Скользящий контакт своими руками
Материалы для подвижных контактов в процессе эксплуатации подвергаются электрической эрозии, свариванию, коррозии и механическому износу. Интенсивность этих процессов зависит от природы материала и величины разрываемого тока.
Электрическая эрозия – это разрушение контактных материалов (КМ), связанное с расплавлением и переносом металла в газообразном и жидком (в виде мелких капель) состояниях с одной контактирующей поверхности на другую под действием электрических разрядов. На контактирующих поверхностях образуются наросты и кратеры.
Дугообразование характеризуется минимальными значениями тока и напряжения, при которых возникает дуговой разряд. Дугообразование зависит от природы КМ и окружающей среды, состояния контактирующих поверхностей и индуктивности цепи.
Сваривание КМ происходит под действием температуры и силы контактного нажатия и может вызвать частичное расплавление и даже потерю способности к размыканию. Поэтому очень важно, чтобы КМ обладали высокой стойкостью к свариванию.
Механический износ происходит в результате удара контактных поверхностей, последующего нажатия и их трения, поэтому КМ должны обладать высокими значениями износостойкости, ударной вязкости и твердости.
Все подвижные контакты по условиям работы делятся на скользящие и разрывные.
3.8.1. Скользящие контакты
Скользящие контакты нужны для перехода электрического тока от неподвижной части электротехнического устройства к подвижной, например, в реостатах – от обмотки к движку, в электрических машинах – от щеток к коллектору, у электрифицированного транспорта – от контактного провода к токосъемнику.
Материалы для скользящих контактов должны иметь низкие значения электросопротивления и падения напряжения на контактах, высокие значения минимального тока и напряжения дугообразования, высокую стойкость к истиранию, электрической эрозии и коррозии. Они делятся на металлические и электротехнические угольные.
К металлическим скользящим контактам относятся коллекторные пластины электрических машин, которые изготавливают из твердой меди, бронзы и других материалов.
Электротехнические угольные материалы обладают высокой электро- и теплопроводностью, низким коэффициентом трения, значительным напряжением дугообразования, высокой химической стойкостью. Эти материалы широко используют для изготовления угольных электродов различного назначения, щеток для электрических машин и автотрансформаторов и т. п. Щетки выпускают угольно-графитные, графитные, медно-графитные и т. п.
Для производства электроугольных изделий в основном используют графит и сажу. Графит и сажу смешивают со связующим веществом – каменноугольной смолой или жидким стеклом, прессуют и подвергают обжигу при температуре 2200 – 2500°С. Этот процесс называют графитированием. Далее полученные изделия используют по назначению.
3.8.2. Разрывные контакты
Разрывные контакты предназначаются для периодического замыкания и размыкания цепи. Они работают в наиболее трудных условиях – возникающие дуга или искра вызывают коррозию и эрозию. Коррозия приводит к окислению контакта, т. е. иногда к разогреву и свариванию. Эрозия может вызвать появление кратера на одном и иглы на другом контакте.
Разрывные контакты подразделяют на слабонагруженные (слаботочные – от долей до единиц ампер) и тяжелонагруженные (сильноточные – от единиц до тысяч ампер).
Наибольшее распространение при производстве контактов имеют серебро и сплавы на его основе (окисел серебра тоже электропроводен), а также сплавы серебра с медью, которые имеют высокие электропроводность, твердость и сопротивление эрозии, но медь снижает стойкость против окисления.
Высоконагруженные контакты изготавливаются из вольфрама, молибдена, их сплавов и металлокерамических композиций. Вольфрам достаточно электропроводен, имеет устойчивое низкое переходное электросопротивление, высокое сопротивление эрозии, не сваривается и применяется для изготовления контактов, подвергающихся частым переключениям. Недостатком молибдена является образование в нем рыхлых оксидных пленок, которые могут внезапно полностью нарушить контактную проводимость.
Для изготовления разрывных контактов, эксплуатируемых при повышенных напряжениях и контактных давлениях, используют твердую медь, что существенно удешевляет электротехнические устройства.
Здравствуйте, Сергей. Специалист нашего ресурса изучил ваш вопрос и готов дать исчерпывающий ответ на него.
Что делать в таких случаях?
Если датчик уровня топлива показывает неверное значение, есть несколько способов решения проблемы.
Необходимо произвести регулировку самого устройства:
-
Первый способ. Спицу поплавка, который вы заменили, необходимо вывести из одного крайнего положения в другое. Как вы понимаете, в этом случае показания стрелки на панели приборов также должны варьироваться из одного положения в другое. В этом случае вам может понадобится помощь еще одного человека. Если вы заметили, что при перемещении спицы стрелочка на приборной панели демонстрирует неправильное значение, то необходимо будет незначительно подогнуть один из регулировочных язычков.
Стрелка показывает полный бак
Если ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, то не лишним будет и сделать его диагностику.
О том, как самостоятельно произвести ремонт элемента, смотрите ниже.
Условия для корректной работы
Если вы ранее не сталкивались с электротехническими устройствами и не знаете принцип работы системы указания уровня топлива, ознакомьтесь со следующими понятиями:
- переменное сопротивление (реостат) – аппарат, с помощью которого можно регулировать величину сопротивления. Чем больше сопротивление в цепи, тем меньший в ней протекает ток;
- указатель уровень топлива (УУТ) – элемент панели приборов, указывающий количество горючего в баке. Может быть аналоговым или электронным;
- датчик уровня топлива (ДУТ) – измеритель, расположенный в баке.
Большинство систем указания уровня горючего в баке работают по единому принципу. В баке находится поплавок, на ответной части которого расположен скользящий контакт. Скользящий контакт двигается по пластине с контактами (резистивное вещество), жестко закрепленной на корпусе измерителя. Перемещение скользящего контакта меняет величину сопротивления, тем самым увеличивая либо уменьшая величину тока проходящего в цепи. Чем меньше сопротивление, тем больший ток протекает в цепи и тем больше отклоняется стрелка указателя уровня горючего.
Цепь включает в себя:
Описан принцип работы ДУТ рычажного типа, но в случае с измерителем трубчатого типа разница только в способе изменения сопротивления в цепи. Измерители трубчатого типа можно встретить на БМВ. В новом поколении автомобилей ВАЗ и моделях иностранного производства ДУТ чаще всего рычажного типа и крепится к пластиковому корпусу насосной секции.
Контрольная лампа
Один из контактов лампы, сигнализирующей о низком уровне топлива, может быть прикреплен к реостату. В таком случае при снижении объема горючего сопротивление в цепи падает настолько, что величины тока становится достаточной для зажигания лампы.
В некоторых системах в цепь лампы включен отдельный терморезистор (сопротивление зависит от его температуры). Терморезистор закреплен в корпусе насосной секции. При снижении количества бензина/дизеля до определенного уровня он перестает омываться и охлаждаться топливом. Проходящий ток нагревает терморезистор, уменьшая его сопротивления. С уменьшением сопротивления начинает загораться лампочка на приборной панели.
Неисправности
По каким причинам может не работать указатель уровня топлива:
- отсутствие хорошего контакта на каком-либо из участков цепи (отламывание проводов, окисления в местах соединения разъемов, трещины в местах пайки);
- неисправность индикатора приборной панели (к примеру, нарушения мест пайки);
- отсоединение поплавка от скользящего контакта;
- сгорел предохранитель;
- отсутствие контакта между резистивной дорожкой и скользящим контактом. Причиной может стать образование на поверхностях окислов, налета, ослабление нажима скользящего контакта на резистивный слой, истирание дорожек резистивного слоя.
Причины, по которым указатель неверно показывает уровень топлива в баке:
- наличие в цепи дополнительного сопротивления (окисление в местах разъемов, плохой контакт массы, образование окислов, отложение на резистивном слое и скользящем контакте);
- дефект литья поплавка, из-за чего он наполняется топливом. Поломка крайне редкая, но все же возможна, впрочем, как и выгибание тяги поплавка вследствие механического воздействия при неквалифицированном ремонте;
- образование налета на направляющей стойке (характерно только для датчиков трубчатого типа). В таком случае движение поплавка будет затруднено.
Стрелка всегда показывает полный бак, если в системе:
- произошел отрыв поплавка от скользящего контакта (в таком случае ползунок всегда будет в крайнем положении);
- провод, идущий к указателю, где-то коротит на массу, из-за чего в цепи уменьшается сопротивление.
Дергающаяся стрелка УУТ свидетельствует о частичном истирании резистивной дорожки потенциометра. Это же будет причиной перебоев в работе указателя. Поскольку чаще всего автомобиль используется с топливным баком, заполненным на 40-60%, то именно в этом диапазоне истирание резистивного слоя происходит быстрей всего. Поэтому указатель может исправно работать, только когда положение скользящего контакта попадает на неповрежденный резистивный слой.
Диагностика своими руками
Чтобы найти причину, по которой не работает датчик уровня топлива, вам потребуется мультиметр (рекомендуем прочитать, как пользоваться мультиметром) и контролька. Первым делом необходимо определить – причина поломки в датчике, расположенном в баке, либо в указателе. Для этого снимите разъем, подключаемый к топливной секции (находится у лючка бензобака, доступ к которому в большинстве случае есть с салона). По схеме электропроводки вашей модели авто определите, какой из проводов идет на указатель приборной панели. Включите зажигание, после чего через контрольную лампу подайте в соответствующий пин разъема минусовой потенциал. Если стрелка указателя стремительно направилась вверх, значит, проблема в датчике. Для дальнейшей диагностики необходимо доставать топливную секцию. Мультиметр позволит измерить сопротивление потенциометра.
Некорректно работающий указатель уровня топлива может доставлять массу неудобств владельцу автомобиля. Из-за того, что водитель не может контролировать уровень топлива в баке, ему приходится постоянно возить с собой дополнительную канистру с бензином или дизельным топливом. В обратном случае вполне можно остаться без топлива в самый неподходящий момент и просто встать посреди дороги.
Устройство и типы датчиков уровня топлива
За измерение уровня топлива в баке ответственен датчик (ДУТ), расположенный непосредственно в топливном баке. В большинстве случаев он располагается в блоке подачи топлива, но на карбюраторных моделях может быть объединен с топливозаборником.
Подавляющее большинство датчиков разделяется на два типа:
- рычажного типа (самые распространенные);
- трубчатого типа (используются в крупногабаритных авто).
Рычажный датчик представляет собой потенциометр, соединенный с поплавком при помощи рычага. Поплавок располагается на поверхности топлива в баке. При изменении уровня топлива он с помощью рычага изменяет положение бегунка потенциометра. Передача электрического тока происходит через металлические пластины, при высоком уровне топлива передача электротока происходит по кратчайшему пути, понижение уровня будет включать в себя все большее количество пластин. При максимально заполненном баке сопротивление при передаче будет около 7 Ом, при практически пустом — до 340 Ом. Цифры примерные, так как в различных автомобилях они могут незначительно отличаться.
Датчик трубчатого типа имеет схожую схему работы. В его комплекте нет потенциометра, однако используется принцип его работы. Трубка погружена в топливо, через нижнее отверстие в нее заходит бензин или дизельное топливо с плавающим на поверхности поплавком. Он постоянно контактирует с закольцованным проводом сопротивления. Чем выше уровень поплавка — тем ниже сопротивление электрического тока, передаваемого на индикатор, соответственно, при понижении уровня топлива сопротивление увеличивается.
Причины поломки
В зависимости от проявления неисправности, можно установить основные причины поломки. Их можно разделить на две основные группы:
- механические повреждения датчика уровня топлива, расположенного в баке автомобиля;
- неверные показатели, отображаемые указателем на приборной панели.
То есть причиной неправильных показаний являются либо неверные измерения, либо неверные показания индикатора на приборной панели.
К основным поломкам датчика относятся:
- разгерметизация поплавка;
- изгиб рычага, соединяющего поплавок с датчиком;
- износ секторов потенциометра.
Именно изнашивание секторов — самая распространенная проблема с датчиком уровня топлива. Из-за контактов с бегунком сектора изнашиваются, после чего на них образуется полоска. Плохой контакт бегунка с секторами приводит к тому, что стрелка индикатора может скакать, постоянно показывать пустой бак и т. д.
Изгиб рычага обычно происходит при неаккуратной установке датчика в топливный бак. В этом случае показания индикатора значительно отличаются от реальных в большую или меньшую сторону.
Нарушение герметичности поплавка приводит к тому, что внутрь него попадает топливо. Сначала поплавок частично погружается в топливо, ну а затем может и вовсе утонуть. Естественно, это не может не сказаться на верности показаний индикатора топлива.
Также распространенная поломка заключается в неверной передаче электрического тока на пути от датчика к индикатору топлива на приборной панели. Обычно поломка состоит в оборвавшихся или закислившихся проводах. В такой ситуации стрелка индикатора обычно просто лежит на нуле. Ну и последняя разновидность износа — заклинивание подвижной обмотки самого индикатора, из-за чего его стрелка не может передвигаться.
Что делать
Для начала нужно провести диагностику, то есть выяснить то, какая именно деталь повреждена — датчик, проводка или сам индикатор. Для этого используется обычный мультиметр, но можно заменить ее и контрольной лампой.
Для начала нужно получить доступ к топливной секции и непосредственно самому датчику уровня топлива. Для этого на заведенном автомобиле нужно снять разъем в технологическом люке под задним диваном авто. Затем по схеме электрического питания нужно определить, какой провод идет от датчика к индикатору топлива. Один разъем мультиметра нужно подключить к массе авто, другой — к плюсовой клемме выходящего из отверстия провода. Мультиметр должен показать напряжение бортовой сети (12 В). Если замкнуть плюсовую клемму на массу авто, то стрелка индикатора должна показать полный бак. Если этого не происходит — виновата проводка или сам индикатор. Если стрелка взметнулась в крайнее положение — проблема в датчике топлива.
Современные датчики топлива лучше менять в сборе. Их цена не настолько велика, чтобы заниматься мало помогающим делу ремонтом. Однако в некоторых случаях можно попробовать почистить датчик от грязи и попробовать отрегулировать бегунок. Для этого придется извлечь датчик (предварительно необходимо слить топливо, заглушить авто и снять минусовую клемму с аккумулятору). После извлечения датчика нужно осмотреть рабочую поверхность секторов на предмет износа. Если ширина линии износа невелика, можно отрегулировать бегунок так, чтобы он перемещался по неповрежденной поверхности секторов.
Если некорректные показания указателя уровня топлива не связаны с датчиком топлива, то придется вынимать индикатор из приборной панели. Проблемы с проводкой диагностируются также с помощью мультиметра. Неисправность самого прибора определяется вручную после снятия прибора — если стрелку заклинило, то можно попробовать очистить и отрегулировать.
Как предотвратить проблему
Предотвратить поломку датчика практически невозможно, так как механический износ секторов или поплавка — абсолютно естественное явление. Поэтому, если стрелка индикатора начинает вести себя странно, а проверка выявила проблемы с датчиком, лучше заменить его в сборе, благо что его цена не очень велика.
Это же утверждение верно и при поломке самого индикатора. Сервисные работы по предотвращению поломки этого прибора не предусмотрены — только замена при выявленной неисправности. Проблемы с электропроводкой,в том числе и с разрывом провода, ведущего от датчика уровня топлива к указателю, также решается заменой провода.
Известны 3 разновидности контактов: неразъемный контакт (соединение двух шин болтом), скользящий (с помощью реостата) и коммутирующий.
По форме контакты бывают
- точеные, они, в основном, используются для малых токов, при этих контактах происходит небольшое нажатие, а для того, чтобы уменьшить сопротивление контактов, применяются не окисляющиеся драгоценные металлы;
- линейные, с большой степенью нажатия и контактированием по линии, для производства этих контактов используется медь;
- поверхностные, применяются с большой степенью нажатия для контактирования при больших токах между двух поверхностей.
Электрические контакты также бывают подвижные и неподвижные.
- Подвижные контакты в процессе работы замыкаются, соединяясь между собой, либо размыкаются, разъединяясь с помощью механического или электромеханического привода, при этом устройства между собой остаются надежно скреплены.
В процессе работы неподвижных контактов, токоведущие надежно и плотно соединенные между собой элементы не перемещаются друг относительно друга.
Чтобы создать замкнутую электрическую цепь, нужно произвести несколько контактов.
Одним из примеров подвижного контакта является устройство рычажного контакта, рассчитанное на средние и большие токи, в котором в качестве материала применяется медь.
- Шарнирный контакт, где неподвижный элемент и подвижный элемент соединяются между собой с помощью силы, воздействующей на рычаг, может служить еще одним примером подвижного контакта.
- Скользящие контакты — это еще одна разновидность подвижных контактов, у которых, как и в щеточноколлекторном устройстве электрических машин постоянного тока, один элемент перемещается относительно других.
Также к подвижным контактам можно отнести герметизированные магнитоуправляемые контакты или герконы, простейший пример которых представляет собой запаянную стеклянную колбу миниатюрного размера, с двумя плоскими впаянными контактными пружинами, состоящими из мягкой магнитной стали.
Если эти герметизированные магнитоуправляемые контакты (герконы) поместить в созданное обмоткой или постоянным магнитом магнитное поле, то их пружины будут намагничиваться и затем притягиваться друг к другу.
В это время происходит замыкание контактов и, как следствие, может замкнуться электрическая цепь. Контакты из-за силы упругости пружин разомкнутся только после полного исчезновения магнитного поля. Поверхности пружин на контактах покрываются тонким слоем драгоценного металла, имеющего малое удельное электрическое сопротивление (платина, золото, серебро).
С помощью герконов можно производить коммутации в электрических цепях при малых значениях тока от 0,5 до 1А. Колбу геркона вакуумируют или заполняют инертным газом.
Элементы геркона имеют малую массу и высокое быстродействие контактов от 0,5 до 1,0 мс.
Износоустойчивость — это самое важное из свойство герконов. У некоторых видов герконов количество переключений может достичь до двух тысяч в секунду, а срабатываний до сотен миллионов.
Герсиконы — это герметические магнитоуправляемые силовые контакты, являющиеся разновидностью герконов, которые позволяют произвести коммутации в электрических цепях при значениях тока 60А, 100А или 180А и при напряжении 220 440В.
Интересное видео о физике электрических контактов смотрите ниже:
Применение в технике связи.
Зачем нужен сухой контакт?
Многие спрашивают — зачем было выдумывать отдельный термин, использовать такую запутанную схему с обработкой событий именно по сигналу тупа сухой контакт, да и просто, какая от него польза?
Ответ на эти вопросы достаточно прост, именно из-за того, что сухие контакты сами не обладают никакой формой сигнала, а лишь коммутируют то, что к ним подключают – позволяет управлять широчайшим спектром оборудования, не зависимо от используемых интерфейсов и параметров данных приборов. Именно поэтому второе, менее распространённое название у сухого контакта – безпотенциальный контакт.
Электрическое сопротивление контактов
Работу контактов определяет переходное электрическое сопротивление, которое зависит от площади контактирования. Чтобы уменьшить переходное сопротивление контактов, необходимо увеличить силу прижатия контактов.
В зависимости от силы переходного сопротивления, ток в цепи, вызывает нагрев контактов, который, в свою очередь, способствует увеличению переходного сопротивления и приводит к еще большему нагреву.
Таким образом достигается допустимый максимум рабочей температуры, находящийся в пределах от 100 до 120°С. По мере увеличения значения номинального тока коммутирующего аппарата, контактное переходное сопротивление должно уменьшаться с помощью повышения контактного нажатия, при этом обязательно необходимо увеличить поверхность охлаждения.
Состав материала из которого изготавливают токоведущие элементы контактов содержит материалы с минимальным удельным электрическим сопротивлением — серебро, медь или металлокерамические композиции.
Искрение на контактах и электрическая дуга
При значительных напряжениях и токах во время размыкания электрической цепи, между расходящимися контактами, образуется электрический разряд. В это же время, в площадке контактирования, при расхождении контактов происходит резкий рост переходного сопротивления и разогрев контактов до их расплавления и образования контактного перешейка из расплавленного металла.
В результате высокой температуры, контакты могут разогреваться и рваться, при этом металл контактов испаряется, а между контактами образуется ионизирующий проводящий воздушный промежуток, в котором под воздействием высокого напряжения, возникает электрическая дуга, которая снижает быстродействие коммутационного аппарата и способствует дальнейшему разрушению контактов.
Чтобы прекратить появление дуги, нужно увеличить сопротивление в цепи с помощью увеличения расстояния между контактами, или применить специальные меры для ее погашения.
Разрывная или коммутируемая мощность контактов — это произведение предельных значений тока и напряжения в цепи, при которых на минимальном расстоянии, между контактами электрическая дуга не образуется.
Электрическая дуга гаснет, когда в цепях переменного тока мгновенное значение тока достигнет нуля и может вновь появиться, если напряжение на контактах будет расти быстрее, чем произойдет восстановление электрической прочности промежутка между контактами.
В любом случае, в цепи переменного тока дуга неустойчива, а разрывная мощность контактов выше в несколько раз, чем в цепи постоянного тока.
В маломощных электрических аппаратах электрическая дуга на контактах появляется редко, но очень часто происходит опасное для чувствительных аппаратов искрение или пробой изоляционного промежутка. Пробой образуется в слаботочных цепях во время быстрого размыкания контактов и может привести к ложным отключениям и значительно сокращает срок службы контактов. С целью уменьшения искрения, применяются устройства искрогашения.
Ещё одно интересное видео об электрических контактах:
Ремонт контактного соединения
Контактное соединение допускается зачищать напильником или надфилем с номером не ниже 2. На месте контактных соединений делают надпайки из мягких сплавов.
Время от времени контактную поверхность очищают от оксидной пленки. Для этого используются:
- Надфиль 2 номера и ниже.
- Рубильник. Когда включаем, то нож замыкает и сдирает оксидную пленку. Но рубильник не рассчитан на частое использование, поэтому нельзя делать это часто.
- Применение флюсов.
Согласно нормам, переходное сопротивление контактов должно быть не более чем на 10% больше сопротивления для такого же размера прямого участка проводника.
Сделанное контактно соединение не должно уменьшать механическую прочность жилы. Нельзя ломать, сверлить и срезать провод. А также должно иметь запас на повторное соединение. И не должно создавать гальванической пары.
Алюминий с медью соединять запрещено!
Минимум соединяется через болтовой соединение, разделяя проводники гайкой. Подключение более двух жил не допускается. И рекомендуем поставить гравер, чтобы защитить от ослабления контакта.
Алюминий обладает свойством текучести при температурном воздействии, поэтому время от времени необходимо их подтягивать. Желательно раз в год.
Устройства искро- и дугогашения
Самый эффективный способ для гашения электрической дуги — это ее охлаждение с помощью соприкосновения с изоляционными стенками специальных камер, которые отбирают теплоту дуги или за счет ее перемещения в воздухе.
В современных аппаратах широкое распространение получили дугогасительные камеры с узкой щелью и магнитным дутьем.
Дугу можно рассматривать как проводник с током; если его поместить в магнитное поле, то возникнет сила, которая вызовет перемещение дуги. При своем движении дуга обдувается воздухом; попадая в узкую щель между двумя изоляционными пластинами, она деформируется и вследствие повышения давления в щели камеры гаснет (рис. 2.4).
Щелевая камера образована двумя стенками 1, выполненными из изоляционного материала. Зазор между стенками очень мал. Катушка 4, включенная последовательно с главными контактами 5, возбуждает магнитный поток Ф, который направляется ферромагнитными наконечниками 2 в пространство между контактами. В результате взаимодействия дуги и магнитного поля появляется сила F, вытесняющая дугу к пластинам 7.
Эта конструкция дугогасительной камеры применяется и на переменном токе, так как с изменением направления тока изменяется направление потока Ф, а направление силы F остается неизменным.
Для уменьшения искрения на маломощных контактах постоянного тока применяют включение диода параллельно нагрузочному устройству (рис. 2.5). При этом цепь после коммутации (после отключения источника) замыкается через диод, таким образом уменьшается энергия искрообразовния.
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Скользящий контакт (или как это называется) как лучше сделать?
Теперь раскрою тему.
У моего корпуса (да и не только у моего, наверное ), есть легкосъемная морда для доступа к 5-дюймовым салазкам. Так вот. Решил я заменить стандартные кнопки Power и Reset. И вот оно, первое препятствие: стандартные кнопки закреплены в железке, а на морде только пласмассовые нажималки для них. Новые кнопки планируется крепить в пласмассе, т.е. придется тянуть проводки внутрь корпуса а я так не хочу, т.к. во-первых, морда лишится своей легкосъемности, а во-вторых, хочется еще кое-какой подсветки морды, и провдков выходит слишком много. Я хочу сделать что-то типа такого: одна часть контакта на железной морде, а другая часть-на пласмассовой. Ставишь морду на место, и хоп! есть контакт Но вот пока никак не придумаю, что нужно использовать в качестве частей этого соединения. Может, графитовые щеточки с пружинами, может. я не знаю чего. А может, уже кто-то делал нечто подобное. Поделитесь, плиз, если не лениво!
Читайте также: