Сольфеджио как сделать обращение

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 07.09.2024

Цель урока : На основе повторения и обобщения ранее изученного материала познакомиться с обращениями трезвучий (На основе Т 53 ).

Формировать у учащихся музыкальную память, умение качественно выполнять домашнее задание.

Обучающие : Повторить и закрепить теоретические сведения.

Развивающие : Развивать музыкальное мышление и музыкальный слух.

Воспитательные : Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.

Тип урока : групповой.

Оборудование : музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, наглядные пособия.

Формы работы с учащимися : вокально-интонационные упражнения, практические задания, слуховой анализ, анализ музыкального текста.

1.Организационный момент. (2 мин)

2.Проверка домашнего задания.(7 мин)

3.Повторение пройденного материала. (3 мин)

4.Объяснение нового учебного материала (15 мин)

5.Закрепление нового материала (10 мин)

6.Задание на дом (3 мин)

Цель для преподавателя : активизация внимания учеников.

Здравствуйте коллеги, здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проведем с вами наш обычный урок сольфеджио. От остальных

Он отличается только тем, что сегодня на наш урок пришли гости, постарайтесь быть как всегда внимательными и активными.

Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

2.Проверка домашнего задания .(7 мин)

Выучить наизусть №80 Ж. Металлиди, 3 класс

Дома вам нужно было выучить наизусть № 80 из учебника.

В какой тональности написана мелодия домашний номер?

Споем гамму Фа Мажор по тетрахордам.

А теперь споем трезвучие. (фа ля до ля фа до фа)

Давайте сначала мы вспомним песенку по нотам (ладошка тактирует).

Кто сегодня хочет спеть первым? Остальных я спрошу на следующем уроке.

Уверенное и точное интонирование данного номера

Ребята, какой знакомый вам аккорд встречается в этой песенке? (трезвучие)

А из каких интервалов состоит трезвучие (терций)

А терция может иметь обращение? Может.

А что такое обращение?

Что такое обращение интервала? (Перенос верхнего звука на октаву вниз или нижнего – на октаву вверх.

Сделайте мне обращение терции фа-ля (ля-фа), а терции ля-до (до ля)

Какой интервал получился при обращении терций? (секста)

Мы с вами научились обращать интервалы, а как вы думаете можно ли сделать обращение трезвучия? (да) Давайте убедимся.

Представьте, что я жонглер.

В руках у меня три разноцветных кубика. Понаблюдайте, вот розовый сверху, вот зеленый, вот желтый. Каждый раз кубики меняются местами.

А давайте, мы поиграем также, но звуками трезвучия. (магнитики на доске)

Назовите мне звуки фа мажорного трезвучия. (фа ля до)Вы в начале урока мне сказали, что трезвучие состоит из терций. А теперь посмотрите, нота фа у нас становится верхним звуком. Посмотрите, какие интервалы у нас тут появились? А хотя бы одна из терций где у нас сохранилась? (терция, кварта, секста) . Терция осталась, но появились кварта и секста. Аккорд называется секстаккорд , потому что между крайними звуками интервал – секста. Поскольку мы обращаем т53 то и 6 аккорд будет Т6.

А как вы думаете можно ли еще раз переместить нижний звук, чтобы получился еще один аккорд? ( до фа ля) Посмотрите, а из каких интервалов этот аккорд состоит? (начинается с кварты, а между крайними звуками – секста, и этот аккорд получил название квартсекстаккорд. (Т64)

А теперь подойдите к инструменту, кто хочет построить обращение тонического трезвучия в ре мажоре? В ми-бемоль мажоре?

Играют по очереди в пройденных тональностях.

5.Закрепление нового материала.

Все вместе ее исполним со словами (поем 1 куплет)

В какой тональности она написана? (ми-бемоль мажор). Найдите в нотном тексте примеры обращения трезвучий. (находят). Как называются эти обращения?

Теперь вы узнали обращения, я предлагаю спеть эту песню нотами.

Наш урок подошел к концу, ребята, что же сегодня на уроке вы запомнили больше всего? Какие новые термины вы сегодня запомнили ? (64,6).

6. Домашнее задание.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Хлапова Анна Александровна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

I квалификационной категории

Задачи урока.

Обучающие: Повторить и закрепить теоретические сведения. Освоить новую тему.

Развивающие: Развивать музыкальное мышление и музыкальный слух.

Воспитательные: Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, наглядные пособия, мультимедиа оборудование. Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, наглядно-демонстрационный.

Формы работы с учащимися: вокально-интонационные упражнения, практические задания, слуховой анализ, анализ музыкального текста, развивающие игры.

План урока:

1. Организационный момент. (3 мин.)

2. Проверка домашнего задания (12мин)

3. Повторение пройденного материала (15 мин)

4. Объяснение нового учебного материала (15мин)

5. Закрепление учебного материала (20 мин)

6. Задание на дом (5 мин)

Ход урока:

Организационный момент (3 мин)

Цель для преподавателя: активизация внимания учеников;

создание условий для эффективного освоения нового учебного материала

Задачи: сформировать слуховую, художественно-эстетическую атмосферу на уроке;

Добрый день, коллеги, добрый день, ребята!

Сегодня мы проведем с вами наш обычный урок сольфеджио. От остальных уроков он отличается только тем, что сегодня на наш урок пришли гости, мои коллеги - преподаватели. Постарайтесь быть как всегда внимательными и активными. Итак, начнем. Урок начинается с вокально - интонационного распевания.

Проверка домашнего задания(12 мин)

Цель для обучающихся: закрепить накопленные знании по интервалам.

Цель для преподавателя: формировать умение полноценно и качественно выполнять домашнее задание.

Выучить наизусть № 235 Давыдова сольфеджио 3 класс И.С.Бах Менуэт,

Построить интервалы вверх, вниз от заданного звука в нотной тетради,

Подписать интервалы в мелодии и аккомпанементе в заданном музыкальном примере.

Преподаватель : Дома вам нужно было выучить №235 наизусть. Поем все вместе. Кто хочет спеть один.

Ученики : Поют друг за другом. По цепочке.

Преподаватель : Прошу всех учеников показать выполнение письменного задания в тетради, а выборочно сыграть по нотам и сделать анализ получившихся интервалов.

Преподаватель : у нас было еще одно задание, но к нему мы вернемся позже.

уверенное и точное интонирование данного номера

активизация внимания при пении по цепочке

точное построение интервалов в тетради

умение анализировать построенные интервалы, делать выводы

умение делать интервальный анализ на слух и по нотам

3.Повторение пройденного материала (15 мин)

Что такое интервал? (расстояние между двумя звуками)

правильное построение интервалов в тетради, у доски.

умение интонировать интервалы мелодически, двухголосно,

умение слышать интервалы на слух.

Объяснение нового учебного материала(15 мин)

Преподаватель : Интервалы очень часто любят изменяться. Вот, например, угадайте какой я, сейчас играю интервал (играю на ф-но м.2, дети отгадывают), сейчас (играю на ф-но б.2, дети отгадывают). Какие изменения произошли с этими интервалами?

Предполагаемые ответы учеников:

Первый звучал мажорно, второй минорно.

Они изменились по звучанию,

Появился диез.

Преподаватель : Сегодня я вам покажу еще одно превращение. Выходите к инструменту. Строим б.2, выявляем основание, вершину. А теперь интервал совершает прыжок, и что у нас получается?

Предполагаемые ответы учеников:

Звуки поменялись местами

Был узкий, стал широкий

Был мажорный, стал минорный.

Ученики самостоятельно пробуют делать обращения, озвучивая свои действия.

После того как дети освоили навык перемещения звуков (обращения) на инструменте, делаем выводы формулируем правило. Чтобы не тратить время для записи правила, раздаю заранее напечатанное, которое они должны приклеить в тетрадь. Переходим к построению на доске.

умение работать за инструментом использую новые познания,

делать выводы и формулировать правило,

применять полученные знания на практике,

выявлять закономерности и фиксировать при помощи схематического изображения
5. Закрепление учебного материала (20мин)

Цель для преподавателя: определить уровень знаний и умений по теме: Обращение интервалов, сформировать новые музыкальные впечатления детей и художественный вкус; научить анализировать музыкальные произведения и сопоставлять их с произведениями живописи, литературы

Ученики : ч.4, м.2. б.2, м.3 но чаще всего нисходящие.

Преподаватель : очень важное значение при сочинении мелодии играют интервалы. Они создают настроение. А какое настроение создают нам эти нисходящие интервалы?

Ученики : грустное, плаксивое, печальное.

Преподаватель : Н а какие интервалы делается опора в мелодии и в басу данного произведения?

Ученики : ч.5 и м.6.

Преподаватель : давайте обратим внимание на начало мелодии (играю ч.4 в мелодическом виде) и на начало аккомпанемента (играю ч.5 в гармоническом виде). Дети, а что объединяет эти созвучия?

Ученики : это обращения.

Преподаватель : какой образ перед вы всплывает когда звучат данные интервалы. Какими интервалами это достигается?

Ученики : ощущение пустоты, заброшенности, девушка грустит у окна. Преподаватель : Вот как описал французский поэт Теофиль Готье старые замки , хранящие дух и величие своей эпохи.

«В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,

Проёмы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века,

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я

обнаруживает осознанное усвоение изученного нового учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться,

производит построение правильно, достаточно быстро и рационально,

умение анализировать данные интервалы в мелодии и аккомпанементе,

умение учащихся слушать музыкальные произведения,давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,умение сравнивать,обобщать ,

6. Задание на дом (5мин)

Цели для обучающихся: закрепление знаний, формирование музыкальных, слуховых, аналитических навыков.

Цели для преподавателя: проверить усвоение новой темы.

Преподаватель: записываем домашнее задание на следующий урок.

Выучить наизусть правило про обращения интервалов.


Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, от этого и происходит название аккорда.

Наиболее распространен септаккорд, строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом.Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия с добавленной сверху малой терцией (б.З+м.З+м.З). Звуки доминантсептаккорда, считая от основного, называются: прима (основание аккорда), терция, квинта и септима (вершина аккорда).


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Доминантсептаккорд обозначается следующим образом— V7:

Доминантсептаккорд имеет три обращения, которые называются: 1-е обращение квинтсекстаккордом (6/5), 2-е обращение терцквартаккордом (4/3) и 3-е обращение секундаккордом (2).

Названия обращений доминантсептаккорда основаны на интервалах, образующихся от нижнего звука аккорда к его основанию и вершине:

Для того, чтобы уметь строить доминантсептаккорд и его обращения в тональности и от данного звука, необходимо знать порядок расположения интервалов, составляющих эти аккорды, и ступени, на которых они строятся.

Д7— б.З+м.З+м.З; на V ступени

Д65 — м.З+м.З+б.2; на VII

Д43 —м.З+б.2+б.З; на II

Д2 — 6.2+б.З+м.З; на IV

Урок сольфеджио №21: Д7, его обращения и разрешения

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения. Они разрешаются по принципу тяготения неустойчивых звуков в устойчивые:

  • Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основным звуком;
  • Квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой;
  • Терцквартаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву;
  • Секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой.

Урок сольфеджио №21: Д7, его обращения и разрешения


Начнём с того, что из себя представляет.

Гитара представляет собой один из самых универсальных.


Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения.

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же.


Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры.

Нижний звук интервала называется основание , верхний звук интервала называется вершина .

При обращении нижний звук интервала, основание, перемещается на чистую октаву вверх, или верхний звук интервала, вершина, перемещается на чистую октаву вниз. Любой интервал имеет одно обращение:

  • Чистые интервалы обращаются в чистые.
  • Малые — в большие и наоборот, большие — в малые.
  • Увеличенные — в уменьшенные, уменьшенные — в увеличенные.
  • Узкие — в широкие, широкие — в узкие.
  • Диссонирующие — в диссонирующие, консонирующие — в консонирующие.

Взаимообратимы: прима-октава (1-8), секунда-септима (2-9), терция-секста (3-6), кварта-квинта (4-5).

Сумма двух взаимообратимых интервалов равна 9.

Подобные посты

Лады народной музыки

Лады народной музыки

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных.

Интервалы.

Интервалы.

Количество ступеней в интервалах: 1 — прима 2 — секунда 3 — терция 4 —.

Аккорды главных ступеней. Обзор

Аккорды главных ступеней. Обзор

Для того, чтобы сочинить мелодию, нам необходимо определиться с тональностью. А в тональности знать устойчивые (I-III-V) и.

Тональности первой степени родства

Тональности первой степени родства

К Тональностям первой степени родства относятся тональности, чьи трезвучия лежат на ступенях данной тональности. Для.

Соотношение тональностей

Соотношение тональностей

Все тональности в музыке находится в определенных соотношениях. Параллельные тональности — это мажор и минор.

Трезвучие с обращениями

Трезвучие с обращениями

Трезвучие — аккорд из 3 звуков, расположенных через ступень. Крайние звуки трезвучия образуют ч5. Трезвучие.

Параллельные тональности

Параллельные тональности

Все тональности в музыке находятся в определенном родстве. Самые близкие между собой — это параллельные.

Тритоны

Тритоны

Из всего многообразия интервалов следует выделить по яркости и звукоизобразительности тритоны. Это интервалы, которые включают.

Читайте также: