Своими руками городище

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.10.2024

Золотарёвка — поселок в Пензенском районе, Пензенской области.

Расположен всего в 8 км от Пензы.

Доехали сюда на рейсовом автобусе на второй день по приезду в Пензу.

Основана с таким названием на месте древних поселений в начале семнадцатого канцеляристом Пензенской провинциальной конторы Алексеем Фёдоровичем Золотарёвым.

В 1785 году на даче с. Боголюбовка, (деревня Золотарёвка) прокуроршей Бекетовой организовано стекольное производство. В 1815 году дворянами Золотарёвыми, Бекетовыми создана суконная фабрика в д. Золотарёвка, что на речке Медаевка. В 1817 году дворянином О. С. Селивановым в с. Боголюбовка (деревне Золотарёвка) построены бумажная и суконная фабрика.

В 6 км к северо-западу расположен памятник природы Золотарёвский сосновый бор с некоторыми видами редких растений, среди них водяной орех Спрыгина. А также заповедное сфагновое болото.

Около 1 км к западу находится памятник археологии — Золотаревское городище (5–3 вв. до н. э.; 9–10 и 11–13 вв. н. э.), сохранившее материальные свидетельства защиты города от монголо-татар.

Вот где-то там и расположено знаменитое городище. Но мы туда не пошли, так как сейчас под слоем снега не увидеть раскопок. На раскопки в городище отправляются в теплое время года. Перед посещением местного краеведческого музея мы зашли подкрепиться в единственное местное кафе на остановке. Я как будто на машине времени попал в 90-е. Скудный аасортимент в меню. Шансон из магнитофона разрывается. И шумная компания местной братвы. Мат, перемат…Как мне дороги такие посёлки с крутыми парнями в трико с оттянутыми коленками и в кожаных куртках из 90-х!

Мы по быстрому откушали и свалили в музей.

Подходим к зданию местного музея.

Не падайте в обморок.

Это не здание музея, а жилой дом. Вообще попасть в этот филиал пензенского краеведческого музея не так просто. Он работает только по звонку. Я заранее нашел в интернете телефон музейного гида (заодно и кассира) Рината и он ждал нашего приезда. Музей это громко сказано. Просто одна большая комната с экспонатами.

Самые интересные найденные на раскопках артефакты отправляют в Пензу и более крупные центральные музеи.

Золотарёвское городище — археологический памятник, относящийся к III—IV вв., VIII—XIII вв. Пограничное городище Волжской Булгарии, расположенное в верховьях реки Суры вдоль оврага, по которому течёт река Медоевка, в 0,5 км к северо-западу от центра посёлка.

Городище было открыто в 1882 году Чекалиным (1844–1893) и считалось крепостью засечной черты XVII века.

В 1952–78 гг. археологическая экспедиция М. Р. Полесских продолжила изучение городища. Было вскрыто более 1000 м? культурного слоя, что позволило определить время существования городища и его культурную принадлежность.

Здесь было довольно крупное поселение с мощной крепостью в центре и большим посадом вокруг. Городище расположено на мысу высотой до 20 м, образованном двумя оврагами, и огорожено со всех сторон валом со рвом. Поперек мыса насыпаны еще 4 вала со рвами.

В центре валов есть проезд. За внешним валом широкая полоса круглых ловчих ям, расположенных в шахматном порядке, глубиной около 1 м.

Общая площадь Золотаревского поселения 14 га, что сопоставимо с городами Древней Руси. Площадь городища около 2,5 га.

В 1998–2000 годах возле городища археологической экспедицией под руководством профессора Белорыбкина было открыто и обследовано три новых селища и новая система укреплений городища. На Золотаревском городище регулярно ведутся археологические раскопки, которые выявили усадебную застройку.

На базе экспедиции работает детский археологический лагерь.

Более разнообразен в археологических находках материал VIII–X веков, который учёные связывают с мордовским населением.

Это не только посуда, но и украшения, орудия труда, оружие.

Считают, что в этот период Золотаревское городище имело обширные связи с южными и с восточными племенами .

В X веке городище было завоевано буртасами, но впоследствии в XI веке вошло в состав Волжской Булгарии.

С XI по XIII вв. здесь жили буртасы, булгары, мордва.

С XII века на Золотаревском городище появляются военизированные представители аскизской культуры с Енисея.

Наиболее ярким свидетельством этого являются железные накладки конской сбруи, покрытые золотом.

Посмотрите на любопытные замки того времени.

Здесь поздней осенью 1237 году произошло сражение между защитниками средневекового городка, населённого предками современных народов Поволжья, и идущим на Русь монгольским войском.

Реконструкция защитника крепости.

Создали её на основе изображения воина на одном из украшений. То есть крест на его щите — не фантазия автора, а факт. Но что он означает — вопрос.

Крепость была весьма укреплённой. Предполагают, что частокол, которым она была огорожена, был высотой до 10 м.

Поскольку местные жители оказали ожесточенное сопротивление завоевателям, то во время битвы с монголами все поселение (и окресности) было выжжено.

Здесь погибло около 2 000 человек.

Осада крепости, по мнению исследователей, была непродолжительной, так как оказались не использованы запасы зерна и животных в крепости, а деревянные строения были сожжены. У стен крепости имеются многочисленные следы конных стычек между завоевателями и защитниками.

Как это было принято, после штурма основная масса оружия была собрана, но даже то, что осталось, позволило исследователям определить не только примерное время сражения, но и установить, что в нем принимали участие представители самых разных племен и народов.

Со стороны монголов это были различные, в основном тюркские, племена, а со стороны защитников — булгары, буртасы, мокша (мордва), русские, кыпчаки и енисейскме киргизы.

О том, что произошло на Золотарёвском поселении в последние часы его существования, свидетельствуют такие факты, как огромная площадь разбросанных на поверхности человеческих костей.

Согласно исследованиям Белорыбкина, территория, на которой произошла военная катастрофа, выходит далеко за пределы крепости. Останки убитых были обнаружены на площади более 60 тысяч квадратных метров.

Причем останки людей в большом количестве встречаются не только в поле, но и на крепостных стенах и внутри взятого штурмом городища.

Мертвые тела так и остались лежать на земле, никто их не похоронил, никто о них не написал. Люди назвали эти места проклятыми и обходили стороной.

Со временем густая трава покрыла останки и вырос лес.

Золотаревское городище сохранилось в таком виде, в каком его оставили монголы, пока в 1882 году его случайно не открыли археологи. Но сначала они решили, что это крепость засечной черты XVII века, потому особо не исследовали, но новые археологические работы 1952–78 годов определили подлинное время существования городища и его настоящую культурную принадлежность.

Здесь находят несметное количество накнечников стрел, копий, камней от метательных машин.

Также находят колоссальное количество человеческих скелетов со следами насильственной смерти.

Найдены кости с торчащими в них наконечниками стрел, рубленые черепа, а на крепостной стене даже раскопаны останки воина, сжимающего в руке булаву.

Но самый большой урон городищу нанесли черные копатели.

У черных археологов самые интересные из найденных здесь артефактов.

Музейные работники пытались на них выйти чтобы приобрести что-то из бесценных вещей, но ничего из этого не вышло.

Новейшее оружие того времени — арбалет.

Монгольское войско продвигалось настолько стремительно, что в декабре 1237 г. уже пала и наша Рязань, первый уничтоженный Батыем русский город.

Кстати, любопытно что в монгольском походе на Русь и дальше на Европу участвовала в том числе и примкнувшая к ордам Батыя местная мордва (мокшане).

Монгольское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом Золотой Орды и большая часть мужского населения мокша в составе войска их вождя Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу.

Монголы заставили мокшан (как близких к ним кочевников) участвовать в своем походе на Европу.

Однако те тяготились и постоянно искали повода предать монголов, что в конце — концов и случилось.

Накануне битвы при Лепциге (1241 год) Пуреш повёл тайные переговоры с Генрихом Благочестивым о переходе на сторону немцев и богемов, надеясь при их поддержке выйти из-под власти Батыя .

После тайных переговоров 8 апреля 1241 года Пуреш отказался воевать с немцами, ссылаясь на большие потери, и сказал Субэдэю, что его воины устали. Субэдэй приказал отвести мокшанское войска в тыл на отдых и сдать оружие вставшим на их место. Он обещал дать воинам Пуреша новое оружие, которое доставляли обозами из тыла.

В ночь на 9 апреля монголы перебили многих из них спящими.

Первыми были убиты каназор Пуреш и его сын Атямас.

Те, кому удалось бежать, вернулись в земли мокшан и сообщили о том что произошло Нарчатке, дочери Пуреша.

Нарчатка во главе собранной ею армии опустошила тылы монголов.

Но силы были неравны…

Близ села Наровчат (в Пензенской области) установлен памятник Нарчатке.

По мнению Г. Н. Белорыбкина, здесь в Золотаревской крепости была первая попытка противостоять нашествию монгольского войска.

Честно сказать весьма спорное мнение.

А как же завоеванные до этого Китай, Средняя Азия (Хорезмское царство), Кавказ? А как же, в конце-концов, хоть та же битва на Калке с русскими войсками в 1223 году?

Именно тогда дочь убитого монголами князя Пуреша подняло восстание против Батыя.

Собственно, в данном ролике мы с вами видим конкретный пример раскопок кургана Л-206 курганного могильника Гнездово. Небольшая справка о Гнездово, что за памятник. Гнездовский археологический комплекс поистине огромен и уникален. Он включает в себя несколько городищ, селищ, а также курганный могильник, состоящий из нескольких групп. Чтобы понимать масштабы - это самый крупный курганный могильник эпохи викингов (крупнейший курганный могильник в Европе в целом), насыпей в нем - несколько тысяч. Располагается он в 12 км от Смоленска, вверх по течению Днепра. Собственно, по основной концепции, Центральное городище Гнездова - это и есть древний Смоленск времен становления древнерусского государства, в 10-11 вв. являвшийся одной из ключевых точек на знаменитом пути из варяг в греки. Правда, надо признать, не все коллеги с этим соглашаются, но не будем углубляться в дебри дискуссий.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Вид на курганы лесной группы Гнездовского могильника.

Для начала разберемся, что же такое курган. "Просто куча земли, насыпанная над могилой", - скажите вы. На самом деле все немного сложнее. С практической точки зрения, курган - это сложный комплекс, даже в некотором смысле архитектурный. В последнее время уже даже принято для процесса формирования кургана принято говорить не "насыпают", а "сооружают", "возводят". Т.к. насыпь может быть не только земляной, курган может быть сложен из камня (например, большая часть курганов на Алтае и в Туве сооружена именно из камня), может быть сложен из дерновых вальков (не так давно дерновые вальки начали фиксировать во многих курганах скифо-сарматской эпохи).

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Курган Ак-Алаха 3, плато Укок, Алтай. Тот самый памятник, где была обнаружена знаменитая "принцесса Укока". Пазырыкская культура, IV-III вв. до н.э.

Под курганом может находится далеко не одно погребение . На моей памяти рекордсменом в этом отношении выступает Ипатовский курган на севере Ставропольского края, где было выявлено 195 захоронений, однако наверняка это не рекорд, просто сейчас не припомню, где было больше. Под курганом могут быть не только погребения, но и поминальные комплексы, культовые сооружения, площадки и т.д., где совершались ритуалы, поминальные празднества.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Знаменитый курган Аржан, раскопанный М.П. Грязновым в Туве. Принадлежит уюкской культуре, относительно датировки до сих пор ведутся споры. Питерские коллеги, ссылаясь на результаты радиоуглеродного AMS-датирования, настаивают на конце IX - начале VIII вв. до н.э. Московская школа спорит, указывая на некоторые несовершенства анализов, и датирует курган концом VIII - началом VII вв. до н.э.

Как видим, под курганом Аржан располагается сложная конструкция из деревянных клетей вокруг основного погребения. В некоторых ячейках были обнаружены отдельные конские захоронения. Согласитесь, тут уже не просто насыпать земли над могилой, придется знатно потрудится=)

Если обратиться к Хакасии, то тут яркий пример - Большой Салбыкский курган, раскопанный С.В. Киселевым. Самой насыпи уже не существует, однако до сих пор можно поглазеть на стоящую крепиду из огромных плит. Крепида - это опорная стена, своеобразная ограда вокруг кургана, которая одновременно не дает насыпи расползаться и имеет определенную семантическую нагрузку - служит границей между миром мертвых и живых.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Съемка с "рыбьим глазом", но однако вполне наглядно охватывает всю площадку. Люди для масштаба тоже имеются. Самые крупные глыбы в крепиде - до 4,5 м высотой. Подвинься, Стоунхендж, у нас тут тоже "инопланетные технологии" =).

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Реконструкция конструкций под насыпью Краснознаменского кургана, Ставрополье, раскопки В.Г. Петренко. Сложная система кольцевого лабиринта, рядом - каменное святилище Ареса. Скифы, VI в. до н.э.

Примеров можно приводить еще очень много, но, думается, понятно, что курган - это не просто груда земли над могилой. Кроме того, курган в древности - штука многофункциональная. Помимо функции погребально-поминального комплекса, для многих культур, особенно степных, курган являлся отличным географическим ориентиром, маркером территорий (формулировка "здесь могилы наших предков, значит это - наша земля" актуальна до сих пор).

Традиция сооружения кургана возникает еще в эпоху ранней бронзы, а именно в ямной культуре (древнеямная культурно-историческая общность), широко распространившейся в степи и лесостепи Северного Причерноморья и прилегающих территорий во второй четверти IV тыс. до н.э. Именно с ямной культурой сейчас исследователи связывают носителей индоиранских языков. Название культуры происходит как раз от обряда захоронения умершего в яме под насыпью кургана.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

1- схематическое изображение классического погребения носителя ямной культуры. 2-10 - наиболее характерные предметы погребального инвентаря.

С этого времени и вплоть до позднего средневековья обряд захоронения под насыпью курганов существует во многих культурах Евразии, в том числе среди славян и викингов, если вернуться к тематике ролика, с которого мы и начали разбор темы.

Но обратимся к практической стороне вопроса, как же археологи копают эти самые курганы? Если в XIX в. курганы копали простым колодцем по центру насыпи, либо траншейкой, то с середины прошлого столетия утвердилась основная методика - копать только на снос, т.е. разбирать всю насыпь полностью до основания. Ибо, как я уже говорил выше, под курганом бывает, порой, далеко не одно погребение.

Безусловно, наиболее правильным в методическом отношении будет копать курган вручную, лопатами, как это было сделано на видео. Так максимально уменьшаются шансы упустить что-то важное. Однако понятно, что небольшие курганчики, такие как на видео, раскапывать вручную еще возможно в течении одного сезона, благо в Гнездово много волонтеров и студентов. Однако как быть, если народу мало, или стоит задача исследовать огромный курган в степи? Понятно, что в XIX в. дело решалось просто при наличии трех бочек водки и мужиков с нескольких окрестных деревень. В веке XX эту схему удалось заменить применением сельскохозяйственной техники, бульдозеров и скреперов. При раскопках техникой, как и лопатой, снимается насыпь аккуратно, пластами по 10-15 см, а за бульдозером неустанно ходит археолог, который истошно орет "стоять", если что-то замечает. И пока это "что-то" не появится, техника ходит максимально долго, облегчая ручной труд. Но как замаячит погребение - то техника моментально останавливается, направляется разгребать отвалы, а в дело идут лопаты. Исследование непосредственно комплексов - исключительно вручную.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Наблюдение за работой трактора.

Изначальный принцип, думаю, понят. Сначала археолог смотрит на курган и рассчитывает силы. Затем, конечно же, необходимо избавиться по возможности от всякой растительности, нарушающей облик памятника или мешающей вести работы. Повторюсь, там где это необходимо. Затем наступает время разметки будущего раскопа. В первую очередь выбирается самая высокая точка насыпи, которая берется за нулевую отметку для будущих измерений, от нее отсчитываются все высоты. Называется в археологии эта точка, как и в геодезии, нулевой репер. Понятно, что в геодезии репер - это точка с известной абсолютной высотой. В случае курганной археологии - абсолютная высота не столь важна, главное - высота относительно выбранной определенной точки. И удобнее в данном случае выбрать, конечно же, самую высокую.

В место нулевого репера смело забиваем колышек. И от него разбиваем строго по сторонам света стратиграфические бровки. Тут, конечно, нужно пояснить, что же такое стратиграфия, стратиграфическая бровка (что такое бровка, думаю, не надо объяснять:D).

Если обратиться к Википедии, то увидим, что

Стратигра?фия (от лат. stratum — настил, слой + др.-греч. grafo — пишу, черчу, рисую) — наука, раздел геологии, об определении относительного геологического возраста слоистых осадочных и вулканогенных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований. Один из основных источников данных для стратиграфии — палеонтологические определения.

Основной смысл термина для археологии остается тем же самым, только в нашем случае мы имеем дело с отложениями антропогенного характера, а не природного, геологического. Однако стратиграфия все также дает нам относительную хронологию. Принцип прост: то, что лежит ниже, - древнее. Естественно, это верно только в том случае, если археологический комплекс не потревожен. Что, кстати, будет как раз очень хорошо видно в этом стратиграфическом разрезе. Вследствие этого, мы можем видеть воочию, как же формировался археологический памятник, в случае с сегодняшней темой, как же сооружался курган, подвергался ли он досыпкам, ограблениям, как впускались в него уже последующие, более поздние погребения. Разберем на примере.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Фото центральной бровки кургана №1 могильника Девица-V, Воронежская область, раскопки Донской археологической экспедиции ИА РАН. Из личных архивов.

Что же здесь мы видим? Во-первых, то, что курган копался старым добрым ДТ-75=). На современной поверхности бровки ряд колышков, разбитых по линии север-юг с шагом в два метра, для того, чтобы на фотографии можно было определить масштабы, а в поле для удобства измерения, привязки в плане высоты и положения на общем плане. Кстати, высота каждого колышка относительно того самого нулевого репера также отмечается. Измеряется эта высота либо при помощи старого доброго нивелира, либо уже современными тахеометрами (во многих экспедициях это именно тахеометр, но, к сожалению, не все экспедиции имеют достаточно средств для покупки такой техники).

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Здесь и далее, то, о чем идет речь - подчеркнуто красной линией.

Но самое главное, что мы видим - это структура кургана. Под остатками убранной пшеницы по всей длине бровки можно увидеть слой более темной земли толщиной 20-25 см. Это слой современной распашки. И обратите внимание, он выделяется, ниже - чуть более светлый слой, являющийся собственно насыпью кургана. Четко видны два треугольника - это глина, которая извлекалась из могилы в процессе сооружения и выкладывалась впоследствии кольцом вокруг захоронения, т.н. могильный выкид. Коричневое возле этих треугольников - истлевшее дерево перекрытий погребения.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Кстати, уровень слоя, на котором "лежит" это кольцо могильного выкида - это и есть поверхность земли на момент сооружения кургана. Ниже этого уровня идет слой, который в археологии называется "погребенная почва", т.е. слой плодородной почвы, которая оказалась в итоге погребена насыпью кургана. И можно заметить, что она отличается по цвету, более светлая, светло-серая.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

А под всем этим делом лежит слой желтой глины. И дальше него копать нет смысла, т.к. это то, что в археологии называется материком. Материк - это слой земли, не подвергавшийся антропогенному воздействию, тот слой, на котором начала образовываться плодородная почва, ниже него - уже чистая геология. Возглас "Вижу материк!" - это не только про морских волков, но и про археологов. Причем любой памятник археолог обязан докопать до материка, зафиксировать это и представить в отчете о раскопках. Если он этого не сделает, то не получит открытый лист на следующие работы.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Ну а по центру ясно видим пятно черной, жирной земли, которая в траншее получает контуры могильной ямы. Что же это за слой? Это слой земли, которая затекла в могилу после ее ограбления. Как это стало понятно, почему ограбление? Все дело в том, что это пятно черного грунта идет до самого верхнего слоя современной распашки. Грабители очень точно раскопали свой колодец прямо над могилой, прорезав насыпь, перекрытие могилы. А вот закапать за собой не удосужились. В течении многих лет эта в эту открытую яму после каждого дождя затекала земля, которую мы и видим в виде черного пятна.

Думаю не стоит подробно говорить о том, что, конечно же, каждый шаг при раскопках обязательно фотографируется и впоследствии чертится на миллиметровке с указанием всех высот. Это вполне очевидно.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

На что только не пойдешь ради хорошей фотографии.

Но вот что не очевидно, так это то, как в случае с Гнездовским курганом археологи увидели контуры могилы, и откуда они знают, что стенка, а что заполнение? Про пример с донским курганом все понятно, там не ошибешься. Черное - копай, желтое - не трогай. А на видео - сплошной желтый суглинок, только чуть-чуть где-то черные точки по контуру.

Археоликбез. Что такое курган и как его копают? Длиннопост, Археология, Курган, Археологические раскопки, Видео

Ответ прост - на ощупь, в буквальном смысле. Заполнение могилы в любом случае будет более рыхлым по структуре, его легче копать. А там, где чувствуется более плотный грунт - стенка. Почему же там могила оказалась заполнена этим же желтым суглинком? Все дело в том, что погребение в кургане Л-206 в Гнездово не было ограбленным. Да, деревянное перекрытие погребения рухнуло под давлением насыпи, поэтому могила также оказалась завалена. Но внутрь захоронения попала насыпь, состоявшая как раз из такого же материкового суглинка, в это погребение не "затекала" земля с поверхности, которая была бы темнее по цвету.

Процесс разбора самого погребения всегда зависит от конкретной ситуации, так что в данном опусе, как видится, не стоит углубляться в такие подробности. Отмечу лишь, что после завершения работ насыпь кургана должна быть обязательно восстановлена, дабы не нарушать культурно-исторический ландшафт.

Безусловно, все мелочи и подробности процесса работы с археологическими памятниками в рамках постов на Пикабу не раскроешь. К тому же, многие вещи заведомо пришлось немного упростить. Тут надо ощутить все своими руками в процессе непосредственной работы. Но все же вопросы только приветствуются, если что-то осталось непонятным.

Продолжение последовало усилиями археолога Михаила Романовича Полесских в 1952 году. Он не спешил. Долго проводил разведку и приступил к раскопкам только через семь лет. Его группа потрудилась на славу, и шеф смог заявить, что обнаружен город 13 века, построенный народом буртас. В ходе раскопок к буртасам присоединили ещё мордву и удревнили город ещё на сто лет.

Но сначала – отлично выполненный макет-реконструкция самой крепости:


Золотарёвское городище: история, отнятая у народа


По макету хорошо видно, что город был построен на стрелке двух оврагов и нормально подойти к нему по суше можно было только с одной стороны.

Общая площадь всей крепости — 2,5 гектара.

Пишут, что высота крепостных стен была до 10 метров, что на мой взгляд явное преувеличение. Вряд ли сильно больше 5 метров. Для деревянной постройки и это не просто.
Площадь поселения, то есть крепость с посадом – 14 гектар. Нужно отметить, что открытая, то есть не защищённая естественными преградами стена не была главной для города. Ведь главная башня (проходная) стоит в углу. Там, где сходятся два оврага.

Сейчас историки в один голос говорят, что это происходило потому, что город находился на очень важном торговом пути. Контролировал его. То есть делают вид, что город рос за счёт поборов с проходящих торговых караванов. Наверное, так оно и было, но только частично.

Нашли следы наличия целого ряда зерновых культур и сделали вывод – жители занимались сельским хозяйством. Да – наличие еды не говорит о её производстве, но вместе с едой нашли и большое количество сельскохозяйственных орудий, часть из которых явно не новые. А это уже факт. То есть жители не только делали эти орудия труда, но и сами что-то выращивали.

Комментаторы языком явно работать привыкли больше, чем руками. На самом деле есть то, что есть – в городе было организовано серийное производство украшений. Стилистика не важна. Она могла быть, как оригинальной, так и заимствованной. Всё зависело, как и сейчас, от спроса.

Пояснение гласит о том, что самострел этот изготовлен. в Китае! Пояснять мою озадаченность, наверное, излишне, но – на всякий случай. Первое – сами же сказали, что в городе изготавливали оружие. Так что – в Тулу со своим самоваром?

Нельзя! Нельзя такое утверждать. Конный гарнизон крепости. вот даже не знаю, как сказать-то. Чо курили?

Нет, ход безусловно сильный. Представляете – приходит супостат штурмовать крепость и вдруг видит, как по крепостной стене важно разъезжают взад-вперед её защитники верхом на конях. Точно – половина войска поляжет на месте от хохота. Всадников, разумеется, использовать можно в случае вылазки, но это дело случая, а совсем не основа обороны. Можно, конечно, коняжек использовать при осаде, как запас мяса на длительный срок, но этот запас кормить нужно до этого срока. Как-то не очень практично.

Нужно заметить, что трудно сказать, чем местные не занимались. Кажется так, что они делали всё! Кроме ювелирки делали оружие, шили одежду и обувь, занимались гончарным делом, обработкой дерева, ткачеством. И всё это на достаточно высоком уровне.


Золотарёвское городище: история, отнятая у народа

Пункт второй – население. С этим всё куда интереснее. Говорят, что сначала город населяли мокша (мордва), а потом здесь в разное время жили ещё аскизы, булгары, буртасы и русские. Вообще как-то соотнести это поселение с известными из письменных источников исследователи затруднились, но некоторые делают предположение, что это город, который известен как мокшанская крепость Серня.

Сложность заключается в том, что принадлежность жителей к тому или иному этносу здесь определяют по найденным материальным объектам. Такой способ изначально предназначен для ошибок. Тем более в условиях наличия обширного торга. Однако вполне может быть, что трактовка верна, ведь ремесленное сообщество почти всегда сильно интернационально. Мастерам ведь не важно, какого ты роду-племени. Их интересует, умеешь ты что-то руками делать, или они выросли из не совсем правильного места. Поэтому поселиться каким-то пришлым мастерам из любых краёв вряд ли кто мешал.

Проживали мастеровые жители в основном в полуземлянках с плетёными стенами, но имелись и срубы. Скорее всего это связано не с национальностью, а с достатком. Утверждается, что формально на последнем этапе своего существования город входил в состав Булгарии. Однако с учётом того, что признаётся, что его невозможно соотнести ни с одним из известных поселений, такие заявления можно рассматривать исключительно, как гипотезу.

Что касается состава жителей, то этот вопрос скорее всего будет решён не скоро, ведь городского кладбища до сих пор не нашли. Плохо дело обстоит и с вероисповеданием. Не найдено ни одного культового сооружения. Из предметов культового назначения нашли только крестики. Их поспешили отнести к христианской традиции, хотя думаю – не факт. Возраст креста, как символа, куда старше христианства. По сути, христиане его просто украли у своих предшественников. Да и вообще – Булгария того периода формально считается мусульманской, но крестики на этой версии ставят крест.

Интересная деталь, связанная сразу с ювелирным делом, вероисповеданием и военной частью. В музее стоит реконструкция среднестатистического местного дружинника. Вот эта:


Золотарёвское городище: история, отнятая у народа

Так вот создали её на основе изображения воина на одном из украшений. То есть крест на его щите – не фантазия автора, а факт. Но что он означает – вопрос.

Ну, хватит, наверное, про жителей. Теперь про самое захватывающее – кровища, пожарище. короче, про гибель города. Событие было впечатляющим, судя по результатам раскопок. Описания историков очень яркие. Некоторых они настолько впечатлили, что люди начали строить вот такие модели:


Золотарёвское городище: история, отнятая у народа

Мне не совсем понятно, как вообще подобные предметы оказываются в музее. Ведь это изделие не имеет никакого отношения к тому, что было на самом деле найдено во время раскопок. Это есть предмет фантазии какого-то вполне определённого человека из этих самых странных кругов, которые научными называют явно по ошибке. То есть этот человек свою личную фантазию выдаёт за истину. На мой взгляд такие действия можно и должно называть тем, чем это является на самом деле – мошенничеством.

К этому же разряду человеческих деяний относятся и буйнофантастические описания битв. Цитата:

Там оценят и поймут. Если же пишешь что-то серьёзное, то предположить можно только то, что тебе позволяют факты. Всё остальное – мошенничество.

Разница в том, что по масштабам битва за этот неизвестный город была куда меньше, чем Куликовская. Разница ещё в том, что в сильно подлинных древних манускриптах про битву за этот город никто ничего найти не смог, а про Куликовскую битву чешут языками уже лет триста, примерно.

И тем не менее на этой самой раскопанной площади археологи обнаружили именно то, что все ждали найти на Куликовом поле. Настоящие следы настоящей битвы. Оружие (есть даже целое), мелкие детали снаряжения, останки погибших воинов и мирного населения.

По этим следам смогли весьма уверено предположить, что бой начался ещё на окраинах. Там действовала конница. Битва была суровой. Однако, несмотря на мужество защитников, город продержался не долго. Это определили, обнаружив зерно в сгоревшем сарае.

Не знаю, каким способом определили, но заявлено, что среди павших были аскизы (этих посчитали наёмниками), булгары, буртасы, мокша, русы и енисейские киргизы. Этот список очень важен. На этом, собственно, фактическая часть заканчивается и начинается откровенная фантазия с домыслами.

Но тогда вопрос о виновнике гибели города повисает в воздухе. Нужен другой вариант. Он есть? А может, что и есть. Но его можно увидеть только, если посмотреть на этот период времени и пространства немного шире. Использовать изыскания всё тех же историков.

Ссылаясь на Константина Богрянородного, они говорят, что к югу от Оки существовала страна Мордия, которую населяли племена эрзя и мокша, которые вместе назывались мордвой, но жили не очень дружно друг с другом.

Но всё было относительно хорошо, пока в 1228 году князь Юрий Всеволодович не развязал против эрзя с их князем Пургасом войну. Может из-за того, что тот склонялся в сторону Булгарии и половцев. То есть князь Юрий с подручными князьями вторгся на земли эрзя, как-то умудрившись ни разу не столкнуться с их войском, выгнал всех нафиг, а своим людям предложил селиться на этих землях, кто как хочет. А кто не убёг из мордвы – тех, мол, перебили.

В следующем, 1229 году Пургас осадил Нижний Новгород, взять не смог, но при отходе пожёг окрестности вообще и монастырь Пресвятой богородицы в частности. Иноков монастыря Пургас перебил.

Потом боевые действия против Батыя начала дочь Пуреша – княгиня Нарчатка:


Золотарёвское городище: история, отнятая у народа

Основание, хоть и достаточно зыбкое, для этого есть. И называется оно челдонами (чалдонами). Это люди, которые проживают в Сибири. Они – европеоиды. И даже не просто европеоиды, а вообще – русские. То есть они разговаривают на вполне понятном русском языке. Различия только на уровне диалекта – не более.

Другими словами, челдоны являются не переселенцами, а самыми что ни на есть коренными сибиряками. И это есть факт.

Можно припомнить ещё один интересный факт. Археолог Василий Флоринский в конце 19 века откопал где-то на Оби узорчатые перстни и кольчугу русской работы. Причём узоры на перстнях были идентичны узорам на старинных русских колчанах. Также в Приобье находили предметы, относящиеся к 13-14 векам явно русского происхождения. Это были фаянсовые бусы, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты. Даже один меч нашли.

Сами по себе такие факты не могут быть каким-то оглушительным фактом, на котором можно сделать окончательные выводы, ведь предметы могли быть просто куплены у русских купцов, но все вместе они заставляют задуматься и пофантазировать. Может так всё это было, а может как-то иначе. Пока уверенно можно сказать, что лучше ни о чём уверенно говорить нельзя.


Золотарёвское городище: история, отнятая у народа

Сейчас на месте Золоторёвского городища фестиваль проводят – хорошее дело. Очень правильное. Жизнь вернулась в эти места. Лучше, чтобы навсегда…

0228806919 ГОРОДИЩЕ Люди, факты, мнения

ГОРОДИЩЕ (в археологии), остатки древнего укрепленного поселения. Древнейшие городища – эпохи неолита, большинство – железного века.

Городища – эмбрионы городов средневековья и более позднего времени. Многие города за тысячелетия своей эволюции прошли путь от сравнительно небольших (мизерных, точечных локалитетов) по числу жителей и занимаемой площади, простых по организации и структуре образований к сложным и крупным экономическим, социально-политическим, культурно-религиозным, научным, военно-стратегическим центрам и агломерациям. Это был путь от родовых поселков и стоянок, от племенных и межплеменных ритуально-сакральных поселений к городам неолита и античным полисам, далее — к средневековым городским коммунам Западной Европы и восточным имперским столицам, торгово-ремесленным центрам, обслуживающим внутренние и внешние обмены и контакты, и, наконец, к современным индустриально-урбанистическим комплексам, гигантским многофункциональным городам (мега-города, мегалополисы), обширным метрополитенским территориям. Медиевизм пытается решать все вопросы градостроительства внутри своего средневекового периода, что по определению оставляет такой подход за рамками реальной науки.

Позднетрипольское поселение Коломийщина 1 имеет площадь около 3 га. Дома располагались по кругу, в центре круга — два дома. Возможно, был еще один, внешний, круг домов. Вероятно, центральные дома были заняты вождем общины или же предназначались для общинных ритуалов. Большинство домов были однокамерными, но некоторые разделены на два-четыре помещения, каждое — с печью. Всего в домах найдены 72 печи, что, возможно, свидетельствует об обитании 72 семей. Можно предполагать, что в раскопанной части поселения жили от 250 до 400 человек, а во всем поселении, вероятно, чуть ли не вдвое больше, Иерархическая структура трипольской системы поселений гораздо более четко проявляется в среднем и позднем периодах. Поселения этого времени могут быть разделены на малые (2-3 га), средние (4-8 га) и крупные (более 10 га). В среднем Триполье площадь крупных поселений достигает даже 25-60 га. В начале позднего этапа есть поселения площадью 250-300 и даже 400 га. В одном из таких поселений (у г. Умань, УССР) прослежена застройка по четырем эллипсам и установлено одновременное (?) существование более 1500 домов. Поселение в Доброводах (УССР) имело площадь около 250 га. Дома на нем располагались по девяти-десяти кольцам. Население столь крупных поселков определяется в 10-20 тыс. человек. На ряде поселений позднего Триполья отмечается групповое расположение жилищ, хотя кольцевое также сохраняется. Так, в Петрепах (МССР) обнаружено около 500 жилищ, расположенных кругами, с радиальными и кольцевыми улицами. Это, несомненно, один из административных центров позднетрипольского населения. Таким образом, для энеолита характерна гораздо более сложная система поселений, чем для неолита. Поселения варьируют по величине, плотности застройки, высоте над уровнем моря, топографии, типам почв. Поселения культуры воронковидных кубков, судя по материалам из юго-восточной Польши, различались прежде всего по величине. Выделены большие поселения, расположенные на значительной высоте. Одно из них достигало 50 га. Затем следуют поселения средней величины, расположенные как в долинах, так и на плато. Наконец, имеются малые поселения. Большие поселения находились на расстоянии нескольких километров одно от другого, между ними лежали малые. Внутри больших поселений различают участки специфической деятельности: печи, места обработки кремня и пр. На поселениях культуры воронковидных кубков широко распространены укрепления (Дания, Германия). Некоторые из укреплений окружают площади до 10 и даже 25 га. Поселение Деренбург было окружено рвами и палисадами с трех сторон, четвертую сторону защищал крутой склон. Укрепленный район имел площадь 2,5-3 га. На значительной части Европы в V-IV тыс. сохранялось племенное социальное устройство, столь характерное для неолита.

Система поселений европейских культур III тыс. пока изучена плохо. Одна из причин состоит в том, что именно в это время появляется и распространяется новый тип археологического памятника, на который и направлено преимущественное внимание археологов,- могильники. Поселения с огромной площадью зачастую дают менее яркие и богатые находки, чем могильники, и в итоге поселения III и II тыс. в Европе в целом известны хуже, чем могильники этого времени. Большинство поселений майкопской культуры Северного Кавказа расположено на труднодоступных мысах плато, на высоких речных террасах. Немногие из этих поселений раскопаны в достаточной степени. Полнее, чем другие, изучено поселение Мешоко. Его площадь около 1,5 га. Оно было укреплено с напольной стороны каменной стеной, толщина которой достигала — 4 м. Мощная каменная стена была и на поселении Ясенева Поляна, и на других поселениях. Дома располагались по кругу или овалу и были пристроены к оборонительной стене изнутри. Это легкие каркасные постройки со стенами, обмазанными глиной. Средние размеры жилищ 12 х 4 м. Из поселений ямной культуры крупномасштабным исследованиям была подвергнута лишь Михайловка на Днепре. Она расположена на трех смежных холмах. Общая площадь около 2 га.

Мощность культурных отложений говорит о длительности ее существования. Жилища среднего слоя (ямного) — неглубокие землянки и наземные дома, иногда на каменных основаниях, с глиняными полами. Средние размеры жилищ 8 х 4,5 м. К верхнему слою относится сложная оборонительная система. Центральный холм был окружен у подножия рвами, а верхняя площадка холма с одной стороны была укреплена стеной из каменных плит. Толщина стены более 3 м. При строительстве домов верхнего слоя камень применялся чаще. В некоторых домах было по нескольку помещений жилого и хозяйственного назначения. Площадь отдельных домов достигала 160 кв. м. Поселения культур шнуровой керамики изучены недостаточно. Можно сказать, что они не обладали насыщенными культурными слоями, свидетельствующими о длительном обитании на одном и том же месте, не были крупными и не имели мощных оборонительных сооружений, хотя упоминаются палисады вокруг некоторых из них. В целом со времен неолита многие поселения в различных регионах были укреплены валами и рвами и располагались на мысах, вершинах холмов, островах. В тех случаях, когда интересы обороны, видимо, не играли существенной роли, поселения лежали на низких террасах у рек. Такие поселения встречаются чаще, но поселения на вершинах холмов бытовали более длительные промежутки времени, иногда весь период существования культурной общности. Некоторые районы, занятые – например — в период культуры погребальных урн, не были заселены ни прежде, ни позже, вплоть до средневековья, что указывает на повышенную плотность населения в позднем бронзовом веке. Специалисты по энеолиту выделяют особый тип памятника, особенно характерный для позднего бронзового века, хотя возникший раньше и существовавший и в более поздние периоды, — городище. Это, как правило, довольно обширное укрепленное поселение, расположенное в местах, пригодных для обороны: на вершине горы, на мысу плато, возвышающемся над долиной.

В бронзовом веке их укрепляли стенами из камня, дерева и земли, валом (или валами), увенчанным палисадом, и одним или несколькими рвами. При въезде были ворота, иногда защищенные башнями. Размеры городищ бронзового века были подчас значительными, но культурный слой их редко достигает большой мощности, свидетельствующей о длительности обитания. Внутренняя планировка городищ изучена плохо. Предполагается, что многие из них были лишь убежищами, где население окружающих неукрепленных поселков в случае нападения врагов спасалось само и спасало имущество, в частности скот. Большой интерес представляет система поселений лужицкой культуры (Германия и Польша). По размерам, характеру локализации и укреплений их делят на три типа. Поселения в низинах и долинах рек занимают от 0,7 до 1,8 га и, как правило, не укреплены. Поселения на вершинах конечных морен имеют площадь от 0,7 до 18 га, поселения на вершинах гор — от 0,8 до 35 га. Для укрепления поселений последних двух типов использовались конструкции разного рода из камня, дерева и земли. Поселение бронзового века Бискупин достигало 90 х 30 — 60 м и было окружено рвом, а также, вероятно, внутренним валом и имело двойной вход. Малые дома были сделаны из плетня с обмазкой. Имелся загон для скота. В этой культуре ищут истоки праславянства. В Голландии открыты небольшие поселения бронзового века — деревушки из нескольких домов с амбарами и сараями. Типичное поселение Эльп (пров. Дренте) существовало пять-шесть веков (1300-800 гг. до н. э.) и несколько раз перестраивалось. Но каждый раз оно состояло из одного длинного дома с несколькими рядами столбов внутри — опорой крыши. Длина дома от 25 до 36 м. В одном его конце находились жилые помещения, в другом — стойла для 20- 30 голов скота. На поселении имелось еще несколько сооружений, в том числе амбары для хранения зерна. Население такой деревушки насчитывало всего 12-20 человек. Другие поселения того времени в Голландии также состояли из одного-двух длинных домов, нескольких круглых построек и малых прямоугольных амбаров. Каждый длинный дом был разделен на две части: одну — жилую, другую — предназначенную для скота. Эти поселения уступают лужичанам. В Дании найдены аналогичные поселения с длинными домами (24 х 8, 10 х 7 м). Дома имели легкий деревянный каркас и стены из плетня. В Скании открыты полуземлянки более прочной постройки, а на поселении Норрвидинге (Швеция) — длинное сооружение из горизонтально положенных бревен с обмазкой. Эти поселения тоже уступают лужичанам.

В позднем бронзовом веке на севере Европы сохраняются преимущественно поселения малых размеров с несколькими длинными домами столбового типа. На поседении Фрагтруп (Ютландия) открыты три таких дома с крышами, опиравшимися на двойные ряды столбов. На малом поселении Бьёрнланда (Швеция) найден большой (30 х 10 м) дом со стенами из дерна толщиной в основании 2-3 м и внутренними столбами, поддерживающими крышу. Уже в раннем бронзовом веке Центральной и Восточной Европы наблюдаются значительные различия в погребальных обрядах и дарах. Самые богатые погребения принадлежали вождям крупных племенных объединений. Вождь обладал не только специальными функциями, но и привилегиями. Последние относились к пище, поведению, ритуальной деятельности, в том числе к разного рода табу и предписаниям, к одежде и украшениям. Вождь был окружен родичами, которые занимали высшие ступени иерархической лестницы и образовывали знать. Развитие степных областей Восточной Европы в бронзовом веке отличалось значительным своеобразием. В первой половине II тыс. до н. э. здесь существовала катакомбная культурно-историческая общность, названная так по характерной особенности погребального обряда — захоронению покойных в особых камерах-катакомбах, вырытых в одной из стенок могильной ямы. Катакомбная общность занимала обширный ареал — от Днестра почти до Волги. На юге граница ареала отмечена в Предкавказье, катакомбные памятники есть на Кубани и Тереке. Многочисленны локальные варианты, воспринимаемые как особые культуры. Поселения изучены недостаточно. В Приазовье найдены остатки прямоугольных домов на каменных основаниях с глинобитными стенами. Длина домов была не менее 14 м. На Северском Донце открыты остатки деревянных домов с обмазанными глиной полами. Пастушеское скотоводство и земледелие были основой экономики катакомбной общности. Часть населения вела полукочевой образ жизни. Бесспорно, существовали металлургия и металлообработка. Первые металлические изделия, однако, появились с Кавказа, о чем свидетельствует как анализ металла, так и типы изделий. Позже была начата разработка меднорудных залежей. У города Артемовск найдены древние рудники, шлаки, остатки плавки. Свидетельствами специализации являются погребения мастеров-литейщиков. Из бронзы изготавливались черешковые кинжалы и ножи, плоские долота, тесла, проушные топоры и различные украшения. Изделия из золота редки, Высокое развитие транспортных средств засвидетельствовано остатками деревянных четырехколесных повозок и моделями крытых повозок, выполненными из глины. Катакомбные погребения совершались под курганными насыпями, которые иногда достигают очень больших размеров (один курган в Калмыкии имел диаметр 75 м и высоту 8 м). Такие курганы возводились, конечно, не над могилами рядовых общинников. Как правило, погребен один покойник, но встречаются и совместные погребения мужчины и женщины, взрослых с детьми. Есть свидетельства насильственного умерщвления женщин при погребении мужчины. С погребальным ритуалом связаны кострища и жертвенники, помещение в могилу заупокойной пищи. Наряду с погребениями в катакомбах встречены и погребения в простых ямах. Уровень имущественного и социального расслоения у носителей катакомбной общности, видимо, был значителен: об этом говорят большие размеры курганных насыпей и могильных сооружений для лиц, занимавших высокое положение в обществе, и различия в погребальном инвентаре и ритуале.

Некоторые могилы, например, сопровождаются захоронением многих лошадиных черепов. Все это свидетельствует об обществе с довольно сложной структурой и высоким уровнем социальной организации. Характерным примером степных культур Восточной Европы в позднем бронзовом веке является срубная культурно-историческая общность, распространенная на огромной территории между реками Днестр и Урал. Свое наименование она получила от бревенчатых конструкций, помещенных в могильные ямы или сооруженных над ними. Поселения срубной общности располагались по берегам рек, на террасах, там, где было возможно примитивное земледелие. Как правило, поселения не укреплены. Древнейшие из них имеют небольшую площадь (0,1-0,2 га). Лишь несколько позже появляются более крупные (до 1 га) поселения. Жилища — чаще всего квадратные полуземлянки со скругленными углами площадью от 25 до 120 кв. м. Изредка встречаются более крупные. Одно жилище площадью 24 х 14 м имело два ряда мощных столбов, на которые опирались балки крыши. В нем было семь очагов, из которых один находился в центре и, возможно, был культовым. Население такого дома могло достигать 40-50 человек. Поселение Сускан 1, где найдено это жилище, было укрепленным: с напольной стороны его ограждали ров шириной до 3 м и вал. В конце II тыс. до н. э. площадь срубных поселений увеличивается до очень значительных (Ивановка на Волге — до 100 га), а сами поселения размещаются в местах, удобных для обороны. Поселения типа Ивановки изучены на территории России очень слабо, а особенно недостаточно пропагандируется уже достигнутые результаты изучения крупных отечественных поселений бронзового века и неолита. Экономика срубной общности не была единообразной на огромной ее территории. В степях господствовало, видимо, скотоводство, точнее — овцеводство. Предполагается, что скотоводство носило кочевой характер. Лошадь использовалась для верховой езды, что увеличивало подвижность населения. В более северных районах степного Поволжья, на Дону, в Поднепровье найдены земледельческие поселения. Есть свидетельства выращивания ячменя и проса.

Поздняя часть бронзового века, которая продолжалась около 600 лет начиная с 1300/1250 гг. до н. э., — важный период в истории Европы. Хотя, судя по количеству оружия и по укрепленным поселениям на вершинах холмов, это было довольно беспокойное время, все же в различных областях материальной и духовной культуры наблюдается значительный прогресс. Развивается полое литье бронзы, широко применяются обработка листовой бронзы для изготовления посуды и других изделий, новые сплавы. Значительно совершенствуется наступательное оружие, появляются бронзовые шлемы, поножи, панцири — развитой доспех. Впервые в Европе начинается производство настоящего стекла. Определенный прогресс заметен в строительстве, на транспорте, в производстве керамики. Зрелое и единообразнее выражение приобретает религиозный символизм. В начале этого периода происходят события мирового значения: микенская цивилизация заканчивает свое существование, в Анатолии гибнет хеттское царство, города Леванта подвергаются значительным разрушениям. Общая картина развития Европы во II тыс. до н. э. отчасти напоминает миграционную обстановку предшествующих тысячелетий, начиная с миграций из округи Волги протоиндоевропейцев (по данным М.Гимбутас и других исследователей). Ситуация отчасти повторялась в III тыс. масштабными миграциями культур шнуровой керамики и боевых топоров или культуры колоколовидных кубков, которые охватили огромные территории соответственно Центральной и Восточной Европы, Западной, Центральной и Южной Европы. Уже со второй половины III тыс. наблюдается движение племен из Европы в Анатолию. Большая часть Европы во II тыс. должна была быть заселена носителями индоевропейских языков, которые осваивались и в округе Приильменья. Почти 4 тыс. лет назад началось продвижение с северо-запада в Среднедунайский бассейн культуры курганных могил, которое сопровождалось уничтожением таких местных культур, как культура задунайской инкрустированной керамики и культура Ватья, и изгнанием на восток их носителей.

Литература: Археология СССР с древнейших времён до средневековья, в 20-ти томах: том Палеолит СССР. Под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. М. Наука 1984г. 384 с. Палеолит и неолит СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 39 М. Наука 1953г. 478с. Палеолит и неолит СССР. Том 3. Материалы по стратиграфии и относительной хронологии верхнего палеолита СССР Материалы и исследования по археологии СССР. № 59 М. Наука 1957г. 325с. Палеолит и неолит СССР. Том 4 Материалы и исследования по археологии СССР. № 79 М. Наука 1960г. 290с. Палеолит и неолит СССР. Том 5 Материалы и исследования по археологии СССР. № 131 М. Наука 1965г. 310с. Палеолит и неолит СССР. Том 6 Материалы и исследования по археологии СССР. № 173 Л. Наука 1971г. 316с. Палеолит и неолит СССР. Том 7. Посвящается 60-летию П.И. Борисковского Материалы и исследования по археологии СССР. № 185 М. Наука 1972. Береговая Н. А. Палеолитические местонахождения СССР (1958 — 1970 гг.) Под ред. П. И. Борисковского. Л.: Наука. 1984г. 172 с. (около 800 памятников) Мезолит СССР Археология СССР М.:Наука, 1989. Энеолит СССР. Археология СССР М.:Наука, 1982. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. М. Наука, 1987.

В качестве дополнения см. статью из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Читайте также: