Спонсоны на лодку своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Конструкция надувных лодок под подвесные моторы, как правило предусматривает выступающие за транец спонсоны. Эти элементы не только призваны увеличивать остойчивость килеватых лодок на стоянке, но и уменьшают ходовой дифферент на корму при выходе на глиссирование, или движении в переходном режиме. На окончаниях спонсонов при сборке устанавливаются пластиковые колпачки, которыми можно опереть лодку на грунт для помывки перед транспортировкой, а по завершению, последовательно поворачивая по очереди "на одном-на другом":- дошагать до места сворачивания на пологе или сразу до прицепа или багажника автомобиля.( Без фанатизма, а то вдруг протрутся!)

Обратите внимание на то, как реагирует давление в секциях лодки на температуру окружающей среды:-Поднимая лодку в положение "буквой А" мелькает мысль:- "Надо было качнуть, прогибается оболочка!" на нижнем снимке-

Но с каждым шагом теплый воздух быстро согревает оболочку и неуверенная поступь сменяется на упругую и бодрую! Перед этой операцией полезно потренироваться в безветренную погоду , чтобы не быть сваленным порывом ветра лодкой в воду. Опережая вопросы, а зачем. Отвечаю:-

1 Чтобы сэкономить на приобретении транцевых колес и их массе при неизбежных перегрузках . Я то давно сделал быстросъёмные .

2 Демонстрация возможности поездок в одиночку без усложнения операций.

Струбцины от Ветерка, стойки от БМП, колеса из пенолатекса. Набор самодельный, универсальный и быстросъёмный.

Струбцины от Ветерка, стойки от БМП, колеса из пенолатекса. Набор самодельный, универсальный и быстросъёмный.

Всех, кому понравились изложенные здесь мысли, приглашаю подписаться на мой канал и поставить "лайк".

Туннели впервые стали применяться на мелкосидящих пароходах. Суда увеличивались в размерах и росла мощность двигателей, а с ними и размеры гребных винтов. И для сохранения минимальной осадки гребные винты стали размещать в специальные углубления (туннели) в днище.

Начало теме туннелей на судах было положено еще в 19 веке. Сегодня, кроме водоизмещающих, судов большое распространение получили скоростные глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке и т.п. Водномоторная техника тоже не стоит на месте и прогрессирует. Появляются воздушно винтовые, газореактивные, водореактивные моторы. Но глубина наших рек и водоемов все также остается неизменной. И “семь футов под килем” всегда лучше любого высокотехнологичного оборудования. Сегодня мы расскажем как можно оперативно углубить водоем на пути следования судна.

Любые насадки, кольца, кожухи обруча и т.п. приспособления, которые призваны защитить лодочный мотор и гребной винт, который вращается с огромной скоростью, от контакта с дном, а особенно если дно каменистое, не дают какого либо серьезного положительного эффекта. Такая защита сама при контакте может погнуться, сломаться и тогда ее осколки попадут в гребной винт, что тоже не скажется хорошо на его состоянии. При сильном ударе крепление защиты может быть вырвано с “мясом”, в итоге разбить или даже оторвать редуктор от дейдува и даже нанести повреждения внутренним деталям мотора. Могут быть сломаны зубья шестерней редуктора, вал гребного винта может быть погнут, торсионный вал сломан. Бывали случаи, что от сильного удара вырывало весь мотор с транцем. Система отбрасывания дейдува может как то помочь при небольшой скорости (до 30 км/ч). Инерция и динамическое воздействие на место удара на большой скорости таковы, что разлом винта или редуктора случиться гораздо раньше чем мотор отбросит вверх. Такой способ защиты абсолютно не защищает сам мотор от контакта с днищем, а лишь уменьшает повреждения при наличии контакта. Для любого водомоторника важно вообще исключить контакт гребного винта и лодочного мотора с дном.

Защита туннелем гребного винта и лодочного мотора и является тем радикальным средством, которое практически полностью исключает контакт самого мотора и его винта с дном водоема. Но такая защита потребует некоторую переделку ваше лодки. Цена переделки, по сравнению с другими методами, не высока. Водометный мотор займет большую часть полезной площади в кокпите и водометные установки отнюдь не дешевое удовольствие. Да еще некоторые водореактивные моторы на входе в турбину создают высокое разряжение и в купе с высокой насосной силой создается всасывающая воронка, которая затягивает со дна камни и песок в водовод мотора. В этом случае импеллер просто ломается этими камнями.

Лодка, которая оснащена туннелем, не теряет своих показателей ни в скорости, ни в маневренности. Любой подвесной лодочный мотор устанавливается на такую лодку свободно. Если мотору требуется профилактика не нужно везти всю лодку с мотором в мастерскую (как в случае с водометными моторами). Снимите мотор с лодки и возите их отдельно. Сам лодочный мотор не требует никаких переделок или установки дополнительного оборудования. В самом туннеле создается невысокое разряжение, которое не в силах втянут ни песок ни камни. Экспериментальным методом было доказано, что лодка с туннелем свободно перемещается по водоему, поросшему водорослями и травой и на гребной винт эти водоросли не наматываются. По сути, туннель в лодке это эффективное и оригинальное решение проблем перемещения по неизвестным водоемам. Если вы хотите иметь моторную лодку для мелководья, то туннель для гребного винта и лодочного мотора этот тот самый вариант.

Дюралюминий – это металлический сплав, изготавливаемый на основании алюминия с добавками меди (~4%), магния (1,5%) и марганца (0,5%). Его относят к сплавам, которые после термической обработки упрочняются. Дюралюминий не деформируется во время эксплуатации. В судостроении небольших лодок чаще используется сплав Д16АТ, его закаливают при высокой температуре для придания оптимальных прочностных показателей.

Материал используют для обшивки корпуса снаружи, преимущественно тонкими листами в 1,5–2 мм. Для обшивки бортов чаще применяют более тонкие листы – 1,2–1,8 мм, такие показатели актуальны для суден до 5 м в длину.

Дюралюминиевые лодки


Дюралюминий – это металлический сплав, изготавливаемый на основании алюминия с добавками меди
При попытке гнуть дюралевые листы под небольшим углом без предварительного разогрева чаще всего образуются трещины. Материал обязательно предварительно подвергают термообработке. Для заготовки используется нагревание до 350 °C, затем металлу позволяют самостоятельно остыть. Когда деталь будет сформирована, её снова нагревают до 500 °C, а для остывания погружают в воду.

В процессе изготовления маломерных суден дюралюминий не сваривается, хотя технология для сварки существует. В процессе нагревания места шва образуется явление, сходное с отжигом, соответственно, материал теряет должную прочность. Сварные соединения имеют только 40–60% от изначальной прочности дюралюминия.

Основной недостаток дюраля – это невысокая устойчивость к коррозии, наибольшая уязвимость в отношении солёной воды. Активное наступление коррозии дюралюминия при погружении в морскую воду приводит к постоянным ремонтам, соответственно, суда из этого металла не рекомендуется применять для мореходства. Лодка дюралюминиевая в морской воде в 1,5 раза быстрее выйдет из строя, и в 2 раза чаще будет нуждаться в ремонте.

Преимущественно на заводе-изготовителе металла используется поверхностное покрытие листов чистым алюминием, который призван защитить дюраль от коррозии во время хранения и производства. В обязательном порядке корпуса из дюралюминия требуют покрытия эмалью.

Для обеспечения должной жёсткости лодок из дюраля используются многочисленные стингеры, для крепления которых требуются шпангоуты.

Дюралюминиевые лодки


В процессе изготовления маломерных суден дюралюминий не сваривается, хотя технология для сварки существует

Преимущества:

  • прочность;
  • долговечность;
  • возможность разборки;
  • остойчивость;
  • относительная лёгкость.

Вариант глиссирующего корпуса с узкой центральной частью днища малой килеватости (или плоской) и наклонными боковыми участками. Ширина центральной гидролыжи выбирается так, чтобы на полной скорости судно глиссировало на нем, как на пластине, а наклонные участки днища смачивались только при крене или же встрече с волной.

Наклонные участки днища также снабжаются продольными реданами для отсечения от них брызговой пелены при вхождении корпуса в волну.

Глиссирующие обводы днища с гидролыжей.

Отрицательное влияние гидролыжи проявляется в некотором увеличении ударных нагрузок при небольшом волнении и малой удельной нагрузке днища и усложнении проектирования и постройки судна.

Разновидностю судна на гидролыже можно считать корпус с обводами, запатентованными англичанами Рексом и Вуди Блеггами. Основная часть корпуса имеет узкую гидролыжу и необычно большую килеватость днища — 45 градусов. Для повышения остойчивости корпус снабжен боковыми поплавками — спонсонами, расположенными в кормовой трети длины и имеющими при килях несущие поверхности в виде гидролыж.

Обводы мореходной глиссирующей мотолодки, запантентованные Рексом и Вуди Блеггами.

Все три гидролыжи расположены на одной высоте, так что при движении судно глиссирует на центральной лыже и двух широко разнесённых по бортам спонсонах, которые имеют несколько больший угол атаки. В случае крена, возникающего например, на циркуляции, в воду входит спонсон со стороны крена и мгновенно возросшая на нём подъёмная сила выпрямляет судно. Судно обладает достаточной остойчивостью и на стоянке, когда необходимый восстанавливающий момент образуется при погружении спонсона в воду.

Катера с обводами братьев Блегг весьма мореходны. Они способны поддерживать высокую скорость на взволнованном море при различных курсах относительно волны. Узкие поверхности центральной гидролыжи и спонсонов пронзают волну, не получая при этом сильных ударов. Определенный эффект аэродинамической разгрузки создается благодаря сводчатым тоннелям между основным корпусом и спонсонами. Встречный поток воздуха, смешиваясь с водяной пылью, подтормаживается в тоннелях; благодаря повышению здесь давления часть массы корпуса поддерживается аэродинамически, что способствует демпфированию ударов корпуса о волну.






Стеклопластик

Стеклопластиковые лодки активно используются в отечественном судостроении. Основу таких суден составляют полиэфирные смолы (только ненасыщенные типы) и специальные стеклонаполнители с армирующим слоем (выпускаются в виде холстов, тканей или жгутов).

Для конструирования и формирования корпуса обязательно используется матрица. Чаще всего корпус разъёмный, область соединения находится по килю. Вся матрица по поверхности обрабатывается шпаклёвкой и полируется, это приводит к идеальной ровности и глянцевому покрытию каркаса.

В процессе формирования внутрь укладывается разделительный слой для отделения матрицы от готовой конструкции. Далее, наносится слой декора с различными добавками (пигменты, ускорители или инициаторы). Когда декоративная поверхность достигнет желеобразного состояния, происходит дальнейшая укладка слоя стеклоткани для армирования. Далее, выполняется последовательная прикатка с помощью валиков. Преимущественно количество слоёв не меньше 4, а для больших суден может использоваться и 8 слоёв.

Стеклопластиковые лодки


Стеклопластиковые лодки активно используются в отечественном судостроении

Стеклоткань обеспечивает для пластмассы должные показатели прочности. В зависимости от типа ткани, могут отличаться технические параметры. Самыми популярными являются сатиновые, жгутовые переплетения тканей и стеклорогожа. Преимущественно используется несколько типов одновременно. Сатиновые ткани более прочные и качественные. Российские производители чаще всего применяют полиэфирную смолу НПС-609-21М благодаря низкой токсичности и дешевизне.

Гребные виды лодок вмещают 2,5–3 мм пластика. Для катеров глиссирующего типа с длиной до 5 м рекомендуется применять 4–6 мм пластика для днища, а для бортов достаточно 3,5–5 мм. Для обеспечения прочности и жёсткости используются высадки и гофры внутри обшивки, и использование дополнительных рёбер необязательно. Днище может подкрепляться продольными флорами, стрингерами из пенопласта или фанеры с внешним покрытием стеклопластиком.

Преимущества стеклопластиковых суден:

  • отсутствие необходимости в окраске;
  • простота хранения, так как не требуется дополнительных процедур подготовки;
  • не подвергается гнили, коррозии и гниению;
  • не набухает от воды, даже при длительном нахождении в воде масса остаётся прежней;
  • длительный срок службы – 25–30 лет.

Пластмассовые судна по конструкции корпуса имеют самый привлекательный внешний вид и обеспечивают качественные эксплуатационные параметры. Благодаря гибкости материала удаётся формировать самые эффективные обводы корпуса. Для пластмассовых суден важно обеспечить соблюдение технологии, иначе корпус будет уязвим, а динамические характеристики снижены.

Стеклопластиковая лодка


Стеклопластиковая моторная лодка

Стекловолокно – это материал, уязвимый к абразивному трению, как и алюминий. При некачественной защите ремонт потребуется всего через несколько выходов в плавание. Важно следить, чтобы армирующая ткань всегда была защищена, иначе происходит ее быстрый износ.

Алюминиево-магниевые конструкции

Корпус из алюминиево-магниевого сплава (АМг) не требует термического упрочнения. Металл относится к деформирующимся сплавам, которые легко подвергаются свариванию. В конструкции маломерных суден самое большое распространение приобрёл АМг5, где 5% магниевых добавок. Материал предназначается для изготовления листов, АМг61 – и профилей.

Алюминий в судостроении отличается высокой пластичностью, он может гнуться без предварительного подогрева. Сваривание выполняется с относительной лёгкостью, оно проводится с помощью инертных газов и аргонодуговой сварки. Прочность шва составляет 90%+ от целостного материала.

Алюминиево-магниевые лодки


Алюминий в судостроении отличается высокой пластичностью

Для снижения деформации во время сваривания используется уменьшение протяжённости и калибра сварных швов на углах. Задействуется также больше контактной электросварки. Альтернативный вариант – использование штамповки с добавлением рёбер жёсткости (зиги или гофры).

Основные достоинства дюраля и алюминия – долговечность, износостойкость и выносливость, но потребуется регулярное проведение профилактических работ.

Примерная схема установки днищевых продольных реданов и скуловых брызгоотбойников

По два редана длиной 1,5 м устанавливали на боковых поверхностях днища . Это позволило улучшить мореходность, уменьшить рыскливость, а благодаря подъему носовой части и уменьшить смачиваемую поверхность днища: скорость лодки увеличилась. Реданы изготовлялись из сосны и ставились каждый на 4 шурупа с герметиком.

Я навесил регулируемую плиту прямо на водомет, закрепив ее на отверстия между фланцем водозаборника и фланцем сопла. В дальнейшем были поставлены еще и два подводных крыла за транцем на уровне днища.

Обладая большой подъемной силой, эти крылья позволяли иметь значительную кормовую загрузку. Правда, при изменении нагрузки требуется дополнительная регулировка угла подъема крыльев. Идеально, если бы такую регулировку можно было производить с места водителя.

Все эксперименты проводились при наличии на щитке приборов: манометра (до 1 атм.) с откидывающимся датчиком на днище и тахометра.

Хотелось бы, чтобы какая-нибудь фирма начала выпускать современные радиусные нескольких типоразмеров для самостоятельной установки их судолюбителями на своих лодках. Привожу примерный профиль редана.

Шпоновые лодки

Большое количество лодок для хождения на вёслах изготавливается из древесины с добавлением пластика, в них используется 1–3 слоя (толщина 0,5–1,5 мм). Наружная обшивка деревянных судов требует использование узких полос материала от 50 до 200 мм. Благодаря узким отрезкам, пластиком может покрываться практически любая поверхность, независимо от её кривизны. При использовании нескольких слоёв достигается прочная, износостойкая, защитная поверхность, которая значительно увеличивает долговечность конструкции.

Шпоновая обшивка обеспечивает 2 ключевых достоинства:

  • монолитность. В зазоры между досками или металлом не будет просачиваться вода;
  • эластичность. Позволяет покрывать поверхности с любым уровнем кривизны;
  • небольшая масса. Пластик увеличивает вес лодки на 5–10 кг, что в общей сумме не имеет принципиальной роли. Шпон требует наличия набора для подкрепления, но конечный вес конструкции меньше чистого пластика.

Шпоновые лодки


Лодки из дерева
Лодки со шпоновой обшивной имеют толщину 4,5–5 мм. В их конструкции не требуется использования шпангоутов, а обшивка дополняется килем, привальным брусом или стрингером. Для увеличения поперечной жёсткости используют банки.

Практическое использование глиссеров

Аэросани-амфибия А-3
. СССР, КБ Туполева, 1960-е — 1980-е гг.


Всем привет!
Приспичило мне зимой сделать дистанцию на свою ПВХ лодку River Boats 330НДНД, ну вот захотелось попробовать что это за зверь такой)
В течении зимы потихоньку закупался необходимыми плюшками


Было куплено: Рулевой редуктор с штуртросом, руль, троса газ/реверс, машинка газ/реверс, рулевая тяга, влагостойкая фанера 12мм и еще мелочевка для электричества в лодке, но сейчас не об этом



Первым делом приклеил держатели тента и сделал укосины к дуге родного тента (лодку покупал уже с носовым тентом)



Детальки подключения тросов и рулевой тяги изготовил сам из уголков, купленных в строительном магазине…






Закрепил коробку под электрическую разводку, на ней же продублировал кнопку аварийного останова двигателя с чекой




Рыбалка – это довольно популярное занятие для вашего досуга. Так как она обрела такую популярность появилось множество устройств и приспособлений, которые облегчают процесс рыбной ловли.


Одним из таких устройств является держатель для спиннинга на надувную лодку. Существует множество видов таких держателей, для разных видов спиннинга и для разных типов лодок. С помощью держателя у вас есть возможность закрепить спиннинг, пока вы ожидаете клёва.


Они позволяют улучшить эргономичность лодочного корпуса, сохранить оборудование, то есть спиннинг, а также сэкономить пространство.


Стоит отметить, что данное устройство поможет вам в процессе рыбалки, опытные рыбаки используют его и нередко делают самодельные держатели для спиннингов на лодку. Из-за его простой конструкции возможность изготовить держатель своими руками есть у каждого желающего.

Содержание

Виды держателя для спиннинга

Данное устройство позволяет предотвратить выброс спиннинга и помогает закрепить его на лодочном корпусе. Существует два основных вида этого приспособления, которые отличаются конструкциями и способами закрепления конструкции на корпусе.


Рассмотрим данные виды:

  • Вертикальный держатель. Это самые износоустойчивые и качественные устройства. Удилище на нем закрепляют, наклонив его на пятьдесят градусов.
  • Рогатый держатель с кольцами. Отличается он тем, что спиннинг устанавливает с наклоном от нуля до тридцати градусов, а вес распределяется на рогатку конструкции.


Также стоит отметить, что выпускаемые держатели предназначаются для разных видов спиннинга.


Обычно эти устройства делят на короткие, средние и длинные. Цены на держатели спиннинга на лодку будут зависеть от материала, из которого они сделаны, модели и конструкции.


Общие требования к приспособлению


Рассмотрим некоторые из них:

  • Полость держателя по размерам должна подходить к рукояти вашего спиннинга.
  • Фиксация удилища должна быть надежной, иначе рыба просто утянет спиннинг в воду.
  • Сама конструкция должна быть мобильной и компактной, чтобы была возможность установить его на любой части лодочного корпуса.
  • Материал, из которого изготавливаю держатель, должен быть износоустойчивым и прочным, чтобы коррозия его не повредила.
  • Так же держатель должен быть внешне привлекательным, но здесь все зависит от вашей фантазии.


Соблюдение данных требований поможет вам изготовить качественное устройство, которое прослужит вам долго время.

Отметим, что держатели спиннинга для лодки ПВХ должны иметь такую конструкцию и размеры, чтобы не ухудшать эргономию и устойчивость корпуса.


Способы закрепления держателя на лодке

Для того, чтобы держатель исправно выполнял свои задачи и правильно функционировал его следует правильно закрепить на корпусе. Существует несколько вариантов крепления:

  • С помощью соединений из болтов. Данный вариант подходит для лодок, которые изготовлены из стальных или деревянных материалов, ведь в надувных лодках невозможно сделать отверстие.
  • При помощи соединений из шурупов. Его можно использовать как на надувных, так и на лодках из дерева. На фотографии держателя спиннинга на лодке мы можем увидеть, что данный вариант крепится к элементам конструкции лодки из дерева либо же пластика (скамейка или транц). Недостатком такого крепления является то, что шурупы могут расшататься, и конструкция сломается, вследствие чего может произойти потеря спиннинга.
  • С помощью струбцин. Такое крепление поможет сохранить внутреннее строение резиновой или надувной лодки. Минусом данной конструкции является то, что фиксируют ее обычно на скамейки либо же на моторе лодки, что значительно повышает дискомфорт рыбака.
  • С помощью использования клея. В современном мире существуют очень устойчивые и крепкие составы клейких материалов, что позволяет надежно закрепить приспособление на лодке. Данный вариант считается лучшим среди владельцев ПВХ лодок, так как он совсем не вредит корпусу плавательного средства.


В целом, можно сказать, что вариантов крепления существует достаточно много, но стоит понимать, что не все способы подойдут именно для вашего типа лодки.


Модельный ряд держателей

Отметим, что производители снаряжения для рыбалки предоставляют широкий выбор держателей.


Рассмотрим наиболее популярные варианты на рынке:

  • Держатели канадского производства Скотти. Этот производитель предоставляет очень широкий модельный ряд держателей, именно поэтому он обрел высокую популярность среди любителей рыбалки. Использование в изготовлении только качественных и прочных материалов, функциональность и способность крепиться на разные лодки делают данный вариант еще более привлекательным.
  • Держатели для спиннинга бренда Колибри. Данный производитель вышел на рынок рыболовного инвентаря в странах СНГ очень давно, что дает повод ему доверять, ведь множество пользователей данного снаряжение дают ему высокую оценку. Стоит отметить, что данный производитель отличается невысокими ценами на держатели для спиннинга на лодках, а также высоким качеством выпускаемой продукции. Держатели этого бренда влагоустойчивые и прочные.
  • Держатели для спиннинга моделей Авачи. Обрел высокую популярность среди владельцев надувных и резиновых лодок. Конструкция этой модели предотвращает случайную потерю спиннинга, защищает удилища от внешних повреждений и имеет отличный внешний вид. Такие держатели спиннинга на надувных лодках можно встретить очень часто, что доказывает качество исполнения данного устройства.
  • Держатель для спиннинга моделей Амфибалт. Установка этого устройства происходит с помощью болтов и троллинговой дуги. Амфибалты отличаются наиболее высокой износоустойчивостью и надежностью среди всего модельного ряда подставок, но и цены на данные держатели немного кусаются.


Можно сказать, что выбрать держатель для любой лодки будет довольно просто, ведь сегодня производители предлагают широкий выбор качественных изделий, которые служат рыбакам не один год и оставляют удилище целым и невредимым.


Советы по использования держателя

Существуют некоторые особенности такой рыбалки, которые отмечают опытные рыбаки:

  • При креплении большого количества удилищ стоит понимать, что вам просто необходимо выбирать надежные крепления и держатели, чтобы не допустить случайных потерь снаряжения.
  • Используйте компактные и мобильные модели подставок, чтобы не перегружать корпус плавательного средства. Стоит понимать, что держатели для троллинговой рыбалки должны быть легкими в транспортировке.
  • Выбирайте модели из которых можно будет легко достать спиннинг при клёве.


В целом приспособление держателя просто незаменимо при рыбалке несколькими удилищами, ведь у рыбака руки должны быть свободными, а их, к сожалению, всего две.

Читайте также: