Рулевое управление на лодку пвх своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора!
Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.

Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации "дистанционник", то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.

1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.

Если мотор румпельный, то для подключения к нему дистанционного рулевого управления необходимо его переоборудовать. Большинство производителей моторов предлагают готовые комплекты для переделки ПЛМ под рулевое ДУ. Нередко вместо готового комплекта производитель предоставляет владельцу мотора самостоятельно определить потребность в компелектующих. В этом случае нам необходимо установить на подвесной лодочный мотор крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга, которую необходимо приобрести. Далее нужно убедиться в том, что на моторе есть место крепления рубашки троса. Как правило, лодочные моторы оборудованы специальной трубой, находящейся в районе струбцин крепления мотора к транцу. Если таковой трубы на моторе нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).

Комплект для подключения рулевого ДУ:

- крепежная пластина в количестве 1 шт. (если нет специального отверстия на моторе)

- рулевая тяга в количестве 1 шт.

- рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

- транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Итак, со стороны мотора всё готово. Что же осталось сделать?

3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.

Обратите внимание!
Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики - под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.

Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:

- рулевой трос в количестве 1 шт.

- рулевая тяга в количестве 1 шт.

- рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

- транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

Последовательность сборки и подключения рулевого управления.

В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник:
- заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!)
- слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
- крепим рубашку троса за редуктор
- устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль
- снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке
- накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
- проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)

Центровка руля
. скоро будет руководство.

- заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой
- цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения)
- вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ!
Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно!
Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора.
- если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора
- одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!

Рулевое управление подобрано, установлено и подключено!
Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!

Любой транспорт для удобной и безопасной эксплуатации необходимо дополнять сопутствующими аксессуарами. И в водномоторной среде после ПЛМ и конструктивных элементов самым популярным дополнением становится рулевое для лодки или катера. Этому важному прибору сегодня и посвятим обзорный материал. В статье поговорим о случаях необходимости покупки рулевого, а также изучим особенности конструкции и функционирования таких устройств. Кроме того, разберемся, как производится установка рулевого управления на лодку и выясним, можно ли собрать рулевую установку для маломерного судна своими руками. В общем, предоставим всю необходимую информацию по данному вопросу!

Рулевое для лодки ПВХ

Когда нужно устанавливать рулевое для лодки

Прежде всего поговорим о том, а надо ли вообще покупать рулевое для катера или на лодку. И здесь сразу хочется заметить, что никаких обязательных требований по данному моменту законодательство не выдвигает. Конечно, если плавсредство по своей конструкции изначально оборудовано рулевым, то владелец обязан поддерживать его в стабильном рабочем состоянии. Но сегодня мы разбираем другую ситуацию: когда приобретен обычный катер или лодка, и владелец хочет установить дистанционное управление для лодочного мотора. В таком случае для покупки рулевого есть несколько объективных причин:

Вот основные причины, способствующие приобретению дистанционки для маломерных судов. А сейчас предлагаем рассмотреть, как же устроено дистанционное рулевое устройство для моторной лодки или катера и по какому принципу оно работает.

Устройство рулевой консоли на лодку

Следует понимать, что рулевое управление – это комплексная система, включающая в себя несколько важных элементов. Как правило, стандартный комплект дистанционного управления для лодочного мотора состоит из следующих элементов:

  • Подвесной двигатель;
  • Рулевая консоль (с деталями для монтажа);
  • Штурвал;
  • Редуктор, подходящий под установленные на борту ПЛМ и штурвал;
  • Трос управления;
  • Тяга (с деталями крепления).

Основная нагрузка при этом ложится на редуктор, который должен преобразовывать вращательные движения штурвала в поступательное движение троса. Заметим, что для ПЛМ мощностью до 55 л.с. используются редукторы с одинарной передачей, а для двигателей мощностью свыше 55 л.с. применяют редукторы с планетарным принципом действия.

Устройство рулевой консоли на лодку

Виды рулевого управления на маломерных суднах

На сегодняшний день рулевые устройства для водного транспорта классифицируют по принципу действия и конструкционным особенностям. Для начала предлагаем изучить нюансы работы устройств различного типа, а затем уже ознакомиться с возможными вариациями конструкций.

Механическое устройство

Установка на лодку рулевого редуктора механического типа наиболее проста и доступна по стоимости для владельцев малогабаритных суден. По своей конструкции механическая дистанция на лодочный мотор состоит из следующих узлов:

  • Механический редуктор – различают 2 типа, используемые на ПЛМ мощностью до 55 л.с. и на ПЛМ с мощностью 55 – 150 л.с. Если на судне установлен более мощный двигатель, вместо механического устройства рекомендуют использовать гидравлику.
  • Рулевой трос – металлический шнур с защитной пластиковой оболочкой. Длина зависит от габаритных параметров судна, а марка вновь определяется по мощности ПЛМ. Двигатели до 55 л.с. комплектуются тросами М58, а более мощные приборы снабжают тросами М66.
  • Рулевые тяги – полностью соответствуют силе установленного мотора.
  • Штурвал – собственно, сам рычаг управления, который крепится на рулевой редуктор. Особых требований к этой детали не выдвигается, и ключевыми параметрами считаются лишь габариты судна и предпочтения пользователя.

Дистанционное управление на лодку ПВХ механического типа действует по следующему принципу. Поворот руля в сторону приводит в движение шестерню редуктора, на которую намотан трос, проложенный вдоль борта судна. Этот трос с помощью рулевых рычагов прикреплен к двигателю, которому и передается импульс. Также конструкция предусматривает ряд тросов меньшего диаметра, посредством которых переключаются передачи, регулируются обороты и угол наклона двигателя.

Возможно будет интересно: Компас для лодок, катеров или яхт - обзор российских и зарубежных производителей

Механические рулевые стойки для ПВХ лодок привлекательны невысокой стоимостью (до 10 тысяч рублей) и легкостью установки. Но вместе с тем, по сравнению с другими типами такая установка больше подвержена износу и требует более тщательного ухода.

Дистанционное управление на лодку ПВХ механического типа

Механическое управление лодки

Механическая дистанция на лодочный мотор

Гидравлическая рулевая система

Гидравлика, как правило, устанавливается на судах с моторами мощностью в 150 и более лошадиных сил. Например, это могут быть мини-яхты и крупные стеклопластиковые или алюминиевые катера. При этом конструкция гидравлической системы включает в себя следующие элементы:

  • Помпа рулевого привода (масляный нос);
  • Гидроцилиндр;
  • Гидравлические шланги;
  • Рулевое колесо.

Принцип работы такого устройства, в отличии от механики, более сложный. Рулевое колесо закрепляется на валу помпы, и при вращении штурвала помпа посылает сдавленное масло в полости гидроцилиндра, который с помощью шлангов крепится на ПЛМ. Гидроцилиндр разделен на 2 полости, и при вращении руля давление в одном из отсеков повышается, отчего поршень направляет усилие в сторону двигателя или поворотной колонки.

Важным условием надежной работы гидравлики является качественное масло, не подверженное сжатию и вызывающее минимальное трение. Эти параметры важны для исключения люфта, мешающего качеству передачи сигнала. Кстати, высокая точность сигнала способствует тому, что рулевая машинка лодочного мотора чутко реагирует на малейшее усилие. Этот момент вкупе с надежной работой и ценят пользователи гидравлики. Минус такой конструкции лишь в цене, которая в среднем составляет порядка 30 тысяч рублей.

Гидравлическое управление лодочным мотором

Гидравлическое управление для лодки

Электронное дистанционное управление на лодку

По своей сути электроника – это не отдельный тип управления, а скорее опция к гидравлике и механике. Установка электрооборудования просто помогает достичь ряда преимуществ, а именно:

  • Отказ от использования тросов и, как следствие, повышение удобства и безопасности рулевой системы;
  • Исключение установки тросов на переключатель передач;
  • Возможность единого контроля нескольких спаренных двигателей.

В общем, электроника способствует большему комфорту и удобству управления, но и стоит такое дополнение не мало. В среднем, чтобы купить комплект рулевого управления на лодку с электрооборудованием и провести монтаж системы с помощью специалистов, потребуется порядка 100-120 тысяч рублей. Поэтому на малогабаритных лодках и катерах подобная система почти не встречается. Вообще, в подавляющем большинстве случаев руль для лодки ПВХ имеет механический тип управления, поэтому именно о нем далее подробно и поговорим.

Дистанционное управление на лодку

Особенности конструкции механического рулевого управления для лодок

Как уже отмечалось, кроме принципа работы рулевые консоли отличают и конструктивные моменты. И в первую очередь наборы рулевого управления на лодку стоит разделить на стационарные и мобильные.

Стационарные установки чаще всего представляют собой несъемные панели, на которых помимо штурвала размещается целый набор навигационных приборов и необходимой электроники. Среди прочего, такая консоль может содержать тахометр, эхолот, вольтметр, навигатор и т.д. Однако, позволить себе такую установку могут только владельцы достаточно габаритных лодок и катеров (минимум 3,5 – 4 метра длины).

Мобильное рулевое управление для лодки ПВХ в свою очередь отличается компактными размерами и возможностью быстрого демонтажа устройства. Например, если планируется непродолжительный выход на воду и в штурвале нет необходимости, то его запросто можно снять и оставить на хранение в машине или гараже. Да и по своим габаритам такая консоль много места на кокпите судна не занимает, поэтому именно такой вариант рулевого предпочитают владельцы небольших по размерам лодок.

Помимо деления на мобильные и стационарные установки, дистанционное управление лодочным мотором еще классифицируют по типам материала конструкции. И здесь можно выделить следующие разновидности:

  • Пластиковая консоль – самая легкая и простая по конструкции установка. Отличается гладкой поверхностью и устойчивостью к ломкости, но частый контакт с водой может оказывать негативное влияние внешний вид установки.
  • Стеклопластик – более массивная, но при этом менее прочная конструкция.
  • Фанерная панель – установка с облегченной массой и специальным влагоустойчивым покрытием.
  • Металлическая установка – отличается высокой износоустойчивостью, но и большим весом. В большинстве случаев металлические рулевые стойки для ПВХ лодок изготавливают из нержавеющей стали.

Также стоит отметить, что в рамках одной конструкции производитель вполне может комбинировать различные материалы, например, фанера + металл или стеклопластик + металл. Делается это для повышения прочности и одновременно понижения массивности конструкции.

И напоследок упомянем еще такие детали конструкции, как габариты и способ крепления рулевого. Что касается габаритов, то сегодня на рынке можно найти дистанционное управление лодочным двигателем на маломерное судно любого типа. Так, если вы владеете ПВХ лодкой длиной в 2-2,5 метра, то идеальным вариантом станет узкий штурвал из пластика или нержавейки с размерами в полметра ширины, 50-80 см длины и высотой в 1,2 метра. Такая консоль может содержать просто один штурвал, а может и обладать креплениями для дополнительных приборов и защитой от брызг в виде небольшого бортового стекла.

На судах больших габаритов уже можно установить полноценную рулевую консоль со специальным шасси для других электроприборов. Такой вариант обычно исполнен из фанеры, стеклопластика и металлических креплений. Кроме того, существуют даже варианты пластиковых рулевых консолей с пристроенным к конструкции лодочным креслом. Такая установка располагает к большему комфорту нахождения на судне, но отличается высокой стоимостью и требовательностью к просторному кокпиту катера или лодки.

Возможно будет интересно: Навигатор на лодке - как выбрать, главные характеристики, популярные бренды

Что же касается способов монтажа рулевых стоек, то выделим лишь правосторонний и левосторонний тип креплений. Чаще всего владельцы предпочитают устанавливать руль с правой стороны, но нет никаких трудностей и в том, чтобы закрепить дистанционное управление для лодок ПВХ или катеров на левый борт судна. Собственно, о вопросах монтажа стоит поговорить более подробно, поэтому посвятим этой теме отдельный раздел.

Мобильное рулевое управление для лодки ПВХ

Как установить рулевое на лодку или катер

Установка рулевой дистанционки механического типа у опытного водномоторника не вызовет особых проблем. Главное правильно подобрать все комплектующие системы и учесть небольшие тонкости монтажа. Как правило, дистанционное управление на лодочный мотор устанавливается с учетом следующих критериев:

  • Реактивная составляющая гребного винта должна быть уравновешена;
  • Мощность редуктора аналогична мощности ПЛМ;
  • Трос подбирается в соответствии с другими комплектующими, длина зависит от габаритов судна;
  • Штурвал может быть любого размера, но судоводителю должно быть комфортно им управлять (т.е. для вращения руля не должны прилагаться большие физические усилия).

Когда все элементы конструкции правильно подобраны, собрать рулевое управление на лодку ПВХ своими руками будет уже совсем несложно. Тем более что осуществить монтаж можно двумя методами.

Если необходимо проложить кабель управления сквозь корпус судна и транец при этом расположен сбоку от ПЛМ, то рулевая тяга из комплекта исключается. В такой ситуации тягу заменяет специальный адаптер подключения рулевого троса, который и соединяет ПЛМ с консолью управления. Напрямую (без участия адаптера) такое подключение произвести невозможно, поскольку при повороте ПЛМ меняется и угол подвода троса к прибору. Как раз адаптер и дает рулевому тросу необходимую степень свободы, тем самым предотвращая возможное заламывание штока.

Но заметим, что самостоятельная установка рулевого рекомендуется лишь опытным пользователям. Если в водномоторной технике вы еще пока новичок, то, возможно, лучше обратиться за помощью к специалистам. Все-таки от правильно установленных на лодку комплектующих рулевого управления во многом зависит безопасность находящихся на борту судна пассажиров. Опытные работники надежно и безопасно смонтируют систему, а судоводителю останется лишь практиковаться в управлении и наслаждаться созданным комфортом.

Можно ли смонтировать рулевое управление для лодки самостоятельно

Выше мы отмечали, что в зависимости от технических особенностей дистанционное управление лодочным мотором можно приобрести за 10-30 тысяч рублей. Существуют и более дорогие системы, стоимость которых стартует от 50 000 и достигает значений свыше 100 000 рублей. Конечно, большинству судовладельцев такие траты на установку дистанционки не под силу. Поэтому многие опытные водномоторники предпочитают изготавливать самодельное рулевое управление для лодки.

В интернете можно найти множество подробных инструкций о том, как сделать рулевое управление на лодку ПВХ своими руками. И мы решили тоже с вами поделиться одним из самых популярных методов. Итак, будем собирать фанерную рулевую лодочную консоль, которая дополнительно снабдим приборной панелью. Вся работа будет выполняться в несколько шагов:

  • Чертежи и выбор габаритов. Размеры рулевой консоли и всех комплектующих запчастей выбираются соответственно габаритам судна и мощности установленного ПЛМ. Также при подготовке схем учитывайте, что помимо руля должна быть предусмотрена сигнальная система и места для подключения вольтметра, эхолота, тахометра и т.д.
  • Подбор материалов. Про выбор комплектующих мы говорили выше, а что же касается основного материала панели, то ее предлагаем изготавливать из водостойкого фанерного листа толщиной 12 мм.
  • Подготовка и сборка деталей. Сперва по отдельности выпиливаем каждый элемент, затем собираем все в единую конструкцию при помощи уголков для мебели. При этом все соединения дополнительно укрепляем клеем на эпоксидной основе.
  • Изготовление лицевой панели. Особого внимания заслуживает расположение рулевого редуктора, а также не забывайте о том, что в комплект рулевого управления на лодку входит рейка для размещения вспомогательных приборов и троса аварийной остановки мотора.
  • По завершению подготовительного этапа всю конструкцию шлифуем, покрываем стеклотканью, грунтуем и обрабатываем водоотталкивающим раствором.

Вот и все. Остается только закрепить изготовленную консоль при помощи крепежных элементов (болты, винты или специальные переходники) и опробовать систему в деле!

Что ж, на этом и завершим наш обзор систем дистанционного рулевого управления для лодок и катеров. Надеемся, что представленная информация была читателям интересна и полезна, а потому с радостью ждем новых встреч с вами на страницах нашего водномоторного портала!

Читайте также: