Театр пожарные доу своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 03.09.2024

Знание пожарной безопасности поможет дошкольникам правильно повести себя в экстремальной ситуации

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Воспитатель демонстрирует малышам пожарную машину и атрибуты пожарного

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Дошкольники демонстрируют свои рисунки

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Сотрудник пожарной службы в детском саду

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

Виды занятий

Занятия по пожарной безопасности при работе с дошкольниками можно проводить в различной форме.

Игровые занятия

Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.

Инсценировка тушения пожара

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку проживать реальную жизненную ситуацию

Также полезны игры-инсценировки с привлечением игрушечных машинок, макетов домов, фигурок людей. Дошкольники управляют их действиями, моделируя ту или иную ситуацию, к примеру, процесс тушения очага возгорания.

Дошкольники разыгрывают с помощью игрушек сцену тушения пожара

Манипуляции с игрушками помогают усвоить полезные знания по пожарной безопасности

В старшей и подготовительной группах можно проводить занятия по пожарной безопасности в форме викторины или конкурсов (стихотворных и изобразительных, музыкальных и спортивных). Это даёт школьникам возможность самовыражения, на подобные мероприятия можно даже приглашать родителей. При проведении игровых конкурсов нужно учитывать ряд моментов:

  • добровольное участие детей (задача воспитателя — создать для этого мотивацию);
  • яркие запоминающиеся названия конкурсов;
  • поощрения (например, в виде символических призов);
  • ребята, не принимающие непосредственного участия в конкурсе, задействуются в качестве жюри;

Познавательные занятия

Детям об огне: плакат для ДОУ

Познавательные занятия должны включать в себя максимум наглядности

Коммуникативные занятия

Тему пожарной безопасности можно затрагивать и на занятиях по развитию речи. В ходе такой деятельности дошкольники учатся свободно общаться, рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

  1. Что может произойти, если поджечь траву в лесу или не потушить костёр?
  2. Что нужно предпринимать, если ты почувствовал дым в квартире?

Можно попросить дошкольников самостоятельно сформулировать правила: что не должен делать ребёнок, когда взрослых нет дома.

Чтение художественной литературы

Полезно заучивание стихотворений на подходящую тематику, а также разыгрывание коротеньких сценок по мотивам прочитанного.

Приведём примерный список произведений для чтения воспитанникам детского сада.

Продуктивная деятельность

Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала.

Рисунки и поделки дошкольниов на тему пожара

Любая познавательная тема лучше усваивается, если её закрепить в продуктивной деятельности

Трудовая деятельность

Привлекая дошкольников к практической трудовой деятельности также можно закреплять тему пожарной безопасности. Например, воспитатель подчёркивает детям важность уборки на участке сухих листьев и травы — это может являться причиной пожара. В этом случае ребята с энтузиазмом помогут дворнику выполнить его работу, почувствовав при этом свою самостоятельность.

Полезно давать трудовые задания для выполнения дома: это привлечёт родителей к самой проблеме пожарной безопасности, а также будет способствовать сближению членов семьи.

Занятие-экскурсия

Дошкольники всегда с восторгом воспринимают посещения каких-либо интересных мест, находящихся за пределами детского сада. Особенно, если это увлекательная экскурсия в пожарную часть.

Дети в пожарной части

Очень интересно проверить своими руками действие огнетушителя

Дошкольники рассматривают пожарную машину

Очень интересно своими глазами увидеть устройство пожарного транспорта

На память о таких интересных мероприятиях обычно остаются яркие фотографии, из которых воспитатель потом может составить фотоколлаж и повесить в группе.

Опытно-экспериментальная деятельность

Юные исследователи очень любят проводить разнообразные опыты, а также наблюдать их. Некоторые из них связаны с исследованием огня и приводят дошкольников к важным выводам, которые наверняка пригодятся им в жизни.

  1. Воспитатель демонстрирует ребятам, как загораются от горелки те или иные материалы. Быстро вспыхивают бумага, вата, материал. А вот дерево горит не так быстро, но, тем не менее также сгорает полностью. А вот если поднести к огню монетку (металл), она не будет гореть, а только сильно нагреется. При погружении монеты в стаканчик с водой можно услышать шипение. Из всего этого дошкольники делают вывод, что никакие вещи нельзя подносить близко к огню. И если металлический предмет не загорится, то об него можно довольно сильно обжечься.
  2. Педагог поджигает бензин в четырёх фарфоровых ёмкостях. Одну он заливает подкрашенной водичкой, вторую — подслащённой, третью чашку — засыпает песком, а четвёртую полностью накрывает плотным материалом. При этом во всех чашках огонь гаснет. Таким образом, ребята делают вывод, что огонь можно погасить водой (в любом виде), песком или тканью (перекрыв доступ кислорода). Причём, воспитатель обращает внимание, что вместе песка вполне можно брать землю из цветочных горшочков, которые стоят в комнате.

Воспитатель демонстрирует дошкольникам опыт с огнём

Ребята с большим интересом наблюдают, как загораются различные материалы

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Мотивирующие моменты в процессе занятия

Пожар в лесу

Яркая картина лесного пожара обязательно привлечёт внимание дошкольников

При изучении пожарной безопасности на природе можно рассказать ребятам грустную историю. Люди отдыхали на природе. Они уехали, потушив за собой костёр, но не заметили, что маленький уголёк откатился и постепенно превратился в большой огонь. Все лесные жители были в ужасе: деревья молча плакали, животные убегали от жара и дыма. И вот зайчик прибежал к ребятам в группу, чтобы обо всём этом рассказать.

Рассматривая тему возгорания в квартире, занятие можно начать с появления испуганного котёнка с перебинтованной лапкой: он обжёг её потому, что люди оставили включённым утюг.

  • В маленьком домишке живут шалунишки
  • И они весь денёк добывают огонёк. (Спички.)

Словечко за словечком —
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье —
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл.

С.Я. Маршак

Спички — лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, машин паспорт —

Вот и маленький костёр.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

После знакомства с этим произведением ребята с удовольствием расскажут, чего не нужно делать во избежание беды, закрепляя тем самым правила пожарной безопасности.

Чтобы мотивировать детей к познавательной деятельности в структуру занятия обязательно нужно включать физкультминутки и пальчиковую гимнастику на тему огня, пожарных и пр.

Спички опасны,
Их только тронь —
Дети грозят пальчиком
Сразу появится
Яркий огонь!
Поднимают руки вверх, шевелят
пальчиками
Сначала маленький, Руки перед собой
А потом большой, большой! Руки вверх, шевелят пальчиками
Подул ветерок Дуют
И огонь погас. Опускают руки
На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий
Стоят на правой ноге
А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый
Стоят на левой
Руку левую к груди
И огонь скорей туши
Имитируют работу пожарным рукавом

Картотека популярных тем по пожарной безопасности, используемых при работе с дошкольниками

Конкретные темы для занятий по пожарной безопасности в детском саду определяются исходя из основных целей обучения. Можно выделить следующие блоки.

Фрагменты конспектов занятий по пожарной безопасности в ДОУ — таблица

  • Посмотрите, это хитрые сестрички —
    Очень тоненькие спички.
    Опасны они — вы так и знайте!
    И спичками никогда не играйте!
  • С ними вы не играйте,
    Их вы не зажигайте!
    Спичками играть нельзя!
    Вы запомните это друзья!
  • Дон — дон- дон
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит курица с ведром,
  • Но не добежала,
  • Воду расплескала.
  • Дон-дон-дон,
  • Загорелся кошкин дом.
  • Бежит уточка с ковшом,
  • Да ковш уронила,
  • Воду-то разлила.
  • Дон-дон-Дон,
  • Погорел кошкин дом.
  • Где теперь кошечке жить?
  • Ёжик, ёжик, где ты был?
  • Долго по лесу бродил. дети сжимают и разжимают кулачки
  • Встретил белку и синичку,
  • Мишку встретил и лисичку, загибают пальцы
  • Всех, кого нашёл в бору,
  • Пригласил в свою нору. сжимают кулачки, изображая норку

Картотека игр по теме пожарной безопасности

Незаменимым помощником воспитателя при работе с детьми по теме пожарной безопасности являются различные игры.

Дидактические печатные игры

Их можно приобрести в магазинах или же изготовить своими руками, проявив фантазию и творчество. Можно взять за основу следующие варианты.

Речевые игры

Сюжетно-ролевые игры

Поделки по пожарной безопасности своими руками

Закрепить знания дошкольников по теме пожарной безопасности можно созданием поделок. Чаще всего такая работа выполняется дома вместе с родителями, а затем проводится выставка в рамках группы либо же всего детского сада. Такие мероприятия очень важны, поскольку экспонаты демонстрируют видение пожарной безопасности именно глазами детей. Задача же взрослых — направлять ребёнка, помогать по мере необходимости. Кроме того, совместное творчество всегда сближает членов семьи, заставляет малыша поверить в свои силы.

Поделки по пожарной безопасности могут быть самыми разными. Прежде всего, различаются плоскостные и объёмные варианты. В первом случае это будут выразительные аппликации из салфеток (в технике торцевания, пластилинографии, квиллинга, аппликации из салфеток, пуговиц, пайеток, насыпным и отрывным способом и пр.).

Фотогалерея: плоскостные поделки на тему пожарной безопасности

Кошкин дом: пластилинография Не шути с огнём! Пластилинография Огонь в лесу: квиллинг и мозаичная аппликация из салфеток Пожарная машина: коллективная работа в технике торцевания Пожарный на службе: пластилинография

Более замысловаты объёмные варианты. Для этой цели используют самые разные материалы: пластилин, цветной картон, бросовый материал (пустые бутылки, спичечные коробки, пульверизаторы в качестве огнетушителя и пр.). Очень эффектно смотрятся работы из ткани и вязанные крючком.

Фотогалерея: объёмные поделки на тему пожарной безопасности

Атрибуты пожарного: поделка из пряжи (вязание крючком) Не играй дома с огнём! Поделка из ткани, пряжи и бросового материала Огнетушитель и спички: объёмная поделка из бумаги Отважный пожарный: поделка из ткани Пожар дома: объёмная поделка с элементами аппликации Пожарная машина спешит на помощь: поделка из спичек и спичечных коробков Пожарные за работой: поделка из пряжи, бумаги и бросового материала Пожарный транспорт: поделка из игрушечного строительного материала Пожарный тушит дом: объёмная поделка с использованием коробок Пожарный щит: поделка из бумаги и бросового материала

Видеоматериалы по теме

Всегда интересно увидеть открытые занятия по одной тематике в разных возрастных группах.

В доступной форме объяснить детям, что спички – не игрушка, как нужно вести себя при пожаре – это одна из основных задач дошкольного воспитания. Для ее решения используются различные методы. Один из них – предложить малышам смастерить аппликацию, панно, картинку на тему пожарной безопасности.

В чем польза таких поделок

Назначение такого творчества:

  • Научить детей правилам при обращении с предметами, которые могут быть огнеопасными.
  • Сформировать четкую последовательность действий при пожаре.
  • Научить бережному отношению к природе.

Дети получают огромное удовольствие от создания работ своими руками, вместе с этим осваивая нормы пожарной безопасности.

Пожарная безопасность поделка

Учитывая сложность тематики, ребенку потребуется помощь взрослых. Совместное изготовление поделки сближает и вызывает массу положительных эмоций.

Поделки создаются из различных материалов, все зависит от возраста и умений ребенка.

Рисунок

Можно предложить малышам нарисовать огонь, и как его тушат пожарники. От детей не требуется высоко художественного произведения, главное, чтобы они прочувствовали значимость своего творчества. Рисовать можно карандашами, фломастерами, мелками, в более старшем возрасте – красками.

Поделка пожарная безопасность рисунок

Самодельные изделия из крупы

Несложные творения своими руками получаются с использованием различных круп: манки, пшена, риса, гречки, макарон.

Для создания панно вначале окрашивают зерна, перемешав их с краской требуемого цвета в специальной емкости. Затем на салфетке или газете высушить.

Пожарная безопасность поделки из крупы

Для выполнения пожарной машины на плотном основании прорисовывают контуры автомобиля. Внутри его намазать клеем и посыпать крупой, чтобы получился ровный тонкий слой:

  • Красным – кабину, кузов, лестницу;
  • Белым – двери, полоски;
  • Серым – бампер, стекла, мелкие детали;
  • Черным – колеса.

Излишки крупы аккуратно стряхнуть. Когда машина будет готова, можно создать таким же образом общий фон – дорогу, дым, огонь и т.д.

Из пластилина

Лепка из мягкого пластичного материала полезна детям младшего дошкольного возраста – она развивает мелкую моторику, параллельно можно рассказать, почему опасно играть со спичками, зачем нужна профессия пожарного, как они работают.

Поделка пожарная безопасность из пластилина

  1. Сформировать из пластилина красного цвета основание и кабинку, соединить их между собой.
  2. На кабине закрепить окошки из тонких белых пластин, фары желтого цвета, маленький синий сигнальный фонарик и черную полосу впереди – бампер.
  3. На кузов прикрепить небольшие белые полосы и цифры 01, шланг серого цвета, свернув его спиралью.
  4. Черные колеса, нанести на них полоски по кругу, имитируя рисунок шин. В центре прикрепить белый либо желтый кружок.
  5. Лестницу изготовить из серого материала.

Помимо автомобиля, для тушения огня из податливого пластилина можно лепить фигурки спасателей, вертолеты, самолеты, деревья, лесных жителей, которые также страдают от пожаров.

Из соленого теста

Освоив пластилин, детям можно выполнять самоделки из смеси соли, муки и воды. Это тоже пластичный материал, но быстро сохнет, и работа с ним уже требует некоторых навыков.

Поделка пожарная безопасность из соленого теста

Вначале нужно приготовить тесто:

  • В отдельной посуде смешать в равных пропорциях муку и мелкую поваренную соль (примерно по 200 гр);
  • Добавить 100 гр. подсолнечного масла, 1-2 ст. ложки жидкости. Получившийся объем поделить на несколько частей, и в каждую добавить краску нужного цвета (можно использовать сок овощей);
  • Замесить тесто, чтобы цвет получился равномерным.

Далее принцип работы такой же, как и с пластилином. Только после окончания работы, поделку необходимо просушить. Можно просто оставить изделие в комнате, на несколько дней. Для ускорения просушки можно использовать духовой шкаф, вначале холодный, а затем включить его на небольшую температуру.

Нельзя сушить поделки из теста на горячей батарее, они могут потрескаться.

Аппликации

С самыми маленькими творцами нужно начинать с легких вариантов. Например, изделие с помощью ладошек всегда выглядит забавно. Цветная бумага очень хорошо подходит для изготовления несложных вещей. Для чего вначале на плотном листе создается необходимый фон, затем на цветных листочках рисуют контуры деталей, вырезают и приклеивают к заготовке. Вначале крепятся крупные детальки, потом – более мелкие.

Апликация на пожарную тему

Сложные фигуры можно взять из какого-либо журнала или скопировать и раскрасить. Черточки и очень мелкие элементы прорисовать карандашом или фломастером.

Аппликации можно делать не только из бумаги, для них подходят бисер, ткань, фетр.

Изделия из картона

Трудиться с этим материалом немного сложно, так как он более плотный. Но из него получаются прочные объемные поделки. Можно использовать и картонные коробки. Огнетушители, пожарные автомобили, щиты и прочее оборудование в виде макетов будут служить наглядным доказательством вреда игры с огнем.

Поделка пожарная безопасность из картона

Дети более старшего возраста в детском саду могут создавать целые композиции, изображая пожар в окнах домов или храбрых спасателей при исполнении служебного долга.

Техника торцевания

Необычные изделия своими руками выходят, если выкладывать мозаику из небольших объемных деталей, в виде конусов. Для этого гофрированную (креповую) бумагу различных цветов нарезают маленькими квадратиками и сворачивают кулечками. При применении этой техники можно использовать бумажные салфетки, тогда мелкие кусочки скатываются в шарики.

Техника торцевания

На плотное основание нанести контур будущего изделия, промазать клеем и поочередно аккуратно установить приготовленные элементы. Прижимать их с помощью деревянных палочек, зубочисток или спиц.

Огнеборец

Действительный огнетушитель получается из обыкновенной пластиковой тары. Снаружи ее оклеивают бумагой или надевают мешочек из ткани красного цвета. Прикрепляют озорные глазки и ротик. Крышка подойдет от любого распылителя. При желании ее можно окрасить черным цветом. Из цветной бумаги скручивается конус и приклеивается к верхушке. Таким образом выходит веселый первый помощник для борьбы с пожаром.

Веселый огнеборец

Ежегодно случаются тысячи пожаров, от которых страдают и гибнут не только люди, но и беззащитные животные. Очень часто причиной возгорания неверное обращение с огнем. Именно поэтому малышам уже в детском саду начинают объяснять, что нужно беречь себя, окружающих и природу, не играть с огнеопасными предметами.

Совместное с родителями творчество помогает детям лучше понять и запомнить всю информацию, подаваемую в игровой форме.

Описание материала: материал будет полезен педагогам при изучении темы по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста.
Задачи: познакомить детей с профессией пожарных, с правилами пожарной безопасности, дать понятие о первичных средствах тушения пожара; учить осторожному обращению с огнём.


Безопасность наших детей — это самая важная задача для всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, в окружающем мире очень много, поэтому надо не только оберегать, но и учить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и вне его. Для работы с воспитанниками по пожарной безопасности, я изготовила макет, который используется для ознакомления детей с профессией "пожарный", с правилами пожарной безопасности, с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования.
В целях профилактики пожаров дети должны уяснить следующее:
1. спичками, зажигалками и прочим играть нельзя, если найдено что-либо из перечисленного, он должен отдать свою находку взрослым.
2. включать телевизор, компьютер без взрослых нельзя .
3. пользоваться любыми электрическими приборами без взрослых нельзя.
4. оставлять без присмотра включенные электроприборы нельзя.

Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать следующие правила и требования:
1. в случае возгорания или задымления помещения, его следует немедленно покинуть (выбежать из дома, квартиры). Если такой возможности нет, следует выйти на балкон и громко звать на помощь;
2. позвать на помощь соседей (если родителей нет дома), сообщить родителям о пожаре;
3. попросить соседей вызвать пожарную бригаду или сделать это самому по телефону 01;112,101
4. запрещено прятаться в горящем или задымленном помещении под кроватями или в шкафах;
5. если пламя перекинулось на одежду ребенка, он должен падать на пол и катаясь, тушить ее;
6. дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения отравления угарным газом лицо во время пожара следует прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.

Пожарный щит оснащен стандартным набором инструментов и оборудованием:
• Багор – применяется для разборки стен, перегородок, горячих и горящих предметов в помещении. Им можно сваливать печи, трубы, растаскивать горящие материалы.
• Топор – предназначен для срубания и разборки деревянных конструкций горящих зданий.
• Лопата – с ее помощью удобно быстро разбирать завалы, выносить горячий мусор из помещения, отодвигать горящие элементы.
• Ведро – используют для переноски воды или песка, используемых для тушения пожара или очага возгорания.
• Огнетушитель – переносное устройство для тушения пожара.
• Ящик-песок – хранилище песка, эффективное средство в борьбе с огнем.
• Рукав – шланг, по которым пожарные качают воду.

Макет изготовлен из картона, самоклеющейся бумаги, картинками, знаками по пожарной безопасности.

Театр. Дошкольник

?

Маски для театрализованной деятельности "Звери"


Театр. Дошкольник

Театр. Дошкольник запись закреплена
Мama_v__dele

Читайте также: