Унч трошина доработанный своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 10.09.2024

Эх, жалко пацанов - королевство маловато, разгуляться негде!
Ни ламповых тебе однотактников, ни гераниевых раритетов. Что ещё остаётся пытливому уму неоперившегося меломана?
Разве что брейкануть под японское хокку, да кайфануть для большего эффекта под уханье бумбокса.

На этой странице поговорим об УНЧ на германиевых транзисторах.

Своеобразие германиевого звучания, как правило, сводится к двум устойчивым постулатам:
1. Усилители на германиевых транзисторах отличаются музыкальностью,
2. Звук похож на звук ламповика.
И если первый пункт у меня возражений не вызывает, то со вторым мнением коллег позволю вежливо не согласиться - не похож, абсолютно разное звучание.

Электрофон сетевой транзисторный "Вега-101-стерео" с усилителем на германиевых транзисторах, выпускаемый Бердским радиозаводов с начала 1972 по 1982 год, заложил в головы современников основы понимания того, каким должен быть высококачественный стереофонический звук.
Время шло, появлялись на свет и более продвинутые вертушки с магнитными звукоснимателями, и значительно более мощные УНЧ на кремниевых транзисторах с незаурядными характеристиками.
Однако душещипательные воспоминания о том, как звучали в конце 70-ых простенькие Веги с их примитивной схемотехникой открыли историю ожесточённой борьбы человечества с феноменом транзисторного звучания.

А теперь обещанные схемы.

Схема усилителя мощностью 1,5Вт


Рис.1 Схема усилителя мощностью 1,5 Вт

Номинальная мощность усилителя при коэффициенте гармоник на частоте 1000Гц менее 0,1% - 1 Вт, максимальная - 1,5Вт, чувствительность по входу - 0,2 В.
Усилитель сохраняет работоспособность при понижении напряжения питания до 9В.
Подбором номинала резистора R8 устанавливается значение напряжения на эмиттерах выходных транзисторов, равное половине напряжения питания.
Подбором номинала резистора R2 устанавливается значение напряжения на коллекторе транзистора V1, равное половине напряжения питания.

Схема однотактного усилителя класса А


Рис.2 Схема однотактного усилителя класса А

Схема, приведённая на Рис.2 - для эстетов, желающих порадовать свой слуховой аппарат ни с чем не сравнимым звуком однотактного усилителя, работающего в чистом режиме А.
Для настройки усилителя следует подбором номинала резистора R9 установить ток покоя выходного транзистора - 150мА.

Схема германиевого усилителя мощностью 10 Вт


Рис.3 Схема германиевого усилителя мощностью 10 Вт

На рис.3 показана принципиальная схема универсального усилителя НЧ, собранного на девяти транзисторах и развивающего выходную мощность до 10 Вт при сопротивлении нагрузки 4 Ом и входном напряжении около 10 мВ.
При налаживании устройства подстроечным резистором R2 устанавливают выходное напряжение в точке соединения транзисторов VT8 и VT9 равным половине напряжения питания.



Рис.4 Схема мощного усилителя на германиевых транзисторах

Схема более мощного усилителя приведена на Рис.4. Усилитель рассчитан на подключение электрогитары и микрофона, но может быть использован также совместно с проигрывателем, магнитофоном или радиоприёмником.
Основные технические данные, приведённые автором:
Номинальная выходная мощность - 30 Вт.
Максимальная выходная мощность - 40 Вт.
Сопротивление нагрузки 3,5-5 Ом.
Полоса рабочих частот 30-16000 Гц.
Коэффициент нелинейных искажений - не более 1,5%.
Чувствительность с выхода микрофона - 10 мВ.
Чувствительность с выхода электрогитары - 0,1 В.
Напряжение 15 В на коллекторе транзистора Т10 устанавливают резистором R19.
Ток покоя всего усилителя не должен превышать 170 мА.



Рис.5 Схема простого и мощного усилителя на германиевых транзисторах DTG110B


Рис.6 Схема усилителя на транзисторах П-210

Честно говоря, я не сильно понимаю, каким образом транзисторы П210А с Uкэ max = 65 В будут нормально и надёжно работать в устройстве с напряжением питания ± 40 В. Однако есть такая схема и есть такой автор, и слов из песни не выкинешь, и не пропьёшь талант, тем более, что в материальной жизни этот усилитель существует и наверняка кого-то радует красивым и мощным германиевым звуком.
Ладно, едем дальше.

Рис.7 Усилитель мощностью 30Вт на ГТ806

«Выходная мощность этого усилителя 30 Вт при сопротивлении нагрузки акустических систем 4 Ома, и примерно 18 Вт при сопротивлении нагрузки 8 Ом.
Напряжение питания усилителя (U пит) двухполярное ±25 В;
Диапазон рабочих частот 20Гц…20кГц:

Транзисторы МП40А можно заменить на транзисторы МП21, МП25, МП26. Транзисторы ГТ402Г – на ГТ402В; ГТ404Г – на ГТ404В;
Выходные транзисторы ГТ806 можно ставить любых буквенных индексов. Применять более низкочастотные транзисторы типа П210, П216, П217 в этой схеме не рекомендую, поскольку на частотах выше 10кГц они здесь работают плоховато (заметны искажения), видимо, из-за нехватки усиления тока на высокой частоте.

Площадь радиаторов на выходные транзисторы должна быть не менее 200 см2, на предоконечные транзисторы не менее 10 см2.
На транзисторы типа ГТ402 радиаторы удобно делать из медной (латунной) или алюминиевой пластины, толщиной 0,5 мм, размером 44х26.5 мм.

Настройка правильно собранного из исправных элементов усилителя сводится к установке подстроечным резистором тока покоя выходного каскада 100мА (удобно контролировать на эмиттерном резисторе 1 Ом – напряжение 100мВ).
Диод VD1 желательно приклеить или прижать к радиатору выходного транзистора, что способствует лучшей термостабилизации. Однако если этого не делать, ток покоя выходного каскада от холодного 100мА до горячего 300мА меняется, в общем-то, не катастрофично.

Я никогда не ставил в выходные каскады УМЗЧ высокочастотные транзисторы ГТ806, однако знаю, что при их использовании порой возникают сложности, связанные как с устойчивостью усилителя, так и с надёжностью изделия, связанной с внезапными отказами транзисторов.
Такого же мнения придерживается и Жан Цихисели, который для звуковых целей рекомендует использовать следующий ряд германиевых транзисторов (из числа отечественных): П201, П202, П203, П4, 1Т403, ГТ402, ГТ404, ГТ703, ГТ705, П213-П217, П208, П210.

МОИ УСИЛИТЕЛИ НЧ


1. Вперёд, в прошлое!

Замыслив материал на означенную тему, я первоначально хотел начать излагать её с азов. Не забираясь в дебри, конечно.
Однако после некоторого осмысления возможной перспективы пришёл к выводу, что это совершенно ни к чему.

В сети имеется громадное количество информации на эту тему, и каждый второй стремится учить других. И именно с азов. Я, как преподаватель более чем с 30-летним стажем, заявляю:
1) вообще НЕТ такого количества желающих учиться чему бы то ни было;
2) вряд ли найдётся столько желающих учиться что-то ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ;
3) совсем уж не найти такого количества МОЛОДЫХ РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ.

Я просто расскажу о том, как и какие УНЧ я делал, что мне в них понравилось, а что – нет, какие проблемы возникали, и как я их решал.
Короче: ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ!


2. Вначале была ЛАМПА

Конструкция заработала, по-моему, с первого раза безо всякой настройки. Музыка с грампластинок зазвучала значительно громче. Для меня в тот момент это было важнее, чем качество. Но особо сильных искажений я, помнится, не услышал. Каково же было моё удивление, когда я подал сигнал с радиотрансляционной линии! Я вытащил приставку на улицу и зимними морозными вечерами наслаждался качественным громким звуком. А как приятно светились в темноте лампы 6П3С тёплым оранжевым светом. Синеватое свечение высоковольтной плазмы меняло свою интенсивность в такт громкости! Fantastisch! – рис. 4.



Следующий аппарат, который я хотел собрать – это радиограммофон : схема на рис. 5 из той же книги.
Кенотронный выпрямитель я заменил полупроводниковым мостом на диодах Д7Ж, трансформаторы взял от какого-то старого приёмника. От него же использовал ЭПУ с моторчиком на 110 В. Жаль, конечно, что пришлось разобрать для этого раритетный приёмник, но он был нерабочим, а детали были остро необходимы.
Схема работала, но дальше монтажной панели дело не пошло: наверное, не было времени или материалов сделать корпус.

На рис. 6. представлена схема однотактного УНЧ мощностью 5 Вт (опять же, с моими пометками). Мой предыдущий опыт показывал, что 5 Вт для одной комнаты в доме – мощность вполне достаточная.
Над этим усилителем я трудился долго. Причём, основная часть времени ушла именно на создание корпуса, который был изготовлен из самого доступного для меня материала – фанеры. Лобзиком и ножовкой я работать умел. В качестве морилки использовал раствор марганцовки, затем сушил и покрывал бесцветным нитролаком. В блоке питания я применил сборку АВС 120х270, вместо дросселя – мощный резистор. Трансформаторы – от предыдущей конструкции. Выходную лампу пробовал 6П6С и 6П3С, но не помню, с какой он работал качественнее.

Далее цитирую:
«При проведении различных военных учений и спортивных сорев­нований широко применяются мегафоны — специальные устройства, усиливающие громкость звучания человеческого голоса. Описывае­мый простой мегафон с выходной мощностью до 1 Вт может быть использован в военных и спортивных играх пионерского отряда. На рисунке приведен внешний вид мегафона, состоящего из основного устройства, заключенного в фанерный корпус с внешними размерами 80X140X200 мм, и выносного микрофона с кнопкой включения питания. Внутри корпуса размещены усилитель с батареей питания и громкоговоритель. Усилитель соединен с микрофоном и кнопкой гибкими проводниками длиной 80 см. Корпус снабжен ремешком для переноски мегафона на груди или боку.
Принципиальная схема. Согласно принципиальной схеме, мегафон включает микрофон, усилитель низкой частоты на двух транзисторах различной проводимости малой мощности Т1, Т2 и одном транзисторе средней мощности. Непосред­ственно в коллекторную цепь Т3 включен динамический громкогово­ритель Гр. Усилитель питается от батареи Б напряжением 9 В. Так как он потребляет большой ток (до 600– 800 mА при работе с максимальной мощностью), то батарея включаемся кнопкой Кн только непосредственно при подаче команд.
Особенностью принципиальной схемы усилителя является приме­нение транзисторов различной проводимости (Т1: р-n-р, Т2:n-р-n, Т3:р-n-р). Это позволило обойтись без переходных межкаскадных электролитических конденсаторов и упростить цепи смещения. Режимы работы всех трех транзисторов устанавливаются подбором резистора R1. Кроме того, использование транзистора средней мощно­сти дало возможность включить громкоговоритель непосредственно в коллекторную цепь транзистора Т3, что позволило обойтись без трансформатора и повысить выходную мощность.

Я собрал мегафон на гетинаксовой плате, жёстко соединив детали лужёным медным проводом. Плату, динамик, батареи поместил в самодельный фанерный корпус, на нём же установил кнопку. В качестве микрофона применил телефон ТОН-2 с сопротивлением катушек около 1,5 кОм. Мегафон заработал без наладки, но, как справедливо отмечалось в статье, ни для каких других целей он был непригоден. Качество звука было отвратительное.



Схема усилителя имелась на внутренней стороне нижней крышки – фото 11.

Для усилителя я всё-таки изготовил две колонки, причём, самостоятельно собрал динамические головки и отцентрировал диффузоры – фото 12 (это я - ещё шибко молодой).

Отремонтированный и модернизированный 90У-2 служил мне довольно долго. Даже в институте на танцах я применял его!


Надо отметить, что кроме УНЧ я интересовался и делал:
Электрогитару (фото 14 - это тоже я ещё молодой),
различные приставки для гитары,
блоки питания,
цветомузыкальные приставки,
автоматы световых эффектов,
а также миноискатели,
схемы управления электродвигателями,
устройства с фотодатчиками (фототир, например),
различные тиристорные регуляторы,
простые радиопрёмники… и др.


Примерно в сентябре-октябре 1978 года я снова вернулся к ламповому КИНАПовскому усилителю, решив встроить в него простенькую транзисторную ЦМУ. На этот раз я использовал маломощный усилитель от школьного кинопроектора (фото 15), в котором выполнил те же самые операции (фото 16), что и раньше в более мощном.

Х – удаление
V – замена
Усилитель, показанный здесь, также является одним из моих раритетов. Загляните в РАДИОмузей.


4. И всё-таки – транзистор!
Я не имел достаточного количества различных и современных (по тем временам) кремниевых транзисторов, поэтому искал схему качественного и мощного УНЧ на транзисторах германиевых. И хотя в моём распоряжении были П210, я выбрал схему на транзисторах средней мощности типа П214. На фото 17 показаны уже готовые блоки этого УНЧ: предварительный усилитель и темброблок, усилитель мощности и выходные транзисторы на радиаторах, стабилизатор с защитой.
Я сам разработал все печатные платы и впервые применил технологию вырезания непроводящих участков. В дальнейшем я часто использовал именно этот метод при изготовлении печатных плат, стараясь (при разработке) делать токоведущие части только прямыми.
Усилитель я собрал в корпусе из листового дюраля, одна сторона которого была покрыта лаком (продавались одно время такие наборы, где были металл, пенопласт и дерево). На передней панели я разместил регуляторы громкости и тембра, стрелочный индикатор выхода (от магнитофона), который подсвечивался лампочкой (индикатором включения), выключатель питания; на задней панели – гнёзда входа/выхода. До настоящего времени у меня сохранились лишь несколько дюралевых листов корпуса. Усилитель работал на нагрузку 4 Ом, которая представляла собой кубическую колонку с четырьмя широкополосными динамиками. По моей субъективной оценке, аппарат развивал на выходе 6-8 Вт. УНЧ работал на некоторых моих, общешкольных и других мероприятиях.


Блоки, использованные мною, выделены на схеме цветом – рис. 18.

Позднее я сделал ещё один моноусилитель, который сохранился и по сей день в рабочем состоянии – фото 20.

Я перерыл все брощюры "В помощь радиолюбителю", все журналы "РАДИО", но так и не нашёл его схемы.
Недавно (в январе 2014 года), когда я готовил "Антологию транзисторных УНЧ" по материалам журналов "РАДИО" (1955-2013), всё-таки ОБНАРУЖИЛ схему этого усилителя в "РАДИО" №9 за 1973 год, стр. 56, Г. Крылов, "Широкополосный УНЧ". Наверное, у меня не было транзисторов, рекомендованных автором, и я заменил их подходящими, исходя из рекомендаций "Чем следует руководствоваться при замене транзисторов в УНЧ" ("РАДИО" №10, 1976, стр. 63).

У меня: Т1-Т3 МП21, Т4 П701, Т5-Т6 2Т908. К сожалению, силовичок я использовал слабоватый, поэтому
заявленной в статье мощности усилитель не развивает. Но работает действительно качественно.


Окрылённый успехом, я сделал второй канал. На фото 23 показаны блоки усилителей мощности для стереоУНЧ. Я уже не помню, зачем стремился уменьшить габариты печатных плат – ведь передо мной не стояла задача миниатюризации.

В реальной конструкции я использовал радиаторы, конечно, гораздо более мощные.



схема --> печатная плата --> монтаж.
Печатную плату я сделал по-своему сразу на два канала. Предварительный УНЧ с темброблоком расположены на отдельной плате.

ССЫЛКИ:

Радиограммофон – это аппарат для пригрывания и воспроизведения грампластинок с помощью встроенного УНЧ и динамика.

Голунчикова (по ссылке) стоят 2х 10ГД-36 (10ГДШ-1) - Да, у них выше КПД т.к. чуйка высокая. Но НЧ от них получить сложно. Далее вы говорите про замену чего-то на 75ГДН. Если 75ГДН будет с 10ГДШ в одном объеме - он его просто выплюнет. Так что вы всё-таки определились бы с концептом, пока платы не разведёны и доски целы

Сударь! Вы не внимательны. Я говорил что заменю два на один 75гдн-4 и просил помочь мне советом с оформлением его в ТОРНАДО, с сохранением размеров ящика НЧ секции.
Если это возможно, подскажите как.
Вот эта выдержка: Ящик, ААС, устроены примерно по такому принципу: http://samakustika.ru/gromkogovoritel-s-povyshennym-kpd/( на ссылке первоисточник) если любопытно, около 96 литров.
Это НЧ звено. Хочется, не меняя катастрофически размеры, решить его в стиле ТОРНАДО.
Возможно ли "забить" всё свободное место телом ТОРНАДО, использовать оформление сходное с СЧ звеном? Торнадо без резонатора, в плотную с динамиком?
. И один в поле воин.


Мерьте параметры (полные ТС), создавайте ветку "Торнадо на . " и вперед.
Я мерил подобные динамики, но у меня большой разброс получался. Пока не готов повторять эксперименты. Через месяцок-другой - может быть.

Не стоит так категорично. Мне всегда приятно поговорить со знающими.
Вопрос остался: Возможно ли :
Взять секцию СЧ из Голунчикова, в ящик, где две СЧ головки в первоисточнике работают в ЗЯ и задемпфированы ватой ,сделать ТОРНАДО без резонаторной камеры? выхлоп вывести назад, на заднюю стенку.
Я предполагаю, пропеллер следует изготавливать на каждую головку отдельно; слои пропеллера следует делать прямоугольной формы, чтобы заполнить объём ящика.
Изготовить ТОРНАДО в ящике НЧ секции с выхлопом на переднюю деку;
75ГДН внизу а выхлоп над ним?
Что для того чтобы это получилось , кроме ящика, размеры которого я бы не хотел менять радикально, нужно?
Замеры динамика я уже приводил.
Помогите советом, знающие.
С уважением, Андрей.

Вы выложили СТРАШНЫЙ концепт со всякими ссылками, в разделе "усилители" - вот эту страхолюдину все и обсуждают

САМ боюсь! Но глаза боятся а руки делают.
С электроникой я разберусь, а вот АКУСТИКА.
За тем и пришел.
Замеры динов есть. Нужны лишь рекоменды для воплощения Торнадо в моём случае.
В СЧ и НЧ секции.


В качестве усилителя для СЧ и ВЧ динамиков выбрал схему нашего соотечественника Дорофеева. Только схему переделал на современные компоненты, получилось очень дешево, просто и со вкусом, но об этом чуть позже)
Усилитель B класса отличается отсутствием тока покоя выходного каскада ( ну почти).

Из википедии: "Предельный КПД идеального каскада в режиме B на синусоидальном сигнале равен 78,5 %[15], реального транзисторного каскада — примерно 72 %. Эти показатели достигаются только тогда, когда выходная мощность P равна максимально возможной мощности для данного сопротивления нагрузки Pмакс(Rн). С уменьшением выходной мощности КПД падает, а абсолютные потери энергии в усилителе возрастают. При выходной мощности, равной 1/3 Pмакс(Rн), потери реального транзисторного каскада достигают абсолютного максимума в 46 % от Pмакс(Rн), а КПД каскада уменьшается до 40 %. С дальнейшим уменьшением выходной мощности абсолютные потери энергии уменьшаются, но КПД продолжает снижаться" Смысл прост — чем больше наваливаешь, тем меньше греется ( тоже почти).

Вот набросал схему, все просто:


В мультисиме он показывает очень достойные характеристики


Тут же развел печатку на скорую руку с питанием от сети 220в



Конечно выявил много косяков, но уже позже, цоколевка транзисторов не совпадала, да и ОУ пришлось заменить на менее прожорливую NE5532

Читайте также: