Шапель шлем своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 09.09.2024

Sergei-Vitskov

Доспехи Европы. Топфхельмы

  • Кошка грызет рыбу с головы, мы тоже начнем с нее. Расскажи о шлемах. Например, сколько видов топфхельмов ты делаешь? Какой из них самый сложный?

Топфхельмов мы делаем около 11 видов. Например, пра-топфхельм из Фавершема, топфхельм из замка Дарген, топфхельм из замка Арнаас. Еще несколько топфхельмов мы воссоздали по рисункам в Библии Мациевского. Впрочем, все они однотипные и времени на каждый из них тратится примерно одинаково.

Топфхельм из коллекции Гутмана и из замка Дарген

Слева — топфхельм из коллекции Акселя Гуттмана (примерно 1300 год, изготовлен из стали марки Ст3 толщиной 2 мм), справа — из замка Дарген (1270-1280 годы, также Ст3, толщина такая же)

Но вот топфхельм из Нюрнберга, пожалуй, будет посложнее остальных. Он имеет цельный купол с тульей. Это необычно — как правило, купол приклепывался отдельно. Сами посмотрите, на фото вверху и внизу этих строк.

И вот чтобы получить на выходе все как надо, шлем надо собирать с помощью сварки, либо ковать весь купол цельнотянутым. Во втором случае — это понятно — получается дороже. Зато и более исторично.

Топфхельм из Нюрнберга

Топфхельм из Нюрнберга. Изготовлен из стали Ст3, толщиной 2 мм. Вороненый. Кольчужная бармица на музейном оригинале была добавлена позднее, поэтому на шлеме от Сергея Вицкова ее нет.

  • Часто ли заказчики просят сделать смотровые щели в топхельме побольше?

Знаешь, вот побольше ни разу не просили, хотя встречались заказчики и не с самым идеальным зрением. А вот поуже, чем на оригинале — да, такие просьбы приходили, я делал. Это понятно — каждый заботиться о своем черепе и зрении.

У меня есть заказчики, которым, во чтобы то ни стало, нужна смотровая щель как на оригинале — узенькая. Разумеется, делаю им такой обзор, который они просят.

Со временем мы, кстати, нашли компромисс. Для реконструкции делаем смотровую щель как на оригиналах, а для бугуртов и турниров по историческому фехтованию куем топфхельмы со стандартной смотровой щелью. Два сантиметра — самый оптимальный размер.

  • А как обстоит дело с украшением топфхельмов геральдическими фигурами?

Конечно, делаем. Топфхельм и какие-нибудь крылья, рога или руки, растущие прямо из макушки шлема — это как хороший дуэт на сцене. Одно без другого играет и звучит, но вместе все еще интереснее!

Вот, например, экземплярчик из нашей мастерской.

Топфхельм с нашлемной фигурой

  • Есть свидетельства того, что топфхельмы надевали на маленький железный шлем-черепник в форме полусферы. Доводилось ли делать такую парочку?

Нет, ни разу не было такого заказа. Отдельно и черепник и топфхельмы — делали, а вот чтобы их вместе — нет. Наверное потому, что в наши дни все это нужно очень ограниченному числу людей. Думаю, в будущем такой заказ обязательно придет, мне будет интересно поработать над ним.

Доспехи Европы. Фригийские колпаки

  • Ну, давай заканчивать с топфхельмами. Есть другие не менее интересные шлемы, которые хочется обсудить. Вот например, фригийский колпак. Насколько он сложен в изготовлении?

Шлем

Доспехи Европы. Шапели

  • Когда смотришь фотографии с исторических фестивалей где-нибудь в Европе, часто замечаешь очень приметный шлем — шапель, который воссоздан по миниатюрам Библии Мациевского. А как тебе кажется, насколько он популярен в России?

Шапель из Библии Мациевского

Шапель из Библии Мациевского. Изготовлен из Ст3, толщиной 2 мм.

Ну как сказать, популярен. Я думаю, их никто не пересчитывал в России. Не знаю, как другие мастера, а я сделал всего четыре таких шлема — за те семь лет, что занимаюсь доспехами. Хотя он довольно симпатичный и приятный в изготовлении.

Доспехи Степи. Железные лица и тюрбаны

  • А самый страшный в изготовлении — это, наверное, один из степняцких шлемов с личиной — защитной маской в форме человеческого лица?

С личиной простого не бывает, поэтому и цена на нее больше, чем на сам шлем.

Металл из горна очень податливый и мягкий материал — как пластилин. Но для того, чтобы придать ему определенную форму, надо иметь не менее определенные навыки скульптора. И конечно же, оставить позади миллион квадратных метров загубленного по неопытности металла. В общем, еще Ленин про учится-учиться говорил, я с ним полностью согласен.

Шлем из Липовца

Шлем из Липовца, изготовлен из двухмилиметровой Ст.3

  • Часто ли у тебя заказывают степняцкие и восточные шлемы на XII — XIII века? И как думаешь, почему они привлекают реконструкторов?

Заказов на Восток и Степь не так уж много. Делать их интересно, да, но Европа — есть Европа. Основные заказы идут именно по ней. Логически это понятно: заказывают то, что реконструируют.

А вот почему не так много интереса к Востоку и кочевникам — это другой вопрос. Лично я заметил, что многие одеваются в восточное, дабы выделиться из общей массы. Хотя, конечно же есть и фанаты этой темы.

Шлем из двороца Топкапу

Тюрбанный шлем из дворца Топкапу в Стамбуле. Вторая четверть — середина XIV в. Материал: сталь 3, толщина — 2 мм. На фото шлем со скрытой защитой, однако ее наличие определяется желанием заказчика и только.

Доспехи Руси. Шлемы.

  • Ну давай теперь поговорим о русских шлемах. Когда А.Н.Кирпичников создавал свою типологию шлемов, к четвертому типу он отнес самые дорогие и сложные в изготовлении шлемы. С чем это связано?

Связано это с изготовление и чёткой подгонкой секторов. Они склёпаны между собой в потай и перепады секторов забиваюся вовнутрь.Так что снаружи шлем гладкий а все нахлёсты оказываются изнутри. Это работа квалифицированного мастера и новичок не осилит этот тип шлема. Плюс, это дорого.

Шлем из Райковецкого городища

Шлем из Райковецкого городища, начало XIII века. Изготовлен из Ст3, толщиной 2 мм. Плюс, накладки из цветного металла на боковые секторы шлема и наносник.

Доспехи Руси. Защита рук

  • Помимо шлемов, какие еще доспехи ты делаешь на XII — XIII столетия? Например, можно ли заказать у тебя русские наручи?


Да, конечно. И не только наручи, а еще и латные руки и защиту ног — словом, у нас можно забронироваться с ног до головы.

Сахновки — я сразу поясню, чтобы меня не побили потом за жаргон и непонятные слова, это наручи, найденные в местечке Сахновка, на Украине. Они делаются из двух створок, соединенных между собой петлями.

Но помимо них, мы делаем еще и наручи, у которых вместо петель просто кольчужные кольца.

Ставишь ли скрытую защиту на шлемы? Насколько она надежна?

Все зависит от желания клиента. Вообще, если говорить на уровне безопасности, то скрытая защита очень полезная вещь.

Мы делаем и заднюю защиту (закрывает затылок и часть шеи) и переднюю, которая скрывает под собой полностью лицо. Никакому оружию до головы не добраться))))

Меч под стать шлему

  • И напоследок, какой меч от Евгения Секретарева ты посоветуешь на 12-13 века?

Вот этот, романский меч в ножнах, очень даже ничего! Он подходит и на Русь и на Европу, так что весьма универсальное оружие.

Меч от Евгения Секретарева

Так куда надо обращаться, чтобы приобрести оружие от Евгения Секретарева или доспехи от Сергея Вицкова?
Конечно же в Интернет. А вот адреса, пароли, явки поточнее:

142.29 КБ

3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.

4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.

5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.

6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.

7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.

94.24 КБ

8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.

100.87 КБ

91.14 КБ

Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:

110.34 КБ

На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.
11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.

119.64 КБ

103.14 КБ


12. Грунтуем шлем клейстером.
13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой

78.76 КБ

14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.

73.54 КБ

80.20 КБ

16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.

97.09 КБ

85.25 КБ

102.52 КБ

106.43 КБ

102.67 КБ

121.34 КБ

129.16 КБ

19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.

109.90 КБ

20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.

105.61 КБ

21. Вклеиваем пучки в щель.

93.61 КБ

69.06 КБ

льььб

21. Ну, собственно и все, Шлем готов.

169.41 КБ

197.88 КБ

122.28 КБ

22. Вот несколько фото со спектакля

118.90 КБ

Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник :)


Эффигия Питера де Грандиссана (1354) Герефордский собор. Как видите, на нем надет шлем бацинет, а к нему по его краю прикреплена бармица-авентайл.

Защита шеи (часть вторая)

Шлем с забралом-наносником и бармицей. Музей Цюриха.


На многих шлемах, вот, например, как на этом (Музей замка Валери в Швейцарии) авентайл мог сниматься, для чего по краю шлема предусматривались соответствующие крепления. Неизвестно, был ли под шлемом еще и кольчужный капюшон. Но простеганый чепец был, конечно, обязательно.


Грэхэм Тюрнер. Рыцари Тевтонского ордена середины XIV века.

Подтверждением этого изображения являются многочисленные находки в погребении на месте битвы при Висби 1361 года, ставшего ценным источником наших сведений о защитном вооружении того времени. Кстати, изменилась соответствующим образом и форма меча. Из чисто рубящего оружия он превратился в рубяще-колющее. Важным дополнением к нему стал и кинжал, ранее на тех же эффигиях практически не встречавшийся.

Опять-таки подчеркнем, что в разных местах этот процесс шел с различной интенсивностью и имел свои специфические особенности, диктуемые не столько практической целесообразностью, сколько той же модой.


Уильям Фицральф, 1323 г. Пембраш. Как видите, эффигия Питера де Грандиссана старше этой на 30 лет. То есть для того времени срок очень большой. Но разницы между ними никакой нет и какая старше, а какая моложе сказать вот просто так невозможно.


Томас Кайн, 1374 г. Вот здесь уже разница в 50 лет хорошо заметна. Прежде всего, длиннополое сюрко заменил короткий джупон. Затем мы видим, что более совершенными стали латы, прикрывающие ноги. Теперь уже это не полосы металла, прикрепленные к кольчуге, либо поверх нее, а анатомически выполненные цельнометаллические латы. Но вот что удивляет: авентайл, прикрепленный к шлему бацинету, не претерпел ни малейших изменений.


А вот другая эффигия, принадлежащая Ричарду Пембриджу из Герефордского Кафедрального собора 1375 года. И та, и другая практически тождественны, и мы можем найти еще множество очень похожих эффигий.


Перед нами всадник конницы Тимуридов 1370 – 1506 гг. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.


Брасс Томаса Бьючампа 1401 года из церкви в Варвике.

Пропустим еще четверть века и обратимся к надгробной латунной пластине, то есть брассу 1400 года. Это брасс Томаса Бьючампа 1401 года из церкви в Варвике. Впрочем, этот выбор в данном случае совершенно случаен, так как аналогичным образом выглядит эффигия фон Тотенхейма из Германии (1400), Грюнсфельд; Хьюга Ньюмарша (1400), Ваттон на Вале (Британия); брасс Эдмунда Пикока (1400), церковь св. Альбанс: Томаса де Фревиля (1400) – парная с женой, из Литлл Шелфорда и многие, многие другие.


Брас Николаса Хауберка (1407) из Кобхэма выглядит точно так же. Эдмунда Коккейна (1412), из церкви св.Освальда в Ашборне – точно так же, эффигия Георга фон Баха (1415), церковь св. Якоба в Штейнбахе (Германия) – аналогичным образом, и только лишь эффигия Николаса Лонгфорда (см. фотографию вверху) от 1416 года из церкви в Лонгфорде демонстрирует нам шейное прикрытие, сделанное из металла! Но и опять-таки со стопроцентной уверенностью доказать этого нельзя. Вполне возможно, что его кольчужный авентайл просто прикрывает… обыкновенная ткань!

Понадобилось практические еще 80 лет для того, чтобы кольчугу убрали под металлические латы, а горловое прикрытие стало цельнометаллическим.


Интересный образец таких доспехов демонстрирует нам эффигия дона Луиса Пакехо 1497 года из музея в Вальядолиде.


Эффигия дона Луиса Пакехо 1497 года. Музей Вальядолида.


Причем воротник этот у него, как мы видим – двухслойный!


Эффигия из алебастра, изображающая рыцаря ордена Сантьяго де Кампостелла (ок.1510 – 1520 гг.). Музей искусств графства Лос-Анджелес.


Доспех 1485 – 1505 гг. Вес 18.94 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Бургонет. Аугсбург 1525 – 1530 гг. Вес 3004 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Позже нижний край армэ стал переходить в подвижное ожерелье, без жесткого скрепления. Таким образом рыцарь теперь мог вертеть головой не хуже пехотинца, то есть шея была полностью защищена от ударов как спереди, так и сзади. От кольчуги полностью отказались в XVII веке, что демонстрируют нам кирасирские доспехи этого времени.


Кирасирский доспех 1610 – 1630 гг. Вес 39.24 кг. Милан, Брешиа. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

142.29 КБ

3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.

4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.

5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.

6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.

7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.

94.24 КБ

8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.

100.87 КБ

91.14 КБ

Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:

110.34 КБ

На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.
11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.

119.64 КБ

103.14 КБ


12. Грунтуем шлем клейстером.
13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой

78.76 КБ

14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.

73.54 КБ

80.20 КБ

16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.

97.09 КБ

85.25 КБ

102.52 КБ

106.43 КБ

102.67 КБ

121.34 КБ

129.16 КБ

19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.

109.90 КБ

20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.

105.61 КБ

21. Вклеиваем пучки в щель.

93.61 КБ

69.06 КБ

льььб

21. Ну, собственно и все, Шлем готов.

169.41 КБ

197.88 КБ

122.28 КБ

22. Вот несколько фото со спектакля

118.90 КБ

Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник :)

Читайте также: