Шеллак для дерева своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 08.10.2024


Лаковыми материалами требуется покрывать разные основания, слой помогает создать защиту от воды, механических воздействий и других. Популярно нанесение лака на мебель, бетонные поверхности. Стоимость готовой продукции высокая, по этой причине возникает желание заменить данные средства самодельным типом. Нужно отметить, что создание лака из пенопласта своим руками самый популярный и несложный вариант, но есть и другие рецепты, которые позволяют получить различные по свойствам растворы. Подробно о том, как сделать краску из пенопласта, лак будет рассказано далее.

Фото лака

Лак своими руками в домашних условиях — можно ли приготовить

Например, лак из пенопласта может использоваться для покрытия дерева и бетона. Обработка поверхности дает возможность защитить бетонный материал от пагубного воздействия влаги, если красить большую площадь, то потребуется большое количество лака, а расход готовых средств часто высокий, поэтому денег нужно будет много.

Покраска бетона пенопластом решает многие проблемы, связанные с внешними факторами. Также придается красивый блеск, декоративность основания улучшается. Приготовление лаков в домашних условиях возможно, если строго выполнять инструкцию работы, при необходимости получить цветовое покрытие, в состав можно добавить пигмент.

Лак из пенопласта

Как изготовить самодельный лак для дерева

До того, как сделать краску из пенопласта и растворителя, нужно подготовить необходимые ингредиенты и инструменты. Потребуется емкость для замешивания раствора, деревянная палка и марля для процеживания.

Естественно необходим сам пенополистирол, а средство, чем растворить пенопласт, чтобы получить краску, можно выбирать из ацетона, ксилола, ортоксилола, бутилацетата, допускается применение бензина.

Ксилол и ортоксилол лучший выбор для создания лакового раствора, пенопластовый материал в них лучше растворяется. Выбор бензина помогает получить клеевой состав, как покрытие состав не подойдёт.

А ацетон и пенопласт на бетонные полы применяется чаще всего. На 70-100 мл ксилола берется примерно 0.3 к.дм.пенопластового материала. Для экономии можно внести половину ксилола, остальная часть может быть заменена бензином либо ацетоном. Выполняются следующие действия при приготовлении лака:

  1. В емкость наливается растворитель.
  2. Пенополистирол измельчается и вносится в жидкость, палкой следует погрузить его в растворитель полностью.
  3. Процесс растворения начнётся сразу, будут появляться пузырьки.
  4. Количество пенопласта можно увеличить, довести раствора до сметанообразного состояния. Хороший состав должен стекать в палочки, капать не должен.
  5. Закрывается емкость с раствором, и выжидают 20-60 минут, жидкость должна быть бесцветной.
  6. После переливается лак в другую чистую емкость через марлю.

Еще один плюс лака, что первое схватывание происходит за пять минут, полная просушка занимает 60 минут. Для придания цвета лаку можно внести краситель.

Подходит состав, созданный по данной рецептуре для следующих целей:

  • Нанесение лакового слоя на деревянные изделия;
  • Покрывают бетонный пол из пенопласта и ацетона и пенопласта в виде раствора, чтобы повысить влагоустойчивость;
  • Нанесение на любые покрашенные предметы.

При работе с любыми разбавителями нельзя допускать наличия рядом открытых источников огня, в помещении должна быть хорошая вентиляция, лучше работать на улице. При приготовлении и нанесении слоя одеваются перчатки и респиратор.

Приготовление лака

Ксилол и ортоксилол лучший выбор для создания лакового раствора, пенопластовый материал в них лучше растворяется.

Рецепты приготовления различных видов лаков

Рецептов лаковых средств много, поэтому можно найти самодельный вариант для различных поверхностей и целей. Ниже будут описаны процессы приготовления нескольких наиболее востребованных типов.

Фото лака для дерева

Рецептов лаковых средств много, поэтому можно найти самодельный вариант для различных поверхностей и целей.

Пятиминутный из пенопласта

Данный лак от воздействия влаги и механических воздействий применяется для деревянных предметов. Наливается в тару ацетон, после в него добавляется сильно раскрошенный пенопласт, требуется добавить столько пенополистирола, чтобы жидкость стала желеобразной. После растворения материала, нужно подождать некоторое время, чтобы состав настоялся. Желательно наносить раствор на поверхность по истечению 2-3-х часов.

Приготовление лака из пенопласта

Масляный лак

Производители используют для данного вида лака дорогостоящие олифы и смолы, добавляется скипидар. Состав не отличается высокой прочностью и долговечностью. В домашних условиях можно использовать льняное масло. Масло требуется разогреть на огне, до момента, когда образуются пузырьки, после ставится низкий уровень огня, чтобы масло грелось постепенно, компонент должен тихонько кипеть.

Одновременно требуется на водяной бане расплавить ост-индский копал. Пропорция масла и копала берется 100 к 15. Греют второй ингредиент до закипания. После этого понемногу вливается нагретое масло, при этом выключать огонь из-под масла не нужно, перемешивание двух веществ происходит постепенно. Также производят в это время помешивание. Затем перемешенный раствор выливается к оставшемуся в первой емкости маслу.

Берется одна часть бората марганца, которая добавляется в общую массу, варить все ингредиенты нужно 2 часа. Образовавшуюся пену во время приготовления убирают. Требуется создать бесцветный густой раствор, стекать с палки золотыми нитями. Убавляется огонь, и поэтапно остывает до 60 градусов.

В остывшую до нужной температуры смесь вливается скипидар – 70 частей. Добавляется он постепенно при перемешивании, до момента, когда раствор не получит нужную вязкость.

Льняное масло

Даммаровый лак

Данный вариант можно успешно использовать на светлых породах древесины. Нужно подготовить даммаровую смолу, скипидар, соотношение 4/5, белое льняное масло берется в количестве одной четверти.

Все элементы вместе кипятятся, чтобы все вещества растворились, после процеживается, лучше для этого выбирать сито из металла. После ждут настаивания 2-3 часа, и можно наносить лак на поверхность.

Даммаровая смола

Копаловый лак

В этом рецепте используются мягкий копал светлого оттенка – 1 часть, скипидар – 2 части, камфара – 3%. Последнее вещество применяется для улучшения эластичного свойства лака. Все элементы заливаются в бутылку, которую следует поставить рядом с отопительным прибором. Регулярно раствор взбалтывается.

После отстаивания раствора, проводят процеживание через вату. Если не прозрачность состава нехорошая, то нагревается лак на водяной бане.

Копаловая смола

В этом рецепте используются мягкий копал светлого оттенка – 1 часть, скипидар – 2 части, камфара – 3%.

Мастичный лак

Вариант также легок в приготовлении. Используются следующие вещества:

  • 12 доз чистой мастики;
  • Полторы дозы терпентина венецианского;
  • Пол дозы порошкового камфара;
  • 5 частей толченого стекла;
  • 30 частей хорошо прочищенного скипидара.

Нагреваются и соединяются вместе ингредиенты на водяной бане, выжидают отстаивания смеси, фильтруют раствор через вату.

Фото мастики

Касторовый лак

При сухой перегонке касторового масла получают смесь схожую с каучуком. При растворении смесь в бензинной либо спиртовой жидкости, образуется лаковый материал, стойкий к воде и ультрафиолетовым лучам. Рецепт очень быстр в исполнении.

Касторовое масло

Асфальтовый лак

Одну часть асфальта необходимо смешать с двумя частями скипидара. Сначала асфальт требуется расплавить, охладить и раскрошить. После можно перемешать оба ингредиента, в итоге получают раствор для обработки разных оснований.

Куски асфальта

Японский лак

На 45 частей скипидара добавляется 60 частей обезвоженного масла лаванды. От жидкой части убирают осадочные элементы, после проводят нагревание раствора. В это время к маслу и скипидару добавляется камфара – 15 доз. Настаивается полученная масса 15-20 минут. И после процеживают лак, чтобы получить чистый готовый к нанесению лак на основании из дерева.

Фото масла лаванды

Самодельные лаки помогают сэкономить денежные средства, и многие из них создают качественную защиту, а сам процесс приготовления несложный. По этой причине многие мастера прибегают к подобному решению. В статье были описаны востребованные рецепты растворов, которые легко можно применить в домашних условиях. Но важно помнить, что включаемые в рецепты вещества токсичные, по этой причине не забывают о технике безопасности. Лучше работать в гараже либо на улице.


После изготовления мебели ее необходимо покрыть лаком (см. другой раздел сайта). Примечательно, что лак можно не покупать, приготовить самостоятельно. Ниже приведены несколько рецептов таких лаков.

Масляные лаки, представляющие смесь олифы с дорогими смолами (янтарем и копалом), являются лучшими из всех лаков как по красоте, так и по прочности. Примешивая к ним скипидар, стараются сделать их более быстросохнущими, но эти лаки, выигрывая в скорости высыхания, всегда теряют в прочности и долговечности.


Копаловый масляный лак. Берут 100 весовых частей хорошего льняного масла и варят его в котле при постепенном нагревании. Когда начнут показываться пузырьки, нужно поддерживать ровный огонь, чтобы масло слегка кипело.

Одновременно на водяной бане расплавляют 15 весовых частей ост-индского копала и доводят его до кипения. Когда в расплавленном копале начнут появляться пузырьки, следует немедленно влить в смолу частями горячее льняное масло, все время размешивая. Когда вся смола хорошо соединится с частью масла, то ее выливают, при постоянном помешивании, в масло, варящееся в большом котле.


Материалы

Шеллаковые грунты – специфичный вид материала, применяемый для работы с поверхностями из древесины. Наиболее целесообразно использование раствора тогда, когда требуется провести обработку сырого древесного материала.

Грунтование поверхности шеллаковыми смесями обеспечивает надежную изоляцию сучков, сглаживание основы, предотвращает процесс выступания смолы на окрашенной древесине.

Применение для защиты дерева

Древесина – один из самых востребованных материалов в современном строительстве, обладающий прочностью, экологичностью, отличной теплопроводностью. Но при всех перечисленных достоинствах дерево является материалом крайне уязвимым к негативному действию факторов внешней среды и по этой причине грунтование деревянных поверхностей является обязательной процедурой.

Также стоит знать, что без грунтования не получится качественно окрасить дерево: если на поверхности материала будут смолы, краска быстро обесцветится. Без грунтовки не используются и морилки, так как нанесенное на не прогрунтованную древесную поверхность вещество не впитается, а свернется. Одним из лучших видов грунт-смесей для работы с древесиной считаются шеллаковые грунтовки.

Шеллаковая грунтовка - как защитить покрытие из дерева

Главным достоинством шеллакового грунта можно назвать способность глубоко проникать в древесную поверхность и укреплять слои материала – внутренние и внешние. Проведение грунтования смесью позволит получить на поверхности древесины прочную пленку, которая будет надежно защищать материал от процессов гниения, разбухания под действием влаги.

Грунт заполнит собой поры и трещины и потому в дальнейшем сократится расход лакокрасочных материалов для финишной отделки поверхностей. Использование шеллака поможет защитить древесину от появления грибков, плесени, уничтожения материала жучками.

Технические характеристики и особенности

Изготавливаются шеллаковые грунты из смеси млечного сока насекомых и метилового спирта и основными техническими характеристикам шеллаковых грунтов выступают следующие качества:

  • Способность глубоко проникать в обрабатываемый материал, пропитывать внутренние и внешние слои, делая древесину более плотной;
  • Защита от действия влаги;
  • Снижение впитывающей способности натуральной древесины;
  • Дезинфицирующее действие, которое предохранит дерево от порчи насекомыми.

Распространенно мнение о том, что для работы с древесиной нет нужды покупать специальный грунтующий раствор – достаточно использовать смесь краски с растворителем. Но мнение это ошибочно и желание сэкономить приведет к печальным последствиям: ухудшится качество отделки, возрастет расход лакокрасочных материалов, так как разведенная краска будет активно впитываться в древесину.

Ключевой особенностью шеллаковой грунтовки является то, что раствор идеально подходит для работы с поверхностями из сырого, необработанного дерева, помогает выровнять основание, изолировать сучки и предотвратить выступание смол. Поэтому особенно целесообразно применение шеллаковых составов при работе с пиломатериалами из хвойных пород, ведь именно хвойные сорта древесины максимально склоны к процессам выделения смолистых веществ.

В качественном шеллаковом грунте в небольшом количестве содержится воск, что существенно улучшает качество создаваемого раствором покрытия. Есть также виды смесей очищенные от воска и их целесообразно задействовать для обработки древесных поверхностей, которые будут эксплуатироваться в условиях повышенной влажности.

Защита дерева от воды шеллаковой грунтовкой

Защита дерева от воды шеллаковой грунтовкой

Шеллаковые грунтовки продаются в готовом виде или в виде хлопьев, которые нужно предварительно растворять. В ассортименте магазинов можно найти смеси цветные или абсолютно прозрачные. Второй тип составов идеально подходит для работы со светлым, выбеленным деревом.

Подготовка поверхности и нанесение шеллаковой грунтовки

Удобнее всего приобрести для грунтования деревянной основы шеллак в готовом виде, но если грунт был куплен в виде хлопьев – будет нужно правильно приготовить раствор. Шеллаковые хлопья разводятся растворителем до получения массы нужной консистенции. Указания по приготовлению грунтовочной смеси следует изучить в инструкции от производителя материала. Развести шеллак будет нужно, если для нанесения смеси будет использоваться распылитель.

Грунтование древесины шеллаковым раствором проходит в несколько этапов:

  1. Тщательно подготавливается поверхность. Ее нужно зашлифовать, очистить от старых лакокрасочных материалов, грязи, пыли. Работа эта трудоемкая и проводится вручную при помощи шпателей, наждака, щеток. Немного упростить процесс зачистки может строительный фен – достаточно мощный прибор, способный быстро очистить основу от пыли, мелких частиц старого покрытия.
  1. Если обрабатывается сырая древесина — поверхность нужно дополнительно проциклевать, провести ее механическую шлифовку.
  1. Если в основе имеются трещины, их обязательно заделывают шпатлевочной смесью.
  1. Очищенная поверхность обезжиривается растворителем и только после можно приступать к грунтованию древесины шеллаком.

Внимание! Обработку поверхностей из древесины проводят при плюсовой температуре и невысокой влажности в помещении.

  1. Наносится грунт кистью или валиком, можно применять распылитель, не забыв перед этим развести шеллак до достаточно жидкой консистенции. Использование жидкой грунтовки оправдано и потому, что в таком случае материал проникнет во все поры и трещины, а значит – глубже пропитает древесину.
  1. После первичной обработки требуется подождать полного высыхания слоя грунта и только после продолжать работы с поверхностью.

Шеллаковые грунтовки рекомендуется наносить в несколько слоев, особенно при обработке поверхностей из фанеры, ДСП.

Цена на материал

На отечественном рынке представлены шеллачные грунты от разных производителей. Самыми известными считаются марки: BORMA WACHS, BIOFA. Материал продается по разной стоимости, которая зависит и от формы выпуска грунта (хлопья, готовая смесь), от объема упаковочной тары, ценовой политики реализатора. Средняя стоимость упаковки шеллаковой грунтовки в 0,5 литра — 1300 рублей.

Шеллаковая грунтовка дял дерева

Большой ассортимент шеллаковых грунтовок любых цветов

Цена может показаться высокой, однако стоит принять во внимание, что шеллаковые грунты крайне экономичны в расходе. В среднем уходит не более 150 грамм материала на квадратный метр площади.

Шеллачный грунт — материал, использование которого поможет правильно подготовить древесную основу к финишной отделке, защитить уязвимый материал от действия влаги, порчи от деятельности вредителей. Шеллак прекрасно подходит для работы с сырой древесиной, сглаживания поверхности, изоляции сучков и смолистых веществ, реставрации деревянных поверхностей, а высокая стоимость материала вполне оправдана экономичностью его расхода и превосходным результатом отделки!

Интересный вопрос задал nemo146 на форуме цитирую: "Basskachi, Сергей! У меня к Вам такой вопрос, или скорее просьба. Не могли бы вы расказать про такое средство для обработки древесины как ШЕЛЛАК? Что представляет, как работает и прочее. Заранее спасибо."

Что означает само слово "шеллак"? Оно сложно составное. Первая часть "шел" происходит от английского слова SHELL - скорлупа, раковина. Вторая часть "лак" от санскритского "лакши" имеющего для индусов два значения - сто тысяч и вши. Да, вши, те самые которые кусаются.


Вшами, по всей вероятности, в Индии называли, в том числе, и тлю(или тлей). И их на самом деле на дереве сотни тысяч.


Именно из Индии и пришел в Европу через Англию шеллак. В юго-восточной Азии составы на основе шеллака были известны тысячи лет назад. Тамошняя тля своё потомство запаковывает в этакие скорлупки из органического материала защищающего их от непогоды и проливных дождей .


Эти "скорлупки" собирают, сушат, перемалывают, растворяют в спирте, процеживают и обратно высушивают. Потому сам конечный продукт и выглядит в виде пластинок-чешуек.


Бывает шеллак химическим способом осветленный


Бывает не осветленный. Нам такой более подходит.

В Европе было конечно известно великое множество разных лаков и политур. В их состав, помимо льняного и иже с ним масла входили и канифоль, и янтарь, и гуммиарабик. Да много чего. Вплоть до экзотики - "кровь дракона". Которая на поверку оказывалась бычьей кровью. Каждый мастер сочинял свой состав и тщательно его скрывал. Помню хороший исторически-детективный фильм (он есть в инете) "Красная скрипка". Там рассказывается история скрипки-шедевра. Мастер её изготовивший не пожалел даже свою любимую. Кровь, им же убиенной девушки, вошла в состав лака для скрипки. Вот до чего доходило. И тут появляется шеллак.

У него были все основания завоевать Европу. Плюсы - достаточная дешевизна это раз. Англия из своих индийских колоний везла тысячи тонн вшивых скорлупок. Все прибрежные портовые деревянные строения были защищены от влаги и морской воды шеллаком. Не говоря о палубных постройках и мебели.

Второе это великолепная, по тем временам, технологичность. Когда олифы и лаки на их основе сохли неделями, то шеллак высыхал за часы. Это все равно что в недавние времена на фоне масляных лаков появился нитролак! Фурор! Мазнул и готово! Наносится(при определенных навыках) замечательно, сохнет быстро, защищает надежно, полировать, шлифовать потом не надо. Можно улучшать и в сторону пластичности и в сторону твердости. И самое главное - легко поновляется. Разумеется Англия, как законодатель оружейных мод, быстро внедрила сама и заставила полюбить всех остальных шеллак.

Химическая промышленность уже 20 века предложила и свой вариант шеллака освоив его производство на основе фенолов. Он теперь продается в магазинах для радиолюбителей для защиты печатных плат и трансформаторных катушек. Так прямо на пузырьке и написано "ШЕЛЛАК". Вполне подходит такой синтетический брат и для отделки прикладов. Есть не большая разница в работе с ним в отличие от натурального, но на пальцах такие нюансы не объяснишь. Надо пробовать. Вот спрашивают про какой то силиконовый шеллак. Не знаю, не покупал, не пробовал. Да и от добра - добра не ищут.

Классический способ полировки шеллаком описывает великолепный питерский мастер, реставратор, маркетрист, да и просто замечательный человек Игорь Гулин, я просто процитирую, мне тут добавить нечего:

"На самом деле все способы хороши и скорее приоритет отдаётся тому, которым лучше владеешь.

Я, как бывший реставратор мебели, предпочитаю шеллачную отделку.

После тщательной шлифовки, до наждачки-2500, делаю клеевую воду (столярка с водой) и прохожу приклад. На нём поднимается ворс, который после высыхания сошлифовывается. Эту процедуру лучше повторить.

Дальше развожу шеллачную политуру в трёх бутылках. В одной 20% р-р (это грунт), во второй - 12%, в третьей 6%.

Грунтую 20% политурой с подсыпанием на поверхность небольшого колличества пемзы. Много её сыпать нельзя, образуются бугорки, т.н "петухи", которые не выравниваются при шлифовке и делают поверхность неровной. Далее 12% -ой и 6% -ой. Вся полировка делается с льняным маслом. За тапоном должен идти "лас" - такая дорожка, медленно просидающего лака через слой масла. Хороший "лас"- показатель качественной полировки. Это необходимо, чтобы не сделать "поджиг" - место где спирт пробил слой лака и образовал сухое пятно. Затянуть такое место последующим наложением политуры невозможно, приходится всё сциклёвывать и заново полировать.

После полировки выпотевшее масло снимается "чёртиком"- пропитанной водкой полусухой салфеткой( или свежим тампоном). Можно снять масло зубным порошком, растирая его по поверхности. По окончанию пройти сухой х/б тряпкой. Короче, всему этому лучше учится рядом с опытным мастером, так со слов понять трудно."


У меня, к сожалению, все проще и выглядит примерно так: после окончательной шлифовки если требуется усилить текстуру то накладываю один слой шафтола. Это усиливает "глубину" текстуры, потом начинаю полировать шеллаком с той лишь разницей, что делаю это одной его концентрации (которую определяю скорее на ощупь чем в процентах) в три слоя с промежуточной шлифовкой(чаще в два) и добавляю в сам шеллак для эластичности пихтовое масло.


Для финиша можно использовать вот такую мастику


Так процесс полировки выглядит в руках отличного болгарского мастера Евгени Димова


А таких результатов добивается Светлана Бровко, некогда практиковавшая в Тюмени, правда не с шеллаком а с триолем.


Теплый на ощупь, нежный на вид, глубокий шеллачный полуглянец так и не удалось с имитировать современными материалами. Классика она и есть классика.

Читайте также: