Уголок уединения в детском саду оформление своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.09.2024

Автор: Шапошникова Светлана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 370
Населённый пункт: г.Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе"
Раздел: дошкольное образование

«Уголок уединения, как условие

создания позитивного

психологического климата

Автор составитель:

Шапошникова Светлана Владимировна,

Старший воспитатель МОУ Детский сад № 370

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Информационная карта проекта . 3

Актуальность проекта . 4

2.1. Концепция проекта . 4

2.2. Нормативные требования к организации развивающей предметно -

пространственной среды в МОУ . 5

2.4. Требования к оформлению уголка уединения по ФГОС ………………. 8

2.5. Паспорт уголка уединения ………………………………………………. 8

2.7. Технология проекта и этапы реализации плана

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Уголок уединения, как условие создания позитивного

I. Авторы проекта:

Авторы проекта: Шапошникова Светлана Владимировна, Поч?тный работник

общего образования, старший воспитатель высшей квалификационной категории

МОУ Детский сад № 370

Участники (исполнители) проекта:

педагоги, родители средней группы МОУ

Детского сада № 370 Красноармейского

Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный

Сроки реализации проекта: июнь-сентябрь 2018г.

Цель проекта

Обеспечение детям психологического комфорта в группе ДОУ посредством

создания специального уголка уединения, или зоны релакса.

Задачи проекта

Научить реб?нка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме,

способам обрести уверенность в себе.

Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.

минимуму возможные ссоры в детском коллективе.

II. Актуальность проекта

1. Введение ФГОС ДО;

2. Изменение существующей развивающей предметно-пространственной среды в

соответствии с новым пониманием образовательного процесса;

среду необходимо изменить в соответствии с новым пониманием образовательного

2.1. Концепция проекта (с уч?том ФГОС ДО)

Согласно ФГОС ДО:

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного

возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для

вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает: наличие

в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,

уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,

обеспечивающих свободный выбор детей;

Реб?нок постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей,

настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного

Содействовать этому должна развивающая среда.

групповой комнате особое место, где

негативные эмоции. Называется такая

зона уголком уединения (или, согласно

совместно с родителями мы:

П. 3 пп. 3.3, Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального

России 14.11.2013 № 30384) //Российская газета. -2013. -25.11 (№ 265).

педагогов дошкольных учреждении;

Изучили интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы;

Составили перечень необходимых материалов и оборудования исходя из

принципа необходимости и материальных возможностей;

Привлекли родителей к изготовлению «уголка уединения.

2.2. Нормативные требования к организации развивающей предметно -

пространственной среды в МОУ.

требования следующих документов:

Федерации в связи

Минобразования России от

педагогической ценности игр и игрушек'

экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений

2.3. Описание проекта

Организация пространства

Для детей 4-5 лет необходимо достаточно большое пространство в группе для

организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по

педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь

именно это и лежит в основе развивающего обучения.

ведущую роль игровой деятельности в развитии, которая обеспечит эмоциональное

различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного

обучения и воспитания.

В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения

— облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и

привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к

игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.

Научить реб?нка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме,

коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.

способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску

иллюстрации различных эмоциональных переживаний.

Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.

минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок

примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу

скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, вед?т себя

агрессивно, обижает других детей).

чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и

как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

В итоге мы определились во мнении - Как оформить центр уединения в

лучшее, трансформируемое и вариативное

конструкция. Место маленького круглого

трансформироваться в сказочную пещеру,

подводное царство и т. д.

Из чего сделать каркас для уголка уединения

Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.

Ткань можно украсить бумажными цветами, зв?здочками, бабочками, смайликами

Как может выглядеть уголок уединения

Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать

неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.

кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться

агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра,

ширмы, палатки и т. д. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание

напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

2.4. Требования к оформлению уголка уединения по ФГОС

Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и

спокойствия реб?нку да?т именно миниатюрный домик, шат?р или палатка).

освещение должно быть приглуш?нным.

На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант

кресло), приветствуются мягкие модули.

Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не

только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть),

побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.

периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют

постоянно: это да?т реб?нку ощущение стабильности.

При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные

особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также

должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы

острые и легко бьющиеся предметы.

2.5. Паспорт уголка уединения

Название уголка уединения: Вигвам.

Цели организации уголка уединения: обеспечение детям психологического

Научить реб?нка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме,

способам обрести уверенность в себе.

Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.

минимуму возможные ссоры в детском коллективе.

имеющегося в уголке оборудования

взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

Три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

помощью ряда предметов:

корзина, сундук и т. п.). Это красиво

ч?рным фоном) с крышкой,

в котором реб?нок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш

выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не

конфликт, мирятся. Для аналогичных

целей можно использовать трубочку

каждый со своей стороны, во втором

замечает, что малыш не в духе, то

предлагает ему сесть в уголке перед

отражение и улыбнуться.

наружу отрицательные эмоции.

Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, реб?нку предлагается

покричать в такую кружку.

предварительно кулачки и собрав в них

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления воспитанников могут использоваться:

мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно

добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек

присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).

Красивый настольный фонтан, водопад.

Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В

делать это самостоятельно.

Музыкальные игрушки (например,

шкатулка), игрушки, издающие звуки (для

семейными фото (интересно разглядывать

изображениями любимых героев сказок и

Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

(наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

Коллекции морских ракушек, магнитов.

цвета и фактуры.

мишура. Когда ?мкость переворачивается,

наблюдение за этим успокаивает нервную

пластилин, цветное тесто).

помогают развивать мелкую моторику.

Предметы для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие реб?нку лучше понять

стороне которого изображена определ?нная

эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую

он чувствует в данный момент или хотел бы

и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим

настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу

(желательно мягкую тряпичную).

пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого

зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Образовательные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть

целую игру. Вс? здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя.

Мы выделили основные направления:

какой-то реб?нок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему

поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая

их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно два поссорившихся

реб?нка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.

дошкольнику научиться при?мам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду "Уголок уединения". Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.

в детском саду уголок уединения

Назначение "Уголка уединения" в детском саду

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.

Таким образом, "Уголок уединения" в детском саду помогает решить следующие психолого-педагогические задачи:

  • сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
  • помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам;
  • создать в детском коллективе положительный микроклимат;
  • предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Рекомендации по оформлению

В детском саду "Уголок уединения" должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит в этой зоне. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика.

Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею.

Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть "окошко" - для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.

Как сделать "Уголок уединения" в детском саду? Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.

уголок уединения в детском саду своими руками

Идеи оформления

"Уголок уединения" в детском саду своими руками можно сделать, например, в виде "сказочного шатра", "домика гномика", "волшебной пещеры", "солнечной комнаты".

Предлагаем простые и доступные способы изготовления такой игровой зоны:

  1. Отгородить один угол групповой комнаты с помощью портьеры, прикрепленной на карниз. По желанию можно украсить ткань, например, звездами, цветами, смайликами.
  2. Сделать уголок можно из фабричной детской палатки. На пол следует положить матрац соответствующего размера, много декоративных подушек.
  3. Можно построить полноценную конструкцию. Так, каркас изготавливается из пластиковых труб. Затем он обшивается тканью, украшается отделкой.

В зависимости от предпочтений малышей группы можно изготовить комфортный тематический "Уголок уединения" в детском саду. Фото, представленное ниже, демонстрирует зону личного пространства в виде "шатра принцессы".

уголок уединения в детском саду: фото

Наполнение уголка

Важной составляющей такой зоны отдыха является ее наполнение. Так, "Уголок уединения" в детском саду должен содержать игры, направленные на снятие психологического напряжения, дидактический материал, массажеры. Подробнее рассмотрим ниже.

Игры для психологической разрядки

Так, в детском саду "Уголок уединения" должен содержать различные материалы, направленные на разрядку скопившейся негативной энергии у малыша. Например, это может быть мягкая детская боксерская "груша", специальная подушка с грустным смайликом, коробочка, в которую можно рвать бумагу, барабан, игрушечные громкоговорители. Наполнение выбирается в зависимости от возможностей ДОУ и поставленных конкретных целей.

Игры для повышения настроения

"Выпустив пар", малышу нужно успокоиться, зарядиться положительной энергией. Поэтому центральное место в такой зоне занимает комфортный диван с подушками. Рядом можно поставить небольшой столик для настольных игр. Кроме того, в детском саду "Уголок уединения" может содержать следующие предметы:

  • сенсорные подушечки и другие игры для развития мелкой моторики (например, сортеры, игры-вкладыши, коробочки с крупами, кинетический песок, массажные шарики);
  • фотоальбомы;
  • материалы для развития и творчества (карандаши, фломастеры, бумага, книги);
  • "коробочка пожеланий" для детских рисунков;
  • куклы, с которыми малыш может поделиться своими "секретами";
  • игрушечный телефон для "звонков маме".

Рекомендуется, чтобы в такой зоне звучала успокаивающая музыка (звуки природы).

уголок уединения в детском саду: оформление

Дидактические игры

Общеразвивающие материалы направлены на отвлечение ребенка от негативных мыслей. Можно предложить разместить в такой зоне отдыха следующие дидактические игры:

  • "У кого какое настроение?"
  • "Дорисуй смайлик".
  • "Собери пазл".
  • "Наши эмоции" и другие.

Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения - для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.

уголок уединения в детском саду

Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду "Уголок уединения". Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет - педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.

Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

  • В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
  • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
  • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
  • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
  • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста

Из чего сделать каркас для уголка уединения

Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:

  • Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
  • Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
  • Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.

Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

Правила оформления уголка уединения по ФГОС

ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

  • Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
  • Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
  • На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.
  • Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
  • Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
  • При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
  • Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Паспорт уголка уединения

На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

Наполнение уголка уединения в детском саду

Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.


Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

Уголок уединения- это место для покоя и отдыха, личных секретов и фантазий. Это место, где можно вспомнить свою семью, погрустить и подумать, успокоится и расслабиться.

Целью данного конкурса является создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Исходя из поставленной цели данный конкурс решает следующие задачи:

1. Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;

2. Привлечение родителей к организации образовательной среды для детей в группах дошкольной организации.

3. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды.

Среди основных критериев оценки уголков уединения были такие, как:

- наличие в группе зоны для психологической разгрузки;

- наличие материала для снятия агрессии;

- наличие материала для саморегуляции;

- наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей безконфликтному общению;

- наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;

- наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;

- эстетичность оформления психологического уголка;

-креативность и оригинальность в оформлении уголка;

-экологичность и безопасность используемых материалов;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований;

- презентация уголка уединения педагогами группы;

- рассказ детей о уголке уединения.

Каждая вещь, представленная в уголках, несет определённую функцию и значение. Так, например, на мягкие красивые подушки ребёнок всегда сможет прилечь и отдохнуть; массажные мячики хорошо снимают мышечное напряжение, а игрушки-мякиши позволяют детям успокоится и расслабиться; калейдоскопы непременно повысят настроение, а мягкие игрушки-обнимашки станут верным другом ребенку.

Для подведения итогов смотра-конкурса было сформировано жюри в составе:

Председатель жюри – заведующий Искандырова Т.А.

Зам.зав по УВР Домнина А.Е.

Педагог-психолог Мальтиникова Н.П

Педагог-психолог Севрюгина Е.А.

Стоит заметить, что все уголки уединения были оформлены замечательно, и жюри предстоял непростой выбор. Но тем не менее, по мнению компетентного жюри, места распределились следующим образом:

I место – группы №7, №12, №5, № 2





II место - группы №10, №6

III место - №1, №8, №9




Поздравляем победителей.

И выражаем благодарность нашим детям, родителям и педагогам за поддержку идеи конкурса,

творческие мысли, изготовление нестандартного игрового оборудования, любовь к детям и детскому саду!

Читайте также: