Как сделать пешеходный переход

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 31.08.2024

Правила дорожного движения (далее — ПДД) должны соблюдать все участники дорожного движения, в том числе и пешеходы. Поэтому, если вы пешеход, необходимо знать ПДД и помнить о том, что может грозить за их нарушение.

Что должен соблюдать пешеход

Вы как пешеход обязаны (п. 7, 17, 20 ПДД):

— двигаться согласно светофорам, дорожным знакам и другим элементам, регулирующим дорожное движение;

— не создавать опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимовежливыми;

— не выпускать детей одних на проезжую часть дороги (далее — автодорога) (кроме жилых и пешеходных зон);

— не загрязнять дороги и окружающую среду;

— обозначать себя фликером, если идете в темное время суток по краю автодороги;

— уйти с автодороги, если к вам приближается транспортное средство (далее — автомобиль) с включенными синими или сине-красными маячками (автомобили ГАИ, МЧС и др.);

— переходить автодорогу в разрешенных местах:

по пешеходному переходу;

на перекрестке по линии тротуаров или обочин (только если нет наземного пешеходного перехода).

На заметку
Обочина примыкает к внешнему краю автодороги и располагается с ней на одном уровне. Отличить их легко, так как обочина выделяется дорожной разметкой или иным конструктивным способом (подп. 2.34 п. 2 ПДД);

по кратчайшему пути на участке, где автодорога хорошо просматривается в обе стороны (только если поблизости нет пешеходных переходов и перекрестков) (подп. 17.2, 17.3 п. 17 ПДД).

Вам как пешеходу запрещено (п. 18, 20 ПДД):

— идти по краю автодороги, если есть другие разрешенные пути.

Обратите внимание!
Вы можете идти по краю автодороги только в случае, если нет других вариантов для движения: тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины. При этом идти можно только навстречу движению автомобилей (ч. 1, 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД).
По автодороге в жилой и пешеходной зонах вы можете ходить даже при наличии тротуаров или обочин. Но при этом нельзя препятствовать движению автомобилей (п. 135 ПДД);

— задерживаться и останавливаться на автодороге;

— переходить автодорогу в неположенном месте;

— переходить дорогу, если по ней приближается автомобиль с включенными синими или сине-красными маячками;

— выходить на автодорогу из-за стоящего автомобиля или иного объекта (дерево, дом и др.), не убедившись в отсутствии приближающихся автомобилей.

Что грозит пешеходу за нарушение ПДД

Под нарушением ПДД на практике обычно понимается невыполнение обязанностей и нарушение запретов, которые установлены для участников дорожного движения. За такое нарушение вы как пешеход можете привлекаться к гражданской, административной и уголовной ответственности.

Если в результате нарушения ПДД вы причинили вред другому лицу или его имуществу, то он может потребовать с вас возмещения такого вреда. Данное требование он вправе заявить, даже если вас уже привлекли к административной или уголовной ответственности. При этом он должен доказать вашу вину в произошедшем (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК).

Так, вы можете нести гражданскую ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, а также материального ущерба.

Пример
В результате ДТП был поврежден автомобиль. Авария произошла по причине действий пешехода, который внезапно выбежал на дорогу перед двигающейся машиной. Ее водителю пришлось резко затормозить, из-за чего машина съехала в кювет и была повреждена. Виновником аварии признан пешеход, который был привлечен к административной ответственности за нарушение ПДД.
Владелец автомобиля вправе предъявить виновнику ДТП иск, чтобы возместить вред, причиненный его имуществу, на основании ст. 933 ГК.

За нарушение ПДД вам могут дать штраф в размере от 1 до 3 БВ (ч. 1 ст. 18.20 КоАП). При этом от ответственности могут осовбодить за отдельные административные проступки и значительные правонарушения при наличии определенных обстоятельств. Например, если правонарушение совершено впервые и нарушитель согласен на вынесение письменного предупреждения (ч. 1, 2 ст. 8.3 КоАП), которое с 1 марта 2021 г. больше не является административным взысканием.

Пример
Сотрудник ГАИ остановил пешехода, который шел по краю дороги по ходу движения автомобилей. Пешеход ранее к ответственности за нарушение ч. 2 подп. 17.1 п. 17 ПДД не привлекался, поэтому ему было объявлено письменное предупреждение. В нем разъяснили, что он должен был двигаться навстречу движению автомобилей, и предупредили об ответственности за повторное нарушение.

За нарушение ПДД в виде повреждения, загрязнения автодороги или другого дорожного сооружения на вас могут наложить штраф в размере от 2 до 5 БВ (ст. 18.29 КоАП).

Размер штрафа может быть и больше, если вы (ч. 2 — 4 ст. 18.20 КоАП):

1) нарушили ПДД в состоянии алкогольного опьянения. То же касается и нарушения в состоянии, вызванном наркотиками и иными веществами, — штраф от 3 до 5 БВ;

2) отказываетесь пройти освидетельствование (проверку на нахождение в состоянии, вызванном алкоголем, наркотиками и иными веществами) — штраф в размере от 3 до 5 БВ;

3) при нарушении ПДД создали аварийную обстановку — штраф в размере от 3 до 8 БВ. То есть ваши действия заставили других участников изменить скорость, направление движения или принять иные меры по обеспечению своей или чужой безопасности, или повлекли повреждение их транспортных средств и имущества. Например, вы резко выскочили на дорогу из-за припаркованного автомобиля, и водителю автомобиля, проезжавшему по дороге, пришлось резко затормозить (примечание к ст. 18.1 КоАП);

4) при нарушении ПДД причинили другому человеку легкое телесное повреждение или ушли с места ДТП, являясь его участником, — штраф в размере от 5 до 20 БВ.

Пример
Пешеход в состоянии алкогольного опьянения выбежал на проезжую часть дороги. В результате этого произошло ДТП: столкнулись два автомобиля. В данном случае пешеход может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.20 КоАП в виде штрафа.

К уголовной ответственности вас могут привлечь за нарушение ПДД, если (ст. 321 УК):

1) при этом вы причинили тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение. Наказание в данном случае может быть в виде:

исправительных работ сроком до 2 лет;

ограничения свободы сроком до 2 лет;

лишения свободы сроком до 2 лет;

2) это повлекло смерть человека. Виновный в данном случае наказывается ограничением или лишением свободы на срок до 5 лет.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

(п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.

Просьба увеличить/уменьшить количество полос проезжей части на строящемся или реконструируемом участке автомобильной дороги; построить надземный пешеходный переход; построить тротуары.

Поскольку все работы на Объекте выполняются в соответствии с проектной документацией и утвержденным графиком производства работ, дополнительные мероприятия, не предусмотренные проектом, не представляются возможными.

Каким образом происходит процедура изъятия объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области?

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области является уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, принимающим решение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области в целях строительства (реконструкции) автомобильной дороги регионального значения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона, в целях принятия решения
об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд для размещения объектов федерального значения или регионального значения, орган исполнительной власти, уполномоченный
на принятие решения об изъятии недвижимого имущества осуществляет выявление лиц в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 15 ст. 9 Федерального закона, после принятия Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области распоряжения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Московской области, в течение семи дней, копия указанного распоряжения направляется правообладателю изымаемого недвижимого имущества заказным письмом
с уведомлением о вручении. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении, об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма
на электронную почту.

Порядок возмещения убытков, причиняемых изъятием объектов недвижимого имущества для государственных нужд определен статьей 13 Федерального закона, согласно которому, после принятия решения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, в целях строительства (реконструкции) автомобильной дороги, проводится оценка рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиняемых изъятием для государственных нужд Московской области.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные
на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных нужд, также не будет возмещена.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества, направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона собственник или правообладатель недвижимого имущества, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.

Согласно п. 12 ст. 10 Федерального закона в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона в случае, если в течении трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

Относится ли автомобильная дорога к дорогам регионального значения?

Можно ли перекрыть транзитное движение грузового транспорта по региональной дороге?

Региональные автомобильные дороги являются дорогами общего пользования.

Кто осуществляет контроль за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД?

Приказом МВД Российской Федерации от 23.08.2017 № 664 исполнение государственной функции по федеральному государственному надзору
за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возложено на должностные лица органов ГИБДД МВД России.

Автомобили паркуются, нарушая правила ПДД, что делать?

Состав правонарушений, связанных с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации, квалифицируется в соответствии с кодексом
об административных правонарушениях. Принятие мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения, находится в компетенции сотрудников Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.

Водители игнорируют дорожные знаки, осуществляют парковку или превышают скорость?

Состав правонарушений, связанных с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации, квалифицируется в соответствии с кодексом
об административных правонарушениях. Принятие мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения, находится в компетенции сотрудников Управления ГИБДД ГУ МВД России по Московской области.

Какими НПА регламентируется порядок эвакуации?

Кто принимает решение о задержании и возврате транспортного средства?

В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ решение о задержании транспортного средства, о прекращении указанного задержания или о возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях

Кем установлена стоимость за перемещение и хранение задержанного транспортного средства?

Предусмотрена ли отсрочка платежа при возврате транспортного средства за эвакуацию?

В соответствии с распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 04.10.2017 № 209-Р необходимо произвести оплату за перемещение и хранение задержанных транспортных средств в срок до 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Где обжаловать задержание транспортного средства?

Хочу обустроить автобусную остановку (новую).

Столбы построили, освещение не горит, когда будет освещена дорога. Столб есть, плафона нет, сделаете?

Министерство транспорта является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере дорожно-транспортного комплекса Московской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области.

Если дорога частная: Вам необходимо обратиться в соответствующую организацию, обслуживающую данную линию освещения.

Дорога муниципальная: Вам необходимо обратиться в соответствующую администрацию городского округа Московской области.

Другой субъект (не территория МО): Вам необходимо обратиться
в соответствующий территориальный субъект РФ.

Дорога Федеральная: Вам необходимо обратиться в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

У автобусной остановки очень темно, автобусы проезжают мимо, будет ли освещение у остановки. От деревни Х до деревни Y очень темно, будет ли на данном участке освещение?

- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами
на расстоянии от них не менее 100 м., а также на аварийно-опасных участках.

Адресный перечень мероприятий по обустройству дополнительными линиями наружного освещения участков автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Московской области на 2021-2023 гг.
уже сформирован и утвержден.

Если участок автомобильной дороги является аварийным, вопрос строительства новой линии освещения будет рассмотрен в случае корректировки указанного плана работ.

По итогам голосования автомобильная дорога, набравшая наибольшее количество голосов, будет включена в план мероприятий по строительству линий наружного освещения на следующий год.

Если дорога частная: Вам необходимо обратиться в соответствующую организацию, обслуживающую данную линию освещения.

Дорога муниципальная: Вам необходимо обратиться в соответствующую администрацию городского округа Московской области.

Другой субъект (не территория МО): Вам необходимо обратиться
в соответствующий территориальный субъект РФ.

Дорога Федеральная: Вам необходимо обратиться в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Когда проводится голосование по устройству линий наружного освещения на региональных автомобильных дорогах Московской области?

По итогам голосования автомобильная дорога, набравшая наибольшее количество голосов, будет включена в план мероприятий по строительству линий наружного освещения на следующий год.

Как формируется план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в части устройства тротуаров вдоль автомобильных дорог?

Когда проводится голосование по устройству тротуаров на региональных автомобильных дорогах Московской области?

Возможно ли устройство тротуара от одного населенного пункта до другогоВ

Какие технические возможности устройства тротуаров?

Земельный участок для размещения тротуара должен быть шириной
не менее 1, 8 м в соответствии с требованиями п. 5.3.5 ОДМ 218.2.007-2011 и на нем не должно быть коммуникаций и газопровода.

В соответствии с Порядком функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 10.09.2016 № 727/36, единая транспортная карта учащегося предназначена для совершения поездок по маршрутам регулярных перевозок Московской области с применением льготных тарифов для:

1. лиц, обучающихся в образовательных организациях Московской области
(по очной форме обучения), вне зависимости от места регистрации;

3. воспитанников дошкольных образовательных организаций Московской области старше семи лет.

Использование ЕТК учащегося допускается только теми лицами, которые подпадают под предусмотренные категории!

В соответствии с Порядком функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 10.09.2016
№ 727/36, единые транспортные карты учащихся ежегодно 25 августа временно блокируются и включаются Оператором системы в Стоп-лист до подтверждения обучающимися своего права использовать льготные тарифы при оплате проезда
на общественном транспорте.

Для подтверждения права использовать льготные тарифы при оплате проезда в общественном транспорте и разблокировки единой транспортной карты необходимо подать соответствующее заявление через Региональный портал государственных
и муниципальных услуг Московской области.

Статус обработки заявления отображается в личном кабинете пользователя
на РПГУ.

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить. В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен.

Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД

В Письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила. В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.

Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.

При этом с учетом тех же разъяснений можно предположить, что инспектор должен будет фиксировать правонарушение на видеокамеру и получать объяснения от пешехода, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, показывать ее водителю на месте он не обязан.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины. Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления. При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

Что происходит в судах?





Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтверждала запись с видеорегистратора: человек неожиданно вышел из-за машины, припаркованной под углом к проезжей части в непосредственной близости от пешеходного перехода. Суд установил вину пешехода, к ответственности водитель не привлечен (


При этом в деле нет видеозаписи, нет объяснений пешехода. Вина установлена только на основании протокола, постановления и объяснений водителя, согласно которым он вину не признал. Водитель привлечен к ответственности (


На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приблизившись к нерегулируемому пешеходному переходу, не замедлила свой ход, несмотря на приближавшийся автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования п. 4.5 ПДД. Кроме того, суд указал, что водитель не должен прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель не привлечен к ответственности (



Суд указал, что водитель при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу обязан предоставить преимущество в движении пешеходам, переходящим дорогу, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, т.е. и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, но для которых приближающийся автомобиль создает помеху. Водитель привлечен к ответственности (



Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершения им правонарушения должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД в числе таких доказательств должны быть видеозапись и объяснения пешехода.

Читайте также: