Как сделать музей интересным для детей

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 09.09.2024

Познавательный музей - не обязательно скучный. А занимательная наука - не обязательно попса. Интерактивные музеи для детей становятся все более популярными. Куда пойти с ребенком, чтобы школьная программа открылась ему заново и оказалась интересной?

На каникулах в 2021 году многие музеи предлагают интересные выставки для детей, которые являются и познавательными и увлекательными. Обратите внимание на то, что программы и экспозиции в лучших музеях помогут ребенку посмотреть на науку и школьную программу с новой стороны, увлечься наукой на каникулах и вдохновиться на учебу.

В нашей подборке есть музеи, которые вы с ребенком можете посетить в разных городах, если вы путешествуете на осенниих каникулах.

Интерактивные музеи о животных детям

Города: Москва, Санкт-Петербург, Тотьма

Конечно, детям интересны живые животные в зоопарке или естественной среде обитания. Но не стоит игнорировать музеи в которых можно увидеть чучела ныне живущих или реконструкции уже вымерших животных.

Где найти? В визит-центрах заповедников и национальных парков. Например: в Мордовском , на Куршской косе - да практически во всех ООПТ . Поискать стоит зоологические и краеведческие музее. Например, Дарвиновский – в Москве, Зоологический - в Петербург) и краеведческих. Так в Тотемском краеведческом музее животный мир пополнился реконструкциями живших в тех краях ящеров, похожих на динозавров. К школьной программе они не относятся, но интерес разогревают.

Научно-популярные музеи для детей

Города: Москва, Санкт-Петербург

Вода – течет, электричество заставляет лампочки светится, а почта если не летит с голубем, то перемещается точно. Интерактивные музеи для детей, где науку можно потрогать руками - то что надо для каникул. И не только.

Познавательная и практичная наука в музеях

Города: Москва, Санкт-Петербург

Устаревшая техника часто превращается в музейные экспонаты. Некоторые музеи научились совмещать историческую экспозицию с желанием детей все потрогать и попробовать.

Где найти? В Москве ожидается открытие Политехнического музея .. Музей Оптики при ИТМО в Петербурге проводит посетителей от фотографических аппаратов конца XIX века до современных оптических иллюзий современности. Ребенку становится понятно, как мы воспринимаем свет и цвет и как это используют изобретатели.

Путешествие по миру в музее лучше, чем квест

Города: Москва, Санкт-Петербург, Игарка

Сделать модель незнакомой климатической зоны, чтобы ребенок почувствовал, как оно там - в Африке или на Северном полюсе? Это удается работникам оранжерей. Например, в Москве и Петербурге. Но есть и еще варианты.

Где найти? В единственном в мире Музее вечной мерзлоты в подземной лаборатории в Игарке. В холодном ледяном пространстве находятся реальные экспонаты. О геологии и природе этих мест узнаешь, чувствуя, каково тут жить.

Музеи, которые помогут ребенку лучше узнать историю

Города: Бородино, Севастополь, Волгоград, Санкт-Петербург

Макет-панорама – обычно панорамы показывают исторические события. Они помогают осознать масштаб великих битв, а ювелирно выполненные детали производят сильное впечатление.

История оживает в музеях с интерактивной программой

Города: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москва

Смотреть - это одно. А управлять музейным экспонатом - интересней. Сейчас во многих музеях стали применять этот прием. Даже если они - совсем не про технику.

Многие интерактивные музеи для детей сейчас общаются с юными посетителями не свысока, а на-равных, по-дружески. Так у ребенка появляется шанс быть с наукой “на ты”. Познавательный музей, который будет интересен ребенку, всегда позволяет стать участником интересного действия или события. Наша подборка музеев поможет вам подобрать интересные идеи для каникул в 2021 году.





Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

МКОУ ООШ г. Сосновка Вятскополянского района Кировской области

руководитель музея Санникова В.В.

Чтоб провести нам время интересно И с пользой для себя и для друзей, Нам долго выбирать не нужно место – Мы дружно отправляемся в музей!

Приглашение к участию в игре.

Три главных типа заданий:

? Исследовательские. Игрок должен отыскивать информацию. ? Соревновательные. Участник обязан максимально быстро исполнить задание. ? Кроссворды. Загадки. Викторины и другие задания с вопросами и ответами.

Пройдя все этапы игры, вы станете настоящими знатоками. Вы можете играть одной командой или по-отдельности, соревнуясь между собой. Играйте в удобное для вас время и абсолютно самостоятельно.

Обучение детей умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры.

Задачи игры:

? Повышение мотивации к познавательной деятельности; ? Активизация интереса учащихся к отечественной истории; ? Формирования навыка поиска необходимой информации;

? Развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы: знакомство с историко-культурной средой школьного музея

Место проведения игры: школьный музей.

Форма занятия: музейно-педагогические занятие в форме игры- путешествия по музею

Участники: 5-6 классы.

Маршрут игры:

Условия игры:

Участникам мероприятия выдаются маршрутные листы, самостоятельно выполняя задания игры, игроки отправятся в путешествие по основной экспозиции музея. На каждой станции ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. О своих открытиях можно рассказать друзьям.

t1604330509aa.jpg

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры, сотрудничество с семьями детей.

Задачи игры:

повышение мотивации к познавательной деятельности;

активизация интереса воспитанников к отечественной и местной истории, истории семьи;

формирования навыка поиска необходимого ответа при смысловом восприятии полученной информации об экспонате музея;

развитие интеллектуальных способностей и стимулирование творческой инициативы: знакомство с историко-культурной средой школьного музея;

создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства между школой и семьёй;

формирование у молодого поколения представления об историческом времени и пространстве;

формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, музейным ценностям;

развитие творческих и коммуникативных способностей детей, проведение полезного досуга детей с родными.

Место проведения игры: школьный историко-краеведческий музей.

Форма занятия: музейно-педагогические занятие в форме экскурсии-игры.

Участники : воспитанники ГДО, обучающиеся 1-4 классов, родители, бабушки и дедушки детей.

Педагогические приемы и методы:

- проектно-исследовательская: п роектно-исследовательская технология является ведущей и результативной в работе нашего школьного музея. Она заставляет ребят мыслить, учит анализировать, работать с дополнительным материалом, учит работать в команде, что непосредственно готовит детей к взрослой жизни и способствует развитию метапредметных компетенций учащихся. Учащиеся сами планируют свой путь поиска, учатся работать с различными источниками, исследуют проблему, создают непосредственно творческий проект, используя полученные данные, приводят необходимые аргументы в доказательство своей точки зрения;

-игровая технология: соревновательный момент и погружение в историю организовано в форме игры;

- технология критического мышления;

- эвристический метод работы;

- технология сотрудничества и коллективно-творческого дела.

Формы и способы организации деятельности на занятии: групповая работа в команде, работа в паре с родителями.

Ход мероприятия

- Приветствие гостей музея. Любой музей – это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.

- Какие правила поведения в музее можете добавить вы? Повторение правил поведения в музее: (перед походом в музей необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения, делать фото с разрешения).

- Зачем создают музеи?

- Как вы думаете, что будет храниться в музеях чрез 40-50 лет?

- А сейчас что храниться в музеях?

Участникам мероприятия отправляются на экскурсию по основной экспозиции музея, где ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, по описанию находят музейные экспонаты, отгадывают загадки и раскрывают секреты музея. В работе детям помогает Совет мудрецов, в который входят родители.

- Сейчас я прошу вас вместе со своими родителями пройти по музею, рассмотреть внимательно все экспозиции и предметы в музее. Потому что затем мы будем играть с вами в игру. Я буду загадывать вам предмет, описывая его, а ваша задача отгадать его, найти в музее и показать. Кто отгадывает, тот получает жетон за правильный ответ.

В жюри – Совет мудрых ( родители, бабушки, дедушки) можно обратиться за помощью и разъяснениям появившихся вопросов по ходу игры.

Вопросы-задания для экскурсии-игры:

t1604330509ac.jpg

1 ) Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой создания и мудростью, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в нем, никогда не отсыреет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат. В одних хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. В них хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко, наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, И так научились мастера донышки ему подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.
С ними ходили в лес по ягоды - за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. Так было раньше, в наше время они перешли в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения (туес берестяной)

t1604330509ad.jpg

2) Сосуд для сыпучих или твердых продуктов из дерева. Людей, которые их делали, называли бондари. У них одно дно. Изготовить его опытному мастеру не составляет особого труда. Соединенные вместе и стянутые обручами деревянные боковики образуют основу изделия. Обручей два: один сверху, другой - снизу. В них держали зерно и муку, а в погребе — различные соления и квашения. (Бочонок деревянный выдолбленный с железными обручами)

t1604330509ae.jpg

3 ) Это изделие состоит из деревянного обода и спиц. Снаружи окованы металлической полосой (шиной). Использовали для передвижения телег, тачек. Сейчас используют другие железные. (колесо деревянное)

4) Глиняный сосуд для молока, а также другой жидкости – кваса, домашнего пива, простокваши. Из глины делали, потому что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига. По свидетельству археологов была известна ещё 11 веков назад. Она однотонная - от светло-кремового, до красно-коричневого и почти черного цвета. Имеет зауженное горлышко (крынка, кувшин)

5) Иногда их шили своими руками для своих детей, так же ка и эту.

В древности им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. С одной можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения.

Готовую укладывали в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что она оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Многие передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу.

Делали их из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек, а также использовали и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д. (кукла тряпичная)

6 ) бытовой предмет, которые использовали сельские жители до начала 20 века, особенно женщины для расчесывания (волос, шерсти, волокна, пряжи) и прядения. делали из дерева, украшали с особой изобретательностью. Дарили, передавали по наследству (гребень деревянный)

7) приспособление для прядения — палка или доска, часто укрепленные в подставке (донце), на которую привязывают пряжу (кудель) — символ женского начала и оберег от нечистой силы. Гребень (льночесалка) применялся для чесания трёпаного льна и конопли, а также вымытой шерсти (Прялка деревянная)

!! В полной методической разработке представлен полный перечень, разработанных для игры заданий. Основная тематика вопросов-заданий: предметы быта семьи XIX и XXвв.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

(полученные задания выполняются совместно с родителями)

(Задание зависит от возрастной группы присутствующей на игре)

Группа дошкольного образования

Вылепить из пластилина тот, предмет который вам больше всего понравился, запомнился. Подготовить небольшой рассказ о нем.

(заранее заготовлены иллюстрации-шаблоны: танки, самолеты. Солнце, деревья, голуби, вечный огонь и т.д.)

(Обучающимся заранее сообщается о необходимости прийти с блокнотами) Задание: придумать вопрос-загадку о предмете в музее.

t1604330509ab.jpg

Полученные результаты:

- расширение и углубление знаний по истории семейного быта и формирование духовных ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения;

- развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы, приобретение учащимися новых компетенций;

- прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

- проведение на базе музея мероприятия, тематического занятия с использованием экспонатов музея.

- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

- проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с историей семьи, семейных ценностей и традиций;

- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, является связующей нитью между школой и семьей.

- Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

Читайте также: