Как сделать квартвентиль на тромбоне веревочкой

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 03.09.2024

Далекой предшественницей тромбона считают большую изогнутую трубу древних римлян — букцину (buccina), которая использовалась в военном быту. Непосредственными его предшественницами явились европейские низкие (басовые) трубы.

В результате усовершенствования они постепенно приняли изогнутую форму, а в XV в. на их основе была изобретена кулисная труба (zugtrompete). Кулисой для этого инструмента служила удлиненная до 25 см мундштучная гильза, по которой передвигался весь инструмент. Передвижение инструмента по кулисе создавало для исполнителя непреодолимые трудности — нарушалась работа губного аппарата. Поэтому вскоре мастера создали вместо одинарной двойную кулису, по которой стало передвигаться нижнее колено инструмента вдоль его ствола.

К середине XIX в. из всех разновидностей инструмента остались лишь теноровый и тенор-бас-тромбон. Правда, некоторые композиторы в партитурах своих произведений продолжали писать партии альтовых и басовых тромбонов, но в оркестре партии альтового тромбона исполнялись на теноровом, а партии басового тромбона — на тенор-бас-тромбоне.

Теноровый тромбон. Его конструкция до настоящего времени осталась почти без изменений, расширился лишь раструб. Современный тромбон представляет собой инструмент, трубка которого вдвое длиннее, чем у трубы. Состоит он из трех частей: двух параллельных трубок, которые называют штангами, подвижной трубки — кулисы, которая вставляется в штанги, и раструба. Тромбон — инструмент нетранспонирующий, партии его записываются в басовом и теноровом ключах. Как правило, в басовом ключе записываются партии третьего тромбона (бас- тромбона).

Разновидности тромбона.

Тенор-бас-тромбон отличается от тенорового наличием добавочного крона с квартвентилем, который понижает весь звукоряд тромбона на чистую кварту.

Принцип звукоизвлечения на тромбоне

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона.

Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона
I - B (си-бемоль)
II 2 A (ля)
III 1 As (ля-бемоль)
IV 1+2 или 3 G (соль)
V 2+3 Fis (фа-диез)
VI 1+3 F (фа)
VII 1+2+3 E (ми)

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Принцип звукоизвлечения на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона.

Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона
I - B (си-бемоль)
II 2 A (ля)
III 1 As (ля-бемоль)
IV 1+2 или 3 G (соль)
V 2+3 Fis (фа-диез)
VI 1+3 F (фа)
VII 1+2+3 E (ми)

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. На тромбоне основной тон можно получить только на первых трёх-четырёх позициях. Он называется педальным звуком и звучит негромко.Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона.

Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона
I - B (си-бемоль)
II 2 A (ля)
III 1 As (ля-бемоль)
IV 1+2 или 3 G (соль)
V 2+3 Fis (фа-диез)
VI 1+3 F (фа)
VII 1+2+3 E (ми)

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, прикрепляемой к большому пальцу левой руки. Тромбон с квартвентилем по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов.

Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля .

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до f (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1 , то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах.

История тромбона

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сдалать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone .

Широкому распространению тромбона способствовали многочисленные бродячие ансамбли и оркестры духовых инструментов, выступавшие по всей Европе и Северной Америке.

В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии. В первой половине XIX века активно развивается сольное исполнительство на тромбоне: среди тромбонистов-солистов этого времени немцы Фридрих Бельке, Карл Квайсер и Мориц Набих, француз Антуан Дьеппо, итальянец Фелиппе Чиоффи. Репертуар тромбона пополняется сочинениями Ферд. Давида, Ф. А. Куммера, Ю. Новаковского и других композиторов [2] .

Во второй половине XIX века формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Bach, Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона. Однако в симфонических оркестрах используется только три новых разновидности: Теноровый тромбон (первый может писаться в альтовом ключе, тогда тромбонист использует более мелкий мундштук для высоких нот, такой псевдоальтовый тромбон типичен для первой партии джазовых оркестров). ТенорБасовый тромбон с квартвентилем (заменяет вышедший из употребления басовый тромбон, но не имеет звука си контрооктавы). И ТенорКонтрабасовый тромбон с квартентилем двойного действия, заменяющий введенный Вагнером, но вышедший из употребления контрабасовый тромбон и имеющий весь его звукоряд от ми-фа контрооктавы. Тембры басового и особенно контрабасового тромбонов более суровый, чем у теноровых, однако трио и квартет (тем более квинтет) тромбонов звучит слитно (в отличие от труб, каждый вид которых резко индивидуален, особенно альтовая и басовая трубы). Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

Статья посвящена начальному обучению игре на распространенных видах саксгорна . В ней описаны технические особенности эуфониума , баритона и тенора , их диапазон, аппликатура, приведен сравнительный анализ мензур, а также даны методические рекомендации по постановке рук и формированию базовых умений и навыков начинающих баритонистов.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пронин Б.А.

Музыкальное образование в лингвокультурологическом аспекте: сравнительный ассоциативный эксперимент с музыкальными терминами в профессиональной и профанной среде

Features of the initial development of euphonium, baritone or tenor

The article is devoted to initial training in playing common types of saxhorn . It describes the technical features of the euphonium , baritone and tenor , their range, fingering, provides a comparative analysis of the scales, and also provides guidelines for the placement of hands and the formation of basic skills and abilities of novice baritone players.

Особенности начального освоения эуфониума,

баритона или тенора

Ногинский спасательный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

142402, Московская область, город Ногинск, ул. Чапаева

Noginsk Rescue Center of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters

Chapaeva str.,Noginsk, Moscow Region 142402 Russia

Ключевые слова: эуфониум, баритон, тенор, саксгорн, методика преподавания.

Key words: euphonium, baritone, tenor, saxhorn, teaching methods.

Резюме: Статья посвящена начальному обучению игре на распространенных видах саксгорна. В ней описаны технические особенности эуфониума, баритона и тенора, их диапазон, аппликатура, приведен сравнительный анализ мензур, а также даны методические рекомендации по постановке рук и формированию базовых умений и навыков начинающих баритонистов.

Abstract: The article is devoted to initial training in playing common types of saxhorn. It describes the technical features of the euphonium, baritone and tenor, their range, fingering, provides a comparative analysis of the scales, and also provides guidelines for the placement of hands and the formation of basic skills and abilities of novice baritone players.

[Pronin B.A. Features of the initial development of euphonium, baritone or tenor]

Нередко обучению игре на тромбоне предшествует освоение родственного инструмента - саксгорна. Такая методика распространена во многих музыкальных учебных заведениях, поскольку дети, которые не достают хотя бы до VI позиции на тромбоне, не смогут сыграть даже гамму си-бемоль мажор, а тромбон с квартвентилем им тяжело держать. Идеальным условием подготовки будущих тромбонистов является обучение игре на теноровом саксгорне (теноре), но и занятия на эуфониуме или баритоне также допускаются.

• Тенор и узкомензурный теноровый тромбон;

• Баритон и широкомензурный теноровый тромбон;

Инструмент оснащен вентильным или помповым (рис. 2) механизмом. Исполнитель при игре на нем использует определенные комбинации вентилей или помп для изменения звукоряда с целью извлечения необходимых звуков.

Раньше эуфониумы имели проблемы со строем и были оснащены большим количеством клапанов (до шести). Современная компенсационная система позволяет обходиться тремя, однако некоторые модели дополнительно оснащаются четвертым клапаном (квартвентилем). Он может располагаться рядом с остальными вентилями или помпами, а может находиться сбоку (около левой руки).

Квартвентиль хоть и понижает общий строй инструмента на кварту, диапазон инструмента в нижнем регистре при его применении увеличивается лишь на терцию из-за недостаточной длины трубок, идущих к основным клапанам. Главным же преимуществом его использования является возможность улучшить интонацию некоторых нестройных звуков. Задействование данного клапана заменяет комбинацию 1 и 3 вентилей, а его использование в сочетании со 2 вентилем является альтернативой одновременного нажатия 1, 2 и 3 вентилей.

Рис. 1. Популярные разновидности тенорово-басовых саксгорнов. А - помповый эуфониум с квартвентилем; Б - вентильный баритон; В - помповый маршевый баритон.

Рис. 2. Строение эуфониума.

В России вентильные баритоны используются чаще, чем помповые эуфониумы и баритоны, хотя последние здесь становятся популярнее с каждым днем. Также существуют и вентильные эуфониумы, но мало кто на них играет.

Эуфониум (как и баритон) - транспонирующий инструмент. Транспонирует он на большую секунду вниз, то есть звучит на тон ниже, чем написано в его партии (точнее, на большую нону, так как партии для него пишут в скрипичном ключе, а звучит он в теноровом регистре). Соответственно, при написании партий для баритона важно помнить, что писать их нужно на полтона (+ октаву) выше их реального звучания. Это относится и к тональностям. Настоящий си-бемоль мажор для баритона будет выглядеть как до мажор и наоборот. По крайней мере, так принято писать партии для баритона в России. В зарубежных партитурах нередко можно встретить написанные в басовом ключе партии эуфониума и баритона. В таких случаях эти инструменты транспонирующими не считаются, и ноты пишутся в соответствии с их реальным звучанием.

Диапазон и аппликатура эуфониума (баритона) в транспорте показаны на рисунке 3.

Первые звуки извлекать всегда трудно. Начать можно с баззинга - тренировки амбушюра как на мундштуке, так и без него. Важно понимать принцип собранного амбушюра - центральная часть губ стремится вперед, уголки рта прижимаются к зубам (Пронин, 2014). Ни в коем случае не стоит торопиться с освоением верхнего регистра, чтобы не сорвать амбушюр.

Осмысленный процесс исполнительского дыхания является неотъемлемой частью профессиональной деятельности музыканта-духовика (Plillips, Winkle, 1992: 22). Выдох должен быть уверенным, но медленным, а вдох быстрым и резким (Балагур, 2019). Во время первых занятий и педагогу, и обучающемуся нужно следить за тем, чтобы плечи при игре не поднимались и чтобы воздух заполнял не только верхнюю, но и нижнюю часть легких.

Рис. 4. Положение рук при игре на вентильных и помповых саксгорнах. А - на вентильном баритоне; Б - на помповом баритоне или эуфониуме.

Также необходимо контролировать процесс звукоизвлечения - нельзя допускать осуществления атаки до начала выдоха. Положение языка во рту в момент его использования может меняться в зависимости от регистра и исполняемых штрихов.

Начать обучение игре на эуфониуме, баритоне или теноре лучше всего с освоения гаммы до мажор (которая фактически является гаммой си-бемоль мажор). Необходимо освоить аппликатуру инструмента прежде всего в пределах этой гаммы. После этого можно переходить к исполнению гаммы в две октавы.

Нота до первой октавы (которая с учетом транспорта в нотах пишется как ре второй октавы) имеет тенденцию к занижению, поэтому в случае необходимости нужно быть готовым к ее извлечению не только первым, но и первым и третьим пальцами (хотя в этом случае возможно небольшое завышение). Умение в нужный момент применить альтернативную аппликатуру подобно использованию дополнительных позиций при игре на тромбоне (Пронин, 2015).

Положение рук при игре на помповых саксгорнах. Помповый баритон или эуфониум держат левой рукой за правую сторону, как бы обнимая его спереди (рис. 4Б). Правая рука при этом проходит инструмент насквозь.

Если начинающий баритонист - ребенок, инструмент располагается уже не на коленях играющего, а на подставке, служить которой может в том числе и жесткий чехол для инструмента. В первую очередь важно обеспечить высоту, необходимую для нахождения мундштука на одном уровне с губами исполнителя.

Дальнейшее обучение заключается в полноценном освоении инструмента. Специальных учебных пособий и нотных изданий для эуфониума, баритона и тенора в настоящий момент очень мало, но из-за того, что их транспорт и аппликатура полностью совпадают с транспортом и аппликатурой трубы, для обучения на саксгорне подойдут любые трубные нотные материалы: гаммы, упражнения, этюды, пьесы и т.д. Начинать разбор этюдов и пьес всегда лучше в медленном темпе, увеличивая его со временем.

Балагур Д.А. 2019. Современные методы постановки исполнительского дыхания в процессе обучения на широкомензурных медных духовых инструментах. Тромбона. - В сб: Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Под науч. ред. Л.С. Майковской, А.П. Мансуровой. М.: МГИК. С. 205-210.

Пронин Б.А. 2014. Проблемы постановки амбушюра при обучении игре на тромбоне. - Путь науки. 5 (5): 111-113.

Пронин Б.А. 2015. Оптимальное использование основных и дополнительных позиций при игре на тромбоне. - В сб: Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под науч. ред. В.А. Есакова, Л.С. Майковской. М.: МГУКИ. С. 206-208.

Plillips H., Winkle W. 1992. The Art of Tuba and Euphonium. Alfred Music Publishing. 90 p.

Музыкальный инструмент тромбон

Что такое тромбон

Ни один симфонический оркестр не обходится без мощного звучания, которое используется для передачи трагических моментов, глубоких эмоций, сумрачных штрихов. Эту функцию обычно выполняет тромбон. Он относится к группе медных амбушюрных духовых басово-тенорового регистра. Трубка инструмента длинная, изогнутая, расширяющаяся в раструбе. Семейство представлено несколькими разновидностями. Активно применяется в современной музыке теноровый тромбон. Альт и бас используются очень редко.

Музыкальный инструмент тромбон

Устройство инструмента

Главное отличие от других представителей медной духовой группы – оснащение корпуса кулисой. Это изогнутая трубка, позволяющая изменять объем воздуха. Таким образом, музыкант может извлекать звуки хроматического звукоряда. Особое строение делает инструмент более техничным, открывает возможности для плавного перехода с ноты на ноту, исполнения хроматизов и глиссандо. На трубе, валторне, тубе кулису заменяют вентили.

Звук извлекается путем нагнетания воздуха через мундштук чашевидной формы, который вставляется в трубу. Мензура кулисы может быть одного или разного размера. Если диаметр обеих трубок одинаков, то тромбон называется однотрубным. При разном диаметре мензуры модель будет называться двух-калиберной.

Строение тромбона

Как звучит тромбон

Для приглушения звука не редко применяют сурдину. Это грушевидная насадка, которая позволяет изменять тембральное звучание, приглушать силу звука, вносить разнообразие уникальными звуковыми эффектами.

История тромбона

Пережив небольшие усовершенствования, сакбуты стали применяться в оркестрах. До конца XVIII века тромбон продолжал применяться преимущественно в церквях. Его звучание прекрасно дублировало певческие голоса. Сумрачный тембр инструмента в низком регистре отлично подходил для погребальных церемоний.

Тромбон контрабасовый

Контрабасовый

В начале XX века внимание на инструмент обратили джазовые исполнители. В эпоху диксиленда к музыкантам пришло осознание того, что тромбон способен создавать, как сольные импровизации, так и контрмелодии. Гастролирующие джазовые коллективы принесли кулисную трубу в Латинскую Америку, где она стала основным солирующим инструментом в джазовом направлении.

Семейство тромбонов включает в себя несколько разновидностей. Чаще всего используется теноровый инструмент. Конструкционные особенности позволяют выделить и других представителей группы:

  • альтовый;
  • басовый;
  • сопрановый;
  • котрабасовый.

Два последних почти не имеют применения. Последним сопрановую кулисную трубу использовал Моцарт в мессе C-dur.

Тромбон сопрановый

Сопрановый

Басовый и теноровый тромбоны находятся в едином строе. Отличие лишь в более широкой мензуре первого. Разница составляет 16 дюймов. Устройство басового коллеги отличается наличием двух вентилей. Они позволяют понижать звучание на кварту или повышать на квинту. У независимых конструкций более широкие возможности.

Теноровые тромбоны в свою очередь так же могут иметь различие в диаметре мензуры. Самый маленький диаметр у узко-мензурных – менее 12,7 миллиметра. Различие в размерах позволяет использовать различные штрихи, обусловливает техническую подвижность инструмента.

Теноровые кулисные трубы имеют более яркий звук, широкий диапазон звучания, подходят для исполнения сольных партий. Они способны заменить аль или бас в оркестре. Поэтому являются наиболее распространенными в современной музыкальной культуре.

Техника игры на тромбоне

Игре на кулисной трубе обучаются в музыкальных школах, училищах и консерваториях. Музыкант придерживает инструмент у рта левой рукой, правой передвигает кулису. Длина столба воздуха варьируется за счет передвижения трубки и сменой положения губ.

Кулиса может располагаться в 7 позициях. Каждая отличается от соседней на полтона. В первой она задвинута полностью, в седьмой – выдвинута до конца. Если тромбон оснащен добавочной кроной, то музыкант имеет возможность понизить весь звукоряд на кварту. При этом используется большой палец левой руки, который нажимает квартвентиль.

В XX веке широкое применение получила техника глиссандо. Звучание достигается на непрерывном извлечении звука, во время которого исполнитель плавно передвигает кулису.

Игра на тромбоне

Выдающиеся тромбонисты

К первым виртуозам игры на кулисной трубе относятся представители семейства Нойшель. Члены династии не только отлично владели инструментом, но и открыли собственную мастерскую по его изготовлению. Она пользовалась большой популярностью среди королевских фамилий Европы XV-XVII веков.

Наибольшее количество выдающихся тромбонистов традиционно выпускают французские и немецкие музыкальные школы. При выпуске из французских консерваторий будущие композиторы обязаны представить несколько сочинений для тромбона. Интересный факт был зафиксирован в 2012 году. Тогда в Вашингтоне на бейсбольном поле одновременно выступили 360 тромбонистов.

Среди отечественных виртуозов и знатоков инструмента можно отметить А.Н. Морозова. В 70-е годы он был ведущим солистом в оркестре Большого театра, неоднократно принимал участие в жюри международных конкурсов тромбонистов.

В течение восьми лет лучшим исполнителем в Советском Союзе был В.С. Назаров. Он неоднократно участвовал в международных фестивалях, становился победителем международных конкурсов, был ведущим солистом в оркестре Олега Лундстрема.

Несмотря на то, что с момента создания тромбон почти не изменился конструктивно, некоторые усовершенствования позволили расширить его возможности. Сегодня без этого инструмента невозможно полнозвучие симфонических, эстрадных и джазовых оркестров.

Читайте также: