Как сделать орнамент эшера

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.09.2024

Эшер и Италия

Эшер и мавританский стиль

Еще в 1930-е годы Эшер посетил памятники мавританского искусства в Испании, в том числе Альгамбру, где его поразили знаменитые геометрические орнаменты. Орнаменты и вообще геометрические композиции для художников Востока были едва ли не главным способом самовыражения — ислам запрещает изображать людей, а самыми денежными стройками, как правило, были мечети. К тому же математика была любимой наукой исламского Средневековья.

Эшер и кристаллография

В основе многих известных рисунков Эшера лежит принцип симметрии — тот же самый, что положен в основу науки о кристаллах. Эшер не был ученым — его прежде интересовала эстетическая сторона симметрии, поэтому он развлекал и себя, и зрителя, заставляя симметрично кружить по поверхности ящерок, птиц, кошек, даже демонов и ангелов. Однако наукой он увлекался довольно серьезно — и в 1960 году по приглашению химика и кристаллографа Каролины МакГиллаври Эшер даже выступал с лекцией о симметрии на международной кристаллографической конференции в Кембридже.

Эшер и геометрия

Эшер и математика

Эшер и неевклидово пространство

Эшер и оптические иллюзии

Эшер и рекурсия

Рекурсией называют такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно. Эшер много раз использовал рекурсивный метод в разных формах.

Эшер и дизайн

Эшер и имп-арт

Мозаика Эшера на додекаэдре

Одинаковым узором, повторяющимся на каждой грани многогранника, можно создать чередующуюся комбинацию рисунков на объемном геометрическом теле.

Эшер известен концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски иллюстрировал понятия симметрии, бесконечности и особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.

мауриц эшер

Регулярное разбиение плоскости, называемое "мозаикой" - это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники. Эшер использовал в своих гравюрах все виды мозаик - регулярные и нерегулярные.

Мозаика Эшера морские звезды и ракушки

Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражение, смещение и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и проч. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех - и шести-направленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.

Используя один из элементов этой мозаики, а именно пятиконечную морскую звезду, по краям касающуюся ракушек, мы можем создать правильный пятиугольник, который послужит гранью додекаэдра.


Мауриц Корнелис Эшер (1898–1972) — нидерландский художник-график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.
Эшер — самый яркий представитель имп-арта — художественного течения второй половины XX века, нацеленного на изображение невозможных фигур.

Столкновение. 1944

Новогодняя открытка. 1949

В то же самое время работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю.

Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам.

Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, но считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.

Метаморфозы III. 1967-1968

Метаморфозы III. 1967-1968

Рептилии. 1943

В гравюре "Рептилии" маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры.

Сам Морис Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал:

Все мои произведения — это игры. Серьезные игры.

Однако в этих играх математики всего мира вот уже несколько десятилетий рассматривают абсолютно серьёзные, материальные доказательства идей, созданных с помощью исключительно математического аппарата.

Творчество Эшера оказало большое влияние на огромное количество художников в разных странах мира.

В 2002 году в Гааге, в бывшем королевском дворце, ранее использовавшемся как выставочный зал, открыт музей Эшера, в котором выставлены его наиболее известные графические работы.

Мозаики

Мозаичная фреска Альгамбры

Регулярное разбиение плоскости, называемое "мозаикой" — это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники. Но Эшер интересовался всеми видами мозаик — регулярными и нерегулярными (нерегулярные мозаики образуют неповоряющиеся узоры) — а также ввел собственный вид, который назвал "метаморфозами", где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.

Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году во время путешествия по Испании. Он провел много времени в Альгамбре, зарисовывая арабские мозаики, и впоследствии сказал, что это было для него "богатейшим источником вдохновения". Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:

В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически. Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней.

Птицы и рыбы. 1938

Две интересных плоскости. 1952

Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. Нерегулярных вариантов разбиения плоскости гораздо больше. В частности в мозаиках иногда используются нерегулярные мозаики, в основу которых положен правильный пятиугольник. Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражение, смещение и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и прочее. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.

Многогранники

Правильные геометрические тела — многогранники — имели особое очарование для Эшера. Во многих его работах многогранники являются главной фигурой и в еще большем количестве работ они встречаются в качестве вспомогательных элементов.

Четыре тела. 1948

Существует лишь пять правильных многогранников, то есть таких тел, все грани которых состоят из одинаковых правильных многоугольников. Они еще называются телами Платона. Это — тетраэдр, гранями которого являются четыре правильных треугольника, куб с шестью квадратными гранями, октаэдр, имеющий восемь треугольных граней, додекаэдр, гранями которого являются двенадцать правильных пятиугольников, и икосаэдр с двадцатью треугольными гранями.

На гравюре "Четыре тела" Эшер изобразил пересечение основных правильных многогранников, расположенных на одной оси симметрии, кроме этого многогранники выглядят полупрозрачными, и сквозь любой из них можно увидеть остальные.

Большое количество различных многогранников может быть получено объединением правильных многогранников, а также превращением многогранника в звезду. Для преобразования многогранника в звезду необходимо заменить каждую его грань пирамидой, основанием которой является грань многогранника. Изящный пример звездчатого додекаэдра можно найти в работе "Порядок и хаос". В данном случае звездчатый многогранник помещен внутрь стеклянной сферы. Аскетичная красота этой конструкции контрастирует с беспорядочно разбросанным по столу мусором. Заметим также, что анализируя картину можно догадаться о природе источника света для всей композиции — это окно, которое отражается левой верхней части сферы.

Порядок и хаос. 1950

Звезды. 1948

Фигуры, полученные объединением правильных многогранников, можно встретить во многих работах Эшера. Наиболее интересной среди них является гравюра "Звезды", на которой можно увидеть тела, полученные объединением тетраэдров, кубов и октаэдров. Если бы Эшер изобразил в данной работе лишь различные варианты многогранников, мы никогда бы не узнали о ней. Но он по какой-то причине поместил внутрь центральной фигуры хамелеонов, чтобы затруднить нам восприятие всей фигуры. Таким образом, нам необходимо отвлечься от привычного восприятия картины и попытаться взглянуть на нее свежим взором, чтобы представить ее целиком. Этот аспект данной картины является еще одним предметом восхищения творчеством Эшера.

Спирали

Основных видов спиралей, используемых Эшером в своих работах, можно назвать три:

Водоворот. 1957

Сферическая спираль. 1958

Спирали. 1953

Форма пространства

Среди наиболее важных работ Эшера с математической точки зрения являются картины, оперирующие с природой самого пространства. Литография "Три пересекающиеся плоскости" — хороший пример для начала обзора таких картин. Этот пример демонстрирует интерес художника к размерности пространства и способность мозга распознавать трехмерные изображения на двухмерных рисунках. Эшер позже использовал данный принцип для создания изумительных визуальных эффектов.

Три пересекающихся плоскости. 1954 Циклический предел III. 1959

Циклический предел III. 1959

Под влиянием рисунков в книге математика Гарольда Коксетера (1907–2003) Эшер создал много иллюстраций гиперболического пространства. Один из примеров можно увидеть в работе " Циклический предел III". Здесь представлен один из двух видов неевклидового пространства, описанных французским математиком Пуанкаре. Чтобы понять особенности этого пространства, представьте, что вы находитесь внутри самой картины. По мере вашего перемещения от центра круга к его границе ваш рост будет уменьшаться также, как уменьшаются рыбы на данной картине. Таким образом путь, который вам надо будет пройти до границы круга будет казаться вам бесконечным. На самом деле, находясь в таком пространстве, вы на первый взгляд не заметите ничего необычного в нем по сравнению с обычным евклидовым пространством. Например, чтобы достичь границ евклидового пространства вам также необходимо пройти бесконечный путь. Однако, если внимательно присмотреться, то можно будет заметить некоторые отличия, например, все подобные треугольники имеют в этом пространстве одинаковый размер, и вы не сможете там нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединенными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников. Странное место, не правда ли?

Еще более странное пространство показано в работе "Змеи". Здесь пространство уходит в бесконечность в обе стороны — и в сторону края окружности и в сторону центра окружности, что показано уменьшающимися кольцами. Если вы попадете в такое пространство, на что оно будет похоже?

Змеи. 1969

Лента Мебиуса II. 1963

Кроме особенностей евклидовой и неевклидовой геометрий Эшера интересовали визуальные аспекты топологии. Топология изучает свойства тел и поверхностей пространства, которые не изменяются при деформации, например, растяжении, сжатии или изгибе. Единственное, к чему не должна приводить деформация — это к разрыву. Топологам приходится изображать множество странных объектов. Одним из наиболее известных является лента Мебиуса, которая встречается во многих работах Эшера. Это может показаться странным, но у этой поверхности есть только одна сторона и одна кромка. Если вы проследите путь муравьев на литографии "Лента Мебиуса II", то увидите, что муравьи ползут не по противоположным поверхностям ленты, а по одной и той же. Сделать лист Мебиуса очень просто. Надо взять полоску бумаги, изогнуть ее, и склеить противоположные края ленты клеем. Кстати, как вы думаете, что случится, если разрезать лист Мебиуса вдоль?

Галерея. 1956

Другая интересная литография называется "Картинная галерея", в которой изменены одновременно и топология и логика пространства. Мы видим мальчика, который смотрит на картину, на которой нарисован приморский город с магазином на берегу, а в магазине — картинная галерея, а в галерее стоит мальчик, который смотрит на картину, на которой нарисован приморский город. Стоп! Что-то не так.

Для понимания любой картины Эшера требуется внимание и наблюдательность, а эта работа требует особого внимания. Каким-то образом Эшер смог завернуть пространство в кольцо, и получилось, что мальчик находится одновременно внутри картины и вне нее. Секрет этого эффекта состоит в том, каким образом преобразовано изображение. Понять это можно, анализируя карандашный набросок сетки, которым пользовался Эшер при создании картины. Обратите внимание, что расстояние между линиями сетки увеличивается в направлении движения стрелки часов. Заметим еще, на чем основана хитрость картины — белое пятно в центре. Математики называют это пятно особым местом или особой точкой, где пространства не существует. Не существует способа изобразить этот участок картины без швов или наложений, поэтому Эшер решил эту проблему, поместив в центр картины свой автограф.

Логика пространства

Под "логикой" пространства мы понимаем те отношения между физическими объектами, которые обычны для реального мира, и при нарушении которых возникают визуальные парадоксы, называемые еще оптическими иллюзиями. Большинство художников, экспериментирующие с логикой пространства, изменяют эти отношения между объектами, основываясь на своей интуиции, как, например, Пикассо.

Куб с магической лентой. 1957

Эшер понимал, что геометрия определяет логику пространства, но и логика пространства определяет геометрию. Одна из наиболее часто используемых особенностей логики пространства — игра света и тени на выпуклых и вогнутых объектах. На литографии "Куб с магической лентой" выступы на лентах являются визуальным ориентиром того, как расположены полоски в пространстве и как они переплетаются с кубом. И если вы верите своим глазам, то вы никогда не поверите тому, что нарисовано на этой картине.

Еще один из аспектов логики пространства — перспектива. На рисунках, в которых присутствует эффект перспективы, выделяют так называемые точки исчезновения, которые сообщают глазу человека о бесконечности пространства. Изучение особенностей перспективы началось еще во времена Возрождения художником Леоном Баттистой Альберти (1404–1472), геометром Жераром Дезаргом (1591–1661) и многими другими. Их наблюдения и выводы легли в основу современной геометрии проекций.

Вводя дополнительные точки исчезновения и немного изменяя элементы композиции для достижения нужного эффекта, Эшер смог изобразить картины, в которых изменяется ориентация элементов в зависимости от того, как зритель смотрит на картину. На картине "Верх и низ" художник разместил сразу пять точек исчезновения — по углам картины и в центре. В результате, если мы смотрим на нижнюю часть картины, то создается впечатление, что мы смотрим вверх. Если же обратить взгляд на верхнюю половину картину, то кажется, что мы смотрим вниз. Чтобы подчеркнуть этот эффект, Эшер изобразил два вида одной и той же композиции.

Вверх и вниз. 1947

Водопад. 1961

Третий тип картин с нарушенной логикой пространства — это "невозможные фигуры". Парадокс невозможных фигур основан на том, что наш мозг всегда пытается представить нарисованные на бумаге двухмерные рисунки как трехмерные. Эшер создал много работ, в которых обратился к этой аномалии. Наиболее интересная работа — литография "Водопад" — основана на фигуре невозможного треугольника, придуманного математиком Роджером Пенроузом (р. 1931). В этой работе два невозможных треугольника соединены в единую невозможную фигуру. Создается впечатление, что водопад является замкнутой системой, работающей по типу вечного двигателя, нарушая закон сохранения энергии.

Самовоспроизведение и информация

В заключение мы рассмотрим аспекты творчества Эшера, относящиеся к теории информации и искусственному интеллекту. Эта область творчества художника широко освещена во многих статьях и книгах. Наиболее полное исследование этого вопроса можно найти в книге Дугласа Хофстадтера "Гёдель, Эшер, Бах: Бесконечная золотая нить", выпущенной в 1980 году и награжденной Пулитцеровской премией.

Рисующие руки. 1948

Циклический предел II. 1959

Центральная идея самовоспроизведения, взятая на вооружение Эшером, обращается к загадке человеческого сознания и способности человеческого мозга обрабатывать информацию так, как не сможет обработать ни один компьютер. Литографии "Рисующие руки" и "Циклический предел II" используют эту идею разными способами. Самовоспроизведение является направленным действием. Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы.

В работе "Циклический предел II" концепция самовоспроизведения представлена более функционально, и в данном случае она может быть названа самоподобием. В этом смысле данная работа описывает не только рыб, а все живые организмы, в том числе и человека. Конечно, мы не состоит из уменьшенных копий самих себя, но каждая клетка нашего тела несет в себе информацию обо всем теле в виде ДНК.

Три сферы II. 1946

Три сферы II. 1946

Углубляясь в изучение самовоспроизведения, можно его обнаружить в отражении и пересечении отражений реального мира. Такое пересечение встречается во многих картинах Эшера. Мы рассмотрим лишь один пример — литографию "Три сферы", на которой присутствуют три шаровидных тела, сделанных из разных материалов с различной отражающей способностью. Эти сферы отражают друг друга и художника, и комнату, в которой он работает, и лист бумаги, на котором он рисует сферы. Хофстадтер в своей книге написал:

. Каждая частица мира содержит в себе весь мир и содержится во всех других частицах мира.

Таким образом, мы заканчиваем тем же, с чего начали, — автопортретом художника — его отражением в своей работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выборе темы для реферативно-исследовательской работы по математике меня заинтересовала тема: орнаментальное и геометрическое искусство М. Эшера. Мне стало интересно кто такой Мауриц Корнелис Эшер, и как его работы могут быть связаны с математикой. Оказалось, М. Эшер - это выдающийся голландский художник – графист создавший много разнообразных картин, уникальных работ, в которых использованы или показаны геометрические идеи. Каждая работа завораживает и увлекает.

Я решил более подробно и тщательно изучить работы художника и его методы.

Цель моей работы:

Изучить предметную область, увидеть и обосновать связь геометрии с художественными образами в орнаментальном искусстве М. Эшера.

Задачи работы:

  1. Изучить работы М. Эшера и определить их геометрическое составляющее в орнаментальном искусстве художника.
  2. Разработать узор на примере базовых фигур.

Реферативно-исследовательская работа по математике:

Тема: Орнаментальное и геометрическое искусство М. Эшера.

Выполнил: Гриник Михаил

Руководитель: Терентьева О. А.

Геометрия в работах М.Эшера…………………………………………8

2.1 Разработка узора на примере базовых фигур…………………..…13

4. Список информационных источников………………………………….16

При выборе темы для реферативно-исследовательской работы по математике меня заинтересовала тема: орнаментальное и геометрическое искусство М. Эшера. Мне стало интересно кто такой Мауриц Корнелис Эшер, и как его работы могут быть связаны с математикой. Оказалось, М. Эшер - это выдающийся голландский художник – графист создавший много разнообразных картин, уникальных работ, в которых использованы или показаны геометрические идеи. Каждая работа завораживает и увлекает.

Я решил более подробно и тщательно изучить работы художника и его методы.

Цель моей работы:

Изучить предметную область, увидеть и обосновать связь геометрии с художественными образами в орнаментальном искусстве М. Эшера.

Задачи работы:

Изучить работы М. Эшера и определить их геометрическое составляющее в орнаментальном искусстве художника.

Разработать узор на примере базовых фигур.

Теоретическая часть

Биография М.Эшера.

Голландский художник Мауриц Корнелис Эшер родился 17 июня 1898 года

в Леевардене, в центре голландской провинции Фрисландия. (Приложение 1)

Рисовать Корнелису нравилось еще с детства, но на его успехах в школе это не отразилось. Мауриц провалил выпускные экзамены так и не смог получить аттестат зрелости. Все же, Эшеру удалось добиться отсрочки от армии и после неудачной попытки учебы в техническом училище Делфта (откуда был отчислен из-за проблем со здоровьем), он поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Там его наставником и другом становится Самуэль де Мескита.

Благополучно закончив школу, Эшер отправляется путешествовать по Италии. С 1923 года он живет и работает в Риме. Во время очередного путешествия Мауриц встречает свою будущую жену Джетту Умикер. В 1926 году у них рождается первый сын. Эшер к тому времени уже становится довольно популярным художником. В 1935 году Эшер с семьей переезжает в Швейцарию. Однако вскоре семья переезжает в Брюссель, где они и обретаются до начала Великой Отечественной.

Вскоре, Эшер меняет свои предпочтения с написания пейзажей на отображение различных невозможных геометрических фигур и пространственных головоломок, благодаря которым он и известен сейчас.

С 1941 года и до своей смерти Эшер с семьей живет в Нидерландах. В послевоенное время к художнику приходит долгожданная всемирная слава. Статьи о его работах печатают в солидных европейских и американских изданиях. Литографии Маурица с успехом продаются, художник читает множество лекций о своем творчестве и тому подобное.

Эшер скончался 27 марта 1972 года в своем доме в Ларене, на севере Нидерландов.

Искусство М. Эшера.

Работы М.Эшера – это очаровательные работы, в которых использованы или показаны широкий круг математических идей. Среди его восторженных поклонников были и математики, которые видели в его работах оригинальную визуальную интерпретацию некоторых математических законов. Это более интересно тем, что сам Эшер не имел специального математического образования.

В процессе своей работы он черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии. Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе "невозможными фигурами". Наиболее интересными для изучения идеями Эшера являются всевозможные разбиения плоскости и логика трехмерного пространства.

Орна?мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Паркет – это орнамент, заполняющий лист бумаги (плоскость) без промежутков.

Мозаики – это регулярное разбиение плоскости, называемое "мозаикой" - это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними (Приложение № 2). Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники. Эшер интересовался как регулярными мозаиками, так и нерегулярными. Кроме того, что художник использовал нерегулярные мозаики (образующие неповторяющиеся узоры), он много работал с метаморфозами, изменяя многоугольники под зооморфные формы, заполняющие поверхность где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.

Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году во время путешествия по Испании. Он провел много времени в Альгамбре, зарисовывая арабские мозаики, и впоследствии сказал, что это было для него "богатейшим источником вдохновения".

1.4 Геометрия в работах М.Эшера

Рассмотрим подробно работы мастера и определим с использованием, каких фигур были созданы эти картины.

В гравюре "Рептилии" (Приложение № 3) художник использовал прием разбиения плоскости на шестиугольники.

Маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры. Мозаику рептилий Эшер использовал во многих своих работах.

В гравюре "Эволюции 1" (Приложение № 4) художник использовал прием разбиения плоскости на квадраты.

можно проследить развитие искажения квадратной мозаики в центральную фигуру из четырех ящериц.

1.4.1 Многогранники

Во многих работах многогранники (правильные геометрические тела) (Приложение 5) являются главной фигурой и в еще большем количестве работ они встречаются в качестве вспомогательных элементов. Существует лишь пять правильных многогранников, то есть таких тел, все грани которых состоят из одинаковых правильных многоугольников. Они еще называются телами Платона.

Это - тетраэдр, гранями которого являются четыре правильных треугольника, куб с шестью квадратными гранями, октаэдр- имеющий восемь треугольных граней, додекаэдр- гранями которого являются двенадцать правильных пятиугольников, и икосаэдр с двадцатью треугольными гранями.

На гравюре "Четыре тела" (Приложение № 6)

Эшер изобразил пересечение основных правильных многогранников, расположенных на одной оси симметрии, кроме этого многогранники выглядят полупрозрачными, и сквозь любой из них можно увидеть остальные.

Большое количество различных многогранников может быть получено объединением правильных многогранников, а также превращением многогранника в звезду. Для преобразования многогранника в звезду необходимо заменить каждую его грань пирамидой, основанием которой является грань многогранника.

Изящный пример звездчатого додекаэдра можно найти в работе "Порядок и хаос". (Приложение № 7) В данном случае звездчатый многогранник помещен внутрь стеклянной сферы. Аскетичная красота этой конструкции контрастирует с беспорядочно разбросанным по столу мусором. Заметим также, что анализируя картину можно догадаться о природе источника света для всей композиции - это окно, которое отражается левой верхней части сферы. Фигуры, полученные объединением правильных многогранников, можно встретить во многих работах Эшера.

Наиболее интересной среди них является гравюра "Звезды" (Приложение № 8), на которой можно увидеть тела, полученные объединением тетраэдров, кубов и октаэдров. Если бы Эшер изобразил в данной работе лишь различные варианты многогранников, мы никогда бы не узнали о ней. Но он по какой-то причине поместил внутрь центральной фигуры хамелеонов, чтобы затруднить нам восприятие всей фигуры. Таким образом нам необходимо отвлечься от привычного восприятия картины и попытаться взглянуть на нее свежим взором, чтобы представить ее целиком. Этот аспект данной картины является еще одним предметом восхищения математиков творчеством Эшера.

1.4.2 Форма пространства

Среди наиболее важных работ Эшера с математической точки зрения являются картины, оперирующие с природой самого пространства. Литография "Три пересекающиеся плоскости"(Приложение № 9)

- хороший пример для начала обзора таких картин.

Этот пример демонстрирует интерес художника к размерности пространства и способность мозга распознавать трехмерные изображения на двухмерных рисунках. Как будет ниже, Эшер позже использовал данный принцип для создания изумительных визуальных эффектов.

Эшер создал много иллюстраций гиперболического пространства. Один из примеров можно увидеть в работе "Предел круга III". (Приложение № 10)

Здесь представлен один из двух видов неевклидового пространства, описанных французским математиком Пуанкаре. Чтобы понять особенности этого пространства, представьте, что вы находитесь внутри самой картины. По мере вашего перемещения от центра круга к его границе ваш рост будет уменьшаться также, как уменьшаются рыбы на данной картине. Таким образом путь, который вам надо будет пройти до границы круга будет казаться вам бесконечным. На самом деле, находясь в таком пространстве вы на первый взгляд не заметите ничего необычного в нем по сравнению с обычным евклидовым пространством. Например, чтобы достичь границ евклидового пространства вам также необходимо пройти бесконечный путь. Однако, если внимательно присмотреться, то можно будет заметить некоторые отличия, например, все подобные треугольники имеют в этом пространстве одинаковый размер, и вы не сможете там нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединенными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников. Странное место, не правда ли?

Еще более странное пространство показано в работе "Змеи" (Приложение № 11)

Здесь пространство уходит в бесконечность в обе стороны - и в сторону края окружности и в сторону центра окружности, что показано уменьшающимися кольцами.

Читайте также: