Тренироваться как сделать деепричастие

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 02.09.2024

  1. Часть речи
    Часть речи слова тренируясь — деепричастие.
  2. Морфологические признаки
    • Начальная форма: тренироваться (неопределённая форма глагола);
    • неизменяемая форма, несовершенный вид, настоящее время;
  3. Синтаксическая роль
    В предложении деепричастия выступают в роли обстоятельства ( тренируясь ).

Слова с буквой ё пишите через букву ё (не через е!). Пчелы и пчёлы или слезы и слёзы — разные слова, имеющие разные морфологические разборы.

Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Представленный результат используется вами исключительно для самопроверки.
Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Пояснительная записка

Предлагаемые упражнения позволяют проверить языковую подготовку учащихся на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых не только в стандартных условиях, но и в работе со специально отобранным языковым материалом.

Предлагаемые материалы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, итоговых проверках, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в качестве повторения пройденного.

Комплекс упражнений

1. Вставьте слово или словосочетание в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершённым.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает_________, объединяет признаки_________ и _________ и показывает ________, _________, _________ совершается действие, названное глаголом.

Деепричастие отвечает на вопросы: ________, ________, ________, ________, ________.

В деепричастии объединяются значения двух частей речи - ________ и _______.

Общее грамматическое значение деепричастий - ________.

Морфологические признаки деепричастия - ___________.

Деепричастия образуются при помощи суффиксов - _________.

Деепричастие в предложении является ____________.

Признаки глагола у деепричастий: ________, ________, ________.

Признаки наречия у деепричастий: _______, ________.

Деепричастие с зависимыми словами называется _________________.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола ________ времени с помощью суффиксов ________.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы __________ с помощью суффиксов _________.

Глаголы, от которых деепричастия не образуются: _________________.

НЕ с деепричастиями пишется _________.

2. Укажите словосочетания с деепричастием:

А) ударивший ночью;

Б) очарованный картиной;

В) размышляя об экзамене;

Г) прикоснувшись к губам;

Д) блестящий на солнце;

Е) убитая морозом;

Ж) увлекая друзей.

3. Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.

Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде.

Сломив сопротивление противника, батальон занял село.

Заговорив о делах, мы забыли о времени.

Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

всегда указывается обратный адрес;

обязательно укажите обратный адрес;

без обратного адреса не примут;

мне не хватило денег.

5. Подчеркните в предложениях глаголы – сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1. Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, боясь отца своего.

2. Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3. Он (Андрий) глядел на неё, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою ещё больше замазывался.

4. Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

6. Укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

Ночь подобралась незаметно, окутавши землю тёмной вуалью.

Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

7. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство.

Я покатился по льду, не думая об опасности.

Поезд, лениво постукивая на стыках, проходил по мосту.

Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло её.

Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство, туристы стали собираться в обратный путь.

Включив радио, раздались звуки музыки.

Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

8. Создайте в парах текст (тип – повествование, стиль – художественный), используя деепричастные обороты. Запишите, устно обсудите постановку знаков препинания.

9. Укажите номера предложений, в которых деепричастия не выделяются запятыми.

И день и ночь спешу к вам голову сломя.

Малыш испугавшись громко расплакался.

Это упражнение делают стоя на вытянутых ногах.

Татьяна любит не шутя.

Волнуясь он говорил торопливо и непонятно.

Читать лёжа вредно.

Я проснулся и умывшись сел завтракать.

Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.

Утром вставая я только и думал о визите.

Отец работал засучив рукава.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая (2) солнца (3) низкие дымчатые облака.

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес неожиданно побледнел (1) растворяясь (2) в косых потоках ливня.

12. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Вечернее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросило на небосклон несколько лиловых мазков.

1 – выделяется причастный оборот

2 – выделяется деепричастный оборот

1, 3 – выделяется деепричастный оборот

1, 3 – выделяется причастный оборот.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь (3) в произносимые ею (4) слова.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Траву (1) скошенную (2) но ещё не высохшую (3) переворачивая (4) сгребали в копны.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Снежок (1) выпавший ночью (2) тая у нас на глазах (3) делает склон ещё более скользким.

16. НЕ с деепричастием пишется слитно:

В) (не) шелохнувшись;

17. Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях:

(Не) давши слова, крепись, а давши, держись.

Он ушёл, (не) истовствуя от досады.

А) В 1-м случае слитно, во 2-м раздельно.

Б) В 1-м случае раздельно, во 2-м слитно.

В) В обоих случаях слитно.

Г) В обоих случаях раздельно.

28. Укажите слитное написание НЕ со словами.

(Не) терпя возражений.

Сильно (не) доумевая.

(Не) домогая с утра.

Нисколько (не) думая.

19. Раскройте скобки, расставьте запятые. Объясните случаи слитного написания НЕ с деепричастиями.

1) Бессонов (не) дослушав взмахом руки остановил его. 2) Она сидела (не) шевелясь. 3) Но уезжать обидно. Всё равно как из кино уйти (не) досмотрев фильма. 4) Благодарю тебя, что ты продолжаешь быть со мною (не) смотря ни на что. 5) Надо (не) мешкая ехать домой. 6) Они шли (не) торопясь и как бы наслаждаясь прогулкой.

20. Прочитайте текст и выполните задания.

(4)Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой. (5)Пушкин всегда жил в окружении книг.

1). Определите тему и главную мысль текста.

2). Какими способностями обладал А.С.Пушкин? Какие книги он читал?

3). Озаглавьте текст.

4). Выпишите из текста все деепричастия.

5). Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.

6). В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.


Чтобы выделить деепричастие в предложении, нужно задать подходящий вопрос, правильно подчеркнуть и решить, нужна запятая или нет. Давайте узнаем, как это делать.

О чем эта статья:

6 класс, 7 класс

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись в поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Переходность. Деепричастие называется переходным, если в предложении оно сочетается с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Возвратность. Если есть -ся/-сь — деепричастие возвратное, если нет — невозвратное:

Умывшись водой — возвратное (есть -сь).

Умыв лицо — невозвратное (нет -ся/-сь).

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Она плачет, смеясь.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):

узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое совершается до начала выраженного глаголом.

Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:

К суффиксу -в возвратный суффикс -ся.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

Изображение Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала деепричастным, а затем причастным оборотом. Запишите получившиеся предложения.

Замените помещённые в скобках словосочетания с неопределённой формой глагола сначала деепричастным, а затем причастным оборотом. Запишите получившиеся предложения, выделяя запятыми деепричастный и причастный обороты и обозначая их как члены предложения.

1. Спортсмен (выполнить недавно норму мастера) вошёл в состав сборной страны. - Спортсмен, выполнив недавно норму мастера, вошёл в состав сборной страны. (деепричастный оборот) - Спортсмен, выполнивший недавно норму мастера, вошёл в состав сборной страны. (причастный оборот)

2. Марафонец (завоевать первое место) получил ещё и особый приз за волю к победе. - Марафонец, завоевав первое место, получил ещё и особый приз за волю к победе. (деепричастный оборот) - Марафонец, завоевавший первое место, получил ещё и особый приз за волю к победе. (причастный оборот)

3. Юниор (пробежать стометровку быстрее всех) помог своей команде выйти вперёд. - Юниор, пробежав стометровку быстрее всех, помог своей команде выйти вперёд. (деепричастный оборот) - Юниор, пробежавший стометровку быстрее всех, помог своей команде выйти вперёд. (причастный оборот)

4. Прыгуны в высоту и длину (не иметь в этом сезоне ни одного поражения) надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. - Прыгуны в высоту и длину, не имея в этом сезоне ни одного поражения, надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. (деепричастный оборот) - Прыгуны в высоту и длину, не имеющие в этом сезоне ни одного поражения, надеются стать победителями в предстоящем международном состязании. (причастный оборот)

5. Моя подруга (напряжённо тренироваться изо дня в день) стала со временем известной гимнасткой. - Моя подруга, напряжённо тренировавшись изо дня в день, стала со временем известной гимнасткой. (деепричастный оборот) - Моя подруга, напряжённо тренировавшаяся изо дня в день, стала со временем известной гимнасткой. (причастный оборот)

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Читайте также: