Как сделать перестроение
Допустим, едешь по правой полосе, на следующем перекрестке нужно повернуть налево. Необходимо перестраиваться. Сзади догоняют машины. Какая-то неуверенность возникает. Как "поймать" момент и перестроиться правильно?
Избежать подобного несложно. Этот до боли очевидный совет даже и давать как-то неудобно. Тем не менее, осмелимся: чтобы безопасно перестроиться, вместо привычного торможения необходимо набрать скорость потока, в который вы собираетесь влиться. Самая безопасная скорость – скорость потока. А правильно перестраиваться и маневрировать так, чтобы в результате ваших действий другие водители не должны были тормозить или изменять направление своего движения.
Есть еще один опасный момент - "мертвая зона" зеркал. Лучше всегда хоть на мгновение, но повернуть голову в сторону поворота. Очень важный совет в пути к правильному перестроению - максимально просмотреть полосу впереди. Знаю как минимум двух человек, которые обрадовавшись свободной полосе, на скорости аккуратно перестроились и внезапно обнаружили стоящий грузовик на своей полосе и не успели затормозить.
Если необходимо перестроиться, а впереди на вашей полосе стоят машины, не спешите к ним приближаться вплотную, оставьте себе место для разгона, чтобы перестроение удалось. Не стоит бояться вклиниваться в плотное движение. Включаем поворотник. Не пропустила первая машина, чуть ближе подруливаем и так далее. Чаще всего пропускают (лично я пропущу, когда другой водитель заранее показывает поворотник, если нет - постараюсь не уступить). Можно и просто показать поворотник и ждать, но как показывает практика, это практически бесполезно.
И помните, ДТП разбирается по ПДД. Ваш маневр не должен создавать трудностей для других участников движения.
Перестроение по полосам не вызывает вопросов у опытных водителей. Во время передвижения по шоссе и в плотном городском потоке маневры происходят автоматически. Непреднамеренное или вынужденное нарушение ПДД при этом может закончиться штрафом, дорожно-транспортным происшествием. Избежать проблемных ситуаций позволит взаимное уважение участников движения и понимание, когда не нужно идти на риск.
Что такое перестроение?
Перестроение – маневр, при котором автомобиль выезжает с ранее занимаемой полосы и сохраняет при этом направление поездки. Он осуществляется с учетом разметки на трассе, что при сложных погодных условиях и на плохих дорогах, где нет указателей направления движения, вызывает затруднение у водителей. Запрет на перестроение ставится с помощью разграничительных полос на дорожном покрытии:
- Одинарная сплошная разметка. Разделяет противоположные потоки и обозначает границы в опасных местах. Кроме этого, она разграничивает места стоянки транспорта и участки, за которые въезд запрещен. Постоянные сплошные полосы обозначают белой краской, временные – оранжевой. Для систематизации потока в 1 направлении на дорогу наносят сплошную линию попутного направления.
- Двойная сплошная линия. Регулятор движения на дороге, где присутствует 4 и более полос (например, по 2 на каждой стороне). Ее пересечение с целью перестроения или разворота в неположенном месте создает опасную ситуацию.
- Одинарная сплошная разметка со спутником – пунктирной линией слева. Обозначает участки, где перестроение допускается только с 1 стороны.
- Широкая сплошная полоса. Обозначает край проезжей части.
Где можно перестроиться, а где запрещено?
Переезд на другую полосу вызывает волнение у неопытных водителей. Однако есть ситуации, где даже автомобилист со стажем может сомневаться в правильности действий. Основное табу на перестроение регламентирует сплошная линия, которая встречается в тоннелях, в области мостов, крутых поворотов и виражей. Чтобы не спровоцировать ДТП и не лишиться прав, водитель должен обращать внимание на линии разметки и знать, когда он имеет преимущество.
В тоннеле
На протяжении тоннеля полосы дороги разделены сплошными линиями, что накладывает вето на перестроение. Оно действует на российских трассах и объясняется разницей температурных режимов. В холодный период года в тоннеле теплее, чем на улице. В результате при въезде из холодного участка в теплый ухудшается сцепление колес, что ведет к возникновению аварийных ситуаций при попытке маневрирования.
Перед проездом в тоннеле автомобилистам рекомендуется определиться с полосой перемещения. Если возможность упущена, перестраиваться нужно после выезда, когда сплошная разметка сменится пунктиром.
На мосту
В правилах отсутствует информация о запрете перестроения из 1 полосы перемещения в другую во время пересечения мостов. Однако строго запрещен обгон. Если водителю необходимо перестроиться, он может это делать без последующего возврата на исходную полосу и только в тех местах, где это разрешено разметкой (нет сплошной линии).
На кольце
При перемещении в этой области автомобилист обязан соблюдать правила проезда развязок с движением по кругу. Менять полосу проезда можно при отсутствии на дороге сплошной линии. Во время маневра следует пропустить транспортные средства, которые едут прямо по смежной полосе.
На перекрестке
Регулируемый и нерегулируемый перекрестки – сложные участки дороги. При перестраивании здесь нужно уступать дорогу не только автомобилям, но и пешеходам, велосипедистам, которые следуют по намеченному пути. Правила не запрещают перестроение по полосам при въезде на перекрестки, и опытные водители делают маневр заранее. При необходимости перестроиться на сложном участке следует помнить о приоритете транспорта, который движется справа.
ПДД (п. 11.4) запрещают обгон на подобных участках дорог. Однако без него при перестроении обойтись сложно, поэтому оптимальным вариантом станет заблаговременный переезд на полосу, которая интересует:
- для перемещения направо/налево – в крайнюю правую/левую полосу;
- для продолжения прямого движения – на любую дорожку с учетом стрелок светофора.
На пешеходном переходе
Правила перестроения
Информация о перестроении изложена в п. 8.4 Правил дорожного движения. Алгоритм действий водителя прост:
- убедиться в возможности маневрирования;
- включить сигналы поворота;
- должен уступить дорогу транспорту, который двигается на нужной полосе без изменения направления;
- параллельно пропустить машины справа;
- плавно снизить скорость и рассчитать расстояние до ближайших автомобилей;
- учесть скорость транспорта, движущегося в смежном направлении.
На практике не все автомобилисты маневрируют корректно, в результате чего возникает опасная ситуация или столкновение. Избежать проблем поможет информация о том, как вести себя в разных дорожных ситуациях.
Обоюдное
При одновременном перестроении у водителей возникает немало споров. Например, во время решения вопроса, кто как должен поступить при маневрировании по трехполосной дороге. Одна машина едет по крайней левой полосе и начинает перестроение в среднюю. Другая стремится попасть в средний ряд с крайней правой полосы.
Согласно правилам преимущества в этом случае у водителя автомобиля справа. Во избежание бокового соприкосновения шофер слева обязан притормозить, пропустить машины справа и транспорт, который перестроился. При этом важно учитывать поведение других участников.
Между рядами
Подобный маневр считается опасным, особенно для начинающих водителей. Перестраиваться следует постепенно и заблаговременно. Например, при движении по трехполосной трассе перестраиваться из крайнего правого или левого ряда в противоположный следует в 2 этапа, из ряда в ряд. Сначала следует занять среднюю полосу, а затем переехать в нужный ряд. При этом следует учитывать темп перемещения других участников движения.
Запрещено пересекать в ходе 1 перестраивания сразу 2 разделительные полосы.
При помехе справа
Под этой ситуацией подразумевается, что справа от водителя, который планирует перестраиваться, движется автомобиль. Его следует пропустить и только потом проводить маневр. В случае обоюдной перестройки помехи нет, однако, приоритет у транспорта справа. Если вопрос касается ситуации, когда водитель движется по левой стороне, а на его полосу перестраивается машина справа, нужно пропустить помеху и только потом перестраиваться самому.
В левый ряд
Правильно перестраиваться в этом случае нужно по общим правилам. Автомобилисту следует включить поворотник, притормозить и пропустить машины, которые движутся прямо по левой полосе. После этого можно начинать перестроение. Тип дороги (главная, второстепенная) значения не имеет. Всегда уступает тот, кто планирует перестроение. Если его пропускают из вежливости, можно пользоваться моментом.
Перед светофором
Случается, что решение о перестроении автомобилисты принимают перед светофором. Такое случается, например, если крайняя правая полоса занята и горит зеленый сигнал. Действовать следует по общим правилам, но с учетом таких нюансов:
- обязательное включение поворотных сигналов (невзирая на отсутствие машин, движущихся попутно);
- если горит запрещающий сигнал, необходима остановка перед светофором;
- при перестроении не нужно специально замедлять скорость, следует поддерживать ее среднее значение.
При сужении дороги
Об уменьшении полос на трассе заблаговременно предупреждает знак. В этом случае водителям следует заранее переехать на полосу, которая будет продолжаться. При этом преимущество движения остается у автомобилей, движущихся по несужаемому пути. Они должны продолжать путь на той же скорости. При перестроении их следует пропустить и затем совершить маневр.
Общественного транспорта
Перестраивание троллейбусов, автобусов, трамваев происходит по общим правилам. Если общественный транспорт перемещается по той полосе, которая выделена для него, то ее разрешено занимать автомобилям при безопасном перестроении или повороте налево.
Однако маневр следует осуществлять оперативно, чтобы не препятствовать транспорту, для которого предназначена полоса.
Наказание за нарушение правил
Игнорирование правил грозит денежным штрафом, сумма которого зависит от вида нарушения:
- маневрирование без включенных поворотных сигналов – 500 руб;
- игнорирование преимущества движения – 1000 руб;
- переезд сплошной разметки – 5000 руб или лишение прав в течение полугода.
Совершая некорректные маневры, водитель рискует оказаться без прав, спровоцировать аварию с участием третьих лиц (пешеходов и других транспортных средств). Это грозит административным или уголовным наказанием, тяжесть которого зависит от характера ДТП. Знание правил ГИБДД, статей нарушений позволяет участникам движения быть взаимно вежливыми, бережет нервы, финансы и здоровье.
Некоторым покажется странным, причем тут перестроение, а также взаимное перестроение на дороге. Но все же это факт.
Как вариант, есть водители, считающие необходимым во всех дорожных ситуациях уступать машинам, которые приближаются справа. Ведь в этом случае как раз и срабатывает понятие помехи. Но почему-то остальные правила и требования они учесть забывают. И это категорически неправильная модель поведения на дороге.
Когда нужно уступать
Правило, касающееся помехи справа, фактически должно применяться в 2 ситуациях:
Осуществляется движение на нерегулируемом перекрестке, а также других участках, где правила не прописывают очередность проезда машина. То есть нет знаков, соответствующей разметки или других способов понять, у кого же приоритет;
Одновременное перестроение. Оно же взаимное перестроение.
Еще один момент. Опираться на правило помехи справа нужно в последнюю очередь. То есть когда нет иных способов трактовать дорожную ситуацию, опираясь на ПДД.
Понятие о перестроении
Прежде чем поговорить о том, кто виноват при одновременном перестроении, нужно разобраться в терминах.
Если водитель не знает, что такое взаимное перестроение, это совершенно не освобождает от ответственности в случае возникновения ДТП по его вине. Это касается и всех остальных правил, а также требований.
Согласно ПДД, перестроением называют выезд из занимаемого ряда, либо полосы, но с сохранением изначального направления движения. Тут не имеет значения, будете ли вы пересекать одну полосу, две, съезжать на обочину. Если выезд с полосы выполняется без последующего намерения повернуть, то это будет считаться перестроением.
В пунктах 8.1, а также 8.2 действующих правил дорожного движения прописано, как автомобилист должен выполнять процесс подготовки к последующему перестроению.
Суть заключается в следующем:
- заблаговременно подать сигнал, используя сигналы поворотника;
- если сигналы не работают, то подать сигнал с помощью руки;
- выполняя перестроение, не создавать опасность для других участников движения;
- не создавать помехи для движения других машин.
Важное дополнение есть в этих правилах. Даже если автомобилист подал сигнал о намерении перестроиться, это не дает преимущества, а также не освобождает от необходимости принять все меры предосторожности.
Тут также стоит напомнить о правилах перестроения с опережением и обгоном , где рассказывается о важных нюансах подобных маневров.
Вопрос приоритета при перестроении одной машины
Теперь к вопросу о том, кто должен уступить при перестроении.
Когда перестраивается одна машина, то именно ее водитель обязуется уступать дорогу.
На практике обычно встречаются следующие ситуации.
- Ваш автомобиль движется по своей полосе . С соседней полосы другой автомобиль пытается перестроиться на занимаемую вами полосу. Здесь правило помехи справа не действует. Потому уступать не обязаны. Можете это сделать, но сугубо из вежливости. По правилам уступать не требуется. И не важно, будет машина перемещаться на вашу полосу слева или справа;
- Вы хотите перестроиться в другую полосу . Другие машины при этом перестроение не выполняют. Здесь придется ждать, пока появится свободное место для перехода на соседнюю полосу. Тут также не будет действовать правило помехи справа.
Как видите, преимущество при перестроении один перестраивающийся автомобиль не получает.
Особенности одновременного перестроения
Обустройство гаража своими руками: как оборудовать просто и красиво
Теперь несколько иная ситуация. Теперь уже 2 и более транспортных средства хотят сменить полосу движения, не меняя направление движения при этом.
И кто кому уступает при перестроении взаимного типа? То есть при одновременном маневре.
Если речь идет об одновременном переходе на другие полосы нескольких машин, то только тогда в работу вступает правило помехи справа. А потому преимущество будет у того автотранспортного средства, которое располагается по правую сторону от других машин.
Стоит рассмотреть несколько ситуаций, которые происходят обычно на практике.
- Водитель перемещается (перестраивается) на полосу дороги слева от него . С левой полосы также перестраивается другая машина. Первый уходит влево, второй вправо. Согласно правилам, вторая машина должна уступать. Это не зависит от того, в какую именно полосу он намерен перейти. Да, в подобной ситуации преимущество у водителя первого автомобиля, смещающегося влево. Но тут уверенно давить на газ, полагая, что другой автомобилист знает трактовку правил в такой ситуации, не стоит. Подождите немного и убедитесь, что водитель действительно намерен уступить. И потом уже выполняйте полноценный маневр;
- Ваша машина переходит на полосу справа от вас . Другой автомобиль, находясь на этой правой полосу, пытается перестроиться на левую полосу. Тут уже ваша очередь уступать. Действует правило помехи справа. Потому дайте автомобилисту выполнить маневр, после чего спокойно завершайте собственные действия на дороге.
Здесь ничего сложного нет. Но запомнить правильность трактовки тех или иных дорожных ситуаций необходимо.
Сужение дороги и разгонная полоса
Знакомство с Mini Countryman второго поколения
Довольно часто начинающие автомобилисты прекрасно запоминают правило помехи справа. Оно становится ключевым, на что опираются новички при выезде на дороги общего пользования.
Правилом помехи активно пользуется при выполнении маневров, обгонов, а также проездов перекрестков. И зачастую это ведет к авариям и ДТП.
Начнем с перестроения, обусловленного сужением дороги. Сужение происходит с крайней правой полосы. Водители движутся по ней, но в итоге должны перестроиться. Здесь полагаться на правило помехи справа никак нельзя. Потому те, кто находятся на полосе сужения, сначала должны пропустить автотранспортные средства, движущиеся по левой от них полосе. В случае ДТП есть лишь один шанс, что водителя справа признают невиновным. Это если машина, с которой произошло столкновение, одновременно с правым автомобилем перестраивалась. Но сложно себе представить ситуацию, когда кто-то перестраивался бы на линию сужения.
Аналогично ситуация рассматривается при перестроении, находясь на разгонной полосе. В пункте 8.10 действующих правил дорожного движения даже отдельно прописано. Там говорится, что при наличии полосы разгона, водители, движущиеся по ней, при перестроении обязан уступить дорогу тем транспортным средствам, которые находятся на полосе, в которую происходит смещение.
Что получаем в итоге
Подводя итоги по всему сказанному ранее, можно сделать следующие выводы:
- Если автомобилист не осуществляет перестроение, то и уступать он никому не обязан;
- Если происходит перестроение на правую полосу движения, то сначала потребуется пропустить (уступить) всех остальных водителей на этой полосе;
- При перестроении в левую полосу вас должны пропускать только те автомобилисты, которые перестраиваются с вами одновременно.
Что же касается наказания, то при невыполнении требования уступить авто, имеющему преимущество, водителя ожидает наказание в виде предупреждения, либо же штрафа в размере 500 рублей.
Но это еще не все. Главное наказание в случае ДТП — это признание вашей вины. Со всеми вытекающими последствиями, а также финансовыми расходами.
Старайтесь не нарушать, будьте внимательными на дорогах, а также помните об элементарных правилах вежливости.
Увы, не все автомобилисты знают правила, а также четко понимают, как трактовать те или иные дорожные ситуации. Потому иногда лучше уступить, даже имея преимущество по ПДД. Зато останетесь целыми и невредимыми.
Случалось ли попадать в ДТП при перестроении? Кто оказался виноват? Какие последствия ожидали виновника? Как думаете, много ли безграмотных водителей на дорогах?
Существует большой риск стать виновником ДТП, если вы не знаете, как правильно перестраиваться. Рассмотрим советы по маневрированию в плотном потоке.
Положение о перестроении находится в главе 8 ПДД. Пункт 8.4 гласит: водитель, желающий сменить полосу движения, должен уступить дорогу ТС, движущимся в попутном направлении без изменения направления движения. При одновременном перестроении двух автомобилей право первоочередного маневра имеет водитель, находящийся по правую сторону. Рассмотрим правило на конкретных примерах.
В общих чертах пункт 8.4 можно выразить следующими тезисами:
Перестроение
Этапы смены направления движения:
- оценка дорожной ситуации;
- включение поворотника;
- контрольный взгляд в зеркало заднего вида;
- перестроение, выключение указателя поворота.
Многие водители считают, что опасно перестраиваться только в плотном потоке. Ошибка заключается в том, что чрезмерная расслабленность при движении по разгруженным дорогам притупляет концентрацию. Повышается риск не заметить идущий позади мотоцикл либо оставить без внимания автомобиль в мертвой зоне. Поэтому перестроение в любой ситуации требует от водителя максимальной концентрации и уверенности в совершаемом маневре.
Как убедиться в безопасности маневра
Главная сложность при смене полосы – правильная оценка дорожной ситуации. Вы должны убедиться в том, что при перестроении в занимаемой вами площади не окажется другое транспортное средство. Для этого очень часто недостаточно лишь посмотреть в зеркало заднего вида непосредственно перед началом маневра. Во-первых, есть вероятность, что рядом с вашим авто в мертвой зоне находится другой автомобиль.
Мертвая зона – ситуация, при которой объект исчез из бокового зеркала заднего вида, но еще не появился в боковом окне. Всегда эта зона шире со стороны пассажирского зеркала.
Во-вторых, при беглом взгляде невозможно оценить скорость приближения следующего за вами авто. Когда вы посмотрите в зеркало, дистанция действительно будет достаточной для перестроения. Но уже к началу маневра автомобиль успеет приблизиться к вам на небезопасное для маневра расстояние.
Осуществление маневра
Чтобы избежать ДТП, к перестроению нужно соответственно подготавливаться:
Дополнительные рекомендации
Чтобы уменьшить мертвую зону, следует правильно настроить зеркала заднего вида. При правильной регулировке в ближний край зеркала вы должны видеть небольшую выступающую часть кормы. При установке угла вертикального наклона нужно соблюдать баланс. Если наклонить зеркало слишком низко, то уменьшиться слепая зона, но вы потеряете из виду вдалеке идущие автомобили. Ситуации усугубится еще больше при спуске со склона.
Никогда не меняйте 2 полосы движения за один прием, так как вы не сможете адекватно оценить дорожную ситуацию. Смена полосы должна происходить плавно. Теперь вы знаете, как правильно перестраиваться, чтобы не попасть в ДТП.
Читайте также: