Поделка иоанн креститель

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 27.08.2024

I. С перваго раза кажется довольно странно, от чего Иоанн, который должен был предшествовать благодати, доступной всем человекам, воспитывается и проводит большую часть жизни в пустыни. Уготовляющий путь Спасителю, который делил трапезу с мытарями, держит такой строгий пост. Но так нужно было Иоанну приготовиться к его высокому служению.

Живя в пустыне, он удобнее хранил общение с Богом. Здесь он не видит развратных обычаев мира; порочные примеры не могли для него сделаться обыкновеноыми, и он, как представитель закона, встречая их, обличает их со всею строгостию. Привыкши в пустыне питаться акридами и диким медом, он, и явившись среди народа, не имеет нужды в пособии человеческом, и как независимый, проповедует открыто, и приобретает своей проповеди доверенность. Наконец, когда этот пустынник, котораго никто не знал, ясно и открыто указывает на Христа Спасителя, то не дает ли он сим разуметь, что познание Христа он приобрел не человеческим наставлением, но откровением Божиим? С другой стороны, эта самая необыкновенная жизнь Иоанна имеет в себе черты назидательныя и для людей, которые идут путем самым обыкновенным.

а) Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, безпрестанно молился и беседовал с Богом; а для нас довольно, ежели будем отделяться от общества людей развратных; ежели утренний и вечерний час посвятим на молитву и богомыслие; ежели не будем за леностию и житейскими суетами уклоняться от богослужения. Диавол обольщает неопытных, возбуждая в них не безопасное желание приниматься вдруг за великие подвиги и отвлекая от обязанностей обыкновенных, но святых и необходимых.

б) Иоанн вкушал только акриды и мед дикий, хранил самый строгий и самый продолжительный пост; а мы, постыдившись его примера, будем хранить твердо хотя только те посты, которые по временам церковь налагает на нас. Он странную употребляет пищу; а от нас никто не требует, чтобы питаться акридами; хорошо и то, если не будем упиваться, предаваться объядению и невоздержанию, ежели будем есть и пить не для удовлетворения похоти, а для поддержания жизни и укрепления сил к перенесению трудов житейских.

Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Месяц сентябрь. Двадцать третий день. Поучение 2-ое. Зачатие св. славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. (О том, как подражать св. Иоанну Крестителю).




Рождество Иоанна Предтечи. Икона. Новгородская школа. Конец XV — начало XVI в.

7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи. Ночь на Ивана Купалу на протяжении столетий была для наших предков-славян особенным временем, когда разводили костры, устраивали игры, гадания, водили хороводы. Одна из самых коротких в году, волшебная и удивительная по атмосфере — ночь в честь святого Иоанна Крестителя.

В Библии рассказывается о рождении Предтечи, аскетической жизни и трагической кончине. Кем он был? Какой след оставил в религиозной жизни своего времени? Что в его личности более всего привлекает современного человека? На эти вопросы отвечает протоиерей Димитрий Сизоненко, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга.

Иоанн Креститель — историческая личность

Рождество Иоанна Предтечи так же удивительно и прекрасно, как и Рождество Христа. Они находятся в астрономической симметрии. Рождество Христа связано с самым коротким днем и самой длинной ночью, а рождество Иоанна — с самым длинным днем и самой короткой ночью. То, что его рождество совпадает с языческими празднествами, лишь подчеркивает величие этого пророка, его уникальную роль в истории откровения.

В Евангелиях имя Иоанна Крестителя встречается 94 раза. Это самое упоминаемое после Иисуса Христа лицо Нового Завета и один из немногих персонажей, о котором мы знаем с момента его зачатия до момента смерти.

Слава смирения

Каждый из нас приглашен войти в это Царство. И каким бы ты ни считал себя меньшим среди меньших, Иоанн Креститель будет самым последним. Он — образ славы смирения. Когда мы говорим об Иоанне и Евангелии в целом, нужно на какое-то время отодвинуть в сторону наши представления о величии, потому что мы оказываемся в совершенно другом измерении. Смирение — когда человек себя не выпячивает. С одной стороны, ты человек сильный, влиятельный, важный, с другой — ты можешь повести себя так, будто тебя нет.

Смирение в этом случае становится царской добродетелью. Иоанн — величайший из людей, но в то же время он недостоин развязать ремни на сандалиях Мессии. Ему должно умаляться по мере того, как Мессия будет возвеличиваться.

Эти парадоксы Евангелия помогают христианину по-настоящему обрести радость в своей жизни, научиться ценить ее. Мы привыкли, что наши амбиции правят бал. И в той мере, в которой они удовлетворены, мы чувствуем себя счастливее или несчастнее. Но самореализоваться, найти свое место, чтобы кто-то мог тобой гордиться, чтобы ты вызывал восхищение, — это частичное счастье, внешнее. Иначе не было бы так много фрустрации в мире. Потому что сегодня людей есть все возможности — ходи на тренинги, реализуй себя, становись миллионером, делай, что хочешь. Но количество фрустрированных людей все больше. Просто потому, что счастье вообще не от этого зависит. Пример Иоанна Предтечи говорит, что блаженство совершенно в другом: понимать, что счастье — это не когда за тобой идут (чаще всего это заканчивается разочарованием и катастрофой), а когда благодаря тебе идут навстречу Христу.

Друг жениха и Ангел пустыни



Иоанн Предтеча из Деисусного чина. Константинополь, XIV в. Русский музей

Вместе с тем представьте себе икону из Русского музея, где вы видите абсолютно безмятежного, гармоничного, кристального человека. Он интеллигент, в самом благородном значении этого слова; человек, который заключает в себе такую мощь духа, которая внешне выражена в мягкости и гармонии.

Пророк двух Заветов, глас вопиющего в пустыне

Рождение Предтечи — начало Благовестия

Тем не менее человек остается человеком — сомневающимся. Поэтому Захарии как знак даны глухота и немота, пока не исполнятся слова ангела. Вера — это всегда путь, который нужно проделать, болезненный, трагический, драматический. Недаром лабиринт — символ этого пути в христианском искусстве. Это инициация. Нужно умереть и нужно родиться, нужно пройти через испытание, неполноценность, чтобы проснуться совершенно другим человеком.

И все это произойдет, когда Иоанн Креститель родится. Его рождение будет как яркая вспышка, взрыв. Когда при обрезании встает вопрос о наречении имени, Елизавета называет сына Иоанном. По обычаю требуется согласие отца. В тот момент, когда Захария на табличке пишет имя Иоанн, он дает Богу согласие, и история может продолжаться.

При чем тут алкоголь?

Для современников и для самого Захарии Иоанн Креститель — назорей (нацер или назир). Это люди, которые приносили временные обеты, посвящая себя Богу. В знак принадлежности Ему они не подстригали волос (история Самсона, Самуила), не пили вина, ничего хмельного. В Новом Завете, помимо Самого Христа, назореем был апостол Павел, что многое объясняет в его судьбе и писаниях.

Иоанн Креститель посвящен Богу, он назорей от утробы матери, то есть на всю жизнь, продолжающуюся в вечности. Ученики Иоанна в дальнейшем будут спорить с учениками Христа. Иоанн настоящий назорей, не ест и не пьет. На его фоне Иисус — странный раввин, который любит застолья и с праведниками, и с грешниками. Он как будто не назорей. Назорей, согласно ветхозаветным пророкам, в частности Амосу, — это образ того, кем может быть сын Израиля, самый совершенный пример, идеал для подражания. Но для христиан образ посвященности Богу — это крещение.

Об именах

Царство Божие для всех

30 лет спустя Иоанн Креститель возвещает людям то, что будет проповедовать Иисус: настала полнота времен, Царство Божие уже близко. Эта проповедь предшествует появлению Христа.

К Предтече приходят блудницы, преступники, мытари, римские солдаты-оккупанты. Это не только иудеи, но и язычники, которые хотели стать иудеями, частью народа, наследниками Завета. Потрясает, с какой добротой Иоанн с ними обращается: и вам есть место в Царствии Божьем. Для этого просто не нужно грабить. Довольствуйтесь тем жалованием, которое получаете. Мир погрязает в коррупции, но вы в этом не участвуйте. Царство Божие не для избранных — для меня и моих друзей. Оно для всех. Не в моей компетенции распоряжаться им.

Наконец, к Иоанну приходит Иисус. Это первое Его появление на публике. Он еще никак Себя не зарекомендовал. Кто-то знает о Его существовании, поскольку живет рядом. Но никто не знает, кто Он.

Радость свидетельства

Первый век — это эпоха духовного пробуждения, величайшего накала религиозных чувств, напряженного ожидания Спасителя. Атмосфера в воздухе грозовая. Каждый иудей ежедневно молится о пришествии Мессии. И эти мессии появляются. Об этом пишет Иосиф Флавий. Некоторые из них объявляют себя пророками, другие — священниками, третьи приходят как цари. И каждый раз народ идет за ними. Нередко это заканчивается кровопролитием. Люди ошибаются. Но никто не впадает в депрессию. Да, мы ошиблись, это не тот, кого мы ждали. Но мы продолжаем бодрствовать.

Вроде бы ничего особенного не происходит. Но случилось нечто невероятное. Святой Дух действует. Он открывает Иоанну происходящее — и тогда, до его рождения, и много лет спустя.

Кто изобрел Крещение

Крещение изобрел не Иоанн Креститель. Это ритуал, который существовал задолго до него. В иудейском мире было много ритуальных омовений, предписанных Законом. И сегодня, если вы совершаете паломничество в Святую землю, вы можете увидеть особые бассейны — миквы. Это большие сосуды для омовения со стоячей водой, которые были в домах, синагогах, на пути паломников. Особенно много их было вокруг Иерусалимского храма. Для того, чтобы приступить к богослужению, необходимо совершить омовение. Это очищение от нечистоты, физической и нравственной. Священникам оно давало право приступить к священнодействию.

Во времена Иоанна Крестителя возникают особые движения, общины, о которых сохранилось очень мало письменных свидетельств. Мы много знаем о фарисеях, саддукеях, ессеях. Но о баптистах того времени почти ничего не пишут. Эти люди были настолько убеждены, что Царство Божие уже на пороге, что у них просто не оставалось времени что-то еще писать.

Мессия придет с минуты на минуту. И, чтобы быть готовыми, они совершали не просто омовение рук и ног, а полное погружение в воду, с головой, чтобы потом вынырнуть, получив власть принять Мессию. Для этого застоявшаяся, мертвая вода не годится. Нужна вода живая, которая течет в реке или около источника. Именно это они называют крещением — погружение в живую воду.

Некоторые их них совершают это каждый день в знак живого, трепетного ожидания и готовности к наступлению нового Царства. Но внешний жест — это лишь проявление того, что внутри. Ты готов к новому рождению, как младенец, который готов выпрыгнуть из утробы матери. Эта перемена называется метанойа — то, что мы называем покаянием. Не просто нравственное раскаяние, а полное обновление существа, по-настоящему новое рождение.

В крещении это называется пакибытие. Это то, что будет после смерти и одновременно уже здесь и сейчас.

На берегу Иордана

В отличие от тех крещений, крещение Иоанна — уникальный ритуал, который совершается один раз в жизни. Поэтому люди стекаются к нему с энтузиазмом, пламенным желанием вступить в новое Царство. Все это совершалось в живой воде, на берегу Иордана. Это то самое место, где народ Израиля входил в Землю обетованную под водительством Иисуса Навина. Это возвращение к тому, что народ пережил в Красном море: момент умирания и возрождения к новой жизни.

Ессеи и пустыня

Ессеи (ответвление иудаизма) жили недалеко от того места, где Иоанн крестил, в местечке Кумран. Когда мы были с группой паломников в Кумране, экскурсовод рассказывал, что Иоанн был в течение трех лет послушником у ессеев, но его не приняли. Однако он многое усвоил, находясь в их общине: ожидание Мессии, жажду сохранить чистоту, понимание роли омовений, любовь к словам пророка Исаии:

Но, в отличие от ессеев, Иоанн Креститель был очень демократичен, открыт для всех. Для ессеев пустыня была убежищем, куда они бежали от злобы мира и нечистоты. И Мессия тоже должен прийти в пустыню, поэтому они были как бы на передовой ожидания. Для Иоанна Крестителя пустыня была, наоборот, самым густонаселенным местом, куда приходили толпы людей. Это место, где человек ближе всего к Богу, где Бог назначил ему свидание. Поэтому Иоанн — Ангел пустыни.

Зачем Иисусу крещение?

Смирение другого может оценить лишь тот, у кого тоже есть смирение. Именно оно позволяет Иоанну Крестителю понять, для чего приходит Христос, — взять на Себя все последствия греха и смерти, в которых Сам Он не виноват. Это вызывает удивление Иоанна. Грешникам есть в чем покаяться, от чего очиститься. Они могут радоваться, получив прощение. Но Христу это не нужно. Он пришел, чтобы стать частью Своего народа, соединить Себя с теми, кто нуждается в исцелении.

Один проповедник привел такой образ: это как если бы праведник, чтобы явить сострадание к грешнику, вдруг бы себя инфицировал какой-нибудь болезнью. Просто чтобы другой, кто от нее страдает, почувствовал, что он любим.

Христос приходит не только как царь, священник и пророк, но как раб Яхве, страдающий Отрок. Он действительно царь, но царь, который служит, не такой, как все другие цари. Священники величаво священнодействуют, живут от алтаря. А Он священник, который приносит Себя в жертву. Он пророк, который в Своей плоти исполняет пророчество. То, о чем говорили ветхозаветные пророки, становится реальностью Его жизни, той болью, агонией, через которую Он пройдет.

Христос — часть народа. Адам — конкретный человек, но одновременно — и все человечество. Иисус из Назарета — это конкретная человеческая личность, вместе с тем Он — весь народ, некая коллективная личность. Он берет на Себя все тяжкие последствия греха и смерти. Поэтому Он погружается в воды Иордана. Это символ очищения, но одновременно и образ смерти, хаоса, небытия (как Ноев потоп). Это образ ада как абсолютного насилия и обесчеловеченности. Иисус, погружаясь в Иордан, переходит его, как народ перешел с Моисеем через Чермное море, чтобы войти в Землю обетованную, прообраз Божьего Царства. И Иоанн Креститель открывает дверь, через которую Мессия в это Царство входит.

На берегу Иордана мы видим откровение Бога-Троицы, потому что для Христа важно услышать, кто Он, кто Его Отец, что вся полнота Божества сопричастна происходящему. Мы оказываемся в эпицентре встречи, где человеческая история пересекается с Божественной вечностью.

Трагическая кончина и исполнение предназначения

Танец Саломеи — известный эпизод, который вдохновлял многих художников и поэтов. Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, Оскар Уайльд, Рихард Штраус, Гюстав Флобер — целая плеяда великих мастеров. Но сам по себе он абсолютно отвратительный.


Сандро Боттичелли (1445–1510). Саломея с головой святого Иоанна Крестителя. 1488 г.

Величайший из людей так трагически заканчивает свой путь, став жертвой семейной интрижки и коррупционеров. Можно сказать, что это удел пророков и праведников. Многие пророки в Ветхом Завете так и заканчивают. Ирод Антипа, сын Ирода Великого, — даже не настоящий царь, он самозванец, узурпатор. Он не только не правоверный иудей, но вообще ни во что не верит. Он старается не раздражать свой народ и считается с бандой своих же коррупционеров — военачальников, вельмож, галилейской знати. Все узурпаторы параноики. Люди, которые пользуются такой любовью и доверием в народе, как Иоанн, не могут не раздражать тиранов. К тому же пророк — это голос совести. А Иоанн выступил против кровосмесительного брака царя с женой его сводного брата. Поэтому Ирод арестовывает Иоанна Крестителя и помещает его в крепость, где пророк позже принимает смерть.

Иоанн заканчивает свой путь, исполнив свое предназначение. Он Предтеча, Креститель, он тот, кто приготовил дорогу Мессии, кто открыл дверь в Царство Божие. Его миссия исполнена. И он знает, что Мессия уже пришел. Иоанн умер смертью, которая предвосхищает смерть Христа. В этом он тоже пророк и предтеча. Иисус погибнет через три года, на основании не менее омерзительно приговора, при том же самом царе Ироде Антипе.

Иоанн был светильником, чтобы светить во тьме. Но как только восходит солнце, светильник уже не нужен. Христос выходит на проповедь, принимая эстафету, подхватывает выпавший факел из рук Иоанна Крестителя.

Тот, кто ведет ко Христу

Для каждого важно ответить на вопрос: кто для меня Иоанн Креститель? Учитель, наставник, который ведет к подлинному Учителю и Наставнику? Великий пророк, праведник, человек Божий? В православной традиции он всегда изображен на иконостасе рядом со Христом во славе. Для всех, кто заходит в храм и видит эту икону, Иоанн Креститель — это тот, кто ведет ко Христу. Он, как и Божия Матерь, самый близкий к Нему человек, заступник, адвокат перед Судьей. И при этом он самый меньший в Царстве Небесном.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.


Неважно, много у вас денег или совсем мало: придерживайтесь меры во всем, будьте достаточно строгими к себе (но максимально снисходительными к окружающим). Ограждайте себя регулярной молитвой, практикуйте воздержание через пост и самоограничение, одевайтесь со вкусом, но просто… Здоровый аскетизм – это очень по-христиански, и очень полезно для характера мужчины.

Иоанн Креститель вырос в пустыне, сопровождая всю жизнь молитвой и постом. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). И никакого алкоголя! Никогда.

Найдите дело всей жизни

А Иоанн Креститель сделал делом всей жизни проповедь Царства Небесного и покаяния. Он призывал людей покаяться от грехов, очистить душу и стать лучше для приготовления себя к воссоединению с Богом. Наверное, именно поэтому пророк был удостоен крестить в водах Иордана Сына Божия – за свою преданность делу.

Стойте за убеждения до конца

Иоанн Креститель проповедовал покаяние, обличая грех (но не людей). Его не испугало сказать царю Ироду в лицо, что он – прелюбодей, поскольку женат на супруге брата. За это святой был посажен в темницу и убит. Иоанн вошел в Царство Божие как мученик благодаря тому, что остался верен своим убеждениям до конца, продемонстрировав настоящую мужскую твердость.



Иоанн Предтеча - Ангел Пустыни,
икона из Успенского собора в Ярославле
(находится в Третьяковской Галерее г.Москва)

О РОЖДЕСТВЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Иоанн с раннего детства жил в пустыни. Этот человек жил как Ангел Божий: он постоянно молился, помышлял только о Боге, совершенно не заботился о плотском (пище, питье, одежде), носил грубую одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед. Неслучайно он назван в Библии "Ангелом Пустыни" и изображается на многих иконах с ангельскими крыльями.

Когда Иоанну Предтече исполнилось 30 лет, он по велению Божию стал проповедовать народу иудейскому, говоря: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное."

Тогда многие стали приходить к нему и креститься от него в Иордане, исповедуя грехи свои. И спрашивал его народ: "Что же нам делать?" Он отвечал им: "Делитесь всем, что есть у вас, не требуйте больше того, что вам положено, никого не обижайте и не обманывайте".

Все помышляли об Иоанне: не Христос ли он? Иоанн всем отвечал: "Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем."

Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Тогда пришел Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же, прозревая Кто перед ним, удерживал Господа и говорил: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"

Но Иисус сказал ему в ответ: "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду."

Тогда Иоанн допустил Его. И когда выходил Иисус из воды, увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был глас с небес: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моя любовь".

На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира". И свидетельствовал Иоанн, что Иисус - Сын Божий.

В то время в Галилее был злой правитель Ирод, который совершил много беззаконий. Иоанн смело обличал его. Тогда Ирод взял Иоанна и, связав, посадил в темницу.

Оттуда Иоанн послал двух своих учеников к Иисусу спросить Его: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?"

И сказал им Иисус в ответ: "Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне".

О самом же Иоанне Господь сказал народу: "Истинно говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его".

Ирод хотел убить Иоанна, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. Но наконец, обезумев в своих грехах, по совету злой грешницы, послал отсечь Иоанну голову в темнице. Ученики же Иоанновы, придя, взяли тело и погребли его, а потом рассказали об этом злодеянии Господу.

Так Иоанн, великий пророк, предтеча и креститель Господень, всю свою жизнь посвятил Богу, был верен Ему до смерти и получил от Господа венец вечной блаженной жизни.

Этот великий святой подает нам пример молитвы, аскетизма и верности Господу до последнего дня и часа своей жизни.

Читайте также: