Шпарутка своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Дорогие вязальщицы! У вас тоже есть мешок маленьких клубочков ниток,пряжи,оставшейся после вязания каких-нибудь вещей? У меня таких мешков уже два! Уже и шали вязала из разных мотивов,и в носках все ходят… а они не бывают,клубочки эти) Вот нашла идею,которая меня очень даже заинтересовала. Можно использовать все остатки ниток и обзавестить теплым,красивым,шерстяным пледом. Такой станок — это просто мечта!

А сотворить такой плед совсем не сложно и вязать почти не придется. Можно изготовить ткацкий мини-станочек своими руками,смотрим как?

Ткацкий станок — устройство и принцип работы

Станок СТБ работает по принципу прокладки нитей посредством специального металлического прокладчика. Подача уточной пряжи в устройство СТБ может достигать 2-4 кг. Это позволяет ткацкому агрегату продолжительное время работать без остановок. На станках СТБ установлен зевообразовательный механизм. Он может быть:

  • кулачковым;
  • кареточным;
  • жаккардовым.

Использование кулачкового механизма актуально при производстве тканей с несложными переплетениями, дополнительно он оснащается съемными кулачками с различными профилями. Благодаря разнообразию кулачков и возможности применения десяти разных ремизок, станок СТБ может производить большое количество тканей с различными рисунками плетения.

Эта деталь также существенно облегчает процесс перехода от рисунка к рисунку и перезаправку устройства нитями. Наиболее полноценно можно реализовать возможности СТБ-агрегата в том случае, если он оборудован жаккардовой машиной. Ткацкий станок своими руками, как технологичное устройство, позволяет производить полотно с крупноузорчатой текстурой.

Ручной ткацкий станок

Ручной ткацкий станок

Если на станке СТБ установить многоцветный уточный прибор, то в зев можно вводить не только цветные нити, но и нити с различным волокнистым составом и степенью плотности. Станки СТБ могут быть двух видов: узкие и широкие. Узкие устройства имеют ширину заправки в 220 см, а широкие – более 250 см.

На таких агрегатах можно одновременно производить несколько полотен. Нужная ширина изготавливаемого полотна регулируется при смещении приемной коробки и среднего кромкообразующего механизма.

В том случае, если станок СТБ вырабатывает полотна с нескольких отдельных навоев, его регулятор оснащается дополнительным дифференциальным механизмом. Устройство станка СТБ позволяет выполнять несколько циклических операций, которые связаны друг с другом. Это:

  • зевообразование;
  • введение утка в зев;
  • прибой утка к опушке ткани;
  • отпуск основания к зоне создания ткани;
  • отведение готовой ткани из зоны создания.

Основными рабочими механизмами станка СТБ являются:

  • зевообразовательные;
  • механизмы введения утка в зев;
  • прибоя утки к опушке ткани;
  • устройства отвода и перемещения готового полотна;
  • механизмы, отпуска ткани с навоя.

При производстве тканей основа станка и полотно, двигаясь в продольной плоскости, проходят через несколько направляющих органов.

Устройство ткацкого станка

Устройство ткацкого станка

В большинстве модификаций это скало, ценовые прутья, шпарутки и грудницы.

Для того чтобы передавать движение этим механизмам устройство оснащается приводом а также механизмом пуска и остановки. В процессе работы от привода движение передается к центральному валу. От главного вала движение распространяется на все остальные подвижные части.

Для того чтобы избежать брака в производимой ткани, большей безопасности работы и облегчения труда оператора устройство оснащается предохранительными, контрольными и автоматизирующими механизмами. Все эти детали крепятся к основе, которая состоит из рам и ниточных связей.

Как устроен ткацкий станок? (видео)

Самостоятельное изготовление станка

Перед многими стоит задача – как сделать ткацкий станок? Да еще чтоб потратить меньше материалов. Так как же сделать ткацкий станок своими руками? Прежде всего, нужно придерживаться схемы изготовления, содержащей в себе последовательные этапы:

  • Подбирается четырехугольная рама.
  • Делаются округлые проемы в двух рейках.
  • В проемы, сделанные на окончаниях бруска, помещаются рейки с наименьшей окружностью и закрепляются при помощи клиньевых деталей.
  • В средней части бокового бруска располагаются пазы, чтобы поместить гребенку.
  • Оборудование имеет твердое дно для устойчивого стояния.
  • В ближайший круглый брусок вбиваются гвозди на расстоянии 5 мм, чтобы натягивать нитки.
  • В задней части установки применяется рейка для намотки лишнего полотна.

Гребенку можно изготовить из толстой фанеры. Высота ее достигает 15 см. Длина гребенки должна быть больше расстояния между рамами, которые находятся сбоку. Число вбитых гвоздей нужно поделить на два, чтобы получить число зубьев. Высоту зубьев подбирать примерно 70-100 мм, а ширину 5-7 мм. Межзубьевой промежуток – 5 мм.

Гребенка располагается в пазах на боковых брусках. Длина гребенки составляет расстояние, меньшее чем расстояние внутри установки. Необходимой деталью ткацкого станка является уток. На него происходит намотка нити. Он представляет собой подвижный элемент. Уток можно сделать как устройство с катушкой или как отдельную деталь из фанеры.

Устройство простого станка

Чертеж простого ткацкого станочка

На ближнем валу располагаются гвозди, на которые привязываются одинаковой длины нити. Потом нитки делятся на четные и нечетные. Позади гребенки располагается двигающийся вал, где крепятся нечетные нити. А четные нити находятся на гребенке, а именно обматываются на гвоздях зубьев. Самодельный ткацкий станок работает по правилу наматывания на планку остаточного количества ниток, и делается основание изделия.

В дальнейшем идет намотка ниток на уток. Концовка нитки крепится на левой части рамы, которая находится впереди ведущей рейки. При поднятии планки уток проталкивается в зев. Движение происходит слева направо. Чередуя разноцветные нитки, можно получить рисунки на изделии (клетка, полоска).

Видео: как сделать ткацкий станок?

Самый простой ткацкий станок. Своими руками

Всё просто до изумления и нескольких фото вполне достаточно для того, чтобы и ткацкий станок сделать, и технологию освоить.

На первый взгляд может показаться, что по такой технологии можно изготовить только самые примитивные вещи. Не торопитесь с выводами. В начале поста я предлагаю вашему вниманию несколько фото работ Susan Johnson, а в конце – видео. Обратите внимание – принцип изготовления панно такой же, как и при изготовлении простого тканого полотна.

Вам потребуется кусок плотного картона, ножницы, шерстяные (или другие) нитки, иголка или крючок, моток скотча и желание.

Сначала работы Susan Johnson

Мастерим ткацкий станок

А теперь обещанное видео

admin49h4d5fR94817 своими руками 950

Ткацкий станок своими руками


Ткацкий станок своими руками. Изготовление шерстяного пледа. МК
Итак,для пледа совсем не обязательно использовать остатки пряжи,еще лучше пряжу купить новую,если вы хотите,чтобы он получился не разноцветным и разносортным)

Смотрим начало плетения. Привязываем нитку к гвоздику и протягиваем к противолежащему

Так протягиваем нити по всему периметру.

и протягиваем крючком нитку

Продолжаем плетение

и обвязываем края плетенки столбиками без накида

Основы ткачества на станке

Техника ткачества на станке, о которой вам расскажет этот материал, зародилась еще в 19 веке. Ей плелись ковры, картины, салфетки и даже одежда. Я расскажу вам, как сделать ткацкий станок своими руками и соткать небольшой декоративный коврик и без использования специальных инструментов. Овладев базовыми навыками этой древней и интересной техники вы, без сомнения, сможете создавать и более сложные вещи.

Материалы и инструменты:

  • плотный картон
  • пряжа
  • ножницы
  • крючок
  • карандаш

Для создания ткацкого станка своими руками можно использовать кусочек ДСП, фанеры и любых других плотных материалов. Мы же воспользуемся обычным плотным картоном.

Совет: если вы решили воспользоваться, например, фанерой, то отверстия можно сделать с помощью шила. В таком случае должны получиться не надрезы, как на картоне, а дырочки по краям.

Делаем ткацкий станок своими руками

Так как коврик у нас декоративный, я использовала небольшой кусок картона размером 12x15 см.

В первую очередь необходимо нанести на картон разметку, по которой мы будем делать надрезы.

Размечаем наш будущий станок следующим образом: по двум сторонам картона ставим карандашом засечки через каждый сантиметр на глубину 0,5-1 см.

Для того чтобы разметка, а в последующем и коврик, получились ровными, проводим параллельные линии по отметкам, которые мы проставили через каждый сантиметр. Линии должны идти параллельно неразмеченной стороне.

Далее делаем надрезы по нашей разметке на нужную нам глубину по обеим сторонам картонки.

Берем нашу пряжу и делаем основу. Вместо пряжи, которую вы будете использовать для коврика, можно использовать декоративные ленточки, обыкновенные нитки и другие материалы.

Вставляем пряжу в надрез на картонке, как показано на фото. Оставляем небольшой кончик пряжи (двух сантиметров вполне достаточно) с изнаночной стороны картона.

С обратной же стороны создаем линии. Эта сторона будет лицевой станочной, на которой и будет располагаться наш коврик.

Наш станок готов. Теперь переходим непосредственно к плетению коврика.

Следующий ряд должен быть проплетен по-другому: одна нить станка снизу, другая сверху, одна снизу, другая сверху и т.д. Далее плетем коврик по той же схеме.

Для изготовления этого коврика я воспользовалась сплошной цветной акриловой нитью. Если же вы решили использовать разные цветные пряжи, то плести можно следующим образом.

Сначала по приведенной ранее схеме проплетаете несколько рядов одним цветом. Затем оставляете конец первой нити и вплетаете следующий цвет.

Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка. Таким образом, они не будут видны на готовом изделии и не будут мешаться при плетении коврика.

Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось. Это можно делать при помощи крючка.

Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли.

Если вы использовали в качестве станка более плотный материал (фанера, ДСП), то прежде чем снимать петли, их нужно разрезать с изнаночной стороны.

Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки.

Теперь наш декоративный тканый коврик готов. Использовать такое изделие можно как угодно: как подставку под кружку, подложку для подарка или же просто в виде элемента декора. Как подскажет вам ваше воображение. Удачи!

В заключение

Искусство ткать – это очень трудоемкое занятие. Производство ткани с необходимым узором в домашних условиях – высшее мастерство рукоделия. Главное, что нужно, чтобы начать, это ткацкий станок. Сделать его несложно, важно все рассчитать и составить схему.

Станок должен быть правильно сконструирован, тогда он может работать и приносить огромную пользу. Кроме того, можно не просто порадовать домочадцев красивыми полотенцами, но и научить этому детей.

Чем сложнее механизм ткацкого станка, тем более красивые и сложные узоры на нем можно производить, а от размера станка зависит размер изделия.

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 12453
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Natalya_Pyhova

Подобные спортивные утяжелители используют для повышения эффективности тренировок. Например, можно надеть их на лодыжки перед прогулкой или пробежкой, чтобы ноги испытывали большую нагрузку, чем без утяжелителей. Также можно пользоваться ими для запястий, чтобы тренировать руки — например, во время домашних занятий физкультурой. Такие утяжелители можно сшить своими руками, подобрав именно тот материал и вес утяжелителя, который подходит вам наилучшим образом.

В качестве наполнителя можно использовать чистый песок, рис, мелкие камушки и так далее. В качестве материала подойдёт плотный хлопок или плотная синтетическая ткань. Нить тоже используйте прочную, чтобы утяжелители служили долго.

Если вы любите заниматься физкультурой, обратите внимание на выкройки спортивной одежды в нашем электронном каталоге, например, на выкройки леггинсов и выкройки футболок.


Как сшить сумочку-пояс для бега: мастер-класс

Вам потребуется:

— плотный материал (х/б или синтетический);

— плотная тесьма шириной 2,5 см (например, репсовая лента);

— контактная лента шириной 2,5 см (она же лента велкро или липучка; в этом мастер-классе используется липучка без ответной части, контактная сторона которой крепится сама к себе, вы можете использовать обычную липучку со сторонами с крючками и петлями);

— 2 металлических D-образных или прямоугольной формы кольца шириной 2,5 см;

— наполнитель (песок, рис, мелкие камушки );

— утюг и гладильная доска;

— швейная машина и прочные нитки.


Большая спортивная сумка без выкройки: мастер-класс

В мастер-классе даны средние размеры утяжелителей. Вы можете увеличить или уменьшить их, если это нужно.

Шаг 1

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

2 детали из ткани 33х23 см.

Также отрежьте 2 отрезка тесьмы по 46 см каждый и 2 отрезка липучки по 30 см (если у вас обычная двусторонняя липучка, отрежьте 2 двойных отрезка по 15 см каждый).

Шаг 2

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

На конец одного из отрезков тесьмы наденьте металлическое кольцо. Загните конец на расстоянии 2,5 см, так, чтобы кольцо осталось в сгибе, подверните кончик внутрь и пристрочите дважды, закрепив кольцо в получившейся петле. Противоположный конец отрезка тесьмы подверните на 0,7 см и закрепите подворот строчкой.

Если вы используете одностороннюю липучку, приколите её портновскими булавками, начиная от конца отрезка без кольца, и притачайте по периметру.

Если у вас двусторонняя липучка, притачайте часть с крючками к концу отрезка ленты без кольца, а следом встык притачайте часть с петлями.

Повторите весь шаг с другим отрезком тесьмы.

Шаг 3

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Отметьте центр по длине вашей липучки, притачанной к ремешку (в случае с двусторонней липучкой центром будет место стыка двух частей ленты). Расположите одну из деталей из ткани лицевой стороной вверх. Вдоль длинных сторон детали по центральной линии расположите тесьму липучкой вверх, как это показано на фото выше. Кольцо должно располагаться в 1,5-2,5 см от короткого края детали из ткани. Приколите ремешок к детали и притачайте по периметру, начав от места, где заканчивается петля, держащая кольцо, по длинной стороне до метки по центру липучки, затем перпендикулярно до другой длинной стороны ремешка, вдоль этой стороны и вновь перпендикулярно до начала строчки.

Повторите с второй деталью.

Шаг 4

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Сложите деталь пополам вдоль изнаночной стороной наружу и сколите булавками по длинной стороне. Стачайте по длинной стороне с припуском 0,7 см.

Разутюжьте припуски и разверните получившуюся трубу так, чтобы только что выполненный шов проходил по центру трубы.

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Затем закройте строчкой один из коротких краёв.

Повторите с второй деталью.


Одежда для занятий спортом: 22 выкройки

Шаг 5

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Выверните утяжелитель. Мелком разметьте его по длине на 4 одинаковых секции. Повторите с вторым утяжелителем.

Шаг 6

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Разделите весь ваш наполнитель на 2 равные части, для каждого утяжелителя. Каждую часть разделите на 4 равные части.

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Сверните лист бумаги воронкой и засыпьте в один из утяжелителей первую партию наполнителя.

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Зафиксируйте наполнитель булавками и прострочите по намеченной линии, не забыв закрепки. Если вы используете песок или другой мелкий наполнитель, выбирайте меньшую длину стежка.

Повторяйте, пока не засыпете последнюю партию наполнителя.

Как сшить спортивные утяжелители своими руками: мастер-класс

Затем подверните открытые края внутрь и зафиксируйте булавками или клипсами.

Инженер В.А. Добровольский

"Новая деревня"
Москва - Ленинград - Саратов - Воронеж - Берлин
1924

Если взять (рис. 1) систему каких-либо нитей (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8), расположить их параллельно друг другу и на равных расстояниях одну от другой, натянуть их для этого на какой-либо раме или ином приспособлении, а затем пересечь всю эту систему одной поперечной нитью (9), несколько раз меняя направление этой последней нити — то слева направо, то справа налево — и притом так, чтобы поперечная нить проходила в определенном порядке (в переплет) между продольными нитями, натянутыми параллельно,— то мы получаем то, что называется тканью, независимо от того, из какого материала будут приготовлены нити для образования ткани.


Рассматривая расположение нитей, образовывающих ткань, изображенную на рис. 1, можно видеть, что первая система нитей (от 1 до 8) имеет направление по длине ткани, нить же (9) располагается поперек ткани, переплетая продольные нити постоянным и закономерно повторяющимся способом: именно, то перекрывая сверху нечетные (1, 3, 5, 7) нити и проходя под четными (2, 4, 6, 8) то, наоборот,— проходя под нечетными и перекрывая четные; такая повторяемость наблюдается на всем протяжении ткани.

Первая система нитей, натягиваемых параллельно между собою и идущих естественным образом вдоль ткани, носит название основы; поперечная же нить, переплетающая нити основы, получает название уточной нити (уток).

Как видно из рис. 1 и последующих (рис. 2, 3, 4 и 5), уточная нить, меняя направление, всякий раз загибается около крайней нитки основы и образовывает, таким образом, у края ткани плотную кайму, идущую по всей длине ткани и называемую кромкой.

Ткань, изображенная на рис. 1, является самой естественной по простейшему переплетению в ней нитей. Кроме нее, очевидно, имеется чрезвычайное разнообразие тканей, особенно если вспомнить разного рода художественное тканье со сложным и разнообразным рисунком.

Если, однако, произвести группировку разнообразных переплетений, имеющихся в тканях, то оказывается, что все переплетения нитей приводятся к трем главным видам переплетения, кои суть: тафтяное или гроденаплевое, киперное или саржевое и, наконец, атласное.

Первый вид плетения, представленный на рис. 1, как видно из рассмотрения рисунка, построен следующим образом: нити основы разделены на две равные части (четные и нечетные нити), уточная же нить в своих переплетениях с основою проходит то над четными, то под четными нитями основы и соответственно же переплетается с нечетными нитями в такой же последовательности.

Этот вид плетения получает следующие названия в применении к определенному материалу нитей:

а) для тканей шелковых - тафтяного или гроденаплевого переплетения.
б) для тканей шерстяных — суконного переплетения;
в) для тканей льняных и хлопчатобумажных — полотняного или миткалевого переплетения.

Так как ткань рассматриваемого вида имеет наибольшее число переплетений и перекрещиваний нитей, - то эта ткань и является наиболее прочной из всех видов.

С другой же стороны, в силу того, что каждая нить этой ткани скрадывается во многих переплетениях, ткань этого вида является наименее блестящей и гладкой и в этом отношении уступает другим тканям, образцы коих приводятся ниже. Ткань по рис. 1 можно выполнить с некоторыми простыми вариантами.

Так, если нити основы пропускать то над двумя, то под двумя уточинами (рис. 2), то получается ткань, называемая основным рапсом; точно таким же способом можно получить уточный рапс: для этого необходимо пропускать двойные нити основы то над уточинами, то под ними.


К только что рассмотренному виду тканей относятся: тафта, сукно, полотно, миткаль, муслин, орлеан, люстрин, могер и т. п., а также полосатые, клетчатые и радужные материи — каннель, гро-де-тур, веллюр, оттоман, рипс, глассе, хамелеон и т. п.

Вторым видом плетения — киперным или саржевым является представленное на рис. 3 и 4; оно отличается от предыдущего тем, что в нем имеются диагонально проходящие полоски, более выпуклые нежели вся поверхность ткани, чередующиеся с узкими бороздками, образующимися чередованием неперекрытых нитей основы с перекрытыми нитями утока и наоборот.

Переплетения этого вида чрезвычайно разнообразны, но так как цель этой брошюрки ограничивается ее заглавием, то вопросу о разнообразии киперных тканей здесь отводится весьма скромное место, достаточное лишь для того, чтобы дать только главнейшее представление об этих тканях.

О киперных тканях следует сказать вообще, что они все обладают большим блеском и гладкостью, нежели ткани тафтяные, и притом в тем большей степени, чем менее связанными лежат нити основы и утка, это можно заключить уже из рассмотрения образцов, приведенных на рис. 3 и 4, из коих видно, что нить утка идет довольно свободно по верху нитей основы — этим именно и сообщается ткани блеск и гладкость. К тканям киперным относятся: бумазея, левантин, круазе, кашемир, казимир, дрель, букскин, меринос, бомбассин, казинет, наполитен, тибет, ботавия, фланель и целый ряд других.



Рассматривая образование переплетений по рис. 3 и 4, можем видеть следующий закон переплетения: каждая нить основы (1, 2, 3, 4, 5, 6. ) сдвинута от соседней и притом только на один уток; перекрытия основы и утка, будучи сдвинуты друг относительно друга только на одну нить, естественно и образовывают косые полоски.

Если, в отличие от предыдущего переплетения, строить ткань так, чтобы перекрытия нитей основы и утка не примыкали друг к другу, а были бы сдвинуты более чем на одну нитку, т. е. так, как это представлено на рис. 5, то получается новый вид переплетения, называемый атласным или сатиновым.


Рассматривая рис. 5, находим, что плетение происходит по такому закону: нить основы сначала сама перекрывает несколько нитей утка, идя по последним свободно, а затем сама в свою очередь перекрывается уточной нитью; следующая соседняя нить идет таким же точно образом, перекрывая такое же число уточных нитей; однако, уточные перекрытия двух соседних нитей основы сдвинуты по меньшей мере на две уточных нити.

На рис. 5 изображено, например, атласное переплетение, в коем нить основы проходит, перекрывая свободно 7 нитей (оборотов) утка (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), а затем сама перекрывается утком (8).

Эта ткань носит название "восьмивязного атласа".

Очевидно, что этот вид переплетения допускает также большое разнообразие; способ же переплетения таков, что ткань получает превосходный блеск и шелковистый вид.

Наиболее известные материи, вытканные по приведенному закону, суть: ластик, разные сатины, английская кожа, дриль и другие.

Рассматриваемого вида переплетения, кроме того, встречаются еще в виде различных комбинаций с другими видами; именно, в так называемых "двусторонних" материях, которые показывают, с одной стороны атласное, а с другой — тафтяное или киперное плетение.

Из материй "двусторонних" следует назвать: молескин, сатин-де-шин и друг.

Указанное уже позволяет судить, насколько разнообразные комбинации переплетения нитей могут быть выполнены.

Сложные ткани, а равно ткани художественные, требуют для своего выполнения некоторого усложнения процесса производства; однако, основной метод тканья сохраняется во всех случаях.

Изобретение относится к текстильной промышленности и предназначено для использования на ткацких станках.

Сущность изобретения заключается в улучшении качества ткани.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, возможен благодаря тому, что стержень в поперечном сечении имеет форму бык с симметричными закруглениями с двумя продольными сквозными отверстиями, при этом пазы в зоне между продольными отверстиями разделены перемычками, а кольца установлены в пазах стержня посредством валиков, расположенных в сквозных отверстиях, причем ширина колец соответствует ширине пазов, наклон которых увеличивается от середины к торцам от

1 до 45°, радиус колец соответствует радиу су симметричных закруглений стержня, при этом каждая пара колец, расположенных по разные стороны от соответствующей перемычки паза, соединена между собой посредством бесконечного гибкого элемента, огибающего наружные поверхности колец, имеющие желобки, соответствующие профилю гибкого элемента.

Шпарутка может иметь один основной или два стержня, второй из которых расположен параллельно основному и установлен с возможностью изменения расстояния между осями стержней при заправке тканей и регулировке.

Анализ причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемой шпарутки позволяет заключить следующее:

отсутствие перегибов при движении ткани способствует улучшению ее качества благодаря снижению износа от трения;

ширительная способность шпарутки значительно увеличена благодаря располо- жёнию пазов и находящихся в них направляющих под углом от 1 до 45°;

отсутствие игл исключает повреждение ткани.

На фиг.1 изображена шпарутка, вид сверху, крышка снята; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - вид по стрелке Б на фиг,1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2.

Шпарутка (фиг.1) состоит из двух параллельных стержней 1, 2, расположенных один наддругим(фиг.З). Стержень 1 прикреплен к станине ткацкого станка (не показана), а стержень 2 имеет (любым известным способом) возможность перемещения при за

правке ткани и регулировке усилия

ширения. Каждый из стержней 1, 2 в поперечном сечении имеет форму бык с симметричными закруглениями и оснащен двумя продольными отверстиями 2 (фиг.З), в которых неподвижно размещены валики 3. По крайней мере один из стержней 1, 2 снабжен пазами 4 (фиг.4), разделенными перемычками 5, наклоненными к торцу 6 стержня 1 под углом а (фиг. Т). Пазы, находящиеся по разные стороны от середины стер- жня (фиг.4), расположены симметрично и зеркально для создания ширительного воздействия. Гибкие элементы 7 (фиг,2) охватывают расположенные наклонно желобчатые кольца и имеют прямолинейные участки g (фиг.2) с длиной, равной расстоянию между центрами валиков 3.

Работа шпарутки осуществляется следующим образом.

Перемещающаяся в продольном на- правлении на ткацком станке (фиг.1) (при обычном процессе формирования) ткань 9 без огибаний и искривлений поступает в пространство между верхним 2 и нижним 1 (фиг,2) стержнями и зажимается между пря- молинейными участками g наклонных к направлению ее движения гибких элементов 7, установленных на кольцах 8. Ткань 9 при своем перемещении приводит в движение гибкие элементы 7, благодаря чему происхо- дит ее ширение.

Поскольку ткань 9 и основа 10 (фиг.1) натянуты, наиболее свободное движение ткани происходит только в момент прибоя, когда ее входное натяжение минимальное. В остальное время, начиная с момента отхода берда (бердо не показано) и до последу

ющего подхода его в переднее положение, шпарутка удерживает ткань 9 от каких-либо перемещений как по ширине, так и по длине. Расстояние (фиг.2) между ширильными планками можно изменять при регулировке усилия ширения в зависимости от свойств ткани, меняя степень сжатия плоских участков упругих элементов 7, удерживающих ткань 9. Для фиксации заданной высоты расположения опушки ткани 9 устанавливается крышка 11 обычной конструкции (фиг.З). Для равномерного увеличения растягивающей силы шпарутки величина углов наклона пазов 4 (фиг.4) может прогрессивно возрастать в направлении от середины стержня к ее торцам (фиг.1)..

Шпарутка предназначена для легких и средних тканей.

Установка шпарутки возможна на любом ткацком станке и не влияет на работу других элементов. Рг.бота шпарутка управ- ляется бердом..

0Формул а из обретения

1.Шпарутка ткацкого станка, содержащая по меньшей мере один проходящий по ширине ткани стержень, имеющий пазы, расположенные с симметричным наклоном относительно середины стержня, и установленные с возможностью свободного вращения кольца, отличаю щ а я с я тем, что, с целью улучшения качества ткани, стержень в поперечном сечении имеет форму бык с симметричными закруглениями с двумя продольными сквозными отверстиями, при этом пазы в зоне между продольными отверстиями разделены перемычками, а кольца установлены в пазах стержня посредством валиков, расположенных в сквозных отверстиях, причем ширина колец соответствует ширине пазов, наклон которых увеличивается от середины к торцам от

1до 45°, радиус колец соответствует радиусу симметричных закруглений стержня, при этом каждая пара колец, расположенных по разные стороны от соответствующей пере- мьгчки паза, соединена между собой посредством бесконечного гибкого элемента, огибающего наружные поверхности колец, имеющие желобки, соответствующие профилю гибкого элемента.

2.Шпарутка по п.1, отличающая- с я тем, что имеет два стержня, второй из которых расположен параллельно основному и установлен с возможностью изменения расстояния между осями стержней при заправке тканей и регулировке.

Сущность изобретения: шпарутка содержит два параллельных стержня, каждый из которых имеет два продольных отверстия. В отверстиях размещены валики. Стержни имеют пазы, разделенные перемычками. Пазы наклонены к торцу стержня под углом 45° со 1°. В пазах расположены гибкие элементы, охватывающие располо- женные наклонно и с возможностью свободного вращения желобчатые кольца. Ткань в процессе работы без огибаний и искривлений поступает в пространство между верхним и нижним стержнями, приводит в движение гибкие элементы, благодаря чему и происходит ее ширение. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Шпарутки ткацкого станка

Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.


  • 1 Движения ткацкого станка
  • 2 Что понадобится начинающему ткачу?
  • 3 Первичные механизмы
    • Процесс зевообразования
    • Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)
    • Ткачество. Снование основы
    • Выборная техника
    • Переборное ручное ткачество
    • Ажурное ткачество
    • Ремизное ткачество

    Движения ткацкого станка

    Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:

    Первичные механизмы для изготовления тканого материала:

    • Зевообразование;
    • Прокидка челнока;
    • Прибой уточной нити к опушке ткани.
    • Подача основы;
    • Укрутка нити;
    • Выбор утка.
    • Останавливающий механизм;
    • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
    • Уточный нитенаблюдатель;
    • Пополнение утка.

    Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.

    Что понадобится начинающему ткачу?

    Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.

    Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

    Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

    Первичные механизмы

    Процесс зевообразования

    Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)

    схема расположения уточных нитей в ткани

    Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.


    Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.

    Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

    Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:


    • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
    • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
    • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

    Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:


    • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
    • устройства, вводящие уток в зев;
    • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
    • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
    • устройство для перемещения и отвода полотна;
    • отпускание полотна с машины;
    • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.


    У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

    Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:


    1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
    2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
    3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
    4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
    5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
    6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

    Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

    Вторичные механизмы

    • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
    • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
    • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
    • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
    • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.


    • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
    • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

    Ткачество. Снование основы

    Как ткать ткань в домашних условиях?


    Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно по Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

    1. Распределить нити основы.
    2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
    3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
    4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
    5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

    Выборная техника

    Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

    Переборное ручное ткачество

    Ажурное ткачество

    К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

    Ремизное ткачество

    Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

    Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

    Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

    С уважением, Александр Гончаров

    Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 15075
    Количество использованных доноров: 3
    Информация по каждому донору:

    Читайте также: