Тестовая кассета своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 10.09.2024

Если большинство фирменных кассет, не смотря на чистку, звучат глухо, то вы можете попробовать самостоятельно подстроить азимут головки. Всё, что для этого нужно – это маленькая крестовая отвёртка, которой нужно подрегулировать один из винтов, которыми закреплена головка.

Найдите кассету, которая гарантированно была записана на промышленном оборудовании. Идеально подойдет кассета К-3ЛИТ-1-Ч-4.
Если у вашего магнитофона снимается накладка кассетоприёмника, то снимите её, вставьте кассету и закройте кассетоприёмник, если же нет, то осторожно вставьте кассету внутрь помимо кассетоприёмника и прижмите её по центру большим пальцем (в этом случае рекомендуется использовать кассету, которую не слишком жалко, т.к. при случайном ослаблении прижима или незначительном перекосе кассеты возможно зажёвывание ленты).
Нажмите на воспроизведение.
Если головки вашего магнитофона находятся внизу, то винт, регулирующий азимут, находится слева от головки, если наверху – то справа.
Медленно поворачивайте винт сначала в одну сторону, затем в другую, не более чем на один оборот. Найдите положение при котором звучание наиболее отчётливо.
Если вы регулируете азимут впервые, то винт закреплён лаком, который легко ломается при первом повороте. Для точной профессиональной настройки азимута можно использовать специальную тестовую кассету с записью высокочастотного сигнала 15-18 кГц (продаются на аукционах) и осциллограф.

На осциллографе вы должны будете увидеть фигуру Лиссажу, используйте регулировки осциллографа, чтобы добиться одинаковой амплитуды обоих сигналов.

На экране осциллографа должна появиться картинка, приведенная на рис.

С помощью регулировочных винтов азимута добейтесь правильной картинки на экране осциллографа (прямая линия под углом 45 ).

азимут

НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО

Примечание: по мере увеличения частоты сигнала регулировка становится все более точной. На высоких частотах линии добиться практически невозможно. Добейтесь максимально возможного результата.

Измерение и настройка азимута (профессионально)

Азимут
Азимут, это угол между дорожкой (которая всегда параллельна ленте) и прямоугольным зазором электромагнита. Скажем, одев лыжи и устремившись классикой, мы держимся колеи, чтобы каждая лыжа катилась сама без надобности в "рулевом управлении". В этом случае достигается высокая скорость движения лыжника. Если пытаться поворачивать лыжу на какой-то угол, то это будет не только задерживать движение но и разрушать лыжню. Вот примерно так и со звукозаписью. Записывающая головка создала тоненькую "магнитную лыжню" на обе лыжи, поэтому вращая электромагнитной головкой при воспроизведении нам необходимо попасть в колею, чтобы обеспечить звучание с максимальным качеством.

Поддержание азимута магнитной головки в точно выставленном положении является, наверное, самой сложной задачей в записи на ленту.
Для энтузиаста подобной записи эта проблема одна из самых важных.

Определение механического азимутального угла
Все сигналы записываются на магнитное покрытие ленты магнитным потоком, параллельно ее продольной оси. Обычно допустимое отклонение механического азимутального угла составляет ± 300 микрорадиан (т.е. ± 1 угловую минуту).

Более типичным способом оценки азимутальной ошибки является угол сдвига электрических фаз между внешними (находящимися ближе к краю ленты) каналами многодорожечного магнитофона (в случае кассетного магнитофона таких каналов всего 2 – левый и правый). Сдвиг фаз зависит не только от ошибки установки азимутального угла механически, но также и от ширины ленты, скорости ее движения, а также частоты, используемой для измерения.

Наиболее надежной схемой является измерение сдвига электрических фаз с переворотом магнитной ленты рабочим слоем вовнутрь и воспроизведением сигнала с обратной стороны. Таким образом, ошибка в азимуте переворачивается на 180 градусов.

Источники ошибок
Будем исходить из того, что азимут измеряется путем измерения фазового сдвига или по временной задержке между двумя (обычно крайними) каналами магнитофона. При этом необходимо быть уверенным, что фазовые характеристики головок и усилителей идентичны. Обычно это так и есть, но лучше удостовериться. Воспользуемся индуктивной петлей и подведем магнитный поток к головке воспроизведения. Будем следить за тем, чтобы каналы оставались в фазе по всей длине исследуемого частотного диапазона. Поскольку эта система является минимально-фазовой, любые отклонения в частотной характеристике каналов (даже за пределами слышимого диапазона частот) найдут свое отражение в фазовой характеристике слышимого диапазона. Даже различия в резонансной емкости головки и демпфирующем резисторе могут вносить вполне измеряемые фазовые ошибки, которые, правда, очень малы по сравнению с механическими.

В любом ЛПМ существует несколько различных источников механических огрешностей, которые оказывают влияние на движение ленты (точнее, его непостоянство) и, тем самым, приводят к искажению азимутальных установок. К ним относятся:

Измерение фазового сдвига
Электронно-лучевой метод

Электронно-лучевая трубка (тот же двухлучевой осциллограф, например) хорошо подходит для определения фазового сдвига между двумя напряжениями одной и той же частоты. Таким образом, если одно напряжение подать на горизонтальные отклоняющие электроды, а другое – на вертикальные, то в результате на экране можно будет наблюдать эллипс, форма которого зависит от относительной фазы и амплитуды этих двух напряжений.
Разность фаз f для двух волн дается формулой:

где А – это Y-координата наивысшей точки эллипса, а В –координата точки пересечения эллипса оси Y (понятно, X=0). Для случая, когда эллипс превращается в окружность (что соответствует разности фаз 90 градусов) A=B. Для случая, когда эллипс стягивается в прямую линию (что соответствует разности фаз 0 или 180 градусов) наклоненную к осям под углом 45 градусов, B=0).
------------------------------------------------------------------------

Для абсолютно точного выставления глубины посадки ГВ применяется специальная лента с сигналом 1К, который записан МЕЖДУ обычными дорожками. Т.е. идеалом является достижение такого положения ГВ по глубине, когда 1К НЕ СЛЫШНО ни в одном канале.
Для выставления азимута используется, понятно, лента либо с 10К, либо с 15К.
Без этого высшего качества записи не добиться никак.

В дополнение ко всему вышесказанному, привожу практический метод установки ТОЧНОГО азимута головок.

1. Предварительную регулировку азимута ГВ производят по фонограмме.

2. На чистую ленту записывают сигнал частотой 10 или 15 кГц. Уровень записи должен быть максимально возможным, при котором обеспечивается форма сигнала без видимых искажений.

3. Ленту переворачивают основой к головке и замечают первоначальное положение шлица регулировочного винта ГВ. Далее, при воспроизведении следует установить такой азимут ГВ, который обеспечивает максимальный уровень сигнала в каждом канале (на милливольтметре, подключенном к линейному выходу). Если имеется осциллограф, то лучше подключить его вместо милливольтметра, используя метод настройки азимута по форме эллипса, описанный выше. При этом добиваются превращения эллипса в прямую линию, заметив на какой угол повернут шлиц регулировочного винта. Далее, необходимо повернуть этот винт назад на половину замеченного угла.

4. Повторяют весь процесс настройки с п. 2 еще раз и поступают так до тех пор, пока при прямом и обратном воспроизведении, сделанной каждый раз заново записи, отпадает необходимость в повороте регулировочного винта.

5. Если на вашей деке установлены физически раздельные головки записи и воспроизведения, то вся процедура настройки несколько усложняется. При этом, перед каждой записью (п.2) необходимо установить азимут ГЗ соответствующий азимуту ГВ, используя описанные выше методы. Затем эту запись выполняют еще раз, чтобы азимут записанного сигнала был постоянным, и переходят к п. 3.

6. В последнюю очередь регулируют положение стирающей головки. При этом на ленту предварительно записывают сигнал частотой 3150 Гц с максимальным уровнем. Затем стирают эту запись, отключив генератор НЧ, и установив регулятор записи в минимальное положение. Далее определяют положение стирающей головки, при котором стертый сигнал имеет минимальное значение на линейном выходе. В большинстве случаев ГС достаточно установить на слух.

магнитная измерительная лента

Я вам расскажу, как мы в радиомастерской настраивали кассетные магнитофоны .
Про тест ленту
Для кассетников тест-лента уровня была двух типов:
намагниченностью 185 и 250 nWb и частотой 400 или 315 Гц.
Соответственно на лин выходе выставляли 500 или 775mV
Лента для установки скорости и контроля девиации частотой 3250 Гц ( или 3125Гц, точно не помню)
Лента ЧВН ( частота, высота, наклон ) представляет собой запись пачек разных частот. Мы её звали штаны - по похожести на осциллографе.
Были разные вариации: ленты с записью частот и немецкий девичий голос нам говорил какую частоту мы слушаем. И т.д.
Что нам потребуется для настройки:
1. Тест-лента.
2. Стрелочный милливольтиетр с децибельной шкалой.
3. Генератор Низко Частотный. с db- децибельным переключателем уровня.
4. Осциллограф

стрелочній вольтметр

генератор сигнала

осцилограф

Хочу сказать, что без тест ленты уровня настроить магнитофон невозможно.
Это краеугольный камень всей работы - эталон!
Я имею ввиду профессиональную настройку.
Будем считать, что маг полностью отремонтирован.
Настройка воспроизведения.
Ставим тест-ленту уровня и выставляем на линейном выходе 775mV ( 500mV )
Индикаторы ставим на ноль.
Далее ставим частотную ленту и регулируем АЧХ.

лента для настройки АЧХ

К 3ЛИТ1.Ч 4

Осцилограммы на линейном выходе кассетного магнитофона.


Канал воспроизведения настроен.

Теперь запись.
Для записи надо хорошую, новую ленту. Для кассетников мы использовали АМПЕКС C-90 Type-I
Маг настроенный на эту ленту записывал хорошо на все ленты.
Пишем уровень 400Гц с уровнем близким к номинальному.

Теперь надо поймать такой момент:
Ток подмагничивания ставим на минимум и пишем увеличивая его.
Уровень записи растёт ( лента промагничивается ) и, когда он достигнет максимума
увеличить подмагничивание, так что бы уровень записи упал на 2db.
Теперь настраиваем уровень записи, чтобы на линейном выходе было 775mV ( 500mV )
Индикаторы - это для клиента . Мы смотрим на милливольтметр и осцил.
Уровень записи настроен.
Теперь падаем на 20db вниз и пишем частоту 1кГц.
Генератор переключаем на 10кГц и выравниваем АЧХ канала записи.
Подстраиваем запись на максимальной частоте 12кГц - 14кГц ( кассетник )
Тут имеется маленькая тонкость:
Можно выровнять уровень на максимальной частоте подмагничиванием,
а можно и корректировкой АЧХ канала записи.
Руководствоваться надо следующим:
Если уровень маленький, а канал записи выдаёт на пределе, то лучше уменьшить подмагничивание.
Если верха задраны, то уменьшить подъём в канале записи.
Вообще надо стремится к тому, что бы головка работала, а не выкручивать потенцы и катушки канала воспроизведения/записи.
Нельзя задирать высокие при записи - максимум на 1 - 1.5db.
В противном случае запись звучит плохо - дёшево
Эту настройку надо повторить на все типы лент.

Потому, что на первом аппарате ток записи правильно отрегулирован под данную ленту, а на втором - нет. Соответственно, надо отрегулировать ток записи на втором аппарате так, чтобы записанный сигнал воспроизводился с нужным уровнем. Это внутренняя регулировка и есть на всех приличных аппаратах. На некоторых аппаратах ток записи под конкретную ленту можно регулировать с передней панели, но таких мало.

Сергей.
Вся фишка в том что призаписи на аппарат №2 он на выходе сквозного канала показывает те самые 410мв.
Потери НЕТ!!
Запись один в один.
А когда кассету переставляешь на 1 то он читает ее тише на 50 мв.
Прям колдовство какое то.

Аппараты сильно приличные и в них все регулируется.
ТИК 8030.

И прошу парни.
Очень внимательно прочитайте "условия задачки"

[small]Отредактировано: 24-10-2008, 15:43[/small]

Любые два одинаковых аппарата берёте, сравниваете, они звучат по-разному. А усилках это слышно сразу.

да дофига всяких недочётов, если на это нервы заводить, как я раньше не спал ,то инфаркт обеспечен с инсультом.

Вообще, секрет есть один.
Покупаете, например два одинаковых недорогих усилка Ямаха. и используете их как моноблоки..Звук будет классный!Проверено,и стоит не как хай энд.

Да причем сдесь звук то.
Дело в уровнях.
Звучат они образцово. На их базе ТИК дальше сделал линейку таскамов для студий.

Вопрос можно конечно послать в зад но дело принципа разобраться.

Это элементарно Ватсон - Выставлен азимут правильно,а высота не совпадает.
Выставить головы по высоте и проблемы не будет.

Владимир.
Вот с этого момента попрошу поподробней.
Что есть высота?
В катушечниках есть понятие вылета головки или по другому радиуса огибания лентой бошки.
В профи аппаратах она регулируется в бытовухе тоже можно перемещая бошку внутри экрана.
А в кассетниках это как?

Эта зависимость сохраняется для обоих каналов?
При отключённых долбях и MPX-фильтре?

Попробуйте записать не 1кГц, а 300-400 Гц (как на тестовой ленте).
Если всё совпадёт, то это погрешности АЧХ канала записи-воспроизведения у разных дек.
Разница всего-то 1,1дБ. Такая погрешность АЧХ у Тиков даже между каналами. Также такая максимальная погрешность между каналами на спаренном регуляторе REC Level.

[small]Отредактировано: 24-10-2008, 16:58[/small]

Владимир.
Наверное ты имеешь ввиду высоту расположения дорожек относительно края ленты.
Согласен.
Может быть потеря в уровне.
А каким образом настраивается?
Я не знаю инструментов по настройке такого параметра.
Ведь у головы есть рога.
Лента либо идет по ним либо ее жует.
Растолкуй подробно.

Тестовые кассеты и CD для настройки воспроизведения записи настройка дек, магнитол, муз. центров -->

ya2000 13.04.2021 - 11:24

Предлагаю 3 вида тестовых аудиокассет для настройки тракта воспроизведения дек, магнитол и музыкальных центров, а также тестовый CD для настройки тракта записи как кассетных так и катушечных аппаратов а также усилителей и др. аудиоаппаратуры.
На всех тестовых носителях маска и амплитуда частот снята с фирменных настроечных тест кассетах брендов Nakamichi и Basf и инициированы через аппаратный генератор UTG2025A.
Запись производится на НОВЫЕ запечатанные кассеты брендов SONY,TDK,Maxell и других серьезных брендов именно для японского рынка на аппаратах Nakamichi 682zx и Harman Cardon CD-491, которые проверяются раз в месяц тестовыми кассетами под эти бренды.
Кому надо запишу с магнитным потоком 160, 200 или 250 nWb.
Тестовый CD для регулировки тракта записи. Эпюры частот сняты с CD ALMEDIO ABEX TSD-794.
Дискретизация частот стандарт CD 44100Гц 16бит.
Оплата на банковскую карту.
Цена всех кассет и CD по 850руб/шт. с учетом упаковки и почтовых расходов по РФ.
Все не влезло по демонстрации пишите.
Есть вопросы? С удовольствием отвечу. Спасибо за внимание.

Прикрепленные изображения

Darth_Vader 13.04.2021 - 11:58

Гарфилд 13.04.2021 - 12:16

ну теоретически может быть в перми может быть 2-3 человека а может и десяток, кто это использует, но у них скорее всего свои есть

power2000 13.04.2021 - 17:01

Гарфилд (13.04.2021 - 12:16) писал:

ну теоретически может быть в перми может быть 2-3 человека а может и десяток, кто это использует, но у них скорее всего свои есть


у меня даже бобина есть с тестовой записью.
промышленная, ещё в СССР покупал
занимался тогда катушечниками,
головки выставлял по ГОСТу

ya2000 14.04.2021 - 17:25

Darth_Vader (13.04.2021 - 11:58) писал:

Вот как раз вы уважаемый находитесь в состоянии летаргии и не знаете что аналог уже давно возвращается. Сначала после CD вернулся винил а теперь уже и деки, т.к. всем понятно стало что такое цифровое звучание. Развивайтесь

andrey2147 14.04.2021 - 17:58

power2000 (13.04.2021 - 17:01) писал:

Аналогично, Олимп-005.
Как купил СД, его продал, счас жалею, приглядываю на авито.

ya2000 (14.04.2021 - 17:25) писал:

Darth_Vader 14.04.2021 - 21:48

ya2000 (14.04.2021 - 17:25) писал:

Вот как раз вы уважаемый находитесь в состоянии летаргии и не знаете что аналог уже давно возвращается. Сначала после CD вернулся винил а теперь уже и деки, т.к. всем понятно стало что такое цифровое звучание. Развивайтесь

power2000 14.04.2021 - 22:12

ya2000 (14.04.2021 - 17:25) писал:

Вот как раз вы уважаемый находитесь в состоянии летаргии и не знаете что аналог уже давно возвращается. Сначала после CD вернулся винил а теперь уже и деки, т.к. всем понятно стало что такое цифровое звучание. Развивайтесь

Изображение

Гарфилд 15.04.2021 - 00:10

power2000 (14.04.2021 - 22:12) писал:


в те времена когда серебро за метал не считали, делал знакомый подобную шнягу, где то с военки провода надергал , до колонок пускал, и даже в тонарм нашел из серебра )

Ёжик-Карибовод 20.04.2021 - 08:01

Darth_Vader 20.04.2021 - 11:07

Слушайте, а вот "жёсткость", "прозрачность" и т.п. "динамика" как-то приборами измеряется? Или это только в голове аудиофила?

Measurer 20.04.2021 - 22:09

Знаю, что "жёсткость" и "мягкость" - это наличие нечётных и чётных гармоник в сигнале соответственно.
"Динамика" - малая интермодуляция.
"Прозрачность" - пока ниасиил.

Jeniver 21.04.2021 - 11:53

Darth_Vader (20.04.2021 - 11:07) писал:

Слушайте, а вот "жёсткость", "прозрачность" и т.п. "динамика" как-то приборами измеряется? Или это только в голове аудиофила?

В нашем случае музыкальное искусство встречается с техническим. Попытки поверить гармонию алгеброй не прекращаются всю жизнь человечества, собственно еще до алгебры.

Какими техническими терминами можно описать выбор музыкантом инструмента? А, например, тот же комбик или педаль - для гитариста такой же инструмент, как и акустическая гитара или, для академических, виолончель.

В звуковоспроизведении тоже, есть определенная слабо формализуемая вкусовщина.

Поэтому я бы поостерегся огульно все "аудиофильские" заскоки списывать на психиатрию. (И вообще, крайние состояния нормы очень разбросаны)

Measurer (20.04.2021 - 22:09) писал:

Знаю, что "жёсткость" и "мягкость" - это наличие нечётных и чётных гармоник в сигнале соответственно.
"Динамика" - малая интермодуляция.
"Прозрачность" - пока ниасиил.

Measurer 22.04.2021 - 02:05

Jeniver (21.04.2021 - 11:53) писал:


Скорость нарастания - это, опять же, физическая величина. Человек спрашивал про субъективное восприятие ухом.

dlllb 22.04.2021 - 09:54

непойму, если сейчас все записи цифровые, то конвертировав их в аналог они лучше звучать будут что-ли?

andrey2147 22.04.2021 - 22:00

dlllb (22.04.2021 - 09:54) писал:

непойму, если сейчас все записи цифровые, то конвертировав их в аналог они лучше звучать будут что-ли?

dlllb 22.04.2021 - 23:52

Darth_Vader 23.04.2021 - 08:14

andrey2147 23.04.2021 - 12:24

dlllb (22.04.2021 - 23:52) писал:

Jeniver 23.04.2021 - 13:29

Darth_Vader (23.04.2021 - 08:14) писал:

Почему у компакт-кассеты нет будущего

И это правда.
Ценность ретро Победы и "ретро" ВАЗ-2105 - сильно отличаются. Так и компакт-кассета - удел совсем уж фриков. Ну типа "модно прошвырнуться с волкманом" на двух пальчиковых батарейках :)

andrey2147 (23.04.2021 - 12:24) писал:

dlllb (22.04.2021 - 23:52) писал:

а они разве не из цифры сделаны? ну кроме коллекции 70-80-х годов

Есть проблема. Множество прессов переизданной в 80х классики - откровенный цифровой шлак, отлитый в виниле. Цифровые четные артефакты могут быть замаскированы радиолой типа ригонда. но качественного выхода мы с них не получим.
Будь проклята фирма Сони.


Рассказывать про неудачи никто не любит, поэтому начну с себя. Так как я люблю проверять древний пользовательский опыт на себе, в прошлом году я купил еще один магнитофон формата DCC. Я попытался привести его в рабочий вид еще прошлым летом, и… не смог. В нем ничего не работало, и не хватало опыта, чтобы как минимум разобраться — какие именно проблемы присутствуют и как их решать. Недавно я предпринял еще одну попытку. Настройка этого аппарата представляла собой два полных уикенда страданий и боли. Это был самый сложный ремонт в моей карьере, и только исключительное везение помогло мне не доломать магнитофон до конца, а наоборот — привести его в рабочее состояние. Поэтому так: сегодня я расскажу о пути коллекционера, забытом цифровом аудиоформате, и о том, каково им было пользоваться 25 лет назад. Причем тут аудиофилы? Постараюсь объяснить в конце поста.

Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме. В проекте сохраняется интрига: хочется исследовать, как хорошо техника DCC справляется с аналоговыми кассетами, попробовать дочинить Philips DCC900. Апдейтами буду делиться там.




Внутри тоже стало немного проще. В DCC900 ощущается сложность любой цифровой схемы, разработанной в конце восьмидесятых-начале девяностых.


Самое интересное здесь — кассетный механизм и платы на нём. Механизм мало чем отличается от механизма обычной кассетной деки с автореверсом. Правда он гораздо качественнее, чем, например, механизм в моем двухкассетнике Sony: крупные стальные маховики тонвалов, больше железа в целом. Плата сверху отвечает за работу с магнитной головкой: там реализовано только усиление сигнала (цифрового или аналогового). Сзади находятся еще две платы — одна контролирует механизм и моторы, открывает-закрывает трей, вторая собственно делает этот магнитофон цифровым. Там обрабатывается сигнал с головок, происходит цифро-аналоговое преобразование всех сигналов, обработка сжатого потока данных, коррекция ошибок и так далее. Самая большая плата в DCC951 отвечает только за питание и коммутацию входов-выходов.

Беспощадный ремонт



И вот почему. Небольшая модификация головки для чтения и записи с направляющими сверху и снизу принудительно выравнивает ленту. Выступы на головке фиксируют прижим в кассете с другой стороны ленты, также повышая точность позиционирования. В инструкции по обслуживанию азимут рекомендуется выставлять по кассете с зеркалом, то есть почти на глаз, и этого достаточно. Коэффициент детонации в спецификациях этой модели вообще не указан, но для DCC900 он составляет 0,15% — это довольно средний параметр для обычного магнитофона, но так как цифровые данные буферизируются, для DCC этого достаточно. Исходная детонация превышала 0,5%, в итоге замена роликов привела ее к значениям около 0,1%.



Проблема первая: линейный вход. При подключении источника к цифровому входу проблем не было, но аналоговый сигнал магнитофон пропускал через себя с жуткими искажениями. Здесь я тоже поначалу грешил на конденсаторы: по очереди выпаял их все и измерил параметры ESR-тестером, и все они оказались рабочие (четыре часа). Заодно обнаружил, что кто-то до меня заменил микросхему одного из двух операционных усилителей. С качеством пайки еще хуже, чем у меня (хотя казалось бы, куда хуже-то?). Попробовал установить аналогичную микросхему (час), не помогло. Проверил все соединения (еще час) — ушел фон, но искажения остались. В отчаянии поставил туда заведомо рабочий операционный усилитель из схемы линейного выхода — безуспешно (пара часов). Здесь произошел момент, который у меня до этого часто возникал в освоении Linux: можно долго рандомно что-то делать, пытаясь достичь результата, но рано или поздно опенсорс таки заставит тебя внимательно прочитать мануал. Надо думать, и тыкать в устройство паяльником по заранее разработанному плану. Я открыл схему магнитофона, начал сопоставлять ее с реальным положением вещей (три часа), идентифицировал две точки, где можно измерить напряжение, подаваемое на микросхемы усилителей. Не сразу понял, как измерять (час), а когда понял — обнаружил, что напряжение сильно ниже требуемых 10 вольт. Виновными оказались два сопротивления. После их замены (2 минуты, но через три дня на заказ деталей) искажения пропали.


Проблема вторая: ток записи. Регулируется подстроечным резистором на плате возле магнитной головы. Что он отрегулирован неправильно, я понял не сразу. Цифровой звук магнитофон записывал и воспроизводил нормально, проблемы возникали при перемотке с поиском следующего трека. Работает это так: магнитофон отодвигает голову от ленты на пару миллиметров и перематывает кассету, причем с реально высокой скоростью (90-минутная кассета меньше, чем за минуту от начала до конца). В процессе он читает тот самый девятый трек с метаданными и ищет маркеры треков. Ток записи, достаточный для чтения в нормальном режиме, оказался слишком низким для работы вот в такой необычной ситуации. Настраивается ток записи с помощью осциллографа и измерительной цифровой кассеты. И если первого у меня просто нет, то сервисную кассету я попросту никогда не найду. Настраивал на глаз: увеличивал ток до момента, когда при перемотке магнитофон не начал видеть маркеры треков. Но при этом полезли ошибки чтения (их можно контролировать в сервисном меню): слишком мощный сигнал перегружал входы. Немного уменьшил, обеспечив и чтение музыки, и чтение служебной дорожки при перемотке.

Не стоит судить о качестве всех устройств по двум экземплярам сомнительной истории. В сети любые аппараты, выпущенные 25-30 лет назад, обсуждаются в основном в контексте ремонта, а нормально работают немногие. В любом случае это был самый сложный ремонт в моей карьере, в котором мне удалось избежать каких-то фатальных ошибок, вроде обрыва шлейфа, который невозможно заменить. Почему так вышло именно с техникой DCC? Классические магнитофоны тех лет сейчас как правило тоже сломаны в нескольких местах, но при всех дефектах они продолжают как-то функционировать: у аналоговой техники много оттенков работоспособности. Мне кажется, в Philips DCC соединились типичные недостатки кассетных механизмов (приходящие с возрастом) и характер цифрового устройства. Если что-то идет не так, то ничего не работает, музыка не играет, а коллекционер расстраивается. Ремонт цифровых магнитофонов формата DAT такого же возраста и в похожем исходном состоянии может быть еще более масштабным.


Корректность параметров работы деки проверяю замерами в программе RMAA. В этой программе крайне желательно сравнивать устройство с каким-то другим. Две колонки слева — сравнение Philips DCC951 и минидисковой деки Sony MDS-JB980. Справа — они же, но без записи на носитель, то есть в режиме цифро-аналогового преобразования, без сжатия данных. Результаты очень похожи. Оба устройства относятся к одной ценовой категории, но между ними — пять лет разницы, минидисковая дека выпущена в 2001 году и имеет на борту самую совершенную на тот момент версию алгоритма сжатия звука ATRAC.


Как записывать цифровую кассету

Реверс в Philips DCC очень быстрый, но все равно получается перерыв в 3-4 секунды, который может прийтись на середину песни — как-то неаккуратно. Надо выбирать точку смены сторон самостоятельно, и здесь формат предлагает вам на выбор два варианта.



Грязные хаки

Самый большой потенциал для креативного надругательства над форматом — это упомянутый выше портативный плеер DCC175 с подключением к компьютеру. К сожалению, кабелей для связи с ПК было выпущено чуть больше 1000 экземпляров. Внутри кабеля реализована проприетарная схема, так что сделать кабель при наличии устройства самому не получится. На момент публикации единственный комплект компьютерного DCC продавался за 1000 евро — слишком дорого. Я реализовал самый простой хак, широко известный в узких кругах, попробовал заставить магнитофон распознать обычную кассету как цифровую.




Аудиофил должен страдать

С момента предыдущей публикации информации о DCC в публичном доступе стало гораздо больше, благодаря основателю Музея DCC в Лос-Анжелесе Ральфу Поранкевичу, известному как Dr. DCC. Ральф зарабатывает на своем хобби — восстанавливает устройства DCC до идеального состояния по заказу клиентов, а также собирает все связанные с носителем артефакты: стационарные и портативные устройства, фирменные кассеты с музыкой. В прошлом году он снял на собранные краудфандингом средства фильм о DCC, со свидетельствами от участников разработки, включая тогдашнего директора Philips Яна Тиммера. Премьера фильма прошла в Эйндховене, где раньше располагалась штаб-квартира компании, там же прошла серия лекций. И вот именно они, а не фильм, показались мне наиболее интересными.


Самую содержательную презентацию провел Гайс Виртц, в конце восьмидесятых — менеджер по продукту в Philips, по сути лидер проекта DCC со стороны бизнеса. Слайд выше показывает бизнес-обоснование для цифровой кассеты. Ожидалось, что и дальше будет существовать тандем из двух форматов. Вместо винила и аудиокассеты будет CD и цифровой перезаписываемый носитель. Для производителя аудиотехники важно удовлетворить запросы обычного потребителя. Обеспеченный меломан покупает одно устройство для воспроизведения и тысячу носителей (пластинок, CD или чего-то еще). Обыватель покупает магнитофон и немного кассет, в среднем на семью приходилось всего 40 кассет, дисков или пластинок. Меломанов с деньгами мало, обычных людей много, и вот на них будут заработаны основные деньги, и именно они сделают формат массовым, если примут его. Обязательно нужен портатив: большую часть дохода индустрия аудиотехники зарабатывала именно на нём. DCC создавался как дешевый носитель, а совместимость со старыми аналоговыми кассетами была введена как важный мотиватор для покупки. Предполагалось, что человек с небольшими доходами в начале девяностых пойдет покупать новый магнитофон (CD — дороже и ни к чему), а вернется с устройством DCC, потому что оно стоит столько же, совместимо с его 40 кассетами и лучше звучит при записи на новый носитель.


Наконец, появился World Wide Web, замаячили на горизонте компьютерные мультимедийные технологии. В начале девяностых практической пользы от них было мало, но это поменяло ожидания участников рынка: они начали инвестировать в это светлое будущее. Минидиск Гайс Виртц за конкурента не считает, точнее DCC конкурировала вынужденно, так как не по плану оказалась с ним в одной ценовой категории. Качество звука цифровой кассеты привлекло вообще других людей — тех самых меломанов, на которых производитель железа много денег не сделает. Рост продаж CD, как мы сейчас знаем, продолжался до начала нового века, и ритейлеры делали ставку на этот носитель, задвигая полки с DCC, минидисками и прочей дичью куда подальше. Всё это наложилось на финансовые проблемы в самой компании Philips, и в итоге кто-то в топ-менеджменте в 1996 году, всего через три полных года существования носителя, выдернул шнур системы жизнеобеспечения, фиксируя убытки.


И что теперь мне с этими аппаратами делать? У меня есть и аналоговые кассеты, и минидиски, и вообще, слегка устав от непобедимых глюков DCC, я хотел продать это всё следующему коллекционеру. Но я вложил столько времени и сил в ремонт, и был настолько горд результатом, что у меня теперь другой план. Моими ходовыми ретроформатами по-прежнему будут минидиск и аудиокассета. А цифровая кассета будет моим аудиофильским носителем. Настоящие аудиофилы мне возразят: как так, сжатие с потерями, холодная бездушная цифра. Я сейчас не про звук, он меня в данном случае вполне устраивает. А про опыт, про страдания. Типичные аудиофильские форматы — это винил и катушки с лентой. Слушать их или записывать на бобинник — это целый процесс, ритуал, с массой важных мелких деталей — очистка винила от пыли, настройка магнитофона для записи с наилучшими параметрами. А у меня то же самое, смотрите описание процесса записи выше!


Поэтому так: на DCC я буду записывать самые любимые альбомы, и в итоге запишу небольшое их количество. Сейчас у меня в наличии около сотни кассет DCC, вот столько и будет записей. Буду использовать цифровые источники наилучшего качества, а каждую ленту запишу максимально аккуратно, по всей форме, с маркерами треков и тегами. Кассету и футляр тоже буду оформлять красиво. На фото выше — первая попытка, где явно ощущается необходимость поиграть со шрифтами. Воспроизведу сценарий из девяностых, когда каждый месяц я мог позволить себе одну новую кассету, которую слушал до дыр. В отличие от аналоговых магнитофонов, винила и минидисков, которые, я не сомневаюсь, проработают еще не один десяток лет, тут присутствует элемент неопределенности. Как долго проживут устройства после моего квалифицированного ремонта? Как быстро будет деградировать лента в результате регулярного прослушивания? Как долго проживут магнитные головы? Как скоро исчерпается запас запечатанных кассет в свободной продаже и когда цены на них улетят в космос?



Непонятно. И хорошо. В условиях этой неопределенности я и буду использовать этот формат. Как живой, с характером, приятный, но не очень надежный, уникальный, но никому особо не нужный. Медленно стареющий на пути к известному финалу. В общем, как вся наша жизнь.

Читайте также: