Сфумато в фотографии как сделать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 27.08.2024

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Как много великих открытий сделано этим выдающимся человеком! Причём не только в живописи. Но нас как художников интересует прежде всего его изобразительное новаторство. Сфумато – одно из них. Что это такое? Почему эта техника до сих пор притягивает взоры очарованных зрителей? Как её освоить? Наша статья обо всём этом.

Что такое сфумато

Когда смотришь на его знаменитую Джоконду, невольно ловишь себя на мысли, что здесь скрыта тайна, которую очень хочется понять. Как Леонардо да Винчи сумел передать удивительную загадочность её улыбки? Ему помогло сфумато – техника живописного письма, которую великий художник изобрёл, а затем активно использовал и развивал.

Эта техника сглаживания, размытия цветовых переходов и контуров создаёт иллюзию воздушности и загадочности. В творчестве мэтра эпохи Возрождения она обрела подлинное совершенство. Благодаря сфумато Леонардо творил удивительные шедевры, которые до наших дней чаруют своим волшебным чувством полёта и сказочной виртуозностью.

Позже другие мастера стали активно использовать сфумато в своём творчестве, внося в эту технику свои изюминки. Так, Микеланджело создал свой вариант. Он сочетал контрастное письмо с размытостью в стиле да Винчи. Такой подход придавал картинам воздушную глубину, позволяя хорошо передавать объём и перспективу.

Вплоть до наших дней разновидности сфумато продолжают активно применяться в живописи. Художники используют, как классический вариант этой техники, так и современные модернизированные разновидности. От этого популярность изобретения Леонардо только выигрывает, продолжая очаровывать зрителей своей сказочной неповторимостью.

Живопись в технике сфумато

Если у вас уже текут слюнки и не терпится попробовать эту технику на деле, то готовьте кисти, краски и мольберт. Итак, сфумато – это сглаживание контуров, а также переходов цветов и светотени. Благодаря ей создаётся впечатление воздушности и загадочности. Как этого добиться?

Для начала рассмотрим разные техники живописного письма, применяемого в сфумато. Вот основные из них:

    • Сухая кисть. Нанеся краску на холст, её растирают жёсткой кистью до равномерного слоя. По сути, краску втирают в поверхность холста. Также делают переход от одного цвета или тона к другому.
    • Тонкая глазурь. Нанесение тонких слоёв прозрачной краски друг на друга. Незаметности переходов добиваются многослойностью наложения разных оттенков.
    • Затирание. Порой пальцы часто заменяют кисть у многих живописцев. В этой технике это особо востребованный инструмент, когда надо сгладить резкие переходы. Для этой цели также используют ветошь или специальные стеки.
    • Чистка. Когда пишешь масляными красками, то после высыхания часто остаются бугорки, которые создают дополнительные световые эффекты. Чтобы их убрать, некоторые художники применяют специальную зачистку таких бугорков после высыхания. Затем на ровную поверхность накладывают несколько тонких слоёв краски глазурью. В итоге сфумато предстаёт во всей своей красе.
    • Пастель. Данные краски сами по себе уже предрасположены к расплывчатости и неопределённости. Поэтому изобретение да Винчи классно сочетается с такими красками.
    • Оттиск. Ещё один интересный способ создания удивительных картин. Заготовку для них делают маслом на деревянной основе, затем несколько раз делают отпечатки на чистых дощечках и заключительный отпечаток делают на холст. В итоге таких манипуляций получаются очень туманные произведения.

    Это далеко не все виды создания сфумато. Поэкспериментировав с классическими вариантами, вы самостоятельно можете попробовать придумать что-то своё. И кто его знает, может, из вас тоже получится великий маэстро, творчество которого будут изучать наши потомки.

    *Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

    Сфумато применяется в стороне от координационного центра картины. Полутона сливаются в тень, цвет рассеивается в монохроматические темные оттенки, как на фотографическом изображении с плотным диапазоном фокусного расстояния. Техника включает использование ряда полупрозрачных слоев, чтобы получить поэтапный тональный спектр от темного к светлому.

    Леонардо да Винчи

    Великий мастер западной живописи эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи был сторонником сфумато: то есть, живопись без линий или границ, в виде дыма или вне фокальной плоскости. Вместо жестких границ, картина опирается на мягкие края и тонко упорядоченные переходы областей различного цвета и тональных значений. При правильном применении, это усиливает иллюзию глубины, атмосферы, но не ставит под угрозу структурную целостность объектов в пределах картины.

    В изобразительном искусстве сфумато в масляной живописи похоже на завесу дыма между картиной и зрителем. Способ Леонардо да Винчи существует, чтобы:

    • приглушить яркие участки и осветлить темные;
    • произвести мягкий, незаметный переход между разными тонами, где оттенки сливаются и плавно переходят друг в друга;
    • создавать незаметные градации между тонами и цветами;
    • сделать картину реалистичной с минимальными контрастами между светом и тенью;
    • техника также используется для создания тонких атмосферных, дымных эффектов, мягких и реалистичных черт лица.

    Сфумато менее известна в масляной живописи, чем глазурь, импасто или алла прима. Техника Леонардо да Винчи выполняется с помощью огромного количества тональных вариаций, слаживающих границы, и создает визуальную текстуру дыма. Контуры трудно различить, но можно догадываться об их расположении. В картинах нет резких линий, только призрачные тональные области, которые сцепляются и перетекают из одной в другую.

    Секреты техники


    Не существует единого рецепта или инструкции получения тонкого изящного эффекта сфумато. На самом деле, несколько методов Леонардо да Винчи в масляной живописи используются для этой техники:

    Тонкая глазурь

    Техника сфумато

    Применение тонких глазурей является одним из таких способов — подмалевок модифицируется, сглаживается и совершенствуется с каждым последующим слоем масляной краски. Глазурь используется прозрачная, с достаточным количеством льняного масла для добавления к телесному цвету. Работа выполняется натуральными мягкими соболиными кистями. Соответствующие смеси цветов краски для работы — для кожи или фоновой тени, создаются на палитре, а затем, гладкой, прозрачной глазурью применяется в определенной области картины. Каждый слой скрывает и сглаживает небольшие неровности и следы кисти, создает мягкий блеск.

    Сухая кисть

    Другой метод в сфумато – это использование сухой кисти. На заключительной стадии картины наносят небольшое количество масляной краски кончиком тонкой, но твердой кисти.

    Ветошь и пальцы

    Метод смазывания с использованием ветоши и пальцев.

    Чистка

    живопись, картины

    Сухая чистка аккуратно проводится на больших участках картины. Темные или бледные оттенки краски, слегка затененные в соответствующих областях, создают эффекты, как на рисунках мягким древесным углем. Контуры скрыты, а глубина тона усилена. С каждым слоем краски, цвет и текстура приобретают большее значение, чтобы сделать верхний гладкий мазок с минимальным количеством штрихов для эффекта сфумато. К концу сессии, сухую смесь краски наносили вокруг важнейших черт лица или объекта, а после высыхания подчищали. Очистка создает нерафинированное затенение. Затем поверх глазурей и очищенного участка наносится масляная краска, которая по тональности сливается с основной цветом выбранной области – это создает мягкие эффекты перехода.

    В пастели

    В конце прошлого века концепция сфумато стала применяться в пастельной живописи. Работы начинают походить на почти абстрактный эскиз. С помощью изменения давление кисти во время рисования, можно избежать эффекта обычного раскрашивания и создать ощущение глубины и атмосферности. В работах рекомендуется использовать размытый или влажный подмалевок в крупных формах, изменяя тональность и глубину цвета.

    Чем больше подмалевок смягчает края, тем лучше эффект сфумато. Даже при использовании дополнительных цветовых схем для последующего подкрашивания, подмалевок поддерживает мягкий переход между областями. При нанесении пастели можно применять тонкие стачные мазки для постепенного перехода между цветами и тональностями. Этот едва различимый визуально способ позволяет стирать границу между объектами, не изменяя характер работы и улучшить внешний вид, формы и перспективу.

    Сфумато — это тонкая градация тона, направленная на полное сглаживание острых краев и создание синергии между светом и тенью в картине. Тонкой штриховкой художник создает мягкие, незаметные переходы между цветами и оттенками. Леонардо да Винчи научил делать тонкую градацию, без линий или границ, от света к темным областям, и его последователи — Йохан Абелинг, Омар Галлиани, Стивен Макки, Тициан и другие продолжили использовать иллюзорные изображения атмосферных явлений и лиц в портретах.

    Считается, что Леонардо да Винчи был первым, кто увидел возможность развивать воображение рассматривая случайные разводы на стене. Леонардом да Винчи был открыт принцип рассеяния или, как он еще называется, принцип сфумато. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах дыма отыскивать образы.

    У предметов на его полотнах нет четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще.

    В детстве многим интересно разглядывать узоры на ковре, находить в них лица и придумывать различные образы. Бесформенные разводы и узоры можно обнаружить везде: на ковре, на кафельной плитке в ванной, на деревянном полу, на мебели, на обоях. Лица, которые обнаруживаются, могут окружать со всех сторон. Все они разные, какие-то улыбаются, какие-то злятся. Есть лица добрые и красивые и лица злые и страшные. Есть вокруг много знакомых и известных лиц, но всегда интересно и хочется рассмотреть и найти новое. Недавно обратила внимание, что у нас дома в одной из комнат, на шкафах можно рассмотреть вообще парад уродов. И там же на ковре можно увидеть много интересного.

    Умение, желание и привычка искать и находить человеческие лица повсюду, там, где их только можно найти - это говорит не только о способности к воображению, внимательности, наблюдательности и склонности к нестандартному мышлению, но и возможности постоянно тренировать и развивать эти способности.

    И Вы тоже можете попробовать это прямо сейчас. На этой картинке спрятаны человеческие лица. Они повсюду. Некоторые увидят 7 лиц, более наблюдательные - 12, а самые внимательные могут обнаружить все 14 или даже больше. А сколько человеческих лиц сможете увидеть Вы?

    Хотите порадовать ваших родственников или знакомых особенным подарком? Или запечатлеть любимых в портрете необычной техники исполнения? Закажите у нас дизайн для вышивки портрета по фотографии.

    Мы сделаем для Вас дизайн машинной вышивки в технике фотостежка или сфумато.

    Что такое фотостежок и как его вышивать, можно прочитать вот здесь.

    Кликните по картинке, чтобы посмотреть ее в увеличенном размере

    P3a_0.jpg

    Фотостежок
    345x296mm; St: 367018; Clrs: 28/31;

    Papa2aa_0.jpg

    Фотостежок, портрет Папы Иоанна Павла II
    345x296mm; St: 367018; Clrs: 28/31;
    Чтобы посмотреть фото вышивки нажмите здесь.

    boy_0.jpg

    Фотостежок
    176x270mm; St: 203694; Clrs: 20/21;

    monro_0.jpg

    Портрет Мэрилин Монро. Сфумато.

    Не менее интересным и желанным может оказаться портрет вашего домашнего любимца или просто красивого животного.

    Dog_a_0.jpg

    Фотостежок
    Чтобы посмотреть фото вышивки кликнете здесь.

    2a_0.jpg

    Сфумато;
    203x219mm; St: 78088; Clrs: 6/6.

    3aa_0.jpg

    Фотостежок;
    300x160mm; St: 64500; Clrs: 9/11.

    По большому счету, вам даже необязательно иметь дома вышивальную машину. Получив от нас готовый дизайн, вы можете отдать его вышиваться в профессиональный вышивальный цех или индивидуальному мастеру в вашем городе.

    10-02a_0.jpg

    Портрет девочки, фотостежок;
    181x292mm; St: 201368; Clrs: 19/20.

    Если же у вас есть вышивальная машина, то мы учтем ваши пожелания по размеру и формату дизайна, при необходимости порежем его на части соответственно максимальному размеру ваших пялец, дадим рекомендации по подбору цветов и ниток.

    Минимальный размер дизайна портрета в технике фотостежка или сфумато, за который мы возьмемся - от 18x20 см, двойного - примерно от 30x40см. Это связано с особенностями технологии, которые не позволяют получить надлежащее качество при мЕньшем размере дизайна. Если ваши пяльцы небольшие, возможен вариант разделения готового дизайна на части и вышивки его со стыковкой. Мастер-класс по стыковке фотостежка находится у нас на сайте вот здесь.

    Примерная стоимость заказа портрета - от 2000 руб. (животного - дешевле). Цена за оцифровку может быть повышена в зависимости от объема необходимой работы с фотографией (например, ретуширования старинного фото неважного качества) или же если портрет двойной, например, свадебный. Оформить заказ вы можете на нашей страничке "Разработка дизайна машинной вышивки".

    При заполнении формы заказа выбирайте технику вышивки "Фотостежок" или "Сфумато", в комментариях сформулируйте ваши особенные пожелания или вопросы. В качестве картинки - образца присоедините хорошего качества контрастную фотографию в разрешении не менее 300 px на дюйм (форматов jpg или tif). Желательно никак до этого не обработанную в Photoshop или иной аналогичной программе.

    Увидеть больше портретов, сделанных нашими дизайнерами, вы можете в "Галерее вышитых работ" нашего сайта, в разделе "Вышитые портреты".

    Кажется, будто перед нами живописные образы, сошедшие со стены музеев. Но эти картины в стиле старинных мастеров нарисованы вовсе не маслом, а светом. Их автор — Хэмми Вуд-Биннендайк (Gemmy Woud-Binnendijk) из Голландии, мать пятерых детей и фотограф-самоучка. Сочетая глубокую любовь к детям и животным с искренним творческим порывом, она создает потрясающие стильные портреты.

    Фотография: Мать пятерых детей из Голландии создает невероятные фотопортреты в стиле старинных мастеров №1 - BigPicture.ru

    Сначала Хэмми Вуд-Биннендайк стала ювелиром, затем выучилась на мультимедийного дизайнера, но нашла свое призвание в художественной фотографии. И именно благодаря фотографии она вновь открыла в себе страсть к живописи, вместо красок используя свет.

    Фотография: Мать пятерых детей из Голландии создает невероятные фотопортреты в стиле старинных мастеров №2 - BigPicture.ru

    Фотограф сочетает принцип светотени и технику сфумато, которая была изобретена самим Леонардо да Винчи. Сфумато использует тонкие переходы тонов с целью замаскировать четкие контуры и создать живое взаимодействие света и тени.

    Фотография: Мать пятерых детей из Голландии создает невероятные фотопортреты в стиле старинных мастеров №3 - BigPicture.ru

    Фотохудожница добавляет больше жизни и эмоций в свои стилизованные под старинные картины работы при помощи неожиданных дополнительных моделей — животных и птиц.

    Фотография: Мать пятерых детей из Голландии создает невероятные фотопортреты в стиле старинных мастеров №4 - BigPicture.ru

    Вот что она сама пишет о своих работах:

    Фотография: Мать пятерых детей из Голландии создает невероятные фотопортреты в стиле старинных мастеров №5 - BigPicture.ru

    Благодаря своим впечатляющим работам фотохудожница получила заслуженное признание и в 2017 году вступила в команду амбассадоров компании Nikon.

    Читайте также: