Дом мельникова дата постройки
Скандал вокруг Дома Мельникова
Дом Мельникова, наверное, один из самых известных памятников советского авангарда. Построили его на Арбате в конце 20-х годов по проекту Константина Мельникова. Трехэтажный особняк считается вершиной творчества архитектора. Удивительно, но широкой публике проект плохо известен. Некоторые даже не знают, что он до сих пор стоит в самом центре Москвы практически в первозданном виде. Здесь свою роль сыграло местоположение памятника. Он спрятан в Кривоарбатском переулке, за забором и деревьями его практически не видно с улицы.
Сейчас вокруг дома разгорелся скандал. В доме в настоящее время проживает внучка архитектора, которую государство хочет выселить, чтобы сделать в доме музей. Я попытался разобраться, кто в этой ситуации прав и что будет дальше со знаменитым домом.
Дом уникальный уже только потому, что в конце 1920-х годов, когда в СССР шло сворачивание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили построить частный дом в центре столицы. Получится такой удивительный особняк в самом центре.
Архивные фотографии стройки. В центре снимка К.С. Мельников с сыном
Каркас дома в процессе строительства (у дома — К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной), 1927—1929 годы
Посмотрите, каким дом был после строительства. Его было хорошо видно с улицы.
Вскоре выросли деревья и соседние дома, дом стало можно рассмотреть только зимой с соседней крыши.
Еще вид с крыши
Задний фасад с участка.
В доме шикарные интерьеры. На фото в своей мастерской запечатлен сам Константин Мельников.
Первоначально была такая спальня. Сейчас она утрачена.
Потом поставили обычную кровать )
Сейчас дом выглядит так. Деревья и забор полностью скрыли его от посторонних глаз.
После смерти Константина Мельникова, его дом был неофициально превращён в сравнительно закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын Константина Степановича, художник Виктор Мельников.
Теперь о конфликте.
Сам Мельников завещал свой дом детям, Виктору и Людмиле. После смерти отца в особняке поселился его сын Виктор Мельников. В 1988 году сестра тоже захотела заселиться в памятник и подала на брата в суд, с требованием отдать ей половину дома. Мосгорсуд присудил Людмиле Мельниковой половину дома-мастерской, но без права проживания в нём.
В 2003 году Виктор Мельников оформил дарственную своей доли дома на одну из своих дочерей, Елену. Однако, в начале 2005 года Виктор Константинович заподозрил дочь в том, что она «обманным путём» вынудила его подписать дарственную на дом и исключил ее из завещания.
Своей душеприказчицей он назначил старшую дочь, Екатерину Каринскую, но в начале марта 2005 года объявил, что завещает дом Константина Мельникова, всю коллекцию его произведений, а также всю коллекцию собственных произведений государству, лишая обеих дочерей наследства.
Вот текст завещания:
Завещая свою долю в собственности Российской Федерации, В. К. Мельников передал в дар государству и свои художественные произведения, поставив условие создания в доме музея отца и сына Мельниковых.
Вторая наследница Мельникова, его дочь Людмила (скончалась в 2003 году), завещала принадлежащую ей 1/2 долю в собственности своему сыну, который продал ее сенатору Гордееву, в итоге передавшем половину дома государству.
Итак сейчас половина дома принадлежит государству, вторая половина по завещанию должна отойти государству, при условии создания там музея.
Вот тут и разгорелся конфликт. Дело в том, что в последние время в доме проживает внучка Мельникова, Екатерина Каринская. Проживает она там на основании прописки (в дом обе внучки прописались в 1993 году). Но в 1996 году суд признает прописку недействительной и выселяет внучек из дома.
Каринской прописку никто не аннулировал, и у нее до сих пор в паспорте стоит этот штамп. На основании этого штампа она сейчас живет в этом доме и никого туда не пускает. Государство считает, что штамп недействительный и у Каринской нет оснований проживать в доме. Каринская считает недействительным решение суда в 1996 году.
Все последние годы шли неспешные суды, делилось наследство, велись споры о том, что должно быть в знаменитом доме. И вот Министерство культуры решило наконец удовлетворить волю покойного Виктора Мельникова и создать в доме музей.
На этом основании музейщики попросили внучку освободить помещение. Та отказалась, усомнившись в том, что государство сделает там правильный музей. Также она потребовала, чтобы ее назначали директором музея. Государство отказалось, с какой стати внучку назначать директором?
В последнее время у представителей Музея архитектуры начали возникать опасения за сохранность памятника архитектуры. Внучка, проживающая там, должным образом не заботится о памятнике и обстановке. Например, по словам музейных работников, в доме бывает собака, на антикварном диване играют дети, а редкий ковер 20-х годов чистят моющим пылесосом. В общем, в доме ведется обычная жизнь, которая не совместима с охраной памятника.
Последней каплей стало приглашение внучкой какой-то компании, которая поменяла в доме инженерные коммуникации. Из этого события, которое ни с кем не согласовывалось, устроили рекламную акцию с вечеринкой.
Вот директор компании хвастается новой колонкой, которую они поставили старушке на кухне:
Вот вечеринка для спонсоров, которую закатили в доме:
Для Министерства культуры это стало последней каплей и оно перешло в наступление. Был нанят ЧОП, который приехал в дом и обнаружил там мужа внучки. Муж в доме не прописан и по мнению государства находиться в памятнике не может, за что и был выдворен. Позже приехала армия защитников, которую ЧОП тоже прогнал. Скандал пошел в СМИ. ЧОП взял дом на охрану и перестал пускать туда кого-либо кроме внучки, у которой в паспорте был штамп.
В ответ внучка тоже перестала пускать в дом кого-либо, так как Российская Федерация еще не вступила в права наследства, поскольку наследственное дело приостановлено, а сама она является исполнителем завещания.
Получить комментарии от внучки мне не удалось. Она никого не пускает на порог.
Комментарии от представителей музея:
Позиция государства в этом вопросе:
Что получат внучки Мельникова?
Согласно статье 1149, 3й части Гражданского кодекса РФ независимо от содержания завещания, они обе имеют право на обязательную долю в наследстве. Каждая из дочерей Виктора Константиновича имеет право на 1/8 часть Дома Мельникова. Судом определено, что Дом Мельникова не подлежит разделу в натуре, в случае, если наследницы истребуют свои доли, им будет выплачена компенсация, размер которой будет определять суд. Компенсация будет выплачиваться из бюджета Российской Федерации.
А почему Екатерина Каринская не может жить в Доме до тех пор, пока завещание не будет признано исполненным?
Потому, что в музее жить нельзя. До тех пор, пока Дом является жилым, он не может стать объектом музейного показа, а предметы в нём находящиеся стать частью музейного фонда. Это прямое нарушение Федерального закона № 54-ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Также необходимо учитывать, что бытовое использование памятника наносит вред не только зданию, но и предметам мемориальной обстановки.
Что касается прав Екатерины Каринской на проживание в Доме, то их не существует. Она не собственник, её регистрация в Доме аннулирована. «Моральное» право тоже миф, т.к. не смотря на её утверждения, она не проживала в Доме с рождения, более того, бОльшую часть своей жизни она жила в других местах. Единственным человеком, который жил в Доме Мельникова всю свою жизнь был Виктор Константинович Мельников. А за время ее незаконного пребывания в Доме, он по ее вине понес существенные утраты, вместо сохранения памятника Каринская лишь использовала его в своих личных целях. Так что ни о каком «моральном праве» речи быть не может.
Что теперь будет с Домом Мельникова?
Дом Мельникова станет частью экспозиции Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых.
Почему государство решило создавать музей именно сейчас? И почему оно не делало этого раньше?
До 2010 года государство не могло предпринимать активных действий по созданию музея, т.к. были не решены вопросы собственности на Дом и архив. После того, как Российская Федерация стала собственником половины Дома, в течение четырёх лет, представители государства, как сотрудники государственных и муниципальных органов, так и сотрудники Музея архитектуры пытались договориться с Екатериной Каринской и организовать Музей Виктора и Константина Мельниковых, тем самым выполнив завещание В.К. Мельникова. Эти попытки не имели результата. Более того, проверка, проведённая специалистами Мосгорнаследия, выявила, что за последние полгода, Екатерина Каринская провела в Доме ремонтные и строительные работы, уничтожившие часть подлинных конструкций. Также известны случаи проведения в Доме мероприятий, угрожающих его сохранности, таких как киносъёмки и светские приёмы, на которых использовалось оборудование с открытым огнём. Все эти факторы, плюс готовность Министерства культуры выделить средства на обследование и реставрацию Дома уже в этом году, обусловили принятое решение о начале музеефикации Дома и его мемориальной обстановки.
Действия государства очень напоминают рейдерский захват. Насколько они законны?
Рейдерский захват произошёл в 2006 году, когда Екатерина Каринская самовольно вселилась в Дом и начала распоряжаться им как своей собственностью.
Когда начнётся реставрация Дома Мельникова?
Реставрация – процесс длительный. Сначала, как мы предполагаем до конца этого года, будет проведено обследование, после этого будет объявлен конкурс, на котором будет выбран оптимальный проект реставрации. Полная реставрация Дома Мельникова, вероятно, затянется на несколько лет.
Планируется ли выплата компенсации Е. Каринской за многолетнее содержание Дома?
Екатерина Каринская проживала в Доме Мельникова и извлекала выгоду из этого. В Доме проводились платные экскурсии, он сдавался в аренду для проведения киносъёмок и проч. Поимо этого, Каринская самовольно и незаконно провела ряд строительных работ, исказивших облик памятника. Скорее она должна компенсировать тот вред, что был нанесён Дому за прошедшие восемь лет.
Позиция проживающей в доме внучки Мельникова Каринской с комментариями представителей государства
Так как она по совету адвокатов отказалась давать какие-либо комментарии, я попросил дать комментарий Николая Васильева, который знаком с ней лично много лет и хорошо знает. Комментарии давал Павел Кузнецов, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых.
1. Екатерина Викторовна обязана передать дом с обстановкой в руки Государственного музея, учрежденного согласно завещанию. Пока что никаких достаточных учредительных документов ей не предъявлено (и на сайте того же минкульта их нет). Это безотносительно того, живет она в дома или нет.
Комментарий:Документы об учреждении ей были предъявлены 13 августа непосредственно в Доме Мельникова. Это приказ Минкультуры №350 от 27.02.2014 г. об учреждении музея в качестве филиала и устав с изменениями. В письме 2006 года на имя М.Е. Швыдкого она сама просила учредить музей в качестве филиала ГНИМА им. А.В. Щусева. Правительством РФ Минкультуры России делегированы права по учреждению музеев, а в какой форме их учреждать - оно само выбирает.Отдельно хотим отметить, что статус Каринской в качестве исполнителя завещания не предполагает согласования ей каких-либо документов по учреждению музея, утверждению концепций музея, экспозиции и т.д. У нее не права, а обязанности - передать имущество наследнику (Российской Федерации).Что касается стр. 17 по адресу Воздвиженка, 5/25 (часть усадьбы Талызиных, т. наз. "Дом садовника") - там выделено 300 кв м под размещение экспозиции, хранение фондов и сотрудников музея. Это буквальное выполнение завещания Виктора Мельникова - иметь отдельное от Дома Мельникова помещение для указанных целей. Этот адрес является также юридическим адресом филиала.В настоящий момент не существует быстрого решения по размещению музея К. и В. Мельниковых прямо на Арбате, но мы над этим работаем с Правительством Москвы, и основания для оптимизма у нас есть. При этом стоит отметить, что Завещание Мельникова В.К. не содержит конкретных указаний относительно удаленности отдельного помещения от Дома Мельникова.
2. Екатерина Викторовна имеет полное право там проживать. Да, запрос из УВД в УФМС сделанный в четверг не опубликован, но он есть и можно ещё его сделать. Мог даже музей, но не захотел, или Музею не понравился ответ. УФМС регистрацию подтвердил. Соответственно ссылка на постановление Пресненского суда 1996 года нерелевантно.
Комментарий:Решение Пресненского суда 1996 года вступило в силу, обязательно для всех госорганов, включая УФМС, бессрочно, и не требует принудительного исполнения приставами в части признания регистрации недействительной. Решение вынесено по иску Людмилы Мельниковой (дочери архитектора Мельникова) о том, что обе сестры (ее племянницы) прописались в доме незаконно без ее согласия. Это сделал ее брат Виктор Мельников. Таким образом, прописка обеих сестер изначально была незаконна и получена обманом, что суд и подтвердил своим решением.У Елены Мельниковой такой же паспорт с таким же штампом, как и у Каринской. Однако она выполняет решение суда и ей не приходит в голову вселяться в Дом. По логике Каринской, Мельниковой тоже надо въехать в дом и жить там.Главное. Право проживания определяется не УФМС и не штампиком в паспорте, а правом на помещение. У Каринской такого права нет и никогда не было. Собственность на помещение принадлежит РФ. Только собственник определяет порядок пользования своим помещением.Никакого подтверждения регистрации Каринской в Доме из УФМС не было - они всего лишь запросили дополнительную информацию. У нас нет на руках копии, она в полиции (им было адресовано письмо).
3. Является ли Каринская добросовестным пользователем объекта культурного наследия? Пока не доказано обратное - является. Тем нарушения, которые ей вменяют далеко не все зависят от её воли. Фундаменты не она рушит. Пол в ванной прогнил из-за огрехов реставрации 1990-х. Штукатурка отваливается от дранки в гардеробной по той же причине - есть заключение Технической экспертизы 2002 года.
Из свежих вещей - убрать газ из дома было решено ещё в 1990-е, но не было выполнено.
Новый котел, насколько я знаю, к системе отопления не подключен. На месте его был совсем не котел 1929 года, а советская рухлядь, попросту опасная.
Как только газ убрали в доме стало гораздо лучше в плане качества воздуха и состояния картин и прочего. Надо было раньше это сделать. Но с департаментом культурного наследия это не согласовано, так что по букве закона это наверняка признают нарушением. Да, Каринская старательно платила и за свет и коммуналку и сигнализацию. Государство не заплатило ни копейки, хотя 4 года владеет половиной.
Комментарий:Никаким добросовестным пользователем она не является: ей известно об отсутствии у нее прав на дом + известно о решении о выселении и аннулировании регистрации 1996 года. Даже с юридической точки зрения, это никакая не добросовестность. Кроме того, в законодательстве нет такого понятия - добросовестный пользователь объекта культурного наследия. Его изобрела Каринская.О состоянии ванной, гардеробной, фундаментов - мы давным-давно были готовы начать процесс обследования с последующей реставрацией Дома, нас и Минкультуры в дом не пускали, под любыми предлогами (болит голова, занята, в отъезде, на даче, в поликлинике и проч.) и без них. Поэтому решать эти очевидные проблемы Музей по ее вине просто не мог. Относительно системы отопления и газа в Доме - согласование с ДКН это не просто бумажка, а гарантия того, что работы будут произведены максимально деликатно по отношению к памятнику. В Доме существовала уникальная система вентиляции и отопления (часть предмета охраны, между прочим!) - состояние которой сейчас вызывает серьезные вопросы. Судя по наличию в доме запаха сырости и гнили, она уничтожена. Проведение Каринской строительных работ в доме, который ей не принадлежит, даже не поинтересовавшись мнением собственника (Музея) - вообще за пределами закона и здравого смысла. Как и проведение светских приемов в Доме с использованием открытого огня. Это же касается всех работ, которые она произвела в Доме. По поводу коммунальных платежей. Если бы она не проживала в Доме - их было бы на порядок меньше. Музей ни разу не отказал в оплате коммунальных платежей, а оплачивать из федерального бюджета ее личные расходы - подсудное дело. Все обязательные платежи такие как, например, налог на недвижимость, Музей оплачивал.
4. Случаи платных экскурсий в дом мне неизвестны. Более того, была проблема сбора денежных пожертвований, приходилось отказываться, потому что неизвестно как их оформлять.
Комментарий:А нам известны. Регулярно проводились платные экскурсии. Есть много свидетелей, можем предоставить аудиозапись одной из таких экскурсий. Она предоставлена музею, автор просил его имя не называть. Причем Каринская объявляет их как бы "бесплатными", а по итогам 30-минутного визита, не стесняясь, берет 10 тыс рублей "на сохранение Дома". А Дом, как видите, в ужасном состоянии. Куда идут эти средства от использования государственной собственности? У нас ответа нет, но есть подозрение.
5. Опись была сделана после смерти Виктора, делала ее Главный хранитель ГНИМА Ирина Седова. Заявления о якобы имевшей место пропаже предметов мемориальной обстановки несостоятельны после попыток рейдерского захвата дома. В отсутствии Каринской можно было внести и вынести всё, что угодно.
Комментарий:В 2008 году музей действительно начал проводить опись мемориальной обстановки, которая так и не была завершена и не существует как официальный документ. Сотрудники музея используют тот черновик в своей работе. Но: важно - в него вошло не более 350 единиц – и лишь те предметы, на которые при проведении описи указывала Е.В. Каринская! То есть сплошной описи всей мемориальной обстановки произведено НЕ БЫЛО. По оценкам музея, в опись должны войти ещё более 600 позиций: это фотографии, стеклянные негативы, дневники и альбомы Константина Степановича, его личные вещи и др.Кроме того, даже те предметы, которые присутствовали в черновом варианте описи 2008 года требуют проверки сохранности и их наличия в Доме на сегодняшний день. Ну, например, невооружённым взглядом без проведения экспертизы видно, что живопись на первом этаже осыпается, имеются утраты красочного слоя, холст коробит, а подрамник рассыхается.По предварительной оценке, из Дома пропали некоторые предметы мемориальной обстановки. Музей будет обращаться в полицию по факту выявленных пропаж. Комиссия Музея рейдерским Дом не захватывала, его захватила группа лиц во главе с Каринской вечером 13 августа.
---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
Что представляет собой самый уникальный дом в России: экскурсия по дому архитектора К. Мельникова
Гуляя по арбатским улицам, невозможно не обратить внимание на дом цилиндрической формы. Он выглядит необычно и контрастирует с окружающей обстановкой. Это уникальный, единственный и неповторимый дом советского архитектора Константина Мельникова.
Дом архитектора К. Мельникова в Кривоарбатском переулке. Фото автора Дом архитектора К. Мельникова в Кривоарбатском переулке. Фото автораКрайне поэтично описывает дом Мельникова Андрей Вознесенский
«В Кривоарбатском переулке меня всегда волнует странный особняк под номером 10. Волшебная тяга присутствует в нем. Два туманных цилиндра полуутоплены друга в друга. Будто двое влюбленных стоят обнявшись во дворе. Она обнимает его со спины, положив голову на его плечо. Они, оцепенело прижавшись, рассматривают прохожих»
Константин Мельников - архитектор с очень непростой (хотя у кого она была простая в советские годы) судьбой.
Константин Мельников родился в бедной крестьянской семье, но смог стать известным на весь мир архитектором.
1990 год ЮНЕСКО объявляло годом Мельникова, но при этом сам архитектор с 1937 года был лишен права заниматься архитектурой.
Ему рукоплескал Париж, но большую часть жизни он прозябал в нищете.
В Советской России, где отсутствовала частная собственность, он смог построить в центре столицы собственный особняк.
Дом Мельникова – это гимн. Человеческой изобретательности. Таланту. Личности. Свободе.
Вид на дом Мельникова со стороны улицы. Фото автора Вид на дом Мельникова со стороны улицы. Фото автораДом общей площадью 232 м построен на участке размером 18х32. В нем нет ни одного прямого угла. Стены собраны таким образом, что здание не нуждается в дополнительных несущих конструкциях. Каркас – сетка с шестиугольными ячейками-сотами позволяет планировать внутреннее пространство любым способом. Часть шестиугольников стали окнами. Ненужные же закладывались строительным мусором и заштукатуривались. Но при необходимости всегда могут быть разобраны заново.
Каркас дома - сетка с шестиугольными ячейками-сотами. Фото автора Каркас дома - сетка с шестиугольными ячейками-сотами. Фото автораНо главной особенность дома, по словам самого Мельникова, является «равноценность и равномерность напряжений, света, воздуха и тепла».
Что имеет в виду архитектор? Он говорит о следующем: в доме тепло и воздух естественным образом распределяются по помещениям, а свет в течение дня также равномерный без резких светотеней.
Дом спроектирован таким образом, что свет, тепло и воздух равномерно в нем распределяются. Фото автора Дом спроектирован таким образом, что свет, тепло и воздух равномерно в нем распределяются. Фото автораДом Мельникова – это архитектурная авангардистская икона. Единственное здание в России, включенное в список 150 уникальных домов мира.
Когда смотришь на дом со стороны, кажется, внутри он должен быть функционален, утилитарен, по-конструктивистски неуютен.
И тем неожиданней увидеть, только переступив порог, столовую с большим деревянным столом посередине, дубовым шкафом, киотом в углу. Деревянные полы приветливо поскрипывают, зеленый абажур мягко освещает пространство. Квинтэссенция мещанского быта.
Дом встречает гостей по-домашнему уютной столовой. Фото автора Дом встречает гостей по-домашнему уютной столовой. Фото автора Дом встречает гостей по-домашнему уютной столовой. Фото автораОднако, поднимаясь на другие этажи, общее настроение помещений меняется. Все отчетливее видится авангард, считывается цилиндрическая конструкция, выступает вперед простота и скромность. Но удивительно, ощущение уюта при этом не исчезает.
Интересно, что при строительстве и планировке дома Мельников придерживался принципа восхождения от земных желаний к высшим. Эдакая пирамида Маслоу в архитектуре: На первом этаже располагались кухня, ванная комната, столовая и гардеробная. Второй был отдан под гостиную и спальню. Верхний же этаж предназначался исключительно для творчества.
Мастерская на верхнем этаже. Фото автора Мастерская на верхнем этаже. Фото автораСпальня в доме Мельникова удивительное место. Это общее пространство, где вместе спали родители и уже взрослые дети. Кровати разделены только перегородками.
Изначально кроме кроватей в спальне не предполагалось никакой другой мебели. Аскетичность убранства компенсировалась светом, поступающим из многочисленных окон.
Спальня в доме Мельникова. Фото автора Спальня в доме Мельникова. Фото автораКак попасть в дом Мельникова?
Попасть в дом Мельникова сложно, но реально.
Посещение возможно только в составе группы. В группе не более 5 чел. Билеты покупаются исключительно на Timepad.
Билеты поступают в продажу в 11:00 по московскому времени дважды в месяц — на две недели вперед.
На сегодняшний день продажа билетов на первую половину марта 2021 завершена. Билеты на вторую половину марта поступят в продажу 1 марта в 11:00 по московскому времени. Поэтому, если хотите попасть в дом Мельникова, отслеживайте!
Обратите внимание - билеты именные. После покупки заменить участника экскурсии невозможно.
И хорошая новость - двор Мельникова открыт для всех желающих! ?
Адрес: Москва, Кривоарбатский переулок, 10
Спасибо за внимание!
Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Чтобы чаще видеть в ленте мои публикации, подписывайтесь на канал "Зачем я там была?"
Дом Мельникова — уникальный особняк в центре Москвы
Особняк Мельникова уникален не только своей архитектурой, но и обстоятельствами, при которых он был построен. В двадцатые годы архитектору удалось добиться невозможного: правительство само выделило ему участок земли в центре Москвы.
Во время строительства своего трёхэтажного дома Константин Мельников задействовал множество новаторских решений. И, к тому же, он доказал, что в круглых домах можно жить с большим комфортом, чем в квадратных.
Дом Мельникова — уникальный особняк в центре МосквыЭкспериментальный дом в Кривоарбатском переулке
Дом Мельникова — уникальный особняк в центре МосквыВ начале двадцатых годов Константин Степанович Мельников был одним из самых уважаемых архитекторов России. Большую славу ему принесло строительство невероятного павильона СССР для Международной выставки в Париже. Кроме того, Мельников работал над первым саркофагом для тела Владимира Ленина. За свои заслуги он в 1927 году получил участок в Кривоарбатском переулке, где собрался возвести свой экспериментальный дом.
Участок архитектору выдали с большой охотой. По задумке Мельникова, его дом-студия стал бы одним из первых круглых домов в столице. А позднее план этого же дома, но с некоторыми доработками, использовали бы для возведения домов-коммун. Однако особняк Мельникова так и остался единственным домом, имеющим округлую форму.
Дом Мельникова — уникальный особняк в центре МосквыОсобенности особняка Мельникова
Константин Мельников продумал не только план дома и его внутренних помещений, но и технологию строительства. Стены дома выложили ажурной кладкой. Причём кладка осуществлялась так, что строителям не пришлось «половинить» кирпич. Такая структура стен позволила расположить окна там, где они больше всего были необходимы. Кстати, окна у дома Мельникова очень интересной формы — ромбовидной. Некоторые окна впоследствии замуровали, а в одном из них оборудовали холодильные шкафы, наподобие холодильников в хрущёвках . Это, пожалуй, единственное сходство особняка Мельникова с другими домами, построенными в СССР.
Дом Мельникова — уникальный особняк в центре МосквыПримечательна и сама форма дома Мельникова. Он выполнен из двух разновысоких цилиндров, один из которых на треть вписан в другой. Внутри каждого цилиндра шло интересное деление на зоны. Так, на первом этаже располагалась кухня со столовой, рабочие кабинеты для детей и туалет. В кухне имелась одна необычная деталь — переговорная труба. С её помощью, находясь в этом помещении, можно было связаться со всеми остальными. А ещё в кухне сделали мусоропровод, соединённый с печью в подвале. Весь мусор, что можно было сжечь, попадал сразу в топку.
Дом Мельникова — уникальный особняк в центре МосквыНа втором этаже особняка Мельникова находилась общая спальная комната, где Мельников разместил вмурованные в пол кровати для всех домочадцев. Родительская кровать от детских была отгорожена ширмами. Рядом со спальней располагалась гостиная. А на третьем этаже Константин Мельников, архитектор и новатор, оборудовал собственную мастерскую. Из неё можно было попасть на открытую террасу на крыше. Интересно, что в качестве перекрытий во всех комнатах не использовали железобетонные конструкции. Вместо них Мельников установил сетчатую конструкцию из поставленного на ребро тёса. Таким образом он добился облегчения конструкции и её высокой прочности.
Что происходит с домом Мельникова сегодня
Долгих 20 лет особняк Мельникова в центре Москвы простоял практически без изменений. Только в 1941 снесли одну перегородку, разделяющую детские рабочие кабинеты. И, к сожалению, во время Великой Отечественной куда-то пропали уникальные кровати. Также в тот период возле дома Мельникова произошёл взрыв, в результате пострадало оригинальное остекление. В остальном же фасад и интерьер памятника советского авангарда остался практически таким же, как и при жизни архитектора.
После смерти Константина Степановича в доме проживал его сын, бывший известным художником. В дальнейшем за право обладания домом между родственниками развернулась настоящая борьба. Однако в начале двухтысячных все распри закончились. А в 2014 году дом-музей Мельникова распахнул свои двери для первых посетителей. Посмотреть на этот уникальный дом Москвы приходят десятки туристов и жителей столицы.
Дом архитектора Мельникова
Дом Мельникова — жилое здание, построенное в 1929 году выдающимся архитектором Константином Мельниковым для себя и своей семьи. Необычная постройка известна не только как место фактического проживания мастера, но и как яркий образец советского авангарда.
Экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве — известный на весь мир памятник архитектуры — одно из самых ярких творений автора, вершина его творчества.
История создания
Идея строительства дома родилась у Мельникова еще во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первоначально архитектор хотел приобрести готовое здание и переделать его по своему вкусу, но уже в 1920 году отказался от этой идеи.
В личном архиве художника можно найти несколько набросков его будущего шедевра. Сначала мастер представлял дом квадратным с большой русской печью внутри, потом придумал постройку в форме усеченной пирамиды. Окончательный вариант дома цилиндрической формы появился благодаря неосуществленному проекту клуба имени Зуева. Тогда идея Мельникова была отвергнута, и архитектор захотел использовать часть своей задумки во время строительства собственного дома.
Мельников планировал, что здание будет не только жилым помещением, но и мастерской. В работе он ориентировался исключительно на собственные предпочтения. Никаких образцов, примеров или ориентиров не было. Мельников хотел, чтобы дом стал отражением его личности и универсальным пространством, пригодным и для творчества, и для обычной жизни.
Шедевр советского авангарда, трехэтажный дом был построен в период сворачивания НЭПа, до вступления в силу запрета на частное строительство, и должен был послужить образцом для строительства домов-коммун.
Интересные факты
Основой силуэта здания послужила сетчатая конструкция, которую Константин Мельников придумал вместе с Владимиром Шуховым. Стены прорезаны 57 шестигранными вертикальными окнами, которые создают орнамент.
На первом этаже расположены передняя, кухня, санузел, две одинаковые по размеру детские рабочие комнаты, гардеробная, рабочая комната хозяйки и коридор. На втором — гостиная и спальня. Последняя, кстати, общая для всех членов семьи. В комнате есть двенадцать шестиугольных окон, из которых виден сад. Третий этаж — мастерская, в которой сначала трудился сам хозяин, а потом его сын.
Еще в 70-х годах прошлого века сам архитектор, чьи проекты служили визитной карточкой молодой советской власти, задумывался о создании здесь полноценного музея.
По распоряжению Министерства культуры Российской Федерации дом архитектора Мельникова стал объектом культурного наследия федерального значения.
Дом Мельникова
Дом Мельникова — такая же важная достопримечательность Москвы, как храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском или Большой театр. Это признанный во всём мире шедевр авангарда. После Кремля и Красной площади многие иностранцы идут сюда, большинство же москвичей его не видели — дом спрятан в тихом арбатском переулке.
Экскурсии по своему дому архитектор Константин Мельников стал проводить сразу после окончания строительства в 1929 году. Появилась даже книга отзывов. Так описал свои впечатления художник и историк искусства Игорь Грабарь в 1933 году: "Никогда не завидую, но, уходя отсюда, поймал себя на чувстве зависти: хотелось бы так пожить".
Константин Мельников жил здесь до своей смерти в 1974 году, потом дом перешёл по наследству его детям и внукам. В 2014 году он стал филиалом Музея архитектуры им. Щусева . Внутрь можно попасть по записи (билеты разлетаются в первые минуты — экскурсии проводятся не каждый день и лишь для 5 человек).
Мельникова знают, прежде всего, как автора авангардных гаражей и рабочих клубов 1920-х—1930-х годов. Для диалога с советской властью у него был свой послужной список: прославленный павильон СССР на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года и первый саркофаг для В. И. Ленина 1924 года. Мельников был по-настоящему свободным и смелым художником, к тому же новатором, поэтому построил для себя дом, "настойчиво оповещающий о высоком значении каждого из нас". Только он мог позволить себе разместить на главном фасаде надпись-манифест: "Константин Мельников. Архитектор".
Дом Мельникова — не только форма, но и содержание. Форма — это два цилиндра, пронизанных шестиугольными просветами (из них окнами стали 62 шестигранника, остальные заложены). Содержание — продуманный до мелочей быт, "умная" вентиляция, экономичный расход материалов (за счёт "сотовой" конструкции расход кирпича сокращён почти в два раза, а стены сами себя держат). Дом с самого начала считался экспериментальным, опытно-показательным, поэтому земля под него была предоставлена бесплатно, а возводился дом бригадой Московского коммунального хозяйства. Площадь дома не очень большая: 250 кв. метров.
Константин Мельников с женой Анной Гавриловной ("соты" ещё не заложены), 1929. Константин Мельников с женой Анной Гавриловной ("соты" ещё не заложены), 1929.Самое эффектное помещение — мастерская архитектора на третьем этаже . Её площадь — 50 кв. метров, высота потолков — более 4,70 метров, количество окон — 38.
Обилие окон обеспечивает идеальную освещённость мастерской. Сам Мельников любил сидеть на балкончике у выхода на крышу-террасу , наблюдать за помощниками и рассматривать разложенные на полу проекты и рисунки.
Самый контрастный — второй этаж . Здесь расположены гостиная и спальня. Просторной гостиной с витражным окном во всю стену противопоставлена спальня с 12 шестиугольными окнами и пониженным потолком.
Полукруглая спальня с жёлтыми стенами (по задумке они отражают свет) была общей для всех членов семьи: в центре за перегородками спали родители, справа и слева — брат с сестрой. Из мебели сначала были только кровати-подиумы. В 1950-х спальня стала личной комнатой жены Константина Мельникова — Анны Гавриловны.
Гостиная — парадная комната дома. Здесь Константин Мельников жил и работал, когда его сын-художник Виктор занял мастерскую на третьем этаже. Ковёр в стиле модерн — антиквариат. Под цвет ковра, который так нравился Анне Гавриловне, стены были выкрашены в розовый цвет.
Если встать у окна, комната раскроется по-новому. Здесь находится пересечение двух цилиндров. Слева — печь по проекту Мельникова (отлучённый от работы, в 1940-х он подрабатывал печником). Она использовалась во время войны. В остальное время в доме было воздушное отопление (из камеры калорифера теплый воздух расходится по всем помещениям через специальные решётки в стенах).
Любопытная деталь гостиной — восьмигранное (а не шестигранное) окно. Оно незапланированное. Есть несколько гипотез его происхождения. По одной — в процессе строительства Мельников увидел луч солнца, озаривший комнату сквозь ещё не заложенное отверстие, и оставил его. По другой — оно играет роль рамы для "картины" за окном: из этого окна открывался вид на храм Николы в Плотниках (разрушен в 1932 году, на его месте на Арбате построен дом № 45/24).
Первый этаж — самый насыщенный. Кругом перегородки, проходы, изгибы. На стенах — живопись Константина и Виктора Мельниковых. Здесь находятся небольшие подсобные и рабочие помещения: прихожая, коридор, столовая, кухня, уборная, ванная, детские учебные комнаты, туалетная комната, мастерская хозяйки.
Столовая (17 кв. метров) — единственная комната с прямыми углами. Здесь два окна: шестигранное и прямоугольное. Мебель из красного дерева Константин и Анна Гавриловна Мельниковы ("А" и "К" — их инициалы) покупали ещё до строительства дома — она антикварная, XIX века.
Мельников чувствовал себя настолько независимым от советской власти, что не прятал в доме иконы. Он происходил из простой крестьянской семьи, в детстве учился в церковно-приходской школе.
Следующая комната — кухня (7 кв. метров). Здесь всё было по последнему слову техники: газовая плита, экран-вытяжка, даже устройство для переработки мусора (между кухней и топкой в подвале был проложен специальный канал, по которому отходы могли сбрасываться и потом сжигаться). Заложенная шестиугольная ниша использовалась как холодильник. Рядом с кухней в коридоре — "воздушный телефон", сообщавшийся с мастерской на третьем этаже.
Кухня не имеет двери, чтобы хозяйка не чувствовала себя изолированной и было удобно относить блюда в столовую. К ней примыкают ванная и уборная . Большая чугунная ванная была внесена ещё до устройства перегородок.
Далее следуют две одинаковые детские комнаты (по 4,5 кв. метров) для занятий: с жёлтым треугольником на потолке — для дочери, с синим — для сына. Из мебели предполагались только письменные столы со стульями и полки для книг.
Справа по коридору — общая туалетная комната со встроенными гардеробами (шкафы слева — мужские, справа — женские).
Рядом с гардеробной — небольшая рабочая комната хозяйки . Здесь она гладила бельё, шила и вышивала. Потом комната стала кабинетом Виктора Константиновича Мельникова.
У дома есть подвальный этаж . В начале строительства были обнаружены остатки фундаментов предыдущего здания. Мельников приспособил к ним планировку подвала. Здесь находились камера калорифера, кладовая и погреб. Когда в июле 1941 года в здание Театра им. Е. Вахтангова на Арбате попала бомба, в доме Мельникова выбило стёкла в окнах. Семья перебралась жить в подвал.
Дом Мельникова
Собственный дом архитектора Мельникова такой же неординарный, как и его автор. Шестиугольные окна-соты и переплетающиеся цилиндры, напоминающие в плане два обручальных кольца, ни одного прямого угла — этот дом должен был стать образцом для будущих домов-коммун.
Этот дом Константин Мельников построил по собственному проекту в 1929 году. Архитектор жил и работал здесь до своей смерти в 1974.
Он был удивительным человеком! В начале карьеры проекты архитектора произвели фурор на парижской выставке, и его завалили престижными заказами. Но Мельников уехал в Россию и построил в Москве несколько рабочих клубов. В качестве поощрения Моссовет подарил архитектору землю в центре города для строительства собственного дома.
Дом Мельникова не имеет аналогов. Он состоит из двух проникающих друг в друга цилиндрических объемов. Прямых углов нет ни снаружи, ни внутри. Все подчинено идее экономичного строительства. Поэтому дом построили из самых дешевых материалов — кирпича и дерева. А строительные отходы использовали для отопления.
Внутри все тоже продумано: нет поддерживающих балок и углов, все держится только на тщательно рассчитанной сетчатой конструкции. Поставленный на ребро тес образует сетку стен, по которой можно свободно «передвигать» шестиугольные окна — закладывать одни проемы и оставлять открытыми другие. Эту систему архитектор придумал вместе с инженером Шуховым.
В доме Мельникова нет привычной нам системы комнат: играют размер и форма помещений, высота стен (от 2,6 до 5 метров).
Например 9 помещений занимают 60 м 2 , тогда как гостиная и мастерская получают по 50! Есть терраса, но нет закрытых или изолированных комнат. Эксперимент со светом и пространством был так смел и дерзок, что Мельников в шутку обещал премию тому, кто угадает, сколько в доме этажей.
Особое значение имели окна. В мастерской Мельникова 36 окон-сот позволили избежать появления падающих теней. А в спальне окна, наоборот, ритмически чередовались, рассеивая свет. Там стояли 3 вмурованные в пол кровати, и все в этой комнате было направлено на создание благоприятных условий для сна.
Двое любовников КривоарбатскихДвойною башенкой слились в объятьях,
Плащом покрытые ромбовидным
Не реагируя на брань обидную.
Но злословы называли дом Мельникова консервной банкой. А вскоре архитектор впал в немилость, и до конца жизни строил только подмосковные теремки. В возрасте 83 лет Константин Мельников умер в собственном доме.
Его сын, художник Виктор Мельников, мечтал устроить здесь музей. Поэтому он хранил все, что было связано с именем отца, не продал ни одной его вещи. Говорили, что Константин Мельников построил храм, а Виктор Мельников его расписал.
Умирая, он завещал дом государству для устройства музея. Но решение правовых вопросов затянулось.
При строительстве Мельников рассчитал все: и давление на грунт, и прочность конструкции. Но он не мог предположить, что вокруг вырастут многоэтажные дома, грунт даст усадку, изменится микроклимат района. В итоге дом начал разрушаться и попал в список памятников ЮНЕСКО, которым грозит исчезновение.
Здание удалось спасти. Теперь там музей Константина и Виктора Мельниковых.
Читайте также: