Шаблон для тонарма своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 10.09.2024

Пару вопросов по тонарму и шаблону.

Имею Электронику-030 (тонарм как в Б1-01).
Не могу для себя определится с тем, правильно ли игла следует по дуге шаблона, вернее, являются ли небольшие отклонения серьезной проблемой? Я слышал что укорачивают в 017й тонармы на 8 мм.
Надеюсь, что у меня не тот случай.

Второй вопрос. Так как я недавно приобрел этот аппарат, то не могу понять, является ли подобный люфт конструктивной особенностью "ножного" тонарарма, либо что-то с ним не так?
Проявляется это при заводе тонарма за пределы его угла следования. Например, завожу немного за стойку-держатель - и ножны как бы частично выскакивают из пазов. Они с поворотом тонарма, в его рабочую область, садятся назад, но иногда нужно небольшими усилиями помогать. Неприятно, так как иногда не сразу замечаешь, что тонарм перекошен.

Тут небольшое видео ( оригинал занимал полтора мегабайта ).
На видео видно, как явный заскок происходит при отводе тонарма немного за стойку. (тихий звук, но слышны постукивания )

Миниатюры

Миниатюры

riverbluesman, Имею Б1-01, игла должна вставать в точки А и Б точно, и проходить через "0". Для точной настройки положения картриджа рекомендую купить второй шелл (чтобы не пилить оригинальный) у которого есть пропилы для регулировки положения картриджа.
С тонармом всё нормально, такой люфт естественен, старайтесь не заводить тонарм вне рабочих зон, можете испортить ножи..

Как я понимаю, точность проходжения иглы по точком ( в моем случае ) напрямую зависит от регулировок картриджа в шелле, верно?
Подойдет любой похожий шелл с таким же разъемом?

А вот, кстати о самом картридже. С внутренней стороны, вокруг отверстий для винтов крепления находится выпуклая область.
Картридж плотно не прилегает. Это нормально?
А также, целесообразно ли использовать демпфирующую прокладку между картриджем и шеллом?

riverbluesman, подойдёт любой SME-подобный шелл (таких большинство). Под картридж иногда устанавливают прокладки, но сугубо для регулировки его высоты (если этого не может тонарм).
Выпуклая область не влияет на звучание никак.. Картридж должен иметь жесткую механическую связь с шеллом..
У меня металличесий шелл от Пионера, купил не молотке за 300рублей, визуально довольно похож на роднай Электрониковский картридж..

riverbluesman
У электироники 030 всё как у 012, кроме корпуса.

и тонарм там не как SME3009 , а SME3010.
У меня таже проблема с установочными данными.
Если Вы поставите шелл с прорезями и сдвините головку на 8мм, т.е
подгоните рабочую длину под сме3009, то угол коррекции у вас останется как у сме3010. Правильнее будет изменить установочную базу
, вместо 215мм сделать 222.

Какие проблемы удалить эти выпуклости элементарными операциями,а потом слегка расточить отверстия?Зачем что-то покупать - не легче головой и ручками поработать.В Бэхах это всё елементарно делается - и ставь что угодно.Установка и юстировка картриджа занимает максимум 15 минут.

Скажите, а этот шаблон годится только для прямых тонармов? У меня S-образный. Мне он подойдёт? Или искать другой? И где искать? Вертушка Technics SL-1210 mk2.

riverbluesman,
Не надо ничего резать - наживешь только лишнего гемора.
Ну сам прикинь - сколько тебе не хватает на нормльную юстировку.
И ещё - скачай шаблон на Торенс - по нему возможно у тебя всё станет на свои места.
Да и вообще - вот этих головняков у тебя намного больше,чем ты получишь прибавку в качестве звука.

Миниатюры

Миниатюры

Хочу задать много вопросов, дабы избавиться от массы сомнений и догадок раз и навсегда! Уж простите, если надоедаю своим тонармом - хочется заключительно все понять и сделать правильные коррективы в нужную сторону, а потом наслаждаться музыкой. Иначе дело растянется до осени..

Что имеем:
- Электроника ЭП-030
- Игла mf-100 (для проведения испытаний. Для повседневного пользования планируется Sumiko Pearl)

Что удалось выяснить/измерить
- 215 мм - установочная база. Возможно и 214 с копейками, так как не очень то удобно проводить измерения при собранном тонарме. Вот, регулировка базы возможна в небольших пределах, путем смещения крепления тонарма на силуминовой опоре.

http://www.vinylengine.com/images/arc_protractors/image018_0002.jpg

- Эффективная длина тонарма составляет около 230 мм
Согласно таблице, должно быть 232-233 мм

232-233 мм выполнимо, если выдвинуть иглу из картриджа на 5-6 мм. Стилус становится перпендикулярным "краю" шелла.
Тогда, "на ура" проходят тесты с различными шаблонами, но!
Как уже было сказано, в ЭП-030 стоят тонармы а-ля SME 3010..
А вот похоже что не так! В прилагаемом файле SME, есть три шаблона. Самым точным из них оказался для SME 3009.

Единственное, что нужно учесть при установке новой головы, это возможность ее смещения не вглубь шелла к разъему, а в противоположную сторону.

Я на правильном пути?
Просто я столько раз слышал о том, что тонарм нужно отрезать, а тут выходит, что его нужно наращивать?!

И какой ожидаемый результат со смещением базы к 222 мм, Николаич?

Favorite

В закладки

Как правильно настроить виниловый проигрыватель

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания.

Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и стационарное место в вашей квартире или доме. Винил не любит транспортировки.

Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя



Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.

Этап 2. Настройка картриджа

Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.

Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.


Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.

Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.

  1. Положите зеркало на планшайбу.
  2. Подведите тонарм и опустите головку звукоснимателя на зеркало.
  3. Обратите внимание на то, чтобы головка лежала строго перпендикулярно.


Для регулировки азимута обратите внимание на тонарм. У основания головки звукоснимателя на ножке тонарма (в нижней ее части) есть крепежные винты. Послабив их, поверните патрон таким образом, чтобы угол между иглой звукоснимателя и планшайбой (зеркалом) составлял 90 градусов.

Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.

Этап 3. Настройка тонарма

Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.


Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете здесь. При распечатке будьте внимательны: проверочная линия должна составлять ровно 180 мм. Значения 60,325 и 117,42 – это фактически необходимое расстояние в миллиметрах от центра шпинделя до ближней и дальней точек установки иглы (крестовина на сетке). По этим значения проводите сверку при распечатке.


Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.

    1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).


3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).

4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.

В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.

При выставлении тонарма еще одной задачей является определение оптимального уровня его давления (прижимной силы тонарма) на поверхность пластинки. Допустимый диапазон веса всегда указывается либо в инструкции проигрывателя, либо отдельно в паспортных характеристиках головки звукоснимателя. Величина измерения – граммы, которая обычно варьируется в пределах от 1-2,5 грамма. Для установки прижимной силы тонарма необходимо:

Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.


В соответствии с установленной прижимной силой необходимо установить и величину антискейтинга. Антийскейтинг – это специальная система противовеса, которая позволяет предупредить произвольное перемещение звукоснимателя под действием центробежной силы.


По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.


Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.

Этап 4. Установка угла отслеживания иглы

Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.

Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.

1. Установите пластинку и подведите тонарм.

2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.

3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.


Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.

На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.

P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.

Удачной настройки и приятного вам прослушивания!

Favorite

В закладки

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания. Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и.

Клуб любителей винтажной аппаратуры и качественного звука.

Шаблон для настройки тонарма

Шаблон для настройки тонарма

Вот так оно получилось:
распечатал скан трафарета на первом попавшемся принте - все совпало с удивительной точностью, наклеил двусторонним скотчем на плотный полукартон от использованного календаря, обрезал, пробил центр и - вуаля!

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

Изображение
Изображение

первые прикидки - кошЪмар (то ,чего нарегулировал самодеятельно), но плотное освоение - уже завтра, (надо еще и с рекомендациями попробовать разобраться - не все ж нахрапом проканывает! ) :-D

почему кошмар? Я долго пытался понять КАК можно настроить свою вертуху по точкам 66 и 120 (по одной настраиваю - по другой лажа выходит), пока не рассчитал нулевые точки "собственноручно" - нарисовал по ним шаблон,распечатал, настроил - красота.

Для начала нам нужно разобраться с принципом работы и проблемами, которые могут возникнуть. Если присмотреться, то ?в?н?у?т?р?и? ? ?с?и?д?я?т? ?м?а?л?е?н?ь?к?и?е? ?ч?е?л?о?в?е? игла звукоснимателя проходит по дорожкам, которые с двух сторон имеют неровности, создающие ее колебания. А они, в свою очередь, превращаются в электрический сигнал, с помощью электромагнитного механизма внутри звукоснимателя.

При этом игла должна четко отслеживать все эти неровности размером с микроны. Любая внешняя вибрация ухудшит способность иглы правильно пройти дорожку и передать то, что там записано. Вспомните сейчас ту красивую картинку, где колонки стоят рядом с вертушкой:

Винил – это резонансы. Ваш топот, вибрация колонок, да даже трамвай за окном могут передавать вибрации. И вот во время воспроизведения все эти вибрации пойдутна корпус вашего проигрывателя подмешиваясь к звучанию великолепной аудиофильской пластинки. OMFG. Именно поэтому виброразвязка вертушки очень важна. Это вам не усилитель на конусы ставить.

Где размещать

Самое лучшее место максимально далеко от любых источников вибраций, идеально ровное и максимально жесткое, чтобы избегать резонансов. Напольная стойка хороша, когда у вас жесткий пол на бетонной стяжке. Если у вас шаткие полы, то вам нужно настенное крепление. Крепкое.

У большинства проигрывателей виброгасящие ножки. От простых резиновых, до сложносочиненных подвесов с регулируемой жесткостью. Но даже при сложной конструкции подвесов шаткая стойка может свести их работу на нет. При желании вы можете проапгрейдить стандартные ножки на что-то более серьезное. И в отличие от усилителя на конусах это поможет.

Как размещать

Ну, раз идеальное место у нас нашлось, нам нужно правильно все установить. Здесь нам нужен пузырьковый уровень. Лучше иметь специальный. Но, наверное, подойдет и любой. Регулируйте ножки проигрывателя, чтобы корпус и опорный диск вертушки обязательно встали "в ноль" иначе игла не будет правильно сидеть в канавке пластинки из-за изменившихся динамических характеристик тонарма.

Настройте картридж

Дальше вам нужно убедиться, что картридж настроен верно. Для настройки существует несколько шаблонов, по которым выставляется головка. Погуглите "alignment protractor". Хотя ладно, я уже все нашел для вас вот здесь . Скачайте и распечатайте себе парочку.

Правильно отрегулированный картридж максимально ровно установлен относительно линий в каждой из проверочных точек.

Правильно отрегулированный картридж максимально ровно установлен относительно линий в каждой из проверочных точек.

Настройте тонарм

Многие почему-то боятся это делать самостоятельно. Никогда бы не подумал, пока однажды не продал тонарм человеку, который сказал, что пригласит специалиста для его регулировки.

Ребзя, это легко сделать самому. Вот вам весь процесс в 4 простых шага :

1. Открутите противовес тонарма до конца назад.

2. Снимите тонарм с фиксатора и отрегулируйте противовес так, чтобы тонарм свободно балансировал в горизонтальном положении. Не задирался кверху и не падал вниз. Просто свободно горизонтально висел.

3. Теперь поверните кольцо противовеса со шкалой так, чтобы она указывала ноль.

4. Поверните противовес (и шкалу) в положение, указывающее правильную прижимную силу для вашего картриджа. Например 1,9 гр. (прижимную силу узнайте в характеристиках картриджа).

Всё. Ну еще неплохо проверить как давит игла с помощью специальных весов, если они у вас есть.

Если при прослушивании звук слишком гулкий и безжизненный , значит вы переборщили с прижимной силой. Если звук худосочный и грязный – прижимной силы не хватает. Бай зе вей – недостаточный прижим может повредить пластинку, так-как игла будет "скакать".

Кстати, если ваш тонарм имеет регулировку высоты (VTA – vertical tracking algnment) – обязательно ее проверьте. Правильная высота тонарма это когда шелл во время воспроизведения лежит строго параллельно поверхности пластинки.

После этого нужно проверить азимут – положение головки относительно вертикальной оси. Самый простой способ с помощю зеркала, положенного под иглу.

Отличникам рекомендую пройтись еще раз и при этом начать отступать от стандартных значений, отклоняясь в большую или меньшую сторону. Для начала попробуйте изменить прижимную силу на 0,2 г. в любую сторону и послушайте каков будет результат. Если понравится, то попробуйте такой же фокус с VTA.

Да, может казаться, что у вас и так приличный звук, но лучше немного перестраховаться и проявить терпение, чтобы все настроить действительно правильно. И тогда вы точно будете щедро вознаграждены.


На этой странице Вы можете ознакомиться с транспортирами для быстрого и точного выравнивания картриджей.

Представлены, как универсальные инструменты, такие как транспортир Stupid, так и специальные шаблоны для настройки звукоснимателей Audiocraft, Helius, Heybrook, Linn, Rega и Thorens.

Чтобы определить, какой именно транспортир подходит для настройки вашего тонарма внимательно прочитайте руководство пользователя транспортирами, и если это необходимо после распечатки тщательно проверьте шаблон на соответствие размерам и его масштаб.

Оригинальная и лучшая база данных по тонармам! В настоящее время регулярно обновляемая база содержит данные установочных размеров и методы настройки для более, чем тысячи проигрывателей грампластинок и тонармов.

Для оптимальной корректировки геометрии трассы введите данные: расстояние до шпинделя или эффективной длины вашего тонарма. Вы можете произвести дальнейшую оптимизацию выравнивания вашей системы тонарм + картридж на опытной основе при помощи собственной коллекции записей.

Корректировка с помощью трафарета Стивенсона, основана на изменении геометрии с понижением уровня искажений при считывании информации с внутренней канавки записи, за счет увеличения искажений в другом месте. По сравнению с шаблонами Баервальда или Лофгрена Вы получите более низкое искажение на последних нескольких миллиметрах записи.

Метод настройки по Баервальду идентичен настройкам Лофгрена. Он минимизирует искажения и устраняет ошибки отслеживания в результате умеренного баланса искажений между внутренней и внешней канавкой звуковой дорожки.

Применение шаблона Лофгрена - минимизирует искажения между внутренней и внешней канавками. Благодаря этому методу результатом являются низкие искажения за счет их соответствия искажениям внутренней и внешней канавки.

Mounting distance - межосевое расстояние – между центром шпинделя и центром монтажного отверстия (расстояние между опорной точкой тонарма и шпинделем)

Сравните стандартный или пользовательский способ регулировки с вариантом с оптимизированной геометрией.

Оценка последствий изменения свеса иглы, при сохранении оригинального угла звукоснимателя на площадке его крепления.

Этот инструмент позволяет пользователю оценить влияние изменения свеса иглы, сохраняя оригинальный угол установки звукоснимателя в гнезде.

Заметим, что очень трудно точно выровнять картридж/кантилевер в гнезде его крепления и для достижения лучших результатов рекомендуется использовать две точки или дуги транспортира.

Другой универсальный транспортир, использует метод Стивенсона с нулевыми точками соответствующие 60,325 мм и 117,42 мм. Этот транспортир особенно подходит для тонармов, которые имеют ограничение по изменению положения звукоснимателя на площадке его крепления и не могут быть согласованы при помощи протрактора типа Baerwald.

Разработанный, чтобы пользователи могли точно настроить свои картридж, используя две любые нулевые точки между 60 мм и 150 мм. Быстрый и простой способ для любителей экспериментов для изучения и сравнения звуковых достоинств различных методов настройки. Например, этот метод может быть использован в сравнении с выравниванием тонарма популярном способом, применяя транспортир Baerwald.

Читайте также: