Учебная среда как сделать ее здоровой

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 29.08.2024

В статье анализируется Федеральный государственный стандарт и другие правительственные документы о сохранении и укреплении здоровья школьников. Однако А.С. Курбатова и Г.Н. Шкода указывают на существующее в реальной жизни противоречие между необходимостью здоровьесбережения, диктуемой ФГОС НОО, и недостаточной практической реализацией ЗОЖ у младших школьников, хотя педагогическая общественность признает, что часто учитель начальной школы для здоровья школьника может сделать больше, чем детский врач. Авторы статьи обосновывают необходимость комплексной работы образовательного учреждения по здоровьесбережению. подчеркивают особую роль учителя, который должен стать образцом, примером и популяризатором идей здорового образа жизни. Приводятся ими и данные исследований об информированности детей и их ориентированности на здоровый образ жизни, а также результаты анкетирования родителей, выявляющие не всегда однозначное и последовательное отношение к формированию здорового образа жизни



Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, полноценное развитие во многом определяются средой, в которой он живет, ибо организм ребенка очень чувствителен к внешним факторам. Для него такой средой в первую очередь являются учреждения образования, именно там он проводит большую часть своего времени. Именно там происходит его наиболее интенсивный рост и развитие, формирование привычек. Поэтому от того как решается проблема здоровьесбережения ребенка в школе, каким образом формируются навыки здорового образа жизни, во многом будет зависеть его будущее.

Образование и здоровье – фундаментальные жизненные блага, качеством которых определяется не только уровень жизни отдельного человека, но и благополучие государства. Разработка и реализация мер по улучшению здоровья детей должны находиться в поле зрения не только детских врачей, родителей, но и педагогов. Стандарт указывает на результаты освоения основной образовательной программы: овладение сведениями, предметными и межпредметными понятиями, логическими действиями, умениями работать в информационной среде, решать задачи и проблемы, принимать и сохранять цели. Однако ребенок часто достигает этих результатов ценой потери собственного здоровья.

Обучение учащихся приёмам саморегуляции, рациональным способам деятельности является одним из необходимых условий формирования здорового и безопасного образа жизни. Поэтому цель работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья – создание единого здоровьесберегающего пространства обеспечивающего развитие личности с учетом ее физиологических и интеллектуальных способностей, удовлетворение ее потребностей и возможностей. Но необходимость здоровьесбережения, диктуемой ФГОС, нередко противоречит недостаточной практической реализации задачи формирования культуры ЗОЖ у младших школьников.

ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья. Определить, что такое здоровья просто только на первый взгляд. Существует сотни подходов к определению этого понятия. Согласно одному из самых популярных, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

ЗОЖ состоит из различных составляющих, но базовыми являются: наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятная среда обитания, физическая активность и соблюдение правил личной гигиены. Кроме того, на физиологию человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому дополнительно выделяют такие аспекты ЗОЖ как: эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие, т.е. черты здорового человека – оптимизм, умение справляться со своими эмоциями, интеллектуальная активность, целеустремленность.

На первом месте в формировании здорового образа жизни ставят воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков. Начинается такое воспитание в семье, затем к этому процессу подключается школа. Начало учебной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой привычного для него уклада. Часто положительные моменты домашнего или детсадовского дошкольного детства невозможно перенести в школьную жизнь, а поэтому приходится отказываться от дневного сна, полноценных прогулок на свежем воздухе, рационального чередования труда и отдыха. Находясь в некотором противоречии с законами здоровьясбережения, школа должна заложить осознаваемые ребенком основы культуры здорового образа жизни. Ее роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка необычайно велика.

В психолого-педагогической науке выделяют различные типы здоровьесберегающих технологий: собственно здоровьесберегающие; оздоровительные; технологии обучения здоровью; воспитание культуры здоровья. Данные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс. Первые – технологии рациональной организации образовательного процесса, соблюдение гигиенических условий, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Вторые – предполагающие: или пассивную позицию учащегося (фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры), или активную позицию учащегося (различные виды гимнастики). Технологии обучения здоровью основаны на информировании учащихся о факторах, причиняющих вред или приносящих пользу их здоровью. Воспитание культуры здоровья предполагает формирование четкой мировоззренческой позиции, основа которой – ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Анализа работ по здоровьесбережению показывают, что чаще всего на здоровье обучающихся влияют следующие факторы [8]:

  • тактика преподавания учителя, которую можно назвать стрессовой;
  • игнорирование учителем функциональных и возрастных особенностей учащихся;
  • недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику, требование от него больше, чем он может);
  • нерациональная организация учителем учебной деятельности;
  • монотонность учебной деятельности (отсутствие чередования видов преподавания, предпочтение репродуктивных методов);
  • наказание домашним заданием;
  • несоблюдение гигиенических условий (освещение, свежесть воздуха, температурный режим и др.);
  • отсутствие системной работы учителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Анкетирование родителей показало, что большинство из них полагают, что ведут в целом здоровый образ жизни (68%), отмечая вместе с тем наличие у себя вредных привычек (53%) и недостаточную физическую активность (84%). На вопрос о том, что они понимают под здоровым образом жизни, опрошенные формулируют неполные фрагментарные ответы (например, говорят только об отсутствии вредных привычек или правильном питании). Здоровыми считают себя 26%, нездоровыми тоже 26%, 48% затруднились дать ответ. Закаливанием занимаются 11%. У большинства нет возможности или желания заниматься физкультурой. А поэтому их влияние на формирование здорового образа жизни детей не может быть оценено безусловно положительно.

При данной ситуации в семье работа в школе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся должна проходить непрерывно и целенаправленно. Кроме информации о здоровом образе жизни учитель начальных классов не может игнорировать необходимость здоровьесберегающего урока с использованием физкультминуток и различного вида гимнастик. Ученик должен иметь возможность преодолевать статичную позу, вставать из-за парты, обсуждать задание в малой группе и пр.

В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья школьников. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушении здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • интенсификация учебного процесса;
  • функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  • частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, — это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:

  • оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;
  • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
  • обучение в малых группах;
  • использование наглядности;
  • сочетание различных форм предоставления информации;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование мотивации к учебе;
  • культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья.

Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:

  • разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, а также целей и задач урока;
  • создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
  • знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
  • знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня;
  • планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
  • распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • практический;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный;
  • активные методы обучения.

В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность (повторяемость);
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

Комплексность подразумевает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика. Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Целостность — необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учреждению образования.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год — осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов обучающихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представленность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов обучающихся.

Методическое единство — непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие.

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение двух типов здоровьесберегающих технологий — организационных и педагогических.

В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье обучающихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно — методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;

— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;

— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровьесберегающая среда

Проблема создания здоровьесберегающей среды актуальна в валеологии и педагогике достаточно давно. Прежде чем рассматривать здоровьесберегающую среду, как элемент здорового образа жизни, следует уяснить что такое здоровье. Чаще всего при формулировке определения здоровья авторы опираются на трактовку, данную Всемирной организацией здравоохранения (далее ВОЗ).

ВОЗ под здоровьем понимает "состояние полного физического, психического и социального благополучия" [1]. ВОЗ формулирует так называемую триединую концепцию здоровья, которая препятствует восприятию здоровья, как только физического. Оно указывает на невозможность сводить понимание здоровья к его физической стороне.

Подходы к трактовке термина здоровье

Трактовка термина "здоровье"

Здоровье – это "состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды". Существует шесть "показателей индивидуального здоровья":

  1. генетические,
  2. биохимические,
  3. метаболические,
  4. морфологические,
  5. психологические,
  6. социально-духовные.

Здоровье включает в себя биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье. Имеет место "взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке, которым регулируется его нравственное здоровье".

Здоровье – это "такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека"

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [5]

Здоровье – есть состояние организма, все части которого нормально развиты и правильно функционируют. Такое состояние абсолютного здоровья едва ли существует, так как трудно найти организм, все части которого имели бы нормальные величину, силу, форму и структуру и все отправления, которых совершались бы вполне правильно.

Д.Н. Давиденко. Выделяет следующие виды здоровья:

  • соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма);
  • физическое здоровье (уровень роста и развития органов);
  • психическом здоровье (состояние психической сферы);
  • нравственном здоровье [6].

Указывая на единство "духовно-телесного начала" в человеке, рассуждает о здоровье Е.А. Сигида. По его мнению, динамическое равновесие на "физиологическом и социальном уровнях" обеспечивает адекватное развитие индивидуума в среде обитания. Возникновение же противоречий между биологической природой человека и средой его обитания в духовно-социальной системе общества непременно приводит к "патологическому, деструктивному процессу на уровне организма" [7].

Итак, современной наукой предлагается множество формулировок, определяющих термин "здоровье", что, несомненно, позволяет представить это понятие как комплексное и разноуровневое. При этом заметим, что каждый специалист трактует это понятие со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки.

Понятие здоровьесберегающей среды

Термин здоровьесберегающая среда во многом опирается на трактовку здоровья. В настоящее время имеет место устоявшаяся трактовка термина "здоровьесберегающая среда".

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей [8].

К сожалению, в настоящее время имеют место примеры необоснованного применения термина "здоровьесберегающая среда" прибегают необоснованно, используя его для описания либо условий здоровьесбережения, либо системы здоровьесберегающих мероприятий, либо отдельных результатов здоровьесберегающей деятельности администраторов образовательных учреждений.

Так, Г.И. Тушина предлагает считать здоровьесберегающей средой "совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников" [9].

Здоровьесберегающая среда базируется на здоровьесберегающей компетентности педагога, которая, по мнению Е.А. Юговой, представляет собой комплекс систематических знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии собственного здоровья и здоровья окружающих [10].

Структура здоровьесберегающей компетентности педагога

Структура здоровьесберегающей компетентности педагога

Что касается понимания здоровьесберегающей среды, то подчеркнем, что в понимании сущности здоровьесберегающей среды необходимо учитывать тенденцию, по которой базовое для нее понятие здоровья рассматривается в единстве физической, психической и духовной составляющих. Согласно этой тенденции, предметом здоровьесбережения в образовательном учреждении следует считать баланс хорошего физического состояния школьников, их психического равновесия и духовного благополучия.

История здоровьесберегающей среды в образовании

Конец двадцатого столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения. За этот период сложились определённые представления о концептуальных основах такой работы и её основных направлениях, получены обнадёживающие результаты по определённым аспектам оздоровительной деятельности.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд "вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и предложил ряд мероприятий "в целях устранения" вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся.

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана "Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений". Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Даже в относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация ряда заболеваний, индекс здоровья школьников был достаточно низким, наблюдалось резкое ухудшение зрения, осанки, рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями в течение всех лет обучения.

Вероятно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания по разным предметам, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин "школьных болезней", на которые специалисты обращали внимание еще в 70-х годах XIX века. [11]

Толстой Л.Н. выделяет особое "школьное состояние души", при котором "все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то "полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания".[12]

Ушинский К.Д. еще более категоричен: "Изучая процесс памяти, мы видим, как бессовестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет. Как мало еще сделала педагогика для облегчения работы памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках"[13]. Все это, по-видимому, определило особую роль образовательных учреждений в охране и укреплении здоровья школьников.

В 50-е годы появились новые задачи охраны и укрепления здоровья и новые проблемы научных исследований, связанные с массовым развитием детского спорта, проведением детских соревнований, открытием детских спортивных школ.

Перестройка всей жизни общества в конце 80-х годов коренным образом изменила и жизнь образовательных учреждений. Однообразная, жестко регламентированная, с едиными программами система дошкольного образования раскололась на сотни разных вариативных школ, каждая из которых считал, а делом чести работать не по традиционным, а по своим программам.

В конце XX в. в России получило распространение новое научное направление науки и практики – валеология.

В завершении подчеркнем, что существует множество подходов к определению понятия здоровья. Наиболее приемлемым для педагога является определение, данное ВОЗ. Именно данному определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.

Какой должна быть школа? Попробуем поговорить о том, что значит комфорт в образовательной среде. Как его понимают учителя, ученики и руководство. Высокие заборы, решетки, охрана — это ли безопасность для всех участников образовательного процесса?

Что педагогу хорошо, то школьнику — дискомфорт

Как школьная среда влияет на психологию поведения детей и учителей?

  • Физические параметры школьных пространств (свет, температура, качество воздуха, адаптивность, сложность, цвет) объясняют 16% различий в успеваемости учеников. Детям хочется находиться там, где красиво и уютно. Школа с красивым интерьером — это вопрос не только эстетический, но и педагогический — ребята будут с удовольствием посещать занятия, с пользой для себя и без вреда друг для друга проводить время на переменах, и с меньшей вероятностью станут прогуливать уроки.
  • Цвет в пространстве школы оказывает влияние на мыслительные процессы и концентрацию внимания.
  • Школа воздействует на здоровье и самочувствие учеников и педагогов.
  • Прослеживается взаимосвязь между комфортным пребыванием в среде и ощущением безопасности.
  • Шум влияет на возникновение стрессов, фрустраций, расфокусировки внимания (особенно — у педагогов).
  • Физическая среда воздействует на самооценку, мотивацию к учебе и поведение учеников.

Мы проводили исследование в трех московских школах:


Во всех трех типах школ, которые мы рассматривали, комфортность у педагогов всегда выше, чем у детей. Конечно, учительская среда всегда более персонифицирована: собственное рабочее место в кабинете, в учительской, отдельный туалет только для педагогов. Чаще всего педагоги обращают внимание не на внешнюю среду, а на взаимоотношения в коллективе и общую психологическую обстановку — это и есть показатель комфортности для учителей.

Безопасный дизайн

В здании школы решетки и ограждения вовсе не создают ощущения безопасности — они вызывают еще больший страх, недоверие и дискомфорт.

Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?

Разделение на цветовые блоки помогает снизить скорость бега.


Красный цвет стен помогает ускорить продвижение людей в нужном направлении и избежать праздного шатания по коридору. Но при этом красный снижает усвоение информации. В классе его использовать не стоит.


Напольная навигация помогает ориентировке в пространстве.


Критерии безопасной среды:


Кейсы. Работа со школами

В одной из школ дети оценивали пространство, наклеивая стикеры и фотографируя доказательства.

Что было до?

Неопрятно выкрашенные, разбитые стеклянные плитки на стенах, шведские стенки в рекреации, окна без теплоизоляции.

Что произошло потом?

Шведские стенки исчезли — появились стенды для проектов школьников, места, где дети вывешивают свои работы. Снизилась вандальность.

У каждой школы есть артефакты. Например, в школах, где мы проводили наш эксперимент, мы обнаружили элемент визуальной навигации в виде швейной машинки рядом с кабинетом технологии, схемы Северного и Южного полушарий небесной сферы на стене в одной из рекреаций, старые рисунки выпускников школы прошлых лет, памятники и музей-коллекцию диафильмов.

Дети могут сами участвовать в разработке проекта и показать, чего им не хватает в пространстве школы — это повышает субъектность, снижает вандализм, воспитывает бережное отношение к школе.

Читайте также: