Семь чудес своими руками опыты

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 06.09.2024

В самом конце вечера я задам Вам единственный вопрос и, вы на него ответите. А теперь время чудес наступило.

Выходят 4 ученика:

1-ый – Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-ой – Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-ий – Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.

4-ый – Братцы, у меня корова, молока хочу парного.

(выходит 5-ый ученик. В руках у него колба с жидкостью)

5-ый – Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость, чудеса мне по плечу, я ведь химию учу. Подставляйте-ка стаканы ! Опыт точно проведем, все у нас по плану.

(первых 4 ученика берут в руки стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-ый ученик наливает каждому в стакан то , что он просил).

5-ый – Вот вода, вот газировка, вот парное молоко, получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

(ребята делают вид, что хотят попробовать полученные жидкости)

5-ый – Стоп , ребята погодите, вы пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды, ни молока. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя!

1, 2, 3,-4ый – Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

5-ый – Чудо первое свершилось, что в стакане получилось?

1-ый – А ответ совсем простой, мой стаканчик был пустой.

2-ой – У меня в стакане сода.

3-ий – Вместе с ней метилоранж.

4-ый –В моем бария хлорид. О чем это говорит?

5-ый – Угадай 9-ый класс. Мы надеемся на Вас. Не составит Вам труда понять, что в колбе.

5-ый – А название дадите?

( восьмиклассники уходят, выходит 6-ой ученик)

6-ой – В чудесах химических, я уже остер, без огня, без спичек разведу костер. Наложу лучинок – дров, и костер уже готов. Возьму в руку ватку, спиртом намочу, на костер им капну: гори , раз я хочу. (проделывает опыт)

(выходит 7-ой ученик)

7-ой – У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы, 9-ый класс внимательней! Проделывает опыт с кислотой и индикатором.

- Не страшны кислоты мне, даже очень сильные. Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче цвета всех малин, кто Я?

(следующий опыт с метилоранжем)

7-ой – В щелочах я очень желтый, а в кислотах очень красный. А в среде нейтральной цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный как зовут?

(далее опыт с универсальной индикаторной бумажкой)

7-ой – Эта хитрая бумажка все укажет без труда: посинеет в колбе щелочь, покраснеет кислота. А нейтральная среда – не изменит цвета никогда. Мы за эти указания называем её ?

На обычную дощечку наливается вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

(выходит 1-ый ученик)

1-ый – Насыплю соль в стаканчик, а ты дружок мешать изволь. Я считаю до пати, а ты все палочкой крути. (считает медленно, стаканчик примерзает)

(уходят 1 и 8, выходит 9-ый ученик)

9-ый – Все вода, снег, да раствор , надоел ваш разговор… У меня другие планы: разожгу на сетке пламя.

(поджигает горку песка, пропитанного спиртом)

- Я еще не то умею, из песка полезут змеи. Не боитесь. Ну, смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть , нужно хорошо прогреть. А пока я их бужу, я про другое расскажу… (говорит и одновременно демонстрирует опыт)

Как то летом очень долго у меня болело горло. Прописали от ангины полоскать фурацилином. Все-таки прошла ангина, хоть я долго с ней сражалась. А того фурацилина 2 бутылочки осталось. Нынче мы белили стены, от известки руки мыли. Я решила в эту воду старое лекарство вылить. Удивилась я ужасно, даже вздрогнула, когда стала рыжевато красной известковая вода. Принесла остаток в школу и, теперь фурацилин щелочь нам определяет, как фенолофталеин. Не меняет цвет в воде, равнодушен к кислоте, в щелочах фурацилин- яркий будто апельсин.

(переходит к опыту со змеями)

- Спирт горит и выделяет много теплоты. Соду жаром разлагает до углекислоты. Он обугливает сахар – вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно , ясно тут, змеи отчего ползут.

Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.

(выходят 10-ой и 2-ой ученики)

10-ый – Веселее улыбнитесь . Мы сегодня открывает фотоателье. Работать начинаем немедленно.

2-ой – приглашаем одного из семиклассников .

- Вот это чистый лист, посмотри внимательно. Веселее улыбнись, это обязательно.

- Этот снимок проявить мы сумеем запросто, фотографию мы взбрызнем из пульверизатора .

- Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим горячим утюгом. (гладит, показывает… уходят)

(выходят 3-4 ый ученики)

3-ий – Вот еще одно развлечение: кто дает руку на отсечение? Жалко руку на отсечение, тогда нужен больной на лечение. (приглашают семиклассника)

4-ый – Оперируем без боли, правда будет много крови.

3-ий – При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод.

4-ый – Один момент. ( подает йод)

3-ий – йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь пациент, нож подайте, ассистент! (делает ножом мнимый разрез, течет кровь)

4-ый – Посмотрите прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку, от разреза ни следа.

3-ий – Этот опыт объяснить мы пока не можем, а в 9-ый перейдем, объяснение найдем. (уходят)

(выходит 5-ый ученик)

(зажигает спирт в чашке для выпаривания, затем закрывает листом картона)

- Почему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен ?

(выходит 11-ый ученик)) ВУЛКАН!

11-ый – а сейчас, друзья, для Вас по истории рассказ. Ночью или утром рано мирно спали горожане, вдруг из кратера вулкана показалось красно пламя. Гул и грохот , через жерло льют потоки лавы. Так под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу Вам как сумею гибель города ПОМПЕИ.

(прикасается горячей палочкой до кучки бихромата аммония)

- Тип реакции здесь кстати какой?

9 кл.- РАЗЛОЖЕНИЕ

ОКОНЧАНИЕ выходят все выступающие

  1. Наше время истекло
  2. Но, мы показали не все , что умеем
  3. Мы еще умеем изгибать стеклянные палочки
  4. Говорить на химическом языке
  5. Медные монеты превращать в серебряные
  6. Устраивать грозу в пробирке
  7. Получать кислород и водород
  8. Взрывать гремучий газ
  9. Делать черный порох и многое другое
  10. Этому и вы научитесь в следующем году
  11. Если с увлечением будете изучать самую интересную науку – ХИМИЮ!

Вот и закончился наш занимательный час. Через год, дорогие семиклассники и Вы будете все уметь, если захотите . Вы заметили как девятиклассники ловко в рифму угадывали ответы, но это легко тогда, когда знаешь что сказать. Так вот у меня к Вам вопрос, который я обещала задать в начале встречи. Интересные секреты скрыты в этом кабинете.

10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых

Полезные советы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.

1. Опыты для детей: лимонный вулкан

1.jpg

Вам понадобится:

- 2 лимона (на 1 вулкан)

- пищевые красители или акварельные краски

- средство для мытья посуды

- деревянная палочка или ложечка (при желании)

1-1.jpg

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.

1-2.jpg

3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

1-3.jpg

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.

1-4.jpg

8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков

2.jpg

Вам понадобится:

- 4-6 жевательных червяков

- 3 столовые ложки пищевой соды

- 1/2 ложки уксуса

- ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль - это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.

2-1.jpg

2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.

2-2.jpg

* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности

3.jpg

Вам понадобится:

- прозрачный лак для ногтей

- маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3-1.jpg

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

3-2.jpg

3-3.jpg

4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

4.jpg

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

- пена для бритья

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

5. Интересные опыты: салют в банке

5.jpg

Вам понадобится:

- 4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

5-1.jpg

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей - красный, желтый, синий и зеленый.

5-2.jpg

3. Вилкой размешайте красители и масло.

5-3.jpg

4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.

5-4.jpg

5. Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

5.jpg

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: волчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

- распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

- резинка или толстая нить

- шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

6.jpg

1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

6-1.jpg

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6-0.jpg

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

6-2.jpg

6-3.jpg

7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке

7.jpg

Вам понадобится:

- небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

- прозрачная пластиковая бутылка

7-1.jpg

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

7-2.jpg

7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.

7-3.jpg

9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

7.jpg

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане

8.jpg

Вам понадобится:

- стеклянный стакан или миска

- 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) - используется в солях для ванн

- 1 чашка горячей воды

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.

3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.

Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.

9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками


Что такое кристаллы?

Кристаллы — это твердые вещества, имеющие естественную внешнюю форму правильных симметричных многогранников, основанную на их внутренней структуре. Первые исследования кристаллов относятся к началу XVII века.

Чтобы вырастить пушистый кристалл нам понадобилось:

  • Поливиниловый спирт
  • Горячая вода
  • Карбамид
  • Краситель
  • Жидкое мыло
  • Фильтровальная бумага
  • Чашка Петри, или блюдце
  • Мерная ложка
  • Стеклянный сосуд
  • Мерный стакан

Как и при создании увлекательного Лизуна, сначала необходимо в стеклянной банке на водяной бане растворить 5 г поливинилового спирта в 100 мл горячей воды. Ход эксперимента по выращиванию пушистого кристалла

Приготовим насыщенный раствор карбамида. Для этого насыпаем в стакан 15г карбамида и несколько крупинок красителя.


Перемешав, добавляем 15 мл горячей воды.

Снова тщательно перемешав раствор, добавляем в стакан 2 мл подготовленного раствора поливинилового спирта. Для более интенсивного роста кристаллов рекомендуется добавить пару капель жидкого мыла.



Первые кристаллы у нас появились уже через 20 минут:


Вот такие они были через час:



Поликристалл — это кристалл, состоящий из множества разноориентированных мелких монокристаллов. Из-за неправильной формы их часто называют кристаллитами.

Чтобы вырастить дома поликристалл необходимо обзавестись следующим:

  • Краситель
  • Монофосфат аммония
  • Горячая вода
  • Палочка
  • Нитка
  • Мерная ложечка
  • Мерный стакан

Проведение эксперимента по выращиванию поликристаллов в домашних условиях

Готовим насыщенный раствор монофосфата аммония. Для этого насыпаем в мерный стакан вещество до отметки 100мл, добавляем краситель и наливаем 150мл горячей воды. В течении пары минут тщательно размешиваем раствор.


Теперь к палочке привязываем нитку и на 2-3 минуты опускаем ее конец в полученный раствор на глубину примерно 5 см . После этого вынимаем нитку и оставляем ее просохнуть в течении 10-15 минут. Так запускается механизм образования центров роста кристаллов на нитке.


Снова опускаем нитку в раствор и наблюдаем. Интенсивный рост кристаллов начинается уже через час:


Чем дольше кристалл остается в растворе, тем больше он становится.


Поликристаллы вырастают очень красивыми. Их интересно разглядывать на свету. Свет преломляется от граней и выдает маленькую радугу.

Монокристалл — отдельный однородный кристалл, имеющий непрерывную кристаллическую решетку. Выращивание монокристалла в домашних условиях требует значительно больше времени и вот такие ингредиенты и материалы:

  • Алюмокалиевые квасцы
  • Горячая вода
  • Краситель при желании
  • Мерная ложечка
  • Фильтровальная бумага
  • Мерный стакан
  • Палочка для размешивания

Теперь раствор пропускаем через фильтровальную, свернув ее в виде воронки. Фильтрация занимает продолжительное время. Когда сынок хотел ее ускорить, перемешивая палочкой, бумага порвалась и пришлось все проводить заново. Так что, лучше не торопиться.


Слив насыщенный раствор в пустой стакан, выбираем самый крупный кристаллик и подвязываем его на кончик нитки. Второй конец нитки привязываем к палочке.

Вновь готовим раствор алюмокалиевых квасцов и горячей воды, используя на это раз соотношение: 9 ложечек вещества и 150 мл воды. При желании в еще сухое вещество можно добавить краситель.


К сожалению вырастить монокристалл у нас не получилось. Видимо мы слишком торопились и у нас получилось несколько очагов роста. Таким образом у нас вырос еще один поликристалл.



Несколько дней экспериментов пролетели быстро и увлекательно. Сынок каждое утро спешил смотреть насколько выросли его кристаллы.

А еще у нас был опыт выращивания кристаллов из соли. Получался красивый поликристалл белого цвета. А вы выращивали кристаллы дома? Поделитесь своим опытом и впечатлениями!

Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.

Ребенок красит кусочки льда

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

  1. Налить воды в стакан.
  2. Накрыть его куском картона.
  3. Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
  4. Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.

Развивающие эксперименты

Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.

Ребенок проводит эксперимент - извержение вулкана

Извержение вулкана

Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:

  • сода;
  • краска красного цвета;
  • лимонная кислота или сок лимона;
  • вода;
  • немного моющего средства.

Порядок действий:

  1. Насыпать в бутылку соду.
  2. Добавить краску.
  3. Капнуть моющего средства (1 каплю).
  4. Налить воды и как следует перемешать.

Неньютоновская жидкость

Танцующие червячки

Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:

  • крахмал кукурузный;
  • вода;
  • противень;
  • краски (пищевые красители);
  • музыкальная колонка.

Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.

Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.

Используем продукты питания

Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.

Опыт с яйцом и соленой водой

С яйцом

  • стакан с водой (высокий);
  • яйцо;
  • соль;
  • вода.

Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.

Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.

Невидимые чернила из лимонного сока

Невидимые чернила

Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.

Необходимое оборудование:

  • 1/2 лимона;
  • вода;
  • ложка и тарелка;
  • лист бумаги;
  • лампа;
  • ватный тампон.

Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.

Порядок действий:

  1. Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
  2. Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
  3. Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
  4. Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
  5. Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).

Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.

Цветной взрыв

Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.

Необходимые продукты и оборудование:

  • молоко (желательно большой жирности);
  • пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
  • средство для мытья посуды;
  • тарелка;
  • ватные палочки;
  • пипетка.

Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.

Порядок действий:

  1. Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
  2. Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
  3. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
  4. Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
  5. Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.

С сахаром

Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.

Для этого занимательного развлечения потребуется:

  • 10 ст. л. сахара;
  • вода;
  • пищевые красители нескольких цветов;
  • две ложки (чайная, столовая);
  • шприц;
  • 5 стаканов.

Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:

  • в первый стакан – 1 ст. л.;
  • во второй – 2 ст. л.;
  • в третий – 3 ст. л.;
  • в четвертый – 4 ст. л.

В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.

Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.

Ребенок с микроволновкой

С мукой

Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.

Необходимое оборудование:

  • мука;
  • соль;
  • краски (гуашь);
  • кисть;
  • лист картона.

Порядок действий:

  1. В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
  2. В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
  3. При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
  4. Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.

Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.

Лавовая лампа

Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.

Необходимое оборудование и материалы:

  • растительное масло (стакан);
  • соль (1 ч. л.);
  • вода;
  • пищевой краситель (несколько оттенков);
  • стеклянная банка.

Порядок действий:

  1. Наполнить банку водой на 2/3.
  2. Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
  3. Добавить пищевой краситель.
  4. Медленно насыпать соль.

Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.

Виноградина в газировке

С газировкой

Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:

  1. Налить напиток в стакан.
  2. Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
  3. Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.

Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.

С водой

Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.

В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.

Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.

Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.

Проращивание семян

Проращивание семян

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Флорариумы

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

  1. В две банки осторожно поместить горящие свечи.
  2. В одну из них поставить живое растение.
  3. Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

У девочки волосы прилипли к шарику

Занимательные

Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.

  1. На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
  2. Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
  3. Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.

Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:

  1. Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
  2. Попросить кроху причесаться.
  3. Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.

Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.

Читайте также: