Русский народный костюм для куклы своими руками
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 28.08.2024
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Творческий проект ”Русский народный костюм для куклы” Выполнила ученица 10”А” Денисова Арина Проверила учитель технологии Ерохина Н.В.
Задачи проекта: изучить историю народного костюма, познакомиться с основами кроя, подобрать ткань и отделку для костюма, сделать построение чертежа костюма, разработать технологическую последовательность изготовления русского народного костюма. ЦЕЛИ ПРОЕКТА : ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И СШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ НА КУКЛУ.
Слово “костюм”, пришедшее из французского языка, означает “обычай”. Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек: при исследовании подлинников русского народного костюма установлено их характерное отличие для разных географических зон и регионов, обусловленный оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения. ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Сарафан - распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. САРАФАН
Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была единственным предметом одежды. Её шили из домотканой льняной материи. Женская рубаха отличалась только длиной, более богатой отделкой. РУБАХА
Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей. ПОНЁВА
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник.. ГОЛОВНОЙ УБОР
Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками. Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. По форме носка чёботы были прямые и кривые. Голенища назывались прежники. Стельки применялись войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота : у холодных — из атласа, у тёплых - из бобрового меха. ОБУВЬ
Вышивка на одежде не только украшала, но и должна была защитить от беды, от злого человека. Элементы вышивки имели символическое значение: ”узор” имеет один корень со словом “заря”, что связано с цветом утреннего солнца; геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля., волнообразные линии – воду, ёлочки – пожелание человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель - это древо жизни и добра. ВЫШИВКА И ОРНАМЕНТ
Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шелк и бархат. Одежду знати изготовляли из дорогих привозных тканей: тафта, камка, парча бархат, атлас, хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина). ТКАНЬ
После просмотра и изучения материала Я узнала подробности быта наших предков: что они одевали, что одежда могла рассказать о своём хозяине, из чего тогда шили костюмы. Многие вещи и их названия стали достоянием музеев, а сарафан остался нашим современником и является частью нашего гардероба. Я выполнила проект на тему “Русский народный костюм для куклы” с использованием современных швейных технологий.
У моей младшей сестры приближается день рождение. Вот Я и подумала, что можно сделать своими руками и подарить сестре. Мне хотелось сшить что-то нарядное и не сложное в работе. Свой выбор Я остановила на русском народном костюме для куклы. Кукла - замечательный подарок, а , тем более, в таком красивом наряде. Чтобы обойтись без затрат, Я воспользовалась бабушкиным сундучком. В это изделие Я вложила свою фантазию. Мне помогли навыки, полученные на уроках технологии. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Подготовительный. 2. Исследовательский. 3. Технологический. 4. Экономический. 5. Экологический. 6. Заключительный. ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Рассмотрев рисунки готовых изделий, Я решила сделать как вариант на рисунке 4. ВАРИАТИВНОСТЬ
Главная часть праздничного русского народного костюма – сарафан из красного атласа, приталенного силуэта, расширенный книзу. …Рубаха – из белого шёлка, прямого силуэта. Воротник – стойка, обработан золотой тесьмой, как и нижний срез рукавов. … Кокошник изготовлен в цвет сарафана. ОПИСАНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Я подобрала для сарафана красный атлас, а для рубахи – белый шелк. Для отделки Я выбрала золотую тесьму ВЫБОР ТКАНИ И ОТДЕЛКИ
1. Ножницы портновские 2. Ножницы средние 3. Напёрсток 4. Сантиметровая лента 5. Иголки 6. Булавки 7. Мелок ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Вот и закончился мой творческий проект, и окончательным результатом Я довольна. Костюм, сшитый моими руками, радует душу, поднимает настроение, мне по нраву, а сама технология изготовления показалась мне не такой уж сложной, потому что Я почти всё изучала на уроках технологии. Выбор мой пал на не сложную модель не случайно: сшила на куклу, которой сестра постоянно меняет наряды, и ей легко и удобно будет её переодеть. При изучении истории русского костюма Я узнала много нового, и мне было очень интересно: какой был русский костюм, из каких элементов он состоял, как они назывались, особенности русского кроя, орнаментальный декор и цвет народного костюма. Так же Я больше узнала о моделировании, конструировании и технологии обработки швейных изделий. Выполненная мною работа сэкономила семейный бюджет : используемые материалы - из бабушкиного сундучка. Цель и задачи творческого проекта Я выполнила. САМООЦЕНКА
Не носили такие царицы и князи! Вошёл в моду костюм в 19 веке И красиво смотрелся на любом человеке! Сарафан из атласа с блузкой шёлковой ткани, Не затмить красоту его даже парчами. Золотая отделка его обрамляет, И простое изделье любой вкус одобряет. Чтоб приятней смотрелся наряд на девице, Заплетём алый бант ей в густые косицы, Оттенит красоту её белая блузка, Как прекрасна девица в изделии русском! Вы на русский костюм, сшитый мной, посмотрите, Он представлен пред вами в уменьшительном виде Словно лебедь плывёт в нём красавица наша – Нет наряда на свете милее и краше.
Шел третий день из отведенных семи, когда я приступила к изготовлению головы! Сразу прошу маститых кукольников простить меня за некоторую упрощенность лица, потому что я это делала первый раз и в очень сжатые сроки. Времени на переделки не было совсем.
На этом этапе я решила притормозить с головой и заняться платьем. Как уже писала выше, тело я решила не шить, а заменить его каркасным платьем. Жесткий бумажный конус необходимо было обшить материалом. Для платья пошел двойной слой белого льна с отделкой широкой тесьмой, вырезанной из кухонного полотенца.
Дополнительно пустила художественную машинную строчку.
По замыслу сшила воротничок - стойку, которая укрепить голову и добавит видимость шеи!
И вот оно платье!
А сейчас остановлюсь на украшениях и головном уборе! Национальное украшение марийцев — мониста, которую делали из монет. Как говориться, сказано — сделано. Вот здесь пригодились все навыки и имеющиеся инструменты — тиски, сверла и дрель. Возникла небольшая сложность с подбором сверла, но она благополучно разрешилась и накопленные в запасниках копейки пошли на изготовление марийского национального украшения.
Результат покажу немного позже!
А сейчас головной убор. Это очень немаловажная часть костюма. Было решено изготовить шемакш. При том, его надо было сделать и укрепить так, чтобы при переноске и во время выставки его нельзя было снять, сдвинуть и потерять! Вот для него у меня нашлась настоящая ручная вышивка, правда уже не первой свежести. Но она отлично подходила для головного убора.
Следующий на очереди был фартук! Вот здесь пригодилась швейная машина с блоком для вышивания! Один из узоров идеально подошел к задуманному фасону.
Дальше был трудный подбор цветовой гаммы фартука, но все завершилось и фартук был сшит менее чем за два часа!
И вот тут началось самой сложное — роспись лица и прическа! Не знаю, захочу ли я еще раз повторить эти муки творчества! Не судите строго — это мое первое лицо и вообще первая голова!
Мастер-класс с пошаговым фото. Изготовление картонной куклы в народном костюме.
Данная разработка заинтересует педагогов ДОУ, начальной школы; родителей. Она позволит закрепить навыки детей по работе с бумагой, поможет получить положительные эмоции от проделанной работы. При желании, таким же образом, можно изготовить куклу-снегурочку, куклу-принцессу для настольного театра.
Цель: помочь детям изготовить картонную куклу для настольного театра.
Задачи:
- совершенствовать навыки детей по работе с бумагой и картоном,
- развивать мелкую моторику рук,
- прививать любовь к русской культуре и традициям,
- развивать чувство вкуса и композиции.
Оборудование:
- картон белый и цветной,
- цветные карандаши и фломастеры,
- ножницы, клей, двусторонний скотч,
- распечатанные "лица" кукол.
Шаблоны для изготовления картонной куклы.
Вырезать и раскрасить лицо куклы.
Из белого плотного картона вырезать силуэт "верха" куклы.
Наклеить лицо. Раскрасить фломастерами кокошник,передник, рукава рубахи.
Из плотного картона изготовить "юбку" следующим образом:
1) положить лист картона горизонтально, отметить середину. Загнуть углы листа к центру.
3)Подрезать уголки основания получившегося треугольника с закруглением.
4)Перевернуть получившуюся фигуру, наклеить двусторонний скотч на верхнюю часть.
Начну с того, что выставка проходила два месяца, но я в Москву выбралась только к закрытию, 10 февраля. И очень удивилась, что билеты в кассе всем раздавали бесплатно (и на выставку, и на постоянную экспозицию), заплатить пришлось только 100 руб. за фотосъемку. Но оказалось, что в день памяти поэта вход в музей бесплатный, и еще был организован большой концерт для всех желающих. После осмотра выставки я успела немного послушать пушкинские чтения и классическую музыку. Так что имейте в виду, 6 июня скорее всего вход музей А.С.Пушкина тоже будет бесплатным :).
Кукол на выставке оказалось великое множество, и практически все — авторские, новые, сделанные в 2012-2015 г.г.
По этим куклам Романовой Л.Н. интересно изучать костюмы разных губерний: Московской, Воронежской, Рязанской.
Куклы Калинской Т.М. — в костюмах старообрядцев Алтая, Забайкалья, Усть-Цильма, Костромской губернии (1 ряд), Нижегородской, Архангельской, Вологодской (2 ряд)
Куклы в мезенском, смоленском, олонецком костюмах. Автор Камаева Л.Г.
Слева под номером 9 — куклы Сенокос (Июль) и Урожай (Август) Лаптевой С.А.
Целый сундучок чудесных тряпичных кукол от Вернидубовой Е.И.
Еще куклы Рябчиковой Л.А., Алентьевой О.Ю., Лоскутовой Е.В., Телегиной В.Г.
Куклы в традиционных костюмах русского севера (Готчиева Н.В.) и в русском зимнем костюме (Кирьянова С.С.)
Куклы в костюме XIX века Вологодской губернии и в девичьем праздничном костюме Архангельской губернии (Сысоева Майя, народный мастер России)
А эту троицу, конечно, сложно не узнать ? (автор Сизякова С.Ю.)
Невеста и жених Зининой Е.Д. Сестрица Аленушка и братец Иванушка Шульцевой Н.Н.
Куклы крупенички в костюмах Орловской области (Жмакина Л.Е.)
Куклы в киргизском, грузинском, узбекском, армянском костюмах.
Вот бы по таким куколкам мастер-классы собрать! ?
Куколки из талаша Алферовой Е.А.
Куколки в костюмах из бересты Горбуновой Л.Б.
Трашкова С.А. Куклы в костюмах старожилов Омской области. К сожалению, размещены не в лучшей витрине, но я специально сфотала для Ольги Арисеп ?
Кудрякова А.П.
Куколки народов Севера из бивней мамонта.
Я насчитала 59 куколок-скруток! Вроде и несложные в исполнении элементы, но вся композиция очень вдохновляет.
Работ в технике пэчворк и лоскутного шитья тоже было много на выставке.
Но вернемся к куклам.
Коротких О.В., Липецкая область. Куклы-зерновушки и куклы-жалейки.
Никишина Н.Н. г.Старый Оскол:
Прямо захотелось уже в Удмуртию ?
Кутергина Л.А. Куклы на веретене в удмуртских мужских и женских национальных костюмах.
Абдыкалыкова Л.Т., Красноярский край, Таймырский АО. Куклы в национальных костюмах народов Севера.
Балданова Дулма Жамбаловна. Забайкальский край.
Абаськина Г.Ю. Куклы в национальных костюмах народов Севера (ненецы, энки, долганы, эвенки)
Манько А.В. Камчатский край, Мальковский р-н, с.Мильково.
Это, конечно, далеко не все куклы с выставки, всех заснять было нереально (сел аккумулятор в фотике), но, думаю, для вдохновения вам пригодятся эти фотографии, такие чудесные и очень самобытные куколки!
Надеюсь, я ничего не перепутала. Если увидите неточность — пишите, исправлю.
Читайте также: