Схема дтп своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 01.09.2024

Аварии на дорогах нынче не редкость. А после изменений в 2014 году отдельные виды ДТП могут оформляться уже без присутствия сотрудников ГИБДД. Теперь необходимость составить подробную схему на месте происшествия переходит главным участникам – водителям.

Но чтобы впоследствии можно было легко разобрать обстоятельства случившегося, её важно нарисовать максимально правильно и четко. Какие же факты и как именно стоит отражать в данном документе, чтобы не было никаких проблем?

Основания для оформления

Схема действий при ДТП и процедура подготовки бумаг без сотрудников Госавтоинспекции неизменно включают в себя заполнение Европротокола – специального бланка извещения. Подготовив его без ошибок, можно будет получить денежную компенсацию по страховому полису (как получить страховку после ДТП?).

Самостоятельный способ задокументировать произошедшее быстро и не создавать пробок на дороге, регламентируется в ст. 11.1 закона №40-ФЗ, включая следующие условия:

  • пострадали лишь 2 транспортных средства, гражданская ответственность застрахована;
  • нет пострадавших и летальных исходов, вред иному имуществу (помимо машин) также не причинен;
  • отсутствуют спорные моменты, связанные с повреждениями автомобилей;
  • размер ущерба автомобиля составляет не более 50 тыс. руб.

Если обстоятельства аварии не соответствуют перечисленным требованиям, заниматься оформлением ДТП нужно в стандартном порядке.

Важно! Помните про главную задачу этой схемы – разбор обстоятельств ДТП. Нюансы её содержания являются одним из методов получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.

Где составляют и заполняют?

В соответствии с нормами инструкции на месте аварии сотрудниками ГИБДД составляется протокол об административном правонарушении, где обязательным документом является схема ДТП. Но если повреждения незначительные, а участники сумели прийти к компромиссному решению, можно обойтись без привлечения служебных лиц.

При самостоятельном оформлении необходимо использовать Европротокол, хотя его составление не пользуется популярностью среди автовладельцев из-за отсутствия ключевых знаний относительно самой процедуры.

Зато данный вариант существенно экономит время: каждый водитель принимается заполнять бланк отдельно, не покидая место происшествия. Схема, раскрывающая обстоятельства ДТП, заполняется непосредственно в бланке извещения, состоящем двух десятков граф: в одних стоит от руки вписать информацию, в других – проставить галочки насчёт соответствующих пунктов.

При нехватке места на официальной форме в качестве основы лучше использовать чистый лист бумаги А4 (двойные листки в клеточку не допускаются, несмотря на их удобство в плане масштабирования).

Для чего необходим документ и как его заполнить?

Если обобщить, то рассматриваемый рисунок может составляться в двух целях: для дальнейшего рассмотрения в ГИБДД (в том числе и для последующего суда) и для страховой компании. В каждом варианте имеются свои нюансы, которые водителям стоит знать.

Для ГИБДД

Исходя из пунктов 285 и 287 Административного регламента, дежурный оператор может предложить пострадавшим участникам лично собрать материалы и подготовить необходимую документацию. Но после этого требуется обязательно приехать на пост ДПС или посетить дежурную часть.

Справка! Водители должны понимать, что они готовят лишь черновой вариант схемы, имеющий статус обычного материала, а юридическую силу она получит лишь после обработки должностными лицами, которым будут переданы все факты.

Перед тем как начать рисовать схему ДТП для ГАИ, важно обратить внимание на то, чтобы в ней были правильно отображены следующие сведения:

  • административные координаты (места ДТП с полными названиями);
  • смежные подробности (описание места происшествия);
  • особенности дорожной разметки (заодно и ближайших знаков);
  • детали дорожной инфраструктуры (соседние к полотну движения объекты);
  • подробности последствий (в плане привязки к описанному месту).

Для страховой

В данном случае изображение для страховой компании составляется лишь водителями. Несмотря на оформление аварии в рамках Европротокола, обязанность извещать о страховом случае по-прежнему остаётся за страхователем.

Такая схема мало чем отличается от версии для ГИБДД. Важно лишь помнить, что она выполняется не на отдельном листе, а в отведённом поле специального бланка (извещения о ДТП).

Несколько экземпляров этой формы обычно выдаются страхователю вместе с полисом ОСАГО. Под полем для страховой расположен дополнительный блок, где водители должны подписаться под тем, что у них нет взаимных претензий, а справа и слева – аналогично подтвердить достоверность информации о полисах и транспортных средствах.

Правила: как оформить?

Строгих правил, которым нужно следовать, нет. Главным критерием этого рисунка является чёткость изображения, понятная трактовка, не вызывающая дополнительных вопросов.

Лучше воспользоваться готовыми образцами и обратить особое внимание на следующие данные:

Ниже можете скачать и распечатать бланк схемы ДТП:

Далее, на фото Вы можете увидеть пример того, как самостоятельно нарисовать и составить схему ДТП на перекрестке для ГИБДД


Внизу обязательно приводится подробная расшифровка: какая машина под какой буквой обозначена и какому госномеру она соответствует. Необходимо корректно отразить все факторы, которые привели к аварии.

Важно! А если в схеме есть неточность, изображение следует полностью переделать – частые правки в рисунке не допускаются.

Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?

Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:

  1. Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
  2. Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
  3. Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
  4. Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
  5. Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
  6. Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.

Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.

Далее, на фото Вы можете увидеть образец схемы ДТП в Европротоколе на парковке


Особенности и нюансы

Вовсе не обязательно ждать сотрудников ГИБДД, чтобы отобразить случившееся происшествие. Но в отдельных ситуациях самостоятельно заполнить бланк оказывается проблематично ввиду особо сложных моментов. Тогда нужно взять на заметку следующие нюансы оформления.

Как отобразить, кто прав и кто виноват при повороте налево?

Изобразить вину конкретного водителя на схеме можно при помощи акцента на машину и траекторию её движения. Не уступая дорогу при перестроении, водитель нарушает п.4 ст.8 ПДД, что стоит подчеркнуть за счёт расположения авто второго участника, включенных у него боковых фар и стрелочек, демонстрирующих направление езды и поворот.

Аналогичный принцип можно использовать и при одновременном перестроении. Важно также отметить на рисунке разметку дороги и место столкновения транспортных средств (звёздой или крестом).

Более сложные ситуации (поворот налево из крайнего левого положения либо с трамвайных путей попутного направления – нарушение 8.5 ПДД) стоит нарисовать обозначения более детально: включить в схему ближайшие знаки, соседние полосы, максимально точно отразить перекрёсток и препятствия, которые не удалось объехать.

Типовые планы от РСА

Для упрощения процедуры составления применяются типовые схемы ДТП – совокупность информации о примерных обстоятельствах ДТП, заполненных пунктах извещения и графического изображения обстоятельств, соответствующих наиболее часто встречающимся случаям.

Данные схемы были разработаны Российским союзом автостраховщиков (РСА) совместно с главным управлением ГИБДД России в целях распределения гражданско-правовой ответственности за причиненный материальный ущерб при оформлении документов. Их можно найти на официальном сайте.

Программы для составления онлайн

Данная функция доступна без регистрации и имеет весьма простой интерфейс, где по категориям распределены классические элементы:

  • дороги и улицы;
  • пешеходы и машины;
  • знаки и светофоры;
  • дополнения (фигуры, стрелки).

В правой части экрана располагается сама схема ДТП. Собрать её воедино можно путём переноса элементов из левой части редактора при помощи мыши. Любой фрагмент на макете можно перевернуть, изменить в размере, поменять цвет или удалить сам объект.

Количество предметов на схеме не ограничено. После всех настроек картинку можно сохранить на компьютер в формате PNG или JPEG через меню онлайн сервиса.

Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна

На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.

Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.

Опротестовать изображение можно, если:

  • информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
  • схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
  • рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).

Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.

Обычно исправление схемы происходит путем:

  • восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
  • опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).

Справка! Также опротестование деталей изображения места возможно при помощи допроса свидетелей происшествия, понятых или иных участников.

  • стоит ли вызвать аварийного комиссара и как это сделать; ; , если есть ОСАГО и КАСКО;
  • когда и как составляется протокол осмотра места ДТП; .

Что делать дальше?

После заполнения схемы ДТП владельцам авто стоит передать своим страховщикам извещения (заказным письмом через почту или лично) не позднее 5 дней после аварии согласно п. 10 ст. 12 №40-ФЗ. Опись и уведомление о получении документа следует сохранить. Спустя несколько дней пострадавшие должны получить письмо с требованием о направлении их машин на осмотр.

Сделать это нужно не позже чем через 5 дней с момента получения письма. Саму жалобу обязаны рассмотреть тоже не позднее чем через 5 дней после подачи и в течение этого же срока дать ответ. Без предъявления претензии страховщику и официального документа, подтверждающего это, суд не будет рассматривать иск.

Тщательно изучив все нюансы и зная, как правильно составлять схему ДТП, можно существенно сэкономить время и отстоять свою правоту. Но при самостоятельном заполнении важно придерживаться основных правил – только в этом случае рисунок будет иметь юридическую силу и стать весомым аргументом в суде.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть видео о составлении схемы ДТП:

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните ?

Вероятность попасть в аварии повышается с каждым новым автомобилем, который выезжает на дороги общего пользования. Чем выше численность участников движения, тем больше шансов попасть в ДТП. Предотвратить подобную ситуацию действительно сложно. Даже самые опытные водители не застрахованы от этого.

ДТП схема

Если аварии избежать не удалось, то для дальнейшего отстаивания своих прав, доказательства невиновности и возможности получить компенсацию от страховой компании требуется грамотно составить и нарисовать схему ДТП.

Тут крайне важно не допускать ошибок и неточностей. В противном случае схему признают недействительной. Это означает лишь то, что шанс оказаться виновником, не получить компенсацию и превратиться в обвиняемую сторону намного выше.

Что это такое

Прежде чем рассказать о том, как можно правильно и точно нарисовать самому схему дорожного происшествия, необходимо разобраться в самой сути этого действия. Не все автомобилисты, особенно новички, понимают, что означает схема ДТП и для чего её составлять.

Схемой дорожно-транспортного происшествия или просто СДТП называют один из ключевых документов, оформляемых при попадании в аварию. Фактически это графическое изображение и план, включающий в себя всё то, что имеет непосредственное отношение к происшествию. Здесь отображается местность, инфраструктура, транспортные средства, объекты, следы от ДТП и пр. Также в документ вносят дополнительные и второстепенные сведения, которые относятся к дорожной обстановке, погодным условиям, участникам происшествия, свидетелям и пр.

Понимая и разбираясь в том, как правильно и точно рисовать схему случившегося ДТП, вы значительно повышаете свои шансы на успешное завершение разбирательств по факту произошедшего. Корректно составленный рисунок, полностью и грамотно описанная авария, а также достоверные данные в схеме напрямую влияют на юридическую силу и ценность этого документа.

Кто уполномочен составлять схему

Автолюбители активно спорят касательно того, кто должен оформлять и составлять схему происшествия. Одни заявляют, что такие полномочия есть исключительно у инспектора ГИБДД. Другие же уверены в возможности самостоятельно сделать подобные манипуляции.


Тут важно уточнить, что обе стороны правы. Но перед тем как пытаться правильно составить схему случившегося ДТП, необходимо убедиться в возможности сделать это самостоятельно. Всё зависит от конкретной ситуации.

  1. Без участия ГИБДД. Не всегда инспектор должен присутствовать на месте происшествия, чтобы составить схему. В некоторых ситуациях водитель сам имеет право это сделать, воспользовавшись европротоколом. Именно в него будут вноситься все данные и сведения. Это возможно, если стороны согласны в причине ДТП и признают вину одну из сторон. Сама схема при этом оформляется на бланке извещения о дорожном происшествии. Это 17 графа. Далее этот документ отправляется в страховую, чтобы получить полагающуюся компенсацию.
  2. С участием инспектора. Сотрудник ГИБДД берёт на себя обязательства по составлению схемы, если стороны не сумели прийти к единогласному решению, между ними возникли споры, они не смогли договориться. Инспектор проводит визуальный осмотр места ДТП, опрашивает участников и свидетелей, записывает их показания.

В зависимости от конкретных обстоятельств, при вызове экипажа ГИБДД инспектор может порекомендовать оформить схему самостоятельно, сделать снимки с места происшествия, после чего явиться в отделение и провести уже там все дальнейшие мероприятия.

Но есть ситуации, когда самостоятельно составить схему не получится. Только инспектор может выполнить эти функции, если:

  • Транспортное средство потерпевшей стороны получило ущерб, превышающий в денежном эквиваленте 100 тысяч рублей.
  • Водители не могут договориться между собой, они не пришли к единому мнению по поводу виновников и причин.
  • Один или сразу оба участника пьяны, либо у них отсутствуют права для управления ТС.
  • Один или оба водителю имеют просроченный, недействующий полис ОСАГО.
  • Авария повлекла за собой гибель людей или получение травм.
  • Виновник скрылся с места, где произошло столкновение.

Схема от руки

При таких обстоятельствах необходимо вызвать инспекторов, дождаться их прибытия. Никто при этом не запрещает вам составить собственную схему, сделать фотографии с места ДТП, опросить свидетелей или взять их контакты. В будущем они могут пригодиться.

Документы для самостоятельного оформления

Понимание того, как правильно и самостоятельно оформить схему случившегося ДТП, даёт ряд преимуществ. Но также не стоит забыть, что неправильно оформленная схема признаётся недействительной. Также обращайте своё внимание на то, как всё оформлено в остальных документах.

Существует определённый перечень бумаг, необходимый при самостоятельном оформлении европротокола. Он состоит из таких пунктов:

  • Объяснение в письменной и свободной форме. Причём его должен составлять каждый участник происшествия, случившегося на дороге.
  • Протокол. В нём обязательно отмечается, что речь идёт исключительно об административном нарушении. Это актуально лишь в ситуации, когда в ДТП отсутствуют пострадавшие.
  • В этот список также включается первичная справка о происшествии.
  • Не менее важной считается составленная схема, на которой оставляют свою подпись оба участника ДТП.

Если основная масса документов не вызывает особых вопросов, поскольку оформляется всё путём стандартных записей или проставления галочек, то вокруг схем ходит много споров и разговоров.

Схема действительно имеет большое значение при разбирательствах по факту ДТП, и может существенно сыграть на руку автомобилисту. Но только при условии, что всё было сделано верно, и в соответствии с актуальными требованиями.

Что указывается в схеме ДТП

Составление документа зависит от того, для какого и для каких целей требуется схема. Выделяют 2 основных варианта. Это схема для ГИБДД и для страховой компании. Между ними есть определённые отличия, но сходств всё же больше.

Есть мнение, согласно которому СДТП может и должен оформлять лишь представитель ГИБДД. Но это лишь частично так. Если экипаж прибывает на место аварии, тогда схему действительно будет оформлять уполномоченное лицо. А водитель имеет право сделать фото готового документа.

Схема ДТП

Но существуют пункты Регламента (285 и 287), согласно которым есть обстоятельства, позволяющие дежурному оператору ГИБДД предложить участникам самостоятельно собрать всю необходимую информацию, составить схему, фото и видеоматериалы. А затем уже подъехать на пост или в дежурное отделение. В подобной ситуации водители будут составлять черновую схему. Чтобы она обрела юридическую силу, все материалы, включая эту схему, передают в ГИБДД, и уже должностное лицо составляет полноценный документ.

Жёстких требований в плане составления схем нет. Подойдёт лист А4 или даже двойной тетрадный лист. Лучше в клетку, поскольку на нём изображать схемы намного проще.

На бумаге отображаются все необходимые сведения. Их разделили на 5 категорий:

  • Координаты места, где произошло ДТП. Тут важно указать именно полное название, то есть район, наименование населённого пункта, конкретную улицу, номер дома, километр и пр. При возможности даже вписываются данные точки по GPS.
  • Дополнительные подробности, где описывается место аварии.
  • Особенности нанесённой на том участке разметки на дороге, а также имеющиеся дорожные знаки.
  • Важные особенности, касающиеся дорожной инфраструктуры. Указываются не только объекты на дороге, перекрёстки, светофоры, но также и всё то, что прилегает к дороге.
  • Детали последствий произошедшей аварии с привязкой к месту, где всё это произошло.

Но вряд ли этого будет достаточно новичку, дабы понять, как правильно нарисовать схему ДТП.

Существует ряд требований и моментов, которые следует отразить в схеме. Стоит внимательно отнестись к этому списку, и постараться ничего не упустить.

Составление схемы осуществляется примерно по следующему алгоритму:

  • На самом листе делается надпись в виде заголовка. Достаточно просто написать Схема ДТП.
  • Обязательно вносится информация про дату и время, а также указывается местность (её название).
  • На схеме рисуется основная улица, где произошло ДТП, и прилегающие к ней. Не забудьте указать точное название улиц.
  • Следующим пунктом идут перекрёстки, имеющиеся светофоры, особенности разметки, установленные знаки, трамвайные пути при их наличии, выделенные острова безопасности и пр. На схеме указывается цвет светофора, который горел в момент происшествия. Это очень важно.
  • На схеме отображаются объекты, прилегающие к дорожному полотну. Сюда относятся газоны, заборы, ограждения, здания, столбы и пр.
  • Делается обозначение транспортных средств, которые помечаются буквами. Рисуются авто как простейшие геометрические фигуры, но обязательно указывается их ориентация.
  • Начертите, как именно располагались транспортные средства в момент, когда произошла авария.
  • Используя стрелочки, распишите, как двигались участники ДТП.
  • На схематически изображённом автомобиле нанесите метку или метки, указывающие на место удара.
  • Начертите все ТС, которые в той или иной мере имели отношение к ДТП (перекрывали движение, нарушили ПДД в момент аварии и пр.).
  • Укажите все детали, которые являются потенциально важными. К ним относится точка торможения, следы от заноса и пр.
  • Под схемой приводится информация с расшифровкой всех обозначений. Тут нужно указать, какой автомобиль под какой буквой зашифрован, его государственный номер, марка и модель, а также цвет.
  • Далее записывается фамилия того, кто делал схему.
  • Следом идёт ФИО каждого из участников, а также их подписи.
  • Если есть свидетели, на схеме рекомендуется собрать их подписи.
  • Рекомендуется, чтобы каждый из участников от руки написал, что с изложенной или составленной схемой он согласен.

Сотрудники ГИБДД

Иногда рекомендуется нанести на схему сразу две точки, где располагаются транспортные средства. Это точка в момент аварии, и место, где ТС оказались после столкновения. Тем самым можно добиться более детального описания происшествия.

Помимо самой схемы, стоит отдельно собрать такую информацию:

  • Условия на дороге в момент происшествия. Это погода, время суток, трафик, наличие поблизости других ДТП и пр. Для этого можно использовать обратную сторону листа со схемой.
  • Показания от свидетелей. Они есть не всегда, а некоторые просто не хотят принимать в этом участие. Но если свидетели есть, и они готовы помочь, это будет хорошо. Показания рекомендуется записать на отдельном листе, указав при этом паспортные или контактные данные этих людей.
  • Любые видеозаписи и фото. Хорошим доказательством послужат видео с видеорегистраторов, на которых чётко видны все обстоятельства или хотя бы фрагменты.

В ситуации, когда один из фигурантов ДТП не согласен со схемой, либо имеет свои взгляды на определённые нюансы, он обязан указать это в пояснении, либо подготовить собственный вариант схемы.

Особенности схемы для страховой компании

Также актуальным вопросом является то, как правильно составить схему ДТП, если её требуется предъявить в страховую компанию с целью получения компенсации.

В таком случае схема оформляется водителем, либо автомобилистом, но с непосредственным участием комиссара. Последний может прибыть на место аварии от страховщика. Хотя в теории он защищает интересы клиента СК, по факту тут лучше всё взять в свои руки.

Не принципиально важно, оформляется ДТП по европротоколу или с участием инспектора ГИБДД. Тут уже речь идёт о прямой обязанности клиента СК известить компанию об аварии.

Сама схема практически ничем не отличается от той, которая была описана выше. Применяются те же принципы и правила. Но здесь используется не отдельный лист, а специальный бланк. В нём есть поле об извещении о ДТП. Подобные бланки страховщик выдаёт страхователю при оформлении ОСАГО. Также они находятся в открытом доступе в Интернете. Достаточно зайти на сайт, скачать бланк и распечатать нужное количество экземпляров.

Рисовать схему допускается произвольно, но соблюдая требования РСА. Перечень этих требований доступен вместе с договором ОСАГО. Их суть не прописывает чётко, как необходимо нарисовать схему ДТП для страховой, а лишь предписывает делать это аккуратно, чётко, с нанесением разборчивых обозначений и записей.

Страховка машины

Автомобилисты порой сомневаются в том, как нужно правильно нарисовать схему ДТП для своей страховой, опасаясь допустить ошибки и неточности. Ведь именно из-за них в дальнейшем страховщик может отказаться в выплате компенсации.

Требования в отношении схем ДТП для СК ещё более лояльные, нежели при оформлении схемы для ГИБДД. Здесь требуется меньше графических изображений и пояснений, поскольку часть обстоятельств вносится путём проставки галочек в нужных пунктах и местах бланка.

Если вы не знаете, как рисовать схему произошедшего ДТП, то тут записываться в школу искусств не обязательно. Правилами не предписано, что вы обязаны делать всё идеально красиво и ровно. Просто старайтесь рисковать аккуратно. Кто как умеет, так и рисует. Избегайте помарок, исправлений, пишите разборчиво. Порой лучше печатными буквами, а не прописью. Оформляя извещение, схема играет определённую роль, хотя основное значение уделяется общей совокупности всей собранной информации.

Предъявляемые требования

В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.

Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.

Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.

Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:

  • Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
  • Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
  • Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
  • Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
  • Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
  • Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
  • Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
  • Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.

В некоторых случаях удаётся взять показания свидетелей. Но только учтите один важный момент. Записывать их показания можно строго при наличии согласия. Оно не обязательно должно быть письменным. Достаточно и устного согласия на то, что показания человека будут внесены в протокол и схему ДТП.

Законом не запрещено использовать типовые схемы, найденные в сети. Но они должны подходить и соответствовать конкретно вашим обстоятельствам.

Чтобы подготовить схему, вовсе не требуется иметь особые навыки или специальные знания в этой области. Каждый водитель в теории с лёгкостью справится с поставленной задачей. Если под рукой есть типовая схема, то всё оказывается ещё проще.

Важно лишь, чтобы схема содержала исключительно достоверные сведения, имела чёткие обозначения, соответствовала законодательству, а также не включала в себя никаких противоречивых сведений или разногласий. Согласитесь, будет странно видеть на схеме красный цвет светофора, в то время как на фото или видео видно, что в момент аварии горел зелёный.

К несчастью, дорожно-транспортные происшествия в повседневной жизни – далеко не редкость, а для работников ГИБДД ежедневная реальность.

В крупных городах с каждым годом увеличивается автомобильный поток, с каждым годом все больше и больше водителей садятся за руль новеньких и не очень транспортных средств, поэтому даже небольшое ДТП может создать огромную пробку.

Почему так важно уметь составить схему ДТП?

Каждый, кто садится за руль, должен знать правила поведения во время дорожного инцидента и уметь, при возможности, оформить самостоятельно европротокол и составить схему.

В первую очередь, это нужно и самим участникам дорожно-транспортного происшествия. Ведь, если не ждать работников ГИБДД, которые могут ехать 2 и 3 часа, попадая в такие же тягучки, то можно в течение часа освободиться и поехать по своим делам.

Во-вторых, стоит задуматься о других участниках дорожного движения. Часто на узких дорогах поврежденные автомобили загромождают проезжую часть полностью или оставляют лишь одну полосу для проезда.

В результате образуется пробка, где стоят люди, которым надо на работу, по важным делам, встречам и прочему.

Иногда бывают и критические ситуации, когда карета скорой помощи попадает в такую тянучку, и нет возможности проехать быстрее, и тогда уже от двух водителей зависит жизнь человека.

В конце концов, большие пробки сильно вредят окружающей среде и часто являются причиной смога в крупных городах.

Поэтому каждый водитель должен понимать свою ответственность перед обществом, даже если не он виновник ДТП, и быть в состоянии решить небольшую проблему самостоятельно.

Отметим, что правильно составленная схема дорожно-транспортного происшествия является важнейшим доказательством ответственности того или иного водителя, для тех, кто будет рассматривать данное дело.

Как оформить мелкое ДТП самостоятельно?

Небольшое происшествие на дороге можно оформить самостоятельно. Однако, при этом следует внимательно оценить ситуацию, так как под нормы Европротокола подходят не все ДТП.

Оформление аварии самостоятельно возможно в таких случаях:

  • в ДТП нет пострадавших, ущерб нанесен только автомобилю;
  • виновник признал свою вину, и у участников нет других разногласий;
  • оба участника происшествия имеют действующие полисы ОСАГО или Грин-карту.

Если все условия соблюдены, то можете приступить к оформлению неприятной ситуации на дороге для страховой компании.

Если у вас нет инструкции, то скачать и распечатать её можно с официального сайта ГИБДД. Если же вы полагаетесь на свою память, то наши рекомендации можно легко запомнить.

Действуем по плану:

  1. Вас ударили! Немедленно остановите автомобиль и включите аварийную сигнализацию. Выйдите из машины и обозначьте место происшествия аварийными знаками. Если ситуация произошла в темное время суток на плохо освещаемой дороге, не поленитесь и наденьте светоотражающий жилет.
  2. Если есть очевидцы вашей аварии, обязательно запишите их фамилии, адреса и телефоны. Возможно, другие водители остановятся помочь вам, поинтересуйтесь, не был ли у них в машине включен видеорегистратор.
  3. Проверьте наличие действующих полиса ОСАГО или Грин-карты у второго участника ДТП. Для оформления Европротокола второй участник должен быть согласен с обстоятельствами аварии.
  4. Ущерб, который на сегодняшний день покрывает ОСАГО по Европротоколу, в большинстве случаев составляет 100 тысяч рублей. Поэтому, оценивая повреждения автомобиля в большую сумму, вам нужно понимать, что для этого придется вызывать работников дорожного патруля.
  5. Участникам необходимо заполнить Извещение о ДТП, которое является доказательством произошедшего, а также составить схему происшествия в данном документе.
  6. Европротокол вместе с другими документами направляется в страховую компанию виновника для назначения выплаты компенсации. Однако, потерпевший может обратиться и за прямым возмещением ущерба к своему страховщику.

Версии причины ДТП

Водители должны понимать, что в ходе разбирательства страховой компанией может быть произведен осмотр транспортных средств обоих участников, даже если они использовали упрощенную систему оформления ДТП.

Также, важно правильно заполнить все разделы извещения, поскольку ошибки и неточности могут стать поводом для отказа в выплате. Страховщики делают все возможное, чтобы не возмещать ущерб, поэтому документы все смотрят самым тщательным образом.

Статистика страховщиков показывает, что на сегодняшний день правом оформления европротокола пользуется лишь 5-8% автомобилистов, прежде всего, по причине относительно невысокого лимита выплаты, а также многие водители беспокоятся о последствиях и сомневаются в том, что смогут правильно все оформить.

На сегодняшний день, к счастью или к сожалению, не существует единых норм, как составлять схему ДТП правильно.

Что должно быть в правильной схеме:

  1. Внешнее оформление.
    Для того, чтобы корректно оформить расположение автомобилей, можно, конечно, нарисовать все схематично на самом бланке извещения, тем более пункт для этого имеется. Но такой размер не позволит страховой компании детально рассмотреть все особенности сложившейся ситуации, поэтому лучше использовать лист бумаги А4 формата. Схема должна быть прорисована ручкой, чтобы невозможно было ничего подделать.
  2. Заголовок.
    Обязательно, если вы будете рисовать схему на отдельном листе, озаглавьте её. При этом в самом Извещении укажите, что Схема изложена в дополнении к протоколу.
  3. Начните зарисовывать схему дорожно-транспортного происшествия не с конкретного места, а именно с окружающей среды.
    Обозначьте сначала расположение улиц, дорожные знаки, светофоры и прочие опознавательные знаки. Укажите адрес ближайшего дома, схематично обозначьте объекты, которые имеются на этой локации. И лишь после того, как вы детально нарисовали местность, можете приступать к зарисовке непосредственно аварии.

Не упускайте детали. Зарисовывайте все объекты и ситуацию, которая имела место быть. Какой свет был на светофоре, какие знаки есть на этой дороге, какая дорога главная и т.д. Одним словом, должно быть зафиксировано все, что имеет отношение к происшествию и все, что могло повлиять на поведение водителей.

Что должно быть на схеме дтп

Самое главное.

Зарисовывая непосредственную аварию, необходимо наиболее точным образом обозначить положение машин в момент столкновения, указать стрелками направления движения обоих водителей.

Также следует отметить:

  • буквой Х – место удара;
  • тормозной путь;
  • обломки ДТП.

Одним словом, схема дорожно-транспортного происшествия должна быть прорисована максимально подробно и правдиво. Она не должна вызывать сомнений и споров у страховой компании, а также у работников ГИБДД и в суде.

В случае, если вы не можете достичь взаимопонимания с виновником ДТП, то дождитесь работников патрульной службы и доверьте решение этих проблем им.

При каких обстоятельствах нельзя самостоятельно зарисовывать схему ДТП

Несмотря на упрощение правил регистрации ДТП, существуют обстоятельства, при которых вызывать работников ГИБДД все же придется.

Сделать это нужно в таких ситуациях:

  • если один из водителей не имеет при себе или в принципе действующего полиса ОСАГО, если его страховка недействительна или неподлинна;
  • если один из участников ДТП не имеет при себе или в принципе водительских прав;
  • если кто-то из участников аварии находится в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков;
  • если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, нанесен вред жизни или здоровью;
  • в ситуации, если ущерб, нанесенный транспортному средству потерпевшего превышает лимит по ОСАГО, а именно 100/400 тысяч рублей.

Если хотя бы одно обстоятельство из вышеописанных – это ваш случай, оформлять самостоятельно Европротокол нельзя.

В противном случае, водитель может быть наказан штрафными санкциями в крупном размере, а также есть риск лишиться прав и в ближайшие 1,5-2 года перейти в категорию пешеходов.


Подробная схема ДТП избавит от проблем со страховой и сэкономит время и нервы. В данной статье рассказывается обо всех нюансах составления документа.

Зачем рисовать схему ДТП

Самостоятельное составление схемы ДТП может понадобиться в двух случаях. Когда нет возможности дожидаться сотрудников ГИБДД из-за угрозы затора на дороге или утери важных вещественных доказательств. И когда у участников происшествия нет разногласий.

Но делать это можно, только если:

  1. В ДТП участвовали максимум две машины.
  2. В аварии не пострадали люди.
  3. У обоих участников происшествия есть полисы ОСАГО.
  4. Ущерб не превышает 50 тысяч рублей (400 тысяч — для Москвы и Санкт-Петербурга).

Если хотя бы одно из условий не соблюдено, самостоятельное оформление схемы ДТП не допускается.

Первым делом позвоните в страховую компанию и сообщите о ДТП.

Как рисовать схему

После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.

Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.

1. Нарисуйте дорожное полотно

Нарисуйте дорожное полотно

Сначала изобразите участок дороги, на котором произошло ДТП. Схематически отобразите дорожную обстановку, чтобы было понятно, где случилась авария: на прямом участке, на перекрёстке (и какого типа) или же на парковке. Так сотрудникам ГИБДД будет проще сориентироваться в ситуации, определить, какие правила были нарушены и кто из участников ДТП виноват.

2. Покажите разметку

Покажите разметку

Один из самых важных моментов при составлении схемы происшествия, который может сыграть ключевую роль в доказательстве или опровержении вины одного из участников ДТП. Нанесите на схему разметку, обязательно указав количество полос движения, разделительные линии, края проезжей части, а также дополнительную разметку вроде пешеходных переходов, если она присутствует.

3. Отобразите направление движения

Дополните схему и проставьте с помощью стрелок направление движения потока по каждой из полос. Отметьте, в какую сторону двигались участники происшествия, совершали ли они обгон, перестроение или другие манёвры.

Особое внимание этому пункту стоит уделить, если авария произошла на пересечении дорог.

4. Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия

Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия

Нанесите транспортные средства участников ДТП, чтобы показать их расположение относительно друг друга до момента столкновения и после. Можно использовать любые обозначения, но чаще всего машины изображают в виде прямоугольников, помечая переднюю часть с помощью треугольника.

5. Укажите траекторию автомобилей

С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.

Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.

6. Сделайте привязку к местности

Сделайте привязку к местности

На схеме указываются названия улиц и направления движения по ним. Не забудьте отметить ближайшие здания и обозначить края проезжей части.

Кроме того, стоит указать расстояния от передних и задних колёс машин до обочины, а также расстояния от каждого из автомобилей до столба, дерева или другого неподвижного объекта.

7. Опишите детали происшествия

Схема ДТП: Опишите детали происшествия

В конце нужно добавить на схему важную дополнительную информацию: находящиеся рядом с местом ДТП знаки дорожного движения, светофоры и их сигналы. Всё это также поможет установить обстоятельства происшествия и принять правильное решение по нему.

Имейте в виду, что в схему нельзя вносить никакие исправления. Поэтому будьте предельно внимательны и не допускайте ошибок.

Какая информация должна быть на схеме

Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:

  1. Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
  2. Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
  3. Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
  4. Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
  5. Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.

Что делать дальше

Когда схема ДТП будет готова, желательно сделать несколько фото и видео с разных ракурсов так, чтобы было видно положение автомобилей, их номера, а также полученные повреждения.

После этого можно будет убрать машины на обочину или отогнать на ближайшую стоянку. А дальше уже дождаться сотрудников ГИБДД или обратиться в ближайший пункт позже. Если этого не сделать, то страховая компания может признать схему недействительной и отказать в возмещении ущерба.

Любое произошедшее на дорогах ДТП должно быть задокументировано. Для этого составляется так называемая схема ДТП. Обычно ее зарисовкой занимаются прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД, однако если авария небольшая и ее можно оформить по Европротоколу, то водители могут обойтись и без гаишников.

В этом случае схему ДТП им нужно нарисовать самостоятельно. Что же представляет собой данный документ и как его правильно оформить?

Схема ДТП является очень важным документом, который после составления передается в ближайшее подразделение ГИБДД. Внимательно изучив его, полиция выдаст автомобилисту необходимые бумаги для предъявления страховой компании. Следовательно, от правильности составления схемы и будет зависеть — получит ли водитель страховые выплаты или нет.


Нарисовать схему ДТП лучше как можно раньше, по-возможности сразу после аварии. В этом случае она получится наиболее достоверной и позволит разобрать обстоятельства случившегося более детально.

Если у водителя нет возможности зарисовать место аварии сразу же после происшествия, то оптимальным решением будет сфотографировать ДТП с различных ракурсов. Позже данные снимки позволяет составить достаточно точную схему ДТП.


Изображая схематическое место аварии, водителю нужно указать следующее:

Для зарисовки схемы ДТП автомобилисту лучше всего использовать чистый лист бумаги формата А4, размера которого должно хватить для указания даже мельчайших деталей. Впрочем, при отсутствии такового подойдет и обычный разворот школьной тетради.

Для схематического изображения места аварии следует использовать ручку, при этом на рисунке не должно быть каких-либо исправлений. Если же в процессе составления схемы были допущены ошибки, то не поленитесь перерисовать ее заново.



На отдельных листах к схеме ДТП можно приложить описание условий движения (например, если авария произошла ночью или в сильный снегопад), а также показания свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных.

Поскольку каждый из участников аварии составляет свою схему ДТП, то их зарисовки могут противоречить друг другу. Именно поэтому автомобилистам следует предварительно составить черновой вариант, выявить спорные моменты и уладить их.


В правоохранительных органах автомобилистов попросят заполнить специальный бланк, в котором необходимо детально описать произошедшую аварию. На данном этапе желательно обратиться к составленной ранее схеме, чтобы избежать противоречий.

Читайте также: