Як 9 из картона своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 21.08.2024

--> FISHKINET

Как делать танк из картона

Процесс изготовления любого изделия начинается с двух основных моментов: как сделать заготовку, и какие материалы нужны.

Нужно понимать, что весь процесс занимает определенное количество времени и усилий.

Выбор и подготовка материалов

Важно выбрать и подготовить материалы для изготовления поделки.

Смоделировать танк можно из следующих материалов:

белая офисная бумага;
цветная бумага;
белый или цветной картон;
гофрированный или бархатный картон.
В качестве альтернативы картону используют упаковки из-под разной бытовой техники, продуктов, спичек. Любой танк, выполненный из картона, начинают с чертежа будущей модели.

Выбор модели

Существует 2 варианта выполнения танка из картона для ребенка: стационарная и мобильная версия изделия. Несмотря на различия конечного результата, технология изготовления идентична. Отличительным элементом двух моделей является ходовая часть. В стационарной версии модели вместо колес – неподвижные гусеницы, в мобильной – колеса расположены на подвижных осях. Мобильную модель еще называют самоходной.

Для ее изготовления понадобятся следующие атрибуты:

белый картон;
офисная бумага;
клей – карандаш;
простой карандаш;
ножницы;
цветные карандаши, акварельные или гуашевые краски, фломастеры;
школьная линейка;
зубочистки;
коктейльная трубочка;
ластик;
пластиковый корпус от шариковой ручки.
Первый этап работы – раскрой модели: необходимо изобразить чертеж танка из картона на тетрадном листе бумаги с указанием его размеров.

Танк своими руками из картона

На втором этапе нужно произвести сборку модели.

Дальше изготовить ствол из корпуса шариковой ручки, трубочки для коктейля и обычной бумаги.

Самый сложный процесс – изготовление ходовой части (колесной пары). Здесь понадобится: катушка, картонные и резиновые кружки, бумага, зубочистки, палочки или бумажные трубки, практический навык. Затем осуществляют сборку ходовой части. Игрушка готова к использованию.

Выбирая модель, стоит учесть возможности и умения. Подробные видео позволяют увидеть процесс вживую и сделать танк из картона самостоятельно.

Как сделать объемный танк из картона

Среди общего числа поделок из картона самые популярные – это танки.

Объемное изделие станет отличным выставочным экспонатом на школьном мероприятии, интересным элементом декора или приятным подарком папе или дедушке. Для его выполнения потребуются:

Чайные коробки обернуть цветной бумагой зеленого цвета.
Коробку меньшего размера установить на ту, что больше.
Вырезать 8 больших колес из гофрокартона и 4 маленьких – из черного картона.
При помощи шила сделать отверстие посередине каждого колеса и собрать их вместе: маленькие наклеить поверх больших.
Прикрепить колеса к основному корпусу.
Вырезать 2 полоски из гофрокартона и закрепить их поверх колес в качестве гусениц.
Канцелярским ножом сделать сверху отверстие и закрыть его цветной крышкой.
Добавить реалистичности образу помогут самодельные снаряды. Отдельные элементы можно раскрасить и установить поделку на специальную картонную подставку.

Большой детский танк из картона своими руками

Большой детский танк из картона своими руками

Большие ростовые игрушки, куда малыш может влезть целиком, вызовут особый восторг – дети будут играть с ними до бесконечности, выдумывать новые идеи. В этом деле на помощь придут большие коробки от бытовой техники. Изготавливают такой танк по принципам маленького: дуло, люк, колеса. Каждую деталь выполняют из картона.

Танк своими руками из картона

Еще один вариант применения большой игрушки – это спальное место для домашних животных, которые оценят его по достоинству. Материалы, которые понадобятся: 2 большие коробки разных размеров, обрезки труб для укладки канализации калибром 100 мм.

Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:

Подготовка картонных коробок разного размера, подходящих для животного.
В верхней коробке, которая станет башней, проделать 2 отверстия: на дне и крышке.
В большей коробке сделать прорезь по размеру меньшей с учетом места нанесения клея.
Подготовить колеса одного размера путем разрезания канализационных труб.
Сделать разметку распределения образцов для колес.
Надрезать окружности и утопить в них отрезки.
Подстелить мягкую ткань в больший ящик.
Меньшую коробку наклеить на большую.

Также можно раскрасить, оклеить или украсить на свой вкус. Забава в форме огромной военной машины понравится не только детям, но и взрослым. Это отличный повод провести время вместе и от души подурачиться.

Как сделать танк из гофрированного картона

Один из доступных вариантов создания военной машины – гофрированный картон. Для нее можно использовать 2 цвета, синий и зеленый. Поэтапное выполнение модели включает в себя несколько шагов:

Взять листы гофрокартона и нарезать его на полоски: один (синего цвета) шириной 1и 2 см, длиной 20-30 см, в зависимости от того, насколько большие колеса нужны, второй – длиной 40-50 см, можно склеить 2 полосы вместе.
Сделать шайбы, которые будут играть роль колес. Всего 8 шт., по 4 на каждую сторону, из них 2 больших (из полосок по 2 см) и 2 маленьких (из полос по 1 см).
Нагреть клеевой пистолет, с его помощью приклеить колеса на отдельную полоску, плотно прижать их друг к другу.
На оставшуюся часть полоски нанести клей ПВА и обмотать ею колеса 2 – 3 раза.
Изготовить платформу прямоугольной формы.
На заготовку наклеить гусеничные тракты танка по обеим ее сторонам.
Из остатков бумаги сделать баки, дополняющие образ танка.
Наверх установить шайбу, скрученную из 5 полос гофробумаги.
Вырезать 2 полоски шириной 1,5 см, сложить их вдвое и приклеить к основе танка по обеим сторонам башни.
Собрать модель, танк готов.

Как сделать танк из картона и бумаги

Чтобы создать танк, понадобится 2 основных предмета – картон и бумага, в качестве дополнительных инструментов используют: клей, ножницы, зубочистки. Картон преимущественно зеленого цвета, бумага может быть разноцветной: красной, белой, черной, синей.

Работу осуществляют в несколько этапов:

Изготовить кузов: вырезать из картона зеленого цвета 3 прямоугольника, из них 2 одинаковых по длине, узких и 1 маленький широкий.
Сделать гусеницы из 2 полосок картона зеленого цвета шириной 1,5-2 см и колеса.
Оформить кабину из прямоугольников, для чего склеить их друг с другом крест-накрест и сделать загиб. Гусеницы разделить квадратом из цветной бумаги, закрепить зубочисткой.
Изготовить из бумаги дуло, прикрепить его к кабине.
Последний штрих – это колеса. Танк готов.
При желании поделку можно украсить дополнительными значками, картинками, звездочками.

Как сделать маленький танк из картона

Для изготовления маленького танка из картона понадобится:

3 коробка из-под спичек;
2 листа двусторонней цветной (зеленой) бумаги;
зеленая крышка от пластиковой бутылки;
палочка от чупа-чупса;
самоклеящаяся цветная бумага.
Ход работы:

Замерить спичечный коробок и сделать по нему заготовки из цветной бумаги соответствующего размера с небольшим припуском.
Оклеить коробки: 2 вместе, рядом друг с другом и 1 отдельно от них.
В крышке сделать дырку и туда вставить палочку от чупа-чупса.
Вырезать 2 гусеничных трака из зеленой бумаги. Их сделать в виде овала, по размеру чуть больше получившейся основы танка, на гусеницы наклеить кружки.
Готовую модель можно украсить дополнительными элементами, вырезанными из бумаги.

Огромная объёмная цифра 9 может понадобиться на юбилей или для украшения актового зала, класса, стенда к Дню Победы.

Есть люди, которые хорошо рисуют. Им не нужны шаблоны. Если в Вашем окружении есть такие, тогда и шаблон из интернета не нужен. Попросите их сделать контур цифры на большом ватмане. Далее я представляю себе два варианта: либо цифра вырезается из плотного материала и украшается объёмным декором, который прикрепляется на основу, либо сама цифра делается объёмной.

  • Предлагаю использовать для декора цветные салфетки. Выше уже подробно описали этот способ, не буду на нём останавливаться.


  • Оригинально и легко склеить большую объёмную цифру 9 из двух вырезанных на ватмане или картоне контуров и картонных стаканчиков. По донышку стаканчиков и по краям аккуратно проходимся клеем-пистолетом, придавливая стаканчики к обеим вырезанным девяткам. После того, как объёмная девятка надёжно высохнет, можно её раскрасить ярко или глитерным спреем побрызгать..


Объемные цифры и буквы помогут украсить любой праздник, станут отличным реквизитом для фотосессии на день рождения, юбилей свадьбы и другое памятное событие.

В данном мстер-классе мы расскажем вам как сделать цифру 9 из картона.

Запасаемся картоном, канцелярским ножом, малярным скотчем, креп-бумагой горячим клеем-пистолетом со стержнями.

Для начала нам нужно вырезать из картона основу для цифры.

Например, вот такой шаблон девятки:


Таких девяток нужно вырезать две штуки. Далее еще вырезаем полоски из картона для боковых частей. Одну длинную - на верхнюю часть цифры, другую поменьше - для внутренней части.

Склеиваем все детали малярным скотчем, так как на него хорошо наносится и держится клей.

затем обклеиваем креп-бумагой и украшаем.

Например, можно сделать цветочки из бумаги и наклеить их на цифру:


Или вот такой вариант:


Чтобы сделать объемную цифру 9 из картона своими руками, нужно сначала определиться с необходимым размером цифры, затем подобрать и распечатать шаблон, при надобности увеличитьили уменьшить его, сделать выкройку цифры 9.

Далее по этой выкройке переносим цифру 9 на картон и делаем две одинаковых цифры.

Создать боковую поверхность треднее.

Нужно вырезать полосу картона с припуском с обеих сторон по сантиметру, припуск надрезать через каждый сантиметр до линии сгиба, согнуть по линии сгиба и аккуратно вклеить вставку между двумя деталями цифры 9.

объемная цифра из картона, шаблон цифры 9

объемная цифра из картона, шаблон цифры 9

Деокрировать цифру 9 можно по своему усмотретнию, например, так:

объемная цифра из картона, шаблон цифры 9

объемная цифра из картона, шаблон цифры 9

объемная цифра из картона, шаблон цифры 9

Если делать цифру 9 в технике паперкрафт, то в развертке уже учтены все толщины и припуски.

Остается только распечатать шаблон цифры 9, вырезать, согнуть по линиям сгиба и склеить:

Можно также сделать другие объемные цифры в технике папперкрафт или сделать цифры из картона и гофрированной бумаги

Самое первое, что нам потребуется, это решить, какого размера мы хотим и сможем сделать цифру. После этого подготавливаем самые обычные составляющие для работы: картон, ножницы и скотч, карандаш.

Нарисуем циферку и вырежем, согласно шаблону. Соберём конструкцию, закрепив все детали скотчем.


Сложная работа закончена - переходим к понятному декорированию к нужной дате - дню рождения или дню Победы.

Вариантов сделать брошь, вышитую бисером достаточно много.

Самый простой вариант - взять сухой гипс, развести с водой, залить в желаемую форму, допустим овал, с обратной стороны вставить булавку, подождать когда гипс высохнет. Потом обтянуть заготовку тканью и расшить её бисером.

Другой вариант - это на низать бисер на тонкую проволоку, предварительно разрезав её на кусочки разной длинны, а потом загибать и вставлять эти кусочки проволоки в гипсовую заготовку, придавая им разную форму. Так можно сделать брошь в форме цветка, соединения нескольких кругов или овалов, в общем полёт фантазии не ограничен!

Рождение малыша в семье очень радостное событие. По этому случаю обычно принято дарить подарки либо на выписку из роддома, либо на смотрины. Подгузники в качестве подарка являются просто необходимыми вещами для ухода младенца, так что с этим выбором вы не прогадаете. Но чтобы подарок выглядел презентабельно, можно сделать из него необычную поделку. Например, можно сделать самолет. В данном мастер-классе показан процесс изготовления самолета из подгузников (памперсов):

7PqeepE2drZUoHfkw7CGdnm0PFVo6Bx.jpg

Или вот на этом сайте показано в видео как сделать самолет из памперсов своими руками.

Изготовление корзинки из памперсов дело нехитрое. Главное запастись необходимым количество подгузников и некоторыми украшениями в виде цветочков, атласных ленточек, бутылочек для кормления, пустышек мягких игрушек и т.д. На русском языке не нашла мастер-класса как сделать корзинку из памперсов, нашла только на английском вот на этом сайте.


Всю ценность такого вроде простого элемента детской кроватки понимают лишь став родителями. Хочется чтоб все было под рукой и при этом нигде не валялось на полу, кроватке или тумбочке. Для таких целей удобно приобрести органайзер, который можно закреплять на кроватке. Ну а если хотите, то можно пошить и самим, ничего сложного здесь нет.

Если у вас уже есть какая-то основа, то можно на нее (плотное полотно) просто нашить кармашки и крепеж, а сверху сделать завязки или липучки, чтоб было удобно повесить на боковую часть кровати. Это если очень быстрый вариант.

Если подходить к этому более продуманно, то можете подумать над такими вариантами:




Больше фото и полезные рекомендации можете просмотреть здесь.

В виде видео-урока нашла вот такой мастер-класс, в котором показаны все процессы изготовления органайзера (с отделением под большую пачку подгузников дополнительно):

Машинки, самолетики, кораблики — эти игрушки никогда не утратят популярность у мальчишек. Сделать своими руками модель корабля не составит труда, имея под рукой несколько листов гофрокартона (или ненужных коробок) и папу в качестве помощника. Ну а наш сайт в этом может помочь. Сегодня мы попробуем воплотить мечты многих мальчишек о настоящем корабле, пусть и из картона.

Для работы понадобятся инструменты и материалы:

  • лист гофрокартона двуслойного толщиной 4 мм (размер зависит от желаемых габаритов готового судна);
  • лист гофрокартона толщиной 2 мм (можно использовать ненужные коробки, например, из-под пиццы);
  • обычный картон для парусов;
  • карандаш;
  • ножницы;
  • термопистолет;
  • супер-клей;
  • акриловые краски или гуашь;
  • пустая упаковка из-под яиц;
  • нить капроновая.


Также нужно будет защитить поверхность, так как работать будем с острыми и горячими предметами. Подойдет специальный полиуретановый коврик с разметкой.

Шаблон модели корабля

Работу начнем с прорисовки шаблонов корабля. Мы нашли уже готовые шаблоны, по желанию вы можете внести изменения или исправления во внешний вид корпуса, контур или размер. Но если вносите изменения в какую-либо деталь, подгонять придется все остальные.

Представленные шаблоны можно распечатать на листах формата А4, а можно попробовать перерисовать с экрана компьютера, изменив масштаб — так можно увеличить или уменьшить корабль.

Картон мы используем толщиной в 4 мм, но для детали, отмеченной оранжевым цветом (нижняя линия корабля), нужно будет склеить два слоя, получив толщину в 8 мм.

Следующие шаги предназначены для тех, кто сам разрабатывает шаблон: рисуем центральную часть корабля на листе формата А3, а также палубу (вид сверху). Чтобы модели придать объем, нужно позаботиться о его центральной части (ребрах жесткости, и они не должны быть одинаковыми). Их можно сделать по примеру, показанному на фото ниже.

Делим на несколько простых деталей. Вырезаем из бумаги — это будут наши шаблончики.

Теперь все детали переносим на картон и вырезаем.

Для тех, кто будет использовать уже готовый шаблон, то скачиваем его тут:

Остов корабля — порядок работы

Для склеивания используем термоклей, конечно, работать таким инструментом будут взрослые.

Оранжевая нижняя деталь служит основой для всего корабля.

Если возникают трудности со сборкой модели из деталей, обращайтесь к первому шаблону, где указано, какие части корабля куда должны крепиться.

Теперь переходим к формированию боковой части нашего судна. Вырезаем полоски шириной 15 мм из более тонкого картона. Длина полосок зависит от длины всего судна (можно измерить от носа до кормы).

Каждая последующая полоска наклеивается поверх предыдущей так, чтобы не было зазоров.

Мы получили практически законченный корабль: боковая часть так похожа на старые доски!

Используя зеленые детали шаблона a, b и d, намечаем перила (вид сверху, см.фото). Ширина составляет 15 мм, но можно сделать их шире или уже. Эти детали должны быть более толстыми, поэтому вырезаем по 2 верхней части и нижней, склеиваем их.

Балясины у перил — это небольшие узкие полоски размером 30х5 мм, склеенные между собой по 3 шт.

Всего должно получиться 4 детали перил: 1 треугольная — это нос корабля, две по бокам и 1 в виде трапеции — на корме судна. Фиксируем клеем детали перил к остову корабля.

Детали

Также вырезаем круглые иллюминаторы в виде тора диаметром 2,5-3 см (внутренний диаметр 1 см).

Можно также добавить еще квадратные окошки.

Камни

Сам корабль в том виде, в котором он получился, не устойчив и стоять не будет. Поэтому для его основы сделаем рифы из упаковки от яиц. Разделим ее на отдельные модули неправильной формы и вновь склеим их в произвольном порядке.

Паруса

Прежде, чем мы займемся непосредственно парусами, нужно смастерить для них основу — мачты. Скатаем три трубочки из гофрокартона и склеим их. Средняя мачта является самой высокой, ее длина будет составлять порядка 36 см, передняя — 32 см, третья — 22 см.

  • 1а и 1b для передней части;
  • 2а и 2b немного больше и для средней мачты;
  • 3а для третьей мачты.

Чтобы парусам придать более правдоподобную изогнутую форму, можно склеить две детали из гофрокартона и обычного и пока клей горячий, придать им нужную форму.

Небольшими полосками обклеиваем края парусов (это будут реи) и фиксируем клеем на мачте. Теперь остается сымитировать канаты, которыми фиксируют паруса к судну. Используем для них суперклей (он более деликатно и тонко приклеит нити). Если возникают трудности с тем, куда и какие нити клеить, можно обратиться к любому источнику в интернете.

Декор

Самая приятная часть в любой работе над созданием чего-то интересного — это декорирование. Для придания реалистичности судну воспользуемся акриловой краской. Используем коричневую, чтобы изобразить деревянный остов корабля.

Камешки раскрасим чуть более светлым.

Той же светлой краской придадим кораблю эффект потертости. Паруса покроем белым или светло-серым оттенком.

Самолету Як-9 было суждено стать наиболее распространенным советским истребителем периода войны с фашистами. Машина базировалась на предыдущих разработках КБ Яковлева, но в конструкцию были введены дюралюминиевые элементы, позволившие улучшить характеристики самолета.

Машины первых выпусков не отличались надежностью, но со временем истребитель Як-9 стал одной из любимых машин советских летчиков. На базе самолета было построено множество модификаций, включая уникальные одномоторные истребители, вооруженные 45 мм пушкой.

История создания

В середине 1942 года в КБ Новосибирского авиационного завода был создан новый истребитель Як-7Б, который отличался упрощенным вооружением и металлическими элементами конструкции крыла. Позднее в конструкцию ввели четыре бака для бензина, установленные попарно в крыльях и соединенные в единую сеть для обеспечения равномерности расхода.

Як-9 фото

Для проведения заводских испытаний были построены три прототипа под общим обозначением Як-7ДИ, отличавшихся друг от друга элементами конструкции. Наилучшие результаты показала третья машина, оснащенная фюзеляжем с герметизированными швами, измененными каналами радиаторов и новыми выхлопными патрубками с увеличенным сечением.

Для дальнейших испытаний самолет, дополнительно облегчили, сняв два топливных бака. Машина весом 2825 кг разогналась в горизонтальном полете до 593 км/ч, на 4% превысив скорость исходного Як-7Б.

После ускоренного цикла государственных испытаний самолет рекомендовали к серийному производству под обозначением Як-9.

Главным внешним отличием стала кабина пилота, лишившаяся гаргрота и с нижней плоскости крыла держатели для бомб демонтировали. Поставки машин начались уже в сентябре 1942 года, но шли они крайне вяло – до конца года собрали лишь 59 машин.

Для наращивания темпов выпуска были подключены авиационные заводы, расположенные в Омске и Нижнем Тагиле. Позднее производство Як-9 вели и в Москве. Заводы строили самолеты сериями, которые отличались одна от другой.

Конструкция

В основе фюзеляжа самолета Як-9 лежит ферменный стальной каркас, соединенный сваркой. На каркасе установлена деревянная опалубка или алюминиевые поперечные элементы (на поздних машинах). Внешняя обшивка выполнена из фанеры и полотна. Впоследствии стал использоваться алюминиевый лист. Капоты силовой установки и переходы от фюзеляжа к крылу – металлические.

В конструкции крыла Як-9 имеются два лонжерона и поперечный набор (из дерева или металла).

Сверху установлена работающая обшивка из тонкой фанеры. Впоследствии стала применяться алюминиевая обшивка, увеличившая прочность и долговечность конструкции. Крыло могло сниматься с самолета для ремонта или замены.

Внутри крыла размещены 2, в некоторых сериях 4 топливных бака, оснащенных общей заливной горловиной. Замер количества топлива осуществляется механическими датчиками. Корпус бака сварной или фибровый, поверхность покрыта слоем резинового протектора. Механизация включает в себя элероны, оснащенные компенсаторами аэродинамического (в виде прутка) и весового типа (пластинка на задней части). На нижней поверхности крыла Як-9 имеются щитки.

На истребителе Як-9 использовано трехстоечное шасси с хвостовой опорой (костылем). Хотя костылем его назвать сложно, он имел колесо и убирался внутрь корпуса при полете.

Як-9 схема

Управление выпуском и уборкой передних шасси и костыля пневматическое, в аварийной ситуации – ручное. Запас сжатого воздуха размещен в баллоне, подкачка производится на аэродроме. Хвостовое (костыльное) колесо малого диаметра имеет подвижное основание, позволяющее выполнять рулежку на земле. На основных стойках установлен амортизатор и тормозные механизмы.

В состав силовой установки Як-9 входит 12-цилиндровый бензиновый двигатель ВК-105ПФ или ВК-107А, оснащенный системой принудительного жидкостного охлаждения. Для привода трехлопастного винта изменяемого шага используется редуктор. Мотор работает на постоянных оборотах, поддерживаемых центробежным регулятором.

Радиатор системы охлаждения установлен под центропланом, сверху закрыт аэродинамическим колпаком. Масляный радиатор располагается под двигателем, за двигателем установлена емкость для хранения запаса масла. В состав электроситемы Як-9 входит генератор, установленный на двигателе, и аккумулятор.

В развале цилиндров установлена 20 мм пушка МП-20 (на базе ШВАК), жестко закрепленная на картере.

Второй точкой опоры является втулка винта. Над пушкой размещена патронная коробка, рассчитанная на 120 снарядов. Пустые звенья собираются в специальный контейнер, гильзы отводятся в общий с пулеметом короб. Перезарядка пушки пневматическая, привод спуска электромеханический.

Пулемет УБС калибра 12,7 мм (боезапас 200 патронов) располагается над мотором на специальной ферме. Точки крепления позволяют корректировать линию огня при пристрелке вооружения Як-9. Сборник пустых гильз и звеньев ленты размещен в полости за передним лонжероном крыла. Привод спуска электропневматический, перезарядка выполняется сжатым воздухом.

Кабина як 9

Кабина пилота самолета Як-9 закрыта прозрачным фонарем, обеспечивающим круговой обзор. Для доступа в кабину требовалось сдвинуть назад кормовую секцию. Управление выполняется тягами и тросами. Защита пилота включает в себя бронеспинку кресла и два бронестекла, установленных спереди и сзади (прозрачный заголовник) фонаря кабины. Прицеливание выполнялось при помощи прицела, установленного перед лобовым бронестеклом.

Модификации

На основе базового истребителя Як-9 было создано более 20 версий, большинство из которых производилось серийно. Всего заводы на территории СССР построили почти 16800 самолетов Як-9.

Была попытка установки на самолет двигателя М-106ск, который оборудован нагнетателем воздуха.

Опытный образец летал осенью 1942 года, но в серию не попал из-за проблем с надежностью силовой установки. Аналогичная судьба постигла единичный экземпляр самолета с перспективным двигателем М-107, который испытывался в конце 1942 года.

Ранней попыткой усилить вооружение стал Як-9П, получивший 20 мм пушку ШВАК вместо синхронизированного пулемета УБС. Дальнейшим развитием стал опытный самолет Як-9ТК, имевший унифицированную платформу для монтажа мотор-пушки. Предусматривалась возможность перевооружения в полевых условиях пушками калибром 20, 23, 37 или 45 мм.

Самолёт ЯК-9

В конце лета 1945 года на испытания поступил Як-9С, оснащенный 23 мм мотор-пушкой и двумя синхронизированными 20 мм пушками. Машина показала характеристики, не удовлетворившие заказчиков. Еще одним опытным вариантом стал курьерский самолет, созданный на базе учебной машины. Самолет испытывался на заводе, но далее проект развития не получил.

Модификация самолета Як-9Д, обладавшая увеличенным радиусом действия за счет дополнительного запаса топлива. Дополнительные баки установлены в крыльях, запас бензина вырос до 650-670 л, что позволяло нарастить дальность полета до 1400 км. Машина строилась в 1943-44 гг., всего собрали более 3000 экземпляров.

Существовал вариант Як-9ДД, оснащенный еще четырьмя топливными баками в крыльях, что позволило увеличить боевой радиус до 1800 км.

Самолет находился в производстве до лета 1945 года, построено почти 2750 машин. Выпускались партии машин с крылом, аналогичным Як-9Д. Подобные истребители обозначались как Як-9ТД.

Дальнейшей попыткой усилить огневую мощность стала установка 45 мм пушки НС-45 (боекомплект до 29 патронов), созданной на основе НС-37. Была выпущена ограниченная партия машин под обозначением Як-9К, которая проходила армейские испытания. Характерным внешней приметой самолетов является дульный тормоз на стволе пушки, выступающий перед коком винта.

ЯК-9 в небе

Модернизированный Як-9М, представлявший собой гибрид Як-9Д с учетом изменений фюзеляжа, внедренных на самолете Як-9Т. Самый массовый вариант, построено более 4200 экземпляров. Все машины оснащены форсированным мотором ВК-105ПФ-2 с пониженной высотностью.

Вариант Як-9Б (раннее название Як-9Л), оснащенный импровизированным отсеком для четырех фугасных бомб ФАБ-100. Строился в малой серии. Высотный перехватчик Як-9ПД, оснащенный специальным мотором с системой подачи водно-метаноловой смеси. Самолет использовался исключительно в ПВО Москвы и области, построено 35 машин.

Истребитель Як-9У, оснащенный улучшенным мотором ВК-107А. Выпущен небольшой партией в конце войны для прохождения летных испытаний. Версия с пушкой НС-37 обозначалась как Як-9УТ.

Для обучения пилотов серийно выпускался тренировочный самолет Як-9В, причем часть машин построена на основе планеров боевых истребителей.

Была попытка создать версию с мотором ВК-107А, закончившаяся безрезультатно.

Боевое применение

В бой истребители Як-9 пошли в конце 1942 года в ходе сражения под Сталинградом, но официальных данных не сохранилось. Впоследствии, по мере наращивания производства, самолеты стали использоваться на всем протяжении фронта. Увеличение объемов выпуска не могла не сказаться на качестве продукции – весной и летом 1943 года отмечались случаи срыва фанерной обшивки при выполнении виражей.

ЯК-9 на деньги Малого театра

Для устранения дефектов были созданы специальные группы, работавшие в частях. Заводы справились с проблемой только год спустя. Первой крупной битвой для Як-9 стало сражение под Курском.

К этому времени в части стали поступать различные модификации самолета. Параллельно шли поставки машин в морскую авиацию, где истребители использовались для сопровождения торпедоносцев и бомбардировщиков.

Ограниченное участие Як-9 приняли в войне против Японии, вновь эскортируя штурмовики и бомбардировщики.

Сравнение технических характеристик отечественного истребителя Як-9 с основными немецкими машинами показывает преимущество в весе огневого залпа над Bf-109G-2, который применялся на Восточном фронте значительно чаще, чем самолет FW-190A-8. Немецкие машины имели большую скорость на высотах 6000 м и выше, но такие условия боев были характерны для Европейского театра военных действий, но никак не над СССР.

Як-9МBf-109G-2FW-190A-8
Вес на взлете, кг309530233986
Скорость у земли, км/час518524582
Скорость на высоте, км/час573 на высоте 3750 м562 на высоте 3000 м
666 на высоте 7000 м
642 на высоте 6500 м
Потолок, м95001190011410
Дальность полета, км950600800
Вес секундного залпа, кг2,081,673,0

ЯК-9 в музее

После войны истребители использовались для обороны границ СССР, а также во время конфликта в Корее. Отмечены случаи боев с американскими самолетами, в том числе и стратегическими бомбардировщиками Б-29.

Машина Як-9, наряду с Як-3, считается одним из лучших истребителей, созданных в КБ Яковлева.

Сильной стороной истребителя стало сочетание скороподъемности, скорости в горизонтальном полете и вертикальной маневренности. Комплекс характеристик позволял советскому самолету успешно противостоять немецким машинам вплоть до конца войны.

После войны производство продолжилось, несмотря на развитие реактивной авиации. Причинами стала необходимость загрузки авиационных заводов и замена изношенной техники, прошедшей через войну. С появлением новых истребителей началось активное списание поршневых машин.

Последние самолеты Як-9 вывели из активной эксплуатации в СССР к началу 50-х годов.

Видео

Читайте также: