Самолет небесная блоха своими руками
Сколь мал может быть самолет, способный поднять человека? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассчитать подъемную силу крыла. Ее величина зависит от скорости, и многотонной крылатой ракете при скорости 200–300 м/с достаточно крохотных метровых крылышек. Самолет же должен взлетать и садиться на небольших скоростях, поэтому крылья ему нужны побольше. И все же для полета человека вполне достаточно совсем небольшого крыла площадью от 0,5 до 2–3 м 2 . И самолеты с крыльями столь малых размеров существуют.
Достань из шкафа… самолет
То, что держит в руках на фотографии инженер Виктор Дмитриев из Киргизии — самолет, на котором в 1982 г. летал он сам. Весила машина 45 кг, из них около половины приходилось на двигатель мощностью 42 л.с. Этот летательный аппарат можно было легко собрать и разобрать, а хранился он дома в обычном платяном шкафу…
В деле создания столь малых самолетов В. Дмитриев был не первым. Еще в 1961 г. участник Великой Отечественной войны летчик В. Богомолов из Грозного построил самый маленький самолет в мире не только по размаху крыла — всего 3,5 м, — но также по весу конструкции. Она весила 29 кг при мощности мотора в 6 л.с. Летчик размещался на самолете лежа. Богомолов совершил несколько удачных полетов на высоте 2 метра.
Важной особенностью самолета было многощелевое крыло, которое состояло как бы из нескольких отдельных узких крылышек, связанных в единое целое, как крыло парящей птицы. Многощелевое крыло создает большую подъемную силу при малых размерах, и при полете воздух оказывает такому крылу небольшое сопротивление.
Создание столь миниатюрных самолетов дело весьма увлекательное, но все же любители предпочитают самолеты с размахом крыльев около 5 метров. Их несложно строить и хранить дома или на даче.
Полетал — положи в шкаф!
Легчайший самолет в мире построил В. Богомолов в 1961
На заднее крыло удалось поставить мотор с толкающим винтом, который имеет гораздо более высокий КПД, чем применяемый обычно тянущий. В результате дальность полета крохотного самолета с размахом крыльев всего 5,4 м превысила 5000 км.
Интересны летающие модели сверхмалых самолетов.
Если их делать в масштабе 1:2 или 1:5, то в полете они в значительной мере сохраняют устойчивость и способность к планированию, как и их оригиналы.
На рисунке представлена контурная планирующая модель самолета Stratos ultralight, имеющего самое большое аэродинамическое качество среди всех сверхмалых самолетов. Модель состоит из двух частей — стреловидного крыла с фюзеляжем и с вертикальным оперением, а также заднего прямого крыла. Первая часть модели вырезается из сложенного пополам листа ватмана.
Для соединения крыльев при помощи клея на вертикальном оперении вдоль пунктирных линий делаются отгибы. Такие же отгибы имеются и на концах прямого крыла. Они играют роль вертикальных перемычек, уменьшающих сопротивление.
На рисунке: Автожиры различных конструкций, построенные по схеме "Джайрокоптера":
- автожир фирмы "Каман" (США) с реактивным двигателем; машина конструктора-любителя Дона Дебушере (США), оснащенная обтекателем-капотом двигателя; автожир, созданный англичанином К.Уоллисом, оборудован простейшей пилотской кабиной; "мини-коптер" Л.Страйдома с кабиной, защищающей пилота от встречного напора воздуха.
Рис. Эдуарда Молчанова
Комсомол был и остается шефом Военно-Воздушного флота. Тысячи и тысячи комсомольцев смелую школу воздухоплавания. Пути в "пятый океан" часто пролегают через увлеченность "Малой авиацией".
Всякое новое дело многим обязано любителям - на то оно и новое, что в нем до поры нет специалистов! Но странно: в наши дни любителей все больше и больше привлекает авиастроение - крупнейшая отрасль науки и техники, требующая от всех, кто в ней занят, обширных и глубоких специальных знаний. Как и во времена младенчества авиации, сотни и тысячи людей разных профессий строят сейчас свои оригинальные самолеты, автожиры, планеры, вертолеты, словом, летательные машины всех видов, давно освоенные большой промышленностью.
Немало самодеятельных авиаконструкторов в нашей стране. Один из них, Михаил Артемов (см."Комсомольская правда", 1974, 12 мая), смастерил уже четыре легких самолета и, проведя полный комплекс наземных испытаний, летает - пока на свой страх и риск. Некоторые из любительских конструкций получили официальное признание - так случилось, например, с экранопланом, созданным группой молодых инженеров: теперь этими интересными машинами занимаются в ОСВОДе (см. "Правда", 1974, 15 февраля). Видимо, подобный вклад авиаконструкторов- любителей в большое самолетостроение и побудил заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза М.Галлая сказать: "Содействие развитию любительского микроавиастроения и микроавиации вообще дает нам реальную возможность сегодня заложить фундамент для развития в нашей стране авиации на 20-30 лет вперед". К сожалению, далеко не все специалисты разделяют мнение прославленного летчика и ученого.
Любительское авиастроение у нас продолжает оставаться "незаконнорожденным дитем", которым мало интересуются авиационные и спортивные ведомства. Оно предоставлено самому себе , испытывает материальные трудности, слышит грозные окрики и предостерегающие увещевания. Между тем поучительная история "домашнего" авиастроения , пережившего и трагические беды и серьезные успехи, призывает с должным вниманием отнестись к этому виду технического творчества. Обзору работ самодеятельных авиаконструкторов посвящена предлагаемая статья.
. Люди быстро привыкают даже к самым удивительным новинкам и, как только спадает первая волна энтузиазма, зачисляют их в разряд обыкновенных, доступных каждому вещей. Так случилось и с самолетом, появление которого в начале нынешнего века было встречено бурей восторга. Спортсменствующие миллионеры один за другим призы для победителей воздуха, газеты захлебывались, описывая героизм и обреченность "рыцарей неба", все, что было связано с авиацией, окружал ореол исключительности. Спустя десятилетие из занятия одиночек - действительно отчаянных и одержимых людей - авиастроение превратилось в мощную отрасль промышленности, успех которой зависел теперь от специалистов: ученых, конструкторов, летчиков. Самолет стал обыкновенной машиной, но люди будто забыли, какой дорогой ценой им достались эти привычные крылья. Иначе чем объяснить фантастический успех "небесной блохи" французского конструктора Анри Минье?
На рисунке: Одна из моделей бенсеновского "Джайрокоптера" - В-8. Двигатель, несущий винт, шасси и другие элементы автожира установлены на цельнометаллической основе простейшей конструкции. Толкающий винт-пропеллер и несущий винт изготовлены из клееной древесины. Грузы на передних кромках лопастей несущего винта служат для противофлаттерной балансировки. Автожир выпускается с управлением двух видов: с обычной пилотской рукояткой и рычагом, идущим непосредственно к втулке несущего винта (как показано на рисунке).
В США, например, они издают собственный журнал, чуть ли не каждый день устраивают слеты, консультируют новичков. Авторы многих удачных моделей выбились даже в предприниматели и, основав небольшие фирмы, производят простые и дешевые самолеты "для всех". Как правило, это очень маленькие, сверхлегкие аппараты, ибо, как заметил упомянутый журнал, "каждый лишний фунт конструкции оборачивается не только ее худшими летными свойствами, но и дополнительными расходами на материалы".
Конечно же, нынешние авиаконструкторы-любители и не думают просто следовать рецептам Минье. Прежде всего потому, что в их распоряжении оказались теперь надежные и компактные двигатели - их так не хватало во времена "небесной блохи". Сверхлегкой авиацией занялись искушенные в этом промысле люди. К их числу принадлежит американец Игорь Бенсен, создавший первый действительно общедоступный летательный аппарат.
Как бы открестившись от неудач предшественников, Бенсен возродил автожир - незаслуженно забытую воздушную машину (см. "ТМ", №11 за 1968 г.). Его на удивление про стой и надежный "Джайрокоптер", сохранив замечательные свойства винтокрылого аппарата этого типа, пришелся по душе американцам.
На снимке: Все элементы управления автожиром Бенсена сосредоточены на простейшем рычаге (за штурвалом - автор "Джайрокоптера" Игорь Бенсен).
Основанная конструктором "Бенсен эркрафт корпорейшн" продает в США и за границей готовые автожиры, комплекты полуфабрикатов с подробнейшим описанием технологии изготовления машины, чертежи. Корпорация выпускает журнал, посвященный новинкам легкой винтокрылой техники, дает обстоятельные рекомендации по постройке автожира. Как полагает сам Бенсен, в мире 3-5 тысяч оригинальных конструкций и всяких любительских модификаций "Джайрокоптера". Среди них - и аппараты с двигателем, и автожиры-планеры, которые буксируются автомобилем или катером. "Джайрокоптеру" принадлежит уже около десятка мировых рекордов для машин подобного класса.
На снимке: Один из потомков "небесной блохи". Самолет оснащен 100-сильным двигателем "Континенталь". Воздушный винт окружен кольцом, которое улучшает характеристики пропеллера. Скорость машины превышает 350 км/ч.
В минувшем, 1973 году один из автожиров Бенсена демонстрировался на выставке "Туризм и отдых в США", побывавшей в Советском Союзе. По словам конструктора, он предпочитает добираться из дома до фирмы, расположенной в нескольких десятках километров, на автожире. Летают на машине и юные сыновья Бенсена.
Фирма не просто модифицирует исходную конструкцию, оснащая ее другими, более совершенными двигателями. Разработан и испытывается одноместный вертолет, предназначенный в случае успеха для широкой продажи. На рынок аппарат поступит только в том случае, если его обслуживание и пилотирование будут по силам непрофессиональным авиаторам.
На снимке:
Цельнометаллический самолет простейшей, "схематической" конструкции. Изготавливается любителями из полуфабрикатов, высылаемых в виде комплектов.
Впрочем, и традиционный самолет еще не исчерпал своих возможностей. Лучшее тому свидетельство - работы американского конструктора Джеймса Беде, самолет которого спроектирован в расчете на любительское изготовление в домашних условиях. БД-5 "Микро" - так называется машина - мало чем напоминает "блохи" 30-х годов. Закрытая кабина, трехколесное шасси, стремительные обводы фюзеляжа - все это сразу дает понять, что крошечный самолет - современник сверхзвуковой авиации. Опытные экземпляры БД-5 были оснащены сначала западногерманскими двухтактными моторами в 40, 50 и 70 л.с. Затем японским двигателем повышенной мощности. Скорость "Микро" превышает 300 км/ч - неплохой результат для самолета, который полностью оправдывает свое название.
Талантливый конструктор оказался и способным предпринимателем. По сходной цене продаются комплекты полуфабрикатов и чертежей. Как объявил Беде, для постройки машины достаточно 300-500 рабочих часов, проведенных в гараже или мастерской. Каждый комплект состоит из тщательно размеченных элементов, снабженных чертежами в натуральную величину.
На снимке:
Реактивный мини-самолет БД-5 американского конструктора Джеймса Беде. Скорость машины превышает 500 км/ч.
Винтовой предшественник реактивного БД-5 "Микро". На снимке показаны и основные конструктивные элементы этого удачного самолета.
Следующая новинка Беде удивительна в еще большей степени. Воспользовавшись заднемоторной компоновкой "Микро", конструктор заменил поршневой двигатель крошечным реактивным (вес около 30 кг, тяга 91 кг). Стоит привести некоторые данные этого реактивного мини-самолета. При длине 3,78 м и размахе крыльев 5,18 м взлетный вес машины составляет всего 413 кг (вес пустого самолета - 193 кг). Максимальная скорость - 535 км/ч, практический потолок - 8235 м, наибольшая дальность полета - 885 км. Беде предполагает, что и реактивный "Микро" будут изготавливать любители из проданных им полуфабрикатов.
Мы намеренно остановились на любительских конструкциях, ставших прототипами десятков и сотен копий. Далеко не все современные "блохи" удостоены такой чести. Оно и понятно: большинство самодеятельных конструкторов строят лишь для собственного удовольствия. Но даже дилетантам удаются неплохие машины, которые вполне удовлетворяют главному своему назначению - позволяют совершать спортивные, развлекательные полеты, не требующие от владельца профессиональной пилотской подготовки.
Главное, чтобы машина недорого обходилась, была неприхотлива к обслуживанию и требовала минимальных размеров взлетно-посадочной площадки.
В начале нынешнего года французская авиационная общественность была поражена полетами одной из таких самоделок, оснащенной двумя моторчиками от. машины для стрижки газонов. Вот что пишет в редакцию "ТМ" наш давний автор, французский инженер бывший летчик полка "Нормандия - Неман" Константин Фельдзер: "На днях старые друзья пригласили меня посмотреть, как летает одна странная машина. Когда мне сказали, что этот двухмоторный самолет, весящий 63 кг, летает со скоростью до 200 км/ч и выполняет полный набор фигур высшего пилотажа, я подумал: еще одна "утка", рассчитанная на доверчивых простаков. Ничего подобного: на глазах зрителей, десятка фотографов и операторов телевидения мой старый друг Роберт Бюиссон (67 лет) взлетел на этой крохе, как на истребителе, и "открутил" на высоте 1000 м весь комплекс воздушной акробатики. Кажется, будто перестали существовать старые аэродинамические принципы: пропеллеры самолета, вращающиеся со скоростью 6000 об/мин, работают с к.п.д. 83 %.
При транспортировке самолет умещается на прицепе размерами 4х1,40х1,50 м. К полету его готовит один человек за 4 мин.
На днях конструктор Мишель Коломбан получит официальное разрешение, допускающее полеты на машине с любых аэродромов, под управлением любого профессионального летчика, без парашюта".
На рисунке:
Схема двухмоторного мини-самолета французского конструктора Мишеля Коломбана. Машина выполняет полный комплекс фигур высшего пилотажа.
Как ни поразительны свойства нынешних "небесных блох", объясняются они вовсе не чудом или действием неизвестных прежде законов летания. Большая авиация дала конструкторам-любителям новые материалы, оборудование, научила рационально компоновать агрегаты, экономить вес, с должным уважением относиться к аэродинамике. В корне изменилось представление о летающих самоделках: на смену хлипким расчалочным бипланам из любого подручного материала, с маломощными и тяжелыми моторами пришли изящные, надежные машины. Как и прежде, они кустарного изготовления, но и кустарщине наших времен могли бы позавидовать многие пионеры воздухоплавания.
Если дедушки современных любителей делали сами чуть ли не все детали своих поделок, то теперь к услугам умельцев масса "мелочей" фирменного производства. Кому теперь придет в голову, скажем, заново создавать колеса или прилаживать к аппарату автомобильные или велосипедные! Их попросту покупают, выбрав по каталогу готовых изделий. А крепеж, проводка рулевого управления, наконец, авиационные трубы, прокат, обшивка. С этим куда как проще в наши дни и, понятно, надежнее.
Любители создали первый самолет и заложили практическую основу всемогущей теперь авиации. Похоже, она не осталась в долгу и сторицей возвращает долг любительскому , самодеятельному авиастроению.
На снимке:
Этот неказистый с виду самолетик любительской постройки обладает неплохими летными и эксплуатационными данными.
Комсомол был и остается шефом Военно-Воздушного флота. Тысячи и тысячи комсомольцев проходят смелую школу воздухоплавания. Пути в "пятый океан" часто пролегают через увлеченность "Малой авиацией".
Всякое новое дело многим обязано любителям - на то оно и новое, что в нем до поры нет специалистов! Но странно: в наши дни любителей все больше и больше привлекает авиастроение - крупнейшая отрасль науки и техники, требующая от всех, кто в ней занят, обширных и глубоких специальных знаний. Как и во времена младенчества авиации, сотни и тысячи людей разных профессий строят сейчас свои оригинальные самолеты, автожиры, планеры, вертолеты, словом, летательные машины всех видов, давно освоенные большой промышленностью.
Немало самодеятельных авиаконструкторов в нашей стране. Один из них, Михаил Артемов (см."Комсомольская правда", 1974, 12 мая), смастерил уже четыре легких самолета и, проведя полный комплекс наземных испытаний, летает - пока на свой страх и риск. Некоторые из любительских конструкций получили официальное признание - так случилось, например, с экранопланом, созданным группой молодых инженеров: теперь этими интересными машинами занимаются в ОСВОДе (см. "Правда", 1974, 15 февраля). Видимо, подобный вклад авиаконструкторов- любителей в большое самолетостроение и побудил заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза М.Галлая сказать: "Содействие развитию любительского микроавиастроения и микроавиации вообще дает нам реальную возможность сегодня заложить фундамент для развития в нашей стране авиации на 20-30 лет вперед". К сожалению, далеко не все специалисты разделяют мнение прославленного летчика и ученого.
(ув-ть иллюстрации: правой кнопкой мыши - "открыть изображение")
Эдуард Хиль. Песня авиаторов
Любительское авиастроение у нас продолжает оставаться "незаконнорожденным дитем", которым мало интересуются авиационные и спортивные ведомства. Оно предоставлено самому себе , испытывает материальные трудности, слышит грозные окрики и предостерегающие увещевания. Между тем поучительная история "домашнего" авиастроения , пережившего и трагические беды и серьезные успехи, призывает с должным вниманием отнестись к этому виду технического творчества. Обзору работ самодеятельных авиаконструкторов посвящена предлагаемая статья.
На рисунке: Автожиры различных конструкций, построенные по схеме "Джайрокоптера":
- автожир фирмы "Каман" (США) с реактивным двигателем; машина конструктора-любителя Дона Дебушере (США), оснащенная обтекателем-капотом двигателя; автожир, созданный англичанином К.Уоллисом, оборудован простейшей пилотской кабиной; "мини-коптер" Л.Страйдома с кабиной, защищающей пилота от встречного напора воздуха.
На рисунке: Одна из моделей бенсеновского "Джайрокоптера" - В-8. Двигатель, несущий винт, шасси и другие элементы автожира установлены на цельнометаллической основе простейшей конструкции. Толкающий винт-пропеллер и несущий винт изготовлены из клееной древесины. Грузы на передних кромках лопастей несущего винта служат для противофлаттерной балансировки. Автожир выпускается с управлением двух видов: с обычной пилотской рукояткой и рычагом, идущим непосредственно к втулке несущего винта (как показано на рисунке).
В США, например, они издают собственный журнал, чуть ли не каждый день устраивают слеты, консультируют новичков. Авторы многих удачных моделей выбились даже в предприниматели и, основав небольшие фирмы, производят простые и дешевые самолеты "для всех". Как правило, это очень маленькие, сверхлегкие аппараты, ибо, как заметил упомянутый журнал, "каждый лишний фунт конструкции оборачивается не только ее худшими летными свойствами, но и дополнительными расходами на материалы".
Конечно же, нынешние авиаконструкторы-любители и не думают просто следовать рецептам Минье. Прежде всего потому, что в их распоряжении оказались теперь надежные и компактные двигатели - их так не хватало во времена "небесной блохи". Сверхлегкой авиацией занялись искушенные в этом промысле люди. К их числу принадлежит американец Игорь Бенсен, создавший первый действительно общедоступный летательный аппарат.
Как бы открестившись от неудач предшественников, Бенсен возродил автожир - незаслуженно забытую воздушную машину (см. "ТМ", №11 за 1968 г.). Его на удивление простой и надежный "Джайрокоптер", сохранив замечательные свойства винтокрылого аппарата этого типа, пришелся по душе американцам.
На снимке: Все элементы управления автожиром Бенсена сосредоточены на простейшем рычаге (за штурвалом - автор "Джайрокоптера" Игорь Бенсен).
Основанная конструктором "Бенсен эркрафт корпорейшн" продает в США и за границей готовые автожиры, комплекты полуфабрикатов с подробнейшим описанием технологии изготовления машины, чертежи. Корпорация выпускает журнал, посвященный новинкам легкой винтокрылой техники, дает обстоятельные рекомендации по постройке автожира. Как полагает сам Бенсен, в мире 3-5 тысяч оригинальных конструкций и всяких любительских модификаций "Джайрокоптера". Среди них - и аппараты с двигателем, и автожиры-планеры, которые буксируются автомобилем или катером. "Джайрокоптеру" принадлежит уже около десятка мировых рекордов для машин подобного класса.
На снимке: Один из потомков "небесной блохи". Самолет оснащен 100-сильным двигателем "Континенталь". Воздушный винт окружен кольцом, которое улучшает характеристики пропеллера. Скорость машины превышает 350 км/ч.
В минувшем, 1973 году один из автожиров Бенсена демонстрировался на выставке "Туризм и отдых в США", побывавшей в Советском Союзе. По словам конструктора, он предпочитает добираться из дома до фирмы, расположенной в нескольких десятках километров, на автожире. Летают на машине и юные сыновья Бенсена.
Фирма не просто модифицирует исходную конструкцию, оснащая ее другими, более совершенными двигателями. Разработан и испытывается одноместный вертолет, предназначенный в случае успеха для широкой продажи. На рынок аппарат поступит только в том случае, если его обслуживание и пилотирование будут по силам непрофессиональным авиаторам.
На снимке:
Цельнометаллический самолет простейшей, "схематической" конструкции. Изготавливается любителями из полуфабрикатов, высылаемых в виде комплектов.
Впрочем, и традиционный самолет еще не исчерпал своих возможностей. Лучшее тому свидетельство - работы американского конструктора Джеймса Беде, самолет которого спроектирован в расчете на любительское изготовление в домашних условиях. БД-5 "Микро" - так называется машина - мало чем напоминает "блохи" 30-х годов. Закрытая кабина, трехколесное шасси, стремительные обводы фюзеляжа - все это сразу дает понять, что крошечный самолет - современник сверхзвуковой авиации. Опытные экземпляры БД-5 были оснащены сначала западногерманскими двухтактными моторами в 40, 50 и 70 л.с. Затем японским двигателем повышенной мощности. Скорость "Микро" превышает 300 км/ч - неплохой результат для самолета, который полностью оправдывает свое название.
Талантливый конструктор оказался и способным предпринимателем. По сходной цене продаются комплекты полуфабрикатов и чертежей. Как объявил Беде, для постройки машины достаточно 300-500 рабочих часов, проведенных в гараже или мастерской. Каждый комплект состоит из тщательно размеченных элементов, снабженных чертежами в натуральную величину.
На снимке:
Реактивный мини-самолет БД-5 американского конструктора Джеймса Беде. Скорость машины превышает 500 км/ч.
Винтовой предшественник реактивного БД-5 "Микро". На снимке показаны и основные конструктивные элементы этого удачного самолета.
Следующая новинка Беде удивительна в еще большей степени. Воспользовавшись заднемоторной компоновкой "Микро", конструктор заменил поршневой двигатель крошечным реактивным (вес около 30 кг, тяга 91 кг). Стоит привести некоторые данные этого реактивного мини-самолета. При длине 3,78 м и размахе крыльев 5,18 м взлетный вес машины составляет всего 413 кг (вес пустого самолета - 193 кг). Максимальная скорость - 535 км/ч, практический потолок - 8235 м, наибольшая дальность полета - 885 км. Беде предполагает, что и реактивный "Микро" будут изготавливать любители из проданных им полуфабрикатов.
Мы намеренно остановились на любительских конструкциях, ставших прототипами десятков и сотен копий. Далеко не все современные "блохи" удостоены такой чести. Оно и понятно: большинство самодеятельных конструкторов строят лишь для собственного удовольствия. Но даже дилетантам удаются неплохие машины, которые вполне удовлетворяют главному своему назначению - позволяют совершать спортивные, развлекательные полеты, не требующие от владельца профессиональной пилотской подготовки.
Главное, чтобы машина недорого обходилась, была неприхотлива к обслуживанию и требовала минимальных размеров взлетно-посадочной площадки.
В начале нынешнего года французская авиационная общественность была поражена полетами одной из таких самоделок, оснащенной двумя моторчиками от. машины для стрижки газонов. Вот что пишет в редакцию "ТМ" наш давний автор, французский инженер бывший летчик полка "Нормандия - Неман" Константин Фельдзер: "На днях старые друзья пригласили меня посмотреть, как летает одна странная машина. Когда мне сказали, что этот двухмоторный самолет, весящий 63 кг, летает со скоростью до 200 км/ч и выполняет полный набор фигур высшего пилотажа, я подумал: еще одна "утка", рассчитанная на доверчивых простаков. Ничего подобного: на глазах зрителей, десятка фотографов и операторов телевидения мой старый друг Роберт Бюиссон (67 лет) взлетел на этой крохе, как на истребителе, и "открутил" на высоте 1000 м весь комплекс воздушной акробатики. Кажется, будто перестали существовать старые аэродинамические принципы: пропеллеры самолета, вращающиеся со скоростью 6000 об/мин, работают с к.п.д. 83 %.
При транспортировке самолет умещается на прицепе размерами 4х1,40х1,50 м. К полету его готовит один человек за 4 мин.
На днях конструктор Мишель Коломбан получит официальное разрешение, допускающее полеты на машине с любых аэродромов, под управлением любого профессионального летчика, без парашюта".
На рисунке:
Схема двухмоторного мини-самолета французского конструктора Мишеля Коломбана. Машина выполняет полный комплекс фигур высшего пилотажа.
Как ни поразительны свойства нынешних "небесных блох", объясняются они вовсе не чудом или действием неизвестных прежде законов летания. Большая авиация дала конструкторам-любителям новые материалы, оборудование, научила рационально компоновать агрегаты, экономить вес, с должным уважением относиться к аэродинамике. В корне изменилось представление о летающих самоделках: на смену хлипким расчалочным бипланам из любого подручного материала, с маломощными и тяжелыми моторами пришли изящные, надежные машины. Как и прежде, они кустарного изготовления, но и кустарщине наших времен могли бы позавидовать многие пионеры воздухоплавания. Если дедушки современных любителей делали сами чуть ли не все детали своих поделок, то теперь к услугам умельцев масса "мелочей" фирменного производства. Кому теперь придет в голову, скажем, заново создавать колеса или прилаживать к аппарату автомобильные или велосипедные! Их попросту покупают, выбрав по каталогу готовых изделий. А крепеж, проводка рулевого управления, наконец, авиационные трубы, прокат, обшивка. С этим куда как проще в наши дни и, понятно, надежнее.
Любители создали первый самолет и заложили практическую основу всемогущей теперь авиации. Похоже, она не осталась в долгу и сторицей возвращает долг любительскому , самодеятельному авиастроению.
На снимке:
Этот неказистый с виду самолетик любительской постройки обладает неплохими летными и эксплуатационными данными.
argentavis пробую опять выходит битой :-?, мём в видимо компе червячёк сидит, а форум иначе, защищается не могу обьяснить, ну ведь не трудно в конце в ссылке убери последние три точки и букву добавь f вставь её в строчку в битом окне и нормально все открывается, пробовал, книжка очень пробуй интересная
раскрыть в писании: ". Кого люблю, того и меня. "
Т.к. у наказую нет сомнений, что Вы все-построите таки какой-либо ЛА, то таким образом сразу пытаюсь настроить Вас на деловой лад.
Так, при длинном низком, фюзеляже шасси с узенькой колеей, высокой опоре хвостовой - невозможно на взлете (а тем более на создать) посадке необходимый угол. Таким образом, о реализации полной соответствующих Су речь не идет.
Читайте также: