Штамп из линолеума своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.09.2024

Factis Printblock for my rubber stamps

В последней "Колонке" я рассказывала о самом простом варианте создания штампов для художественных тетрадок и эскизных блокнотов - о штампах из пористого каучука или пенистой бумаги. Резные штампы, тема, во всяком случае для меня, более сложная. Сначала я, как и многие другие, вырезала свои штампики сподручными инструментами из стирательных резинок самой разной жёсткости, пока не наткнулась на материал, очень похожий по своим свойствам на тонкую стёрку достаточно больших размеров - Factis Printblock .

Именно его я использую в ниже приведённом уроке.

Rubber stamps

Rubber stamps, step 1

Сначала я рисую очень мягким карандашом узор на тонком листе бумаге. Это очень важно, потому что этот узор не будет служить шаблоном, как в случае со штампами из пенистой бумаги, а будет использован для оттиска, как показано на фото во втором шаге.

Такой карандашный "оттиск" - очень удобная вещь, т.к. не нужно ломать себе голову, каким образом нужный узор изобразить зеркально, чтобы при последующей печати он смотрел в правильную сторону. Так, как мы его изобразили, он и будет выглядеть при печати, если предварительно создаётся карандашный оттиск.

Rubber stamps, step 2

Итак, я прикладываю лист стороной со своим рисунком к резиновой основе материала для штампа (обычная стирательная резинка сослужит ту же службу), плотно прижимаю рукой к основе. Можно, как когда-то в детстве, когда копейки прорисовывались карандашом через лист школьной тетради, с такой же плотностью "штриха" провести с нажимом по обратной стороне с Вашим рисунком каким-то плотным предметом, например стёркой, как это показано на упаковке Factis Printblock на самом первом фото, чтобы узор лучше отпечатался. Для этого и нужен был именно мягкий карандаш, чтобы графит легче отпечатался на резинке.

Rubber stamps, step 3

Из большого резинового блока я вырезаю обычным ножом для коврового покрытия необходимый мне кусочек. Подправляю простым карандашом отпечатавшиеся, но слегка размытые контуры рисунка.

Rubber stamps, step 4, part 1

Для вырезания штампов я использую, помимо скальпеля или ножа для коврового покрытия, набор инструментов для линогравюры. Такой любительский набор со сменными перьями обычно достаточно недорогой, особенно по сравнению с профессиональными инструментами. Но, если у вас таких инструментов нет, не отчаивайтесь. С обычным лезвием, скальпелем и гвоздём или спицей для вязания (например для выскабливания) можно достигнуть не менее хороших результатов.

Rubber stamps, step 4, part 2

Вот ещё раз весь набор. Здесь, тонким пёрышком, я уже сделала обводку для своего будущего штампа.

Rubber stamps, step 5

Буквы, благодаря их геометрической форме, очень удобно вырезать ножом для коврового покрытия. Можно сразу врезать ножом вглубь по контуру, а потом срезать резинку ломтиками горизонтально с разных сторон. И только уже мелкие детальки, например засечки, я вырезала специальными инструментами. Хотя и их, при определённой сноровке, можно вырезать обычным лезвием или инструментом из маникюрного набора, похожим на такое вот перо для линогравюры.

Rubber stamps, step 5

Таким же образом я создавала и вот этот штампик, рисунок которого находился на первом фото под катом под рисунком буквы W.

Rubber stamps, step 6, part 1

Ешё немного срезать тут и там, и получаются вот такие штампики

Rubber stamps, step 6, part 2

Rubber stamps, step 7

Тут уже можно и страничку в артбуке развернуть, чтобы использовать свои новоиспечённые штампы

Rubber stamps, end result

Резиновые штампики я не наклеиваю дополнительно на фильц и кубики. Стирательные резинки или другие материалы, подобные Factis Printblock , сами по себе достаточно плотные и хорошо "пружинят" при печати. Естественно, если хочется, чтобы все "домашние" штампики выглядели аккуратно, то можно и резной штамп приклеить на какую-то более плотную основу.

Для печати на бумаге, так же как и в случае с штампами из пенистой бумаги, можно использовать разную краску - акварель (но не сильно жидко разведённую), акрил, разведённый водой, тушь, в том числе и специальную для работы со штампами.

Очищать такие штампы можно просто водой. Для этого на рабочем столе, рядом с художественной тетрадкой, достаточно обзавестись небольшой тарелочкой с пропитанной водой салфеткой. После каждого использования штампа можно попрыгать им по мокрой салфетке и промакнуть о сухую. Вода не портит резину штампа и экономит деньги, которые многие тратят на покупку специальных средств для очистки.

Приятного творческого выдоха и удачной творческой недели! Тема следующей "Колонки" - "Пространство формата".

Я решила подробно написать о том, что такое линогравюра, в какие этапы у меня происходит работа и какие материалы я для этого использую. Это не пошаговая инструкция, а описание процесса с фотографиями примеров.

Во-первых скажу, что у меня нет профессионального образования в области печатной графики. Все, что я знаю и умею, я нашла опытным путем, что-то было подсказано коллегами или подсмотрено в интернете. Мой путь начался с занятия по линогравюре в Британской высшей школе дизайна в 2012 году.



Линогравюра из серии "Лето на маяке", 2014 года. Моя самая успешная в коммерческом плане работа.


Линогравюра начинается с рисунка, я делаю эскиз будущей работы карандашом. Т.к. обычно я делаю цветные линогравюры, в 2-3 краски, на этапе эскиза я ищу оптимальное цветовое решение. Как его ищу. Во-первых я думаю о тоне, что у меня будет светлое, что темное. Во-вторых о том, чтобы использовать по максимуму возможности каждого цвета. Например, если у меня гравюра в две краски, допустим, желтый и синий, то при печати я могу получить третий цвет — зеленый (за счет наложения желтого на синий или синего на желтый). На фото выше я получила феолетовый цвет путем наложения синего на красный. Кроме того, я думаю о настроении, которое хочу выразить, что также влияет на выбор цвета (читайте подписи к фотографиям).

Так, например, выглядел эскиз к заглавной работе этого поста. Иногда цвет я просто представляю в голове, а на картинке могу лишь памятки-почеркушки сделать.


Дальше я переношу рисунок на кальку и с кальки на линолеум. Можно для этой цели использовать копирку, но мне это неудобно, т.к. при работе с копиркой готовое изображение будет зеркальным к эскизу. А через кальку, пусть это и несколько дольше, я получу именно то, что было у меня в эскизе. С кальки переношу изображение на отдельные одинакового размера куски линолеума (одинаковые — если у меня именно линогравюра, вписанная в определенного размера фон, а не штампы). Каждый цвет на отдельном куске линолеума. Если линогравюра в один цвет, в одну краску, то и печатная форма одна.

Эскиз, рисунок на кальке и на линолеуме. Работа из серии "Волчата летят в космос", 2014 год



В традиции линогравюры, участки формы, которые не вырезаются покрываются темным цветом (гуашью, маркером), я так не делаю, максимум делаю себе напоминалки, где какая форма, закрасив черным уголки (на фото выше).


Следующий этап — вырезание форм. Для этого используются специальные ножи (резцы, штихели, стамески — у них есть разные названия). Я использую Татьянку, Pfeil и Speedball, все их одинаково люблю. Для понимания: Татьянка — это российский качественный доступный продукт. Speedball — американский дешевый, не продается в России. Pfeil — швейцарские профессиональные ножи, стоят дорого, в России видела в Черной Речке.

Резец с синей ручкой — Speedball, ножи со светлой ручкой — Татьянка, с темной — Pfeil.


Дальше — бумага. Если я печатаю ложкой, чаще всего использую обычный ватман Госзнак, так как он гладкий и плотный. Его недостаток — с годами желтеет. Меня это смущает лишь потому что я не могу сказать, что моя работа архивного качества и гарантировать ее сохранность на долгие годы, но по сути, пожелтевшая бумага — мелочи. Если я печатаю на станке (скажу ниже об этом) я могу использовать любые бумаги. Особенно люблю хлопковые, специальные для офорта.

Сначала о печати ложкой. Ложкой я печатаю по принципу "бумага снизу", т.е. как при печати штампами, когда печатная форма сверху прикладывается к листу (фото ниже) . Традиционно линогравюру печатают "бумагой сверху", т.е. форма остается внизу, а бумага прикладывается сверху. При "правильном" способе нужно меньше усилий, чтобы добиться качественного оттиска. Но так сложилось, что попробовав печатать правильно я в итоге выбрала "неправильный" способ. Для меня так выше ощущение контакта, контроля, достоверности что ли. Перед печатью я делаю разметку на каждом листе, по размеру печатной формы отмечаю карандашом уголки (можно полностью обвести форму), с которыми затем поочередно буду совмещать каждую печатную форму, чтобы цвета наложились точно.


Процесс печати линогравюры. Из серии "Лето на маяке", 2014 год.

Печать на прессе. Этой зимой я купила себе специальный пресс для линогравюры марки ABIG, это самое бюджетное и негабаритное, что можно найти на рынке, размер пресса 30x30 см, стоил он 10 тысяч рублей. Я привезла его из Санкт-Петербурга транспортной компанией. Очень долго я вокруг него ходила, первые попытки печати были неудовлетворительными и прежде чем приноровиться я даже успела пожалеть о покупке. Но затем знакомство и даже любовь состоялись. На прессе я стала печатать "правильно", когда бумага сверху. Почему, не знаю. Просто на прессе такой способ печати оказался более естественным, мне не нужно ничего регулировать и контролировать, все за меня делает пресс. О том, как делать разметку бумаги при печати "бумага сверху" предлагаю посмотреть в коротком видео "Linocut with Simon Ripley". Я делаю примерно также.


Следующий этап — подготовка краски. Это очень важный этап. Иной раз краску я готовлю очень долго, прежде чем получу нужные мне цвета. Я использую офортную краску Charbonnel Aqua Wash, в моем понимании это идеальня краска. Прежде чем ее найти я пробовала краски на водной основе, кое-какие оказались хорошие (краска LINO/Creall, например), а какие-то вообще очень и очень низкокачественными (Speedball, например). Краски на водной основе я использую в основном для коллажей, когда нужно напечатать что-то, чтобы быстро высохло. Краска Charbonnel имеет уникальную формулу, у нее масляная текстура, но моется она водой с мылом. Это профессиональная краска архивного качества. Сохнет как и масло долго, сутки, иногда больше.


Моя палитра при печати штампами




Для нанесения краски на формы используют валики (резиновые, вальцмассовые, "для линогравюры" — так они могут называться). Я дополнительно использую паролоновые кисти для маленьких деталей (чаще всего — при печати штампами). Валики у меня есть маленькие 10 см шириной фирмы Abig, я покупала их в Питере в Салоне художника, для моего формата работ это идеального размера валики. Качество не могу сказать, что идеальное, но все равно люблю их. Еще использую резиновый валик из Черной речки и валики Speedball. Последние имеют стандартный диаметр окружности 3-3,5 см, это предполагает больший расход краски и если я печатаю что-то небольшое, это неудобно. Валики бывают мягкие и жесткие, чем жестче валик, тем тоньше будет слой краски на форме. Abig — это что-то среднежесткое, универсальное. Из Черной речки — очень твердый и это в определенных задачах замечательно. Spedball у меня все мягкие, что особенно подходит, например, для печати на ткани, т.к. валик набирает больше краски.

По центру валик Speedball, по краям ABIG (обратите внимание на диаметр)


И далее непосредственно печать. Поочередно каждую форму аккуратно совмещаю с разметкой. Покажу несколько фотографий об этом (читайте подписи к фотографиям).



Печатаю на прессе, бумагой сверху. Печатная форма и оттиск с одним цветом (на ягоды я дополнительно нанесла другую краску паролоновой кистью).



Второй цвет



Готовое изображение. В верхней части можно увидеть оттиск с каждой формы по отдельности.

Подложка для палитры — лист оргстекла или пластика размер А4-А3 или обычный ламинированный лист, на котором будете замешивать краску.

Краски для линогравюры. Как уже говорила, я использую Charbonnel Aqua Wash. На первое время п рофессиональные краски можно заменить, например, художественными масляными (я начинала именно ими) либо акриловыми с замедлителем высыхания.


Что еще я могу порекомендовать для знакомства с этой техникой и ее возможностями
Давно-давно я делилась своим процессом печати линогравюры пошагово, смотреть здесь.
Видео на которое уже ссылалась выше: Linocut with Simon Ripley
Видео на англ., но и так все понятно: Monoprints with Simon Ripley
Отличный автор, недавно нашла ее в инстаграм, делится короткими видео процесса печати.
Видео от автора Леси Дубовик
Еще одно видео.
Еще некоторые авторы, работающие в технике линогравюры:
Антонина Пылаева
Маша Каштанова
Ия Гаас
Студия Printenstein

Многие из перечисленных авторов проводят живые и/или онлайн занятия по линогравюре.


Посмотреть больше моих работ в технике линогравюра можно по соответствующему тегу в моем журнале, а также на сайте или в портфолио на behance. Ниже несколько моих линогравюр разных лет.

"Настроение", 2015 год



"Воспоминание", 2014 год.



Иллюстрация в технике линогравюра "Волчата летят в космос", 2014 год



Линогравюра "Волчишко" по мотивам иллюстрации Евгения Чарушина, 2016 год.

И еще пару слов! Как-то мне написали, "а зачем все это, если можно просто нарисовать?". Я думаю, не имеет смысла делать линогравюру ради лишь картинки, линогравюра это прежде всего процесс, рукотворный процесс. А еще малотиражная печатная графика, которой можно оформить дом. В линогравюре можно экспериментировать до посинения, придумывать различные приемы (о которых быть может когда-нибудь напишу). Линогравюру можно использовать для создания иллюстраций, как самостоятельно так и в сочетании с другими техниками (я обожаю вводить элементы линогравюры в коллаж), можно делать рукотворные открытки, принты, картины; штампами из линолеума можно украшать почтовые конверты, дневники и многое многое другое.

Удачной вам практики!

Пожалуйста, указывайте автора и используйте активную ссылку при цитировании или использовании материала целиком.

Линогравюра или как сделать штамп своими руками

Гравюра — это настоящее искусство тиражирования изображения. Штампы также можно назвать своего рода гравюрой в минимальном формате. В данном мастер-классе вы узнаете, как сделать штамп своими руками и почувствовать себя настоящим мастером-гравером. Такой штамп подойдет для печати акрилом, маслом и типографской краской.

Инструменты и материалы для создания штампа своими руками

кусочек линолеума эконом-класса
канцелярский нож
деревянное основание (например, простой деревянный кубик)
клей ПВА или любой другой
по желанию: можно использовать штихеля по линолеуму (отличаются от стамесок размером)

Как сделать штамп своими руками

Линолеум нужно взять самый дешевый, ровный, без текстуры (или с минимальной текстурой) и желательно плотный. Можно купить в художественном магазине кусочек специального художественного линолеума для линогравюры. Такой я люблю больше всего за его структуру, но когда нужно резать что-то в больших количествах, использую самый обычный.

На линолеум нужно нанести рисунок. Самый простой способ — перерисовать карандашом или ручкой прямо по линолеуму, в зеркальном отражении. Но, когда дело касается точного переноса рисунка, лучше распечатать макет в нужную величину на лазерном (струйный не подойдет) принтере и перевести изображение на линолеум при помощи утюга.

Внимание! Когда Вы наносите рисунок таким образом, его не нужно зеркалить!
Прогладили утюгом, смотрим что вышло.

Теперь режем. Пройдемся по контуру амперсанда канцелярским ножом, а по большим участкам — штихелями, без которых можно обойтись, если работа маленькая.

Совет: если линолеум слишком мягкий для резки, его можно положить ненадолго в морозилку. И наоборот, если материал режется тяжело, его лучше нагреть на батарее или в теплой воде.

Вырезаем буковку, излишки материала по краям тоже убираем. Стараемся выровнять поверхность на больших пространствах.
Далее приклеиваем линолеум к деревянному основанию (детский деревянный кубик) на хороший клей.

Теперь нужно сделать пробный оттиск и подрезать огрехи, если такие есть. Также я чуть — чуть прохожусь по мелкозернистой шкурке, чтобы выровнять поверхность штампа.

Можно печатать обычными чернилами на водной основе или акрилом. Главное, сразу после печати почистить штампик от остатков краски в теплой воде (если масло, то растворителем или скипидаром) и оставить для естественной просушки (не на батарее!).
С помощью такого нехитрого способа вы можете создать абсолютно уникальный рисунок.
Но стоит помнить: чем больше доска, тем сильнее нужно давить, чтобы материал вобрал краску. Иногда это уже невозможно сделать руками. Например, изображенный на фотографии оттиск размера А3 на футболке печатался уже при помощи офортного станка. По небольшим же штампам можно постукивать деревянным молотком для получения идеального оттиска.

Разнообразие видов творчества и прикладного искусства поражает воображение. Среди них есть те, что требуют наличия специальных навыков и долгого обучения, а также другие, доступные даже новичкам. К примеру, линогравюра – это очень интересная и несложная техника графического искусства, которая нашла применение в дизайне интерьеров и может осуществляться даже в домашних условиях.

Особенности линогравюры

Под линогравюрой понимают методику гравирования на линолеуме. Она возникла параллельно изобретению самого линолеума, а в России и странах СНГ стала применяться с конца прошлого столетия.

Гравировка на куске линолеума

Гравировка на куске линолеума

Поскольку основной материал для творчества является мягким, пластичным, с ним проще работать по сравнению с деревянной доской. Кроме того, линолеум дешев, легко разрезается, не требует использования дорогостоящих инструментов и продается в любом хозяйственном магазине.

Простейшая техника линогравюры

Первым делом создают эскиз для будущей гравюры. Проще всего распечатать его из интернета, найдя рисунок подходящей тематики, сюжета. Если нет возможности сделать печатный экземпляр, эскиз рисуют от руки, переводят с образца из книги, журнала и т. д.

Те детали и объекты, которые будут отпечатываться, сразу же закрашивают или заштриховывают карандашом. Это поможет четко рассмотреть, как будет выглядеть готовая гравюра. Эскиз переводят на кальку.

Эскиз для гравюры

Эскиз для гравюры

Совет! Для точности работы лист бумаги с эскизом и кальку скрепляют скобами или канцелярскими зажимами.

На следующем этапе подготавливают линолеум. В продаже есть специальный вид материала – художественный, но его цена очень высока. Поэтому для работы покупают обычный строительный линолеум, но толщиной от 2,5 мм, достаточной твердости и однородный по структуре.

Выгоднее всего брать обрезки материала – такие часто выставлены в крупных супермаркетах и на строительных рынках. От куска отделяют заготовку нужного размера, добавляя небольшие припуски со всех сторон. Поверхность основы хорошо шлифуют наждачкой с мелким зерном – это позволит краске лечь более равномерным слоем.

Гомогенный линолеум для линогравюры

Гомогенный линолеум для линогравюры

Далее действуют таким образом:

  1. Переносят рисунок с кальки на кусок линолеума: переворачивают эскиз той стороной, на которой отпечатался карандаш, после чего тупой частью ручки или кисточки путем нажима отпечатывают картинку на основу.
  2. Контуры изображения обводят на линолеуме тонким черным фломастером.
  3. Берут в руки угловую стамеску (штихель) или малую полукруглую стамеску, а также нож для подрезки контуров и делают гравировку.

В ходе гравирования убирают с линолеума участки, которые не должны отпечататься. Остальные зоны остаются на месте.

Важно! Идеально, если линии будут плавными, живыми – это сделает рисунок более естественным внешне.

Резьба по линолеуму

Резьба по линолеуму

Далее стряхивают мусор и приступают к накатке краски на форму. Для этой цели подойдет самая простая штемпельная краска, которая медленно сохнет, а также малый резиновый или полиуретановый валик.

Немного краски вначале раскатывают на пластике или стекле, чтобы смочить валик равномерно, а потом с усилием накатывают состав на линолеум. Направления движения валика должны меняться, чтобы краска легла ровным слоем.

Сразу после раскатки краски приступают к печати. Пробный отпечаток делают на обычной бумаге или ватмане. Бумагу прикладывают сверху на форму, а потом прикатывают ее обычной столовой ложкой, бутылкой, отрезом трубы и т. д.

Раскатка краски

Когда все участки бумаги прокатаны, аккуратно снимают ее с линолеума. Результат будет потрясающим: на поверхности листа образуется четкий, яркий рисунок. Позже его можно будет перенести на любое изделие.

Цветной вариант выполнения линогравюры

По сути принцип создания формы для печати один: нужно нанести на толстый линолеум рисунок и осторожно прорезать те участки, которые будут пропечатываться. Совсем необязательно делать гравюру черно-белой, она может быть веселой, цветной.

Для изготовления такого рисунка потребуются масляные краски ярких тонов. Их намазывают на линолеум с помощью сухой губки для мытья посуды, прикладывают к эскизу лист бумаги и прокатывают скалкой (важно, чтобы бумага не сдвинулась).

После удаления линолеума гравюра будет готовой. Она выглядит потрясающе и очень натурально, при этом может повторяться бесчисленное количество раз и послужит отличным инструментом декорирования любого интерьера.

Гравюра при помощи куска линолеума: необычная методика для домашнего творчества Гравюра при помощи куска линолеума: необычная методика для домашнего творчества

Читайте также: