто-либо прочитал несколько раз аят, после которого необходимо совершить сажда тилява, но при этом всё это время не менял своего положения, то он совершает земной поклон только раз. Однако если этот человек менял своё место, то земной поклон должен быть совершён столько раз, сколько было перемещений.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Расскажите пожалуста о состоянии постоянного намаза? Когда человек постоянно вспоминает Аллаха, и про себя читает салаваты Мухамаду саллаляху-галяйхиссаллям, и повторяет суры Корана? Может это заменить намаз?

Dude, Наверное, если ошибаюсь пусть простить Aллах, нет состояния постоянного намаза. Если вы имеете ввиду зикр, то зикр не может заменит намаз.

Извините, не осилил. Читаю ваш сайт, потому что интересуюсь исламом. Очень нравится сама религия - пятикратный намаз, и то что обязательный пост - все это дисциплинирует и придает правильный ритм жизни. Но некоторые вещи мне не понять. Видимо суджуд саху - из таких вещей

Вот этот момент с одним или двумя саламами во время суджуд исаху меня всегда волновал. Я читал как и делал имам, давая салам в одну сторону. Надеюсь, Аллах простит мои ошибки Ин ша Аллах!!


Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Покло?н – сим­во­ли­че­ское дей­ствие, пре­кло­не­ние главы и тела, выра­жа­ю­щее сми­ре­ние и бла­го­го­ве­ние перед Богом.

poklon 1 - Поклон

Бывают поклоны вели­кие, назы­ва­е­мые также зем­ными, – когда моля­щийся ста­но­вится на колени и при­ка­са­ется главой земли, и малые, или пояс­ные, – пояс­ное пре­кло­не­ние главы и тела.

Цер­ковь нико­гда не отде­ляла души от тела. Поклоны – это молитва тела.

Малые поклоны совер­ша­ются при всех хра­мо­вых и домаш­них молит­во­сло­виях. На бого­слу­же­нии, когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет рукой, малый поклон дела­ется без крест­ного зна­ме­ния.

Вели­кие посто­вые поклоны – трое­крат­ные земные поклоны с крест­ным зна­ме­нием и чте­нием молитвы св. Ефрема Сирина, раз­де­лен­ной на три стиха.

Цер­ков­ный Устав тре­бует, чтобы мы совер­шали поклоны в храме Божием истово, чинно, нето­роп­ливо и свое­вре­менно. Поклоны, коле­но­пре­кло­не­ния надо совер­шать по окон­ча­нии каж­дого крат­кого про­ше­ния екте­нии или молит­во­сло­вия, а не во время его чтения или пения. Недо­пу­стимо класть поклоны одно­вре­менно с совер­ше­нием крест­ного зна­ме­ния.

О недо­пу­сти­мо­сти земных покло­нов в дни вос­крес­ные и вели­ких празд­ни­ков

Не поло­жены земные поклоны в дни вос­крес­ные (20-е пра­вило 1-го и 90-е пра­вило 6-го Все­лен­ских Собо­ров) и вели­ких празд­ни­ков, в дни от Рож­де­ства Хри­стова до Кре­ще­ния, от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы, также при­част­ни­кам в день при­ча­ще­ния (см. обсуж­де­ние на форуме).

Также см. в Типи­коне: “[Не до земли творит поклоны, но малыя, при­к­ло­няя главу, дон­деже рукою достиг­нет до земли. В неделю бо и вла­дыч­ний празд­ник, и в пять­де­сят­ницу всю, колена не пре­кло­няют]”.

Глава 2. Чин вели­кия вечерни, сиесть бдения все­нощ­наго и утрени вос­крес­ныя, в нейже и чин о Пана­гии. Типи­кон. М.: Изда­тель­ский совет РПЦ, 2002. — С. 25.

Сто­я­ние на коле­нях ни во время Литур­гии, ни во время Все­нощ­ного бдения Уста­вом не преду­смот­рено. Сле­дует раз­ли­чать поклоны и в целом непра­во­слав­ный обычай сто­я­ния на коле­нях. Пре­кло­няя колени в земном поклоне мы выра­жаем сми­ре­ние и бла­го­го­ве­ние перед Твор­цом все­лен­ной, сразу же под­ни­ма­ясь мы испо­ве­дуем, что Гос­подь уже совер­шил наше искуп­ле­ние (дал нам всё необ­хо­ди­мое для спа­се­ния).

Харак­тер­ную иллю­стра­цию того, как по мере зна­ком­ства с обмир­щен­ным хри­сти­ан­ством Запада пра­во­слав­ные рус­ские люди стали больше смот­реть на землю, чем на небо, как посте­пенно они стали забы­вать о своем Богом даро­ван­ном сынов­стве и про­ни­каться глав­ным обра­зом созна­нием своего раб­ства, – харак­тер­ную иллю­стра­цию этого мы нахо­дим в нашей ико­но­гра­фии, в част­но­сти в изоб­ра­же­ниях посе­ще­ния Бого­ма­те­рию пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского.

В XVI веке, когда рус­ские люди еще твердо пом­нили о своем сынов­стве, на иконах явле­ния Бого­ма­тери пре­по­доб­ному, напр., на иконе, напи­сан­ной в 1588 г. (Голу­бин­ский. Пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский и создан­ная им Тро­иц­кая Лавра. М., 1909, стр. 192) и нахо­дя­щейся в ико­но­стасе Тро­иц­кого собора Лавры над южной алтар­ной дверью, преп. Сергий и его ученик изоб­ра­жены сто­я­щими прямо. Они, как равные с рав­ными, пред­стоят пред небо­жи­те­лями, откро­вен­ным лицом взи­рают на Бого­ма­терь и вни­мают Ее сло­ве­сам. Только в знак бла­го­го­вей­ного пред­сто­я­ния пре­по­доб­ных Бого­ма­тери они изоб­ра­жены со слегка накло­нен­ными гла­вами, в то время как сама Бого­ма­терь, в знак мило­сти­вого Ее бла­го­во­ле­ния к пре­по­доб­ному, изоб­ра­жена даже с несколько боль­шим накло­ном главы, чем как изоб­ра­жены пре­по­доб­ный и его ученик.

На иконах, писан­ных в XVIII веке, пре­по­доб­ный Сергий и его ученик изоб­ра­жа­ются уже сто­я­щими пред Бого­ма­те­рию на коле­нях. Потом стали изоб­ра­жать уче­ника пре­по­доб­ного Сергия не только сто­я­щим на коле­нях, но и закрыв­шим лицо свое ман­тиею. А на напи­сан­ной в сре­дине про­шлого сто­ле­тия кар­тине (снимок с кото­рой был у меня, но, к сожа­ле­нию, зате­рялся и я не могу вспом­нить фами­лию худож­ника), и пре­по­доб­ный Сергий и пре­по­доб­ный Михей изоб­ра­жены поверг­ши­мися ниц пред Бого­ма­те­рию в чув­стве раб­ского тре­пета.

Это самый про­стой пример, но он-то и оза­да­чи­вает: если при­хо­жа­нам неве­дом смысл про­стей­шей екте­нии, то какое же зна­че­ние при­да­ется другим, более слож­ным, момен­там службы, какой вкла­ды­ва­ется в них смысл, каков вообще уро­вень пони­ма­ния цер­ков­ных свя­щен­но­дей­ствий?

При­бли­зиться к умному дела­нию поз­во­ляет глу­бо­кая воцер­ко­в­лен­ность.

При­ме­ча­ния

Человек — творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон — это молитва тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Как делать земной поклон по правилам?

Творим поклоны земные как велит Церковь

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей — и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление".

Творим поклоны земные как велит Церковь

Важно уяснить, что земной поклон — это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что Иисус Христос взывал мольбы, припадая на колени, и мы должны брать пример со Спасителя, если имеются для этого телесные силы.



Обычай совершать поклоны пришел с древних библейских времен

Земное поклонение, по словам святых отцов, означает грехопадение человеческого естества, а поднятие с колен символизирует оставление прегрешений.

Важно! В Типиконе установлено, что земной поклон — преклонение ниц до земли, выражающее любовь к Господу и благоговение.

Опыт епископа Афанасия Сахарова

Не всегда можно найти правильный ответ на то, как делать земной поклон в православии. Но попробуем обратиться к известному ревнителю Церковного Устава –исповеднику Афанасию (Сахарову).

Прежде всего разберемся с тем, когда нельзя делать земные поклоны, а когда можно. Во время богослужения земные поклоны, как в принципе и поясные, совершаются совсем не по желанию. Их делают по будничным и по постным покаянным дням. В воскресные дни и, конечно же, в великие праздники, согласно постановлению Святых Отцов, они отменяются.

В период Пасхи и до Троицы, а также от Рождества и до Крещения земные поклоны тоже не полагаются. В 90-м правиле VI Вселенского собора написано, что в воскресные дни не надо преклонять колен ради чести Христова Воскресения. А вот малые поклоны надо делать в определенные минуты в соответствии со смыслом молитвословий.

Поясные и земные поклоны

Различаются поклоны великие или земные, при которых христианин опускается на колени и прикасается головой к земле, и малые или поясные — когда человек наклоняет голову и тело. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что себя необходимо принуждать к деланию поклонов, это смирит гордость, сидящую в глубине сердца.

  • Малые преклонения совершают в моменты келейных и храмовых молитв. На богослужении, когда батюшка благословляет мирян рукой, поклон делается без осенения себя крестным знамением.
  • Великие поклоны в пост совершают три раза, сопровождая крестным знамением и чтением молитвы Ефрема Сирина. Ее делят на три стиха. Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо, своевременно.

Преклонения делают после краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время чтения или пения. Нельзя поклоняться во время совершения крестного знамения.

Когда можно совершать земные поклоны

В дни Великого поста положено сделать 3 великих поклона после входа в церковь перед Распятием. Сначала совершают 2 знамения с преклонениями, потом прикладываются к Кресту и преклоняются в третий раз.



При выполнении поклона христиане показывают смирение и благоговение перед Богом

Коленопреклонение

Самая большая часть коленопреклонений делается во время Великого Поста. По объяснению святителя Василия Великого, коленопреклонение символизирует падение человека во грехе, а потом восстание – прощение его по великой милости Господа.

как правильно делать земной поклон

И опять возникает вопрос: 40 земных поклонов – как правильно делать? Поклоны делаются в любое время, кроме особых дней, о них поговорим ниже. В остальное время не нужно лениться, а лучше добровольно ввергнуть себя в поклон, означающий собственное падением в бездну покаяния в надежде, что Бог примет и благословит эти скромные труды.

От количества поклонов и поста ничего не зависит, если сердце и душа не будут очищаться от дурных помыслов и меняться в лучшую сторону. А если человек хоть чуточку искренне покается, то любящий Отец обязательно протянет ему Свою святую десницу.

Как делать земной поклон по правилам?

Все молитвы и песнопения, после которых осуществляют коленопреклонение, обязательно должны сопровождаться осенением себя крестным знамением. Одновременное проведение действ неправильно.

Важно! Земной поклон необходимо класть медленно, с внутренней молитвой и сосредоточением.

Земные поклоны после Причастия

В первые века нового времени перед Святым Причащением не совершали великих поклонов. Христиане перед принятием Крови и Плоти Спасителя поклонялись до пояса и накладывали на себя крестное знамение. Это до сих пор наблюдается в византийских церквях.

Сейчас православные верующие преклоняются перед Чашей, даже если не участвуют в Евхаристии.

В день Причащения Святых Христовых Таин нельзя поклоняться ниц. Преклонения выражают покаянное чувство, боль о своих грехах. Причастник должен соединиться с Господом в процессе Таинства и пребывать в духовном благоговении.



Поклоны в храме нужно осуществлять неторопливо и своевременно

После Причащения необходимо воздать Господу благодарственные молитвы, которые читают по окончании богослужения, или помолиться самостоятельно дома.

Земные поклоны на литургии

На Божественной Литургии необходимо поклоняться так:

Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны

В дни от праздника Воскресения Господа Иисуса Христа до Святой Троицы великие поклоны осуществлять запрещено. Но при выносе Чаши опуститься на колени для воздания благодарения Богу не возбраняется.

Важно! Дома можно совершать коленопреклонения после чтения кафизм, молитв.

Христианин должен стремиться к ознакомлению с церковным порядком, иметь духовное образование и деятельную веру. Не нужно делать замечания прихожанам, а стоит углубляться в себя, молиться.

В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

При входе в храм и при выходе из него — три раза.

При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

При окончании пения или чтения каждой стихиры.

На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

Не допускаются земные поклоны:

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

Церковный устав

Поклоны на службах (вечерня, утреня, всенощное бдение):

можно ли делать земные поклоны

Каждение

Существует уже устоявшаяся традиция, когда во время каждения настоятелем церкви прихожане отвлекаются от богослужебной молитвы, начинают передвигаться из одной стороны к другой, приковывая все свое внимание к приближающемуся священнику, создавая шум, встают спиной к алтарю, что недопустимо. Во время каждения прихожане должны расступиться и пропустить священника, после чего – тихо встать на место и вернуться к молитве.

когда делать земные поклоны на литургии

Если священник начинает кадить людей, то необходимо поклониться и вернуться к богослужению, а не искать глазами священника в течение всего этого священнодействия. Может показаться, что весь этот список слишком сложен и утомителен для запоминания, однако он может помочь каждому верующему освоиться в действах богослужений.

Читайте также: