Ретро велосипед своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 10.09.2024

В рубрике о симпатичных примерах малого бизнеса — человек, реставрирующий старые советские велосипеды и дающий им причудливые названия.

Сергей Бабаев

Как все начиналось

Однажды, в начале лета, он предложил заняться старыми великами. За ночь мы придумали логотип, название, и уже в шесть утра все было готово. Ваня из Подмосковья, из Протвино, где очень много гаражей, в которых есть куча старых велосипедов, и часто их просто отдают. Некоторые он находил на улице, а я в это время просматривал Avito, Slando и прочие барахолки — там иногда попадаются дорожные советские велики, которых раньше было очень много. Стоят они обычно от 500 до 2000 р., но есть, конечно, и за 5000, и за 10000. Но, как правило, люди не видят красоты в старых великах, считают, что это мусор, металлолом, и очень удивляются, когда им дают за них деньги. Мы начали с трех: купили два с мужской рамой, один с женской и покрасили их в ретротона. Кстати, тот первый мужской до сих пор не купили: у нас вообще пока не было ни одного мальчика-покупателя. То есть один был, но и тот купил женскую раму.

Как все устроено

«Как ни странно, техническое состояние велосипедов обычно отличное. Их надо смазать, собрать-перебрать, заменить подшипники, но они ездят. Сначала я вообще ничего о них знал: первый велосипед разбирал как мог, совершенно не понимая, что делаю. Но потом с одним велосипедом пришел старый каталог, где все было показано, и третий я собирал уже нормально. Легче всего было разрабатывать цвета и дизайн — это ретроцвета, пастельные, тусклые. Ведь у каждого цвета есть ретрооттенок: у красного — вишневый, у бежевого — топленое молоко, у зеленого — еловый и так далее.

Корзинки, звонки я находил на тех же интернет-барахолках. Я стараюсь ничего нового вообще не добавлять, покупал только новые клаксоны и подножки — на советских великах подножки часто просто не предусмотрены, а люди просят. Краску покупаю в тех же местах, где продается краска для машин: 100 мл хватает на два велосипеда — с этим вопросом я был знаком очень хорошо, поэтому ничему особо учиться не надо было. Сначала мы пробовали красить баллончиками, но получалось непрочно, все облезало. Даже не знаю, в каком состоянии сейчас эти первые велики, которые мы продали, чувствую, скоро мне принесут их обратно.

С аксессуарами дело обстоит так: можно купить у человека, который продает раритет, один звоночек за 1000 р., а можно за ту же тысячу купить мешок у дедушки на рынке, где звоночков будет пятьдесят. У меня получилось через Avito найти мужика, который приволок с дачи целую кучу. Корзинки, понятно, приходится покупать новые, потому что старых просто нет. На рынке в Сокольниках одна стоит 300 р., но я ищу дешевле. На один велик я, как правило, беру пять дней, но, если напрячься, можно сделать и за два.

Велосипеды я продаю максимум за 8000 р., весь сезон так продержался, в ноль вышел через два с половиной месяца. Получается, что до двух тысяч стоит велосипед, тысячу — краска и аксессуары — с одного велика пять тысяч рублей прибыли. Многие мне говорят, что я очень дешево продаю, — наверное, придется делать дороже. Самое приятное в работе — это прорабатывать с покупателем настроение, цвета, аксессуары, — в итоге человек отражается в велике. Это гораздо интереснее, чем просто делать велосипед, а потом продавать его. Оказалось, кстати, что самая популярная вещь — это именно проект с нуля, а не готовые велосипеды.

Концепция

Как открыть мастерскую ретровелосипедов:

1. Купить велосипеды

На Avito — 4000 р. — или найти на улице. Для начала хватит трех.

2. Купить оборудование и краску

Краска, компрессор для распыления, инструменты — около 10000 р.

3. Достать аксессуары

Мешок старых фонарей, клаксонов, фар, звонков (многие из которых сломаны) — 1000 р. Корзинки — по 300 р.

4. Снять помещение

Выбрать велосипед или связаться с мастером, чтобы разработать дизайн нового, можно на сайте проекта.

Велосипед уже давно изобрели, но вот модификацией до сих пор занимаются. При чем доделывают своими руками из подручных материалов.

Чаще всего эти велосипеды используют в селах и деревнях. При чем приделывают третье колесо или корзины для удобного использования транспорта.


С удобным креслом



Автомобильные шины тоже можно использовать


Маленький велосипед — рукотворная работа


Велосипед для туристов
















Placepic

Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.

Когда вы первый раз заходите с помощью соцсетей, мы получаем публичную информацию из вашей учетной записи, предоставляемой провайдером услуги соцсети в рамках ваших настроек конфиденциальности. Мы также автоматически получаем ваш e-mail адрес для создания вашей учетной записи на нашем веб сайте. Когда она будет создана, вы будете авторизованы под этой учетной записью.


Своими руками

Необходимость сделать велосипед самостоятельно возникает в двух ситуациях: экономия финансов или желание придумать нестандартную модель. Создание двухколесного транспорта начинается с чертежа. Сначала нужно определиться с конструкцией и материалом. Чтобы собрать велосипед своими руками, важно понимать назначение каждого компонента. От некоторых элементов нельзя отказаться – снизится безопасность, или транспорт вовсе не проедет более 2 метров. Некоторые компоненты можно собрать с нуля, другие лучше использовать в готовом виде.

Элементы конструкции

Конструкция велосипеда – это нескольких основных узлов, объединенных между собой. Главный несущий элемент – рама. Среди других составляющих: передняя вилка, узлы трансмиссии, тормозные колодки, колеса, сидение и педали. Прежде чем приступать к выбору или созданию элементов, необходимо сделать чертеж.

Предпочтительнее использовать готовый чертеж для велосипеда. Преимущество – отображение эскиза в формате 3D (это даст возможность внимательно рассмотреть детали, оценить пропорции и размеры). Самостоятельно создать схему сложно – нужно правильно подобрать длину и диаметр труб, определиться с видом велосипеда. Потребуется детально изучить информацию.

Основные компоненты конструкции

Основа всей конструкции. Если есть старая ненужная рама, она подойдет для работы. Главное, хорошее состояние и отсутствие ржавчины. Деталь может быть изготовлена своими руками – из стальной или алюминиевой трубы. Изделие также можно сделать из композитного материала, пластика, древесины

При создании учитывается ход вилки, необходимый диаметр колеса и метод фиксации тормозов

Специалисты советуют поискать готовый элемент, а не создавать цепь своими руками. Причина в том, что сложно добиться хорошего качества. Лучше выбрать классическую трансмиссию

Существует два варианта: ободные и дисковые тормозные колодки. Если в планах нет экстремальных прогулок, подойдет первый вариант. Этот компонент недорогой и значительно облегчит конструкцию. Но его особенность – чувствительность к влаге и грязи. Если важно обеспечить повышенную безопасность, лучше сделать дисковые тормоза

Велосипедное седло предпочтительнее выбрать готовое. Если по душе спортивный стиль езды, понадобится жесткое и упругое сидение, конструкция которого учитывает анатомические особенности человека. Если в приоритете непродолжительные поездки, можно установить широкое и мягкое седло. Выбор огромен – важно, чтобы крепление совмещалось с креплением на подседельном штыре. Еще один серьезный момент – материал. Используются разные сплавы металлов, а также пластик

Цена зависит от веса (чем легче, тем дороже), сплавов и материалов, наличия промышленных подшипников. Важно, чтобы обеспечивалось надежное сцепление, но при этом конструкция должна быть травмобезопасной. Классический вариант хорош для повседневных прогулок. Такие педали не удерживают ноги, снижая вероятность травмы. Существуют модернизированные приспособления, прочно фиксирующие ноги – ступни не будут соскальзывать. Есть педали для акробатической езды (платформы). Если в планах сделать горный велосипед своими руками, потребуются контактные педали

Три основных требования, которые предъявляются к рулю: надежность, прочность, эргономичность. Для изготовления используют сталь, карбон или титан. На нем размещают управляющие компоненты

Нужно обратить внимание на протектор, состав покрышки, защищенность от проколов. Есть резина с особой лентой, которая прокладывается между камерой и покрышкой – это позволит накатывать тысячи км без потребности в починке камер

Если использовать дополнительные приспособления для велосипеда, сделанные своими руками, можно получить уникальную конструкцию. Есть примеры того, как умельцы объединяют подходящие куски металла, детали от автомобиля, надежную тормозную систему (останавливается даже при разрыве ведущих цепей). Такой необычный велосипед создал житель Баку, сварщик по профессии. Транспорт выгодно отличается скоростью и грузоподъемностью.


Необходимые материалы и инструменты

Материал для основных элементов подбирается индивидуально. Например, для рамы обычно используют трубы (стальные или алюминиевые). Реже – пластик или древесину. Для руля – сталь, карбон или титан.

Прежде чем по шагам разбираться, как сделать своими руками велосипед, нужно позаботиться о специальных инструментах. Потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • машина для гибки труб (чтобы не обрезать под углом, а сгибать их);
  • лобзик;
  • фиксатор резьбы.

Помимо перечисленных основных элементов, понадобятся дополнительные:

  • прочные трубы для создания вилки и удлинения рамы;
  • листовая сталь для пластин хоппера (толщина 1.4 мм);
  • болты для прикручивания фурнитуры на раму. В том числе нужно продумать держатель для фляги и кронштейны для рубашки тросов;
  • шатуны и каретка — понадобятся, чтобы вкрутить педали.

Материалы также подбираются с учетом того, какие самоделки для велосипеда планируется изготовить. Например, соорудить сидение можно из досок, пеноматериала и кожи. Понадобится просверлить два отверстия и объединить две доски посредством болтов. Обивочный материал закрепляют с помощью строительного степлера.

Сварочный аппарат Машина для гибки труб Лобзик Фиксатор резьбы Трубы для создания рамы Шатуны и каретка

Этапы изготовления

На сборку велосипеда в четыре руки потребуется примерно 6-10 часов. Понадобится стенд, чтобы удобнее было собирать конструкцию. Подставку можно заменить подручными вещами – например, эту роль может выполнить стремянка с прикрепленными черенками от лопат.

Создание велосипеда в домашних условиях своими руками полностью с нуля – задача очень сложная. Важно выбрать материал труб, позаботиться о сварочном аппарате и наборе других инструментов. Далее нужно подобрать правильное соотношение каретки, рулевой, симметрии, рассчитать углы. Если и делать велосипед с нуля, то лучшим вариантом будет чоппер – велосипед для неспешной езды на небольшие расстояния. Если нужна туристическая или спортивная модель, следует подобрать все необходимые компоненты и осуществить сборку.

Первый шаг – выбор или создание рамы. К основной конструкции примеряют колеса, крепят вилку и руль. К дальнейшим шагам относится расположение сидения, надежное закрепление колес. Непосредственно перед эксплуатацией необходимо смазать вилку.

Сборка рамы

Самый простой путь – подобрать уже готовую деталь. Но следует помнить, что форма и материал элемента повлияют на дальнейшее конструирование. Среди вариантов: рама стальная, титановая, алюминиевая, из углепластика. Например, основной материал для горного двухколесного транспорта – сплав алюминия. Вместо популярных ранее сплавов 6061 или 7005 стали использоваться улучшенные варианты с примесями (магнезита или скандия).

Самодельная рама для велосипеда может быть создана из профилей, труб или пластин. Сначала нужно проработать эскиз, отобразив все основные узлы (желательно в 3D редакторе). Главная задача – увидеть реальные размеры деталей, оценить геометрию конструкции и исключить ошибки. Например, слишком высокое расположение верхней трубы может вызвать проблемы при эксплуатации.

Изготовление рамы является более сложной задачей. Как объединить элементы рамы, подскажет чертеж велосипеда. При сборке конструкции придерживаются примерно такой последовательности:

  • заготавливают семь труб (две короткие и четыре средние);
  • нижнюю основную приваривают к кареточному стакану. Она должна крепиться к нижнему краю рулевой трубы;
  • трубу подседельного типа сваривают с нижней, подобрав необходимый угол наклона;
  • подседельную и переднюю соединяют с основной верхней;
  • нижние перья приваривают к стакану каретки;
  • скрепляют верхний конец подседельного профиля с краем нижних перьев.

Есть несколько способов объединить главные элементы, но оптимальный – сваривание. Сварочный шов отличается высокой прочностью. Дополнительные детали крепятся с помощью отверстия для болтов, например, багажник или заднее крыло. Материал для кронштейнов заднего колеса используют тот же, что и для самой рамы.




Запрессовка вилки и изготовление дроппаутов

Вилка подбирается с учетом будущей эксплуатации транспорта. Для гористой местности подойдет мягкая деталь, которая предполагает наличие амортизаторов. Если требуется создать шоссейную модель или велосипед для городских прогулок, вилки не используются из-за чрезмерного веса.

для мягкой конструкции нужно продумать такие моменты:

  • ход;
  • способ крепления тормозных колодок;
  • поддерживаемый диаметр колеса.

Запрессовка вилки делается в горизонтальном положении:

  • монтаж подшипников;
  • закрепляются конусы;
  • накидывается шайба на шток амортизатора;
  • тщательно затягиваются контргайки;
  • размещается руль в основании вилки.

Важный момент, который позволит повысить надежность будущего велосипеда, — это крепление сделанных своими руками деталей. Дефектов быть не должно, даже незначительных. Иначе безопасность конструкции снизится, вследствие чего увеличится риск травм.

Затем требуется приварить дроппауты под задние колеса. Используя пластину из металла, вырезают несколько деталей. С помощью лобзика создают углубления (под диаметр оси колеса и фиксирующих гаек). Элемент соединяют с рамой (приваривают). Посадочные углубления нужно расположить на одном и тот же уровне, иначе колесо не сядет на дроппауты.




Монтаж остальных элементов

Узлы трансмиссии подбираются готовые, ведь самостоятельно сделать переключатель скоростей или цепь сложно, не говоря уже о том, чтобы соорудить компоненты на уровне известных брендов. Поэтому для самодельного велосипеда подбирают трансмиссию классическую или же с планетарным механизмом.

  1. Установка каретки и отладка шатунов и педалей.
  2. Руль закрепляется болтом.
  3. Перед эксплуатацией транспорта вилку необходимо смазать.
  4. Подседельный штырь устанавливается в трубу по вертикали и закрепляется с помощью хомута с гайкой. Каретка помещается в стакан. Когда цепь смонтирована, ставят колеса.
  5. Сидение крепят с помощью технологии сварки. Но если требуется расширить функциональность, можно создать съемную конструкцию.
  6. Важное условие – надежное закрепление колес. Фиксация обеспечивается с помощью гаек и контргаек.



Дополнительные рекомендации специалистов

Если планируется сборка велосипеда своими руками, стоит регулярно следить за распродажами в крупных веломагазинах. Другие важные рекомендации:

  • технически сложным деталям стоит уделить особое внимание. В частности, это касается вилок и амортизаторов;
  • цветовые схемы – неявный, но важный момент. Компоненты должны сочетаться друг с другом;
  • не рекомендуется смешивать разные бренды, лучше выбрать детали одного производителя;
  • все металлические фрагменты должны быть окрашены, иначе появится коррозия – она влияет на прочность конструкции и внешний вид.

Избавляться от старого двухколесного транспорта необязательно. Можно сделать разные варианты самоделок из велосипеда своими руками. Среди примеров – столик в индустриальном стиле, уличное кресло из шин или даже люстра для дачного домика из велосипедного колеса. Можно соорудить подставку для цветов или гибкие полки из старых шин. Фантазия позволит создать по-настоящему уникальные, нужные вещи.

Соорудить велосипед самостоятельно – задача довольно сложная. Однако, если придерживаться алгоритмов выполнения работы и следовать основным рекомендациям, достичь хорошего результата вполне возможно.

Технически сложным деталям стоит уделить особое внимание Все металлические фрагменты должны быть окрашены Из старого велосипеда можно сделать разные варианты самоделок

Видео

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

За всю историю с велосипедами произошло множество трансформаций - их совершенствовали, изготавливали новые модели, стремясь создать идеальное транспортное средство. Недавно коллекционер Пол Фаррен представил увлекательную книгу об истории велосипедов - Bicycling Through Time, которая наглядно показывает, как они менялись со временем. Взглянем на примеры нескольких велосипедов из его книги.

Пол Фаррен потратил десятилетия, чтобы собрать коллекцию старых велосипедов, и показал их в своей книге. Его коллекция насчитывает около 200 велосипедов, около 40 из которых выставлены в Музее эволюции транспортных средств в городе Киалла, Австралия. Большинство моделей датируются концом 19-го века. К сожалению, Пол Фаррен скончался в 2017 году.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Трехколесный велосипед, 1882

Этот трехколесный велосипед был изготовлен компанией National Arms & Ammunition Co. в 1882 году. Это был один из самых популярных дизайнов 1880-х. Он также похож на трехколесный велосипед Salvo, модель королевы Виктории, купленную у английского изобретателя Джеймса Старли. Компания National Arms & Ammunition ранее занималась изготовлением вооружения, но сменила профиль на пике популярности велосипедов.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Велосипед-тандем Donkey Back, 1898

Велосипед-тандем Donkey Back датируется 1898 годом и был изготовлен известной в то время лондонской компанией Chater-Lea. Велосипедом могли управлять оба ездока. Также, чтобы начать движение, человек, сидящий впереди, должен был поместить обе ноги на педали, а сидящий сзади запускал велосипед, и запрыгивал.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Детский деревянный трехколесный велосипед, 1876

Детский деревянный трехколесный велосипед - модель фирм Marble и Schoeniger, выпущенная в 1876 году. Его недостаток - расстояние между задними колесами всего в 27 см, что делало велосипед чрезвычайно нестабильным и небезопасным.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Пенни-фартинг Swiftsure, изготовленный Хейнсом и Джефферисом Ариэлем Уорксом, датируется 1877 годом. По словам специалистов, модель выглядела впечатляюще, но ее тормозной механизм оставлял желать лучшего. Именно из-за него позже велосипед признали не столь безопасным для езды.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Трехколесный велосипед-тандем Coventry Rotary

Трехколесный велосипед-тандем Coventry Rotary с откидным верхом, изготовленный компанией Rudge Cycle Co., Ковентри, Англия, в 1882 году. Велосипедом могли управлять оба ездока.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Трехколесный велосипед Apollo Sociable

Трехколесный велосипед Apollo Sociable 1882 года, изготовленный компанией Singer & Co. Дизайн велосипеда быстро устарел, и к тому же, его размеры затрудняли хранение. Все модели Sociable сняли с продажи в 1886 году.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Велосипед "Barb Boneshaker"

Велосипед "Barb Boneshaker" (или "костотряс") изготовил Джеймс Финли из Мельбурна. Кстати, он выиграл первую велосипедную гонку в Австралии в 1869 году - предположительно, именно на этом велосипеде. Часть его рамы Финли сделал из старого ружейного ствола.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Велосипед от Sauder & Son, копия модели 1819 года

А это - копия велосипеда английского изобретателя Дениса Джонсона 1819 года, изготовленная компанией Sauder & Son в 2007 году. Этот железный конь пользовался популярностью в светском лондонском обществе. Велосипед был оснащен регулируемым седлом и механизмом для управления передним колесом.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Еще один "костотряс" Boneshaker 1869 года, изобретенный Пьером и Эрнестом Мишо. Единственный задний тормоз велосипеда приводился в действие поворотом руля. Некоторые считают эти модели первыми настоящими велосипедами. Они были популярны в 1860-х годах, но были жутко неудобными.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Этот "велосипед" Ingo от компании Borg Warner Co, США, называли первым значимым прогрессом за полвека. Его изобрели братья Филип и Прескотт Хьюссен в начале 1930-х годов. Правда, напоминает он гибрид велосипеда и современного самоката - и кататься на нем можно было только отталкиваясь от земли ногой.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

La Souplette, 1897

Редкий велосипед La Souplette, изготовленный в Париже в 1897 году. Это единственный пример велосипеда с деревянными колесами и передней подвеской из того времени.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Alpha Bantam изготовила лондонская компания Crypto Cycle Co в 1898 году. Эти велосипеды - примеры того, как изготовители начали совершенствовать пенни-фартинги, превращая их в подобие современных велосипедов.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Гоночный велосипед 1893 года

Гоночный велосипед 1893 года производства фирмы Raleigh of Nottingham. На протяжении трех лет был любимчиком ездоков в велосипедных гонках по всему миру. Лучший велосипедист того времени Артур А. Циммерман не раз катался на нем - так он и приобрел популярность. Он приехал в Австралию в 1895 году и посетил все штаты, неизменно выигрывая все вело-соревнования.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Триплет 1928 года

Триплет 1928 года, изготовленный Malvern Star в Мельбурне, Австралия. Его использовали для развлечения на карнавалах загородных велосипедных гонок в 1920-х и 30-х годах. Помимо откидного руля, на нем установили систему переключения передач.

Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого

Велосипед немецкого офицера 1914-18 годов

В начале Первой мировой войны в Германии было немного резины, так как большинством плантаций владели британцы. Поэтому этот велосипед производства Opel, принадлежавший немецкому офицеру в 1914-18 годах, был результатом своеобразной "импровизации".

Читайте также: