В готике в центральной части западного фасада над главным порталом обычно помещалась фигура кого
Толчок для формирования готики был дан Крестовыми походами. Так называлась серия военных походов из Западной Европы на Восток, против мусульман. Официально объявленной целью походов было освоение Палестины и, в частности, города Иерусалима, священного места для всех христиан.
Крестовые походы на Восток всколыхнули весь западный мир. Менялось представление людей о мире, расширялся их кругозор, усложнялась умственная и духовная жизнь. Происходило заимствование конкретных архитектурных приемов и общих принципов храмового строительства. Из мусульманской архитектуры в Европу пришла форма стрельчатой арки, а из архитектуры Византии – особенное понимание роли света в интерьере храма.
Архитектура.
Готическая архитектура родилась во Франции. Место ее рождения – аббатство (монастырь) Сен-Дени недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 г. настоятель, аббат Сугерий перестраивал церковь. Новая церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из всех, за счет обилия света в интерьере. Сугерий стремился воплотить в архитектуре мысль о том, что Бог есть свет.
Витражидолжны были придать обычному дневному свету цвета драгоценных камней, аметиста или рубина. Такой цветной свет действительно преображал пространство храма, делал его не будничным, неземным.
Для установки витражей требовалось значительно увеличить размеры окон.
1. Церковь Сен-Дени . Франция.
В церкви Сен-Дени интерьер становится целостным, а свет льется из огромных окон. Чтобы окна такого размера стали возможны, с наружной стороны храма строятся контрфорсы, которые принимают на себя распор сводов. Контрфорсы видны только снаружи, внутри создается впечатление невесомой прозрачной стены.
Крестововый нервюрный свод – основа готической конструкции. Четыре опоры сначала соединяли арками в квадрат, затем перебрасывали две диагональные арки. Это был скелет будущего свода. Арки получили название нервюр.Промежутки между нервюрами заполнялись распалубками (участки свода), которые выкладывали из облегченных плит камня. Нервюры приобрели стрельчатую форму. Стрельчатые арки обладают меньшим распором, чем полуциркульные, главное давление в них направлено не в стороны, а вниз, на опору. Опоры, а не стена, стали основной частью готической архитектуры. Боковой распор сводов гасили установкой контрфорсов.В зданиях, где средний неф был выше боковых, применялась специальная соединительная арка – аркбутан – которая перебрасывалась от центрального нефа к контрфорсу, передавая ему нагрузку.
Храм становился легким и стремительно рос вверх.
Западный фасад готического собора
2. Собор Парижской Богоматери. Западный фасад.
В облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним стала главной площадью города. Фасад, подобно экрану, скрывал ребра конструкции (контрфорсы и аркбутаны) и представлял образ премудро сотворенной Богом вселенной. По вертикали и по горизонтали западный фасад делился на три части. Три – символ Троицы, единства Бога в трех лицах. По вертикали фасад на три части делят порталы. Над боковыми порталами возвышаются башни, устремленные к небу. Центром западного фасада является круглое витражное окно – роза, вписанная в квадрат. Круг – символ неба, квадрат – земли. | |
Большие готические соборы строились столетиями на средства горожан. Собор Парижской Богоматери в Париже, например, строили сто лет. Менялись мастера, первоначальный замысел. Поэтому многие башни и порталы ассиметричны.
В период сложения готического стиля появляются строительные ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Готический архитектор должен был обладать и мастерством каменщика, скульптора, познать тайны планировки, знать работу конструкций и уметь вычислять параметры будущего здания, только затем встать во главе стройки. Обладавшего обширными знаниями зодчего стали именовать на манер ученых «доктором».
Задание.
Ответьте на вопросы и запишите ответы в рабочей тетради.
1. Что составляло основу готической конструкции? Запиши определения понятий: крестовый свод, стрельчатая арка, нервюры, контрфорсы, аркбутаны.
Добродетели и грехи
Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII век. National Gallery of Art, Washington
Добродетели, попирающие пороки. Фасад Страсбургского собора. XIII век. National Gallery of Art, Washington
Согласно средневековому христианскому мировоззрению в человеческой душе разворачивается постоянная борьба между пороками и добродетелями. Человек греховен, но может спастись, ведя добродетельную и благочестивую жизнь. На стенах соборов добродетели, пороки, грехи и наказания за них представлены в виде аллегорических фигур, которые показывают, с чем людям следует бороться и какое оружие выбрать для этой борьбы, чтобы в итоге спастись и достичь Царствия Небесного.
Двенадцати благородным девам, олицетворявшим добродетели, отводилось довольно скромное место — на уровне глаз. Проходя мимо, верующий мог их разглядеть и запомнить. Добродетели изображены рука об руку с пороками: рядом с Надеждой мы видим Отчаяние, Вере противопоставляется Идолопоклонство, а Гордыню можно победить только Смирением.
О чем рассказывает фасад готического собора
Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энциклопедия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изображения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по инициативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации. привычные представления о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым расшифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.
Календарь
На архивольтах, откосах и арочных столбах часто можно увидеть изображения календарных циклов и персонификации семи свободных искусств (так в Средние века называли науки, которым обучали в университетах).
Календарь с фасада Амьенского собора. XIII век. Library of Congress Календарь с фасада Амьенского собора. XIII век. Library of CongressОбычай украшать церкви календарями, высеченными в камне, существовал с первых веков христианства. Каждому знаку зодиака соответствовал определенный месяц, а каждому месяцу — тот или иной тип сельскохозяйственных работ. Почти все календарные циклы начинались с января, а зодиакальные знаки — с Водолея, точно соответствуя каждому месяцу. Январь для средневекового человека, как и для человека современного, — месяц, в основном занятый праздниками и отдыхом. Февраль всегда отмечен возобновлением полевых работ, июль — время жатвы и т. д. Известен средневековый английский стишок, где каждый месяц сопряжен с определенным видом работ — он полностью повторяет скульптурный сюжет:
Январь — огонь согревает здесь руки мои;
Февраль — и снова с лопатой на землю пошли;
Март — время посадки растений настало;
Апрель — пение птиц мне послушать пристало;
Май — как птенчик на ветке я легок и весел;
Июнь — убор сорняков на рассвете чудесен;
Июль — движенье косой;
Август — корм животным готовит;
Сентябрь — мой цеп по зерну монотонно проходит;
Октябрь — посев обеспечит едой на весь год;
Ноябрь — а в Мартинов день поросенка забьет;
Декабрь — зимою в сочельник по кружкам вино –
Все это за службу нам Богом дано.
Календарь — это круг времени, который будет повторяться, пока существует мир, то есть вплоть до Страшного суда.
Западный фасад собора
Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годов. Library of Congress Западный фасад собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Фотография 1850–70-х годов. Library of Congress Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. © Carlos Delgado / CC-BY-SA Центральный портал фасада собора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. © Carlos Delgado / CC-BY-SAК первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределения скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была применена на фасаде собора Парижской Богоматери). В тимпане центрального портала изображена сцена Страшного суда. В архивольтах — ангельские чины и 24 старца Апокалипсиса. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов — по шесть на каждом. Апостолы обращены к статуе Христа на центральном столбе. Консоли, несущие скульптуры порталов, почти всегда выполнены в форме скрюченных фигур, и каждый из этих второстепенных персонажей соотносится с главным. Апостолы попирают ногами своих гонителей: святой Петр стоит на консоли, изображающей римского императора Нерона, а апостол Андрей возвышается над Эгеатом. Иногда фигурка-консоль рассказывает о событии из жизни персонажа: например, в Шартрском соборе Валаам стоит на своей ослице.
Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Wikimedia Commons Аллегорическая фигура Церкви cобора Нотр-Дам-де-Пари. XIII век. Wikimedia CommonsМежду центральным и боковыми порталами на контрфорсах иногда помещали аллегорические фигуры Церкви и Синагоги. Церковь, стоящая справа от центрального портала, символизирует Новый Завет; Синагога слева — Ветхий. Голова Церкви увенчана короной, в руках у нее потир и триумфальное знамя. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит, и Нового Завета. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы. Слева от главного портала можно увидеть сцену коронования Девы Марии. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках. Другой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. Так, в тимпане правого портала Амьенского собора изображен святой Фирмин — первый епископ Амьена. На откосах боковых порталов находятся статуи святых, особо почитаемых в конкретном регионе.
Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Biblioth?que des arts d?coratifs Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Biblioth?que des arts d?coratifs Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Biblioth?que des arts d?coratifs Правый портал Амьенского собора с фигурой святого Фирмина. XIII век. Biblioth?que des arts d?coratifsСредневековые теологи постоянно проводили параллели между Ветхим и Новым Заветом, и это видно по фасаду. Двенадцати патриархам и двенадцати пророкам Ветхого Завета соответствуют двенадцать апостолов Нового, а напротив четырех великих пророков — Исаийи, Иеремии, Даниила и Иезекииля — помещаются изображения четырех евангелистов. Это означает, что евангелисты опираются на писания пророков, но видят дальше и гораздо больше.
Искусства и науки
Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум. В тривиум входили, как бы мы сейчас сказали, гуманитарные науки: грамматика, риторика и диалектика. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Она стояла во главе всех учений: только овладев всеми семью искусствами, можно было постичь философию. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Науки изображались в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты. Так, например, Грамматике надлежало держать в руке розги, Геометрии — циркуль и линейку, а сидящей на скамье Музыке — молоточек, которым она ударяла по нескольким колокольчикам.
Гаргульи и другие звери
Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 год. Biblioth?que nationale de France Фигура демона на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, 1935 год. Biblioth?que nationale de FranceО чем рассказывает фасад готического собора
Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энциклопедия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изображения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора привычные представления о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым расшифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.
Статуи
Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX век. На фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции. © Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0 Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX век. На фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции. © Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы располагаются в тимпанах порталов, на откосах, центральном столбе и архивольтах. Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонификации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фасаде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей. Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.
Готическая архитектура
Готическая архитектура развивалась в западной и центральной Европе с конца 12-начало 16 века.
В готическом стиле в основном возводили соборы , религия в тот период была главным рычагом власти, люди нуждались в церкви, собор был самым посещаемым местом в городе ,даже в недостроенном виде люди могли приходить в собор, он был сердцем города.
Разберем основные элементы, которые ввелись в архитектуру.
Важное изменение пришло на каркас здания, в готике он вынесен наружу и удерживает силу расспора.
На картинке показан фасад в разрезе , где мы можем увидеть контрфорс и аркбутан, вместе составляющие конструкцию берущую на себя силу распора .
Контрфорс-вертикаль,принимает на себя силу расспора от сводов несущей стены.Сверху контрфорсов пинакль(башенка, для утяжеления и предотвращения сдвига контрфорса)
Аркбутан-полуарка, которая передаёт силу распора от сводов к контрфорсу(о сводах мы говорили в прошлой статье)
! Также использование крестовых сводов, но с выступающим ребром -нервюрой, которая тоже позволяет облегчить силу расспора.
На самом деле пока писала подумала о том где сейчас в архитектуре можно применить подобные конструкции. можно, но не в таких количествах, в готике каркас здания, это отдельная особенность стиля.
Фронтон , завершающий порталы и арки, остроконечный и декорированный называется вимперг
Четыре стены и их значение
Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл — символизирует спасение и вечную жизнь.
Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.
Четыре стены и их значение
Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.
Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.
Собор как книга
Готические соборы называли Библией для неграмотных. Разглядывая скульптуры, простолюдины узнавали о христианском вероучении. Один из Отцов церкви, Григорий Великий, даже настаивал на необходимости прибегать к изображениям для просвещения неграмотных. А святой Бонавентура говорил о важности визуального образа: «Они [изображения] побеждают невежество простецов, косность чувств и слабость памяти».
С другой стороны, средневековый собор — Библия для грамотных: это Священное Писание, высеченное в камне, и читать его можно по-разному. В средневековом богословии была широко распространена теория множественности смыслов библейского текста. По ней, любой текст Писания, помимо буквального прочтения, имеет как минимум несколько более глубоких и неочевидных смысловых пластов. Скульптурные изображения, как и священный текст, обладали множеством смыслов; прихожане могли трактовать их по-разному — в зависимости от своего социального положения и уровня образования. Так, в календарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик связывал каждый месяц с определенным событием земной жизни Христа, а профессор университета, всматриваясь в незамысловатые изображения трудящихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, — это образ Христа и церкви, чьи члены — четыре евангелиста и двенадцать апостолов.
Автор Анастасия Егорова
Больше материалов про Средние века здесь .
Источники:
Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М., 2008.
Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988.
Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в Средние века. М., 1964.
Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб., 2004.
Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков. М., 2014.
Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Кёльн, 2007.
Auber M. La sculpture fran?aise au Moyen Age. Paris, 1946.
Fergusson G. Signs and Symbols in Christian Art. Oxford, 1961.
Gaborit J.-R. Art gothique. Paris, 1978.
Male E. Medieval iconography. Readings in art History. Vol. I. New York, 1976.
Статуи
Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы располагаются в тимпанах Тимпан — внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архивольтах Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены. . Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов Контрфорс — вертикальная опора, представляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонификации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фасаде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами. . Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.
Читайте также: