Как сделать педагогический проект

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 02.09.2024

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОДИКА / ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ / ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ / РЕСУРСЫ / ПРОДУКТ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / UNIVERSAL TRAINING ACTIONS / TECHNIQUE / STAGES OF IMPLEMENTATION / STATEMENT OF THE PROBLEM / RESOURCES / PRODUCT / EFFECTIVENESS CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко Елена Александровна

РАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО проекта

Елена Александровна Сиденко,

старший преподаватель АПКиППРО, Москва

Как составить пошаговый план решения профессиональных педагогических задач в условиях введения ФГОС? У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику урока? Об этом статья.

• универсальные учебные действия • методика • этапы выполнения

• постановка проблемы • ресурсы • продукт • критерии эффективности

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большая часть россиян (51%) негативно относится к проекту нового образовательного стандарта. Почему? Можно предположить, что часть респондентов просто не представляет себе, чем реформа образования может помочь школе, для чего она нужна и как пройдёт её внедрение. Между тем за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения, которое понималось как передача системы готовых знаний, к обучению как умению эти знания самостоятельно добыть.

Типичный пример самостоятельного получения нового знания — освоение информационных технологий1. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, коренным образом преобразуется жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему, чтобы полученных знаний и опыта хватило на всю взрослую жизнь2.

1 См.: Швыдько З.В. Проектное обучение на уроках информатики в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса можно обобщённо назвать умением учиться. Сегодня наиболее перспективным путём признано формирование у школьников универсальных учебных действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Что входит в умение учиться? Можно назвать несколько ключевых компетенций, образующих это понятие: способность к работе с информацией, её пониманию, усвоению, обработке и оформлению, умение регулировать свою деятельность, владение логическими операциями и умение сотрудничать с окружающими людьми.

Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Готовность школьников к обучению на новой ступени образования целесообразно оценивать не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.

Разберём по пунктам каждый её этап.

4 Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2; Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории

к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1.

• педагог не знает, как заинтересовать учеников;

• педагог не владеет необходимыми методиками;

• педагог не умеет обучать посредством проблемной ситуации.

При указании причин рекомендуется оставлять только те причины, на которые сам участник проектной группы (или сама группа) могут повлиять в ограниченное время и с ограниченными ресурсами. Не имеет смысла формулировать те причины, на которые невозможно повлиять вообще (их разрешение находится вне нашей компетенции) либо в период времени, предполагающий работу по проекту.

При работе с причинами важно не путать причину проблемы со следствием или вторичной причиной, вытекающей из первой.

Хотя большинство педагогов в качестве причины низкой мотивации учащихся указывают отсутствие интереса к своему предмету у детей, это нельзя назвать первопричиной. Это, скорее, следствие.

Дети не хотят учиться. Причина: им не интересен предмет. В чём причина? Им скучно на уроке. Они пассивны на уроке. В чём причина того, что им скучно и они не хотят ничего делать? Педагог не знает, как их заинтересовать и сделать активными. Почему педагог не знает? Он не обучен методикам, у него нет необходимых знаний.

Приведём пример. Причины:

а) Педагог не знает, как заинтересовать учеников. Задача: узнать, как заинтересовать учеников.

б) Педагог не владеет необходимыми методиками. Задача: овладеть методиками.

в) Педагог не умеет обучать посредством проблемной ситуации. Задача: научиться

работать в контексте проблемного обучения.

5. Мероприятия. Чтобы понять, какие нужно запланировать мероприятия, зададим себе вопрос: как решить поставленную задачу, какие нужны действия?

Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом необходимо ответить на вопрос: сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?

1. Задача: узнать, как заинтересовать учеников.

1.1. Узнать в Интернете, какие есть способы работы с мотивацией. Поручить это Марии Ивановне Петровой, у неё есть доступ в Интернет и она хорошо умеет собирать информацию. Попросить у неё ссылки, тексты статей и всё остальное, что она найдёт, в конце месяца.

1.2. Посетить мотивационный тренинг или семинар. Я сама хочу посетить этот тренинг, чтобы узнать всё из первых рук. Для этого мне нужно найти информацию о тренингах и семинарах по этой проблеме, узнать о стоимости и решить вопрос

с оплатой. Информацию я найду на сайте нашего регионального центра повышения квалификации. Если там не ведутся такие семинары, то я воспользуюсь поисковой

системой в Интернете и узнаю, где ведутся подобные курсы. Вопрос оплаты я решу с нашим директором.

1.3. Посетить открытый урок в соседней школе по тому же предмету, который веду я. Это я тоже сделаю сама. Я хочу сама увидеть, что педагог делает на уроке, чтобы заинтересовать учащихся. Для этого мне нужно поговорить с завучем и узнать, как это лучше сделать.

2. Задача: овладеть такими методиками работы с учащимися, чтобы им был интересен и нужен мой предмет.

2.1. Подобрать и изучить литературу о методе проектов5.

Давно слышала о методе проектов, надо бы узнать поподробнее. Есть много литературы, её нужно изучить и составить своё мнение. Попрошу нашего библиотекаря подобрать для меня книги о методе проектов. Часть книг прочитаю сама, другую часть дам коллеге, которую тоже волнует проблема интереса учеников к её урокам. Потом обменяемся мнениями.

2.2. Узнать в нашем региональном центре повышения квалификации, есть ли курсы повышения квалификации по методу проектов.

2.3. Узнать, кто из учителей применяет проектную методику на своих уроках. Это может быть и в нашей школе, и в соседней. Про на-

шу узнать просто: на перемене в учительской спросить, работал ли кто-то по этому методу и какие отзывы. Про соседнюю школу поговорить с завучем. Может, кто-то давно и успешно применяет этот метод, и я могла бы посмотреть какие-то материалы или посетить урок. Возможно, со мной поделятся готовыми проектами и расскажут, как их проводить.

3. Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения, как это выделено в концептуальных положениях

3.1. Прочитать статьи об обучении посредством проблемной ситуации в журналах. Попросить библиотекаря подобрать несколько журналов с небольшими статьями по этой проблеме. Короткие статьи читаются легко, поэтому на ближайшем педсовете я попрошу коллег взять по одному журналу и почитать дома. Обменяемся мнениями в учительской по мере прочтения.

3.2. Узнать в учебно-методическом центре, когда будет следующий вебинар

по инновационному обучению в условиях введения ФГОС в начальной школе. Записаться на вебинар и задать там вопрос: кто может поделиться успешным опытом обучения через проблемную ситуацию. Записать координаты, контакты людей, чтобы, если нужно, списаться потом по электронной почте и получить материалы.

3.3. В школьном коллекторе взять несколько презентаций по проблемному обучению и посмотреть их дома в выходные.

После того, как я составлю своё мнение об обучении посредством проблемной ситуации, я решу, нужны ли мне курсы на эту тему. Может быть, после изучения литературы, вебинара, обсуждения

с коллегами и просмотра презентаций я сама смогу применять этот метод на уроках. Если возникнут затруднения, я буду искать курсы, чтобы обучиться этому методу.

Итак, мы разобрали достаточно подробно все мероприятия, которые планируются для решения задач из нашего примера. Пойдём дальше.

Ресурсы бывают не только внешние, но и внутренние. Самый мощный ресурс часто забывают указать. Это желание педагога заниматься проблемой, интерес к этому вопросу. Всегда необходимо помнить о желании как ресурсе, потому что если найти людей с желанием эту же проблему решить, вы получаете единомышленников и помощ-

ников, с которыми гораздо быстрее достигнете планируемого результата.

Время — тоже важный ресурс. У кого из окружающих людей есть желание решать со мной эту проблему и время на то, чтобы этим заняться? Может, кто-то готов уделить время проведению одного из запланированных мною мероприятий и я могу поручить это ему?

Ещё один ресурс — связи, деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении моих задач.

К ресурсам относится вся литература, бумажная и электронная, презентации, видеофильмы, дидактические материалы, учебные пособия, разработки уроков, журнальные статьи, книги.

Ресурсами в нашем примере будут: Интернет (информация о способах работы с мотивацией, которую будет искать Мария Ивановна), возможность посетить открытый урок в соседней школе, литература о методе проектов, статьи об обучении через проблемную ситуацию, возможность посетить вебинар, презентации из школьного коллектора, свободное время в выходные дни, которое я могу выделить на просмотр материалов, наличие у меня заинтересованной коллеги, которая тоже хочет решить проблему низкой мотивации учащихся.

Поскольку я не уверена, выделит ли директор финансы на обучение на курсах повышения квалификации, я не пишу это в ресурс, хотя запланировала себе как мероприятие разговор с директором по этому вопросу.

с помощью существительного и отвечает на вопрос кто? что?

В нашем примере продуктом будет заинтересованный ученик (точнее, ученики). Помимо основного продукта в ходе работы мы получим несколько дополнительных продуктов: обученного учителя, комплект методик, с которыми он сможет работать, дидактическое материалы и пособия, мультимедийные средства, которые он будет использовать на уроках. По сути, каждое запланированное мероприятие может быть отражено в некотором продукте: программа, сценарий, план, видеофильм. Данная методика позволяет быстро наполнить часть педагогического портфолио, представив результаты деятельности структурировано, в системе.

Но как узнать, хороший ли продукт мы получили? Вдруг это не такой продукт, на который мы рассчитывали? Для этого нужен следующий пункт: критерии эффективности.

8. Критерии эффективности. Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопросы: что следует считать хорошим результатом?

я узнаю, что мой продукт

что он удовлетворяет меня?

В нашем примере, где продуктом будет заинтересованный ученик, критериями эффективности можно назвать желание учеников учить мой предмет, о котором я узнаю с помощью следующих показателей (критериев):

• Активность учащихся на уроке: слушают, задают вопросы, участвуют в диалоге, открыто смотрят в глаза, смело отвечают, строят гипотезы, участвуют в обсуждениях.

• Выполнение домашних заданий: им нравится выполнять задания, подходят к этому творчески, неформально, предлагают свои варианты заданий, делятся затруднениями, с удовольствием рассказывают о том, что выполнили.

• Отличные знания по моему предмету: ученики хорошо пишут контрольные, отвечают у доски, повысилась успеваемость, ученики участвуют в олимпиадах.

Здесь также важно подобрать комплект контрольно-измерительных материалов (далее КИМов) для диагностики результатов. В зависимости от решаемой проблемы критерии эффективности, в том числе и КИМы, будут варьироваться.

Только оценив полученный результат, можно понять тот ли это результат, который был нужен, и не нуждается ли цель в корректировке.

И наконец, мы подошли к последнему пункту:

9. Степень разработанности проблемы.

Заполнение этого пункта нужно для того, чтобы знать, на чей опыт можно опираться. Это не обязательно опыт учёных или целых научных школ. Это может быть просто коллега-педагог или любой человек, который сталкивался с той же проблемой в жизни и её решал.

В нашем примере сюда можно вписать выходные данные статей, книг и пособий, к которым педагог будет обращаться в решении задач по введению ФГОС, а также опыт коллег.

Задание для самостоятельной работы

Мы предлагаем читателям потренироваться в экспертной оценке применения этой методики для решения педагогических проблем, связанных с введением ФГОС в школе. Для этого вам нужно проанализировать разработку учителя, представленную ниже, и ответить на вопросы:

• Актуальна ли, на ваш взгляд, проблема, выбранная автором?

• Находится ли её решение в компетенции разработчика?

• Все ли причины реальны и устранимы собственными силами?

• Являются ли указанные причины первопричинами или следствиями?

• Корректно ли сформулирована цель: достаточно ли она конкретизирована? Можно ли будет зафиксировать её достижение?

• Находится ли решение заявленных задач в компетенции разработчиков?

Есть ли ресурсы на решение каждой задачи?

• Достаточен ли перечень мероприятий

• Адекватно ли определены критерии

и можно ли по ним определить степень решения проблемы и задач? Уточните критерии, если считаете нужным.

1. Постановка проблемы: недостаточная готовность педагогов к разработке программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

3. Цель: обеспечить готовность педагогов

к разработке программ внеурочной деятельности.

• Осознание и принятие целей и задач внеурочной деятельности при реализации

• Освоение технологий разработки программ внеурочной деятельности.

• Получение собственного опыта разработки программ внеурочной деятельности.

6. Ресурс: финансовые (стимулирующая часть фонда оплаты труда), кадровые (курсовая подготовка), информационные: педагогическая печать, ИМЦ, ресурсы сети.

7. Продукт: банк программ внеучебной деятельности по ФГОС-2.

8. Критерии эффективности:

• вариативность программ по направлениям внеучебной деятельности;

• количество разработанных программ;

• удовлетворённость детей и родителей программами внеучебной деятельности.

1. Постановка проблемы: несформирован-ность умения разрабатывать и осваивать технологические карты урока.

3. Цель: сформировать у педагогов умение составлять технологические карты уроков.

4. Задачи (см. схему 1).

5. Мероприятия, ответственные.

6. Ресурс: Интернет, методическая литература, кадры и т.д.

Создание банка реализуемых программ

Создание проектов программ для ОУ

Августовский педсовет: утверждение программ внеурочной деятельности

Недостаточное осознание целей и задач внеурочной деятельности при реализации ФГОС-2

Не владеет алгоритмом разработки технологической карты

Недостаточность спектра заданий, обеспечивающих деятельностный подход

Овладеть в полном объёме требованиями ФГОС (УУД)

Ознакомить педагогов с алгоритмом разработки технологической карты

Изучить опыт работы по разработке продуктивных заданий

Курсы повышения квалификации

Тематический педсовет, МО

Разработка рабочих программ, программы формирования УУД

Заседание МО по данной теме

Практические семинары, тренинги

Изучение источников по данной теме

Практические семинары, тренинги

• рабочая программа педагога;

• программа формирования УУД;

• макеты технологических карт.

8. Критерии эффективности:

• экспертиза рабочих программ;

• экспертиза программы формирования УУД;

• анализ эффективности урока по обеспечению требований ФГОС (УУД).

9. Степень разработанности проблемы. Кто из учёных и практиков имеет опыт решения обозначенной вами проблемы, в чём он заключается? Кто и что сделал в этой области?

На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс?

1. Постановка проблемы: недостаточная готов ность педагогов к применению современных образовательных технологий.

3. Цель: оеспечить готовность педагогов к использованию современных образовательных технологий.

4. Задачи (см. схему 2).

5. Мероприятия, ответственные

6. Ресурс: Интернет, методическая литература, кадры (школьная подготовка).

• учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий;

8. Критерии эффективности: • увеличение количества педагогов, использующих современные образовательные технологии;

( Недостаточное осознание целей Недостаточная изадач использования современн-к! 1 осведомлённость 1 I образовательных технологий Нежелание использовать современные образовательные технологии

Осознание и принятие целей Освоение современных и задач применения образовательных технологий образовательных технологий Получение собственного опыта

1 Курсы повышения V квалификации )( Изучение современных образовательных технологий )( Семинары, практикумы

рематический педсовет, МО ^^ ^^ Создание банка данных )( Открытые уроки ^^

• повышение эффективности урока;

9. Степень разработанности проблемы. Кто из учёных и практиков имеет опыт решения

обозначенной вами проблемы, в чём он заключается? Кто и что сделал в этой области? На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс? НО

Читайте также: