Яхта для кругосветного путешествия своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Всем привет, хочу поделиться историей строительства небольшой парусной яхты в гараже.
Расскажу про основные этапы, а в конце оставлю ссылку на группу, где все фотографии с подробным описанием, если кого-то заинтересует.

Зарождение идеи и выбор проекта выпали на начало 2015 года.
5-метровая парусная яхта с каютой на 4 человека - то, что мне по силам без опыта строительства и в то же время подходит для длительных морских прогулок.

Весной 2015 года, изучив всю необходимую информацию - закупил фанеру, доски и смолу. Началась стройка.
За пару месяцев изготовил и установил на стапель продольный и поперечный наборы (шпангоуты и стрингеры) - каркас судна для последующий обшивки.

Владимир Маратаев в Дили — столице и крупнейшем порту Восточного Тимора

Владимир Маратаев в Дили — столице и крупнейшем порту Восточного Тимора

— О кругосветном плавании мечтает любой яхтсмен. Человек так устроен: ему хочется чего-то недостижимого. Я стал четвертым россиянином (по некоторым подсчетам — пятым), который обошел вокруг света в одиночку.

Страх перед морем всегда есть. Я профессиональный моряк и знаю, что в море всегда страшно — даже если ты идешь на большом судне с двигателем мощностью в десятки тысяч л.с. Если в большой шторм двигатель заглохнет, а судно без груза, то до того, как оно будет опрокинуто волнами, остаются считанные минуты. Погибает при этом весь экипаж, который не успел высадиться на спасательные шлюпки или плоты.

Я оказался на пенсии, не думая, что ушел на нее. Мы вышли из Норвегии и шли в Англию — там очень короткий переход, буквально одна ночь. Был шторм, и шли мы как раз без груза. Двигатель заглох, и запустил я его — а я был единственным механиком — в последний момент. Думаю, еще один удар волны на крен, и мы бы перевернулись. Побыл после этого месяц дома, потом пошел проходить медкомиссию перед новым контрактом — а сердце ни в какие рамки не влезает. Лечился очень долго. Вот так и потерял работу.

Во время кругосветки я боялся получить травму — такую, при которой невозможно выполнять физическую работу. Потому что яхта — это в основном физическая работа, нужно веревки тянуть и так далее.

Против ветра, против течения я все таки дошел до Малайзии и оттуда попытался идти через Индийский океан, но попал в шторм, в котором получил травму — разрыв мышц или растяжение, толком даже не знаю. Пытался с этим повреждением идти дальше, но не получилось — вернулся обратно в Малайзию, поставил яхту на якорь и улетел домой лечиться. Потом вернулся и пошел дальше уже в сезон — стартовал в начале января и дошел до Турции нормально, хотя и опасался пиратских районов.

Втемноте пристроился засудном согнями лоцмана— проведет мимо сетей,— вэфир невыходил. Без огней шел почти всю ночь— небыло пароходов рядом. Ноутром ихстало много— зона разделения движения вМалаккском проливе. Шел поиндонезийской стороне надеясь, что индонезийцы непиратствуют. Вблизи зоны разделения идти нельзя— шел несколько поодаль, чтобы днем можно было вздремнуть: поставил будильник наполчаса, заснул мгновенно.

Может, увидев радиостанцию отстали быстро. Синдонезийскими рыбаками было ираньше много встреч, нотакое впервые. Были это пираты или нет, незнаю. Как японял впоследствии, здесь рыбаки несоблюдают границ иловят рыбу где хотят.

Владимир Маратаев, судовой журнал


Яхта Inspiration II на якоре в бухте острова Лангкави (Малайзия) в День Победы 9 мая 2018 года

Трое суток без сна

По Суэцкому и Панамскому каналу нельзя идти под парусом. Более того, там есть определенные требования к скорости. И если в Панамском канале еще можно, чтобы тебя другая яхта буксировала, то в Суэцком канале при невозможности выдержать скоростной режим тебя отбуксируют сигнальным буксиром, а это стоит 16 000 долларов. Я нормально дошел сам.

Первые три дня недоставили проблем, ипогода была попрогнозу. Яхта шла схорошей скоростью вбейдевинд сновым гротоми, наконец, вошла взону спостепенным ослаблением ветра. Убрал геную для средних ветров иприготовил легкую большую, нопоставить неуспел— ветер стал сильнее. Вожидании, когда ослабнет, принайтовал еенаносу полностью готовую кпостановке. Новетер только усиливался, исреди ночи яхта вошла, наверное, взону тучи суматранского ветра. Аэто шквал продолжительностью вдва часа ссилой

Владимир Маратаев, судовой журнал

Перед Суэцким каналом у меня двигатель стал как-то неправильно стартовать на передний ход. В Турции я снял редуктор, попытался сдать в ремонт, но мне сказали, что для этого его надо везти в Стамбул. Для меня такой вариант был неприемлемым, и я решил на Мальте это сделать — все таки там очень много яхтенных марин, и сервис соответствующий должен быть. Шенгенская виза к тому времени давно закончилась, но я запросил заход по аварийности — меня не имели права не пустить. Редуктор мне отремонтировали, но, очевидно, некачественно — в Португалии он совсем отказал. Туда я тоже зашел без визы, но у меня ее даже не спросили — пошел в город и купил свежие продукты.

11.03.2018. Нуижара! Уменя нанеё аллергия. Душ имочалка непомогают, поэтому прячусь отсолнца, стою возле марины Серанган (Pulau Serangan); она маленькая, десятка наполтора яхт. Нарейде стоять невозможно— нет места. Есть места для стоянки нашвартовных вбочках, ноони все заняты. Соседняя гавань вмиле отсюда для якоря хороша, нотам тоже почти нет мест. Над головой почти каждые 5минут идут напосадку самолеты дальней авиации.

Туризм определяет цены, которые здесь выше, чем наВосточном Тиморе вразы. Стоянка вмарине упонтона для яхты длиной 9м стоит $35сутки. Плюс надо платить заводу, электричество, душ. Вода изтрубы вмарине непитьевая, питьевую надо покупать вмагазине: примерно $2за20литров, что вдва раза выше, чем наВосточном Тиморе. Зашвартовку шлюпки вмарине надо платить примерно $5сутки. Вот такой сервис. Охрана хорошая. Вообще здесь люди доброжелательные..

Владимир Маратаев, судовой журнал


Владимир Маратаев в Порт-Судане (Судан) на Красном море

Счастливое название

Вот он вернулся домой, купил другую яхту — тоже подержанную — назвал ее Inspiration II и на ней обошел вокруг света. Я когда покупал — а моряки все суеверные, — то менять счастливое, удачное название не стал, так и оставил.

Яхта стальная: длина— 9м, ширина— 2,72м, осадка— 1,45м, высота мачты отватерлинии— 12,5м, водоизмещение— 4,5т, площадь парусов— 40,2кв.м.

После кончины Йоахима Гютерота яхту приобрел Хорст Шольц (1950г.р.). С2002 по2007 годы яхта была навнутренних водоемах Германии инаБалтике. Сиюля 2008 поиюль 2010 года Хорст Шольц обошел наInspiration IIвокруг света.

С2014 года Inspiration II— под российским флагом, порт приписки— Калининград.

Владимир Маратаев, судовой журнал

Если ты обошел вокруг света и ничего не увидел, то ты даром потратил время. Вот примерно так у меня и получилось. Потому что я был только в музее Поля Гогена на острове Хива-Оа (Маркизские острова), русская община устроила мне бесплатную экскурсию по острову Гран-Канария — и все. Ну еще на Таити рядом со мной на якоре стоял наш богатый, но честно заработавший деньги человек — он катал меня по острову. Больше ничего не видел, рассказать не могу.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Крейсерский швертбот

Кто не мечтает иметь собственную яхту, управлять парусами и парить как птица над водными просторами, обгоняя ветер, а ведь это вполне реально, если построить парусную яхту своими руками! Знайте, что если мечтаешь по настоящему, то мечта обязательно сбудется. (А для начала необходимо узнать основы яхтной терминологии.)

Однажды вечером, читая "Нашу городскую" газету, я наткнулся на статью, которая меня очень заинтересовала и я тут же прочитал её жене.

В статье говорилось о новом обучающей проекте, который открывает Станция юных техников (СЮТ). И что в итоге, участники проекта станут владельцами собственных парусных судов.

КАТАМАРАН

паруса на Телецком озере

Долгое время нас выручал парусный катамаран

Мы с женой много лет увлекались парусным туризмом и полюбили путешествия под парусами. Прошли по водным путям Свердловской и Челябинской областей сотни километров, забрались со своими парусами даже на Горный Алтай, на озеро Телецкое(читайте про это здесь), из которого берет свое начало река Бия, при слиянии с рекой Катунь, образующая Обь!

Кстати озеро Телецкое - второе по глубине, после Байкала (сам не мерял, но говорят, что так оно и есть). В этих путешествиях с нами происходили забавные, курьезные, а иногда и очень опасные приключения, об одном из них я вам сейчас расскажу.

КАК МЫ ЛОВИЛИ РАКОВ НА ОЗЕРЕ КИРЕТЫ

Однажды жарким летом, мы с командой друзей, на четырёх автомобилях поехали на выходные в Челябинскую область, на озеро Киреты, порыбачить и отдохнуть. Название озера с башкирского переводится как изменчивое, в чем мы вскоре и убедились.

катамаран на крыше

Парусный катамаран путешествовал с нами по всей России

Мы приехали на место, разбили лагерь, поставили палатки, запасли дров на костер, собрали надувной парусный катамаран "Простор", который в таких поездках был у нас всегда с собой, и готовились к вечерней рыбалке.

Катамаран представлял из себя разборный дюралюминиевый каркас, на который крепились пятиметровые поплавки, натягивалась палуба и устанавливалась семиметровая мачта с огромным парусом.

До вечера времени было ещё много и кто-то предложил, а не махнуть ли нам за раками. А дело было в том, что на Киретах, по какой-то причине, в последние годы раков не стало. Зато они в изобилии водились в озере Касли, которое соединялось с Киретами протокой.

мы с Алексеем

Отчаливаем, ветер надул паруса, сейчас помчимся

До протоки от нас было километров шесть - семь, ветерок был попутный, и мы не долго думая, впятером прыгнули на катамаран, и помчались на озеро Касли за раками.

А погода стала резко меняться. Ветер все крепчал, небо затянули чёрные тучи и началась гроза. Но "тогда мы были молодыми и чушь прекрасную несли". Мы обрадовались грозе и ураганному ветру и долетели на катамаране до протоки буквально за несколько минут. Когда уже подходили к нужному месту, мы заметили, что нам преграждают путь провода высоковольтной линии, проложенной над заливом озера.

Во избежании трагедии, нам пришлось на полном ходу делать крутой поворот, в результат которого наш катамаран на огромной скорости вылетел на каменную гряду и мы все пятеро оказались на берегу.

К счастью никто не пострадал. И хоть место, на которое мы приземлились, было очень каменистое, мы отделались легкими царапинами и синяками.

Потом мы посмотрели на нашу семиметровую мачту и на низко висящие провода высоковольтной линии и поняли как нам повезло. Наша удаль молодецкая заставила нас быстренько все забыть и даже не думать о том, что могло бы с нами случиться и мы пошли за раками, оставив на берегу катамаран со спущенным парусом. Гроза уже почти прошла и мы впятером, перейдя через дорогу, оказались на озере Касли, собрали раков, наполнили ими приготовленные для этого мешки и отправились назад в наш лагерь на катамаране.

я на катамаране

Паруса, это словно крылья

Но хоть гроза и закончилась, но ветер продолжал дуть ураганный, причём прямо нам в лоб. Пришлось идти крутыми галсами и расстояние до лагеря оказалось намного длиннее. И если к Каслям мы двигались по ветру и пролетели до протоки за минуты, то обратная дорога заняла около двух часов. Народ в лагере уже успел за нас поволноваться, а мы весёлые, невредимые, с добычей вернулись и развеяли их переживания.

Вот такое приключение произошло с нами на озере Киреты!

Раки, кстати были замечательные.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Подобных случаев в наших путешествиях было очень много, хоть отбавляй, но сейчас я веду рассказ о постройке яхты.

Итак, мы посоветовались с женой и решили, что это как раз тот вариант, которого нам сейчас и не хватает.

А дело было в том, что наш катамаран (судьба так распорядилась) , приказал долго жить и мы очень скучали по своим парусам, а тут на наше счастье мне на глаза попал этот проект.

Я позвонил по указанному в статье телефону и мне сказали, что группа уже практически сформирована, не хватает только трех экипажей и уже в эту субботу будет первое занятие.

Жена рассказала об этом на работе и вот в субботу мы с внучкой и ещё двое мужчин со своими семьями, с Натальиной работы пришли в помещение СЮТа и записались на программу "Папа, мама, я - семейный экипаж". (Забегая вперёд, скажу, что один из этих мужчин, с Натальиной работы, лодку построил и до сих пор с огромным удовольствием использует ее для семейного отдыха и рыбалки, а у второго пороха не хватило и он продал свое недоделанное "счастье". Видимо не очень и хотелось).

Было начало февраля и у нас у всех появился азарт и огромное желание построить свои лодки к летнему сезону! Но не так-то все просто.

МЫ СТРОИЛИ ЛОДКУ

По этому чертежу мы построили швертбот

Постройка яхты началась с этого листочка из журнала

На первом организационной собрании нам рассказали, что программа "Папа, мама, я - семейный экипаж", была разработана городским Комитетом по делам молодёжи и спорту, совместно с руководством СЮТ и что строить свои яхты мы будем все по одному, утвержденному проекту, который был позаимствован из журнала "Катера и яхты"№85 и назывался "Робинзон" - парусная лодка тренера.

Это швертбот (что это слово означает, мы ещё не очень представляли, хотя и догадывались), пять метров в длину, сто восемьдесят сантиметров в ширину, с двумя мачтами, оснащенными шпринтовым парусным вооружением (а не бермудским, как у большинства яхт), от учебного швертбота "Оптимист". Два паруса площадью по три с половиной квадратных метра каждый, итого семь метров квадратных - это для новичков да и старичков, самое то, что надо.

Теперь про мудреное название - швертбот.

Про яхтную терминологию у меня есть отдельная заметка.

Есть яхты килевые, у которых прямолинейность хода и сопротивляемость перевороту обеспечиваются тяжёлым килем, а есть швертботы, у которых функции киля, в части прямолинейности хода, возложены на подъёмный или, как в нашем случае, поворотный шверт, а в части сопротивляемости опрокидыванию, на специальной конструкции скулы. И за счёт этих скул, корпус у швертбота (если смотреть в разрезе), не округлый, как у килевой яхты, а угловатый.

каркас яхты

Изготовили шпангоуты и ведем сборку на стапелях

Наш руководитель сказал, что помещение для постройеи яхт и необходимое оборудование для производства работ нам предоставит СЮТ, а мы должны сдать деньги на приобретение парусов и специальной водостойкой фанеры, а доски, бруски, клей, кисти и ещё массу материалов и полезных вещей для яхты, в том числе трубы на мачты и такелаж, мы должны приобрести сами, что мы и сделали.

Пока мы, совместно с СЮТом приобретали материалы, одновременно с этим произвели подготовительные работы - все узлы и детали, которые нужно будет изготовить из дерева, с мелких картинок в журнале "Катера и яхты"№85, мы перенесли на миллиметровую бумагу, в натуральную величину. И как только появились материалы, начались наши трудовые будни по постройке яхты своими руками.

Необходимые станки для деревообработки в СЮТе имелись. Инструмент, на первое время, в ограниченном количестве, нам предоставили, а в дальнейшем, каждый должен был приобрести свой собственный. Мы с женой трудились ежедневно, после работы, а в субботу и воскресенье с утра и до усталости. Очень много нам помогали мои друзья и сын. А другие экипажи, кроме одного, двух, работали менее интенсивно.

рыбачу на швертботе, построенном своими руками

Мечты сбылись, самодельная яхта построена

Но и результат дал себя знать и правда не в июне, а в августе два экипажа из нашей команды спустили яхты, построенные своими руками на воду и одна из этих лодок была наша. Она была ещё без парусов и без каюты и покрашена по черновому, но это уже было наше судно, построенное своими руками. При спуске на воду кораблю дают имя и у нас не было сомнений, как её назвать. Конечно, в честь нашей внучки, которая непосредственно принимала посильное участие во всех этапах её строительства.

Мы поставили на лодку мотор, зарегистрировали её в Гимсе и ещё успели, до зимних холодов поймать несколько хороших щук.

ОКОНЧАНИЕ ВСЕХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

я на яхте

Строительство яхты закончено - вперед на акваторию, ветер ловить!

А уже на следующий год зимой мы сделали каюту собственной разработки и весной установили её на яхту, а также установили мачты и оснастили паруса необходимым такелажем. Корпус судна оклеили стеклотканью и покрасили эповином - специальной двухкомпонентной краской, которая используется для ледоколов, а на борта нанесли имя корабля и его регистрационные номера. С установкой каюты, статус нашего судна изменился. Теперь это был крейсерский швертбот, со шпринтовым парусным вооружением.

И в начале июня мы с большой гордостью спустили на воду нашу белоснежную красавицу - яхту "Эвелину", сделанную своими руками.

в ангаре

Наша яхта, сделанная своими руками из фанеры, на зиму перебралась в крытый ангар

А ещё через год, через два, а некоторые и через три, закончили постройку своих яхт и остальные участники проекта "Папа, мама, я - семейный экипаж".

И с тех пор на нашем озере поголовье парусных судов увеличилось ещё на десяток, пусть не очень больших, но красивых, маневренных и удобных для семейной эксплуатации яхт.

И конечно, по этому поводу в моей голове сразу родился гимн нашей яхте, на музыку битловской песни, "Жёлтая подводная лодка"!

Швертбот своими руками мы построили, имя судну дали, осталось дело за гимном:

Наша яхта - хороша. И обводы и душа.

Ах, какие Паруса! Ну не лодка, а краса!

"Эвелина" - лучшая у нас, лучшая унас, лучшая у нас!

"Эвелина" - яхта первый класс, яхта первый класс, яхта первый класс!

Для многих окажется сюрпризом, что яхта-мечта кругосветчика должна быть примерно такой. По конструкции, по исполнению… Но в первую очередь — по размеру.

article

Allures 40.9 — мечта кругосветчика!

Даже новая парусная яхта в год потребует на эксплуатацию порядка 4-6% собственной стоимости — заправки, стоянки, тех-обслуживание, замена расходников… Вот и умножайте. А с возрастом судна расходы возрастут… Словом, теперь вы не удивитесь вроде бы странной статистике: чем больше размером лодки, тем меньше они ходят.

article

article

Читайте также: