Как сделать контровой свет

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 28.08.2024

Не верьте, когда вам говорят, что нельзя фотографировать, находясь против солнца! Его величество Свет разрешает всё. Яркое солнце, наполняя снимок, позволяет сделать его таким своеобразным, таким эффектным, что от иной фотографии невозможно отвести взгляд. Нарабатывая свои приёмы и упорно совершенствуя своё мастерство, вы сможете реализовать многие творческие замыслы, применяя данный тип освещения. Ведь съёмка против солнца предоставляет возможность использовать контражур со всеми его преимуществами.

О преимуществах контражура

Такое фотоосвещение, когда световой источник размещён позади объекта фотосъёмки называют контражур или свет контровый. Контровый свет имеет главную особенность - создание светового контура вокруг фотообъекта.

Источник света может размещаться близко или далеко, прямо перед объективом или немного сбоку, что влияет на расширение либо сужение контурной линии. Оперируя этими нюансами, можно получить интересные фотографии. И вот уже очертания объектов съёмки превращаются в силуэты, окружённые сиянием благодаря использованию эффекта свет контровый. Контровый свет может также наоборот проявлять резкие, фактурные детали, подчёркивающие рельеф фотографируемых участков.

Разница в освещении предметов делает снимок многоплановым за счёт того, что предметы на удалении получаются более яркими, чем те, что на ближнем плане. Изумительных успехов добиваются фотографы, увлекающиеся пейзажной фотосъёмкой. Потому что именно в контрастном свете пейзажи получаются необыкновенно красивыми.

Лёгкие световые блики и чёткие линии волны на поверхности воды, подчёркнутые таким освещением, придают особую выразительность композиции. Благодаря точно прорисованным контурам теней от деревьев, снимок удаётся сделать лаконичным и броским. А работа с прямым солнечным светом на рассвете/на закате - это вообще отдельный разговор. Не зря так любят именно этот контровой свет большинство фотографов.

Заря вечерняя или утренняя даёт возможность поймать в кадр те счастливые мгновения, когда природа полна насыщенных ярких тонов и их оттенков. Тёплый оранжево-золотистый свет в это время суток гарантирует удачу в проработке деталей в тенях без утомительной борьбы с жёсткостью пересветов. Как фантастично красивы длинные тени, как мягко, пластично они ложатся, помогая созданию объёмного, с глубокой перспективой кадра.

Но особенно выгодно использовать контровый свет в фотографии, когда производится портретная съёмка. Ведь для фотопортрета чрезвычайно важна контрастность, призванная разделять объект и фон. Солнце прямо позади модели окружит голову девушки ангельским нимбом светящихся волос. Чтобы усилить контраст, модель должна находиться на тёмном фоне. Для этого прекрасно подойдут деревья с густой листвой, тёмная стена строения и т.п.

Несмотря на провалы в тенях и резкие пересветы, даже полуденное солнце не помешает грамотному фотографу добиться визуального увеличения объёма в снимке или сделать кадр нарочито графичным и поэтому очень стильным. Настоящий же профи способен с помощью жёсткого солнечного освещения создать оглушительно экстравагантные фэшн-кадры. Потому что как раз таки резкие тени и выявят у модели во время портретной съёмки, например, красивые линии подбородка и скул, сделают загадочно-глубокими её глаза, что позволит точно передать душевное состояние, настроение человека.

Правильная экспозиция - основа удачной фотографии

Контражурное освещение - естественное и искусственное - требует различных способов работы с ним. Большое значение имеет умение определять экспозицию - это влияет на вид и настроение фотографии. Средневзвешенный замер, производимый в отношении всего кадра, лишь навредит. Если экспозицию рассчитать по свету, идущему в сторону камеры, то сюжет получится мягким, с окаймляющим его нечётким, размытым ореолом. Уменьшение экспозиции придаст световой кайме, окружающей силуэты, яркость и чёткость. Экспозиция по теням желательна при портретной съёмке.

Однако чтобы удачные фото стали нормой, а не редким исключением, нужно понять и принять тот факт, что управлять можно лишь искусственным освещением. А естественный свет необходимо постоянно изучать, наблюдая за его игрой утром, днём, вечером. Фотографируйте один и тот же предмет в разное время суток. И вы увидите, как лучше использовать контражур, чтобы снимки были действительно художественным произведением, а не просто документом.

Когда вы добьётесь того результата, к которому стремились, вы испытаете непередаваемое чувство: вы - Победитель. Именно так - с большой буквы.

Мой самый любимый тип освещения, который мне нравится изучать и с которым я люблю сфотографировать – это контровый. Я люблю дымку, сияние и теплое свечение. При этом я не считаю, что этот тип света прост в освоении, но, как только вы научитесь работать с ним, он сможет действительно придать вашим изображениям ощущение чуда и волшебства.

Фильтруйте свет.

Используйте элементы фона, чтобы отфильтровать сильный свет. Найдите область с деревьями, кустами или высокой травой, чтобы фильтровать свет позади объекта съемки. Это также поможет предотвратить появление бликов, давая вам тот самый эффект ореола. Ищите элементы, которые могут помочь добавить глубины и скомпоновать кадр.

Добейтесь правильной экспозиции.

Чтобы получить правильную экспозицию на объекте съемки, я предпочитаю точечный замер по более темной или затененной части лица своего персонажа. Потому что, когда вы снимаете с ярким прямым светом перед вами, ваш экспонометр будет пытаться недодержать изображение. Я обычно на своем Canon 5D Mark III передерживаю на +1/2 - +1 вправо. Просто следите за появлением отвлекающих выбитых светлых областей.

Двигайтесь!

Если вы любите световую дымку, ловите ее в кадре. Вы можете включить в кадр солнце и захватить эффектную дымку и сияние. Не перемещая объект съемки, устраните этот свет, либо сдвинувшись по направлению к нему, либо воспользовавшись зумом. Теперь с каждым щелчком затвора у вас будут получаться кадры с разным ощущением.

Блокируйте свет.

Мой любимый способ работать творчески с сильным контровым светом - это поместить своих персонажей прямо перед солнцем. Чтобы получить правильную экспозицию и фокус на своих персонажах, вы, скорее всего, выбьете света на фоне. Это даст вам изображение в высоком ключе. Двигайтесь вокруг своих персонажей и смотрите, как свет меняет ощущение от изображения. Возможно, вы захотите полностью блокировать свет. Или, небольшими движениями в сторону, вверх или вниз, вы можете получить немного свечения. Чтобы правильно поставить фокус, ищите контрастные области.

Будьте внимательны!

Также следите за светом позади себя! Если вы не используйте отражатель для отражения этого света на объект съемки, ищите естественные отражатели. Это может быть тротуар, вода, прибой на пляже, любая светлая поверхность. Я использовала для отражения света на своих персонажей даже здания. Еще одна маленькая хитрость – носите белый. Вы можете стать сами себе отражателем! Находясь на большом лугу, ищите области, которые не только смогут стать красивым фоном для ваших персонажей, но и те, где пространство позади вас будет чистым. Если я стою глубоко в тени, то знаю, что мне не будет доступно никакого света для отражения на своих персонажей. Нужно искать баланс между тем, где вы хотите расположить своих персонажей в открытой тени и тем, как ведет себя свет позади вас.

В белой рубашке, я отражаюсь в ее глазах.

Использование прибоя и света, отраженного от пляжа, как естественного отражателя.

Позади меня находятся здания. Солнце садится, падает на здания и отражается на нее. Отлично!

Все изображения были сняты на Canon 5D Mark III, Canon 70-200L, Canon 24-70L и Canon 35L.

Давайте разберемся, что же такое контровое освещение. Контровое освещение – это когда источник света находится за объектом съемки. При съемке на природе таким источником чаще всего является солнце. Такой свет хорошо использовать утром или вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. Например, если вы хотите снять пару влюблённых на фоне диска заходящего солнца, то контровой свет придаст вашему снимку замечательное романтическое настроение. Темные силуэты фигур будут казаться загадочными и таинственными.

Как же научиться пользоваться контровым светом?

Снимать в этом случае, как уже было сказано, лучше всего рано утром или вечером, на закате. В эти часы, а точнее, минуты, солнечный свет становится значительно мягче, как бы золотистее. Он ровно ложится на объект съемки, создавая над ним очень красивый ореол. Такой эффект получается тогда, когда объектив камеры направлен против солнца, а портретируемый находится между источником света и камерой. Проще говоря, модель как бы закрывает собой солнце.

Портрет на природе при контровом освещении

При контровом свете опытные фотомастера рекомендуют использовать бленды разного размера. Интересно будет поработать и с оптикой. Попробуйте поснимать несколькими разными объективами. Можно поэкспериментировать и сделать снимки под разными углами по отношению к солнцу.

Как Сотворить Волшебство

На нашей ферме мы держим порядка 50 куриц, и я подумала, что было бы интересно добавить одну из них на фотографию, чтобы сделать портрет моего сына более интересным. Тем более что он обожает проводить время в курятнике или гонять кур по двору на улице. К тому же курочка-наседка выполняла стратегически важную задачу — она позволила моему сыну ощутить, что он занимается какой-то важной работой (держа курицу в руках), и это позволило мне выкроить чуть больше времени, чтобы получить один волшебный кадр.

5 Советов Как Фотографировать Маленьких Детей

Вам, как фотографу, работать с детьми в возрасте от 1 до 3 лет может показаться очень сложно, но вы будете награждены за свои старания. Ниже вы найдете несколько советов, как превратить детскую фотосессию в абсолютный успех:

1. Подготовка. Продумайте все детали предстоящей съемки и подготовьте все необходимое заранее — начиная с места съемки и заканчивая одеждой и реквизитом (в моем случае реквизит — это курица). В качестве одежды для своего сына я выбрала простой джинсовый комбинезон. Мне хотелось сохранить нейтральную и мягкую палитру цветов, и чтобы при этом главный герой выделялся на фотографии. И никаких отвлекающих моментов! Для съемки я выбрала самую спокойною и покладистую курицу из нашего хозяйства. Последнее, чего мне хотелось во время съемки — это укрощать злую непокорную курицу.

2. Место съемки. Для фото съемки маленьких детей выбирайте безопасное место, до которого легко добраться. Этот снимок с курицей был сделан в высокой сухой траве, которая растет на соседнем заброшенном участке недалеко от нашего дома. Я выбрала именно это место съемки, потому что оно было близко от дома, там было достаточно места, чтобы снимать на длиннофокусный объектив, а сухостой смотрелся просто потрясающе, наполняясь золотистым светом послеполуденного солнца.

Помните, что нужно искать только какой-то небольшой участок с красивым светом. При съемке на длиннофокусный объектив в кадр не попадает все остальное пространство. Камера видит только то, что вы хотите показать на фотографии. Поэтому достаточно найти красивый уголок, который будет выглядеть волшебно на фотографии.

3. Терпение. Работа с маленькими детьми требует аккуратного подхода и терпения. Много терпения. Дети могут быть очень непоседливыми, легко отвлекаться, дурачиться и иногда (точнее, почти всегда) они абсолютно не заинтересованы в том, что вы там пытаетесь сделать со своим фотоаппаратом. Превратите съемку в веселье для детей! Не бойтесь опуститься ниже, чтобы быть с ними на одном уровне, поиграйте с ними, расскажите что-то смешное, можете даже корчить рожи и издавать неприличные звуки. Делайте все, чтобы привлечь внимание детей хотя бы на несколько минут.

Но помните, что дети бывают разные. Некоторым просто нужно немного времени и личного пространства. Я обнаружила, что фотографируя на длиннофокусный объектив, я нахожусь дальше от них, не нарушаю личное пространство и в результате ребенок ведет себя более естественно. Все, что мне нужно делать — это сесть подальше и потихонечку фотографировать то, что происходит.

4. Наймите ассистента. Мой муж помогал мне во время этой съемки. Он помогал нам с курицей и старался держать моего сына на одном месте, где мне нужно было его сфотографировать. Мой сынишка мог удерживать курицу только пару минут, после этого она начинала вырываться у него из рук. Хорошо, что мой муж был рядом, и мне не надо было бегать туда-сюда, помогая малышу удержать курицу.

lisa-holloway-021

5. Главное вовремя притаиться. Иногда лучшие кадры получаются, когда вы просто сидите вдалеке с фотоаппаратом и ловите естественные моменты. Во время съемки портрета Элликота с курицей я сидела на приличном расстоянии с объективом 200 мм и потихонечку шептала его имя, чтобы заставить его посмотреть в мою сторону. Я была наготове, чтобы поймать тот самый момент, уловить невидимую связь с мальчиком на фотографии. Как только я увидела этот кадр на экране фотоаппарата, я сразу же поняла, что эта фотография достойна занять призовое место на конкурсе.

Ниже я приведу несколько фотографий с той же самой съемки, которые показывают естественные не наигранные моменты

4-11
4-21
411

Оборудование и Настройки

Я снимала этот портрет на свой Canon 5D Mark III и объектив 200 mm 2.0L. Я предпочитаю снимать на длиннофокусные объективы — так я нахожусь на достаточном расстоянии от ребенка, чтобы не нарушать его личное пространство, и дать ему свободу действий. К тому же снимки на длиннофокусный объектив получаются с потрясающим мягким размытием заднего плана. Мои настройки камеры для этого конкретного кадра: ISO 400, диафрагма 2.0, выдержка 1/640 секунды. За счет съемки на открытой диафрагме с фокусным расстоянием 200 мм на фотографии объект съемки хорошо отделяется от размытого заднего плана.

Как Работать с Естественным Светом

99,9% моих фотографий сняты с окружающим естественным освещением. Мне нравится придумывать каждый раз, как лучше сфотографировать с тем светом, который есть вокруг. В отличие от студийного освещения, естественный свет меняется постоянно — час за часом, день за днем, даже когда вы перемещаетесь из одного места съемки в другое. Всегда что-то новенькое!

Конкретно для этого портрета я решила провести съемку ближе к вечеру, когда контровой свет от садящегося солнца будет красиво подсвечивать волосы по контуру, помогая отделить главного персонажа от фона. Чтобы сильнее отделить его от фона за счет размытия, я попросила его встать на достаточном расстоянии от высокой травы за его спиной — так золотистые колосья оказались не в фокусе и превратились в мягкое боке. Также при выборе места съемки мне хотелось, чтобы более низкорослая трава оказалась с обеих сторон, прямо под ногами мальчика, а более высокие колосья — сзади в отдалении. Таким образом на фотографии мальчик получился красиво обрамлен золотистой травой. С точки зрения композиции это помогает приковать внимание зрителя к его лицу на фотографии.

6 Советов о том, Как Заставить Контровой Свет Работать на Вас

1. Фильтруйте контровой свет. Я не большой фанат низкоконтрастных, затуманенных фотографий или же фотографий с засветкой и бликами. Поэтому при съемке против света я всегда стараюсь избежать этого. Пропуская контровой свет сквозь листву деревьев или высокую траву, вы можете заметно сократить эффект дымки от засветки в кадре.

2. Надевайте бленду. Бленды стоят недорого и предельно просты в работе. Тем не менее, это отличный способ сократить количество засветки и бликов при съемке против света.

3. Встаньте в тень. Если вы с фотоаппаратом встанете в тень, то физически сократите количество прямых лучей солнца, попадающих в объектив вашего фотоаппарата. А значит и избавитесь от сопутствующих проблем. Если же вокруг нет подходящей тени, где можно укрыться, старайтесь направлять объектив под небольшим углом к свету. Убедитесь, что солнечные лучи не направлены прямо в объектив (если вы конечно намеренно не хотите получить засветку и блики в кадре).

4. Открытое небо. Старайтесь выбрать точку съемки так, чтобы за вашей спиной был большой участок открытого неба — это ваш основной источник освещения лица модели.

5. Выставляйте экспозицию по лицу модели. Я всегда использую точечный экспозамер и выставляю экспозицию по лицу (чтобы корректно передать оттенок кожи). Это правило особенно важно соблюдать при съемке против света. Вы же не хотите недоэкспонировать главный объект съемки — вашего героя!

6. Избегайте открытого неба за спиной модели. Просто замечательно, если открытое небо расположено за спиной фотографа, но не за спиной человека, которого вы фотографируете. Если вы выставляете экспозицию по лицу ребенка, яркое небо за его спиной просто-напросто уйдет в пересвет. А это выглядит как огромное некрасивое белое пятно на фотографии, которое только отвлекает внимание от главного объекта съемки. Помните, что наше зрение устроено таким образом, что мы в первую очередь обращаем внимание на самые яркие участки изображения. А я лично не хочу, чтобы на моих фотографиях все смотрели на пересвеченное небо. Поэтому перед съемкой я убедилась, что высокая трава полностью заполнила пространство в кадре за спиной ребенка. К тому же это помогло сохранить целостность цветовой палитры (теплые нейтральные цвета), и сохранить фокус на главном герое на фотографии.

4-31

Ниже вы увидите, как выглядит эта фотография До и После

lisa-holloway-071

Советы по Обработке для Получения Теплых Золотистых Цветов на Фотографии

Я всегда сначала редактирую фотографии в Lightroom, а завершаю обработку в Photoshop. В Лайтруме я достаточно сильно изменила значения параметров Temperature (Цветовая Температура) и Tint (Отвечает за баланс между оттенком зеленого или пурпурного на фотографии), чтобы добавить теплоты и оттенка маджента (розово-пурпурный) на фотографию. Именно эти параметры и отвечают за создание золотистых цветов. Хорошо, если вы заранее представляете, как должна выглядеть фотография в конечном итоге. Так вы быстрее сориентируетесь, что именно сделать с фотографией при обработке. Я знала, что мне хочется получить насыщенные цвета, теплые золотистые оттенки, придать немного драматичный вид фотографии, и приковать все внимание к лицу мальчика на фотографии.

lisa-holloway-081

В фотошопе я обычно работаю на отдельных слоях. Ниже опишу несколько приемов, которые я использовала для обработки этой фотографии, чтобы еще сильнее подчеркнуть теплые золотистые цвета.

Чтобы добавить контраста и затемнить фон я добавила несколько Корректирующих слоев с Кривыми (Adjustmet Layers — Curves), и поиграла с Режимами наложения (Blending Modes), чтобы добавить контраста и насыщенности. Дополнительно я добавила тонировку цветом за счет работы с Кривыми и Корректирующеми слоями Чистый Цвет (Solid Color).

Я постаралась придать лицу мальчика более драматичный вид за счет использования двух отдельных корректирующих слоев с Уровнями (Levels) — один нужен для подсветки бликов, другой — для затемнения теней. Я усилила блики и добавила контраста в глазах при помощи техники Dodge & Burn (инструменты Высветлитель и Затемнитель).

Как только я добилась нужных оттенков и контраста на фотографии, я подобрала кадрирование на свой вкус и при помощи уровней добавила мягкую виньетку по краям кадра. После этого я добавила немного резкости на фотографию и сохранила готовый результат!

Можете посмотреть фотографию До и После:

lisa-holloway-091

Автор статьи и фотографий: Lisa Holloway


В этом уроке вы узнаете интересную световую схему для съемки портрета. В качестве источника будет использован большой софтбокс, размером 120 х 120 см.

Большая майская распродажа. Минус 30% на всё

Если вы хотите улучшить свое мастерство в фотосъемке или обработке фотографий, то в ближайшие дни, у вас есть отличная возможность сделать это на лучших условиях. С 4 по 7 мая (включительно) все курсы будут доступны со скидкой 30%. Переходите по ссылке и выбирайте


Комментарии: 4


chsecse 6 Мая 2021 - 22:10:50

Ну надоели уже эти стенания - камера не снимает, объектив не держит.
Когда уже до "хватограхвов" дойдёт, что ни одна камера сама не снимает, ни один объектив ничего не держит. Снимает только фотограф, контровой держит только фотограф. Ну уделите немного времени, изучите возможности своей техники вместо тупого тыканья на спуск.
Извините за резкость. Просто достало нытьё рукож. пых и, особенно, мх "гениальные" советы. Не хватает ума даже на то, чтобы уже готовое посмотреть и хоть что то понять.

Евгений Карташов 8 Мая 2021 - 02:11:31

Будьте снисходительны к начинающим. Они как младенцы, только познают мир фотографии.


ivan.spam2015 6 Мая 2021 - 16:11:40

Не держит объектив Сапога контровой свет - снимки в ролике с явной паразитной засветкой. Бленду поглубже, флагами закрываться от прямого света и подбирать объективы, которые умеют снимать в таких очень сложных условиях, несмотря на кажущуюся простоту "схемы"

Евгений Карташов 6 Мая 2021 - 18:10:09

Вообще-то, если внимательно слушали, я именно этого эффекта засветки и добивался.

Читайте также: