Удочка для микрофона своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 09.09.2024

Слишком сильная направленность может оказаться таким же недостатком, как и слишком слабая. У кардиоидных микрофонов, используемых на сцене и в студиях звукозаписи, диаграмма направленности слишком широкая; у узконаправленных микрофонов очень велико различие между уровнями звука по оси и уровнем сбоку и сзади. Если микрофон расположен близко к потолку, отражения от поверхности придают звуку нежелательную окраску. Профессионалы обычно выбирают относительно небольшой суперкардиоидный микрофон с очень плавной диаграммой направленности типа Schoeps MK 41 или же качественный коротконаправленный микрофон типа Sennheiser MKH 416 или MKH 60. Такие микрофоны стоят $1300–1900 и вполне оправдывают свою стоимость (обеспечивают звук высокого качества, допускают самые разнообразные варианты размещения). В большинстве крупных городов США их можно взять напрокат по цене всего $25 в день или $100 за неделю. Как правило, фирмы, сдающие напрокат звуковое оборудование для кинопроизводства, более умеренны в своих ценах на аренду микрофонов, чем компании, предоставляющие напрокат видеотехнику, поскольку первые лучше понимают, сколько может прослужить хорошее аудиооборудование.
Приличный электретный коротконаправленный микрофон производства Audio Technica, Beyerdynamic, Sennheiser или Sony можно купить за $300–500. Кроме уровня шумов (что определяет, насколько близко от актеров должен находиться микрофон), эти устройства отличает от их более дорогих аналогов большая чувствительность к отражениям и к шумным членам съемочной команды. Но, если такие микрофоны использовать аккуратно, вы получите хорошую фонограмму. Независимо от того, насколько качественный микрофон вы выберете, техника его использования будет одна и та же.
Выбрав микрофон, подберите подходящий ветровой экран. Черный поролон, с которым поставляются некоторые микрофоны, не обеспечивает достаточной защиты при записи на ветру. Вам понадобится жесткий сетчатый ветровой экран с поролоновым покрытием для работы на воздухе. Общепринято использовать экраны производства фирмы Rycote. Комплект стоит около $350, но его можно недорого взять напрокат (иногда в комплекте с удочкой и микрофоном).
Ну и конечно, вам потребуется микрофонная удочка, или стойка. Она действительно необходима — длинной пластиковой ручки от малярного валика или швабры тут недостаточно.
Профессиональная удочка при малом весе очень жесткая. Она не прогибается под тяжестью микрофона, установленного на ее конце, и оператору будет легче удерживать ее в ходе съемок. Трехметровая металлическая удочка Gitzo весит меньше 900 г, а трехметровая углепластиковая Van den Bergh — всего 370 г!
Делают удочки матово-черными. Освещения в павильоне вполне достаточно и без сверкающего куска металла или пластика в полуметре от головы актера. Муфты профессиональной удочки при выдвижении надежно фиксируются. Это важно. Если ручка от швабры поскрипывает при движении, это никого не волнует, но даже самый слабый звук, издаваемый микрофонной удочкой, будет записан вместе с диалогом.

Как работать с удочкой
Основная идея проста. Держите микрофон над актером спереди него, направив на рот. Подберитесь как можно ближе, не попадая в кадр. Дистанция больше полуметра уже может оказаться слишком большой, если только вы не работаете в хорошо спроектированной студии. Даже лишних 5 см могут сильно влиять на качество звука. Слушайте и смотрите внимательно. Если вы подойдете к артисту сбоку, вам трудно будет понять, находится ли микрофон прямо перед ним или слегка в стороне.

pict3.jpg (33287 bytes)
Рис. 3. Не раздвигайте удочку до упора, чтобы она была более жесткой
pict4.jpg (107027 bytes)
Рис. 4. Крис О'Доннелл показывает, как правильно держать удочку
над головой и на уровне груди

На рис. 4 опытный оператор микрофонов Крис О'Доннелл (не тот Крис О'Доннелл, который снимался в фильмах про Бэтмана) показывает, как держать удочку над головой. Обратите внимание — большая часть нагрузки приходится на одну руку, которая вытянута почти прямо. Другая рука придерживает удочку за самый конец, нагрузка на нее невелика, и ею можно легко двигать. Это позволяет управлять удочкой, не уставая. Крис достаточно высок и при некоторых съемках может держать стойку на уровне груди. Правила здесь те же: одна рука ставится жестко и вертикально, чтобы на нее приходилась большая часть веса, а другая обеспечивает наведение. Такая поза менее утомительна, чем с удочкой над головой, поэтому часто стоит залезть на ящик или лестницу.
На обеих фотографиях оператор придерживает кабель у конца удочки, не позволяя ему свисать. За кабелем надо следить, потому что оболочка, скользя по стойке, производит шум. На поясе у Криса висит пара колец кабеля; при неожиданных движениях они не дают кабелю провисать и волочиться по земле.
Крис обычно оборачивает кабель вокруг удочки. В Голливуде предпочитают модели, в которых кабели проходит внутри удочки. Неважно, какой вариант выбрать, главное, чтобы кабель не провисал и не раскачивался, когда вы перемещаете удочку. Если кабель расположен внутри удочки, оберните его несколько раз вокруг пальца на выходе, чтобы поддерживать некоторое натяжение.

pict5.jpg (100039 bytes)
Рис. 5. Резиночка для волос в действии. Она не только удерживает кабель, но и указывает, что микрофон направлен вниз

Надо защитить кабель от перегибания в месте его соединения с микрофоном. На рис. 5 показан конец удочки, в которой нужная защита достигается при помощи резиночек для волос. Можно использовать и скотч. Если кабель проходит внутри удочки, оставьте петлю у микрофона для его защиты на случай, если что-то пережмет кабель внутри.

Работа с перспективой
При съемках общих планов вам придется отодвинуть удочку дальше от актера, чтобы она не попала в кадр. Это изменяет соотношение прямого и отраженного звука, и микрофон запишет относительно больше эха от комнаты. До некоторой степени это приемлемо: на общем плане актеры от нас дальше, и, как в реальной жизни, эхо от удаленного источника должно быть больше, чем от близкого (даже в небольшой комнате). При переходе к крупному плану микрофон надо держать так, чтобы эхо было слабее.
Если план крупный, но не захватывает много пространства вокруг головы актера, микрофон можно держать по-прежнему близко к актеру. В таком случае можно записать больше эха, подняв микрофон или направив его в сторону пола.
Эффекты перспективы не всегда очевидны, и с ними не стоит экспериментировать во время ответственных съемок. Потренируйтесь заранее, имея в виду следующее:
— эффекты не должны быть сильными, чтобы не отвлекать зрителя;
— громкость речи каждого действующего лица во время сцены должна оставаться постоянной. Отодвигая микрофон, вы записываете меньше голоса, и это надо компенсировать, повышая уровень записи;
— если вам неясно, как поступить, расположите микрофон как можно ближе к актеру и отложите решение до постпроизводственного периода. К уже записанной дорожке нетрудно добавить эхо, а вот убрать его из готовой записи практически невозможно.

Сложные ситуации
Если места над актером нет или слишком много его должно попадать в кадр, попробуйте разместить микрофон под нижним краем кадра, направив его вверх. Такое расположение микрофона требует более тесного взаимодействия с остальными членами съемочной команды. Источники посторонних звуков могут оказаться ближе к микрофону, чем рот актера, поэтому все движения надо свести к минимуму. Оператор камеры может наклонить ее вниз или сделать отъезд, и об этих перемещениях вам лучше знать заранее.
Позиция оператора прямо перед актером с микрофоном, расположенным параллельно полу, редко оказывается удачной. Вам придется находиться на значительном расстоянии, чтобы не попадать в кадр. Эхо и голоса позади актера будут записываться почти так же громко, как его голос. Призвуки речи обычно тоже направлены вперед, и они станут заметнее, чем при микрофоне, расположенном над головой.
Если в сцене участвуют несколько актеров, ситуация усложняется. Вам придется перемещаться между ними в паузах между репликами, чтобы выходить на одно и то же расстояние от каждого, причем каждый раз в одно и то же место. При случайных репликах, когда вы не можете поменять положение заранее, лучше остаться на месте, чем передвигать микрофон во время реплики. Перемещение во время реплики может очень сильно испортить запись. Если таких реплик много, посоветуйтесь с остальными членами команды. Чем-то придется пожертвовать — качеством записи, режиссерским планом или идеей использовать микрофон на удочке. Замечательные сцены в фильмах Роберта Альтмана, где многие актеры говорят одновременно, сняты с использованием петличных микрофонов для записи отдельных дорожек, поскольку микрофоны на удочках создали бы проблемы.

Еще два совета
Если можете, запишите с помощью петличного микрофона дополнительную звуковую дорожку, даже если актер всего один. Работа с удочкой требует умения и таланта, и даже самый опытный оператор может попасть впросак. Имея резервную запись, можно будет просто вырезать запись с микрофона — если надо, всего на один слог — вдруг при монтаже обнаружатся проблемы.
Если микрофон закрыт ветрозащитным экраном, бывает трудно определить, где у него передний конец — в особенности когда микрофон перпендикулярен удочке. Если вы ошиблись, это будет заметно через наушники, как только актер начнет говорить. Однако операторы при креплении кабеля придерживаются правила ориентировать шарики на резиночках для волос всегда в одну и ту же сторону — от микрофона, что позволяет определять положение на глаз. Опытный оператор, глядя на рис. 5, сразу скажет, что микрофон на нем направлен вниз.

Как можно увеличить расстояние

Чем ближе микрофон к актеру, тем больше его голоса и тем меньше постороннего шума вы запишете. Шумы студии попадают в запись, даже если во время съемок вы о них и не знаете. Микрофон слышит также шум удочки, звуки шагов, шум уличного движения и отражения звука голоса от близких поверхностей (из-за задержек эти отражения мешают голосу, а не усиливают его). При увеличении расстояния звук быстро затухает, и чем ближе вы будете к актеру, тем больше будет доля голоса в записи.
Существует несколько приемов, которые позволяют увеличить расстояние микрофона от актера, не ухудшая качество звука:
— подавляйте отражения в студии. Отражения звука — серьезная проблема, особенно когда вы покидаете тщательно спроектированный павильон и переходите к съемкам в реальной обстановке. Отражение можно уменьшить, завесив все близлежащие жесткие поверхности, которые не попадают в кадр, звукопоглощающим материалом (можно использовать коврики, на которых двигают мебель, или даже поролоновые матрасы);
— соблюдайте тишину. Исключите по возможности все посторонние шумы. Это означает, что во время съемок надо отключить кондиционеры и компьютеры или перенести подальше генераторы. Надо бороться с шумами, издаваемыми самими удочками, и звуками шагов. Если актеры должны ходить, постелите на пол звукозащитное покрытие. Положите что-нибудь мягкое на стол, если актер по ходу действия должен на него что-то поставить;
— пользуйтесь хорошими микрофонами. Любой микрофон генерирует некоторый внутренний шум — он тем больше, чем больше денег вы сэкономили на его покупке.


Gross Alex


А дорого - это для вас сколько? Есть например, микрофонная удочка Rode Micro Boompole, которая стоит 3600 рублей. Она трёхсекционная имеет длину 2 метра. Материал - алюминий.


AlexPatr


Да, я Ее видел, не дорого, но кое что не понятно. Там уже есть провод, чтобы подключить микрофон к рекордеру? А то я смотрю фотографии и описание и ничего нету. А простую палку за 3 тысячи брать особо не охота
Но меня больше интересует вопрос, есть ли смысл микрофон подключать к рекодрдеру, а не к камере? Просто в петличках это помогает улучшить качество, а тут я вообще не знаю.


grafik



Я в таких случаях применяю обычный монопод за 900р. Провод снаружи конечно не так эстетично, но на качество записи это не влияет..
А подключать микрофон лучше к рекордеру, так больше мобильности у звукаря.


AlexPatr


Не будет совсем наглостью спросить какой монопод и где лучше взять провод для подключения. Нужен же получает не xlr, а mini-jack типа "мама-папа"?
А вообще для фильма лучше RODE Stereo или RODE Pro, просто боюсь что второй слишком направленный и плохо запишет оркружение. Или стоит вообще на что-то другое обратить внимание из этой ценовой категории?
А вообще спасибо за уделённое время ребят. Классный форум!:)


grafik



3. Не думаю что Rode слишком направленный. Cлишком направленные пушки стоят намнооого дороже. Вообще то для удочки чем направленней микрофон, тем лучше.. Иначе какой смысл в этой удочке?


Андрей Черемных


Если АТ имеет ввиду микрофон-пушку RODE Rode NTG-1, то у него суперкардиодная диаграмма направленности. Это самая натуральная направленная пушка.


AlexPatr


Я имею ввиду Rode vidomic pro, вот этот:


И он нарправленный и поэтому беспокоит вопрос, для короткометражки лучше такой на удочке?


Виталий Сереньки.



Удочку используют, чтобы поднести микрофон максимально близко к источникам звука. Но, я не думаю, что записанный по этой технологии звук устроит вас при создании короткометражного кинофильма. В кинематографии всегда делается последующая студийная озвучка.


AlexPatr


А тогда что лучше использовать для последующей озвучки? Писать на рекордер или лучше какой-то микрофон дополнительно купить?


Сергей Авакянц



AlexPatr, когда студию для озвучки фильма арендовать будете, то там у них своё оборудование для записи звука есть. Они же не стены сдают в аренду, а весь комплект аппаратуры для работы.


Bragin Gennady



Хороший аудиорекордер, типа Zoom и т. д., - это такое оборудование, которое можно одинаково успешно использовать и на натурной съёмке и в студии. А ставить его можно хоть на камеру, хоть на штатив, хоть куда.


Nickvecher



Bragin Gennady, чушь не несите, какой Zoom нахрен для студийной записи. Зачем она тогда нужна студийная, если это запись на Zoom?
Послушайте Сергей Авакянц лучше, дело говорит.

AlexPatr, уже многое сказали, хочется добавить:

1) Когда звукарь застрял в пробках с удочкой, а зум и мик были уже на площадке, использовали даж пластиковую швабру. Оч удобно. Изолента, которая должна быть на любой съемочной, творит чудеса.
2) Подумайте, а не пригласить ли звукаря со своей студией в проект? Заманите соавторством, он поможет решить все вопросы типа где купить шнур, будет мониторить звук и в его студии переозвучите если решите, что времени и знаний для этого хватает. М?

Blackmagic Production Camera 4k
Blackmagic Cinema Camera
2x Canon 5d mk3 ML RAW
1x Canon 5d mk2
1х Panasonic GH4
Возможна съемка на Red Epic-X и Arri Alexa XT - не менее чем за месяц.

Rokinon Cine 35mm T1.5
Rokinon Cine 16mm T2.2
Canon 50mm f1.4
Canon 24-70mm f2.8
Canon 17-35mm f2.8
Canon 70-200 f2.8

Свет, стедики, кран, коптеры от любительских до CINE - есть практически всё.
ЮГ России, звоните 89897720272


Bragin Gennady

Комплект ветрозащиты Sennheiser MZW-60

Микрофонная удочка Rode Boompole 85-300 см

Микрофонная удочка Rode Boompole 85-300 см

Материал - углеводородное волокноДлина в сложенном состоянии - 85 cмДлина в развернутом состоянии - ..

Микрофонная удочка VDB L-QT 80-384 см

Микрофонная удочка VDB L-QT 80-384 см

Микрофонная удочка, углепластик. ..

Адаптер для удочки Аmbient top tip

Адаптер для удочки Аmbient top tip

Ветрозащита WSW-ZHU для рекордеров Zoom H4/H5/H6

Ветрозащита WSW-ZHU для рекордеров Zoom H4/H5/H6

Ветрозащита для рекордеров Zoom H4/H5/H6 минимизирует влияние шума ветра на записываемый звук.

Ветрозащита ворсовая CoMica CVM-MF5 20 см

Ветрозащита ворсовая CoMica CVM-MF5 20 см

Ворсовая ветрозащита для микрофонов имеющих цилиндрическую вытянутую форму. Подойдет для моделей Com..

Комплект ветрозащиты Boya BY-WS1000

Комплект ветрозащиты Boya BY-WS1000

Boya BY-WS1000 является профессиональной ветрозащитой с амортизирующей системой, которая разработана..

Комплект ветрозащиты Rode Blimp

Комплект ветрозащиты Rode Blimp

Комплект ветрозащиты типа "ЦЕППЕЛИН" и антивибрационный держатель для микрофонов NTG-1, NTG-2 и NTG-..

Микрофонная удочка Ambient QP 4140 150-540 см

Микрофонная удочка Ambient QP 4140 150-540 см

Микрофонная удочка QP 4140 может выдвигаться до 5,4 метров, что позволяет производить запись звука в..

Микрофонная удочка Ambient QP 480 150-350 см

Микрофонная удочка Ambient QP 480 150-350 см

Микрофонная удочка QP 480 может выдвигаться до 3,5 метров, что позвлояет производить запись звука в ..

Микрофонная удочка K-Tek KE89 70-220 см

Микрофонная удочка K-Tek KE89 70-220 см

K-TEK - легкая алюминиевая удочка состоящая из 4-х секций. Очень прочная удочка для записи звука в ..

Микрофонная удочка Konig & Meyer 95-320 см

Микрофонная удочка Konig & Meyer 95-320 см

Невероятно легкая пятисекционная микрофонная удочка от компании Konig & Meyer. Её телескопическа..

Микрофонная удочка Loon Audio Carbon Fibre Boom Pole 100-550 см

Микрофонная удочка Loon Audio Carbon Fibre Boom Pole 100-550 см

TogLoc Легкий переходник для микрофона TogLoc с использованием новой, патентуемой технологии, о..

Объектив Tokina AF 11-16 f/2.8 (AT-X 116) PRO (IF) DX (EF-S)

Объектив Tokina AF 11-16 f/2.8 (AT-X 116) PRO (IF) DX (EF-S)

Tokina AF 11-16 f/2.8 - сверхширокоугольный объектив с переменным фокусным расстоянием и c постоянно..

Ручка-держатель Rode для микрофона с ветрозащитой Rycote Softie

Ручка-держатель Rode для микрофона с ветрозащитой Rycote Softie

Итак, один из первых вопросов, который возникает перед подкастером после покупки данного замечательного микрофона, это вопрос его установки. Чего греха таить, комплектация устройства в этом смысле не радует – в наличии у нас только универсальное крепление с кольцом.



Лирическое отступление. Как ни странно, автору удалось найти решение этого вопроса даже дешевле приведенного ниже. Представленная на рисунке (рис.2) подставка была приобретена всего за 250 руб., но насколько это редкая удача можно судить по тому факту, что данная подставка была представлена в городе в единственном экземпляре. Впрочем, признаюсь честно, это решение тоже неидеально в силу слабой устойчивости всей конструкции.

  1. Микрофонное крепление с кольцом (можно использовать оригинальное из комплекта). из ближайшего магазина IKEA (цена порядка 300 руб.).
  2. Плоскогубцы и/или тиски.

Шаг 3.
Плоскогубцами соединяем ушки и хорошенько прижимаем их друг к другу. Будьте внимательны и осторожны, иначе после соединения с кольцом, ушки лампы могут сломать ушки кольца.

Результат, вид сзади

Шаг 4.
Надеваем на ушки лампы кольцо от крепления и соединяем винтом-фиксатором от лампы с парой шайб. В самом первом приближении подставка готова к использованию.

Результат, вид сбоку

Результат, общий вид

Примечание. Как видите, на момент написании статьи на приведенном экземпляре лампы провод и плафон еще не удалены, но, разумеется, для удобства это всё же стоит делать перед монтажом крепления.

Выводы, возможные проблемы и усовершенствования.
Таким образом, мы получили подставку с минимальными временными и физическими затратами, сэкономив довольно приличную сумму (для примера: подставка аналогичной конструкции от всё той же Rode замечена автором в столице нашей родины по цене порядка 3 500 руб.). Описанный способ конечно не идеален, поэтому приложив еще немного усилий, вы можете добиться результата получше. В частности, отверстие в ушках лампы слишком узкое и не позволяет использовать винт-фиксатор от микрофонного крепления, а винт от лампы не так удобен. Поэтому данное отверстие можно слегка расточить и тогда можно иcпользовать упомянутый винт от крепления.

Читайте также: