Чукчи поделки из кости

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.09.2024

К этой теме постоянно обращался другой талантливый резчик последних десятилетий ХХ в. Сергей Тегрылькут. Он принадлежал к поколению чукотских граверов, пришедших в косторезный промысел на рубеже 1970-80-х годов. В произведениях С. Тегрылькута привлекает монументальность композиции, предельная выразительность рисунка, гармоничная и строгая цветовая гамма. Подобно многим граверам своего поколения художник стремился выразить свои представления о мире, о добре и зле, о любви, используя образы прошлого. Герои его произведений одеты в старинные одежды, вооружены копьями; они совершают традиционные обряды, добывают зверя такими способами, какими уже давно никто на Чукотке не охотится. Нередко С. Тегрылькут создавал произведения на мотивы старинных преданий, а иногда и сам придумывал для своих произведений сюжеты, похожие на сюжеты народных сказок. Он настойчиво искал собственный изобразительный язык, своих героев. Эти поиски привели его к подлинным высотам мастерства. С. Тегрылькут мог стать одним из самых выдающихся художников современной Чукотки, однако трагическая смерть на охоте в 2005 году оборвала его жизненный путь.

Одна из характерных черт сюжетной гравировки 1980-годов заключалась в том, что многие произведения этого периода были выполнены женщинами. Лидия Теютина, Галина Иргутегина, Елена Илькей, Татьяна Печетегина были ученицами В. Эмкуль; у них, в свою очередь, учились Зоя Гемауге и Наталья Гоном. Женщины-граверы предпочитали сказочные темы. В их произведениях персонажи чукотского и эскимосского фольклора – богатыри, великанши, чайки-спасительницы – обретали новые образы, новую жизнь. Женщины привнесли в сюжетную гравировку на моржовых клыках дополнительную декоративность: нежным и лиричным стал колорит графических композиций, рисунок приобрел более тонкий, миниатюрный характер.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится уникальная коллекция чукотского и эскимосского искусства периода конца XIX – 70-х годов XX в., которая насчитывает около 1500 предметов. Основу этого собрания составляют произведения 1920-1930-х годов, собранные на Чукотке в начале 1930-х годов. В коллекции отражено чукотское и эскимосское искусство резьбы и гравировки по кости, рисунки мастеров-косторезов, ритуальные маски, вырезанные из бумаги, детские рисунки, а также работы вышивальщиц

Искусство резьбы и гравировки по кости у чукчей и эскимосов – одна из областей материальной и духовной культуры общества, сохранившего свои архаические черты. Оно возникло в глубокой древности и прошло длительный и сложный путь развития. Мировоззрение чукчей и эскимосов сохранилось вплоть до нашего времени; в их искусстве причудливо переплетается реальность с миром фантазии, придавая ему поэтическую цельность и яркое своеобразие.

Изделия конца XIX в., входящие в коллекцию Сергиево-Посадского музея-заповедника, представляют собой маленькие фигурки моржей, собак, тюленей, птиц и людей. Они выполняли роль амулета и использовались на праздниках. Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными изображениями на них.

Самую многочисленную и интересную часть собрания составляют произведения 1920-1930-х годов. Они являются основной ценностью коллекции и представлены многогранно: круглой скульптурой, рельефной резьбой и гравировкой по кости.

Художественный косторезный промысел чукчей и эскимосов 1920-х годов в значительной степени унаследовал традиции культуры конца XIX - начала XX века. В это время появляется много предметов сувенирного характера, предназначенных для сбыта американцам и европейцам, торговавшим на Чукотке.

В целом произведения 1920-х годов выполнены с сохранением традиционных художественных приемов и стилистических особенностей резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов более раннего времени, со все большим нарастанием в них повествовательности, усложненности композиции и декоративности. Пенал для бритвы (1920-е годы) изготовлен из моржового клыка в виде сплюснутого с двух сторон цилиндра, с гравированным изображением масок. Интересен нож для бумаги (1920-е годы) с выгравированными моржами на лезвии.

В отличие от искусства 1920-х годов, развивавшегося в русле традиций конца XIX - начала XX столетия, 1930-е годы дали значительные качественные изменения в художественном косторезном промысле, обусловленные становлением новых форм жизни и культуры на Чукотке. В 1931 году в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, ставшая центром развития чукотского и эскимосского искусства.

Основными героями произведений продолжают оставаться животные. Отражение в искусстве реального мира в сочетании с фантазией сказок и мифов придавало произведениям особую поэтичность и выразительность. Для подчеркивания характерности тех или иных животных мастерами применялись различные художественные средства. В изображениях медведей, зайцев, песцов, пеликенов - подчеркнутая статичность, усиленная как бы рубленым силуэтом со срезанными боковыми плоскостями. У морских животных – плавно обтекаемые веретенообразные туловища. Типично совмещение в одной скульптуре, выполненной из единого куска кости, нескольких изображений, например, медведь и пеликен, прислоненные друг к другу спинами, над ними лежащий песец. Подобные скульптуры выражали древнюю идею перехода одного образа животного в другой и, вероятно, несли в себе магико-религиозный смысл.

Первая половина 1930-х годов – время бурного развития сюжетной гравировки на клыках: поверхность клыка используется более полно, на ней развертываются сложные повествовательные композиции, больше внимания уделяется реалистической трактовке окружающего мира. Мастера начинают применять новые графические приемы – постепенно заменяют плоскостные изображения животных объемными, показывают их в разнообразных ракурсах..В Уэленской косторезной мастерской в эти годы была выработана новая тематика, основанная на чукотском и эскимосском фольклоре, исторических преданиях, на активном отношении мастеров промысла к событиям жизни современной Чукотки. В коллекции Сергиево-Посадского музея представлены рисунки и изделия мастеров промысла 1930–х годов, которые позволяют определить творческую индивидуальность художников, проследить, как новые тенденции воспринимались ими и находили отражение в творчестве.

Рошилин - художник, отличающийся своей яркой индивидуальностью. Его гравировка на кости и карандашные рисунки отмечены острой наблюдательностью, большим разнообразием сюжетов, характерных только для его творчества. Рошилин кочевал в тундре и до своих занятий косторезным делом, и будучи признанным мастером. Вероятно, поэтому в его работах широко представлен животный мир Чукотки: медведь, олень, морж, заяц. Рисунок Рошилина профильный, плоскостной, контур лаконичный, изображения разномасштабны, разбросаны, каждая из сцен имеет композиционную завершённость.

Ичель - один из старейших мастеров промысла. Тематику его произведений составляют мчащиеся олени и собачьи упряжки, охота, танцы - все, в чем наиболее ярко проявляются сила, ловкость, человека и животного. Для Ичеля характерен крупный плоскостной рисунок, в основном профильный, покрывающий всю поверхность клыка; разнообразна техника гравировки с использованием подцветки.

Лейвун происходит из семьи известных косторезов из селения Дежнева. В 1930-е годы им был выполнен клык с гравированным изображением охоты на моржей и медведей на одной стороне и оленьей упряжки на другой.

Онно мастер гравированного рисунка по кости, из молодого поколения, легко воспринявший новые тенденции, пришедшие в чукотско-эскимосский промысел в 1930-е годы. Чаще всего он изображает различные виды охоты. Его рисунок, покрывающий всю поверхность клыка, мягкий, пластичный, отличается точным выразительным контуром, при помощи которого он передает движение людей и бытовые подробности.

Кейнитегын резьбой по кости начал заниматься в 1930-е годы. Он известен как автор выразительных скульптур оленей. Кейнитегын был, кроме того, замечательным гравером и рисовальщиком. Об этом ярко свидетельствуют гравированный клык его работы и серия рисунков.

Интересен гравированный клык (1930-е годы), который прекрасно иллюстрирует достижения в гравюре ведущих мастеров промысла. Он создан четырьмя художниками, каждый из которых выступает самостоятельно и дает свой, не связанный с другими рисунок: Мынор – охота на кита, Вуквол - танцы, Онно – охотничьи сцены и Ичель – продажа оленьего стада американским торговцам.

Чукотское и эскимосское искусство цельно и поэтично, у него глубокие традиции. Отбирая и закрепляя лучшие из них, современное искусство чукчей и эскимосов развивается, приобщая новое поколение мастеров к многовековой культуре.

Светлана Егорова

Лит.: [Тимашева Л, Е,], Современная чукотско-эскимосская резная кость, Магадан, 1967; Митлянская Т. Б., Художники Чукотки, М., 1976.

А.А. Бурыкин
Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.

Светлана Егорова

Резьба по кости - один из самобытных видов современного декоративного искусства.

Центры художественной обработки кости сформировались в основном на севере нашей страны. Этому способствовали наличие сырья - мамонтового бивня, моржового клыка, а также ряд экономических и социально-исторических факторов. Наиболее древний промысел художественной обработки кости сложился на побережье Чукотки. Эскимосы и береговые оседлые чукчи (в отличие от кочевых чукчей-оленеводов) с удивительным мастерством и изобретательностью использовали клык моржа для создания предметов охотничьего снаряжения и скульптур-амулетов, которые, по мнению местных жителей, должны были приносить удачу в охоте. В наше время искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку приобрело новое содержание, утратив прежний культовый характер. Чукотские и эскимосские резчики отлично знают животных, поэтому морж, кит, тюлень, полярный медведь - основные персонажи их скульптуры. Зоркий глаз охотника-художника позволяет выявить самое характерное в позе животного, его облике, движениях и создать из куска моржового клыка предельно убедительный скульптурный образ. Мастера создают не только одиночные фигуры животных, но и целые композиции, изображающие семью медведей, ловлю оленя, оленью упряжку (работы Н. Килилоя, В. Кымыльхина). Уверенно входит в скульптурные композиции изображение человека - труженика Чукотки, оленевода, отважного охотника. Скупость художественных средств, выразительность и монументальность - эти традиционные черты свойственны современной чукотско-эскимосской скульптуре из кости. В связи с ограничением охоты на моржа резчики пытаются использовать и другой, менее дефицитный материал: скелетную кость морских животных. Этот материал не обладает теми достоинствами, которые имеет клык моржа. Однако мастера нашли пути его художественного осмысления. Они избрали другой масштаб изображений, сохранив в характере скульптур и рельефных композиций свойственные чукотско-эскимосской пластике лаконизм, выразительность, обобщенность форм, что ярко проявляется в работах В. Теютина, А. Тымнетагина, В. Куннукая.
Второй вид современного чукотско-эскимосского искусства обработки кости - гравировка. Ее средствами на поверхности моржового клыка создается особый, удивительный мир, в котором причудливо переплетаются реальность и фантастика, отражается жизнь современного прибрежного поселка, охота на моржей (автор Е. Янку), старинные народные праздники, мотивы народных чукотских сказок (автор В. Эмрыкаин). Прекрасные рисовальщики, чукотские и эскимосские мастера создают выразительные образы людей и животных, искусно строят сложную многофигурную композицию на горизонтальной плоскости моржового клыка.

Светлана Егорова

Еще один традиционный центр резьбы по кости находится в Тобольске. Он сформировался во второй половине XIX века. Наличие мамонтовых бивней, которые находили в Западной Сибири, послужило одной из причин возникновения в Тобольске центра косторезного дела. Интерес к этнографии народов Сибири обусловил тематику тобольской миниатюрной скульптуры. Резчики изображали северных жителей в национальных одеждах, составляли из отдельных фигурок целые пространственные композиции, так называемые "остяцкие хозяйства". Современные тобольские мастера используют сложившиеся традиции миниатюрной скульптуры из кости. Жители Севера - основные герои работ тобольских мастеров. Излюблены изображения северных животных. Каждая фигурка вырезается отдельно и затем прикрепляется к подставке. Скульптуры, навеянные северными мотивами, проникнуты особой теплотой.

Таковы шахматы молодого резчика М. Тимергазиева. Шахматы выполнены из простой животной кости, которая в настоящее время стала основным материалом и для резчиков Тобольска.

Мастера придумывают остроумные способы ее склейки, монтировки небольших кусков в укрупненные блоки скульптурной формы. Искусство резьбы по кости ставится на прочную профессиональную основу. Передача традиций искусства и навыков мастерства от опытных специалистов молодым резчикам осуществляется на промыслах в разных формах (ученичество, школы художественного мастерства).

Светлана Егорова

Представления народов Северо-востока Азии об окружающем пространстве и их отражение в изобразительном искусстве

Studia culturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

Светлана Егорова

Светлана Егорова

Образцы рельефной резьбы по моржовому клыку не отличаются по характеру изображения пространства от гравировок на клыке, поскольку они изготавливаются теми же мастерам. Особой популярностью у мастеров — в равной мере как якутских, так и чукотских — пользуются двухфигурные и многофигурные композиции.
В искусстве чукчей скульптура может сосуществовать с гравировкой в пределах одного художественного изделия, примером чего являются скульптуры с гравированными подставками. В сфере скульптуры оленья или собачья упряжка с ее единством фронтального и перспективного расположения элементов,а также с объединением в одной композиции человека и животных,объектов живой и неживой природы.
Одним из любимых объектов чукотской фигурной резьбы по кости является оленья упряжка. Известны очень ранние образцы таких композиции, говорящие нам ныне о колоссальной устойчивости традиций изготовления таких скульптур. Композиция в виде оленьей упряжки представляет нам единство человека и природы, демонстрируя нам и животных, и человека-каюра, а также единство объектов живой и неживой природы, в частности предметного мира, поскольку в ней демонстрируются традиционные этнографические предметы — нарты, упряжь, одежда. Многократная тиражируемость этих композиций, которые имеют и в наши дни коммерческую ценность и давно уже стали мечтой любого северянина, много лет живущего на Чукотке, и их относительное однообразие в работах мастеров Чукотки затрудняют смысловой анализ элементов данной композиции. Однако именно такая же композиция является столь же популярной и в якутской резьбе по кости.
Внимание мастера к этнографическим деталям изображаемого объекта проявляется в зависимости, обратно пропорциональной количеству фигур в композиции и заполненному пространственному объему. Этнографически значимые детали — антропологический тип людей, части костюма, упряжь, предметы традиционного быта и искусства — довольно редко присутствуют и не имеют детальную проработку в многофигурных композициях, но всегда очень тщательно оформляются в однофигурных или двухфигурных изображениях

Более трети нашей необъятной страны занимают области Крайнего Севера. Природа тут сурова. В июне еще нередко сыплет снежок, под почвой вечная мерзлота. А когда в середине лета оттаивает ее верхний слой, то образуются покрытые кочками болота. В короткий месяц тепла и света — июль — много цветов и ягод, но животный и растительный мир скуп. Только много птиц, среди которых своей красотой выделяются розовые чайки. А потом снова долгая полярная ночь — целых полгода… И все же тот, кто жил когда-либо в Заполярье, всегда хранит любовь к его неповторимому миру.

На Крайнем Севере более 20 народов и народностей. Все они имеют свою древнюю и очень интересную культуру, заметное место в которой занимает прикладное искусство. Исстари жители Севера делали одежду, предметы домашнего обихода и украшения, используя природные материалы — шкурки животных и птиц, траву и дерево и рыбью кожу, замшу и, конечно, кость.

Искусство якутских косторезов разнообразно по своим формам. Тут и ажурная прорезная резьба предметов и украшений, и малая пластика, разновидностью которой являются традиционные якутские шахматы, и изготовление сосудов для кумыса — чоронов. Формы чоронов своеобразны и пластичны. Они ведут свою родословную еще от скифских сосудов с поддонами и ножками. Чороны украшаются орнаментами и нередко — скульптурными рельефами.

Чукотское искусство резьбы и гравировки по кости совсем иное. Тем и прекрасно народное творчество, что в каждом художественном промысле создаются свои, только ему присущие, уникальные изделия. Традиции резной чукотской кости насчитывают тысячелетия — об этом говорят раскопки археологов. Скупа по цвету северная скульптура из кости: белый цвет и холодноватая голубая гравировка на подставках. И в этой цветовой сдержанности — большая цельность и особая красота. Чукотская скульптура выполняется из моржового клыка. Его обработка сложна — у клыка тонкий поверхностный слой, пригодный для работы.

Только Чукотке свойственен уникальный вид народного творчества — цветная гравировка по кости. Она динамична, передает самые разнообразные сюжеты: древние сказки о солнце, о прекрасной девушке, об искусных охотниках и рыболовах, показывает и современные преобразования в краю. Скульптуры выполняют мужчины, а гравированные изделия — преимущественно женщины. Гравируются обычно бытовые предметы: стакан для карандашей, нож или просто клык моржа, на котором развернут целый рассказ в картинках.

В память об интересной, познавательной выставке я купила маленькую веточку ландышей на подставке, выполненную из оленьего рога.

Читайте также: