Склеить модель лодки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 10.09.2024

Виртуальный
парусный инструктор

О методе "Сшей и склей" написано много-премного.И,как правило,много-премного лишнего для осознания сути технологии.Не буду пугать читателя экскурсами в историю,к истокам метода,описывать первопроходцев и т.д.Попробую просто,на самом что ни есть простейшем примере,в доступной форме описать последовательность и донести логику данного принципа постройки.

Начну,как ни странно,из "назад в детство" .Я думаю,все мы в детстве увлекались самоделками из детских журналов,когда требовалось из нарисованных на листе бумаги частей,сначала вырезать,а потом склеить определенную единицу военной техники,или сельськохозяйственную машину. Интересно было наблюдать,как из трех плоских деталей получалось обьемное колесо трактора.А все потому ,что эти плоские детали были нарисованы определенным образом и имели определенные контуры.Вот так незаметно подхожу к сути описываемого метода:

любую обьемную фигуру(ну,почти любую) можно разложить на плоскости в виде поверхностей ее составляющих.

На рисунке 1 пример выкройки куба.


Лодка у нас,по ходу,тоже своего рода обьемная фигура.Так почему бы нам не попробовать разложить ее поверхности на плоскости.

Вот и дошли до следующего этапа.Естественно делать рассчеты и выдумывать сложную лодку я не собираюсь.Муторно это.Кому интересно,на сайте есть достаточно чертежей выкроек готовых плавсредств от простых до сложных.Практически все они строятся по методу описываемом в этой статье.А я продолжу на простом примере.

Итак мы знаем,что лодку можно разложить на поверхность.Выбираем эту поверхность.Пусть это будет лист фанеры толщиной 5 мм и размером 1500мм на 1500 мм.Интуитивно выбираем высоту борта 250 мм.Бортов у нас два.Дальше третья часть не менее важная-днище будущего плавсредства и четвертая часть,так называемый, транец.Пробуем все это разместить на листе площадью в 2,25 квадрадных метра.Вот,что получилось,рисунок 2.


Если Вы решите пойти описываемым путем,рекомендую воспользоваться листом бумаги и создать сначала бумажную модель в масштабе,после чего перенести все полученные размеры на лист фанеры.

Следующий шаг-вырезаем составляющие.Помните,как в детстве?Только там были ножницы,а здесь используем специальный инструмент-ножовка по дереву или ее производные.

Правильнее было назвать этот метод постройки "Начерти,выреж,сшей и склей" . Но,видимо,авторы решили сократить название для удобства,чем вызвали некоторое недопонимание процесса у начинающих.Так вот,недостающие и главные этапы мы рассмотрели.Дальше действуем по описываемой многими строителями методике,а именно переходим к части "Сшей".Ну здесь все просто.Определим на бортах ту часть которая будет касаться днища,после чего вдоль этой части сверлим отверстия с шагом,скажем 100 мм,на расстоянии от края 10 мм.Смотрим рисунок 3.


В транце точно также сверлим отверстия в части примыкающей к днищу и в частях примыкающих к бортам.

Приступаем к сборке или, если следовать принятой терминологии,сшиванию.

Вместо нитки и иголки в технологии используются кусочки мягкой проволоки(медная,оттоженная стальная и т.п.) длиной около 150 мм.Я же практикую использование пластиковых кабельных стяжек(так меньше времени уходит на подготовительный этап).Устанавливаем заготовку борта на заготовку днища.Напротив отверстия в борту сверлим отверстие в днище.Отступ от края заготовки примерно такой-же - 10 мм.Просовываем стяжку(проволоку) через оба отверстия и стягиваем.Таким-же образом продолжаем работу с остальными отверстиями.Постепенно наблюдаем как заготовка борта формируется вокруг криволинейной части днища.Повторяем операцию с бортом №2.На рисунке 4 шов в разрезе.


Подобные действия проделываем с транцем и в носовой части плавсредства,сверлим отверстия по месту,сшиваем.В результате проведенных манипуляций получаем практически готовое изделие,а именно лодку с следующими характеристиками:

-наибольшая длина(она же,в нашем случае, длина по ватерлинии) -1250 мм;

-наибольшая ширина -1000 мм,

-водоизмещение(примерно) -0,25 т.

В принцыпе один взрослый человек может использовать будущее плавсредство для непродолжительных походов или посидеть в камышах с удочкой.А для детей под надзором взрослых и при наличии спас.средств,это вообще прикольное средство для весело провести отдых на водной глади.

Но до этого еще один этап.А пока вот что у нас должно получиться,рисунок 5.


Переходим к практически заключительному и самому ответственному этапу-"Склей".От качества проведения работ на этой стадии проекта зависит безопасность и срок эксплуатации плавсредства.

В судостроении принято использовать для склеивания деревянных поверхностей лодок эпоксидную смолу(или полиэфирную смолу).Информации достаточно в интернете на форумах и сайтах компаний-производителей.

Я пользуюсь разлитым в 200-гр. бутылочки двокомпонентным клеем ЭДП-20.

Для наших целей он подходит.Итак приготовим клей,смешав основу с отвердителем,и добавив в него опилки которые,я забыл напомнить,мы собрали при вырезании заготовок.У нас должна получиться густая замазка,которую мы накладываем на все угловые соединения нашей лодки,формируя плавные переходы с одной части на другую,так называемые "галтели".Рисунок6.Эту операцию желательно проводить аккуратно,избегая слишком больших неровностей на поверхности галтели.Дело в том,что поверх галтели нам придеться накладывать слой пропитанной клеем стеклоленты.


Ждем полного высыхания замазки,после чего шлифуем галтели наждачной бумаги до получения гладкой и ровной поверхности.

Следующий шаг-оклейка галтели стеклолентой.Берем полоску стеклоткани шириной 150 мм.Наносим на галтель заранее приготовленный клей,чистый(без опилок),используя малярную кисть шириной 1 дюйм.Кладем полосу ткани,разравниваем,прижимаем до тех пор пока полностью не пропитается.Рисунок 7.Наносим на стеклоткань еще один слой клея и оставляем сохнуть как минимум на сутки.


Да,процесс не легкий и продолжительный.

По истечении суток лодка готова к перевороту.Внешнюю сторону плавсредства обрабатываем по той-же технологии.Но вначале нужно избавиться от стяжек.Откусываем их кусачками или срезаем ножом вровень с поверхностями.Дальше шпаклюем места соединения частей плавсредства используя состав рассмотренный выше,оклеиваем полосами стеклоткани.


Все,лодка готова.Красим в зеленый цвет (или в красный) и на воду.Не забудьте спас.средства и весло в качестве движителя.

Как видите все предельно просто.Но это только основа для понимания сути метода.В настоящем яхтостроении все несколько иначе и сложнее(рисунок 9).


Но об этом лучше меня рассказывают профессионалы своего дела на своих ресурсах.


Рыбалка остается излюбленным хобби у большинства мужчин, а также у некоторых женщин на протяжении уже довольно долгого времени. И одним из условий хорошего улова является наличие лодки. Кроме рыбалки, надувные лодки используют в экстремальных сплавах по горным рекам, в туристических походах, в некоторых видах спорта и так далее. Они позволяют не только активно и с пользой провести время, но и сделать его веселым и запоминающимся.

И рано или поздно многим из тех, кто каким-либо образом связан с водным пространством, приходит в голову мысль о том, как сделать резиновую лодку самостоятельно. Причем кто-то задумывается об этом, чтобы сэкономить средства, а кто-то хочет воплотить в жизнь лодку своей мечты, которую не изготавливают промышленно. Некоторые задумываются даже о бизнесе по производству таких лодок. Но каковы бы ни были причины, при изготовлении самодельных лодок ПВХ все пойдут одним путем.

Чертеж

Изготовление любой лодки начинается с подготовки чертежа. Его можно сделать самостоятельно, заказать у специалиста или найти готовый чертеж в сети Интернет. В случаях, когда вы опробуете какой-то готовый чертеж лодки из Сети, рекомендуется вначале сделать судно небольшого размера по этому плану, если необходимо, уменьшив все детали в масштабе. Это требуется для того, чтобы проверить правильность чертежа. А для того, чтобы не тратить дорогостоящий ПВХ, такой макет можно сделать из плотного полиэтилена.

Чертеж надувной моторной лодки

Лекала

После того как вы убедились, что чертеж выполнен верно, необходимо выкроить лекала, т. е. перенести выкройку всех элементов будущей лодки в натуральную величину на какой-либо плотный материал, например картон. Если вы планируете использовать лекала неоднократно, их можно изготовить из пластика.

Раскрой

Теперь по готовым лекалам вам необходимо раскроить ПВХ-ткань, тщательно соблюдая все размеры. При переносе деталей обводите не только их внешнюю часть, но и переносите на ткань все разметки, чтобы не запутаться с ними впоследствии, так как самодельная лодка ПВХ предусматривает наличие всех основных деталей в двух экземплярах.

После того как вы перенесли все детали, вам необходимо их вырезать. Старайтесь использовать острозаточенные ножницы либо специальное устройство, в котором для разрезания используется лазер, чтобы все детали были ровными. Помните, что при погрешности даже в сантиметр дорогостоящий материал может быть испорчен.

Как сделать резиновую лодку

Склеивание

Перед тем как склеивать детали, их обязательно нужно обезжирить в местах соединения. Для этих целей обычно применяют ацетон.

Для склеивания лодок ПВХ используют специальный клей для резины, для ПВХ или для линолеума. Вначале нужно промазать обе детали клеем и отложить их на несколько минут – время обычно указано на упаковке с клеем и составляет от 20 минут до получаса.

После этого детали прогревают строительным феном и прижимают друг к другу. Затем нужно еще хорошо прокатать их специальным валиком для ПВХ.

Как сделать лодку

В промышленном производстве, кроме склеивания лодок, применяют еще и технологию вулканизации, но так как это оборудование не используется в домашних условиях, мы не станем на нем останавливаться.

Мотор

Так как сделать лодку в домашних условиях при желании не составит большого труда, то со временем можно начать изготовление более сложных моделей. Конечно, ваше первое судно должно быть довольно простым и не иметь большого количества деталей. Но со временем можно задуматься и том, как сделать моторную лодку из ПВХ. Отличие от лодки под весла состоит в том, что на корме нужно приклеить транец под мотор.

Как установить мотор на резиновую лодку

Секреты изготовления лодок ПВХ

Вариант резиновой лодки

Многие боятся сразу браться за полноценное судно, так как понимают сложности с раскроем материала. Ведь он имеет достаточно высокую стоимость, и будет жаль просто испортить его. Но умельцы придумали, как сделать лодку с минимальными затратами и рисками.

Итак, вам понадобится фанера, рейки, прорезиненная ткань и две камеры от автомобилей.

Из водоотталкивающей фанеры выпилите днище вашей будущей лодки, также подготовьте четыре поперечных бруса (шпангоута) из сосновой доски. На фанеру закрепите две автомобильных камеры подходящего размера и обтяните всю конструкцию прорезиненной тканью. Используют даже ткань, из которой изготавливают плащ-палатку, так как сама фанера обладает водоотталкивающими свойствами.

Вот и все, вам осталось только установить уключины и надуть камеры, которые будут также выполнять роль сидений.

Самодельная лодка ПВХ

Помните, дорогу осилит идущий. И если вы не начнете, то никогда не узнаете о том, как сделать лодку своими руками. А ведь это не такое уж и сложное дело. Главное - делать все точно и аккуратно. Приложите старания, и у вас все обязательно получится.

Лодка Икса

Простота конструкции и сборки начинается уже со стапеля. Для него подойдет брус сечение 40х100 мм. Высоту ножек определяете по своему росту, прежде всего по удобству работы. На стапеле устанавливаете опоры для шпангоутов из брусков 20х40 мм.

Изготавливаете шпангоуты по данным размерам и устанавливаете их на стапеле. Следите за правильностью установки. Далее закрепляете их последовательно килем, затем днищевыми стрингерами и бортиком.

Устанавливаете выкроенное дно из фанеры 4-6мм ФСФ. Временно можно крепить шурупами 2.5х20 мм. В последующем на место шурупов поставить деревянный чопик на клею или эпоксидной смоле. Подойдут для этой цели зубочистки. И затем первый ряд обшивки борта. Технология СиС сшей и склей неоднократно была описана в интернет, так что процесс не должен вызывать вопросов. А если они возникнут, то их можно задать в комментариях

После сборки и оклейки стеклотканью корпуса лодки с двух сторон устанавливают банки. привальный брус и уключины.

В зависимости от целей и условий эксплуатации рекомендуем стеклоткань использовать плотностью не более 200 г/м.кв. Бортик и привальный брус изготавливать из рейки сечением 20х40 мм. По возможности обходиться без металлических соединений, заменяя их деревянными нагелями. Использовать качественный лак и краску.

Первые месяцы ушли на рисование в программе AutoCAD деталей набора корпуса, изучение чертежей, обдумывание конструкции и деталей, которые можно выполнить фототравлением.

Корпус лодки собрал из 3мм фанеры. Для обшивки приготовил рейки 5х2х250мм. Предстоит много работы по деталировке модели, многие детали в процессе изготовления, впереди грунтовка и окраска…

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Продолжаю рассказ о работе над моделью АПЛ пр.941 в масштабе 1/200. Корпус обшил рейками толщиной 2мм, шириной 5мм. В носовую часть лодки вклеил липовые бобышки. На ранее выложенных фото было видно, что в двух местах шпации заполнены, в этих местах стыковались рейки. Длина модели лодки в М1/200 составляет более 80см. Рейки длиной 25см, от носа до кормы укладывались три штуки. После, корпус обработал, а проблемные места замазал двухкомпонентной шпаклевкой NOVOL. Этот период работы над моделью самый грязный и запашистый! Далее корпус покрыл аэрозольной акриловой грунтовкой серого цвета.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Интересно про травление - сам хочу сейчас делать.
Самодельное? Или сами только отрисовали и заказали на стороне?
Какой толщины?
У меня медь 0,2 - что-то очень жестко. Вчера просто попробовал протравить без рисунка - даже когда толщина уменьшилась раза в 3 - все равно очень жестко для сгибания.

Цитата
Иван Ильин написал:
Интересно про травление - сам хочу сейчас делать.
Самодельное? Или сами только отрисовали и заказали на стороне?
Какой толщины?
У меня медь 0,2 - что-то очень жестко. Вчера просто попробовал протравить без рисунка - даже когда толщина уменьшилась раза в 3 - все равно очень жестко для сгибания.

Рисовал сам, размеры брал с чертежа. Заказ мой выполнили в Питере, так же не раз обращался в фирму Микродизайн, в последней заказ выполнялся быстрее. То что на фото толщина 0,16мм. Но в последнее время предпочитаю латунь 0,2.

Здравствуйте! Продолжаю обзор постройки модели АПЛ пр.941 в М1:200.

На стадии обдумывания проекта шпигатный вопрос долго не давал мне покоя. Как выполнить шпигаты на деревянном корпусе? В итоге решил выполнить их травлением, склеить детали в блоки, а блоки вклеить в деревянный корпус лодки. Но перед этим вырезать в корпусе посадочные места, толщина реек 2 мм позволяла это сделать. Что из этого получится? Такой способ выполнения шпигатов нигде не встречал (похоже, никому в здравую голову не приходила мысль, делать что-то подобное), ведь такой путь не только трудозатратный, но и… (в этом месте можете добавить свои эпитеты) – но я надеялся на приемлемый результат. После вклеивания латунных блоков закрыл (для предохранения от мусора) отверстия шпигатов малярным скотчем, а получившиеся щели замазал шпаклевкой Тамия.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

С удовольствием смотрю за стройкой. Прототип солидный, масштаб внушает уважение. Ну и то, что самопил само собой.

Цитата
Сергей Носов написал:
С удовольствием смотрю за стройкой. Прототип солидный, масштаб внушает уважение. Ну и то, что самопил само собой.

Изображение

Здравствуйте, коллеги! Продолжу обзор постройки модели АПЛ пр.941 в масштабе 1/200.

Эпоксилин использовал впервые. Вывод: материал полезный в моделизме и в чем-то может заменить дорогую модельную химию. Когда рубка обрела свои очертания, фототравленную деталь с верха рубки снял и приклеил деталь из 2мм пластика для придания рубке округлых форм. Далее рубка будет дорабатываться: будут приклеены фототравленные детали, имитирующие технологические решетки и другое, но об этом в следующих обзорах…

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Здравствуйте, коллеги! Продолжу рассказ о строительстве модели.

АПЛ пр.941 одна из немногих лодок имеющая кили! Строка из документа: К наиболее простым средствам демпфирования бортовой качки относятся скуловые (боковые) кили. Их ширина составляет от 0,3 до 1 м в зависимости от размеров судна. Боковые кили для модели выполнил из 3 мм фанеры. Длина килей целых 28 см, в натуральном размере - 56 метров. Можно сделать вывод: качка на АПЛ пр.941 исключительное явление.

Подошла очередь интересного и сложного узла модели – кормовой части лодки. Большую деталь выполнил из 1 мм фанеры и липовых вставок. Этот узел делал с оглядкой на бумажную модель Акулы, но по чертежам из интернета. После того как деталь приклеил к корпусу, все щели замазал эпоксилином для плавного сопряжения с корпусом. Из пластика 1 и 2 мм склеил пакеты толщиной 6 мм, из которых сделал кормовые горизонтальные элементы и вертикальные рули. К средней кормовой детали крепятся вертикальные рули, а еще с двух сторон будут прилегать кольцевые обтекатели винтов. Но об этом рассказ еще впереди.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Здравствуйте, коллеги! Продолжу рассказ о строительстве модели АПЛ пр.941 в масштабе 1/200.

На сайте уже засветились детали выполненные 3D-печатью. Нарисовал деталь в AutoCAD, файл .dwg перевел в .stl, а файл .stl по вацапу скинул мастеру 3D-печати. Прошу прощения за столь интимные подробности, но вся работа от рисования до готовых деталей была выполнена в течение дня!

Для подводных атомоходов лечь на дно – ЧП. На нижней части корпуса имеются водозаборы циркуляционных насосов для технологических нужд реактора. Необычная деталь требовала нетривиального подхода к ее изготовлению. Решил - 3D печатью, тропинка к ней уже протоптана. Очень надеюсь, что технологии 3D-печати скоро будут более доступны.

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Приветствую! Редко бываю на форуме, но, вашу стройку стараюсь не пропускать, довольно таки зрелищно! Впрочем, вопрос не об этом. Как я понимаю на ТК-202 Дмитрий Донской, что ранее, что сейчас, Пиламиды не было установлено. Или у Вас есть иная информация по этому кораблю? Поделитесь пожалуйста, если есть чем. Сам ничего вменяемого найти не сумел. Спасибо!

Цитата
Приветствую! Редко бываю на форуме, но, вашу стройку стараюсь не пропускать, довольно таки зрелищно! Впрочем, вопрос не об этом. Как я понимаю на ТК-202 Дмитрий Донской, что ранее, что сейчас, Пиламиды не было установлено. Или у Вас есть иная информация по этому кораблю? Поделитесь пожалуйста, если есть чем. Сам ничего вменяемого найти не сумел. Спасибо!
Цитата
Здравствуйте! Спасибо за отклик о моей работе! У меня тоже крайне скудная информация по ГПБА "Пиламида". Известно, что Пиламида устанавливалась только на ТК-17 Архангельск и ТК-20 Северсталь. На Дмитрии Донском (в строю с с 29.12.1981г. (ТК-208), модификацию проходил в 1987 и 1989г.г.) ГПБА "Пиламида" не устанавливалась!

Вот я и подошел к очередному большому и сложному этапу работы над моделью, но об этом в следующий раз…

Рисунок

Рисунок

Рисунок

Рисунок

А нафига нужен гюйс ВМФ СССР, если корабль строится на нынешний период с Андреевским флагом?!
Надо ж было тогда, и гюйс Андреевский делать!

Чем сложней - тем интересней.
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом" (с) Марк Твен

Цитата
А нафига нужен гюйс ВМФ СССР, если корабль строится на нынешний период с Андреевским флагом?! Надо ж было тогда, и гюйс Андреевский делать!

Чем сложней - тем интересней.
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом" (с) Марк Твен

Здравствуйте, коллеги! Вопрос показывать ли на модели АПЛ пр.941 расшивку защитного покрытия из резиновых листов, мной даже не рассматривался. Однозначно, показывать! Хотя в реале листы резины подгонялись друг к другу без зазоров, и расшивка листов не была уж такой явной. Поиски информации по размерам листов и схемам их наклейки оказались напрасными. Есть фото некоторых надводных частей лодки, но полной картины они не дают…

Обратил внимание на модель пр. 941 "Акула", в 1/350 фирмы Hobby Boss. Выполненная на ней расшивка украшает модель, вопрос реализма и масштабности я не обсуждаю, но вот схему расположения листов (достаточно условную) принимаю! И так, предстоящая задача понятна, схема имеется. А дальше? Как выполнить задуманное? Покрыть корпус несколькими слоями грунтовки, для получения достаточной толщины слоя? Поверхность разрисовать линиями и аккуратно не торопясь их процарапать? Но достаточно покрутив корпус в руках, понимаю, что нарисовать тысячи прямоугольников и квадратиков, и процарапать их на криволинейной поверхности – дело, мягко говоря, трудновыполнимое.

А что если наклеить! Использовать пластик 0,5 мм, нарезать его кусками - блоками под выбранный участок корпуса, с предварительной расшивкой этого блока на столе. Толщина пластика не исказит контуры корпуса, а тонкая расшивка листов создаст нужный колорит. Минус этого варианта – большой расход времени, пластика и клея, но есть маленький плюс, не нужно заботиться о появлении на деревянном корпусе возможных микротрещин…

Читайте также: