Тонирование бересты своими руками мастер класс

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 31.08.2024

Думаю березу замаскировать под клен (затонировать, заморить или др.).
Вроде как это можно сделать без особых заморочек с суперморилками.
Прочла, что: "Окрашиванием можно имитировать распространенные дешевые породы под ценные; например ольху или бук – под красное дерево, березу – под клен . ".
Далее там рецепты составов описываются. Про окрашивание других пород имеются записи, как приготовить тонирующий состав (список ингридиентов).
Однако нигде не удалось найти информации ЧЕМ и КАК можно из березы "сделать" клен .
При этом сильно смущает еще один момент: Береза хоть и тоже светлая как и клен, однако, - Клен имеет блеск . "Древесина у него белая с переливчатым блеском ".
Видела массив клена под бесцветным лаком - действительно изумительно переливается и блестит. И откуда только такое возможно на дереве? Ладно - это отступление.
Так вот непонятно совсем, как такой эффект блеска (внутреннего блеска самого дерева, а не лакового покрытия) вообще возможно повторить на другом дереве?

Прошу ВАШЕЙ помощи.
Подскажите, пожалуйста:

  1. Состав раствора для тонировки (морения) березы под клен.
  2. Способ достижения имитации блеска на березе как у клена.
    Да, береза - это не массив, а фанера сорт 2/2 (только прошу не хихикать). Все равно же это береза, будем считать, что шпон.
    Спасибо.

обожаю офисных работников. Вам было не лень все это писать?
хотите клен - купите клен. из фанеры клен не сделать!

по существу помочь не смогу, так же, когда спрашивают, как из сосны сделать орех

Похоже про морилки вам даже не известно.

Может еще деньгами поделитесь.

Обожайте, пожалуйста, втихую, где-нибудь в другом месте.

Тоже не лень было писать.
Обязательно надо было наследить.
Нечего сказать по делу, так лучше промолчите.

ayya написал :
Похоже про морилки вам даже не известно.

Так вы же сами понимаете ,что и как надо сделать. зачем заниматься словоблудием. сейчас огромное кол-во производителей тонирующих пропиток ,масел ,лаков. пройдитесь по магазинам..посмотрите выкрасы..и подберите интересующий вас цвет и оттенок.

Вероятность того, что здесь кто-то уже решал подобную задачу: из фанеры делал клён - фактически равна нулю. Обычно, имея дело с тонировкой "подо что-то", ставят куда более прозаичную задачу: подогнать цвет, хотя бы приблизительно. Вы же хотите от фанеры добиться эффекта, свойственного конкретной древесине: внутреннего свечения или блеска, как Вы говорите. Никакой тонировкой этого не добиться. Если хотите попробовать, то придётся экспериментировать, и скорее всего с маслами, поскольку именно они могут дать эффект некоторой внутренней подсветки. Но стоит ли это делать на фанере? Вам решать.

Если бы я знала, что и как делать, то не стала бы задавать вопросы.
Одно дело прочитать несколько книжек или страниц в интернет.
Совсем другое морить дерево.
Ну купила я морилки. Предварительно посмотрев выкрас на березовой фанере.
И что.
Пришла домой, поэкспериментировала.
Результат никак меня не устроил.
Цвет даже близко не лежал. даже мимо не проходил.
Выглядит будто это не дорогая Саерлаковская морилка, а краски какие-то.
Цвет даже не похож на естественный. Да еще кое-где идет пятнами. Фигня полная.
Даже предварительное смачивание водой не спасает.
А на одном образце изменение цвета очень сильное получилось - очень темное пятно на светлом фоне. Хотя окрашивала ровно.
Разочарована. Очень.
Подумалось, надо плюнуть на морение.
Прочитала, что прозрачный полиуретановый лак на маслянной основе придает большинству пород дерева золотистый блеск (Мебель для дома: Практическая энциклопедия / Пер. с англ. Н.С. Соколовой. - М.: ООО Т.Д. "Издательство Мир книги", 2007. Стр.35)
Наверно надо остановиться на этом варианте и не мучиться.
Рисковать не хочу, чтобы совсем все не испортить.
Теперь буду искать лак.
Еще узнала - золотистый оттенок на сосне получится, если покрыть ее льняным маслом (или олифой).
Но олифу натуральную искать даже не буду пытаться (ну не доверяю). А идея с льняным маслом понравилась.
И золотистость с годами сохраняется. Т.е. сосна не будет темнеть под льняным маслом.
Так что пусть все будет естественного цвета. Так безопаснее (по результату).
А морилки буду использовать только на маленьких изделиях или деталях. Так, если что будет не жалко. Да и переживу любой оттеной (по мелочи это не так заметно).

Картины на бересте


Береста — наружная часть березы. Из бересты изготавливаются различные предметы быта – лапти, корзины, короба, туеса, шкатулки. В берестяных туесах хлеб хранится долго, а молоко не скисает. Сегодня из бересты делают сувениры, она широко используется при оформлении интерьера, на бересте рисуют картины. Предлагаем и вам попробовать свои силы в рисовании на бересте!

Заготовка и хранение бересты

Для хранения заготовленную бересту обязательно надо сложить стопкой под пресс, предварительно высушив 2-3 недели в нежарком месте ( тогда береста не будет коробиться). Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. Если же береста слишком пересохнет и станет ломаться, то её можно смочить водой и ещё раз слегка подсушить. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях ( чердак, подвал, сарай, кладовка). Сложенная пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой.

Распиная береста — один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи — масляные лаки. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, жёлтый, реже зелёный, коричневый, голубой или синий цвета. Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы — цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют небольшой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

На бересте также можно рисовать темперными красками, а также гелевой ручкой, тушью или гуашью.

Мастерство изготовления различных предметов из бересты имеет в нашей стране давние традиции. Сейчас это забытое искусство снова возрождается. Из бересты можно изготовить разные изделия.

Антисептические свойства материала делают ёмкости из бересты идеальными для хранения продуктов питания.

Изделия из бересты прочные, долговечные, не боятся влаги.

Подготовка материала

Известно несколько вариантов заготовки березовой коры. Самый щадящий из них заключается в заготовке материала со стволов упавших берёз. Кора пригодна для изделий, даже если древесина под ней уже начала гнить.


Плюсов у этого способа много:

  • не страдают здоровые берёзы,
  • кора легко снимается,
  • сырьё можно добыть не зависимо от времени года.


Простейший способ снятия коры с дерева заключается в том, что на стволе надо сделать продольный разрез, потом вокруг ствола по спирали. Снимают со ствола кору лентой.


Чтобы получить пластину, после продольного делают глубокий обводной надрез. Слой коры аккуратно отделяют от ствола, начав с одного угла.


Для бесшовных изделий используют самый трудоемкий метод. Часть ствола нужного размера полностью отпиливают, после чего внутреннюю древесину убирают при помощи молотка и стамески.


Заготовленная кора нуждается в дополнительной обработке. С неё надо снять различные наросты, лишайник и мох, очистить от земли и пыли. После очистки березовую кору замачивают в горячей воде или кипятят 30 минут. Если для воплощения задуманного потребуются ровные пластины, то материал сразу помещают под пресс.


Следующие этапы подготовки сырья зависят от вида конечного изделия:

  • тонкие слои для плетения и изготовления посуды получают путем расслаивания пластины при помощи ножа,
  • для поучения мелкой крошки кору перерабатывают в мясорубке. Крошка применяется для украшения изделий и оформления панно.


Из инструментов необходимо иметь:

  • ножницы,
  • хорошо заточенный нож,
  • пинцет,
  • шило,
  • доска в качестве основы для работы с острыми инструментами.


Поделки из бересты

Береста издавна служила материалом для изготовления различных вещей, необходимых в домашнем обиходе. В наше время её активно применяют в качестве сырья для различных сувениров, поделок, элементов декора помещения, а также для предметов обихода, которые можно использовать по прямому назначению.


Коробочка для хранения мелочей

Для осуществления задумки нужно приготовить:

  • картон и бересту,
  • копировальную бумагу,
  • прочную нить,
  • клей,
  • острый нож,
  • ножницы,
  • пинцет,
  • карандаш,
  • иголку.


  1. Продумав эскиз будущей коробочки и ее размеры, необходимо выкроить детали и склеить основу из картона.
  2. С бересты снимают белый слой. Для резной шкатулки необходимы парные заготовки боковых частей и крышки.
  3. На бересте надо карандашом разметить нужные детали в соответствии с размером картонных с припуском на швы.
  4. С изнанки нанести узор на берестяные элементы при помощи копировальной бумаги.
  5. Вырезать узор при помощи ножа.
  6. Склеить основные элементы и резные накладки, высушить.
  7. Готовые части коробочки можно сшить при помощи иглы и прочной нити, вставить картонную основу внутрь. Для упрощения задачи есть дугой вариант. Детали можно наклеить на основу из картона.


Коробочка готова. На основе этой инструкции можно создать из березовой коры много различных изделий разной тематики. Вместе с ребенком можно смастерить различные тематические поделки для школы или детского сада.


Берестяная кукла-колокольчик

Интересная поделка из природного материала может послужить украшением интерьера или станет оригинальным вариантом для подарка.


Идея достаточно оригинальная, а воплощение ее в жизнь под силу даже начинающим мастерам.


Для работы надо приготовить:

  • ленту из бересты длиной около метра и кусочек бересты для рукавов, фартука, косички с бантиком,
  • шарик из дерева со сквозным отверстием и палочка,
  • лоскут яркой ткани для платочка,
  • нить, небольшой колокольчик и канцелярская кнопка,
  • молоток, инструмент для набивки узора,
  • клей ПВА и универсальный,
  • кисть, краски и лак.

Бересту перед началом работы надо замочить в воде на пару часов, чтобы она не ломалась.


  1. Начинать работу над сувениром надо с нарезки ленты. От длины ее зависит рост куколки. Оптимальная длина около метра.
  2. Следующий шаг заключается в склеивании головы-шарика и шеи-палочки клеем ПВА. Нижняя часть шеи приклеивается к краю берестяной ленты универсальным клеем.
  3. Ленту скручивают по спирали, образуя платье куколки в форме конуса-колокольчика. Край ленты приклеивают универсальным клеем.
  4. Когда платье будет полностью готово, его стоит для прочности промазать изнутри клеем ПВА.
  5. Выкроить из куска бересты рукава и фартук.
  6. Вырезать три узеньких полоски и сплести косичку для куколки.
  7. Можно из узкой полоски вырезать ажурный элемент типа кружева для украшения платья куколки.
  8. Приклеить декоративные детали (кружево, фартук, рукава, косичку) к изделию.
  9. Склеить и прикрепить к косичке бантик.
  10. Раскрасить заготовку: волосы, глаза, фартучек и платье.
  11. Подсушить, приклеить фартук и бантик.
  12. Можно добавить в ручки игрушки белый платочек. Его приклеивают под ручки.
  13. Внутрь поделки при помощи канцелярской кнопки закрепляют нить и привязанным к ней колокольчиком.
  14. Готовое изделие тщательно покрывают лаком.


Получается необычный сувенир-колокольчик, сделанный из бересты своими руками. Тему можно продолжить, смастерив разных сказочных персонажей и куколок-оберегов.


Кузовок из бересты

Береста является отличным природным материалом для создания практичных предметов обихода.


Для того, чтобы своими руками смастерить кузовок, понадобится тонкий лист бересты, соответствующий по размеру будущему изделию, и узкие ленты для сшивания деталей. Длины тесемок для сшивания должно хватить на весь шок, а ширина их около 0,5 сантиметра.


  1. Лист бересты сворачивают так, чтобы края немного наложились один на другой. Соединение фиксируют канцелярскими скрепками, зажимами или прищепками.
  2. По всей длине будущего шва надо проколоть шилом отверстия.
  3. Прошить изделие берестяной лентой. Фиксаторы можно убрать.
  4. Дно кузовка отметить на расстоянии 10 сантиметров от края. До уровня этой отметки разрезать край заготовки в 4 местах на одинаковом расстоянии.
  5. Полученные части сложить внутрь и соединить швами из берестяной ленты.

Простой кузовок готов.


При желании его можно дополнить крышкой или ручкой, украсить декоративными элементами.


Взяв изделие за основу, можно смастерить разные емкости для кухни.

Из берестяной ленты можно сделать оригинальные плетеные вещицы: туески и лукошки, лапти, необычную бижутерию и красивые интерьерные поделки.


Береста является безопасным для здоровья и бесплатным материалом, из которого дома вместе с детьми своими руками можно смастерить массу различных поделок, сувениров и практичных вещей. Начинать следует с самых простых изделий, а затем переходить к изготовлению уникальных предметов, украшенных затейливой резьбой.


Изделия из бересты не представляют угрозы здоровью и отлично вписываются в любой интерьер.

береста1

Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская берёза – один из самых распространённых символических образов России.

Однако издревле её любили не только за красоту. Берёза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении.

Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти), украсить человека и его жилище; согреть (берёзовыми дровами топили печи), вылечить (берёзовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из берёзовых почек лечат некоторые заболевания).

А уж что говорить о знаменитых берёзовых вениках для бани!

Бересту использовали для переписки или даже для деловых документов (берестяные грамоты).

Из берёзы изготавливали посуду и другие предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки. Использовали в хозяйственных целях. Короба, грузила, колыбели.

На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами (ажурная резьба, роспись, мозаика, профилировка, аппликация)

Береста – уникальный природный материал с очень интересной бархатистой фактурой.

Поверхность бересты красива сама по себе, множество горизонтальных темных полосок (чечевичек) делают ее необычной.

Природная окраска коры имеет множество оттенков от золотисто-медовых до красновато-коричневых, все они удачно сочетаются друг с другом. Именно эту особенность бересты можно использовать при создании различных картин, панно.

Технология подготовки бересты к работе

Желательно снимать кору с упавших деревьев в лесу или с березовых бревен. Чем рельефнее кусочек бересты, тем интереснее на нем можно сделать рисунок.

Обработка бересты

  1. Отшелушить с куска высохшую бересту.
  2. Промыть кусок бересты водой.
  3. Снять несколько верхних слоёв до появления ровного, гладкого слоя, на котором можно рисовать.
  4. Обезжирить бересту ваткой, смоченной в спирте или водке.

Для рисования требуется:

калька или полиэтилен (калька предпочтительнее);

  1. Внимательно рассмотреть.
  2. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.
  3. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.
  4. (Лучше обводить ручкой другого цвета, чтобы было видно, что именно обведено, а что нет).
  5. Обвести и раскрасить рисунок черной краской, тушью, акварелью, либо другой краской.

береста3

Для изготовления картины понадобятся:
- готовая деревянная рамка;
- лист фанеры, ДВП или ДСП размером с рамку;
- клей ПВА;
- маленький ножичек;
- краски, кисти разной толщины.

береста7

Технологическая карта изготовления картины на бересте:

1.Маленьким ножом почисти бересту в тех местах, где будет рисунок. Оставь на бересте несколько наростов, которые можно использовать в композиции рисунка.

бер0

2. Обработать спиртом места на бересте, предполагаемых изображения.

бер2

3. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.

бер3

4. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.

бер4

5. Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) нанести общий фон изображений (животные, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, реки оставались нетронутыми.

бер5

6.Тонкой кистью, тушью, ручкой прорисовать все маленькие детальки.

Оставить только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

бер6

7.Определить источник освещения и с его стороны предметы прорисовать более светлым тоном краски.

бер7

8. Внести коррективы в сюжет, дополнить деталями.

бер8

Этап 2.

Отслоения на краях бересты можешь убрать с помощью клея ПВА.

Этап 3.
Когда выбран сюжет рисунка, придумана композиция и подобраны цвета, можно начинать рисовать. Только надо помнить, что рисование на бересте ведется постепенно и, только соблюдая все правила, можно получить чудесную картину.

Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) наносится общий фон изображений (церкви, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми.

Пока краска не высохла (на бересте она сохнет долго), с одной стороны изображения наносятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны - матово-голубые. Эти условные введения делают рисунок объемным. На первый взгляд, получается некрасиво и размазано, однако это не должно пугать.

Этап 4.
Этот этап самый трудный, и от него зависит качество всей работы.
Возьми самую тонкую кисть и черной краской наноси почти чертежный рисунок: прорисовываются церкви, дома, окна, заборы… Все маленькие детальки вырисовывай тонкими линиями.
Оставь только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

Этап 5.
Все оттенки снега можно найти в бересте. Подбери колер к более темному оттенку и с разной насыщенностью нарисуй снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же колером сделай тени под домами, нарисуй травинки на фоне темных домов.
Слегка засветлив колер белилами, сделай несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана.

Этап 6.
Все предыдущие этапы работы предусматривают использование того цвета, который мы находим в бересте. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и архитектура органично вписываются в орнамент бересты. Для освещения окон используется светловато-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, малиновый, зеленовато-красно-оранжевый цвета. Это делается для придания картине радости, таинственности.
Затем темно-малиновой, малиновой или светло-малиновой краской нанеси сеточку на окна церквей и прорисуй рамы в окнах домов.

Завершающие работы
Когда работа закончена, необходимо ее еще раз проанализировать и, если есть необходимость, черные наросты на бересте забели краской, которой ты рисовал снег.
Вставь готовую картину в рамку, заклей ее с обратной стороны толстой бумагой или картоном и положи под пресс на 24 часа.

Елена Александровна Горячевских, учитель Угутской СОШ

© 2017 Школьный информационно-образовательный центр Сургутского района

Использование текстов и другой информации с сайта возможно лишь с предварительного согласия правообладателя (Администрации Информационного портала), либо при размещении в обязательном порядке прямой гиперссылки на сайт. Копирование текстов без прямой гиперссылки запрещено.

Читайте также: