Поделка по истории 5 класс древний китай

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 23.08.2024

1. История Древнего мира 5 класс учитель: Л.А. Нахапетян

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Параграф 22 учебника – читать, отвечать
на вопросы.
Работа с контурной картой, страница 7,
задания № 1, 2,6,7,9, 10

4. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

5. ПЕРВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Первые очаги
цивилизации городского
типа в Древнем Китае
начали возникать во II
тысячелетии до н.э. в
долине реки Хуанхэ.

6. Карта Китая

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
На северо-восток от Индии,
за высокими и
труднопроходимыми горами,
расстилается обширная
Восточно-Китайская
равнина. На морских
побережьях равнины
выпадает много дождей. Чем
дальше от моря на запад, тем
дождей меньше.
Здесь бывают сильные засухи. По равнине протекают две
большие реки - Хуанхэ и Янцзы. Они берут начало в горах
и впадают в море.

Хуанхэ
Во время дождей Хуанхэ
разливается на десятки и
сотни километров.
Берега ее сложены из
леса, похожего на
мелкий, плотно
слежавшийся песок.
Вода легко размывает
лес.
Река разрушала берега с полями и садами. Целые
селения обрушивались в бушующую Хуанхэ. Китайцы
называли ее " блуждающая река", " надрывающая
сердце", "горе Китая", "река тысячи бедствий".

ЗАНЯТИЯ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ
В VI-V веках до н.э. китайцы
научились добывать и обрабатывать
железо. Хозяйство стало развиваться
быстрее. Широкое распространение
получило возделывание риса,
требовавшего много влаги. Также
выращивали зерно, тыкву, баклажаны,
лук, чеснок, бобы.
Помимо земледелия у китайцев были развиты скотоводство,
рыболовство, производство шелковых тканей, сбор лекарственных
трав.

10. ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ

11. Реформы Цинь Шихуана

• Страна была поделена
на 36 областей во главе
с наместниками.
• Ввёл единую систему
монет, меры веса,
законы, одинаковое
написание иероглифов.
• Опасаясь за свою
жизнь он построил 37
дворцов, не где не спал
дважды

12. Великая китайская стена

Чем больше земель
присоединяло к
своей территории
государство Цинь,
тем сложнее было
держать их в
подчинении.
? ПОДУМАЙТЕ ПОЧЕМУ?
Вскоре с севера на
Китай стали
совершать набеги
гунны.

13. Великая китайская стена

Для защиты от гуннов
император приказал
построить
ВЕЛИКУЮ
КИТАЙСКУЮ СТЕНУ.
Это единственный
памятник который
видно с ЛУНЫ.
Протяженность стены
6500км.

14. Внутренний порядок в Древнем Китае

Содержание армии
требовало больших
средств.
Налоги на жителей
постоянно росли.
За проявление
недовольства жестоко
наказывали.
После смерти император
был похоронен в
грандиозной гробнице.
Терракотовые воины в
гробнице императора.

15. Терракотовая армия Цинь Шихуана

Археологом
удалось
раскопать
подземную
гробницу
императора.
В нем было
обнаружено 6
тыс. статуй
воинов и
всадников на
колеснице.

Тема урока : Древний Китай. Создание объединенного государства. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения.

Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

- Познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древнего Китая, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представления о религиозных верованиях китайцев; подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретения китайцев; продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, навыков соотношения исторических фактов во времени.

- Развивать творческие способности учащихся, монологическую речь, историческое мышление.

- Воспитывать интерес к истории Древнего Китая, уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные : умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение;

Коммуникативные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные : использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный диалог, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: империя, император, конфуцианство.

Деятельность учителя

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

С историей какого государства мы с вами познакомились на прошлом уроке? (ответ Мы познакомились с историей Индии).

Перед тем как переходить к новой теме мы должны вспомнить ранее изученное.

Расскажите о Древней Индии, когда началось заселение этой территории

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ребята, а вы хотите дальше знакомиться с историей Древнего мира?

Тогда двинемся дальше на восток.

Работа по карте.

В какой стране мы оказались? (Китай)

Создание эмоционального настроя: просмотр музыкального видео про Китай.

Сформулируйте тему урока . Государство Китай.

Древний Китай. Создание объединенного государства.

-А что вы хотите узнать про это древнее государство?

(Ответы учеников: 1. Узнать более точное географическое расположение этого государства, 2. Как управлялось государство, 3. Чем занимались древние китайцы).

Это и будут задачи нашего урока.

Учитель пишет план урока на доске, ученики в свою тетрадь.

По мере решения каждой учебн.задачи, учитель крепит напротив него магнит (журавля).

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Географическое положение Китая.

Для решения первой учебной задачи нам понадобится карта

Работа с исторической картой и учебно-методическим пособием стр. 80

(История. 5 класс. ВПР. 10 тренировочных вариантов:/ О. А.Чернышева. Легион: 2019 г .)

- Опишите, где находится Китай? (Китай это Восточная Азия). Ученик показывает на карте, остальные на местах работают в своей тетради.

- С какими древними государствами он граничит?

- Какими морями омывается Китай? ( Китай омывается водами трех морей – Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского, являющимися окраинными морями Тихого океана. Реки, которые протекают по этой территории Хуанхе и Яндцы. (Дети подписывают и обводят Китай на карте.)

- Какие реки протекают на территории Древнего Китая?

Древнейшие государства в Китае возникли на б ерегах реки Хуанхэ в период бронзы. В VI веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо. Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек . (Ученики подписывают р.Хуанхэ и Янцзы).

Первую учебную задачу мы решили. Я отмечу это вот таким символом. Учитель крепит журавлика.

Государственной управление.

Давайте посмотрим внимательно на карту Древнего Китая.

Одинаковым ли цветом окрашена территория.

Это говорит о том, что Китай представлял собой совокупность разных царств.

Как вы думаете, это хорошо, что Китай представляет собой разные царства, или не очень. Почему? (Царства могут между собой воевать).

Почему требовалось объединение Китая?

Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их ку льтурным и хозяйственным связи .Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов.

Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.

В VI веке до н.э мудрец по имени Конфуций призывал китайцев человечности и уважению старших. Впоследствии его учение стало очень популярным и было назвал конфуцианством.

Конфуцианство – учение о добродетели .(запись в исторический словарь)

Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие.

Чтобы защитить себя от врагов нужно было не только объединиться.

- Что ещё поможет государству защитить себя от врагов? (сильная армия)

И такая армия была создана.

Одним из крупных царств было царство - Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организован а многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.

Записываем в словарь определение

По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковоенаписание иероглифов. Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.

На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.

Император Цинь Шихуана известен, не только объединение страны.

Что же археологи обнаружили? (В гробнице обнаружили: тысяч глиняных статуй конных и пе ших воинов в полном вооружении. Непобедимая армия ЦиньШихуана должна была охранять его и после смерти. )

И это ещё не всё!

Чтобы защитить государство император создал необычное сооружение и это была …… стена.

Это самый крупный архитектурный памятник, который когда-либо был возведён человеческими руками.

Вы хотите узнать об этом грандиозном сооружении?

Целевая установка для детей: ответить на вопросы письменно в тетради.

(ответы пишут в тетради)

1 . Какова протяженность укрепления?

2. Сколько метров высота стены?

3. Каким способом китайские воины передавали сигнал об опасности?

4.Сколько всадников и пеших воинов могло пройти по стене вряд?

Вывод: Великую китайскую стену называют ещё и "восьмым чудом света". Этот шедевр архитектуры таит в себе множество загадок. Кто знает, может кто- нибудь из вас отгадает загадку Китайской стены….

Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти ЦиньШихуана в Китае начались волнения. династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.

Ну а мы решили ещё одну учебную задачу.

Учитель напротив второго пункта крепит журавлика.

Игра: если утверждение верное – шагаем, неверное - хлопаем

6.Великое защитное сооружение – гробница.

3. 3. Изобретения древних китайцев.

А мы переходим к третьей задаче.

Занятия китайцев:

Давайте подумаем, чем могли заниматься древние китайцы, если они жили по берегам рек?

Изобретения китайцев.

Ни один наш день, не проходит без огромного количества изобретений, созданных много тысячелетий назад. Мы настолько заняты повседневными делами, что в суете не задумываемся о том, что этого могло и не существовать.

Давайте познакомимся с изобретениями древних китайцев. А поможет нам вот эта китайская коробочка.

Существует легенда, что однажды, когда китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца, с ветки тутового дерева, что красиво свисала тут же, в чашку неожиданно упал кокон бабочки. Острым, накрашенным, длинным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех давних пор прошло уже более пяти тысяч лет.

(Что же такое обнаружила императрица- ответ шелк)

Из паутинных мешочков (коконов), которые создают шелковичные черви, китайцы научились изготовлять шёлк , красивую и прочную ткань, которая высоко ценилась во всём древнем мире. Главный торговый путь через Азию, начинавшийся на севере Китая под защитой Великой Китайской стены, получил название Великий шёлковый путь.

В конце I тысячелетия до н.э. в Китае появилось другое замечательное изобретение — бумага. Её изготовляли из волокон бамбука, коры деревьев и тряпья. Их превращали в кашицу и заполняли ими специальную рамку с сетчатым дном. Форму встряхивали, при этом волокна переплетались, а лишняя вода стекала. Полученный лист бумаги сушили и прессовали. Так же Китайцам принадлежит немало выдающихся изобретений. Это компас, фарфор, порох и многое другое. Китайцы первыми в мире стали выращивать чай. Китайцы изобрели первыми бумажные день г и и игральных карт.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;смысловое чтение;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные : формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира

5. Первичное закрепление.

Закрепление .

Теперь давайте выполним зад. 6 на стр.80

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей Древнего Китая?

Каждый ученик работает индивидуально в своей рабочей тетради.

Осуществляется проверка

Давайте посмотрим, ответили ли мы на все вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что вы запомнили сегодня на уроке?

- Что вас удивило?

- Как вы оцениваете личность императора?

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

7. Рефлексия деятельности

На новый год в Китае принято запускать воздушные фонарики. На столе у вас фонарики разных цветов (по степени сложности материала урока, учащиеся выбирают фонарик нужного цвета) Например: Красный-материал был слишком сложным и непонятным, желтый- у меня остались вопросы, зеленый- я всё понял и узнал много нового.

Ученики крепят фонарики на доску.

Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.

регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки,

Инструктаж домашнего задание

параграф 20 вопросы устно.

Письменно в тетрадь: Почему Конфуция почитали китайцы?

Поразмышляйте над его высказыванием: Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

Напишите на доске слова и устно объясните их значение:

Перечисли, что из созданного индийцами в древности используется людьми и в наше время:

Древний Китай

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Древний Китай

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Древнекитайские воины

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

китайская джонка

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.

Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней Индии.

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

буддийский монастырь шаолинь

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Китайская живопись

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец Китайского императора

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

- Запрещается использовать аватары и подписи содержащие спам, рекламу, порно, пропаганду нацизма и.т.д

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

Культура Китая является одной из самых древних в мире. Именно она оказала значительное влияние на становление культуры соседних народов и представила миру уникальные изобретения. Одним из ключевых учений Китая было конфуцианство, которое способствовало формированию духовно-культурного обличия цивилизации Древнего Китая.

Какие религиозные верования были у китайцев?


Она, по их мнению, находилась под непосредственным управлением бога Неба. Этому богу строились храмы с куполообразной крышей, которую покрывали под цвет неба голубой черепицей из фаянса или фарфора.

Каково было их отношение к предкам?

У китайцев было очень развито поклонение предкам. В древности при обрядах погребения знатных людей совершались иногда человеческие жертвоприношения (захоронение заживо).

На похоронах царя Цинь-ши-хуанди были погребены все его бездетные жёны, рабы и слуги. В могилу загнали и всех тех мастеров, которые сооружали для покойного царя грандиозный и роскошный саркофаг. Только позднее отказались от человеческих жертв; сохранились лишь жертвоприношения животных.

Письменность

Происхождение китайской письменности относится к очень древним временам. Это можно проследить по развитию начертаний китайских иероглифов, сначала очень простых, а потом всё более и более сложных. Древние китайцы постепенно изменили начертание иероглифов и разработали то письмо, которое употребляется китайцами и в настоящее время.


В древнекитайской письменности существовало около 2 000 знаков, теперь же их насчитывается свыше 50 тысяч. Китайцы ввели в употребление особую кисть для письма, а в 105 г. н. э. изобрели бумагу. Благодаря тому, что в Китае письменность существовала очень давно, до нас дошли древнейшие надписи на бронзовой посуде и даже целые книги (летописи).


Священный сосуд из бронзы

Учение Конфуция

Самым известным из мудрецов древнего Китая был Конфуций (VI в. до н. э,). Он учил почитать предков, слушать старших, следовать старым обычаям и законам. Он стремился во всём сохранить древнюю китайскую культуру. Его учение впоследствии широко распространилось по всему Китаю.


Конфуций

Конфуций чтил традиции и призывал уважать старших. Мудрец говорил, что правитель должен относиться к своим подданным как к собственным детям. Порядок в семье он считал основой порядка в государстве.


Китайский император

Правитель должен любить людей, исполнять свой долг — трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели.

Как выглядели китайские книги?

Во времена Конфуция китайцы писали чернилами на бамбуковых дощечках. Иероглифы наносились специальной кистью. Затем бамбуковые палочки связывали между собой и составляли из них целую бамбуковую книгу.


Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. Позднее в Китае получил распространение и буддизм, заимствованный из Индии.

Великая Китайская стена


Стена вначале строилась из сбитой глины и земли. Позднее её стали облицовывать кирпичом и большими каменными плитами. Она тянется по равнинам и горам, прорезывая течение Хуанхэ. Высота стены достигает 10 м, толщина у основания — 6 м.

На всём протяжении её, на определённом расстоянии друг от друга, возвышаются четырехугольные массивные башни с большими проходами под ними. Сооружалась она для защиты от нападения кочевых пародов с севера (гуннов).

Наука

В Китае получили широкое развитие такие науки, как математика, астрономия и медицина. Из всех этих наук особенно большим вниманием пользовалась астрономия. Китайские цари не раз создавали комиссии, которым поручалось определение календаря и времени затмений.

Затмение считалось дурным предзнаменованием, и если комиссия астрономов заранее не определяла его наступления, то царь иногда даже казнил всех её членов.

Китайцы издавна знали свойства магнита и магнитной стрелки, но пользоваться этим в мореплавании у них не было необходимости, так как они плавали только вдоль берегов и от острова к острову. Китайцы изобрели также порох, который они употребляли для фейерверков.

Таким образом, Китай, как и государства Египта и Двуречья, имел довольно высокую культуру. Многие достижения китайской культуры в древности передавались в другие страны: в Индию, Аравию. Впоследствии они перешли и в Европу (например магнитная стрелка, бумага и др.).

Читайте также: